Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »

Теория предельной полезности

Теория предельной полезности [24.11.10]

Тема: Теория предельной полезности

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)

Тип: Контрольная работа | Размер: 73.39K | Скачано: 306 | Добавлен 24.11.10 в 14:54 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2009


Содержание

Введение 2

Полезность и предельная полезность 3

Закон убывающей предельной полезности 9

Заключение 11

Тесты 12

Список литературы 14

 

Введение

Теория потребительского поведения объясняет, как покупатели тратят свой доход, чтобы получить для себя максимальную пользу. Она показывает, каким образом влияют на выбор цены товаров, доход, предпочтения и как покупатели максимизируют свои «чистые выигрыши» от приобретения товаров и услуг.

Под потреблением понимается процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Суть категории потребности состоит в экономическом мотиве человека, возникающем из необходимости или желания потреблять различные объемы богатства (как вещественные, так и духовные) вообще.

Потребности человека многообразны, но только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. Установив потребительские предпочтения, экономисты делают дальнейшие предположения, приближающие поведение  покупателей к более реальным условиям. Теория потребительского поведения исходит также из того, что делающие выбор покупатели ведут себя рационально. Они всегда выбирают набор, максимально удовлетворяющий  их предпочтения при данных ограничениях на доходы и розничные цены.  Рациональность означает, что покупатели никогда не откажутся от набора товаров, которые могут приобрести, если последние принесут наибольшее удовлетворение по сравнению с другими наборами.

В конечном счете предпосылки потребительского поведения можно сформулировать следующим образом. Потребители обладают четким представлением о своих предпочтениях и всегда большее предпочтение меньшему; действуют рационально; точно знают об уровнях  своих доходов и ценах всех товаров; выбор потребителей ограничен их бюджетом.

 

1. Полезность и предельная полезность

Потребность мотивирует потребительское  поведение, но как отмечалось, непосредственно не определяет ни спроса, ни цен. Чтобы аналитически исследовать природу спроса и цен, экономисты ХIХ в. пытались дать количественную трактовку понятиям удовлетворения и предпочтения посредством разработки концепции полезности. Полезность – это показатель степени удовлетворения, вызванная потреблением какого-либо набора товаров и услуг или каким-либо отдельным товаром.

Полезность как экономическая категория означает способность продукта (продукции, товаров и услуг) удовлетворять определенные потребности людей. Отметим, что обыденное понимание полезности – как свойства вещей оказывать благотворительное влияние на человека, способствовать укреплению его здоровья и духа – отличается от экономического понимания. В экономическом смысле полезностью обладают, скажем, сигареты, так как они удовлетворяют потребности курящих людей. Такие потребности, увы, существуют, хотя они считаются вредными.

В экономической теории полезность принято считать количественной, измеримой величиной.  Введено даже наименование условной единицы полезности – ютиль (от английского слова «utility», означающего «полезность»).

Экономическая теория знает два варианта теории полезности, точнее два подхода к ее измерению: кардиналистский и ординалистский. Кардиналистский  подход к измерению полезности предполагает абсолютно точное, наподобие физической величины, количественное определение величины полезности. В качестве меры полезности кардиналисты использовали условно-субъективную единицу, получившую название «ютиль». Например, плитка шоколада приносит полезность в 4 ютиля, а 1 кг мяса – 6 ютилей и т.д. Методологически кардинализм опирается на два взаимоисключающих начала: с одной стороны, он связан с крайне субъективной трактовкой содержания «ютиля», а с другой – с абсолютно точным соотношением (2 ровно в два раза больше 1, а 3 ровно в три раза больше 1) между полезностями различных товаров, что предполагает объективную основу для подобного сопоставления. Экономисты вскоре убедились, что данный подход не отражает реальности, поскольку в жизни так не удалось найти универсальную и точную единицу измерения полезности.

На смену кардинализму пришел ординалистский подход к измерению полезности. Сам термин «ординарный» означает ранжированный, или выстроенный в определенном порядке. Первый, второй, третий и т.д. – порядковые числа. Они допускают определенный ранжированный, построение ряда товаров и услуг по принципу предпочтения. Такой подход не требует какой-либо психологической интерпретации выбора. То, что называется «полезностью», сегодня отражает только ранжирование предпочтений.

Итак, исторически и методологически кардинализм предшествует ординализму. Чтобы глубже и шире понять теорию полезности следует  начать с кардиналистских позиций. К тому же в последнее время ряд видных экономистов на Западе пытаются реанимировать кардиналистский подход.

С точки зрения экономической теории потребителя интересуют две оценки полезности – общая полезность и предельная полезность.

Общая полезность является мерой общего удовлетворения потребности, получаемого от потребителя всех наборов или отдельного товара. Предельная полезность товара или услуги оценивает изменение в удовлетворении потребности, вызванное потреблением большего или меньшего количества того или иного товара либо услуги.

В числе предельных показателей, изучаемых экономической наукой, предельная полезность занимает одно из ведущих мест.

Рассмотрим основные свойства общей и предельной полезности в табличной и графических формах.

Таблица 1

Общая и предельная полезность,

измеряемые в единицах кардиналистского подхода

Количество потребляемого товара (посещений кинотеатра в месяц)

Общая полезность от посещений кинотеатра (ютили за месяц)

Предельна полезность (ютили за месяц)

0

0

 

1

10

10

2

16

6

3

19

3

4

20

1

5

20

0

6

18

-2

Рис. 1.  

Таблица 1 и графики на рис. 1а и 1б иллюстрируют связи между общей и предельной полезностью, в данном случае получаемой от посещений кинотеатра. Кривые графиков построены на базе данных таблицы 1. По мере того, как количество посещений кинотеатра растет от 1 до 3, общая полезность увеличивается от 10 до 16, затем до 19 и т.д. Предельная полезность посещения кино увеличивает общую полезность, если количество посещений растет на единицу. Следовательно, если потребитель в посещениях кино движется от 0 к 1, то общая полезность растет от 0 к 10, а предельная также равняется 10. Если посещения увеличиваются от 1 до 2, то общая полезность возрастет от 10 до 16, а предельная равняется 6 (16-10) и т.д. Подъем кривой на графике рис. 1а между точками А и В соответствует увеличению полезности. Предельная полезность на любом уровне потребления отражается наклоном кривой общей полезности на графике рис.1а.

На данном шаге анализа таблицы 1 и рис. 1а и 1б уже можно дать более строгое определение понятиям общей полезности и предельной полезность.

Общая полезность – мера общего удовлетворения от потребления товара или набора товаров и услуг за данный период.

Предельная полезность – изменение общей полезности, вызванное изменением потреблении данного товара или услуги на единицу при условии, что потребление других товаров остается неизменным.

В экономической литературе принято обозначать предельную полезность как MU, а общую полезность - как TU.

Заканчивая анализ таблицы 1 и графиков рис. 1а и 1б, важно подчеркнуть, что кривая предельной полезности (график 1б) или наклон кривой общей полезности (график 1а) «падают» по мере роста количества посещений кинотеатра. Действительно, данные таблицы и графиков подтверждают тенденцию к постепенному уменьшению предельной полезности. Иными словами, увеличение общей полезности по мере роста потребления стабильно сопровождаются падением темпов прироста полезности. Данное «падения» получило название уменьшающейся предельной полезности. Тенденцию к уменьшению предельной полезности, строго говоря, нельзя вывести из принципа рационального поведения покупателя. Но опыт и здравый смысл свидетельствуют, что, например, первая единица любого товара приносит больше удовлетворения, чем вторая, и т.д.

Экономисты назвали падение предельной полезности законом уменьшающейся предельной полезности, который можно сформулировать следующим образом: если потребление всех других товаров остается фиксированным, то предельная полезность данного товара будет уменьшаться по мере увеличения его потребления.

 

2. Закон убывающей предельной полезности

Согласно закону убывающей предельной полезности каждая последующая единица потребляемого блага имеет предельную полезности ниже, чем предыдущая, то есть дополнительный потребительский эффект, получаемый от увеличения благ на одну единицу, ниже, чем эффект, полученный от предыдущей единицы. Например в сильную жару первый стакан газированной воды будет обладать очень высокой полезностью, второй – меньшей, а пятый может оказаться абсолютно бесполезным. Таким образом, предельная полезность обратно пропорционально объему потребления.

Проиллюстрируем этот закон наглядным примером. Пусть полезность костюма измеряется количеством ютилей, равным числу дней в году, в течении которых человек носит костюм. Будем исходить из предположения, что потребитель костюмов надевает каждый из них на одинаковое число дней, то есть, если у него один костюм, он носит его 365 дней в году, если два костюма, он носит каждый из них 182 дня, если три костюма, то костюм надевается на 122 дня, и так далее, то есть приращение полезности равно 365, деленному на возрастающие число костюмов. В этом случае зависимость между полезностью, приносимой каждым дополнительным костюмом, и числом костюмов отражается следующей таблицей:

Таблица 2

Число костюмов (в штуках)

1

2

3

4

5

6

Приращение полезности, предельная полезность (в ютилях)

365

182

122

91

73

61

Совокупная полезность, равная сумме полезностей всех имеющихся костюмов

365

547

669

760

833

894

Построим графики, характеризующие увеличение совокупной полезности (СП) и изменение предельной полезности (ПП) по мере увеличения количества потребляемых костюмов (рис. 2)

Графики изменения совокупной и предельной полезности

Рис. 2. Графики изменения совокупной и предельной полезности

Из таблицы и графиков наглядно видно, что предельная полезность убывает с увеличением количества употребляемых благ. Отметим, что в реальных условиях, начиная с некоторого количества благ, их приращение может не только увеличивать полезность, но и давать отрицательный эффект «перепотребления», то есть избыточного потребления.

 

Заключение

Практическое значение закона убывания предельной полезности состоит прежде всего в том, что он позволяет предсказать поведения потребителей, покупателей при выборе ими количества и набора приобретаемых и потребляемых благ.

Вследствие проявления закона убывающей предельной полезности потребители ведут себя определенным образом при выборе комплекта нескольких благ для потребления. Они исходят из принципа максимизации полезности. Суть принципа состоит в том, что потребитель в рамках имеющихся у него ресурсных (денежных) возможностей предпочитает такой набор благ, при котором отношение предельной полезности каждого товара к его цене или затратам на его приобретения одинаково для разных благ.

 

Тесты

3. Термин «предельный» в микроэкономике означает:

а) небольшое изменение экономической величины;

б) несущественное изменение экономической величины;

в) пограничное изменение экономической величины;

г) дополнительное изменение  экономической величины.

Ответ: г; т.к. в экономическом смысле предельный показатель характеризует, сколько дополнительных единиц продукта, блага, удовольствия можно получить за счет увеличения затрачиваемых средств, усилий, ресурсов на одну единицу или, образно говоря, что дополнительно приносит последний затрачиваемый рубль.

 

4. Предельная норма замещения товара А товаром В означает:

а) сколько единиц товара А потребитель приобретает, когда цена товара В уменьшается на 1 доллар;

б) в какой степени увеличивается предельная полезность, если потребление товаров А и В увеличивается на 1 единицу;

в) сколько единиц товара В потребитель покупает, когда его доход возрастает, а потребление товара А остается прежним;

г) от какого количества единиц товара А потребитель готов отказаться в обмен на получение одной единицы товара В, чтобы общая полезность осталась неизменной.

Ответ: а; т.к. при снижении цены количество купленных товаров будет возрастать.

 

5. Какой из перечней общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности:

а) 200, 150, 100, 50;

б) 200, 300, 400, 500;

в) 200, 200, 200, 200;

г) 200, 250, 270, 280.

Ответ: а; т.к. согласно закону убывающей предельной полезности каждая последующая единица потребляемого блага имеет предельную полезность ниже, чем предыдущая.

 

Список используемой литературы:

  1. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. М.: Финстатинформ, 1997.
  3. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Д-ра экон. наукпроф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003.
  4. Курс экономической теории: Учеб. пособие. – М., 1993.
  5. Микроэкономика: Учебник в 2-х т. / Под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экон. школа, 1996.
  6. Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996.
  7. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Т. 1, 2. – М.: Республика, 1992.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 73.39K
Скачано: 306
Скачать бесплатно
24.11.10 в 14:54 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе