Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической географии »

Уральский Федеральный округ

Уральский Федеральный округ [03.06.09]

Тема: Уральский Федеральный округ

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической географии

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.98K | Скачано: 289 | Добавлен 03.06.09 в 20:51 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика Уральского Федерального округа 4

2. Проблематика региона 6

3. Приоритеты и перспективы развития региона 8

Заключение 15

Список литературы 16

 

Введение

Данная тема очень актуальна, так как  в условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов. Особенно важную роль играет региональная экономика в действенном научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков.

Каждый регион в настоящее время имеет разный стартовый уровень вхождения в рынок. В ряде регионов сложилась неблагоприятная обстановка из-за высокой концентрации конверсируемых отраслей оборонного комплекса. Регионы с незавершенными инвестиционными программами имеют ограниченные возможности самообеспечения. Экстремальная ситуация наблюдается в экономике почти всей зоны Севера, во многих районах Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Предметом данного исследования является анализ  основных показателей УрФО.  Цель работы: определить долгосрочные ориентиры экономического развития, принципы государственной экономической политики в отношении УрФО, которые реализовали бы  стратегические интересы России, а также методы и средства их достижения.

Задачами данной работы является рассмотрение таких вопросов как:

- Общая характеристика Уральского Федерального округа

- Проблематика региона

- Приоритеты и перспективы развития региона

В работе я использовал литературу таких авторов как: Пыльнева Т.Г., Гаврилов А.М., Кистанов В.В., А.И. Татаркин.

 

1. Общая характеристика Уральского Федерального округа

Геополитическое положение УрФО определяется его экономическим и географическим положением в глубине Евразийского континента на стыке Европейского и Азиат­ского субконтинентов. Он располагается на границе Евро-Атлантического и Азиатско-Тихоокеанского экономических и политических пространств. Именно на Урале, на мой взгляд, пересекаются их интересы. Здесь можно обнаружить все явственнее формирующуюся зону соприкосновения геополи­тических интересов Севера и Юга (в их экономическом и политическом понимании).

Транзитное расположение УрФО на стыке хозяйственных интересов и формиру­ющихся в результате этого крупных потоков товаров, сырья и людей привело к мощному развитию магистральной  транспортной инфраструктуры по направлениям восток-запад и север-юг. До­статочно отметить, что через его террито­рию проходят электрифицированные желез­нодорожные магистрали Транссиба, Средсиба, Южсиба. Здесь проложено более двух десятков трубопроводов нефти и газа боль­шого диаметра, идущих из Западной Сиби­ри через Урал и Центр в Европу.

Уральский федеральный округ расположен, с одной стороны, на стыке наиболее экономически освоенных территорий России и Европы, с другой, выдвинут их передовым форпос­том к наиболее перспективным в предстоя­щее десятилетие, вновь осваиваемым, бога­тым сырьевыми, топливными и трудовыми ресурсами восточным регионам - Сибири, Центральной Азии, Китаю, Индокитаю. УрФО расположен в фокусе трех топливно-энергетических комплексов миро­вого значения: Западной Сибири, включая шельф Карского моря; Тимано-Печерской провинции и далее шельфа Баренцева моря; Каспийского региона и Западного Казахста­на.

Территория округа занимает площадь более 1 миллиона 788 тыс. кв. км, что составляет  10,5 % всей территории России. Численность населения федерального округа в  на 1 января 2007 г. составила 12 млн. 230 тыс. человек или 8,9 % от общей численности постоянного населения страны.  Здесь проживают более 20 народностей, из них около 80 % — русские, до 10 % составляет татаро-башкирское население.  Проживает треть малочисленных народов Севера России, в их числе 23 тыс. ненцев, 20 тыс. ханты, 7 тыс. манси и 1600 селькупов. Плотность населения Уральского федерального округа составляет 7 человека на кв. км. Данный показатель меньше только в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Наибольшей плотностью населения отличается центральная и южная части федерального округа, где плотность достигает 42 чел/кв. км. Такое положение дел объясняется особенностями географического положения регионов и структурой их промышленного производства. При этом 80% населения проживают в городах. Наиболее высокой степенью урбанизации характеризуются  Свердловская и Челябинская области. Высокий уровень образования населения и его квалификации, благодаря сосредоточию на Урале крупных научных центров, высших учебных заведений, обеспечивает достаточные предпосылки для экономического роста с опорой на инновации.

В состав Уральского федерального округа (ОРФО) входят Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-мансийский автономный округ, Свердловская, Курганская, Тюменская и Челябинская области.

Центр федерального округа – г. Екатеринбург.  Крупнейшими городами Уральского округа являются также Челябинск, Тюмень, Магнитогорск, Нижний Тагил, Курган, Сургут, Нижневартовск, Златоуст, Каменск-Уральский. Всего более 1164 муниципальных образований.

Степень концентрации промышленного производства на Урале в четыре раза выше, чем в среднем по стране. Промышленность представлена топливной промышленностью, машиностроением,  черной и цветной металлургией. Данные отрасли являются основой экономики округа, сохраняющей сырьевую направленность.

 

2. Проблематика региона

Функционирование отечественной эконо­мики в последнее десятилетие XX в., ко­нечно, требует глубокого научного анализа и осмысления. Хаотичное, пульсирующее проведение далеко не безупречных реформ негативно сказалось на потенциале страны, в том числе и Уральского региона. Отмечу также, что организация Уральского феде­рального округа  наряду со многи­ми положительными сторонами ставит пе­ред регионом ряд новых, достаточно ост­рых проблем.

Оценивая социально-экономическое по­ложение Урала на старте XXI в., обращу вни­мание на следующие моменты:

 Во-первых, по большинству параметров Урал сохранил достаточно весомые позиции в Российской Федерации. Регион по-прежнему выступает одним из локомотивов развития экономичес­кого, оборонного и научного потенциала страны.

Во-вторых, в эко­номике Урала достаточно заметна тенденция к росту, причем эти принци­пиально важные процессы происходят мас­штабнее и активнее, чем в России в целом.

В-третьих, наблюдается весьма специфичес­кая тенденция к расширению монополисти­ческих начал в добывающих и перерабатыва­ющих сырье отраслях при одновременной активизации малого и среднего предприни­мательства, особенно инновационного.

Нельзя не обратить внимания на суще­ственные изменения экономического фор­мата Урала как территориально-хозяйст­венного комплекса в связи с образованием Уральского федерального округа  в составе Свердловской, Челябинской, Тю­менской и Курганской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автоном­ных округов. Естественно, что включение в него Тюменской области, Ханты-Мансий­ского и Ямало-Ненецкого автономных ок­ругов, с одной стороны, и перевод в При­волжский федеральный округ республик Башкортостан и Удмуртия, Пермской и Оренбургской областей - с другой, обус­ловливают значительные коррективы в практике регионального хозяйствования.

Хозяйственный комплекс Урала в фор­мате федерального округа отличает явновыраженная сырьевая специализация. Однако нельзя считать обоснован­ной резкую диспропорцию между добыва­ющими и обрабатывающими производства­ми. Так, доля УрФО в общероссийской до­быче нефти составляет 66%, а в первичной переработке нефти - только 2,2%.

Уральский экономический район по сравнению с соответствующим федераль­ным округом характеризовался более мощ­ным оборонно-промышленным комплек­сом, высокой долей наукоемких произ­водств, масштабной производственной ин­фраструктурой и разветвленной сетью кре­дитных учреждений. Кроме того, в феде­ральном округе заметно острее стоит про­блема продовольственной безопасности и резче выражена территориальная диффе­ренциация в денежных доходах населения. Например, среднедушевой денежный доход в Ямало-Ненецком автономном округе в 6,1 раза выше, чем в Курганской области.

Особенностью размещения экономиче­ского потенциала УрФО является его ярко выраженная поляризация. Здесь имеются крупнейшие в России промышленные, на­учные и культурные центры - два города-миллионера (Екатеринбург и Челябинск), окруженные городскими агломерациями. Эти мегаполисы сосредоточили многие ин­дустриальные гиганты (в частности, Уралмаш и Челябинский тракторный завод). Кроме того, в них сконцентрирован огром­ный научный потенциал. Заметно поляри­зована и остальная территория округа. Большая часть промышленности сосредо­точена всего лишь в 20-30 крупных индус­триальных центрах второго порядка, среди которых Тюмень, Курган, Нижний Тагил, Сургут, Магнитогорск, Каменск-Ураль­ский, Нижневартовск и др. Они соседству­ют с обширными территориями, для кото­рых характерны элементы отсталости, де­прессии и спада.

 

3. Приоритеты развития региона

Необходимо активизировать усилия на­учной и производственной общественнос­ти, региональной и федеральной власти по восстановлению и развитию связей между субъектами Федерации, их интеграции в единое экономическое пространство Рос­сии, формированию в территориальных об­разованиях рынков товаров и услуг, смягче­нию в них социальной напряженности, оз­доровлению финансового положения хо­зяйствующих субъектов.

Наиболее приоритетными, видятся следующие цели:

Быстрый рост доходов всех слоев на­селения и сглаживание резких различий в этой сфере по территории округа, прежде всего через активизацию хозяйственных связей между входящими в него субъектами Федерации, создание благоприятных усло­вий для активизации и стимулирования уча­стия населения на рынке финансовых услуг, расширения потребительского спроса.

Муниципализация социальной по­литики. Направление ее в первую очередь на формирование необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базо­вых социальных благ (медицинского об­служивания, общего образования).

Обеспечение и поддержание балан­са интересов работников и работодателей, содействие занятости населения депрес­сивных территорий и монопрофильных го­родов, в том числе на основе создания ус­ловий для роста их территориально-отрас­левой мобильности.

Углубление и активная диверсифи­кация сырьевой специализации экономики округа, поддержка создания межотрасле­вых и межсубъектных промышленных ком­плексов, содействие технической и техно­логической интеграции, ориентированных на углубленную переработку добываемого сырья и дальнейшее повышение уровня за­грузки мощностей.

Формирование агропродовольственного рынка УрФО, организация индустрии реализации производимой сельскохозяйст­венной продукции, поддержка хозяйств на­селения.

Техническое и организационное об­новление транспортного комплекса округа, интенсивное развитие рыночной и деловой инфраструктуры в этой сфере.

Оздоровление экологической ситуа­ции с одновременным наращиванием природноресурсного потенциала, становление экологического страхования.

 Технологическое обновление жи­лищно-коммунальной сферы, формирова­ние рынка топливно-энергетических ресур­сов, стимулирование энергосбережения на региональном и муниципальном уровнях, особенно в бюджетной сфере.

Укрепление финансово-экономиче­ской базы УрФО через создание разветвлен­ной финансово-кредитной инфраструктуры (включая территориальную интеграцию кредитных учреждений), стимулирование диверсификационных процессов на рынке финансовых услуг, становление индустрии страхования.

Консолидация всех ветвей власти и управления на реализацию социально-эко­номических приоритетов, повышение ре­зультативности государственного регули­рования осуществляемых преобразований при максимальном учете исторических, на­циональных, геополитических и других особенностей округа.

При всей разноплановости сформули­рованных приоритетов общей для них является ориентация, с одной стороны, на по­вышение степени интегрированности тер­риторий в рамках Уральского федерального округа, с другой стороны, на максимальное включение потенциального эффекта от раз­вития межрегиональных хозяйственных связей для решения социальных проблем округа и всей Федерации.

Методы достижения:

Недостаток энергоресурсов у ряда субъектов, входящих в УрФО, целесообраз­но, как показывают исследования, воспол­нять за счет возможностей Ханты-Мансий­ского автономного округа. На его террито­рии размещена одна из самых «молодых» и технически совершенных групп энергопро­изводящих мощностей. Семь генерирую­щих станций имеют установленную мощ­ность 10,5 МВт и вырабатывают 60 млрд. кВтч электроэнергии в год. Для энергосис­тем Урала, часть из которых дефицитна по генерирующим мощностям (например, «Челябэнерго», «Курганэнерго»), соседст­во с таким мощным образованием могло бы стать гарантией стабильного энергообеспе­чения, но для этого не хватает передающих сетей, которые бы соединили их с «Тюменьэнерго». В первую очередь необходимы соединительные звенья в виде ЛЭП-500 между «Тюменьэнерго» и «Свердловэнерго». Прокладка таких звеньев особенно ак­туальна для районов, где проходят «коридо­ры» нефте- и газопроводов и требуется по­стоянная подпитка компрессорных и пере­качивающих станций. Подобное сотрудни­чество субъектов Федерации, расположен­ных в федеральном округе, позволило бы им развивать энергоемкие производства цветной и черной металлургии, электрохи­мии и других высокотехнологичных на­правлений.

Значительный эффект не только для УрФО, но и для страны в целом могли бы обеспечить активизация потоков машино­строительной продукции от предприятий Свердловской, Челябинской и Курганской областей для нужд Тюменского Севера, усиление кооперации между нефтегазовым и машиностроительным комплексами. Из­вестны достижения АО «Уралмаш» по про­движению своих буровых установок. «Уралтрансмаш» (г. Екатеринбург) выпус­кает нефтяное оборудование («качалки»), соответствующее мировым стандартам. В городе Снежинск (Челябинская область) освоили выпуск скважинных установок-перфораторов. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа могут стать испы­тательным полигоном и одновременно «за­казчиком» на новую технику, технологии, научные исследования стратегического ха­рактера. Проблема снабжения северных территорий продовольствием может быть в значительной степени решена за счет уси­ления взаимодействия названных автоном­ных округов с Челябинской и Курганской областями.

  Важным представляется формирование на базе академических, научно-исследова­тельских и учебных институтов, закрытых и «полузакрытых» административно-тер­риториальных образований, ряда промыш­ленных (в том числе конверсируемых) предприятий сети технополисов, наукогра­дов, технопарков, «инкубаторов» иннова­ционного бизнеса, инновационно-техноло­гических центров. Это даст мощную под­держку укреплению экономики Уральского федерального округа.

В первом квартале 2009г. полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Николай Винниченко провел совещание «О мерах по реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020года».

Стратегия структурно состоит из Концепции социально-экономического развития Уральского федерального округа; Прогноза развития УФО на период до 2020 г.; Комплекса мер по ее реализации.

Работая над Стратегией Уральского федерального округа, решалась задача обеспечения сбалансированного развития за счет согласования отраслевых и территориальных приоритетов развития.

С учетом схем территориального планирования муниципальных образований, стратегий развития бизнеса и финансового сектора, а также приоритетов стратегий долгосрочного развития ведущих отраслей экономики Российской Федерации была осуществлена доработка стратегий субъектов Федерации, которые легли в основу Стратегии УФО. Согласно этого программного документа:

Стратегической миссией УФО на прогнозный период является: формирование на инновационной основе современного высокотехнологичного индустриального ядра страны, опирающегося на эффективное использование природно-ресурсного потенциала, высококачественные трудовые ресурсы, интеграцию старопромышленного Уральского и нефтегазодобывающего Западно-Сибирского районов, опережающее развитие транспортно-энергетической инфраструктуры.
Главной стратегической целью является: максимальное повышение уровня и качества жизни на основе эффективного использования совокупного потенциала региона и реализации сценария устойчивого инновационного развития.
В качестве основного в Стратегии УрФО выбран инновационный сценарий развития, который базируется на сочетании трех составляющих перспективного развития округа: экономики, социальной сферы и экологии, по направлениям которых предполагается осуществление крупномасштабных межрегиональных мегапроектов.

Межрегиональный проект в сфере экономического взаимодействия и развития территорий УФО основан на многополярном развитии территории, за счет формирования пяти крупных зон опережающего развития - каркаса структуры пространственной организации УФО на период до 2020 года: Западно-Сибирской; Уральской промышленной; зоны «Полуостров Ямал», зоны «Восточный склон Урала» и Южно-Уральской сельскохозяйственной зоны. Интеграцию указанных зон и взаимодействие между ними обеспечит проект «Урал Промышленный – Урал Полярный». Межрегиональные проекты в сфере социальной сферы и экологии опираются на опыт и технологию формирования и реализации приоритетных национальных проектов, которые показали эффективность комплексного и системного подхода к организации межсферного взаимодействия и концентрации ресурсов на приоритетах развития.  Общий объем инвестиций за период реализации инновационного сценария Стратегии составит свыше 28 трлн. руб. в ценах 2007 г.  Рост экономических показателей будет достигнут за счет повышения доли высокотехнологичных производств. Доля добывающего сектора сократится к 2020 г. до 28,6%. Основным фактором роста последних станет машиностроение, прогнозные темпы прироста которого составят в среднем за период до 2020 годы - 9,5% в год.
Инновационный процесс в прогнозный период должен стать всеохватывающим, трансформирующим практически все виды деятельности уральской экономики, в первую очередь базовые отрасли.
За счет этого предполагается основной рост производительности труда.
Особенность Стратегии в том, что она базируется на уникальном межрегиональном проекте «Урал Промышленный – Урал Полярный», направленном на освоение минерально-сырьевых ресурсов Полярного и Приполярного Урала и обеспечение дешевым сырьем и продуктами его переработки металлургических и машиностроительных предприятий Среднего и Южного Урала, что позволит высвободить ресурсы для их модернизации, а также обеспечит инфраструктурную поддержку развития округа.

 

Заключение.

 

Уральский федеральный округ имеет огромный потенциал развития вследствии своего местоположения,  количества природных ресурсов, расположенных на его территории,  наличия крупных промышленных предприятий и научно – технической базы.

Для  реализации этого потенциала необходимо  прекратить воспринимать этот регион в качестве поставщика дешевого сырья для перерабатывающих предприятий на европейской части страны  и за ее пределами, с одной стороны, и как рынок сбыта для готовой продукции различных отраслей, с другой. При условии вложений значительных средств в развитие перерабатывающих мощностей, создании промышленных  и социальных инфраструктур, ориентированных на потребности внутри УрФО и на получение максимальных прибылей при экспорте продукции за его пределы на территории округа можно создать новый индустриально-культурный центр, сопоставимый по уровню развития с центральными территориями страны.

Это, безусловно, более затратный подход, который вряд ли будет востребован частными структурами, заинтересованными в скорейшей окупаемости инвестиций. Но социально-ответственному государству, в качестве долгосрочных вложений этот регион способен в дальнейшем  будущем принести огромные политические и экономические дивиденды.

Уральский федеральный округ остается системообразующим для экономики страны, ее индустриальным ядром и его стратегическая миссия на прогнозный период это:

- формирование на системно-инновационной основе современного высокотехнологичного индустриального ядра страны, опирающегося на эффективное использование уникального природно-ресурсного потенциала, высококачественные трудовые ресурсы, интеграцию старопромышленного Уральского и нефтегазодобывающего Западно-Сибирского районов, опережающее развитие транспортно-энергетической инфраструктуры;
- реализация стратегической роли Уральского региона, как базового, связующего звена национальной экономики для обеспечения национальной безопасности, территориальной целостности и полномасштабного взаимодействия восточных и западных регионов России.

 

Список литературы

1. Пыльнева Т.Г. Региональная экономика.// СПб, 2001, - 245 с.

2. Гаврилов А.М. Региональная экономика и управление// Учебное пособие    для вузов – М.: ЮНИТИ, 2003, - 128 с.

3. Кистанов В.В. Региональная экономика России // Учебное пособие. /  М.:Финансы и статистика, 2002-2005. - 584с

4. А.И. Татаркин // «Приоритеты социально-экономического развития Уральского федерального округа»

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 17.98K
Скачано: 289
Скачать бесплатно
03.06.09 в 20:51 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе