Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по избирательным системам и технологиям »

Выборы в политической системе общества и их разновидности

Выборы  в политической системе общества и их разновидности [18.12.13]

Тема: Выборы в политической системе общества и их разновидности

Раздел: Бесплатные рефераты по избирательным системам и технологиям

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.29K | Скачано: 369 | Добавлен 18.12.13 в 23:06 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Тула 2013


Содержание

Введение 3

1. Выборы в формировании институтов политической власти. Уровни и виды выборов в России 4

2. Сходство и отличие выборов в законодательные органы власти на федеральном и региональном уровнях в России: основные параметры 9

3. Определите, какие выборы проводятся в России в каждом из нижеперечисленных случаев 13

Заключение 15

Список использованной литературы 16

 

Введение

Выборы являются главной формой проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. С помощью выборов обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, поскольку именно в результате выборов избранные народом кандидаты наделяются властными полномочиями.

В связи с этим в демократическом обществе выборы являются одним из важнейших институтов легитимизации существующей политической системы и политического режима. Сам факт участия граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима, правил формирования органов власти независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству и правящим партиям.

Выборы служат важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных социальных групп. В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий, движений и отдельных депутатов. Избирательная кампания активизирует процесс осознания гражданами своих интересов, а кандидаты в депутаты, стремясь получить массовую поддержку населения, становятся особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям избирателей. И хотя депутаты после победы на выборах нередко забывают о своих обещаниях, в развитых демократических странах депутатский корпус все же ориентируется на запросы своих избирателей и свои обязательства. Таким образом по результатам выборов социальные интересы населения получают свое представительство в органах власти.

Выборы это способ смены политических элит, передача власти от одних людей к другим мирным демократическим путем через волеизъявление народа. В результате выборов обновляется состав правящей политической элиты и оппозиционной элиты, изменяется политический вес партий и их представителей, создается возможность вхождения в правящую политическую элиту граждан.

 

Выборы в формировании институтов политической власти. Уровни и виды выборов в России.

Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах.

В соответствие с Конституцией, Россия является федеративным государством, соответсвенно, существует двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ (региональные органы). В соответствие с Конституцией, в систему органов государственной власти не входят органы местного самоуправления (местные или муниципальные органы), хотя они выполняют некоторые государственно властные функции и наделены влачимыми полномочиями.

В зависимости от территории проведения выборы делятся на:

1) федеральные

2) региональные

3) местные (муниципальные).

Выборы бывают:

1) Президента РФ

2) выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

3) депутаты законодательных органов субъектов РФ

4) представительные органы местного самоуправления

5) главы исполнительных органов местного самоуправления: в городах - мэр, в районах - глава района.

Существуют различные классификации выборов

Во-первых, выборы де­лятся на очередные (основные) и внеочередные.

Очередные выборы - это выборы, которые назначаются и проводятся в связи с истечением срока полномочий избираемого органа или должностного лица. Вне­очередные (досрочные) выборы проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий избирае­мого органа (должностного лица). Основания досрочного прекращения полномочий закрепляются в за­конодательных актах, регламентирующих конституционно-правовой статус органа государственной власти, органа местного самоуправления, выборного должностного лица. Избирательное законодатель­ство устанавливает для досрочных выборов возможность сокращения сроков осуществления избира­тельных действий по сравнению с очередными выборами.

Во-вторых, выборы бывают основными и дополнительными.

Данная классификация применима только к выборам депутатов представительных (законодательных) органов. На основных выборах изби­рается весь состав представительного органа. Основанием проведения дополнительных выборов явля­ется досрочное прекращение полномочий (выбытие) депутата представительного органа, избранного по мажоритарной избирательной системе по одному из территориальных округов.

В-третьих, выделяются общие и частичные выборы.

Общими выборами являются одновременные выборы всех депутатов представительного (законодательного) органа. Частичные (ротационные) выбо­ры проводятся в случае, если представительный орган формируется путем ротации, которая предпола­гает разновременное избрание части депутатского корпуса представительного органа (либо одной из его палат). В настоящее время ротация предусмотрена на выборах законодательных (представительных) ор­ганов ряда субъектов Российской Федерации. В частности, избирательным кодексом Свердловской об­ласти подобный порядок установлен для выборов депутатов Областной Думы - палаты Законодатель­ного Собрания Свердловской области. По закону выборы депутатов проводятся один раз в два года. На каждых выборах избирается половина состава депутатского корпуса, при этом все депутаты имеют срок полномочий четыре года.

