Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »
Тема: Основы теории спроса
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)
Тип: Контрольная работа | Размер: 27.85K | Скачано: 305 | Добавлен 01.12.10 в 17:39 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Липецк 2009
План:
1. Введение
2. Сущность спроса и его факторы. Кривая спроса.
3. Закон спроса.
4. Заключение.
5. Тесты.
Список использованной литературы:
1. Введение.
Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия.
Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно, занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос.
Цель данной работы – изучить, понять основы теории спроса. На основе этой теории выявить значимость спроса в функционировании рынка, определить экономическую свободу как важнейшее условие развития рыночных отношений.
2. Сущность спроса и его факторы. Кривая спроса.
Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение, цена. Спрос является определяющим параметром рынка, так как в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений.
Однако потребности людей это еще не спрос. Чтобы потребность превратилась в спрос, необходимо, чтобы производитель мог ее реально удовлетворить, т.е. произвести определенное количество материальных благ, а у покупателя должно быть достаточное количество денежных средств, чтобы купить данный товар.
Спрос – это то количество товара, которое покупатели хотят и могут купить на рынке этого товара в данный период времени при данных условиях.
Данное определение позволяет выделить следующие особенности спроса как объекта изучения со стороны микроэкономики.
1. Микроэкономика имеет дело со спросом на какой-то один вид товара. Спрос на товар может быть индивидуальным и совокупным. В первом случае это спрос со стороны отдельных субъектов экономики, во втором . спрос на всю массу данного товара, необходимую субъектам экономики как совокупному покупателю. Под последними понимаются потребители как представители домохозяйств или фирм.
2. Спрос отражает не только нужность товара для покупателя, но и способность последнего его оплатить. Тем самым спрос отражает покупательную способность субъекта спроса.
3. В понятии «спрос» еще не заключен факт покупки товара, так как спрос на товар может быть и при отсутствии самого товара.
4. Спрос предъявляется на определенном рынке - локальном, региональном, национальном, международном.
5. Спрос имеет временную характеристику, он может быть на данный момент, день, неделю, месяц и т.д. Так что можно говорить об определенной динамике спроса на какой-то товар, если брать его за относительно продолжительный период.
Спрос выражается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.
Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Другими словами, существует обратная связь между ценой и величиной спроса. Эту обратную связь экономисты назвали Законом спроса.
Основным фактором, влияющим на величину спроса, является цена. Однако, кроме цены, есть и так называемые неценовые факторы, изменение которых сдвигает (параллельно) на некоторую величину вправо или влево кривую спроса. К важнейшим из этих факторов можно отнести:
- Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастает. И наоборот, неблагоприятные перемены вызовут уменьшение спроса.
К изменению потребительского спроса могут привести и технологические изменения в виде появление нового продукта. Например, появление компакт-дисков привело к уменьшению спроса на долгоиграющие пластинки.
- Число покупателей. Увеличение на рынке числа потребителей обусловливает повышение спроса и наоборот,уменьшение числа покупателей
ведет к сокращению спроса.
- Доход. В отношении большинства товаров повышение доходов приводит к повышению спроса на них. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
Но есть ряд товаров, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть с повышением доходов спрос на такие товары падает. Они называются товарами низшей категории.
Другими словами, с повышением доходов населения повышается спрос на более качественные товары, пусть и по несколько более высокой цене, а со снижением доходов возрастает спрос на товары менее качественные, но более дешевые.
- Цены на сопряженные товары. Изменение спроса в связи с изменением цен на сопряженные товары зависит от того, какие это товары, взаимозаменяемые (субституты) или взаимодополняющие (комплименты). Взаимозаменяемый товар – это товар, потребительская стоимость которого идентична потребительской стоимости другого товара. Например, сливочное масло является заменителем маргарина и наоборот. При повышении цены на один из них (масло), сразу же повышается спрос на товар-заменитель (маргарин).
Взаимодополняющие товары – это товары, это товары, комплект которых составляет единую потребительскую стоимость. Например, часы и ремешок к ним; магнитофон и кассета к нему. Увеличение цены и снижение спроса на один из взаимодополняющих товаров одновременно вызывает уменьшение спроса и на другой товар.
- Потребительские ожидания. Они, как правило, связаны с ориентацией людей на повышение цен и доходов в будущем. Так, например, в условиях нестабильного денежного обращения инфляционные ожидания ведут к ажиотажному спросу на товары и услуги. Ожидания снижения доходов могут заставить потребителей ограничивать свои расходы и предъявлять меньший спрос на товары и услуги в данный период.
Кроме этих факторов, состояние спроса в той или иной стране определяется уровнем экономического, социального, культурного и политического развития общества, структурой производимого валового национального продукта, размерами национального дохода и характером его распределения, уровнем жизни населения, политикой государства в конкретный период времени и другими факторами.
Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде двухмерного графика, на котором величина спроса отложена по горизонтальной оси а цена – по вертикальной.
Изображаемый процесс заключается в размещении на графике пяти вариантов «цена – количество», которые показаны в следующей таблице:
Цена товара (усл. ед.) |
Величина спроса за неделю |
5 |
10 |
4 |
20 |
3 |
35 |
2 |
55 |
1 |
80 |
График начерчен проведением перпендикуляров от соответствующих точек на двух осях. Каждая точка графика представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель купит по этой цене. На графике полученная кривая спроса наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная. В нисходящем направлении кривой спроса находит отражение закон спроса – люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой.
До сих пор рассматривался вопрос о позиции одного потребителя. Но на рынке обычно выступает много потребителей. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть осуществлен посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. В следующей таблице отражен случай, когда на рынке выступают три покупателя.
Цена за единицу товара, Р,усл.ед. |
Величина индивидуального спроса |
|||
1-й покупатель Q1 |
2-й покупатель Q2 |
3-й покупатель Q3 |
Общая величина спроса в неделю (рыночный спрос) Qобщ=Q1+Q2+Q3 |
|
5 |
10 |
12 |
8 |
30 |
4 |
20 |
23 |
17 |
60 |
3 |
35 |
39 |
26 |
100 |
2 |
55 |
60 |
39 |
154 |
1 |
80 |
87 |
54 |
221 |
На следующих рисунках показан процесс суммирования в графическом изображении, причем для этого используется лишь одна цена – 3 усл. ед. Чтобы вывести кривую спроса, мы совмещаем три кривые индивидуального спроса по горизонтали.
Кривая рыночного спроса – сумма кривых индивидуального спроса:
35 + 39 + 26 = 100
3. Закон спроса.
Устойчивая связь между спросом и ценой, при которой величина спроса в данный период времени увеличивается при снижении цены и наоборот, характеризует закон спроса.
Закон спроса: Чем ниже цена на товар, тем большее его количество хотят и могут приобрести потребители
Закон спроса иллюстрируется как через шкалу спроса, так и через кривую спроса.
В основе этого Закона лежат следующие обстоятельства:
А) здравый смысл и элементарное наблюдение действительности. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Высокая цена отбивает охоту у потребителей покупать товары, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку.
Б) В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности, от каждой последующей единицы продукта. Например, вторая съеденная шоколадка приносит меньше удовольствия, чем первая. Отсюда следует, что поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности – то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
В) Эффект дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении других товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательскую способность денежного дохода потребителя и у него появляется возможность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.
Закон спроса действует при прочих неизменных условиях. Изменение условий может модифицировать или даже нарушить его действие. Например, повышение цены какого-то товара способно увеличить, а не сократить спрос, если у покупателей возникает ожидание последующего повышения цен и стремление успеть купить товар по повысившимся ценам до того, как цены еще больше возрастут. По существу, в этом поведении покупателей также проявляется закон спроса, так как спрос здесь отражает более низкий уровень цены по сравнению с ожидаемой, при которой спрос наверняка упадет.
При понижении цены некоторых товаров спрос может сократиться, а не увеличиться. Такое возникает тогда, когда цена определяет престиж товара. Например, при понижении цены на некоторые украшения они становятся менее привлекательными, и наоборот, увеличение цены на них способно не уменьшить, а увеличить спрос.
4. Заключение.
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары.
Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
Надо также отметить, что спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство “нужных”, пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения
5. Тесты
1. Падение спроса на товар Х может быть вызвано:
а) уменьшением доходов потребителей;
б) увеличением цен на товары-заменители товара Х;
в) ожиданием роста цен на товар Х;
г) уменьшением предложения товара Х.
Ответ: а) уменьшение доходов потребителей - неценовой фактор, влияющий на спрос – у потребителя не достаточно средств для покупки товара либо просто, – это дорого для него, следовательно, спрос падает.
б), в) спрос увеличится;
г) спрос не изменится.
2. Как изменится величина спроса и равновесная цена продукта В, если:
а) он стал более модным;
б) цена на продукт С, полный заменитель продукта В, снижается;
в) потребители ожидают снижение цен и снижение доходов;
г) происходит быстрый рост численности населения.
Ответ: а) спрос и цена увеличатся;
б) спрос упадет, цена не изменится;
в) спрос и цена упадут;
г) спрос увеличится, цена не изменится (впоследствии и цена повысится).
Борисов Е. Ф. Экономическая теория.Курс лекций для студентов высших учебных заведений. — М.: Общество «Знание» России, 1996. — 478 с.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В2т: Пер. с англ. Т. 1.- Издательство «Туран», 1996г. – 399с.
Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 2. Микроэкономика: Учеб. пособие. – Челяб. гос. ун-т. Челябинск/, 2002. – 115с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.