Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической географии »
Тема: Сравнительная характеристика Уральского и Сибирского федерального округа
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической географии
Тип: Контрольная работа | Размер: 24.25K | Скачано: 302 | Добавлен 18.12.10 в 19:12 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Содержание
Уральский федеральный округ
1. Состав 3
2. Факторы развития территории 3
3. Отраслевая структура экономики и промышленности УФО 8
4. Проблемы и перспективы развития УФО 12
Сибирский федеральный округ
1. Состав 12
2. Факторы развития территории 13
3. Отраслевая структура экономики и промышленности СФО 15
4. Проблемы и перспективы развития СФО 19
Библиография 21
Уральский федеральный округ
1. Состав. Уральский федеральный округ (УФО) состоит из шести субъектов Федерации: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Индустриальный комплекс УФО остается одним из самых мощных в стране.
Площадь округа – 1788,9 тыс. км². УФО занимает по площади третье место среди федеральных округов России после Дальневосточного и Сибирского. Он размещается на стыке европейской и азиатской частей России. С запада его соседями являются Приволжский и Северо-Западный федеральные округа, с востока – Сибирский федеральный округ. На севере территория округа выходит к побережью Северного Ледовитого океана, а на юге – к Государственной границе Российской Федерации с Республикой Казахстан.
2. Факторы развития территории.
Экономико-географическое положение УФО имеет как достоинства, так и значительные недостатки. Главными его преимуществами являются: положение на транзитных сухопутных транспортных путях между европейскими и азиатскими государствами; значительный промышленный и научно-технический потенциал, накопленный за годы долгого хозяйственного развития; разнообразные природные ресурсы, по запасам многих из них УФО занимает ведущие места в России. Самые значительные недостатки экономико-географического положения – удаленность главных экономических центров округа от основных морских портов России (по существующим железнодорожным магистралям от Екатеринбурга до Санкт-Петербурга и Архангельска – около 3000 км, до Владивостока – около 6000 км); суровые природные условия на большей части территории округа, существенно затрудняющие хозяйственное развитие; слабая транспортная освоенность северо-восточной части округа, где даже административные центры субъектов РФ Салехард и Ханты-Мансийск не имеют связи с сетью железных дорог страны. В целом экономико-географическое положение УФО можно оценить как довольно выгодное для развития хозяйства, особенно для отраслей, связанных с добычей и (или) переработкой природных ресурсов.
Природные условия Уральского округа по сравнению с другими частями России можно считать средними. Они существенно затрудняют многие виды хозяйственной деятельности. В первую очередь это относится к климатическим условиям: на большей части территории округа климат умеренный континентальный со сравнительно теплым летом (средняя температура самого теплого месяца июля +18º С), но зимы длинные и холодные (средняя температура января составляет – 22º С). На севере УФО климат субарктический и арктический, с прохладным летом (средняя температура июля +8º С) и очень холодной зимой (средняя температура января – 30º С). Годовая сумма биологических активных температур, достаточная для выращивания основных российских сельскохозяйственных культур (более 1600º С), достигается только в южной части округа – в Челябинской и Курганской областях, на юге Тюменской и Свердловской областей. Однако здесь из-за влияния Уральских гор, которые задерживают идущие с запада влажные воздушные массы, но не препятствуют проникновению сухих воздушных масс из Средней Азии, в летний период часто ощущается нехватка осадков. В итоге вся территория УФО является зоной рискованной или невозможной для земледелия. Большую часть территории округа занимают неплодородные тундрово-глеевые, подзолистые и дерново-подзолистые почвы. Лишь в южных частях Челябинской и Курганской области распространены плодородные черноземы и черноземовидные почвы. Таким образом, почвенный состав также существенно затрудняет развитие сельского хозяйства.
В северной половине территории УФО широко распространена многолетняя мерзлота. В условиях избыточного увлажнения (количество осадков превышает испаряемость) это приводит к сильному заболачиванию территории. Поэтому, даже несмотря на то что большая часть территории округа – это Западно-Сибирская низменность и лишь небольшая доля – сравнительно невысокие хребты Уральских гор (максимальная высота – гора Народная, 1895 м над уровнем моря), практически вся территория округа оказывается неблагоприятной для строительства зданий, сооружений и сухопутных транспортных путей. Развитию водного транспорта препятствует многомесячный ледостав на реках и прилегающих участках Северного Ледовитого океана.
На большей части территории УФО природные условия не благоприятны для хозяйственной деятельности. Самые хорошие условия – на равнинных участках в южной части округа (некоторые районы Челябинской и Курганской областей), но и здесь частые засухи препятствуют развитию сельского хозяйства.
В округе находятся значительные запасы многих видов природных ресурсов, в первую очередь это топливно-энергетические полезные ископаемые. На территории округа размещаются около ⅔ разведанных запасов российской нефти – в основном в среднем Приобье (месторождения Самотлорское, Приобское, Усть-Балыкское и др.). Еще выше доля округа в разведанных запасах природного газа – преимущественно в нижнем Приобье и на полуострове Ямал (Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское и другие месторождения). Газовые месторождения округа – крупнейшие в мире. Очень велики также запасы торфа (заболоченные районы Западно-Сибирской низменности), значительные запасы угля (но уголь низкого качества – Челябинский, Богословский и другие бассейны).
Разнообразны на территории округа рудные месторождения. Самые крупные из них из-за многолетней интенсивной эксплуатации уже исчерпаны или имеют небольшие остаточные запасы (гора Магнитная в Челябинской области и др.). Самыми крупными месторождениями в настоящее время являются: железнорудное – Качканарское в Свердловской области, медных руд – около г. Красноуральска в Свердловской области, алюминиевых руд – Североуральское в Свердловской области, никелевых руд – около г. Верхнего Уфалея в Челябинской области, золота – Кочкарское в Челябинской области. Велики запасы многих нерудных редких видов минерального строительного сырья – асбеста и мрамора (Свердловская область). Также значительны водные ресурсы (р. Обь и ее притоки) и лесные (Свердловская область и Ханты-Мансийский АО – Югра).
Численность населения УФО сравнительно невелика – несколько более 12 млн. человек. Это предпоследнее место среди федеральных округов России перед Дальневосточным федеральным округом. При этом различия между отдельными регионами внутри округа очень значительны. Свердловская область, в которой проживает более 4 млн. человек, является одним из самых многонаселенных субъектов Российской Федерации (около 3 % населения страны), а в Курганской области и Ямало-Ненецком автономном округе проживает менее чем по 1 млн человек, причем Курганская область перешла этот рубеж только в начале XXI в.
Динамика численности населения УФО в целом схожа с общероссийской: с начала 1990-х гг. началось сокращение численности жителей. К началу 2007 г. по сравнению с 1990 г. это сокращение составило около 4 % (столько же, сколько и по Российской Федерации в целом). В отдельных регионах округа динамика населения различается радикально. Максимальным сокращение было в Курганской области, которая по сравнению с началом 1990-х гг. потеряла более 12% жителей, а в северных автономных округах население существенно увеличилось (в Ханты-Мансийском АО – Югра – на 17%).
В целом в округе наблюдается общероссийские тенденции изменения естественного движения населения: в начале 1990-х гг. небольшой естественный прирост сменился убылью, так как растущий уровень смертности превысил снижающийся уровень рождаемости. При этом показатели в УФО все-таки лучше, чем по России в целом: рождаемость чуть выше, смертность ниже и естественная убыль соответственно меньше.
Численность населения федерального округа в на 1 января 2007 г. составила 12 млн. 230 тыс. человек или 8,9 % от общей численности постоянного населения страны. Здесь проживают более 20 народностей, из них около 80 % — русские, до 10 % составляет татаро-башкирское население. Проживает треть малочисленных народов Севера России, в их числе 23 тыс. ненцев, 20 тыс. ханты, 7 тыс. манси и 1600 селькупов. Плотность населения Уральского федерального округа составляет 7 человека на кв. км. Данный показатель меньше только в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Наибольшей плотностью населения отличается центральная и южная части федерального округа, где плотность достигает 42 чел/кв. км. Такое положение дел объясняется особенностями географического положения регионов и структурой их промышленного производства. При этом 80% населения проживают в городах. Наиболее высокой степенью урбанизации характеризуются Свердловская и Челябинская области. Высокий уровень образования населения и его квалификации, благодаря сосредоточию на Урале крупных научных центров, высших учебных заведений, обеспечивает достаточные предпосылки для экономического роста с опорой на инновации.
Центр федерального округа – г. Екатеринбург. Крупнейшими городами Уральского округа являются также Челябинск, Тюмень, Магнитогорск, Нижний Тагил, Курган, Сургут, Нижневартовск, Златоуст, Каменск-Уральский. Всего более 1164 муниципальных образований.
В Уральском федеральном округе основу железнодорожной сети составляют пересекающиеся почти под прямым углом широтные и меридиональные магистрали. Наибольшее значение из широтных магистралей имеет участок Транссибирской магистрали Челябинск-Владивосток. Меридиональные дороги одновременно выполняют роль распределителей грузов, прибывающих на Урал в порядке межрайонного обмена. Лучше развита сеть меридиональных дорог на восточном склоне Урала. Выделяется линия Полуночное-Орск, параллельно ей идет дорога Серов-Челябинск. Получил развитие трубопроводный транспорт. Через территорию Урала проходят основные магистральные нефтепроводы и газопроводы из Западной Сибири в Европейские регионы России и страны Европы. Для внутренних перевозок огромную роль играет также автомобильный транспорт. Главной широтной дорогой остается старинный Сибирский тракт, связывающий Москву с Сибирью. Развит также авиационный транспорт. Через территорию Урала проходят многие внутренние и международные авиалинии. Главный узел авиалиний – Екатеринбург.
3. Отраслевая структура экономики и промышленности Уральского федерального округа.
Машиностроение является отраслью рыночной специализации на Урале, ведущие отрасли - тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение. Уральские заводы выпускают оборудование для металлургической и горнорудной промышленности, турбины, генераторы, вагоны, автомобили, трамваи, автобусы, мотоциклы, речные суда. Крупные центры машиностроения – Оренбург, Орск, Ижевск, Курган.
Черная и цветная металлургия является одной из ведущих отраслей рыночной специализации Урала и имеет общероссийское значение. Более 80% металла производят заводы и комбинаты – Магнитогорский, Челябинский, Нижнетагильский, Орско-Халиловский. Медеплавильные заводы размещены вблизи месторождений меди по восточным склонам Уральский гор – Кыштымский медеэлектролитный завод, Карабашский медеэлектролитный комбинат в Челябинской области, Кировоградский медеплавильный завод. Основные центры алюминиевой промышленности – Каменск-Уральский и Краснотурьинск. Никелевая промышленность представлена южно-уральским комбинатом в Орске и Уфалейским заводом. Доля металлургии в общем объеме обрабатывающей промышленности УФО составляет 46,4 %.
Урал относится к числу районов с низкой обеспеченностью топливно-энергетическими ресурсами. Традиционная отрасль для Урала – угольная промышленность, но угольные месторождения истощаются, закрываются шахты и карьеры. Большое значение в настоящее время имеет добыча нефти и газа, которая тем не менее не покрывает потребности Уральского эконо-мического района. На Урале существует Оренбургский газопромышленный комплекс, создана мощная нефтеперерабатывающая промышленность, наибо-лее крупные заводы по переработке нефти расположены в Уфе, Перми. Объединенная Уральская энергосистема – это одна из крупнейших в стране, ее основа – теплоэнергетика, базирующаяся на угле и природном газе. Она представлена Рефтинской (3,8 млн.кВт), Троицкой (2,5 млн. кВт) и Ириклинской (2.4 млн. кВт), Южно-Уральской ГРЭС. Развита гидроэнергетика – самые крупные ГЭС построены на Ками – Воткинская и Камская. Есть на Урале атомная электростанция - Белоярская с мощным реактором на быстрых нейтронах.
Лесная промышленность – отрасль рыночной специализации Уральского экономического района – работает на собственной сырьевой базе, представлена всеми стадиями производств начиная от заготовки древесины до выпуска бумаги, спичек. Мебели. Развита химическая переработка древесины и ее отходов. Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности расположены в Пермской и Свердловской областях. Там же расположены предприятия целлюлозно-бумажной промышленности.
Уральский экономический регион – один из ведущих в стране по развитию химической промышленности, которая представлена здесь всеми важнейшими производствами: минеральных удобрений (Березники, Соликамск), синтетических смол и пластмасс (Екатеринбург, Уфа, Нижний Тагил), синтетического каучука (Стерлитамак, Чайковский), соды, серной кислоты (Березники, Стерлитамак). Доля химической промышленности – 29,3%.
Промышленность строительных материалов Урала работает на местном не-рудном сырье и представлена цементными заводами в Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Невьянске. Урал – основной производитель сборного железобетона, домов в панельном исполнении, кирпича, гипса, щебня. В Свердловской области введена в эксплуатацию крупнейшая горно-обогатительная фабрика по производству асбеста и осуществлено строительство Киембаевского асбестового горно-обогатительного комбината в Оренбургской области.
В составе легкой промышленности Уральского экономического района выделяется кожевно-обувная, построены также предприятия текстильной промышленности, например Чайковский комбинат шелковых тканей в Пермской области. Распространена швейная промышленность. Несмотря на это, легкая промышленность по сравнению с тяжелой развита в УФО пока недостаточно. Доля легкой промышленности в УФО всего 0,4 %. В район ввозится много товаров широкого потребления из других районов страны.
В структуре сельскохозяйственного производства Урала преобладает животноводство: на севере – молочное скотоводство, птицеводство, на юге – мясомолочные и мясное животноводство, овцеводство, растет роль свиноводства. Выращивание плодовых и зерновых культур не получило широкого распространения в УФО из-за резко континентального климата и длинного зимнего периода (до 5 месяцев). Объем сельскохозяйственной продукции в УФО составил всего 131,1млрд.руб. в 2006 году, что почти в 3 раза меньше, чем в Южном Федеральном округе (367,9 млрд.руб.)
Металлургия Уральского федерального округа.
Основа промышленности Урала – металлургический комплекс, в т.ч. черная и цветная металлургия. Черная металлургия представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения железных руд до выплавки чугуна, стали и проката. Объем продукции добывающей промы-шленности в 2006 году в УФО составил 2026,8 млрд.руб., что составляет почти 55% от общероссийского. Урал не покрывает своих потребностей в железной руде естественной добычей, руды дополнительно ввозятся из Курской магнитной аномалии, с Кольского полуострова, а также из Казахстана. На металлургических заводах в доменном и сталелитейном производстве как топливо широко используется природный и коксовый газы. Наличие в железных рудах Урала легирующих добавок позволяет выплавлять металл высокого качества. Урал отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Основной тип предприятий – предприятия полного цикла, выпускающие чугун, сталь и прокат. Наиболее крупные из них – Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско-Халиловский комбинаты и Челябинский металлургический завод – дают почти 80% чугуна и 70% стали, выполняемых в районе. Кроме черных металлов в районе выплавляются и некоторые легирующие металлы, ванадий, титан, никель. Марганцевые руды на Урале пока не добываются, хотя их запасы довольно значительны – 41,3 млн.т (Североуральский марганцевый бассейн в Свердлов-ской области). Значительно развита на Урале и передельная металлургия. Производятся также ферросплавы, как доменные (Чусовой), так и выплав-ляемые электротермическим путем (Челябинск), трубопрокат (Первоуральск). Только на Урале имеется выплавка природнолегированных металлов (Новотроицк). К старым отраслям цветной металлургии относится медеплавильная промышленность. Наряду со старым дореволюционными заводами созданы новые предприятия – Медногорский (Оренбургская область) и Красноуральский комбинат (Свердловская область). Большинство медеплавильных заводов специализируется на выплавке черновой меди. В Верхней Пышме вблизи Екатеринбурга работает крупный завод по выпуску рафинированной меди. Ведущее место занимает Урал в производстве глинозема и алюминия. С алюминиевой промышленностью связано криолитовое производство, представленное Кувандыкским (Оренбургская область) и Полевским (Свердловская область) заводами. Имеется на Урале никелевая промышленность. Производство магния раз-вито в Соликамске и Березниках (Пермская область). Обработка цветных металлов, изготовление из них фольги, труб, литья производятся в Орске, Каменск-Уральском. В структуре обрабатывающей промышленности Урала металлургии принадлежит 46,4%, это более чем в два раза превышает долю металлургии в целом по Российской Федерации (21,7%). Это свидетельствует о первостепенном значении этой отрасли в народном хозяйстве Уральского Федерального округа.
4. Проблемы и перспективы развития Уральского федерального округа.
Главное направление дальнейшего развития хозяйства УФО – всемирная интенсификация производства. В последние годы в регионе снизилась фондоотдача, а возросла фондоемкость производства. Это связано с накоплением физически и морально устаревших промышленно-производственных фондов. В тяжелом положении находятся гиганты черной металлургии, особенно Нижнетагильский комбинат. Нет необходимости и в огромном чугунолитейном производства, сложившемся на Урале и создающем обостренную экологическую обстановку. В то же время возникла необходимость развития легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства. В то же время богатейшие ресурсы Полярного и Приполярного Урала вызывают необходимость их транспортной доступности. Решить эту задачу призван проект «Урал промышленный - Урал Полярный» Это предполагает в первую очередь строительство железнодорожных линий Полуночное – Обская и Обская-Салехард-Надым, а также автомагистрали Салехард–Урал-Тюмень. Важнейшими задачами являются также создание рыночной инфраструктуры, реформирование форм собственности во всех отраслях экономики Урала, развитие совместных предприятий с привлечением отечественных и зарубежных инвестиций, а также создание малых предприятий, развитие предпринимательства.
Сибирский федеральный округ
1. Состав. В состав Сибирского федерального округа входят: республики Алтай, Бурятия, Тува и Хакасия; Алтайский и Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский автономные округа. Центром ФО является город Новосибирск.
2. Факторы развития территории.
Территория СФО составляет 30% территории России, население - 20,06 млн человек. На территории Сибири сосредоточены: 85% общероссийских запасов свинца и платины, 80% угля и молибдена, 71% никеля, 69% меди, 44% серебра, 40% золота. Валовый региональный продукт составляет 11,4% ВВП России. Доля округа в общем объеме промышленного производства РФ в 2001 году составила 12,4%. Доля СФО в общей протяженности железных дорог России - 17,5%.Состав СФО: 12 субъектов Российской Федерации, в том числе: 4 республики (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия); 3 края (Алтайский, Забайкальский, Красноярский); 5 областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская). Административный центр - г. Новосибирск. Административно-территориальное деление: всего 4190 муниципальных образований, из них: муниципальных районов - 320, городских округов - 79, городских поселений - 261, сельских поселений – 3530.
Общая площадь: 5114,8 тыс. км2 (30% территории России). Протяженность территории: с севера на юг – 3566 км; с запада на восток – 3420 км. Округ граничит на севере - с Ямало-Ненецким автономным округом, входящим в6 состав Тюменской области; на западе – с Тюменской областью, Ямало-Ненецким автономным округом, Ханты-Мансийским автономным округом; на востоке - с Республикой Саха (Якутия), Амурской областью; на юге – с Республикой Казахстан, Республикой Монголия, Китайской Народной Республикой. Протяженность государственной границы 7269,6 км, в том числе: с Республикой Казахстан - 2697,9 км; с Республикой Монголия - 3316,2 км; с Китайской Народной Республикой - 1255,5 км.
На территории Сибири сосредоточены: 85% общероссийских запасов свинца и платины; 80% угля и молибдена; 71% никеля; 69% меди; 44% серебра; 40% золота. Земельные ресурсы: 59,0% земель под лесами; 8,1% - болота; 11,1% - сельскохозяйственные угодья; 3,3% - водные объекты; 18,5% - другие угодья. Из всех земель под оленьими пастбищами – 11,0%. Общая площадь лесного фонда – 371 899 тыс. га; в том числе площадь, занятая хвойными породами, - 190 268 тыс. га. Общий запас древесины на корню – 33 346 млн. м3. На территории округа расположены: 21 государственный природный заповедник (42,3% площади российских заповедников); 6 национальных парков (35,9% площади российских национальных парков). Площадь охотничьих угодий округа - 30,7% от общей площади охотничьих угодий России.
Внешнеторговый оборот в 2006 году: (по данным таможенной статистики) 36984,5 млн. долларов США (в том числе объем экспорта – 31949 млн. долларов; импорта – 5035,5 млн. долларов).
Сибирский федеральный округ - основной транспортный узел России. Через СФО проходят основные транзитные потоки России (грузоперевозки и пассажирские перевозки) из европейской части страны в азиатскую. Доля Сибирского федерального округа в общей протяженности: железных дорог России – 17,5% (2-е место); автомобильных дорог (общего и ведомственного пользования) России – 16,8% (3-е место); судоходных внутренних водных путей России – 29,7% (1-е место).
Население – 20 062,9 тыс. чел. Плотность населения – 3,9 чел. на 1 км2. Доля городского населения – 71,1%, сельского – 28,9%. Национальный состав: русские - 87,38%; буряты - 2,13%; украинцы - 1,86%; немцы - 1,54%; татары - 1,26%; тувинцы - 1,20%; казахи - 0,62%; белорусы - 0,41%; хакасы - 0,36%; алтайцы - 0,33%; чуваши - 0,31% ;азербайджанцы - 0,30%; армяне - 0,30%.
По сравнению с 2000 годом численность населения Сибирского федерального округа сократилась на 874 тыс. человек, или на 4,3%.По динамике сокращения численности населения Сибирский ФО занимает третье место среди федеральных округов России (после Дальневосточного и Северо-Западного федеральных округов). Темп сокращения численности населения в Сибирском ФО выше, чем в среднем по России. Численность экономически активного населения Сибирского федерального округа на начало 2008 года составляла 10,1 млн. человек, увеличившись на 1,2% по сравнению с началом 2007 года (в Российской Федерации соответственно - 75,2 млн. человек).
В январе – ноябре 2008 года в целом по округу число умерших превысило число родившихся в 1,1 раза; естественная убыль населения округа с начала года составила – 13,3 тыс. человек.
Наиболее высокий уровень естественной убыли населения остается в Кемеровской области и Алтайском крае (соответственно с начала года 8,8 и 6,4 тыс. человек), среди двенадцати регионов СФО рождаемость превышала смертность в шести регионах: республиках Тыва, Бурятия, Алтай и Хакасия, Забайкальском крае и Иркутской области.
Общая численность безработных на начало 2008 года составила 797 тыс. человек (88,3% к началу 2007 года), численность безработных, проживающих в городе составила 476 тыс. человек, сельского – 321 тыс. человек.
Уровень общей безработицы составил 7,9% (по России - 6,1%).
В целях снижения структурной безработицы и адаптации безработных граждан к требованиям рынка труда органы государственной службы занятости населения субъектов Российской Федерации организуют профессиональное обучение безработных граждан. В январе-июне 2008 года органами службы занятости направлено на профессиональное обучение в Сибирском федеральном округе 33,6 тыс. безработных граждан (110,8% к соответствующему периоду прошлого года). Обучение осуществлялось по профессиям, предполагающим занятость, в основном, в сфере бытового обслуживания и торговле. Наибольшим спросом у безработных пользовалось обучение на водителя, парикмахера, маникюршу, моделирование и наращивание ногтей, закройщика, продавца, охранника, повара, слесаря по ремонту автомобилей, компьютерная графика и компьютерный дизайн.
3. Отраслевая структура экономики и промышленности Сибирского федерального округа.
Отраслью рыночной специализации является угольная промышленность.
В Кузнецком и Горловском бассейнах ведется разработка энергетических и коксующихся углей. Кузнецкий бассейн является ведущим в стране. Отсюда уголь идет на экспорт. Для производства электроэнергии используются угли Канско-Ачинского бассейна, здесь построены крупнейшие угольные разрезы Назаровский, Ирша-Бородинский и Березовский.
Отраслью рыночной специализации в районе являются гидроэнергетика. Гидроэлектростанции Ангаро-Енисейского каскада-Братская, Усть-Илимская Красноярская, Саяно-Шушенская относятся к крупнейшим в стране и мире. Гидроэнергетические мощности Восточной Сибири превышают теплоэнергетические, что делает энергосистему нестабильной в маловодные годы. В западно-сибирской части СФО резко преобладает тепловая энергетика, использующая угольные ресурсы и природный газ Обь-Иртышья.
Черная металлургия имеет также общероссийское значение. Здесь работают крупнейшие в России Западно-Сибирский и Кузнецкий металлургические комбинаты, выпускающие чугун, сталь, и прокат. Западно-Сибирский завод является монополистом в производстве железнодорожных рельсов. Металлургия неполным циклом представлена Гурьевским передельным и Новосибирским листопрокатным заводами, в Восточной Сибири-передельными заводами в Красноярске и Петровск-Забайкальском, выплавкой стали и машиностроительных заводах.
В Сибирском федеральном округе развита цветная металлургия. Большое значение в районе как отрасль рыночной специализации имеет производство алюминия. Производство алюминия располагается в близи гидростанций Ангаро-Енисейского каскада, поставляющих дешевую электроэнергию. Это крупнейшие в мире заводы по производству первичного алюминия - Красноярский, Братский, Саянский, Иркутский. Полиметаллическая промышленность представлена в основном добычей и обогащением свинцово-цинковых руд. Металлический цинк в небольших объемах производится в Белове (Кемеровская область). Добыча руд и производство концентратов осуществляется на Алтайском (Алтайский край), Салаирском (Кемеровская область), Горевском (красноярский край), Нерчинском (Читинская область). Оловорудная промышленность представлена В Сибирском округе Шерловогорским (Читинская область) ГОКом.В Хакасии и Читинской области производится 80% молибденного концентрата страны. Добыча и переработка медно-никелевых и платиносодержащих руд ведется на комплексе Норильского горнометаллургического комбината. Цветная металлургия Сибири в основном работает на вывоз в районы Урала, европейского Севера, Центральной России и на экспорт.
Лесопромышленный комплекс СФО имеет межрайонное значение. Здесь широко представлены все основные подотрасли: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная и лесохимия. Лесная промышленность имеет богатую сырьевую базу. Лесозаготовка ведется в основном вдоль рек и железнодорожных магистралей. В западно-сибирской части федерального округа масштабом лесозаготовок выделяются Томская, Кемеровская области, Алтайский край. Лесопромышленными центрами являются Томск, Асион, Новосибирск, Омск, Барнаул, Бийск. Центры целлюлозно-бумажной промышленности - Красноярск, Братск, Байкальск, Селенгинск, Усть-Ильимск. Одно из направлений лесохимии - производство этилового спирта для выработки каучука и последующего производства шин получило значительное развитие в округе; комплекс производств расположен в Красноярске, Томске.
Важная роль рыночной специализации округа – пушной промысел. Региону принадлежит первое место в России по добыче ценных пушных зверей, (белка, соболь, горностай, голубой песец и др. В районе находится знаменитый Баргузинский государственный заповедник, в котором выращивается племенные породы соболя. Отрасль имеет экспортное значение.
Высоким уровнем развития отличается химическая промышленность, располагающая дешевым сырьем и топливом. В СФО имеются все условия для интенсивного развития химической промышленности, которая может стать отраслью рыночной специализации. В промышленности стройматериалов ведущее место занимает производство цемента.
Легкая промышленность представлена следующими отраслями: шерстяной (Улан-Удэ, Чита, Черногорск.), шелковой (Красноярск, Кемерово), хлопчатобумажной (Барнаул, Канск), кожевной (Омск, Новосибирск, Чита, Ангарск, Черногорск), обувной (Иркутск, Красноярск), меховой (Красноярск, Улан-Уде, Чита).
Сельскохозяйственное производство из-за экстремальных естественно-биологических условий на большей части территории сосредоточено в южных зонах округа, вдоль Транссибирской магистрали. Производство зерна высоко эффективно в западно-сибирской части. Основная культура - яровая пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха. В Восточной Сибири зерновые в основном идут на кормовые нужды, здесь основная отрасль – животноводство, имеющее территориальные различия. (На западе - молочным и молочно-мясным скотоводством и свиноводством, на востоке – еще и овцеводством). Отрасли перерабатывающей промышленности АПК представлены на западе в основном мукомольной (Томск, Прокопьевск), мясной (Новосибирск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк) и маслосыродельной отраслями. На востоке пищевая промышленность имеет местное значение. Крупные мукомольные предприятия имеются в Ачинске, Канске, Красноярске, мясокомбинаты в Улан-Удэ, Чите, Иркутске, Абакане, молочно-консервные - в Канске, Назарове.
Транспортный комплекс в Сибирском федеральном округе развит недостаточно, и это тормозит дальнейшее развитие его производительных сил. Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится свыше 90% грузооборота. Основу транспортной сети района составляют железные дороги, обеспечивающие регулярную внутреннюю связь, и связь с другими районами страны. На долю железнодорожного транспорта приходится около 80% грузооборота района Основной вид транспорта – железнодорожный. В направлении юг-север перевозки осуществляются в основном по Енисею.
Водный транспорт представлен перевозками в основном лесных, минеральных, строительных грузов по Оби, Енисею, Ангаре, Иртышу, Лене и их притокам, а также по Байкалу. Большое значение имеет Северный морской путь, который обеспечивает снабжение и вывоз продукции северных территорий.
Сеть автомобильных дорог в регионе развита слабо, автомобильный транспорт обслуживает внутренние перевозки.
Трубопроводный транспорт представлен магистральным нефтепроводами.
В структуре вывоза Сибирского федерального округа преобладают-лес, уголь, железная руда и цветные металлы, особенно алюминий. Во ввозе преобладают нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов, машины и оборудование, товары народного потребления.
4. Проблемы и перспективы развития Сибирского федерального округа.
В регионе на сегодняшний день существуют серьезные проблемы. Это социально-демографические (низкая плотность населения, недостаток трудовых ресурсов, отставание социальной сферы, недостаточный уровень квалификации кадров для развития сложных производств). Существует неравномерность размещения производственного потенциала, слабо внедряются ресурсосберегающие технологии, низкие темпы обновления основных фондов, необходимость технической модернизации производства. Недостаточно развита и местная продовольственная база для обеспечения потребности района. Возможности внешнеэкономических связей для укрепления экономического потенциала Сибири используются неполно.
В качестве основных направлений развития производительных сил можно выделить углубление специализации на топливно-энергитической, черной, цветной металлургии и лесной промышленности, улучшения их структуры за счет внедрения достижений научно-технического прогресса. Перспективно развитие химических производств. Необходимо развитие энергосвязующей Сибири с другими регионами, рост топливно-энергетической базы за счет угля и нефти, подъем машиностроения и металлообработки за счет развития авиационной промышленности, транспортного, горно-добывающего машиностроения и эффективной конверсии военно-промышленного комплекса, дальнейшее формирование Канско-Ачинского и Саянского комплексов. Дальнейшее развитие легкой промышленности района следует ориентировать на использование местного сырья, производимого агропромышленным и химическим комплексами. Необходимо развитие агропромышленного комплекса с целью снижения зависимости от ввоза продовольственной продукции. Развитие интеграции сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью, развитие транспортной сети, расширение и качественное улучшение производственного, жилищного, культурно-бытового строительства.
В Сибири все острее возникает проблемы охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов. Природные комплексы региона очень ранимы, что связано с замедлением процессов восстановления и самоочищения в условиях низких температур. Мощное промышленное освоение территории имеет негативные последствия для природы региона. Наиболее важные проблемы рационального природопользования и охраны окружающей среды возникают в связи с загрязнением воздушного бассейна, с загрязнением водного бассейна производственными и бытовыми сточными водами, молевым сплавом леса. Особое значение уделяется охране озера Байкал, роль и уникальность которого выражаются в огромных запасах пресной воды, ее чистоте. Там установлен режим особого природопользования. Охране окружающей среды в районе уделяется большое внимание, однако острота проблемы не снимается, а, наоборот, в связи с ускоренным освоением богатств СФО она будет возрастать.
Библиография
1. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие / И.А. Козьева, Э.Н. Кузьбожев. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. – 336 с.
2. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 471с.
3. Официальный сайт Сибирского федерального округа - http://www.sibfo.ru.
4. Официальный сайт Уральского федерального округа - http://www.uralfo.ru
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.