В-четвертых, выборы делятся на первоначальные и повторные. Первоначальные выборы назнача­ются в связи с истечением срока полномочий либо досрочным прекращением полномочий избираемого органа (выборного лица). Повторные выборы проводятся в случаях, если результаты первоначальных выборов были признаны несостоявшимися или недействительными. Повторные выборы следует отли­чать от повторного голосования - факультативной стадии, происходящей в пределах того же избира­тельного процесса, в рамках которого осуществлялось первоначальное голосование. Повторные выборы - самостоятельный избирательный процесс, включающий все стадии, в том числе выдвижение кандида­тов

1. Выборы назначаются органами власти соответствую­щего уровня: выборы Президента РФ - Федераль­ное Собрание, Государственной Думы - Прези­дент РФ, представительного органа субъекта РФ - глава субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ - пред­ставительный орган этого субъекта России только на календарный выходной день, но не на праздничный.

Решение о назначении выборов принимается не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или должностное лицо.

Если назначаются выборы по причине досрочного прекращения полномочий соответствующего орга­на, то решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем через 14 дней со дня та­кого прекращения полномочий.

Виды выборов:

1) по виду фор­мируемых органов, выборы могут быть: Главы государства, парламента, в органы местного самоуправления и т. д.;

2) по форме проведения выборов: непосред­ственные, косвенные (через представителей, упол­номоченных населением осуществить выборы в ор­ганы власти) и т. п.

В зависимости от масштабов и сроков проведения выборы могут быть:

а) общегосударственными (на всей территории госу­дарства),   региональными (в субъекте Федерации) и   мес­тными (в муниципальном образовании);

б) полными (выборный орган избирается в полном со­ставе) и  частичными (избирается часть депутатов выбор­ного органа взамен выбывших);

в) очередными (проводятся в установленный законом срок),   повторными (проводятся после несостоявшихся очередных выборов) и   внеочередными (проводятся после досрочного прекращения полномочий выборного органа или должностного лица).

В зависимости от принципов избирательного пра­ва выборы могут быть:

а) всеобщими (в голосовании участвуют все граждане, достигшие определенного возраста, за исключением неде­еспособных, признанных таковыми судом, и, как правило, лиц, приговоренных судом к лишению свободы) и  не всеоб­щими (в голосовании не участвуют граждане, лишенные избирательного права  по какому-либо необоснованному признаку — половому,  религиозному,  имущественному, социальному и др.);

б) равными (все граждане имеют равные возможности участвовать в выборах, избиратели имеют равное число голосов, кандидаты на выборные должности избираются от избирательных округов с примерно равным числом избира­телей) и  неравными (принципы равных выборов наруша­ются);

в) прямыми (каждый избиратель голосует непосред­ственно за конкретного кандидата или кандидатов), кос­венными (вначале избиратели выбирают так называемых выборщиков, которым они доверяют, а выборщики затем голосуют за конкретного кандидата или кандидатов) и мно­гоступенчатыми(избиратели выбирают непосредственно только низшие органы власти, которые затем выбирают вышестоящие, а последние выбирают высшие — при трех­ ступенчатых выборах);

г) тайными (контроль за волеизъявлением избирате­лей не допускается) иоткрытыми (при открытом голосо­вании);

д) свободными (участие избирателей в голосовании и их выбор зависят только от их воли) и  несвободными (на волю избирателей оказывается давление).

В зависимости от того, кого избирают, различают выборы президентские, парламентскиеи муниципальные (выборы в местные органы власти).

В зависимости от того, кто избирает, выборы бывают прямые и косвенные. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках.  Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (например, в США), правительства, судьи и др. Косвенные выборы могут иметь несколько ступеней или стадий.

Выборы бывают также очередные и внеочередные. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий выборного органа. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или отставки президента. Выборы имеют определенную периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности избранного политического курса. Продолжительность срока полномочий выборного органа имеет большое значение.  При определении оптимального срока учитывается множество факторов и обстоятельств, включая национальные и исторические традиции. Мировая практика показывает, что срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов – 4-7 лет. Оптимальным сроком считается такой, в течении которого избранное лицо могло бы реализовать свою программу, обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.

 

Сходство и отличие выборов в законодательные органы власти на федеральном и региональном уровнях в России: основные параметры.

Федеральные выборы – это выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (при этом конституционно-правовой перечень иных федеральных государственных органов является открытым в связи с возможностью распространения избирательных процессов на Конституционное Собрание и другие органы).

В РФ принято различать три уровня выборов: федеральные, региональные, муниципальные.

Федеральные выборы – это осуществляемые на основе федеральных законов непосредственно гражданами РФ выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы, а также иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ. В частности, посредством федеральных выборов может быть сформировано Конституционное собрание.

Региональные выборы представляют собой осуществляемые в соответствии с законодательством субъектов РФ выборы их законодательных (представительных)  и исполнительных органов государственной власти.

На региональном  уровне принцип выборности распространяется на депутатов (членов) законодательных (представительных) органов и высших должностных лиц исполнительных органов государственной власти. В отдельных субъектах РФ путем выборов формируются иные государственные органы (в частности, региональные органы    конституционного контроля).

Муниципальные выборы – это выборы, посредством которых жители муниципальных образований формируют в предусмотренном законодательством порядке представительные [ исполнительные органы власти]  органы власти местного самоуправления.

Необходимо отметить, что для регионального уровня избирательного законодательства характерно большое разнообразие правовых норм, в том числе и содержательное отличие правоположений, регламентирующих аналогичные отношения. Это объясняется целым рядом факторов – социально политическими, экономическими, национальными и иными особенностями развития регионов, разнообразием подходов регионального законодателя к регламентации избирательных правоотношений по выборам.

Региональное избирательное законодательство можно разделить на виды по субъекту правотворчества на: законы субъектов РФ; подзаконные нормативные правовые акты органов законодательной  и исполнительной власти субъектов  РФ; нормативные правовые акты избирательных комиссий субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; по уровню выборов регулируемых региональным избирательным законодательством, на: законодательство о выборах в региональные органы государственной власти (законодательные и исполнительные);  законодательство о выборах в органы местного самоуправления.

Основными элементами системы регионального избирательного законодательства являются законы субъектов РФ, которые можно разделить на четыре основных группы. К первой группе - Конституции,  Уставы субъектов РФ, ко второй группе  относятся законы, регулирующие отдельные виды региональных  и муниципальных выборов, к третьей – кодифицированные акты, комплексно регулирующие проводимые на территории субъекта РФ  выборы всех видов и уровней, к четвертой – законы об отдельных субъектах, процедурах  и иных элементах избирательного процесса.

В частности, к системе регионального избирательного законодательства можно отнести имеющиеся почти во всех субъектах РФ законы об избирательной комиссии субъекта. Главенствующее место среди  актов занимают Конституции, Уставы республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных кругов. Следует отметить, что в отличие от Конституции РФ многие из региональных Конституций и Уставов содержат разделы об избирательной системе, что, по всеобщему признанию, значительно превышает гарантированность избирательных прав граждан на уровне субъектов РФ, эффективность правоприменительной деятельности». В ряде  Конституций и Уставов субъектов РФ содержаться специальные главы – избирательная система или формы непосредственной демократии, в которых в общей форме формулируются принципы проведения выборов на территории субъекта  РФ. В них находят закрепление формы (организация системы) государственной власти, отражаются признаки свободных выборов (наряду с референдумом) высшим непосредственным выражением власти народа, провозглашается право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, регулируются принципиальные вопросы проведения выборов главы исполнительной власти, депутатов законодательных органов, органов местного самоуправления. Главы об  избирательных системах в Конституциях и Уставах субъектов РФ - это базирующийся на Конституции  РФ фундамент регионального избирательного законодательства, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» - являются «несущей  конструкцией» регионального избирательного законодательства. Независимо от избранной различными регионами формы избирательного законодательства, законы субъектов РФ должны быть основаны на федеральных законах и не должны противоречить им. Законы субъектов РФ могут не только дополнять и конкретизировать положения федерального законодательства, но и осуществлять самостоятельное регулирование различных аспектов избирательных отношений на региональном уровне. Подзаконные нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ не получили широкого распространения в качестве источников регионального избирательного права. Прежде всего, к ним можно отнести постановления и иные нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти. Актами органов исполнительной власти могут регулироваться отдельные аспекты организационного,  информационного, технического и иного обеспечения деятельности избирательных комиссий, государственных органов  и органов местного самоуправления по реализации избирательных прав граждан, оказании содействия избирательным комиссиям в подготовке и проведение выборов. Принимаемые на региональном и  местном уровнях правовые акты органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам организации и проведения выборов (о порядке формирования избирательной комиссии, об отведении специальных мест для размещения предвыборной агитации, об организации массовых мероприятий  и встреч с избирателями  и т.п.), носят технологический характер. Самостоятельным подзаконным источником регионального избирательного права являются акты избирательных комиссий субъектов Федерации. Они могут быть посвящены как регламентации внутри организационной  деятельности  избирательных комиссий, так и разъяснению порядка применения региональных законов о выборах. К настоящему времени в субъектах РФ сформировалась достаточно развитая система избирательного законодательства. Общий массив регионального избирательного законодательства включает более 300 законов.

 

3. Определите, какие выборы проводятся в России в каждом из нижеперечисленных случаев:

а) Если глава муниципального образования отозван избирателями:

- проводятся досрочные выборы, проводятся в сроки, установленные   федеральным законом.;

б) Если только один список кандидатов может принять участие в распределение мандатов:

Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися, проводятся повторные выборы. Повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня первоначальных выборов или не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов  недействительными. При повторных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть.;

в) Если депутат, избранный по одномандатному округу, перешел на другую государственную должность:

- проводятся дополнительные выборы;

г) Если выборное лицо регионального уровня власти отозвано избирателями: - проводятся досрочные выборы;

д) Если полномочия Президента РФ досрочно прекращены:

В случае прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

 

Заключение

Выборы - важнейший институт организации и функционирования публичной власти в современных политических обществах. Они составляют новую проблемную область и сферу профессиональной деятельности. В современной науке феномен власти вообще и выборной власти в частности осмысляется представителями самых различных профессий, и прежде всего юристами, историками, политологами и политиками. Сегодня, как и вчера, политики не только выстраивают конкретные схемы общественного устройства, но и реализуют абстрактные виды стратегии и тактики изменения существующих институтов государственной власти и управления; юристы не ограничиваются вопросами формулирования норм позитивного права и законодательства, регламентирующего власть в ее необходимых проявлениях, а активно включаются в обоснование политической практики превращения желаемого образа государства и права в реальность.

Современное понятие выборной демократии и избирательного законодательства как системы государственно-правовых институтов, основанных на политическом волеизъявлении граждан и регулирующих их участие в избирательном процессе, отличается от представлений, выработанных в прошлом. Новое избирательное право составляет значительную по своему объему и воздействию область юридических действий, правил и процедур, обеспечивающих политическую ротацию и передачу власти по итогам регулярно проводимых выборов.

В процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса резко расширяется поток политической информации и пропаганды, активизируется разнообразная политико-образовательная работа, концентрируется внимание людей на актуальных политических проблемах и альте6рнативных путях их решения. Поэтому в этот период граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт.

 

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).
  2. Федеральным законот 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ
  4. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
  5. http://www.referent.ru/1/84013 Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  6. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 2003. Электоральная статистика. – М.: Весь мир, 2004-109 с.
  7. Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы / А.В. Зиновьев, И.С. Поляшова – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003-67 с.
  8. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы / А.В. Иванченко, А.В. Кынев, А.Е. Любарев – М.: Аспект Пресс, 2005- 45 с.
  9. Шабров О.Ф.Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право.2004-235с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 17.29K
Скачано: 369
Скачать бесплатно
18.12.13 в 23:06 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе