Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической истории »
Тема: Теневое предпринимательство
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической истории
Тип: Контрольная работа | Размер: 27.37K | Скачано: 278 | Добавлен 01.12.10 в 22:45 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Содержание
Введение 4
1. Теневое предпринимательство: виды, причины, влияние на экономику 6
2. Степень криминализации экономики России 16
3. Пути легализации теневого бизнеса 23
Заключение 29
Список используемых источников 30
Введение
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Это проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и предпринимательство, которое только начинает выходить на новый уровень развития в России.
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является недоступной, по тому как теневое предпринимательство не имеет официальной статистики доходов, об этом можно только предполагать.
Актуальность курсовой работы заключается в усилении внимания государства, в частности органов внутренних дел, к теневой экономике в целом, а главное к особенностям теневого предпринимательства в России - это не дань моде, и ошибочным было бы считать, что это явление прямое порождение либо административно-командной системы, либо результат не совсем успешных рыночных преобразований. Со всей очевидностью можно отметить, что «теневая экономика» есть политэкономическая и историческая категория. На заре перестройки исследователь И.Х. Райг отмечал: «Социально-экономические проблемы нашего общества, связанные с нелегальной экономической деятельностью граждан, исследованы пока слабо, эмпирического материала полученного на базе серьезных исследований о нелегальной экономической активности отдельных граждан и целых коллективов, пока нет».
Сегодня обыденным для государства стало наличие огромного «теневого» сектора, значительная роль неформальных и вне правовых отношений. От представителей всех ветвей власти россияне систематически слышат заверения, направления, механизмы и т.п. борьбы с нелегальной экономической деятельностью. На практике возникает труднообъяснимая закономерность продвижения рыночных преобразований сопровождается ростом «теневой» экономики в хозяйственном комплексе. К тому же значительная часть общества не только смирилась с данной тенденцией, но и считает ее оправданной, является активным участником данного процесса. В российском обществе налицо присутствует позиция молчаливого одобрения «теневой» экономической деятельности, осуждения не за то, что кто-то нарушил закон в ходе хозяйствования, а за факт его раскрытия соответствующими органами.
1. Теневое предпринимательство: виды, причины, влияние на экономику
Теневая экономика как явление возникла с древних времен и «успешно» функционирует по сей день. Рассматриваются ее масштабы, она выступает во все более разнообразных формах. Несмотря на многовековую историю, теневая деятельность пока еще не стала предметом специального и при этом всестороннего экономического исследования. Изучая общие закономерности экономики, экономическая теория практически никогда не заостряла внимание на проблемах теневой экономики: она ею либо пренебрегала, либо считала, что теневая экономика функционирует с использованием тех же экономических механизмов, что и легальная. Согласно, общепринятому пониманию, теневая экономика использует те же ресурсы и рынки, что и легальная, с тем лишь отличием, что все это происходит «вне поля зрения» государства. Такой упрощенный взгляд на теневую экономику привел к тому, что, к сожалению, экономисты до сих пор не очень отчетливо понимают механизм теневой экономики, вследствие чего часто неэффективными являются те шаги, которые часто предпринимаются в целях ее искоренения. Не удивительно, что среди экономистов пока не существует единой точки зрения по поводу определения теневой экономики.
Теневая экономика – явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, является предметом интереса исследователей с 30-х годов XX века. Различались как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. В конце 70-х годов появились первые серьезные исследования этого сектора экономики, а в 1983 году в г. Билефельде в Германии была проведена первая международная конференция по теневой экономике. Было представлено около 40 докладов, затрагивавших проблемы теневой экономики в условиях различных хозяйственных систем. В отечественной науке и экономической практике интерес к проблемам теневой экономики отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с причинами идеологическими. Последние проявились в стимулировании руководством страны научных исследований, направленных на выявление деформаций и дискредитацию командной социально-экономической системы государственного социализма.
Понятие «теневая экономика» базируется на общем понятии «экономика» (термин «экономика» происходит от греч.oikonomike – искусство управлять хозяйством). В сущности, экономика отражает совокупность производственных отношений, которые соответствуют конкретной общественной среде. Так что такое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы.
Любому специалисту понятно, что в экономике каждой страны есть такая составляющая, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме. Но до сих пор не устоялась терминология, характеризующая эту составляющую. Нет должной ясности и в том, что конкретно включает в себя соответствующий сектор экономики. Причем такая неопределенность характерна отнюдь не только для Беларуси, хотя за рубежом научные исследования данной проблематики начались значительно раньше, чем у нас.
В различных странах используются следующие термины: "неофициальная", "подпольная" и "скрытая" экономика (англоязычными авторами); "подземная", "неформальная" (во французских изданиях), "тайная", "подводная" (в работах итальянских специалистов); "теневая" (в немецких источниках). В зарубежной экономической и социологической литературе нет, впрочем, не только единого термина, определяющего явление, но и однозначного понимания самого феномена.
В современной отечественной научной литературе теневая экономика рассматривается и как состояние экономических отношений, и как совокупность условий и факторов, обеспечивающих ее функционирование в обществе, и как деятельность хозяйствующих субъектов.
Современная российская экономика в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должно играть предпринимательство. Как показывает мировой опыт, чем большие возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.
Предпринимательская деятельность может быть охарактеризована с двух точек зрения - экономической и правовой. С экономической точки зрения предпринимательская деятельность выполняет определенную функцию в экономическом развитии любой страны. Наиболее ярко эту функцию описал австрийский ученый Йозеф Шумпетер. Предпринимателями он называл "хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций". Функция предпринимателей заключается в том, что они реализуют нововведения, играющие ведущую роль в развитии экономики. Нововведения включают внедрение новых продуктов, технологий, освоение новых рынков сбыта и источников сырья, применение организационных новшеств и т.п. Синонимом русского термина "нововведение" является все более часто употребляемое понятие "инновация".
Следовательно, с экономической точки зрения предпринимательство, это нововведенческая (инновационная) деятельность, а сам предприниматель является носителем новаторской функции. Правовая точка зрения предполагает другие критерии предпринимательской деятельности.
По российскому законодательству предпринимательство - это деятельность:
-самостоятельная;
-осуществляемая на свой риск (то есть предприниматель сам несет всю полноту ответственности за результаты своей деятельности);
-направленная на систематическое получение прибыли (а не разовое);
-может заключаться в пользовании имуществом, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг;
-предполагающая государственную регистрацию лиц как предпринимателей.
Формы и виды предпринимательской деятельности
Частная предпринимательская деятельность может осуществляться как на индивидуальной, так и на коллективной основе.
Российской особенностью в законодательном регулировании индивидуальной предпринимательской деятельности является то, что предпринимательством можно заниматься как без образования юридического лица, так и с образованием такового. В первом случае гражданин (физическое лицо) регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. Во втором случае, осуществляя предпринимательскую деятельность после получения статуса юридического лица (регистрируя частное предприятие), предприниматель совершает все действия от имени этого юридического лица (а уже не от своего имени).
Для предпринимательской деятельности в современной рыночной экономике характерно значительное многообразие не только организационно-правовых форм, но и различных видов. Виды предпринимательской деятельности могут выделяться по определенным критериям.
1. По характеру деятельности предпринимательство может быть:
-производственное (связанное с созданием товаров);
-научно-техническое (разработка новых видов техники и технологий);
-торгово-посредническое (скупка, продажа, перепродажа);
-сервисное (оказание бытовых услуг);
-банковское (оказание банковских услуг);
-страховое (оказание услуг по страхованию жизни, имущества, сделок и пр.);
-управленческое (оказание услуг по управлению);
-консультативное (оказание консультаций по организационным, экономическим, юридическим и другим вопросам);
-маркетинговое (оказание услуг по изучению рынка);
-прочее.
2. По размеру (в зависимости от количества занятых, либо годового обороты фирмы) предпринимательство делится на:
-малое;
-среднее;
-крупное.
3. По форме собственности предпринимательство может быть:
-частное;
-государственное;
-смешанное.
Приведенная классификация, конечно, не является исчерпывающей , в хозяйственной практике могут иметь место самые разнообразные виды предпринимательской деятельности.
Таким образом, теневое предпринимательство - явление сложное, противоречивое. Оно затрагивает практически все общественные производственные структуры, всю систему экономических отношений, все фазы воспроизводства. Сюда относятся: неконтролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег, услуг; скрываемые от органов государственного управления социально-экономические отношения между физическими и юридическими лицами по использованию государственной и негосударственной собственности в корыстных личных и групповых интересах, включая неучтенные и нерегламентированные нормативными документами и правилами хозяйствования виды экономической деятельности. Теневое предпринимательство несет в себе негативные и преступные начала, в то же время это и определенная совокупность общественных производственных отношений, то есть ТЭ.
Причины теневой экономики многообразны. Интересен подход М. Тарасова, который выделяет их в шесть основных групп: антропологические, экономические, социальные, правовые, социокультурные, политические.
Первая группа причин связана с двойственной природой человека. Недаром религиозные учения исходят из того, что человек является ареной борьбы добра и зла, где добро не всегда побеждает. Личный интерес часто приходит в противоречие с интересами общества. Побудительная сила эгоистических мотивов может перекрывать существующие ограничители человеческой деятельности, зафиксированные в морали, традициях и праве. В этом случае человек нарушает сложившийся в обществе порядок, что может повлечь деструктивные последствия для социальной жизни.
Ко второй группе причин, порождающих теневую экономику, он относит экономические факторы. По своей сущностной природе рыночное хозяйство носит стихийный характер. Известно, что для рыночной экономики характерно неравномерное развитие различных секторов, инфляция, резкие колебания обменных курсов и т.п. Все это является благоприятной почвой для преступлений. Теневая составляющая усиливается, когда государство не может регулировать эти явления и создавать благоприятные условия для функционирования предпринимательства. В периоды кризисов, когда нарушается зыбкое равновесие рыночного хозяйства, теневая экономика получает дополнительный толчок для своего развития.
В третью группу причин он выделяет факторы социального характера. Российская власть в последние годы столкнулась с рядом обострившихся социальных проблем, главной из которых явилась социальная дифференциация общества. В теневую экономику вовлекались представители малоимущих и маргинальных слоев - молодежь, безработные, рабочие-мигранты и т.п. По своей численности они составили наиболее массовую прослойку участников теневой экономики. Основная часть непосредственных исполнителей собственно преступных экономических действий также формируется в этой среде.
К четвертой группе факторов, объясняющих феномен теневой экономики, он относит несовершенство правовой базы предпринимательства. Дело в том, что экономический процесс даже в промышленно развитых странах всегда обгоняет правовую основу предпринимательства. Государственное законодательство обычно отстает от новых реалий экономической жизни. Поэтому совершенствование правовой базы носит перманентный характер. Противоречия между быстро меняющимися условиями рыночного хозяйства и существующей законодательной базой позволяют теневой экономике использовать прорехи, которые образуются в правовой сфере.
В пятую группу факторов он включает все, что можно считать слабой этической основой предпринимательства. Особо выделяет он противоречия между законодательством и морально-этической составляющей предпринимательства. Конечно, сами законы во многом отражают морально-этические ценности определенного времени. Однако интересы государства, реализуемые в законодательстве, не всегда совпадают с интересами большинства общества, а подчас находятся в противоречии с ними.
Наконец шестую группу факторов, влияющих на формирование теневой экономики, образуют противоречия в политической системе. Одним из принципиальных аспектов здесь является вопрос об отношениях власти и крупного капитала. Известно, что их слияние усиливает олигархию, существование которой придает качественно новые черты теневой экономике. Дело не только в том, что под давлением финансовых и промышленных магнатов власть принимает законы, создающие благоприятные условия для свободы экономической деятельности олигархов. Более широким негативным последствием становится то, что подобные действия полностью подрывают принципы социальной справедливости. Государственная казна недополучает огромное количество средств, малый бизнес оказывается в еще более неравноправном положении. Многие сделки олигархи заключают в тени кабинетов власти. С точки зрения закона они мало уязвимы, но по существу эти деяния следует отнести к разряду теневой экономики. Слабость политической власти является основной причиной коррупции государственного чиновничества, которая в свою очередь ведет к гипертрофированным масштабам теневой экономики.
Таким образом, наличие целого ряда причин, порождающих теневую экономику, позволяет говорить о ней как об одной из подсистем рыночного хозяйства. Теневая составляющая всегда присутствовала и, по-видимому, будет в какой-то мере присутствовать в хозяйственной жизни.
Однако важно видеть принципиальное различие между реальными причинами теневой экономики и причинами ее роста или, напротив, угасания в определенные исторические периоды.
Деятельность, осуществляемая в первых трех рассмотренных типах теневого бизнеса, в основе своей можно отнести к некриминальной. Частично выходят из подполья многие виды производства товаров и услуг, например, теневое строительство, ремонт и обслуживание техники, частный извоз, медицинская и педагогическая деятельность, репетиторство, сдача жилья в поднаем и другие.
Криминальный бизнес представляет собой систему противоправных, уголовно наказуемых экономических отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг с целью получения сверхдоходов. С переходом к рыночной экономике расширился круг правонарушений, совершаемых в сфере "черной" экономики. Криминальные отношения теневого предпринимательства включают все виды экономической преступности и, помимо этого, корыстные общеуголовные преступления, особенно в наиболее общественно опасной их форме проявления - организованной преступности. Все более расширяются такие негативные явления, как, например, взяточничество, вымогательство, приобретая черты жестких и устойчивых правонарушений, охватывающих все стороны экономических отношений легальной экономики, переводящих легальные формы бизнеса в нелегальные.
Сегодня ни одна хозяйственная сделка, ни одно решение в предпринимательской деятельности практически не обходится без взятки. Мздоинство стало распространенным явлением в экономических отношениях по вертикали "государство - юридическое лицо". Приобрел широкие масштабы "бюрократический", "чиновничий" рэкет (растут число взяточников и размеры взятки), изменилась структура взяткодателей и ее получателей. По горизонтали - юридическое (физическое) лицо - юридическое (физическое) лицо - появился и распространился уголовный рэкет как форма реализации теневого экономического предпринимательства, "обмена" материально-денежного содержания на своеобразную "эквивалентную" услугу (охрана от конкурентов, других рэкетиров, сохранение и завоевание экономического пространства, "выбивание" долгов и многое другое). Расширяются международные криминальные связи теневых предпринимателей, которые привлекают на свою сторону силы мирового преступного сообщества для упрочнения своих позиций в экономике страны, структурах власти, осуществляя давление на правительственные структуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Уже не вызывают сомнений сообщения о том, что в некоторых регионах России власть фактически перешла в руки мафиозных структур.
По мере того как теневой финансовый капитал увеличивал свое могущество, набирал силу, укреплял экономические позиции, он стал привлекать в "услужение" в качестве охранно-антиконкурентных и каталитических средств уголовный мир, который обеспечивал защиту от посягательств на экономические интересы теневого бизнеса со стороны государства с помощью "боевиков" уголовного мира. Однако этого было недостаточно. Простор для роста теневого предпринимательства и получения сверхдоходов от этого бизнеса могло создать только само государство своим действием или бездействием. Для этой цели и были использованы государственные чиновники как защитники теневого капитала и создатели условий его расширенного воспроизводства. Именно они стали тем ключом, который позволил открыть путь к богатству и власти. Недаром цена этих "услуг" достигла сотен миллионов долларов.
2. Степень криминализации экономики России
Криминализация государственного аппарата превратилась в своего рода суперпреступность, способную подорвать устои государства, его демократические преобразования. Коррупция стала тем явлением, когда чиновничество "торгует" государственными интересами в розницу и оптом. Пораженными коррупцией оказались все ветви власти. Процесс ре-формирования в стране ознаменовался политикой официального использования коррупции в качестве ведущего элемента механизма преобразований, своеобразного "выкупа" власти (или обмена власти на собственность по Е.Т.Гайдару).
Развал административно-командной системы ускорил рост теневых процессов, прежде всего экономической преступности, из-за нейтрализации деятельности контрольных органов (система государственного и общественного контроля была практически реформирована) и дезориентации правоохранительной системы.
Теневой финансовый капитал с его мощной ресурсной базой подчинил себе угодовный элемент и привлек на свою сторону значительные силы бюрократического аппарата, создав сплоченные организованные преступные группы. Сращивание этих сил создало в обществе такую систему специфических криминальных экономических отношений, которые стали способны определять и регулировать значительную часть общественных процессов в стране.
В сложившихся реалиях общественной жизни государство, отлично ощущая силу теневого финансового капитала, вынуждено во многом с ним считаться, брать во внимание его интересы. Как вынужденная мера, сегодня имеют место договоренности с лидерами теневого капитала по ряду вопросов, уступки им своих позиций, "сдача" по частям интересов определенной доли населения страны, прежде всего, лиц с низкими доходами, малоимущих категорий граждан.
Экспертные оценки определяют в качестве наиболее криминогенных зон в этой сфере следующие:
1. Денежное обращение, криминализация которого является наиболее опасной для общества, порождающей криминализацию всех остальных звеньев экономической системы (из-за места денежного обращения в экономической системе государства). Многие эксперты считают, что в настоящее время можно говорить о переходе контроля над сферой денежного обращения к криминальным структурам. Это, в свою очередь, сводит на нет любые мероприятия по финансовой стабилизации и соответственно, подрывает саму возможность экономических реформ.
2. Отношения собственности, прежде всего в торговле и общественном питании, недвижимость в городах, топливно-сырьевом комплексе, деревообработке и производстве строительных материалов, строительстве, агропромышленном комплексе, земельных отношениях, доходы от эксплуатации государственной собственности, а также в области защиты имущественных прав юридических и физических лиц.
3. Внешнеэкономическая деятельность, используемая не только для быстрого криминального накопления капитала, но и являющаяся самым эффективным средством незаконного экспорта капитала через криминальную систему экспорта энергетических и сырьевых ресурсов, особенно ресурсов стратегического характера, что ослабляет позиции страны на мировых рынках и порождает основания для осуществления против России антидемпинговых мер.
4. Инвестиционная деятельность, становящаяся одной из наиболее криминогенных зон, расшатывающая государственные устои общества, отвлекающая огромные ресурсы капиталов из производства через систему перераспределения в сферу обращения и на потребительский рынок, что ведет к нерациональному использованию госбюджета, переливу капиталов в непроизводственную сферу, финансовым махинациям, обогащению определенной группы лиц и обнищанию основной части населения страны.
5. Потребительский рынок, традиционно являющийся криминогенной экономической зоной, практически полностью контролируется криминальными структурами, жестко квотирующими долю продажи, регламентирующими цены и взимающими "налоги" на доходы как в виде доли от участия в капитале, так и в виде прямых платежей за право осуществлять торговую деятельность.
Таким образом, в настоящее время необходим глубокий экономико-правовой и криминологический анализ теневого бизнеса и выработка способов и методов его преодоления, что является одной из важнейших составляющих современной программы экономических реформ в стране.
В советской литературе высказывались мнения о необходимости ограничения круга экономических преступлений только хозяйственной, должностной и имущественной преступностью. Так, А.М. Яковлев употребляет термин «экономическая преступность» и включает в него преступления, причиняющие вред охраняемым законом экономическим интересам государства и граждан, связанные с особенностями экономического, хозяйственного механизма и совершаемые лицами, выполняющими определенные функции в системе экономических отношений.
Представляется, что данная позиция была вполне оправданной в условиях командной (огосударствленной) экономики, но она вряд ли приемлема в период расширения рыночных отношений, когда практически любое частное поведение, имеющее экономическую мотивировку, всегда оказывается связанным в той или иной степени с хозяйственной (экономической) деятельностью. Именно поэтому большая часть совершаемых преступлений в той или иной степени причиняет вред экономическим интересам личности, общества или государства. Кроме того, с особенностями хозяйственного механизма могут быть связаны преступления, не являющиеся экономическими по своей сути. (Например, на предприятиях, эксплуатирующих источники повышенной опасности, часто допускаются преступные нарушения различного рода правил безопасности.)
В.В.Колесников, пытаясь определить категорию «экономическая преступность», полагает, что это преступления, совершаемые субъектами бизнеса в связи с их предпринимательской деятельностью. Такое понятие преступлений в сфере экономической деятельности является неопределенным, поскольку включает в себя не только преступления, совершаемые в сфере предпринимательства, но и преступления, связанные с обеспечением условий предпринимательской деятельности.
В.В.Лунеев употребляет термин «экономическая преступность» в достаточно широком толковании и относит к этой группе все преступления, определяемые разделом 8 УК РФ (преступления в сфере экономики), а также должностные и компьютерные преступления.
Весьма близка к изложенной точка зрения А.Н. Ларькова, который к преступлениям в экономической сфере относит все действия, которые наносят ущерб экономической безопасности, интересам государства и интересам потребителей. Очевидно, что под указанные критерии подходит гораздо больший круг преступлений, чем это указано в главах 8 и 9 главе УК РФ.
Другие исследователи (А.И. Алексеев, Ю.Г. Козлов), пытаясь определить конкретные критерии экономической преступности, считают, что к экономическим преступлениям следует относить корыстные преступления экономической направленности. Очевидно, что указанные признаки не обладают достаточной четкостью.
Позднее Ю.Г. Козлов высказал оптимальное, на наш взгляд, суждение о связи экономической преступности с криминальным сектором «теневой экономики», под которой он понимает совокупность противоправных сделок с товарами и услугами, не отраженных в соответствующей системе регистрации. В соответствии с таким пониманием экономической преступности автор считает, что криминальный сектор «теневой экономики» охватывает криминальный рынок оружия и военной техники; незаконный экспорт сырья, энергоносителей, редкоземельных и цветных металлов; «отмывание» денег, полученных незаконным путем; сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения; криминологически значимые последствия приватизации; преступления в финансово–кредитной сфере; обман вкладчиков, мошенничество; активизацию деятельности расхитителей добычи, переработки и реализации драгоценных металлов и камней.
Позитивными в этой позиции является более точное указание автора на ту сферу экономики, где существует экономическая преступность, – криминальный сектор «теневой экономики». Отметим, что такое понятие является чрезвычайно широким, поскольку охватывает многообразные сделки, которые могут носить разовый характер и быть направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей личности, не преследовать цель производства криминальных экономических преступлений. На наш взгляд, преступность в сфере экономической деятельности складывается из системы преступлений, совершаемых с целью получения прибыли в области производства, распределения и обмена материальных и духовных благ, выполнения работ и оказания услуг, то есть преступлений, представляющих собой криминальное предпринимательство.
Приведенная трактовка экономических преступлений в целом разделяется российскими учеными. Так, по мнению Г.К. Мишина, экономическая преступность слагается из посягательств на собственность и предпринимательских преступлений.
Существуют три основные позиции в определении круга преступлений, охватываемых определением «экономические». Первая – наиболее широкая – относит к таковым все преступления, совершенные с целью получения экономической выгоды (обогащения). Вторая – исключает из числа экономических преступления, не связанные с хозяйственной деятельностью. Третья – наиболее узкая – признает собственно экономическими лишь преступления юридических лиц как хозяйствующих субъектов.
Следовательно, у нас нет оснований отождествлять теневую экономику и экономическую преступность, несмотря на то, что в условиях рыночной экономики «традиционные» экономические преступления претерпели существенные изменения и их рамки значительно расширились. Категория теневой экономики, на наш взгляд, - более емкое по своему объему понятие, которое включает в себя преступную экономическую деятельность, определяемую как «черная» или криминальная экономика.
Достигнутая в нашей стране высокая степень криминализации экономики делает весьма проблематичной целенаправленную деятельность по преодолению теневых явлений в сфере бизнеса не только из-за возможного сопротивления ей, в том числе на самых высоких уровнях государственной власти, но и вследствие расположенности к криминализации субъектов, ею еще прямо не затронутых. В полной мере следует использовать имеющийся опыт восстановления экономического правопорядка в условиях экономического хаоса. Без стабилизации общей социально-экономической и политической ситуации невозможно радикально переломить тенденции криминализации предпринимательской деятельности. Вместе с тем без направленных мероприятий, непосредственно воздействующих на криминальную ситуацию в сфере экономики, невозможна и общая стабилизация жизни в России.
3. Пути легализации теневого бизнеса
Одним из направлений воздействия государства на теневую экономику является легализация теневых доходов. Эта проблема сегодня выходит на ведущее место в системе мер нейтрализации теневого предпринимательства. Как уже отмечалось, теневая экономика разнородна, и её можно разделить условно на две группы. Первая из них своей деятельностью прямо попадает под статьи УК РФ[6], в неё входят сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры и т.п. В известной мере сюда относятся коррумпированные представители власти и управления. Масштабы данной составляющей теневой криминальной экономики во многом определяются уровнем развития правовой нормативной базы, верховенством закона относительно властных структур и управления любого ранга.
В другой группе теневой экономики сама по себе деятельность не является незаконной, хотя в силу ряда обстоятельств она оказалась за пределами правового поля. Эту деятельность осуществляют теневые предприниматели - хозяйствующие субъекты: коммерсанты, финансисты, промышленники, аграрии, бизнесмены мелкого и среднего бизнеса (особенно лица, занимающиеся челночной торговлей со странами ближнего и дальнего зарубежья). Они, как правило, ведут легальный бизнес, закладывая основу будущего мощного "среднего класса".
Одной из главных причин, вынуждающих предпринимателей скрываться в "тени", является налоговое бремя, буквально удушающее нормального предпринимателя, отдающего 90% и более от полученной прибыли, тогда как в западных странах оптимальной является часть прибыли в 33-35%. В этих условиях предпринимателю остаются три варианта хозяйственного поведения: первый - бросить заниматься предпринимательством; второй - найти возможность (не бесплатно) получить квоты и льготы, прежде всего, в области налогообложения, входя в контакт с коррумпированными чиновниками и вступая на криминальный путь; третий - уклоняться от уплаты налогов, осуществлять расчёты наличными деньгами или валютой, уйти в теневую экономику.
Государственная программа по легализации деятельности теневых предпринимателей должна предусмотреть следующие меры:
1) необходимо обеспечить благоприятные для бизнеса изменения норм финансового и налогового права, связанных с налоговой, приватизационной, внешнеэкономической и другими видами экономической политики государства, придав этим действием упреждающий по отношению к назревшему усилению карательных мер характер;
2) необходимо разграничить капиталы криминальных элементов и теневых предпринимателей и учесть эти различия в правовых актах по борьбе с экономической преступностью и коррупцией, в хозяйственном и налоговом законодательстве в целом, как и во всей правотворческой и правоприменительной деятельности;
3) следует сформировать новое отношение к отечественным предпринимателям (в том числе проживающим за рубежом), разрабатывать и реализовывать программы репатриации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;
4) следует усилить общественный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля, связанных с общедоступностью данных о налоговых правонарушениях, преступлениях и их оценкой государственными и негосударственными компетентными органами;
5) для существенного укрепления доверия к власти необходимо развернуть эффективную защиту населения от различного рода финансовых мошенничеств, защиту его сбережений, капиталов и самого института частной собственности.
В основе конкретного механизма легализации теневых капиталов должно лежать сочетание административных, экономических и правовые методов и форм воздействия, среди которых можно выделить следующие: сокращение налогооблагаемой базы, реконструирование налоговой задолженности в отношении малого и среднего бизнеса, освобождение от налогового пресса части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест, перенос центра тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу личного потребления.
Вводить декларации о доходах целесообразно в сфере личного потребления, а в производстве и обращении следовало бы использовать юридические документы, удостоверяющие легальность средств, направленных на определенные цели.
Оставлять в стороне проблему легализации теневой предпринимательской деятельности и теневых капиталов становится опасно. Необходима разработка программы по легализации теневых доходов с привлечением научных и практических работников всех систем экономической и правовой направленности. Эффективная легализация теневой экономики возможна лишь на коллективном фундаменте мер по обеспечению согласия, стабильности и укрепления доверия к власти.
Уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем
Статья 174 УК РФ определяет легализацию (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем как «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской деятельности». Другими словами, в уголовном законодательстве РФ под легализацией незаконных доходов понимаются умышленные действия по приданию правомерного вида пользованию, владению или распоряжению доходами, полученными заведомо незаконным путем.
Следует отметить, что единства подходов к уголовно-правовой характеристике этого преступления ни среди научных работников, ни среди практиков к настоящему времени не сложилось.
При уголовно-правовой оценке таких действий с позиции уголовного законодательства РФ следует учитывать принципиальные положения о действии уголовного закона в пространстве, закрепленные в ст. 11 и 12 УК РФ. В правоприменительной практике местом совершения преступления считается территория РФ, если деяние:
- начато и окончено на территории РФ;
- начато на территории РФ, а закончено за ее пределами;
- начато за пределами РФ, а последствия наступили на ее территории.
В случае легализации незаконно полученных доходов в соучастии несколькими лицами, находящимися на территории ряда государств, оно будет признано совершенным на территории РФ, если хотя бы один из соучастников этого преступления действовал на территории России.
Легализация может проявляться в следующих формах:
- в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем;
- в использовании денежных средств или иного имущества, приобретенного заведомо незаконным путем, для осуществления предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности.
Использование денежных средств или иного имущества, приобретенного заведомо незаконным путем, как форма легализации их происхождения, может проявляться в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Легализация незаконно полученных денежных средств внешне обычно проявляется следующим образом:
- занижение в документах фактической стоимости приобретаемого имущества, причем в ряде случаев этот способ легализации возможен только в сговоре с продавцом;
- приобретение за пределами России предприятия с использованием иностранного гражданина в качестве фиктивного собственника;
- приобретение обанкротившегося предприятия по значительно заниженной цене и выдача незаконно получаемых доходов за его прибыль;
- покупка недвижимости якобы по низкой цене с последующей продажей якобы по высокой цене. Полученный таким образом доход имеет вид законно полученного;
- приобретение на незаконно полученные средства иностранной валюты, получение незаконным путем документов о ее законности и последующий вывоз за пределы РФ на законном основании;
- завышение стоимости работ или услуг, выполняемых лицом, в целях передачи ему взятки и одновременной ее легализации (пример – поучение высокопоставленным чиновником баснословно высокого гонорара за книгу или лекцию);
- оформление незаконно полученных денежных средств в качестве прибыли от законно действующего предприятия, часто специально для этого созданного;
- продажа похищенного имущества через законно функционирующие предприятия;
- сдача в банк денежных средств якобы в качестве дохода за демонстрацию кинофильмов или оказание иных услуг.
Итак, легализация (отмывание) денежных средств – это одна из самых популярных отраслей теневой экономики. Взяточничество, подкуп, пользование, владение и распоряжение доходами, полученными заведомо незаконным путем – это лишь малая часть направлений этого сектора. правоохранительными органами ведется интенсивная борьба с легализацией денежных средств, но желающих заработать таким легким способом меньше не становится.
Заключение
Итак, в России параллельно легальной экономике возникла теневая, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценно образования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Специалисты, занимающиеся проблемами теневой экономики, стали вести речь даже о «теневом порядке» в российском обществе. Трудно ожидать, что в ближайшие пять-десять лет эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения.
Список используемых источников
1. Буров В.Ю. Теневая деятельность малых и средних предприятий.// ЭКО. – 2008.
2. Подольный Н., Подольная Н. Теневая экономика и организованная преступность: проблемы определения размеров и динамики развития //Уголовное право. 2006.
3. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М., 2005.
4. Басманов Н., Морозов П. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности // Законность. 2005.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.