Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Психологическая структура личности и практика делового общения

Психологическая структура личности и практика делового общения [18.05.13]

Тема: Психологическая структура личности и практика делового общения

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 49.09K | Скачано: 296 | Добавлен 18.05.13 в 15:38 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Архангельск 2012


Содержание

Введение 3

Глава 1. Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие личности 4

1.1 Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности 6

1.2 Типы тревоги по Фрейду и защитные механизмы психики 11

Глава 2. Неофрейдизм 20

Глава 3. Практическое задание 24

Заключение 25

Список литературы 26

 

Введение

Выдвижение психоаналитического учения о человеке произошло на рубеже 19 - 20 вв. Когда австрийский врач-невропатолог Фрейд (1856-1939) предложил новый метод лечения неврозов, получивший название психоанализа. Его метод стал известен как метод свободных ассоциаций.[7]

Суть ее в том, что индивид, наблюдая одно явлений, подразумевает другое, причинно связанное и эта ситуация находится под контролем сознания и мышления. Фрейд рассматривает ассоциацию с целью полного исключения сознания. Объектом изучения является цельная человеческая личность. Личность рассматричается, как продукт биологической эволюции с тесной зависимостью от общественно-культурной среды. При этом, приоритет отдается сексуальному в сфере бессознательного, мировоззренческим ориентиром являются философия Шопенгауэра и Ницше.

Фрейд,  в своей сфере изучения, известен как создатель психоанализа и его влияние на развитие личности, его учения подвергались множествам критики, но, как  и раньше, известно, что и по сей день его методы, теории и учения используются в изучении темных уголков души человека, как отдельной личности и как часть общества.

Цель моей работы, обобщить труды Фрейда, психоанализа и его влияние на личность, дать определение тревоги, которой Фрейд отвел не последнее место в своей профессиональной деятельности, рассмотреть «бессознательное» и понять, чем оно является на самом деле, или может это нечто, что невозможно обобщить?

Актуальность данной темы выражается как описание работ знаменитого деятеля и последующее использование его трудов и по сей день.

 

Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие личности

Научно-исследовательский подход к  изучению психики надёжно вывел науку психологию на новый уровень развития. Зигмунд Фрейд первым исследовал явления бессознательного, его природу и формы проявления психического. Психоаналитическая теория позволила не только периодизировать психическое развитие личности, но и создала базовые предпосылки для дальнейшего развития психологической науки.  Фрейд  рассматривает факторы влияющие на формирование и развитие психики начиная с пренатальных воздействий, влияния родов и далее - до становления характера у взрослых. В своих работах: «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три статьи по теории сексуальности» (1905), «Тотем и табу» (1913), «По ту сторону принципа наслаждения» (1920), «Массовая психология и анализ человеческого "Я"» (1921),  «Я» и «Оно» (1923), «Неудовлетворенность культурой» (1930), и др., З. Фрейд выдвинул ги­потезу о важнейшей роли сексуальности в возникнове­нии неврозов, о роли бессо­знательного и возможности его познания через анализ, интерпретации, толкование сновидений.[1]

 По Фрейду, психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а пси­хическая деятельность подсознательного - принципу реаль­ности.  Происходит вытеснение  в бессознательное неприемлемых желаний,  эгоистических, асоциальных идей. Предсознательное являясь соответствующим фильтром, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. Психоаналитическая теория З.Фрейда получила своё дальнейшее развитие в работах К.Г. Юнга, А. Адлера, К.Хорни, А. Фрейд.

Психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь онтогенез человека и использующих для его описания как личности внутренние психологические свойства индивида. Фрейд первым охарактеризовал психику человека как сферу взаимодействия между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Он считал, что причина человеческих  проблем происходит из неосознанных естественных импульсов и подводит нас к тому, о чём  мы не осведомлены.

В результате  клинической, научной практики и наблюдения, Фрейд создал первую развернутую психоаналитическую теорию личности и метод исследования психических процессов и лечения невротических расстройств, которые  невозможно изучить какими-либо другими доступными средствами.   Актуальность психоаналитической теории личности З.Фрейда не  иссякает в современной психологической науке и психотерапии. Трудно дать оценку современным теориям личности, не отдав должного признания теории З. Фрейда. Не зависимо от того, принимаем мы или отвергаем какие-то его идеи, невозможно оспорить тот факт, что влияние Фрейда на западную цивилизацию XX века, было неоспоримо глубоким и прочным.  [8]

Психоаналитическая теория Фрейда эффективно приемлема в психотерапии, психологической и консультативной практике и отвечает биопсихосоциальной научной парадигме психотерапии. Однако в поле четвертого измерения в психотерапии – в области духовности - она недостаточна для понимания и определения последней.[1]

 

Психоаналитическая структура личности    

Фрейд ввел в теорию личности три основных понятия-структуры: Ид (Оно), Эго и Супер-Эго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами. Взаимосвязь между топографической и структурными моделями показана на приведенном ниже известном Рисунке 1.

Рисунок 1 -Топографическая модель психики

Рисунок 1 -Топографическая модель психики

Из схемы видно, что сфера Ид полностью неосознаваема, в то время как Суперэго пронизывает все три уровня. Рассмотрим поподробнее  все три структуры психики.[6]

Согласно Фрейду, бессознательное состоит только из идей. И поэтому неверно говорить о бессознательных влечениях, эмоциях или чувствах. Инстинкт не может быть объектом сознания. Им может быть только идея, представляющая инстинкт. И если инстинкт не связан с идеей то о нём ничего неизвестно.

Бессознательное определяется как огромная область психической жизни, которая никогда не осознавалась или прежде была сознательной, но подверглась вытеснению. Влияние бессознательного гораздо могущественнее, чем осознаваемого. Оно может глубоко изменять мысли, идеи, эмоции и влиять на поведенческие паттерны и соматическое состояние. Человек не может непосредственно осознавать его влияния, хотя бессознательные импульсы активно стремятся к сознательному выражению.

"Ид". Слово «Ид» происходит от латинского «Оно». «Ид»  в теории Фрейда обозначает в первую очередь примитивные, инстинктивные и врожденные, витальные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция. «Ид» наполняет наше поведение энергией. «Ид» имеет  свое центральное значение для индивида на протяжении всей жизни, оно не имеет каких-либо ограничений, хаотично, спонтанно.

Являясь исходной структурой психики, Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в психическом и телесном  функционировании.  

Реализация  импульсов «Ид» и получила название - принцип удовольствия. Однако, подчиняясь этому принципу, Ид, в чистом его проявлении, может  представлять опасность для индивидуума и общества. Поэтому импульсы Ид не могут напрямую "выходить" в область осознаваемого, они проходят туда чаще через фильтры Супер-Эго. Однако, что очень важно с психотерапевтической точки зрения, Ид играет роль посредника между психическими и соматическими процессами.

«Эго» -от латинского – «Я». Эго было названо Фрейдом вторичным психическим процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Эго – психическое личности, отвечающее за безопасность и принятие решений. Эго использует часть энергии Ид для преобразования и реализации потребностей в социально приемлемом контексте и таким образом, действительно обеспечивает безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности Ид.  Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения желаний, до нахождения возможности их реализации в той или иной форме, в соответствующих условий внешней среды.

Само понятие Эго подразумевает принцип и цели психоаналитической терапии: освобождение некоторого количества энергии Ид для решения проблем на более высоком уровне психики. Таким образом, мы подошли к следующей структурной составляющей психики.  

Супер-Эго (Сверх-Я) – «Мы хотим сделать предметом этого исследования Я, наше   наисобственнейшее Я. Но возможно ли это? Ведь Я является самым подлин-ным субъектом, как же оно может стать объектом? И все-таки, несомненно, это возможно. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с самим собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время… Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в Я «Сверх-Я».  

По Фрейду Супер-Эго - заключительная составляющая развивающейся психики, функционально означающая систему ценностей, морально-нравственных императивов, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидууме.  Будучи морально-этической силой личности, Супер-Эго является следствием продолжительной зависимости от родителей, ранних предписаний и фиксированных жизненных установок. «Роль, которую позднее берет на себя «Сверх-Я», исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом… Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником».

В дальнейшем на развитие психики берет на себя основную функцию влияния микро и макросоциум. Поэтому можно рассматривать Супер-Эго и как индивидуальное отражение «надиндивидуальной» «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажены восприятием ребенка.  Супер-Эго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских предписаний, наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка.

Поощрительный аспект Супер-Эго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидума к установлению у себя высоких поведенческих стандартов. Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля может и не служить принципу реальности.   Супер-Эго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими, и если это ему преимущественно удается, у человека чаще могут возникать психологические проблемы: чувство вины, чувство несоответствия, неуверенности, беспомощности и тревоги. Этот вывод особенно важен, когда мы учитываем взаимовлияние Эго и Супер-эго в контексте невротизации личности.[4]

 

Типы тревоги по Фрейду и защитные механизмы психики   

Фрейд предполагал, что первая опасная ситуация и становится прототипом или моделью для более поздней тревоги. В последующем, по Отто Ранку - "первичная травма" - причина любых неврозов, она состоит в сильной тревоге при рождении. Поздняя тревога может быть интерпретирована в ракурсе родовой тревоги - не просто как модели, а в качестве первоисточника. Отделение от матери представляет первичную травму, и последующие отделения любого рода (отделения от груди, страх кастрации, различные сепарации) приобретают травматическое качество. Собственно тревога является функцией Эго, и назначение ее и состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, дает возможность личности в угрожающих ситуациях реагировать адаптивно. Психоаналитическая теория личности выделяет  три типа тревоги в зависимости от того, откуда исходит угроза. 

Реалистическая тревога. Эмоциональный ответ на угрозу или  понимание реальных опасностей внешнего мира называется реалистической тревогой. Она выполняет функцию Эго -самосохранения. 

Невротическая тревога.  Эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Ид станут осознанными. Невротическая тревога первоначально переживается как реалистическая (внешний источник),  и только когда возникает реальная возможность импульсам Ид прорваться через контроль Эго, возникает невротическая тревога.  Тревожность может генерализовываться от постоянного страха ожидания опасности и это может стать основой депрессивного поведения.

Моральная тревога. Психоаналитически - возникновение моральной тревоги объясняется ответом на угрозу наказания Эго со стороны Супер-Эго. Моральная тревога возникает всегда, когда Ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и Супер-Эго отвечает на это чувством несоответствия, вины, стыда.   Именно моральная тревожность приводит человека к «самонаказанию», увеличивается возможность травмирования, создания небезопасных жизненных ситуаций. [2]

Тревожные расстройства часто встречаются в общей клинической практике у людей с соматическими заболеваниями: более чем у 20%  приходящих на врачебные консультации, наблюдаются клинически значимые симптомы тревоги. Общее для всех тревожных расстройств – это чувство страха или чрезмерной тревоги, вызывающее страдание и значительные проблемы. Речь идёт о состояниях, которые отличны от депрессивного, несмотря на то, что у некоторых людей те и другие состояния могут сосуществовать.

Основная функция тревоги – помогать избегать неприемлемых, выявленных у себя инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение их в надлежащей форме и в подходящее время. Разработанные  методики и последующие экспериментальные исследования феномена тревоги  дают возможность протестировать человека и «замерить»  уровень его ситуативной и личностной тревожности, как степеней взаимообусловленности структурных составляющих психики. Например, по шкале самооценки  Спилбергера – Ханина.  Защитные механизмы помогают  осуществлению функции избегания нежелательных психических состояний. По мнению Фрейда, Эго реагирует на угрозу прорыва импульсов Ид двумя способами: блокированием выражения импульсов в сознательном поведении и искажением их до такой степени, что начальная интенсивность снизилась или отклонилась в сторону. 

Возникновение фрейдовской концепции психики было обусловлено акцентированием внимания на явлении защиты и её отношений с «Я». «Я» - это личное пространство, которое должно быть защищено от любого вторжения. Именно несовместимость того или иного представления с «Я» приводит к защитам. Причем, если от наплыва внешних возбуждений можно как-то отгородиться, то от внутренних возбуждений (например, внутренней агрессии) отгородиться можно только за счёт различных защитных механизмов психики. Понятие защиты относится одновременно и к защите чего-то и к самозащите. Есть место защиты или психическое пространство, оказавшееся под угрозой, персонаж, осуществляющий защитные действия, цель защиты (стремление сохранить или восстановить целостность «Я» и избежать любого внешнего вторжения, причиняющего человеку неудовольствие), мотив защиты (то, что побуждает к защите) и сами механизмы защиты.

Собственно все защитные стратегии направлены на снижение тревожности. И различение психологических защитных механизмов  позволяет лишь производить взаимосвязывание предъявляемых поверхностно-структурных уровней и ненаблюдаемых глубинных психических процессов. Механизмы защиты, относясь к процессам «Я», направляются против влечений и всего того, что составляет тревогу из-за их несовместимости с теми или иными представлениями. Они различаются по типу возникающего душевного расстройства, по зависимости от генетической стадии развития, по степени обработки защитного конфликта и пр.  Рассмотрим некоторые основные защитные стратегии. 

Сопротивление. Под этим понимается любое проявление человека, противостоящего попыткам другого оказать на него воздействие. Основная причина сопротивления – угроза появления неприятных мыслей, образов, аффектов, которые могут вызвать чувство стыда и угрызения совести, могут изменить самооценку, вызвать боязнь потерять контакт с кем-либо значимым.   Непосредственной причиной такой защиты является избегание тревоги, вины, стыда. Более отдаленная причина: психотравматическая ситуация, положение, в котором Эго сокрушено и беспомощно, потому что, «затоплено» тревогой, которую оно не может контролировать. Такого состояния человек стремится избежать и «включает» защиту.   Опасные ситуации, вызывающие травматические ситуации, могут быть охарактеризованы, как страх оказаться брошенным, страх уничтожения тела, чувства нелюбви, страх потери уважения к себе, страх кастрации.   Интересен факт, что, имея неосознаваемые причины сопротивления, пациенты во время психоаналитических сеансов могут осознавать какое-либо вторичное проявление процесса защиты.

Также в основе сопротивления индивида лежит неосознаваемый страх жизненных изменений, страх приобрести какой-либо новый навык, умение, качество с которым ему придется жить по новым правилам, что потребует дополнительных усилий, времени и т.п.  Страх также касается утраты внутреннего равновесия или угрозу существования внешних условий, к которым индивид уже адаптировался и  получает неосознаваемую «выгоду» от своих страданий, неумений, болезней.  «Есть лица, странно ведущие себя во время аналитической работы. Если им дают надежду и высказывают удовлетворение успехом лечения, они кажутся недовольными и регулярно ухудшают своё состояние. Позднее…, убеждаешься, не только в том, что эти лица не переносят похвалы и признания, но и в том, что на успехи лечения они реагируют обратным образом. Каждое частичное разрешение проблемы, которое должно было бы иметь результатом улучшение или временное выпадение симптомов…у них порождает немедленное усиление их страдания. В конце концов, мы приходим к убеждению, что корень надо искать, так сказать в «моральном» факторе – чувстве вины, которое находит удовлетворение в болезни и не хочет отрешиться от наказания в виде

Вытеснение. Вытеснение считается первичной защитой Эго, потому что обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги, так же являясь основой для построения более сложных механизмов. Вытеснение или «мотивированное забывание» представляет собой процесс удаления из сознания мыслей или чувств, причиняющих страдания. Вытеснение возникает в тех случаях, когда удовлетворение влечения само по себе приятно, но может стать неприятным при учете других требований. В результате вытеснения человек как бы не замечает некоторых элементов своей психической жизни. Иногда по отношению к неприятным раздражителям, приходящим извне вместо термина «вытеснение» используется «отречение». Вытесненный аффект по Фрейду, состояние «остановленности», подобно проклятию. Хорошо известно, что он стремился помочь пациенту проработать сопротивление и осознать вытесненный материал с целью последующей его проработки. 

Проекция. Это процесс, посредством которого, человек приписывает собственные неприемлемые мысли чувства и поведение другим людям. Происходит перенос чувства страха жизни и смерти на других людей: потеря близких, потеря объектов любви и заботы.  

Замещение. В данном защитном механизме проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. Замещение порождает чувство вины, когда имеет место направления на самого себя: т.е. враждебные импульсы, направленные на других, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности и осуждение самого себя.  

Рационализация. Другой способ справиться с фрустрацией и тревогой – исказить реальность. Рационализация состоит в том, что человек бессознательно подбирает удобные объяснения поведения, чтобы оправдать себя, вместо того, чтобы находить подлинные причинно-следственные связи событий.

Реактивное образование. Этот механизм действует в два этапа: неприемлемый импульс подавляется, а в сознании проявляется противоположный. З.Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений. 

Регрессия – возврат к предыдущим формам проявления мыслей, объектных отношений, структуры поведения. Регрессия бывает в трёх формах.   Первая – топическая, когда психическое возбуждение течёт от моторного конца психического аппарата обратно к своему сенсорному концу и достигает системы восприятия (относится к функциям «Я», то есть системе «Предсознание – Сознание», принципу реальности).  Вторая форма – временная, которая возвращается от более поздних к более ранним психическим структурам (относится к импульсам, целям влечения, объектным представлениям и содержанию фантазий).   Третья - формальная, при которой примитивные методы изложения занимают место более зрелых форм выражения (как и топические, относятся к функциям «Я»).  Регрессии могут происходить во всех психических инстанциях – в «Оно», в «Я» и «Сверх Я». В гипнотерапевтической практике временная регрессия  в ресурсные состояния личности является мощным  и результативным лечебным воздействием.

Сублимация. Этот механизм защиты дает возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, что их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Сублимация рассматривается как единственная, конструктивная стратегия обуздания нежелательных инстинктов. Фрейд подчеркивает, что «Сублимация первичных позывов – особенно ярко выраженная черта культурного развития; именно она дает возможность высшим формам психической деятельности – научной, художественной – играть в культурной жизни столь значительную роль».

Отрицание. Отрицание - очень примитивный механизм, который считается столь же древним как чувство боли. Способность к отрицанию нежелательных или неприятных сторон реальности служит дополнением к галлюцинаторному исполнению желаний. Отрицание включается, как защитный механизм, когда человек отказывается признать, что произошло неприятное событие. В процессе развития эго младенца отрицание, как и проекция представляют собой нормальные фазы. Однако в боле позднем возрасте, преобладание этого защитного механизма указывает на отклонения в психическом здоровье. Отрицание  наиболее типично для маленьких детей или индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом. Поскольку реальность и отрицание несовместимы то, по мере нормального развития личности, с развитием восприятия и памяти процесс такой защиты затрудняется.

Итак, мы рассмотрели механизмы защиты психики. Из вышесказанного видно, что все они, кроме сублимации, в процессе использования искажают картины наших потребностей, в результате наше Эго теряет энергию и гибкость. З.Фрейд говорил, что зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты приводят к искажению реальности.  

Многие понятия психоаналитической теории личности Фрейда впоследствии подвергались экспериментальной проверке. В частности, в последние годы был проведен ряд более надежных исследований. Научная достоверность полученных З. Фрейдом выводов проверялась на основе анализа около 2000 случаев из психиатрии, психологии, антропологии и ряда других дисциплин. Итоги таковы: часть базовых понятий психоанализа  - такие как Ид, Эго, Суперэго, стремление к смерти, либидо и тревога, - выдержала испытания средствами науки. Другая же часть понятий была признана научно несостоятельными.   

Ряд положений теории Фрейда выдержали научную проверку и  достаточно эффективны в практической деятельности психолога, психотерапевта в настоящее время:  - характеристики и периодизация психосексуального развития личности; - причинные факторы невротизации личности и базовые подходы к лечению невротических расстройств; - причинные факторы сексуальных расстройств; - защитные механизмы психики; - некоторые аспекты Эдипова комплекса у мальчиков (чувства соперничества по отношению к отцу, сексуальные фантазии по поводу матери и страх кастрации).   

Ряд положений психоаналитической теории получают  дальнейшее развитие в современных исследованиях. Например, Фрейд считал, что в сновидениях, в символической форме удовлетворяются ранее подавленные намерения и инфантильные желания. Современные последователи психоаналитического подхода считают, что к сновидческой активности, с точки зрения реализации напряжения влечения, следует подходить дифференцированно. «Само по себе желание является психическим актом, преобразующим напряжение влечения в некий конкретный образ, по отношению к которому возможна фантазийная поведенческая активность. Оформление влечения, таким образом, уже является способом, позволяющим отчасти уменьшить напряжение влечения».В символической форме идёт «поиск» компромиссного варианта  реализации вытесненного желания, напряжение может быть снято только тогда, когда, между Суперэго, Эго и Ид будет достигнут компромисс. 

Если мы говорим о глубинной психологии, то она присутствует во всех современных психологических теориях, а роль бессознательного в психическом развитии личности не оспаривает никто. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством. Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологической науки, а может быть и, направил ее по определенному пути развития.  [3]

 

Неофрейдизм

Неофрейдизм - направление в психологии, психиатрии, социологии и философии, получившее распространение преимущественно в США. Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа. В то же время всех их объединяет приверженность определенным идеям и установкам фрейдизма (прежде всего психологизм в подходе к общественным явлениям) , а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации.

Значительное влияние на формирование неофрейдизма оказали этнопсихологические изыскания этнографов Р. Бенедикт, К. Дюбуа, Б. Малиновского, Р. Линтона, М. Мид, Э. Сапира, И. Халлоуэла.

В этом отношении почва для неофрейдизма была подготовлена первыми "раскольниками" внутри психоанализа - А. Адлером, О. Ранком, В. Райхом,К. Юнгом. Все они, за исключением В. Райха, отвергли фрейдовский биологизм, сексуальный детерминизм и инстинктивизм, придавали меньшее значение бессознательному.

К. Хорни после эмиграции в США в 1932 г. обнаружила, что подоплека невротических конфликтов у пациентов в Новом свете существенно отличалась от таковой у пациентов в Германии и Австрии. Осмысление этих фактов привело Хорни к отказу от фрейдистской теории инстинктов и к признанию социо-культурной обусловленности психопатологии. Помимо чрезмерной биологической ориентации к числу глубочайших методологических ошибок Фрейда  Хорни отнесла склонность к дуалистическому и механико-эволюционистскому мышлению.

Однако неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности. Сохранив ядро психоаналитического метода, неофрейдисты подвергают его переинтерпретации с позиций "культурного" подхода.

Неофрейдисты описали несколько разновидностей невротического характера и проанализировали вызывающие их конфликты, типичные для образа жизни людей в ХХ веке.

Идеи Фрейда получили широкое развитие в трудах его последователей. Так, один из его ближайших учеников Альфред Адлер (1870-1937) перенес акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их поведении в рамках семьи, межличностных отношений и взаимоотношений социальных групп.

А. Адлер подверг критике учение Фрейда, преувеличивающего биологическую и эротическую детерминацию человека. По Адлеру человек - не только биологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность которого связана с сознательными интересами, поэтому "бессознательное не противоречит сознанию" , как это имеет место у Фрейда. Таким образом, Адлер в определенной степени уже - социологизирует бессознательное и пытается снять противоречие между бессознательным и сознанием в рассмотрении человека.

Другой его ученик и близкий сподвижник Карл Густав Юнг (1875-1961) развивал учение о коллективном бессознательном, определяющем поведение социальных групп.

Это учение основывалось на многих положениях теории массовой психологии, изложенных, в частности, в работах З. Фрейда.

Представители  психокультурного фрейдизма Карен Хорни (1885-1952) , Эрих Фромм (1900-1980) и др., признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей, обосновывают роль в этом социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры. По их мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения.

Американский неофрейдист, социальный психолог и социолог Э. Фромм выступил против биологизации и эротизации бессознательного и подверг критике теорию  Фрейда об антагонизме между сущностью человека и культурой. Но вместе с тем он отверг и социологизаторские трактовки человека. По его собственному признанию, его точка зрения является "не биологической, и не социальной" . Одним из наиболее важных факторов развития человека, по Фромму, является противоречие, вытекающее из двойственной природы человека, который является частью природы и подчинен ее законам, но одновременно это и субъект, наделенный разумом, существо социальное. Это противоречие он называет "экзистенциальной дихотомией". Она связана с тем, что ввиду отсутствия сильных инстинктов, которые помогают в жизни животным, человек должен принимать решения, руководствуясь своим сознанием. Но получается так, что результаты при этом не всегда оказываются продуктивными, что порождает тревогу и беспокойство. Поэтому "цена, которую человек платит за сознание", - это неуверенность его.

Оценивая роль бессознательного в концепции Фрейда и его последователей, следует сказать, что сама постановка проблемы является несомненной заслугой  Фрейда. Подход к человеку и его существованию через соотношение бессознательного и сознания вносил новые моменты в философское понимание этой проблемы. Однако вместе с тем у Фрейда наблюдается явная абсолютизация роли бессознательного. Выступив против абсолютизации роли сознания в жизнедеятельности человека, представители этого направления впали в другую крайность.

Альтернативой обществу "обладания", порождающего "рыночного человека", должно быть, по Фромму, общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека. Изменение способа существования человека и его характера связывается им как раз с изменением самого общества, в котором основным принципом существования человека будет "быть", а не "иметь".

Таким образом, разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного.

Основоположники психоаналитической философии Фрейд и Юнг ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты А. Адлер (1870-1937) , К. Хорни (1885-1952) , Э. Фромм (1900-1980) на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей. Так, если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредотачивал свое внимание на выявлении причины действия человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, "бессознательный жизненный план", при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учению  Адлера, индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов (несовершенства человеческой природы) испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер, используя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией. [5]

 

Практическое задание

Соотнесите основные положения психоаналитических концепций и их авторов:

a) бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях;

б) концепция о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп;

в) концепция «рыночного социального характера», определяющего влияния социокультурных факторов на жизнедеятельность людей.

1) А. Адлер;

2) К. Юнг;

3) Э. Фромм.

Решение:

1) А. Адлер;

a) бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях;

2) К. Юнг;

б) концепция о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп;

3) Э. Фромм.

в) концепция «рыночного социального характера», определяющего влияния социокультурных факторов на жизнедеятельность людей.

 

Заключение

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Не ограничившись изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что "психология - это и есть Фрейд". Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.[7]

Много споров ведется на счет теории Фрейда, и по сей день. Верна ли она, или она лишь усугубляет симптомы  личности, потому как быть до конца уверенным в психологии невозможно. Природа живого существа, будь то человек или животное, еще не до конца раскрыта, поэтому можно строить  лишь теории и догадки.

 

Список литературы:

1.Ахмедов, Т. И. Практическая психотерапия ; –М.: ООО АСТ, 2003. – 447 с.

2.Демина Л.Д. Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные

механизмы личности. – Барнаул: Изд-во Алтайского государственного

университета, 2000. - 123 с.

3.Методы и техники практической психологии:  учеб. пособие / С.В. Петрушин – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.

4.Фрейд, З. «Я» и «Оно» / З. Фрейд. - М.:  ООО  АСТ-ЛТД, 1997. 320с.     

5. Холл Кэлвин С., ЛиндсейГарднер Теории личности. – М.: КСП+,

1997. – 351 с.

6. Режим доступа - http://azps.ru/sch/frd/frd4.html

7. Режим доступа - http://psysite.narod.ru/psychoan.htm

8. Режим доступа - http://www.sunhome.ru/philosophy/1236

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 49.09K
Скачано: 296
Скачать бесплатно
18.05.13 в 15:38 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе