Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »
Тема: Основные идеи маржинализма
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений
Тип: Контрольная работа | Размер: 24.01K | Скачано: 299 | Добавлен 17.09.12 в 14:17 | Рейтинг: -1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Уфа 2010
Содержание
Введение 4
1.Теория предельной полезности (Визер, Бем-Баверк) 5
2.Теория равновесия на рынке отдельного товара (А.Маршалл) 14
3.Сопаставте трактовку проблемы измерения полезности у авторов австрийской и математической школы 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Введение
Маржинализм в качестве самостоятельного течения экономической мысли оформился во второй половине ХIХ века, что было вызвано объективными факторами. Конец XIX века стал временем бурного экономического развития стран Западной Европы и США, что явилось следствием завершившегося промышленного переворота. Наиболее развитые державы вошли в период промышленного капитализма и свободной конкуренции. Мощное развитие рыночных отношений как внутри стран, так и между ними, обусловленное углублением процесса разделения труда, обострило внимание современников к ценообразованию, роли денег, законам поведения субъектов рынка и т.п. Эти проблемы и явились основным объектом исследования маржиналистов.
Другой, не менее существенной причиной возникновения маржинализма можно считать стремление ученых – экономистов найти выход из кризиса экономической теории, их стремление открыть определенные новые перспективы современному им экономическому порядку.
Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, а также в масштабе всего народного хозяйства.
Маржинализм основывается на анализе экономического поведения хозяйствующего субъекта в процессе производства и на рынке.
1.Теория предельной полезности (Визер, Бем-Баверк)
Наиболее ранняя маржиналистская школа сформировалась в Австрии, названная в силу этого обстоятельства австрийской (психологической) школой. Основателем австрийской школы считается К.Менгер (1840 – 1921г.г.), профессор Венского университета. Он сформулировал главные положения теории предельной полезности на основе описания индивидуальных актов обмена. Ф. Визер развил идеи Менгера, используя принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства. Самым видным представителем австрийской школы признан Е. Бем-Баверк – профессор Венского университета, который дал наиболее полный вариант теории предельной полезности, обогатив ее маржиналистской концепцией процента.
Важнейшую роль в теоретических построениях австрийской школы играет субъективно – психологический подход. В противовес марксисткой теории трудовой стоимости австрийцы применили оригинальную теорию стоимости. Согласной этой концепции, в основании цены товара (блага), лежит не стоимость, определяемая затратами труда, не потребительская стоимость или полезность самого товара (блага). Цена зависит исключительно от субъективных оценок данной полезности, точнее, предельной полезности, которые формируются участниками экономического процесса. Под предельной полезностью здесь понимается субъективная оценка какого – либо индивидуума последней единицы наличного запаса определенного потребительского блага.
При разработки теории предельной полезности австрийцы, в частности К. Менгер, могли опереться на законы немецкого математика, профессора Германа Генриха Госсена. В соответствии с первым законом Госсена по мере удовлетворения данной потребности наслаждение индивида от потребления каждой последующей единицы потребляемого блага падает, интенсивность потребления снижается. Отсюда следовал вывод о снижении оценки полезности в зависимости от количества блага, а так же и о ее зависимости от динамики потребления. Второй закон равномерного удовлетворения потребностей, или выравнивания предельных полезностей, основан на предположении о стремлении каждого участника обмена к достижения максимума выгоды от него. Для этого участник обмена так распределяет свои средства между различными покупками, чтобы достичь максимума выгоды. Отсюда следует, что рациональный потребитель будет стремиться к равномерному удовлетворению своих потребностей под воздействием закона замены потребительских благ. Для покупателя существует некий предел цены, выше которого он отказывается от потребления товара. Для продавца имеется какая-то низшая граница цены, которую он не может пересечь. На пересечении интересов названых субъектов обмена возникает некий оптимум (цена), который соответствует равной полезности остальных покупок (их оценок).
Карл Менгер (1840-1921) первым изложил теорию предельной полезности и попытался вскрыть зависимость полезности от редкости товаров (благ) и интенсивности их потребления. Из установленной зависимости следовало, что, чем выше интенсивность потребности, тем выше оценка индивидуумом данного блага и предельная полезность последнего, и наоборот. Объем запаса блага в прямо противоположном направлении: если он увеличивается, то при данной интенсивности потребности предельная полезность блага уменьшается, и наоборот. Заметим, что, рассматривая влияние предельной полезности на процесс ценообразования, К. Менгер исходит из предложения о фиксированной величине предложения. В таких условиях ценность того или иного товара (блага) попадает в зависимость исключительно от спроса, который изменяется под воздействием динамики предельной полезности блага. Это послужило основанием для формулирования принципа снижающейся полезности, согласно которому полезность (потребительская стоимость) всех единиц однородного блага определяется наименьшей полезностью (предельной полезностью), которой обладает последняя единица блага. К. Менгер полагал, что ценность одинаковых благ определяется стоимостью наименее важной единицы (порции) в запасе блага. Если первые единицы блага удовлетворяют наиболее важные жизненные потребности индивидуума, то последняя единица блага удовлетворяет наименее важную потребность. Она то и определяет стоимость предыдущих.
К. Менгер создает теорию, раскрывающую проблему отношения между благами и людьми, где важную роль играет вопрос о месте конкретного блага внутри иерархии благ. При этом принцип предельной полезности был основан применительно к анализу индивидуального потребления в натуральном, изолированном хозяйстве (так называемый принцип робинзонады). Выделив факторы, определяющие динамику предельной полезности, К. Менгер снимает вопрос о влиянии на нее, хотя бы в отношении цен, искусственной схемы робинзонады. Его модель действовала в условиях существования совокупности натуральных хозяйств, обменивающихся излишками благ, и не могла быть теоретической моделью, которая бы, если не адекватно, то близко отражала реалии развитого рыночного хозяйства. Поэтому попытка К. Менгера использовать принцип предельной полезности в исследовании товарного производства оказалась в целом безуспешной.
Несколько отличную концепцию ценообразования сформулировал Евгений фон Бем-Баверк (1851-1914). В попытке преодолеть противоречивость позиции Менгера он стал различать категории субъективной и объективной предельной полезности. Субъективная стоимость представляет собой личную оценку товара продавцом и потребителем. Причем верхняя, максимальная граница изменений рыночной цены какого – либо товара зависит от субъективной оценки его полезности покупателем. Перейти за установленный предел она не может, так как покупатель нарушит принцип максимального удовлетворения своих потребностей или, максимизации индивидуальной выгоды и вступит в противоречие с основополагающим принципом рационального поведения субъекта. Нижняя минимальная граница цены определяется через субъективную оценку полезности данного товара его продавцом. В соответствии с принципом рационального поведения субъекта она также не может перейти своей границы. Это означает, что рыночная цена товара будет колебаться в пределах максимальной и минимальной цен и в результате установится в ходе столкновения и примирения обеих оценок. Очевидно, что модель Бем-Баверка достаточно сбалансировано отражает поведение покупателя, который в реальной жизни ограничен в назначении цены главным образом имеющимся у него объемом денежных или иных средств, а потому и устанавливает верхний ее предел. Однако модель не совсем работает по отношению к продавцу, который помещен в реальные условия неизолированного субъекта хозяйства. В предложенной модели продавец, являющийся собственником товара и его производителем, может руководствоваться при определении цены принципом предельной полезности, сбывая на рынке лишь образовавшиеся излишки блага, а не производя товары специально для продажи. В последнем случае владелец товара не может руководствоваться аналогичной покупателю оценкой его полезности, исходя из степени удовлетворения собственных потребностей, ибо предельная полезность гипотетически может приобрести отрицательную величину, что противоречило бы принципу рационального поведения.
Объективная ценность, по Бем-Баверку – это меновые пропорции (цены), которые формируются в ходе конкуренции на рынке. Введение данной категории поставило перед необходимостью объяснения механизма измерения, соизмерения цен в денежном выражении. Поэтому Бем-Баверком вводится понятие предельной полезности денег, которое соизмеряется с суммой предельной полезности товаров, которые индивидуум может приобрести на последнюю единицу своего денежного дохода.
Однако переход к анализу денежной формы обмена внес дополнительные противоречия. Так рассуждения австрийцев приводили к заключению: предельные полезности, сами зависят от последних. В большей степени это касается предельной полезности самих денег; ведь количество благ, купленных на одну денежную единицу, явно определяется их ценами.
Главным недостатком теоретических построений австрийской школы при определении ценности было полное абстрагирование от производства, одного из решающих факторов образования стоимости, и от труда – основного его источника. Поэтому австрийская школа не смогла создать абстрактную модель ценообразования, которая адекватно отражала бы закономерности реальных рыночных отношений. Вместе с тем нельзя не отметить, что проблемы взаимодействия спроса и предложения в процессе ценообразования, взаимосвязи потребительской стоимости (полезности) и стоимости, соотношения платежеспособного спроса и цен и ряд других прочно вошли в сферу экономических исследований благодаря австрийцам.
Игнорируя при разработке теории предельной полезности анализ процесса производства и труда, представители австрийской школы вынуждены были все-таки исследовать издержки производства, которые учитываются каждым предпринимателем в реальной жизни. Поэтому возникла теория производительных благ; в основном она представлена работами Ф. Визера. в них предпринята попытка «психологизировать» издержки производства, объясняя их с позиций своеобразной полезности. Визер утверждал, что все блага можно разделить на потребительские, т.е. удовлетворяющие личные потребности, и на производственные, к каковым он относил средства производства и труд. Индивидуумы не способны оценить полезность далеких от них факторов производства, следовательно, их цены определяются не прямо, а опосредованно, через предельные полезности потребительских благ (товаров). Это, очевидно, соответствовало маржиналистскому принципу примата потребления над производством. Исходя из этого, получалось, что не издержки производства придавали ценность продуктам, а, наоборот издержки производства приобретали ценность от своих продуктов, подобно тому, как луна светит отраженным светом солнца; так образно иллюстрировал свой тезис Бем-Баверк.
Выделив наименьшую предельную полезность из суммы потребительских благ, которые созданы определенным производственным благом, Визер назвал ее предельным продуктом. Используя данное понятие, Визер сформулировал закон: предельная полезность предельного продукта обуславливает цену производительного блага, которое пошло на его изготовление, и соответствующую часть издержек производства, которые определяют предельные полезности других, непредельных потребительских продуктов, произведенных из указанного блага (закон Визера). Таким образом, если ранее австрийцы определяли цену блага (товара) через субъективные (плюс объективные, по Бем-Баверку) оценки его полезности, то теперь для этой весьма непростой операции потребовалось применение абстракции второго порядка – предельная полезность предельного потребительского блага.
На самом деле в создании предметов потребления участвуют совокупность производительных благ. Поэтому австрийцы оказались перед необходимостью разрешить довольно трудный вопрос: какая часть ценности предметов потребления должна быть отнесена (или вменена) на счет того или иного производительного блага? По этому вопросу не сложилось единого мнения: представителями австрийской школы были созданы различные варианты теории вменения. На этой основе и решалась проблема распределения (вменения) – стоимости созданного продукта между трудом и капиталом. При этом была использована концепция Ж.-Б.Сэя о трех факторах производства (земля, труд и капитал) в сочетании с теорией предельной полезности. Австрийцы пришли к выводу, что ресурсы участвуют в создании стоимости, а каждому производительному благу (фактору) вменяется свой специфический доход. Таким образом, они обошли вопрос об отношениях эксплуатации и присвоении прибавочной стоимости.
Однако необходимо было дать ответ на вопрос о природе прибыли. Честь создания субъективно – психологической концепции прибыли принадлежит Бем-Баверку. В работе «Капитал и прибыль» он противопоставил свою теорию процента Марксовой теории прибавочной стоимости. Бем-Баверк выдвинул идею, что для субъекта с рациональным поведением, каковым является и собственник денежного капитала, определенное благо имеет большую ценность в настоящем, нежели в будущем. Причина в том, что индивидуум предполагает возрастание в перспективе запаса данного блага, и следовательно, уменьшение предельной полезности этого блага в будущем по сравнению с настоящим. Тем самым происхождение процента связывается Бем-Баверком с влиянием фактора времени. Процент выступает как результат «ожидания» капиталиста, хотя ни время, ни «ожидание» не могут сами по себе быть источником стоимости. Согласно логике Бем-Баверка, труд является «благом будущего», так как он создает продукт по истечении определенного времени. Следовательно, рабочий предстает владельцем «будущего блага», а предприниматель, нанявший рабочего, дает ему «настоящее благо» в форме заработной платы. Таков процесс обмена благами между рабочим и предпринимателем. Блага, созданные трудом настоящим, по стоимости превысят размер выплаченного вознаграждения за труд. Это превышение составит процент или прибыль. Добровольный характер обмена отражает равноценность и справедливость отношений работодателя и рабочего.
Впрочем, Бем-Баверк не смог дать четкого ответа на вопрос: кто должен определять разницу в стоимости настоящих благ и благ будущих. Необходимо было найти сколь-нибудь объективный фактор – оценку, поскольку для этой роли не годились субъективные оценки ни рабочего, ни предпринимателя. Поэтому Бем-Баверк включает в концепцию процента идею о косвенных методах ведения производства, подразумевая под ними удлинение периода производства (производственного цикла) на основе использования капиталоемких процессов. Данное удлинение обосновано известным количеством звеньев производства промежуточного характера, что имеет место до момента создания блага. Если, например, Робинзон Крузо, рассуждает Бем-Баверк, использует часть времени на изготовление орудий труда в ущерб сбору необходимых продуктов питания, то его запас потребительских благ уменьшится. Однако в будущем орудия труда позволят Робинзону значительно увеличить запас благ по сравнению с настоящим. Перенеся пример Робинзона на современное общество, Бем-Баверк выдвинул положение, что источником процента (прибыли) является удлинение периодов производства отдельных благ в результате развития косвенных методов производства. Здесь ученый подошел к реальным вопросам процесса роста капиталоемкости и специализации. Но это не проясняло в целом проблему природы прибыли, а скорее затуманивало ее, ведь в экономической жизни именно сокращение производственного цикла, а не удлинение, служит положительным показателем динамики производства. Однако сама постановка вопроса о роли фактора времени в развитии экономики явилась достижением австрийской школы, которое получило развитие в теории А.Маршалла. Помимо этого, идеи Бем-Баверк дали толчок к разработке различных вариантов теории ожиданий и лаговых концепций.
Идеи австрийской школы получили широкое распространение. Но их очевидное расхождение с действительностью, явные логические противоречия теории предельной полезности предопределили рост влияния английской и американской школ маржинализма. Следует отметить, что, несмотря на это, в настоящее время существуют достаточно последовательные сторонники и австрийской школы.
2.Теория равновесия на рынке отдельного товара (А.Маршалл)
Конец XIX в. – начало XX в. отмечены ростом концентрации и монополизации капиталистического производства, переходом свободных рыночных отношений в режим несовершенной конкуренции. Эти явления вызвали существенные изменения в условиях функционирования предприятий, усложнили процесс производства и обращения, что не могло не отразится и на теоретических представлениях о сути, закономерностях хозяйственной жизни. Теория кембриджской школы представлена исследованиями А.Маршалла.
Наибольший вклад в теорию внес профессор Кембриджского университета Альфред Маршалл (1842-1924), являющийся автором таких значительных работ, как «Экономика промышленности» (1889), «Промышленность и торговля» (1919), «Деньги и торговля» (1923г.) и другие. Особую популярность ученому принесла работа «Принципы политической экономии» (1890), в которой систематизированы и обобщены положения пострикардианской политической экономии, австрийской школы и других течений экономической мысли. Данная работа положила начало новому направлению в экономической науке, получившему впоследствии название неоклассического экономического анализа. По сути, Маршалл поставил задачу создания синтетической теории стоимости на основе различных теорий, что нашло поддержку, как у сторонников неоклассического направления, так и у его противников.
Маршалл в целом принимал методологическую систему маржинализма, особенно ее нейтральный, деидеологизированный подход к экономике, внеисторическое ее понимание. В то же время он обоснованно критиковал позицию австрийцев по вопросу примата субъективных оценок предельной полезности в анализе процесса ценообразования, отводя последним место одного из факторов, влияющих на спрос. Одновременно он выступал противником трудовой теории стоимости, которая доказывала примат издержек производства в ценообразовании. Вследствие этого Маршалл отверг метод причинно – следственных зависимостей одних явлений от других. Так возник аналитический метод Маршалла, впоследствии названный теорией частичного равновесия. Согласно этой теории, в каждой отдельной ситуации исследователь должен принимать постоянными все элементы, кроме одного, анализируя изменения последнего. Благодаря Маршаллу начали широко применяться математические методы изучения функциональных соотношений между экономическими явлениями, что позволило ученым разрабатывать практические, конкретные проблемы рынка.
Центральное место в творчестве Маршалла и его школы занимает рыночный механизм формирования цен. Исходным пунктом теории ценообразования Маршалла стал постулат: ни спрос, ни предложение не имеют приоритета с точки зрения определения цен, а являются равноправными элементами механизма рыночного ценообразования. В частности, Маршалл констатировал рост спроса при падении цен и уменьшении спроса при их увеличении. Устойчивая цена (цена равновесия) устанавливается в точке пересечения кривых спроса и предложения, когда спрос уравновешивается предложением. Цена же спроса определяется полезностью товара, которая представляет собой максимальную цену, что покупатель готов платить за товар. Движение спроса определяется убывающим характером роли спроса и др. причинами.
Однако, отмечал Маршалл, данная идеальная модель рыночного взаимодействия цены, спроса и предложения меняется в зависимости от продолжительности исследуемых временных периодов. Когда изучается кратковременный период, то выявляются одни закономерности, в длительной же перспективе – иные. Равноправие факторов исчезает, и в результате то спрос, то предложение берут на себя роль ведущего ценообразовывающего фактора. В краткосрочном периоде приоритет получает спрос, потому что предложение в большей степени инерционно и не поспевает за колебаниями спроса, поскольку для изменения предложения требуются новые условия производства, точнее создание дополнительных или новых производственных мощностей. В данном временном отрезке любое повышение спроса ведет к росту цены. Предприниматель при данных условиях получает временный дополнительный доход (квазиренту, по определению Маршалла), который представляет собой разницу между новой, более высокой ценой товара, издержками его производства и нормальной прибылью. Созданные новые условия производства увеличивают размеры предложения, понижая цену и аннулируя квазиренту.
Наступает долгосрочный период, где роль основного новообразующего фактора берет на себя предложение и связанные с ним издержки производства. Таким образом, производство определяет движение потребностей, которые затем выступают в виде предельных полезностей и спроса. Следует отметить, что издержки производства, по Маршаллу, в конечном счете, определяются суммой страданий, которые вызываются, с одной стороны, трудом, а с другой воздержанием от непроизводительного потребления капитала. Психологическая теория переживаний Маршалла опиралась на известную с середины XIX в. «теорию воздержания» английского политэконома Н.Сениора и потребовалась основателю кембриджской школы для противопоставления рикардианской теории трудовой стоимости и Марксовой теории прибавочной стоимости. В соответствии с этой теорией Маршалла, и рабочий, и предприниматель приносят жертвы в процессе производства. Жертвой со стороны рабочего являются субъективные отрицательные эмоции, связанные с трудовыми усилиями; жертвой работодателя – отсроченные удовольствия от личного потребления или необходимость их ожидания. Тем самым снималась проблема прибавочной стоимости и тесно связанная с ней проблема эксплуатации. Однако, как и в рассуждениях австрийской школы, данное построение Маршалла не выглядит убедительным. Ожидание само по себе не может быть источником прибыли, поскольку переживания субъектов производства весьма разнородны, поэтому трудно соизмеримы.
Из приведенных выше рассуждений Маршалл делал вывод, что денежные издержки производства или цена предложения конкретного товара должны обеспечивать компенсацию всех отрицательных ощущений субъектов производства, которая, таким образом, включает в себя заработную плату (за усталость, жертву рабочего) и предпринимательский доход (плату за воздержание, неуверенность).
Маршалл не ограничился теоретическими построениями психологического содержания издержке производства. По настоящему крупным достижением прикладного характера стали исследования ученого, посвященные выявлению динамики издержке производства (в применении к отдельным предприятиям и фирмам). Он предложил три возможных модели динамики издержек. Существуют отрасли, утверждал Маршалл, где предельные издержки, следовательно, и цена предложения, не зависят от объема выпускаемой продукции (закон постоянной отдачи или закон постоянной производительности). Но есть отрасли, в которых с увеличением объема производства предельные издержки производства единицы продукции снижаются (закон возрастающей отдачи или закон возрастающей производительности). Наконец, к третьей категории относятся производства, где по мере их расширения наблюдается рост предельных издержек и соответственно цен предложения (закон падающей отдачи или закон падающей производительности). Во втором и третьем случаях цена предложения предпринимателем связана с объемом произведенной продукции и определяется через предельные издержки производства. Таким образом, Маршалл включил в теорию цены важное положение о зависимости цены предложения от производства.
Устанавливая связь между ценообразованием и длительностью временного периода, он сделал вывод о резком увеличении воздействия предложения и издержке производства на механизм ценообразования. В связи с этим Маршалл различал три периода времени: 1) короткий, в течение которого производственные мощности не меняются; 2) длительный, когда можно изменить объем продукции путем вовлечения новых производственных мощностей; 3) весьма длительный, когда могут произойти изменения в численности населения, технике производства и капитале. Нормальная цена (или цена равновесия), определяемая издержками производства, по мнению Маршалла, устанавливается во втором периоде, потому что игра спроса и предложения в течение длительного периода приводит цены к издержкам и возникает устойчивое равновесие.
Предложенный Маршаллом механизм ценообразования более сбалансирован, нежели концепция австрийской школы. Анализ фактора времени, проведенный ученым, оказал существенное влияние на развитие экономической науки.
Разрабатывая проблему спроса, Маршалл создал концепцию эластичности спроса, под которой понимается функциональная зависимость спроса от изменения цен. Маршалл определяет «эластичность» как соотношение между возрастанием имеющегося запаса товаров и падением цены и, наоборот, степенью уменьшения запаса и повышением цены. Спрос на товар является эластичным в большей степени, чем цена данного товара. Если же изменение спроса на товар происходит в меньшей степени, чем изменение цены, спрос будет неэластичным. Данная концепция получила развитие в практических исследованиях конкретной конъюнктуры рынка, при прогнозировании эффективного функционирования хозяйственного механизма. Понятие «эластичности» в дальнейшем стало применяться в разработке проблем цены и спроса, цены и предложения товара, процента и предложения капитала, заработной платы и наличной рабочей силы.
Экономическая теория Маршалла оказала заметное влияние на развитие экономических наук. Введенные кембриджской школой в научный оборот концепции цены, спроса и предложения, издержки производства стали предметом последующего изучения и развития. Современными экономистами широко используется и модифицируется разработанные Маршаллом теории «эластичности» спроса и предложения, совершенной конкуренции, квазирентного дохода и др.
Идеи кембриджской школы господствовали в экономической науке вплоть до начала 30-х г. нынешнего столетия. Только возникновение кейнсианского макроэкономического учения заметно ослабило ее влияние. Однако идеи английской школы маржинализма по-прежнему входят составной частью в различные направления современной экономической мысли.
3.Сопаставте трактовку проблемы измерения полезности у авторов австрийской и математической школы
Из всех направлений маржинализма математическая школа сыграла наибольшую роль в формировании неоклассической школы. По сути, неоклассическое направление в значительной мере можно трактовать в качестве соединения учения математической школы с находками Д. Б. Кларка и А. Маршалла. Именно представители математической школы оказались инициаторами внедрения в экономическую науку математических методов, особенно методов дифференциального исчисления.
Другой важной характеристикой подхода математической школы к анализу экономики было ее уподобление механическим системам. В этом они резко отличались от австрийцев и были близки к экономистам-классикам; более того, можно сказать, что по механистичности своего анализа они пошли гораздо дальше последних. Для классиков, как уже упоминалось, уподобление экономики механическим объектам имело значения с точки зрения выдвижения идеи о том, что ей внутренне присущи универсальные и объективные законы. Что же касается представителей математической школы, то для них такое уподобление было важно потому, что позволяло представлять экономику как равновесную систему. Они впервые осуществили анализ хозяйства с точки зрения общего равновесия; впоследствии моделирование на основе идеи общего равновесия стало одной из характерных черт магистрального направления современной экономической теории.
Согласно Л.Вальрасу, экономическая теория состоит из трех частей: чистая, прикладная и социальная теории. Основанием такого деления служит его определение общественного богатства. Общественное богатство - совокупность материальных и нематериальных благ, которые являются редкими, т.е., с одной стороны, представляют для нас определенную полезность, а с другой стороны, количество их в нашем распоряжении ограниченно. Из ограниченности количества этих благ вытекают три следствия: эти блага суть объект присвоения; они являются объектом обмена; они есть предмет промышленного производства. Отсюда можно выделить три главных экономических явления, или три главных аспекта общественного богатства: обмен (меновая ценность), производство (промышленность) и распределение (собственность). Соответственно, возможны три точки зрения на общественное богатство: чистая, прикладная и социальная теории, каждая из которых изучает свою сферу экономики. В современной терминологии чистая теория представляет собой позитивную теорию функционирования рыночного механизма, прикладная теория - нормативную теорию оптимального размещения ресурсов, а социальная теория - нормативную теорию оптимального распределения дохода. При этом Л. Вальрас осуществил систематическую разработку только чистой теории.
Свой анализ Л.Вальрас начинает с классификации благ. Среди благ, составляющих общественное богатство, можно выделить капитальные и скоротечные блага. Первые используются более одного раза, тогда как вторые - только один раз. Капитальные блага состоят из земли, личных способностей и собственно капитала. Скоротечные блага делятся на предметы потребления и сырые материалы. Предметы потребления имеют непосредственную полезность, в то время как капитальные блага и сырье - косвенную. Каждое благо оказывает человеку услуги: потребительские блага - потребительские услуги, капитал и сырье - производительные услуги.
В обществе существуют четыре класса: землевладельцы, работники, капиталисты и предприниматели. Первые три класса владеют капитальными благами. Функция предпринимателей состоит в том, чтобы объединять различные капитальные блага в разных сочетаниях с тем, чтобы с помощью их производительных услуг создавать новые блага в сельском хозяйстве, промышленности и торговле.
Таким образом, мы можем выделить два разных рынка: рынок услуг (ресурсов, капитальных благ) и рынок продуктов (конечных благ). На первом землевладельцы, работники и капиталисты продают предпринимателям свои производительные услуги. На втором предприниматели продают землевладельцам, работникам и капиталистам конечные блага.
Заключение
В заключении можно сказать, что в своем "субъективном течении" маржинализм акцентировал внимание на значении экономического анализа в части проблематики, связанной с потреблением (спросом).
Идеи австрийской школы получили широкое распространение. Но их очевидное расхождение с действительностью, явные логические противоречия теории предельной полезности предопределили рост влияния английской и американской школ маржинализма. Следует отметить, что, несмотря на это, в настоящее время существуют достаточно последовательные сторонники и австрийской школы.
Экономическая теория Маршалла оказала заметное влияние на развитие экономических наук. Введенные кембриджской школой в научный оборот концепции цены, спроса и предложения, издержки производства стали предметом последующего изучения и развития. Современными экономистами широко используется и модифицируется разработанные Маршаллом теории «эластичности» спроса и предложения, совершенной конкуренции, квазирентного дохода и др.
Идеи кембриджской школы господствовали в экономической науке вплоть до начала 30-х г. нынешнего столетия. Только возникновение кейнсианского макроэкономического учения заметно ослабило ее влияние. Однако идеи английской школы маржинализма по-прежнему входят составной частью в различные направления современной экономической мысли.
Из всех направлений маржинализма математическая школа сыграла наибольшую роль в формировании неоклассической школы. Именно представители математической школы оказались инициаторами внедрения в экономическую науку математических методов, особенно методов дифференциального исчисления.
Список использованной литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.