Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Психоанализ (Вариант №7)

Психоанализ (Вариант №7) [04.01.11]

Тема: Психоанализ (Вариант №7)

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.32K | Скачано: 325 | Добавлен 04.01.11 в 23:04 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2010


Содержание

Введение 3

1. Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие психологии личности 4

2. Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов 8

3. Практическое задание 12

Заключение 14

Список используемой литературы 15

 

Введение

Психоанализ возник на заре ХХ века благодаря таланту и усилиям известного венского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда, и был одновременно и революционным подходом к пониманию многих психических феноменов, объяснению природы человеческих чувств и переживаний, и терапевтическим методом, позволяющим помочь людям с самыми различными психологическими проблемами, начиная от проблем обыденной жизни и кончая глубокой психопатологией. Он помог понять, что так называемой «сознательный» взрослый, более или менее успешно действующий в «реальности», является только частью всей личности. Под его рациональным (логическим) всегда лежит бессознательное (алогичное), и Фрейд сумел показать, какое могучее влияние оказывают неосознаваемые мысли, чувства и скрываемые даже от самого себя желания и влечения на здоровье его пациентов.

Рациональное в каждом из нас подчинено принципу реальности. Оно, как правило, соответствует социальным эталонам поведения, и всегда делает определенный шаг в определенном времени. Бессознательное - подчинено всегда социально отвергаемому, но, тем не менее, властному принципу удовольствия; оно алогично, в нем нет причинно-следственных отношений, нет противоречий, нет времени.

Тема данной контрольной работы актуальна, так как в процессе психоанализа бессознательное пациента становится доступным для самонаблюдения, осознается. Открывается и воспринимается глубинная сущность каждого из нас, в результате чего происходит исцеление, облегчение страданий и духовный рост. Однако психоанализ все еще остается феноменом, заслуживающим самого тщательного изучения. Это важно хотя бы потому, что психоанализ (правда, в значительно упрощенной форме) значительно повлиял и продолжает влиять на культуру западного общества, ценности которого проникают и на нашу почву. [6, с. 112-124]

 

1.Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие психологии личности

Психоаналитическая концепция З.Фрейда объясняет динамики: бессознательных мотиваций, влечений, комплексов и архетипов.

Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или обла­сти: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек рас­полагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они иницииру­ются при возникновении соответствующего стимула. Например, все вы прекрас­но знаете теорему Пифагора. Но до того момента, пока я не упомянул ее, она не присутствовала в вашем сознании. Таким образом, можно сделать вывод о том, что психика значительно шире сознания. Сознание — это лишь видимая часть айс­берга, а его большая часть скрыта от осознанного контроля человеком.

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими особенностями

1) оно – несловесное (невербальное);

2) «оно никогда не умирает», не теряет своей динамической силы и энергии;

3) ему закрыт прямой доступ в сознательное;

4) по динамике своего образования бессознательное есть вытесненное, формирующееся на протяжения всей жизни человека без всякого участия сознания;

5) законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное «как бы не обращает внимание» на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет все – временно», сразу прошлым, настоящим и будущим. [3, c. 77]

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). «Оно» — это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» — сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

«Оно» является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта (в теории самого Фрейда) или неосознаваемым результатом, неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов). «Я» — это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» — это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» личности — это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства.

Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я» — сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспокойства, которые часто возникают у человека, являются, по Фрейду и концепциям неофрейдистов, субъективным, эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешенных противоречий между тем, что побуждает поведение на самом деле («Оно»), и тем, что им должно было бы руководить («Сверх-Я»).

Инстинкты, содержащиеся в Ид, диктуют человеку желания, которые входят в противоречия с содержанием Супер-эго, вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое личное состояние тревоги. Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер-эго разрешается инстанцией Эго, которая с этой целью использует различные механизмы, в первую очередь, механизмы психологической защиты (вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию, сублимацию и т. п.). В противном случае возникает невроз, в основе которого лежат психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителю противоположного пола.

Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, трактуемого как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. При этом любая активность человека определяется инстинктами, хотя влияние их на поведение может быть как прямым, так и замаскированным. По мнению Фрейда, существуют два основных врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти. Они являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая поведение человека Специфическую энергию, связанную с инстинктом жизни, Фрейд назвал либидо. Это также основа развития личности, характера. [1]

Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы. Вот некоторые из них:

1. Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей для его «Сверх-Я» угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения — неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует.

2. Рационализация. Это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступку находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать нежеланием это делать; б) оправдание совершенного нежелательного действия «объективными» сложившимися обстоятельствами.

3. Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

4.  Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллекгуализированных терминах.

5. Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.

Если эти и другие защитные механизмы не срабатывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в закодированной, символической форме, например в сновидениях, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений. [5, с. 349-351]

 

2. Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов

А. Адлер и К.Г. Юнг, два представители раннего психоаналитического движения, принципиально разошлись с Фрейдом по ключевым вопросам и пересмотрели его теорию в совершенно разных направлениях. Индивидуальная психология Адлера описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного. Аналитическая психология Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придаёт значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.

Адлер предложил экономичную и прагматичную теорию, целью которой было оказание помощи людям в понимании себя и других. Основные принципы его системы следующие: индивидуум как самосогласующаяся целостность, человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, а также социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, стиль жизни личности наиболее отчётливо проявляется в её установках и поведении, направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Опираясь на оценку степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трём задачам, Адлер различал четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально-полезный тип.

Адлер полагал, что стиль жизни создаётся благодаря творческой силе индивидуума; определённое влияние на его формирование оказывает также порядковая позиция в семье. Он различал четыре порядковые позиции: первенец, единственный ребёнок, средний ребёнок и последний ребёнок в семье. Последним конструктом, на котором делается упор в индивидуальной психологии, является социальный интерес. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья.

Применение положений Адлера в психотерапии способствовало пониманию природы неврозов и путей их лечения. В адлеровском терапевтическом подходе подчёркивается важность понимания стиля жизни пациента, осознание им своих проблем и усиления его социального интереса.

Другим замечательным примером пересмотра теории Фрейда является аналитическая психология Юнга. Главное расхождение между обоими учёными касается либидо. Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту индивида.

Юнг усматривал в личности три взаимодействующие структуры: эго, личностное бессознательное и коллективное бессознательное. Эго - это всё, что человек осознаёт, личное бессознательное – хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, коллективное бессознательное состоит из архаичных изначальных элементов, называемых архетипами. В архетипах заключён опыт всего человечества. Наиболее значимыми архетипами в юнговской теории являются персона, тень, анима, анимус и самость. Символом архетипа является мандала.

Юнг ввёл понятие личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия.Юнг выделил также четыре психологических функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Результатом комбинации двух видов личностных ориентаций и четырёх различных функций являются восемь различных типов личности.

Рассматривая вопрос о развитии личности, Юнг особо выделяет движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. Для описания происходящего на протяжении всей жизни процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости он использовал термин «индвидуация». Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь самореализации. По мнению Юнга, очень немногие достигают этого высочайшего уровня развития личности. [4, с. 494]

Значение социальных и культурных влияний в формировании личности характерно для теорий Э. Фромма и К. Хорни.

Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в персонологии, уделяя особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов. Он утверждал, что пропасть между свободой и безопасностью дошла до такого предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчуждённость стали определяющими признаками жизни современного человека.

Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключительно человеку.

Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стремлениях к свободе и безопасности: потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности и потребность в системе взглядов и преданности.

Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого социальными, экономическими и политическими условиями. Непродуктивные типы характера – рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный. Продуктивный характер представляет собой цель развития человечества; в его основе лежат разум, любовь и труд.

Карен Хорни утверждает, что социальные отношения между ребёнком и родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощности, порождёнными базальной тревогой.

Хорни также утверждала, в противовес Фрейду, что мужчины испытывают зависть к женщинам из-за способности последних рожать детей и кормить их. Она также считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин. Хорни уделяла особое внимание социокультурным влияниям, особенно мужскому доминированию и дискриминации женщин, в объяснении развития личности женщины. [7, с.351]

 

3. Практическое  задание

Соотнесите основные положения психоаналитических концепций и их авторов:

а) бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях;

б) концепция о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп;

в) концепция «рыночного социального характера», определяющего влияние социокультурных факторов на жизнедеятельность людей.

1) А.Адлер;

2) К. Юнг;

3) Э. Фромм.

Ответ: 1) - а).

Индивидуальная психология — одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма и разработанное А. Адлером (1870 – 1937). Исходит из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается в раннем детстве (до пяти лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться и складываются его цели. Когда эти цели реалистичны, личность развивается нормально, а когда фиктивны — становится невротичной и асоциальной. В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности, которое вводит в действе механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения.

2) – б).

Аналитическая психология — система взглядов швейцарского психолога К. Г. Юнга (1875 – 1961), давшего ей это имя с целью ограничить ее от родственного направления — психоанализа З. Фрейда (1856 – 1939). Придавая, как и Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательному, Юнг выделил наряду с его индивидуальной (личной) формой коллективную, которая никогда не может стать содержанием сознания. Коллективное бессознательное образует автономный психический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования — архетипы (общечеловеческие первообразы) лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов.[2]

3) – в).

Неофрейдизм — одно из влиятельных направлений в современной психологии, представители которого так или иначе опираются на психоанализ 3. Фрейда. Неофрейдизм возник в 20 — 30-е гг. На его становление повлияли идеи К. Юнга и особенно А. Адлера, подчеркивавшего роль воздействия социальных условий на целевую установку, формирование чувства общности, возникновение невротических расстройств. Неофрейдизм признает важное значение открытий антропологов о различиях в психологии людей, принадлежащих к разным культурам. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательных процессов и тех путей, которые они находят для своего выражения, теоретики неофрейдизма пытаются преодолеть (или смягчить) биологизм Фрейда и делают акцент на значение социокультурных условий в возникновении неврозов, объяснении мотивационных сил и конфликтов личности. Крупнейшими представителями неофрейдизма являются американские психологи К. Хорни (1885 — 1952), Г. С. Салливен (1892 — 1949), Э. Фромм (1900—1980).

 

Заключение

Психоанализ... С момента его возникновения прошло уже целое столетие. Та оппозиция, которую вызвал против себя психоанализ в кругах официальной науки, непререкаемо свидетельствует о том, что здесь были дерзко нарушены вековые традиции западной морали и науки и сделан шаг за границы дозволенного.

Через некоторое время шум, поднятый вокруг нового учения, постепенно улегся. Психоанализ перестает быть только одним из методов психотерапии, он разросся в ряд первостепенных проблем общей психологии и биологии, истории культуры и всех так называемых «наук о духе». Став «модной» темой для разговоров, он обрастает новыми теориями, и в своей очень популяризованной форме проникает в самые различные сферы западной культуры.

Позже наступает время более трезвой оценки психоанализа, которую мы рассмотрели в данной контрольной работе.

Психоанализ становится объектом настоящего научного исследования. Наука о человеке призвана рассказать ему больше, чем он сам о себе знает. Сперва она раскрыла механизмы восприятия окружающего мира, работы его сознания. Ее следующим шагом было проникновение в глубины неосознаваемой душевной жизни. Фрейд первым отважился на этот шаг, и в этом главное историческое значение его психоанализа. Не приемля умозрительные психологические концепции психоанализа, современная научная психология и психотерапия усвоили его уроки, отбирая в них все будоражащее творческую мысль.

Но, несмотря на все достижения, современная наука все еще очень далека от постижения всех тайн человека. Будущее еще ждет своих Колумбов и Менделеевых психики.[1]

 

Список используемой литературы

1. Источник с Интернета http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Psi_Teo/23.php.

2. Источник с Интернета http://psysite.narod.ru/psychoan.htm#_Toc47077443.

3. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4.  Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии.

6. Решетников М.М. Психоанализ - без интерпретации? // Вестник психоанализа, , №1, 2002.

7. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX в. - М.: Директ-Медиа, 2008.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 20.32K
Скачано: 325
Скачать бесплатно
04.01.11 в 23:04 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе