Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической географии »
Тема: Уральский Федеральный округ
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической географии
Тип: Контрольная работа | Размер: 17.98K | Скачано: 292 | Добавлен 03.06.09 в 20:51 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Содержание
Введение 3
1. Общая характеристика Уральского Федерального округа 4
2. Проблематика региона 6
3. Приоритеты и перспективы развития региона 8
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Данная тема очень актуальна, так как в условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов. Особенно важную роль играет региональная экономика в действенном научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков.
Каждый регион в настоящее время имеет разный стартовый уровень вхождения в рынок. В ряде регионов сложилась неблагоприятная обстановка из-за высокой концентрации конверсируемых отраслей оборонного комплекса. Регионы с незавершенными инвестиционными программами имеют ограниченные возможности самообеспечения. Экстремальная ситуация наблюдается в экономике почти всей зоны Севера, во многих районах Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Предметом данного исследования является анализ основных показателей УрФО. Цель работы: определить долгосрочные ориентиры экономического развития, принципы государственной экономической политики в отношении УрФО, которые реализовали бы стратегические интересы России, а также методы и средства их достижения.
Задачами данной работы является рассмотрение таких вопросов как:
- Общая характеристика Уральского Федерального округа
- Проблематика региона
- Приоритеты и перспективы развития региона
В работе я использовал литературу таких авторов как: Пыльнева Т.Г., Гаврилов А.М., Кистанов В.В., А.И. Татаркин.
1. Общая характеристика Уральского Федерального округа
Геополитическое положение УрФО определяется его экономическим и географическим положением в глубине Евразийского континента на стыке Европейского и Азиатского субконтинентов. Он располагается на границе Евро-Атлантического и Азиатско-Тихоокеанского экономических и политических пространств. Именно на Урале, на мой взгляд, пересекаются их интересы. Здесь можно обнаружить все явственнее формирующуюся зону соприкосновения геополитических интересов Севера и Юга (в их экономическом и политическом понимании).
Транзитное расположение УрФО на стыке хозяйственных интересов и формирующихся в результате этого крупных потоков товаров, сырья и людей привело к мощному развитию магистральной транспортной инфраструктуры по направлениям восток-запад и север-юг. Достаточно отметить, что через его территорию проходят электрифицированные железнодорожные магистрали Транссиба, Средсиба, Южсиба. Здесь проложено более двух десятков трубопроводов нефти и газа большого диаметра, идущих из Западной Сибири через Урал и Центр в Европу.
Уральский федеральный округ расположен, с одной стороны, на стыке наиболее экономически освоенных территорий России и Европы, с другой, выдвинут их передовым форпостом к наиболее перспективным в предстоящее десятилетие, вновь осваиваемым, богатым сырьевыми, топливными и трудовыми ресурсами восточным регионам - Сибири, Центральной Азии, Китаю, Индокитаю. УрФО расположен в фокусе трех топливно-энергетических комплексов мирового значения: Западной Сибири, включая шельф Карского моря; Тимано-Печерской провинции и далее шельфа Баренцева моря; Каспийского региона и Западного Казахстана.
Территория округа занимает площадь более 1 миллиона 788 тыс. кв. км, что составляет 10,5 % всей территории России. Численность населения федерального округа в на 1 января 2007 г. составила 12 млн. 230 тыс. человек или 8,9 % от общей численности постоянного населения страны. Здесь проживают более 20 народностей, из них около 80 % — русские, до 10 % составляет татаро-башкирское население. Проживает треть малочисленных народов Севера России, в их числе 23 тыс. ненцев, 20 тыс. ханты, 7 тыс. манси и 1600 селькупов. Плотность населения Уральского федерального округа составляет 7 человека на кв. км. Данный показатель меньше только в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Наибольшей плотностью населения отличается центральная и южная части федерального округа, где плотность достигает 42 чел/кв. км. Такое положение дел объясняется особенностями географического положения регионов и структурой их промышленного производства. При этом 80% населения проживают в городах. Наиболее высокой степенью урбанизации характеризуются Свердловская и Челябинская области. Высокий уровень образования населения и его квалификации, благодаря сосредоточию на Урале крупных научных центров, высших учебных заведений, обеспечивает достаточные предпосылки для экономического роста с опорой на инновации.
В состав Уральского федерального округа (ОРФО) входят Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-мансийский автономный округ, Свердловская, Курганская, Тюменская и Челябинская области.
Центр федерального округа – г. Екатеринбург. Крупнейшими городами Уральского округа являются также Челябинск, Тюмень, Магнитогорск, Нижний Тагил, Курган, Сургут, Нижневартовск, Златоуст, Каменск-Уральский. Всего более 1164 муниципальных образований.
Степень концентрации промышленного производства на Урале в четыре раза выше, чем в среднем по стране. Промышленность представлена топливной промышленностью, машиностроением, черной и цветной металлургией. Данные отрасли являются основой экономики округа, сохраняющей сырьевую направленность.
2. Проблематика региона
Функционирование отечественной экономики в последнее десятилетие XX в., конечно, требует глубокого научного анализа и осмысления. Хаотичное, пульсирующее проведение далеко не безупречных реформ негативно сказалось на потенциале страны, в том числе и Уральского региона. Отмечу также, что организация Уральского федерального округа наряду со многими положительными сторонами ставит перед регионом ряд новых, достаточно острых проблем.
Оценивая социально-экономическое положение Урала на старте XXI в., обращу внимание на следующие моменты:
Во-первых, по большинству параметров Урал сохранил достаточно весомые позиции в Российской Федерации. Регион по-прежнему выступает одним из локомотивов развития экономического, оборонного и научного потенциала страны.
Во-вторых, в экономике Урала достаточно заметна тенденция к росту, причем эти принципиально важные процессы происходят масштабнее и активнее, чем в России в целом.
В-третьих, наблюдается весьма специфическая тенденция к расширению монополистических начал в добывающих и перерабатывающих сырье отраслях при одновременной активизации малого и среднего предпринимательства, особенно инновационного.
Нельзя не обратить внимания на существенные изменения экономического формата Урала как территориально-хозяйственного комплекса в связи с образованием Уральского федерального округа в составе Свердловской, Челябинской, Тюменской и Курганской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Естественно, что включение в него Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, с одной стороны, и перевод в Приволжский федеральный округ республик Башкортостан и Удмуртия, Пермской и Оренбургской областей - с другой, обусловливают значительные коррективы в практике регионального хозяйствования.
Хозяйственный комплекс Урала в формате федерального округа отличает явновыраженная сырьевая специализация. Однако нельзя считать обоснованной резкую диспропорцию между добывающими и обрабатывающими производствами. Так, доля УрФО в общероссийской добыче нефти составляет 66%, а в первичной переработке нефти - только 2,2%.
Уральский экономический район по сравнению с соответствующим федеральным округом характеризовался более мощным оборонно-промышленным комплексом, высокой долей наукоемких производств, масштабной производственной инфраструктурой и разветвленной сетью кредитных учреждений. Кроме того, в федеральном округе заметно острее стоит проблема продовольственной безопасности и резче выражена территориальная дифференциация в денежных доходах населения. Например, среднедушевой денежный доход в Ямало-Ненецком автономном округе в 6,1 раза выше, чем в Курганской области.
Особенностью размещения экономического потенциала УрФО является его ярко выраженная поляризация. Здесь имеются крупнейшие в России промышленные, научные и культурные центры - два города-миллионера (Екатеринбург и Челябинск), окруженные городскими агломерациями. Эти мегаполисы сосредоточили многие индустриальные гиганты (в частности, Уралмаш и Челябинский тракторный завод). Кроме того, в них сконцентрирован огромный научный потенциал. Заметно поляризована и остальная территория округа. Большая часть промышленности сосредоточена всего лишь в 20-30 крупных индустриальных центрах второго порядка, среди которых Тюмень, Курган, Нижний Тагил, Сургут, Магнитогорск, Каменск-Уральский, Нижневартовск и др. Они соседствуют с обширными территориями, для которых характерны элементы отсталости, депрессии и спада.
3. Приоритеты развития региона
Необходимо активизировать усилия научной и производственной общественности, региональной и федеральной власти по восстановлению и развитию связей между субъектами Федерации, их интеграции в единое экономическое пространство России, формированию в территориальных образованиях рынков товаров и услуг, смягчению в них социальной напряженности, оздоровлению финансового положения хозяйствующих субъектов.
Наиболее приоритетными, видятся следующие цели:
Быстрый рост доходов всех слоев населения и сглаживание резких различий в этой сфере по территории округа, прежде всего через активизацию хозяйственных связей между входящими в него субъектами Федерации, создание благоприятных условий для активизации и стимулирования участия населения на рынке финансовых услуг, расширения потребительского спроса.
Муниципализация социальной политики. Направление ее в первую очередь на формирование необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ (медицинского обслуживания, общего образования).
Обеспечение и поддержание баланса интересов работников и работодателей, содействие занятости населения депрессивных территорий и монопрофильных городов, в том числе на основе создания условий для роста их территориально-отраслевой мобильности.
Углубление и активная диверсификация сырьевой специализации экономики округа, поддержка создания межотраслевых и межсубъектных промышленных комплексов, содействие технической и технологической интеграции, ориентированных на углубленную переработку добываемого сырья и дальнейшее повышение уровня загрузки мощностей.
Формирование агропродовольственного рынка УрФО, организация индустрии реализации производимой сельскохозяйственной продукции, поддержка хозяйств населения.
Техническое и организационное обновление транспортного комплекса округа, интенсивное развитие рыночной и деловой инфраструктуры в этой сфере.
Оздоровление экологической ситуации с одновременным наращиванием природноресурсного потенциала, становление экологического страхования.
Технологическое обновление жилищно-коммунальной сферы, формирование рынка топливно-энергетических ресурсов, стимулирование энергосбережения на региональном и муниципальном уровнях, особенно в бюджетной сфере.
Укрепление финансово-экономической базы УрФО через создание разветвленной финансово-кредитной инфраструктуры (включая территориальную интеграцию кредитных учреждений), стимулирование диверсификационных процессов на рынке финансовых услуг, становление индустрии страхования.
Консолидация всех ветвей власти и управления на реализацию социально-экономических приоритетов, повышение результативности государственного регулирования осуществляемых преобразований при максимальном учете исторических, национальных, геополитических и других особенностей округа.
При всей разноплановости сформулированных приоритетов общей для них является ориентация, с одной стороны, на повышение степени интегрированности территорий в рамках Уральского федерального округа, с другой стороны, на максимальное включение потенциального эффекта от развития межрегиональных хозяйственных связей для решения социальных проблем округа и всей Федерации.
Методы достижения:
Недостаток энергоресурсов у ряда субъектов, входящих в УрФО, целесообразно, как показывают исследования, восполнять за счет возможностей Ханты-Мансийского автономного округа. На его территории размещена одна из самых «молодых» и технически совершенных групп энергопроизводящих мощностей. Семь генерирующих станций имеют установленную мощность 10,5 МВт и вырабатывают 60 млрд. кВтч электроэнергии в год. Для энергосистем Урала, часть из которых дефицитна по генерирующим мощностям (например, «Челябэнерго», «Курганэнерго»), соседство с таким мощным образованием могло бы стать гарантией стабильного энергообеспечения, но для этого не хватает передающих сетей, которые бы соединили их с «Тюменьэнерго». В первую очередь необходимы соединительные звенья в виде ЛЭП-500 между «Тюменьэнерго» и «Свердловэнерго». Прокладка таких звеньев особенно актуальна для районов, где проходят «коридоры» нефте- и газопроводов и требуется постоянная подпитка компрессорных и перекачивающих станций. Подобное сотрудничество субъектов Федерации, расположенных в федеральном округе, позволило бы им развивать энергоемкие производства цветной и черной металлургии, электрохимии и других высокотехнологичных направлений.
Значительный эффект не только для УрФО, но и для страны в целом могли бы обеспечить активизация потоков машиностроительной продукции от предприятий Свердловской, Челябинской и Курганской областей для нужд Тюменского Севера, усиление кооперации между нефтегазовым и машиностроительным комплексами. Известны достижения АО «Уралмаш» по продвижению своих буровых установок. «Уралтрансмаш» (г. Екатеринбург) выпускает нефтяное оборудование («качалки»), соответствующее мировым стандартам. В городе Снежинск (Челябинская область) освоили выпуск скважинных установок-перфораторов. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа могут стать испытательным полигоном и одновременно «заказчиком» на новую технику, технологии, научные исследования стратегического характера. Проблема снабжения северных территорий продовольствием может быть в значительной степени решена за счет усиления взаимодействия названных автономных округов с Челябинской и Курганской областями.
Важным представляется формирование на базе академических, научно-исследовательских и учебных институтов, закрытых и «полузакрытых» административно-территориальных образований, ряда промышленных (в том числе конверсируемых) предприятий сети технополисов, наукоградов, технопарков, «инкубаторов» инновационного бизнеса, инновационно-технологических центров. Это даст мощную поддержку укреплению экономики Уральского федерального округа.
В первом квартале 2009г. полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Николай Винниченко провел совещание «О мерах по реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020года».
Стратегия структурно состоит из Концепции социально-экономического развития Уральского федерального округа; Прогноза развития УФО на период до 2020 г.; Комплекса мер по ее реализации.
Работая над Стратегией Уральского федерального округа, решалась задача обеспечения сбалансированного развития за счет согласования отраслевых и территориальных приоритетов развития.
С учетом схем территориального планирования муниципальных образований, стратегий развития бизнеса и финансового сектора, а также приоритетов стратегий долгосрочного развития ведущих отраслей экономики Российской Федерации была осуществлена доработка стратегий субъектов Федерации, которые легли в основу Стратегии УФО. Согласно этого программного документа:
Стратегической миссией УФО на прогнозный период является: формирование на инновационной основе современного высокотехнологичного индустриального ядра страны, опирающегося на эффективное использование природно-ресурсного потенциала, высококачественные трудовые ресурсы, интеграцию старопромышленного Уральского и нефтегазодобывающего Западно-Сибирского районов, опережающее развитие транспортно-энергетической инфраструктуры.
Главной стратегической целью является: максимальное повышение уровня и качества жизни на основе эффективного использования совокупного потенциала региона и реализации сценария устойчивого инновационного развития.
В качестве основного в Стратегии УрФО выбран инновационный сценарий развития, который базируется на сочетании трех составляющих перспективного развития округа: экономики, социальной сферы и экологии, по направлениям которых предполагается осуществление крупномасштабных межрегиональных мегапроектов.
Межрегиональный проект в сфере экономического взаимодействия и развития территорий УФО основан на многополярном развитии территории, за счет формирования пяти крупных зон опережающего развития - каркаса структуры пространственной организации УФО на период до 2020 года: Западно-Сибирской; Уральской промышленной; зоны «Полуостров Ямал», зоны «Восточный склон Урала» и Южно-Уральской сельскохозяйственной зоны. Интеграцию указанных зон и взаимодействие между ними обеспечит проект «Урал Промышленный – Урал Полярный». Межрегиональные проекты в сфере социальной сферы и экологии опираются на опыт и технологию формирования и реализации приоритетных национальных проектов, которые показали эффективность комплексного и системного подхода к организации межсферного взаимодействия и концентрации ресурсов на приоритетах развития. Общий объем инвестиций за период реализации инновационного сценария Стратегии составит свыше 28 трлн. руб. в ценах 2007 г. Рост экономических показателей будет достигнут за счет повышения доли высокотехнологичных производств. Доля добывающего сектора сократится к 2020 г. до 28,6%. Основным фактором роста последних станет машиностроение, прогнозные темпы прироста которого составят в среднем за период до 2020 годы - 9,5% в год.
Инновационный процесс в прогнозный период должен стать всеохватывающим, трансформирующим практически все виды деятельности уральской экономики, в первую очередь базовые отрасли.
За счет этого предполагается основной рост производительности труда.
Особенность Стратегии в том, что она базируется на уникальном межрегиональном проекте «Урал Промышленный – Урал Полярный», направленном на освоение минерально-сырьевых ресурсов Полярного и Приполярного Урала и обеспечение дешевым сырьем и продуктами его переработки металлургических и машиностроительных предприятий Среднего и Южного Урала, что позволит высвободить ресурсы для их модернизации, а также обеспечит инфраструктурную поддержку развития округа.
Заключение.
Уральский федеральный округ имеет огромный потенциал развития вследствии своего местоположения, количества природных ресурсов, расположенных на его территории, наличия крупных промышленных предприятий и научно – технической базы.
Для реализации этого потенциала необходимо прекратить воспринимать этот регион в качестве поставщика дешевого сырья для перерабатывающих предприятий на европейской части страны и за ее пределами, с одной стороны, и как рынок сбыта для готовой продукции различных отраслей, с другой. При условии вложений значительных средств в развитие перерабатывающих мощностей, создании промышленных и социальных инфраструктур, ориентированных на потребности внутри УрФО и на получение максимальных прибылей при экспорте продукции за его пределы на территории округа можно создать новый индустриально-культурный центр, сопоставимый по уровню развития с центральными территориями страны.
Это, безусловно, более затратный подход, который вряд ли будет востребован частными структурами, заинтересованными в скорейшей окупаемости инвестиций. Но социально-ответственному государству, в качестве долгосрочных вложений этот регион способен в дальнейшем будущем принести огромные политические и экономические дивиденды.
Уральский федеральный округ остается системообразующим для экономики страны, ее индустриальным ядром и его стратегическая миссия на прогнозный период это:
- формирование на системно-инновационной основе современного высокотехнологичного индустриального ядра страны, опирающегося на эффективное использование уникального природно-ресурсного потенциала, высококачественные трудовые ресурсы, интеграцию старопромышленного Уральского и нефтегазодобывающего Западно-Сибирского районов, опережающее развитие транспортно-энергетической инфраструктуры;
- реализация стратегической роли Уральского региона, как базового, связующего звена национальной экономики для обеспечения национальной безопасности, территориальной целостности и полномасштабного взаимодействия восточных и западных регионов России.
Список литературы
1. Пыльнева Т.Г. Региональная экономика.// СПб, 2001, - 245 с.
2. Гаврилов А.М. Региональная экономика и управление// Учебное пособие для вузов – М.: ЮНИТИ, 2003, - 128 с.
3. Кистанов В.В. Региональная экономика России // Учебное пособие. / М.:Финансы и статистика, 2002-2005. - 584с
4. А.И. Татаркин // «Приоритеты социально-экономического развития Уральского федерального округа»
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.