Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Происхождение и сущность сознания

Происхождение и сущность сознания [18.11.10]

Тема: Происхождение и сущность сознания

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 37.79K | Скачано: 296 | Добавлен 18.11.10 в 14:16 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2010


Содержание:

Введение 3

1.Гипотезы происхождения сознания, его природа и социально-культурная сущность 4

2.Структура сознания. Проблема «бессознательного» 9

3.Проблема моделирования человеческого сознания 15

Заключение 18

Список литературы 19

Приложение:

Словарь терминов 20

Словарь персоналий 25

 

Введение

Человек владеет прекрасным даром  - разумом с его пытливым полётом как в отдалённое прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряжённо искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника – словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Главной целью данной работы является раскрытие понятия сознания с различных точек зрения, как древних философов, так и наших современников.

Задачи: раскрыть фундаментальные принципы материи, дать определение сознания и рассмотреть его структуру, показать роль бессознательного, в частности в теории З.Фрейда, сопоставить человеческое сознание с машинным, так как это вопрос является одним из главных в современности.

1. Гипотезы происхождения сознания, его природа и социально-культурная сущность.

Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

• сознание существует;

• оно имеет особую, идеальную природу (сущность) данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

• физикализм;

• солипсизм;

• объективный идеализм;

• умеренный материализм.

Физикализм крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

• головной мозг человека действительно является сложнейшим "механизмом" природы, высшим уровнем организации материи;

• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг биологический орган;

• человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) материальный объект;

• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, это идеальность сознания:

• образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик - массы, запаха, четких размеров, формы;

• сознание может "господствовать" над образами увеличивать, уменьшать, вызывать их, "стирать";

• никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:

• "теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

• теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) пытается доказать то, что само понятие "дух", "духовное" устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

• теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что "мозг выделяет мысль, как печень желчь").

Солипсизм другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида единственная достоверная реальность, а материальный мир его порождение (субъективный идеализм Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

• объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть "мирового сознания";

• умеренный материализм считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

3. Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

• сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

• сознание присуще всем живым организмам;

• сознание свойство исключительно человеческое. Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей живых организмов, человека. Сознание "исходит" непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы "мирового сознания" рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

• теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

• теория Шардена, согласно которой сознание надчеловеческая сущность, "внутренняя сторона", "мозг" материи;

• теория Толбета, согласно которой Вселенная гигантский разум, сознание результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

• теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и "заряжает" его разумом;

• теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность свойство материи.

Основная идея другой, "биологической" точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

• многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

• животным присущи своя "мораль", правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д. Согласно "человеческой" точке зрения сознание продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой "социальной" организации с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

Итак, сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. «Ядром» сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

 

2. Структура сознания. Проблема «бессознательного».

Сознание можно разделить на 5 секторов: интеллект (мышление), внимание, память, воля и эмоции.

Внимание – характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное – пассивное имеет место, когда выбор объекта деятельности определяется без заранее поставленной цели, непреднамеренно. Произвольное – активное, действует тогда, когда выбор производится сознательно, преднамеренно. Внимание этого вида является актом воли, оно присуще только человеку. Послепроизвольное – деятельность может так захватить человека, что ее выполнение не требует от него специальных волевых усилий.

Эмоции – (от фр. Emotion, от лат. Emoveo – потрясаю, волную) субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации). Положительные эмоции – вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции – стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты - бурные кратковременные эмоции. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит другие психические процессы и «навязывает» определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» решения ситуации (напр. бегство, агрессию), который оправдывает себя лишь в типичных биологических условиях.

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира, реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого «Я» и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

В целенаправленных действиях человека проявляется его воля – сторона психической деятельности, получающая свое выражение в осознанных поступках. Воля – сознательное регулирование человеком своей деятельности, требующей преодоления внутренних и внешних трудностей. Волевые действия характеризуются наличием цели, а так же препятствий, трудностей, своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения.

Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Возникает и реализуется в процессе постановки и решения практических и теоретических проблем.

Биологическим субстратом мышления является высокий уровень развития головного мозга, исторически сформировавшегося в процессе становления человека и общества. Мышление человека протекает в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества. Отправляясь от чувств, опыта, мышление преобразует их, дает возможность получать знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны непосредственному эмпирическому познанию. Мышление неизмеримо расширяет познавательные возможности человека, позволяет проникнуть в закономерности природы, общества и самого мышления.

В ХХ веке наиболее подробно и систематически представление о бессознательном разрабатывается в границах психоаналитической традиции. Принципиально важные результаты были получены З. Фрейдом (создавшим психологическое определение бессознательного и учение о бессознательном), а также К. Юнгом (развившим идеи о психоидном, личном и коллективном бессознательном), Дж. Морено (разработавшим концепцию "общего бессознательного") и Э. Фроммом (развивавшем идеи о "социальном бессознательном"). В общем совокупность этих психоаналитически ориентированных дополнительных идей и концепций дает определенное представление о природе и сущности бессознательного и его проявлениях на индивидуальном, групповом и социальном уровнях.

По З. Фрейду,

 1) бессознательное это психические процессы, "которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица",

 2) бессознательное основная и наиболее содержательная система психики человека (бессознательное предсознательное сознательное), регулирующаяся принципами удовольствия и постоянства и включающая в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью и т. д.

По мысли З. Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо).

Согласно психоаналитическому учению содержание бессознательного включает в себя:

 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида,

 2) содержание, которое присутствовало в сознании, но было вытеснено из него в бессознательное (желания, воспоминания, образы и т. д.). Принимая бессознательное и его содержание в качестве источника неврозов и личностных конфликтов, З. Фрейд создал учение и психоаналитическую терапию, ориентированные на познание бессознательного и излечение пациентов через осознание бессознательного (вытесненного).

Трактуя бессознательное как "истинно реальное психическое" и подчеркивая, что "все душевные процессы по существу бессознательны", З. Фрейд вместе с тем обращал особое внимание на борьбу бессознательного и сознательного (сознания) как одну из атрибутивных и базисных основ психической деятельности и поведения человека.

Корректное определение бессознательного психического, исследование его, создание учения о бессознательном и внедрение представлений о нем в психологию и другие человековедческие науки были выдающимися достижениями З. Фрейда, влияние и значение которых трудно переоценить.

По К. Юнгу, бессознательное состоит из трех слоёв:

1) "Личностного бессознательного" поверхностного слоя бессознательного, включающего в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности,

 2) "Коллективного бессознательного" врожденного глубокого слоя бессознательного, общего центра и ядра психики, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, репрезентирующую опыт предшествовавших поколений людей и включающего в себя сверхличное универсальное содержание и образцы, выступающие в качестве всеобщего основания душевной жизни. "Содержаниями коллективного бессознательного" в основном являются архетипы наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения,

 3) "Психоидного бессознательного" наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами общими с органическим миром и относительно нейтральным характером, в силу чего оно, не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию.

По Дж. Морено, существенно важным основанием и механизмом общения и взаимодействия людей является "общее бессознательное", возникающее при продолжительном контакте между партнерами и содействующее снятию интерперсональных ролевых конфликтов.

По Э. Фромму, значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности играет "социальное бессознательное", являющее собой "вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества" и содержащие то, что данное "общество не может позволить своим членам довести до осознания".

Непосредственные и опосредованные действия индивидуального, коллективного и социального бессознательного проявляются в диапазоне от элементарных психических актов до творчества и оказывают влияние на все стороны жизни людей в норме и патологии.

В современной психологии обычно выделяют несколько классов проявлений бессознательного:

1) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки),

 2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения),

 3) неосознаваемые субсенсорные (подпорговые) процессы и механизмы (восприятия и пр.), 4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы и т. д.).

В психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания бессознательного (а также диагностики и терапии) используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т. д.

Существующая фрагментарность представлений о бессознательном и весьма значительная роль этой проблемы дают основания полагать, что создание современной общей теории бессознательного психического является одной из наиболее актуальных задач теоретической психологии.

 

3. Проблема моделирования человеческого сознания.

Моделирование человеческого сознания полным ходом идёт уже сегодня. Ещё в 50-х гг. ХХ в. биологи обнаружили, что, наравне с химическим синтезом, любую форму жизни можно истолковывать и, как постоянный процесс обработки информации. А, следовательно, возможно управление ею путём упорядоченной подачи этой информации. Взяв на вооружение опыт советского и фашистского агитпропа, западная система моделирования сознания достигла первых результатов уже в правление Д. Кеннеди. Сейчас всё, - от рекламы и фильмов Голливуда до новостей и государственной пропаганды, - есть один бесконечный конвейер моделирования сознания, венцом которого являются гуманитарные технологии high-hume.

Основными характеристиками искусственного интеллекта можно считать:

Все эти характеристики достаточно точно соответствуют характеристикам нашего интеллекта.

На ранних стадиях разработок ученые ставили задачу создания общего интеллекта, который мог бы действовать в любой области, но затем пришли к созданию систем, решающих интеллектуальные задачи каких-либо ограниченных областей.

В восьмидесятые и девяностые годы прошлого века также предпринимались попытки создания универсальных экспертных систем, которые содержали банки данных из миллионов различных утверждений, соединенных семантическими связями, в надежде на то, что многие задачи можно будет свести к последовательности этих утверждений. Некоторые из этих систем пополняются и по сей день, так и не научившись решать задачи из реального мира.

Многих ошибок при создании искусственного интеллекта можно было бы избежать, если бы сразу пришли к мнению, что интеллект появился не у человека, а является продуктом преемственной эволюции усложнявшегося адаптивного поведения.

Своеобразным интеллектом или способностью к решению своих проблем и адаптации в неизвестной среде, способностью к предвидению и выбору между разными вариантами действий, к обучению и формированию необходимых знаний обладают многие живые существа, даже с примитивной нервной системой. Следовательно, стоит обратить внимание на модели свойств и братьев наших меньших.

Когнитивная наука возникла, когда ученые различных областей знания поняли, что у них возникает много одинаковых вопросов о природе человеческого разума, и все они используют соответствующие методы для их решения. За прошедшие годы произошел небывалый скачок в информационных технологиях, а также огромные наработки в науке о мозге, что дает новые возможности для развития искусственного интеллекта.

В настоящее время происходит как бы «связка» сознания человека с информационной компьютерной средой, причем многие процессы жизнедеятельности человека переносятся в виртуальную информационную компьютерную среду.

Получившаяся в результате этого система выигрывает за счет синергетического умножения сильных качеств каждого из своих составляющих. В этом и содержится, согласно моему мнению, равно как и мнению моих коллег из "Эффектона", принцип максимальной эффективности использования компьютерных устройств.

За примером далеко ходить не надо разработанное нами программное обеспечение как раз и предназначено для того, чтобы использовать возможности компьютерных технологий для того, чтобы быстро и точно проводить тестирование широкого спектра свойств когнитивных функций человека, таких как внимание, память, восприятие, его интеллекта, а также свойств его личности, межличностных отношений и диагностировать его психофизическое состояние и даже оптимизировать работоспособность и эффективность мыслительных процессов.

 

Заключение

Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей.

Каждый выдающийся философ внес свою лепту по вопросу происхождения и сущности сознания. В различные времена это понятие приобретало новые концепции в зависимости от развития человечества и событий происходивших в то время.

За всю историю человечества сложилось три основных подхода к сущности сознания: креационизм, биологический подход, антропогенез; и четыре основных подхода к происхождению сознания: физикализм,  солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.

Вопрос о сущности и происхождении сознания до сих пор остается актуальным, так как однозначного ответа на него дать  философы пока не могут.

 

Список литературы:

Учебник:

  1. Философия. Под ред. В.Н.Лавриненко, Москва, 1998

Интернет ресурсы:

  1. http://www.socioline.ru/_seminar/library/phil/kandmin/031.php Кандидатский минимум по философии.
  2. http://culture.niv.ru/doc/philosophy/yakushev/047.htm  Наследство. Искусство. Величие.
  3. http://philosophik.ru/index.php?id=22  Философия для всех.
  4. http://dushkin.boom.ru/arxiv/soznan.htm  Искусственный Интеллект и Все, что с ним связано. Артем Душкин
  5. http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00072/80100.htm  Большая советская энциклопедия.
  6. http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex6/article/PS6/ps6-0469.htm Клиническая психология. Словарь. В. И. Овчаренко
  7. http://www.effecton.ru/190.html  Искусственный интеллект. Машина и человек.

 

Приложение

Словарь терминов:

АКСИОМА (греч. axioma принятое положение) исходное утверждение (предложение) какой-либо научной теории, которое берется в качестве недоказуемого в данной теории и из которого (или совокупности которых) выводятся все остальные предложения теории по принятым в ней правилам вывода.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.1.Действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания (напр., реакция защиты и т. п.), а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.). 2. Активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые (Подсознательное). 3. В современной философской и психологической литературе термин бессознательное часто употребляется как обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы. стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию.

БОГ в религиозных учениях и представлениях сверхъестественное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им; в иудаизме Яхве, в исламе Аллах, в христианстве святая троица (бог-отец, бог-сын и бог-дух святой и т. д.).

ВЕЧНАЯ ИСТИНА термин, означающий неопровержимость истин в процессе развития познания. В этом отношении Вечная истина аналогична абсолютной. Однако в процессе познания человек имеет дело преимущественно с относительными истинами, содержащими в себе лишь зерна абсолютных истин. Метафизика и догматизм, рассматривая истину не зависящей от условий, переоценивают роль абсолютного момента в истине.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА (греч. ge земля и grapho пишу) совокупность предметов и явлений живой и неживой природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, гидросфера, почвенный покров, растительный и животный мир), вовлеченных на данном историческом этапе в процесс общественной жизни и составляющих необходимое условие существования и развития всякого общества.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также содержит в себе результаты своего собственного действия и развития. Такой действительностью является объективная реальность во всей ее конкретности.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО учение об идеальном, независимом от государства праве, вытекающем будто бы из велений разума и природы человека.

ЗЛО наиболее общее оценочное понятие, обозначающее отрицательный аспект человеческой деятельности, то, что подлежит ограничению и преодолению; является противоположностью добра. 3ло именуется все, что оказывает разрушающее воздействие на человека в его природных и общественных проявлениях; в более широком плане оно отождествляется с жизнеотрицанием.

ИДЕЯ (греч. idea буквально: то, что видно , образ) философский термин, обозначающий смысл , значение , сущность и тесно связанный с категориями мышления и бытия. Она обозначает: I) чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов (Наивный реализм); 2) смысл или сущность вещей, сводимые к ощущениям и впечатлениям субъекта или к творческому началу, порождающему мир (Субъективный идеализм).

ИМЯ выражение языка, обозначающее некоторый предмет, понимаемый в самом широком смысле как все, что мы можем назвать, а не только как материальный объект.

КОСМОС (греч. kosmos вселенная) мир в целом и как целое, вся совокупность движущейся материи, включая Землю, Солнечную систему, нашу и все остальные галактики.

ЛОЖЬ искаженное отражение действительности, такое познавательное содержание, которое не соответствует объективной природе вещей. Сознательная Ложь является нарочитой дезинформацией. Непреднамеренная Ложь совпадает с заблуждением, включающим объективно-истинностные моменты. От Ложи следует отличать бессмыслицу, или абсурд.

ЛЮБОВЬ интимное и глубокое чувство, устремленное на др. личность, человеческую общность или идею. Любовь включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Любовь возникает как самое свободное и непредсказуемое выражение глубин личности; ее нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть.

МАГИЯ (греч. mageia волшебство) одна из форм первобытной религии, основанная на том, что мн. непонятные явления приписываются действию таинственных сил, и выражающаяся в совокупности обрядов, имеющих целью воздействовать на людей, животных, воображаемых духов и т. д.

НАУКА сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.

ОБЩЕСТВО совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

ПОЛИТИКА (греч. politike искусство управления государством) деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти.

РАЗВИТИЕ закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов.

РЕЛИГИЯ (лат. religio благочестие, святость) специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей, господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных.

СЕМЬЯ вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

СМЕРТЬ необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа.

СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека) регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

СОВЕСТЬ этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону ее самосознания.

СЧАСТЬЕ аксиологическое понятие, обозначающее оптимальное для конкретного индивида сочетание различных благ, выражающееся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается его жизнь в целом.

ТВОРЧЕСТВО процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

ТЕОРИЯ (греч. theoria наблюдение, рассматривание, исследование) система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. temperamen-tum надлежащее соотношение частей) совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамику ее психической деятельности.

УМОЗРЕНИЕ способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях, не связанных зачастую с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента.

ФИЗИКА (от греч. physis, природа) наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира. Вследствие этого Ф. и ее законы лежат в основе всего естествознания.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала.

ЦЕННОСТИ специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы).

ЧЕЛОВЕК субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР специфическое обозначение функционирования человека в системе социальных, экономических, производственных, научно-технических, организационно-управленческих и др. отношений; все, что относится к человеку как субъекту деятельности в разных сферах общественной жизни.

ЭГОИЗМ (лат. ego я) жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; выражается в том, что человек руководствуется в своем поведении лишь собственными интересами, не считаясь с интересами общества и окружающих; одна из форм проявления индивидуализма.

ЭКОЛОГИЯ (греч. oikos дом, жилище, местопребывание и logos слово, знание, наука) наука о взаимоотношениях организмов со средой их обитания. Под организмом в данном случае понимается все живое на Земле, обладающее способностью обменивать вещества и воспроизводить себе подобное.

Словарь персоналий:

АРИСТОТЕЛЬ (384 322 до н. э.) древнегреческий философ, энциклопедический ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. В философии Аристотель различал: 1) теоретическую часть учение о бытии, его частях, причинах и началах, 2) практическую о человеческой деятельности и 3) поэтическую о творчестве. Предмет науки общее, постигаемое умом.

БАКУНИН Михаил Александрович (1814 76) русский революционер, идеолог анархизма и народничества. Слепо веривший в социалистические инстинкты и неистощимость стихийной революционности народных масс. Б., в сущности, отрицал необходимость тщательной подготовки революции, бросался в революционные авантюры, выступал против марксистского учения о диктатуре пролетариата.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874 1948) русский философ-идеалист. Философия Бердяева антропоцентрична проблемы духовности, свободы и творчества, судьбы, смысла жизни и смерти всегда были в центре его философских размышлении.

БЭКОН Фрэнсис (1561 1626) английский философ, основатель материализма и экспериментирующей науки нового времени. Провозгласив целью знания способность науки увеличивать власть человека над природой, Б. считал, что достичь этой цели может лишь наука, постигающая истинные причины явлений. Поэтому он резко выступал против схоластики.

ВОЛЬТЕР Франсуа Мари Аруэ (1694 1778) французский писатель, философ, историк, один из вождей французского Просвещения. Мировоззрение Вольтера противоречиво. Выступая сторонником механики и физики Ньютона, он признает существование бога-творца, первого двигателя (Деизм). Движение природы, по В., происходит по вечным законам, но бог неотделим от природы, это не особая субстанция, а, скорее, свойственный самой природе принцип действия.

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770 1831) немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии. Гегель обосновывает тезис о субстанции как субъекте, как деятельном, активном начале. Исходное положение философии Гегель    тождество бытия и мышления, т. е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя.

ДАЛАМБЕР Жан Лерон (1717 83) один из представителей французского Просвещения 18 в., философ и математик. Ему принадлежит попытка описать историю возникновения и развития человеческого познания, а также изложить классификацию наук, исходя в основном из принципов Ф. Бэкона. В философии Даламбер был сторонником сенсуализма и противником декартовской теории врожденных идей.

ДЕКАРТ Рене (1596 1650) французский философ, математик, физик, физиолог. Философия Д. связана с его математикой, космогонией и физикой. В математике Декарт один из создателей аналитической геометрии. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел. В космогонии он развил новую для науки идею естественного развития солнечной системы; основной формой движения космической материи, обусловливающего строение мира и происхождение небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц.

ДИДРО Дени (1713 84) французский философ, просветитель, руководитель Энциклопедии, писатель, критик искусства. В философии быстро прошел путь от деизма и этического идеализма до материализма (в учении о природе, в психологии, в теории познания) и атеизма. В механистическое материалистическое понимание природы, общее у него с Ламетри и Гольбахом, Дидро внес некоторые элементы диалектики идеи связи материи и движения, связи протекающих в природе процессов, вечной изменчивости природных форм.

ЕВКЛИД (4 начало 3 в. до н.э.) древнегреческий математик, автор знаменитых Начал , в которых систематически, согласно аксиоматическому методу. Изложена геометрия древних и их теория чисел. Евклиду принадлежит знаменитый постулат (пятый) о параллельных, который логически равносилен утверждению: на плоскости через точку, лежащую вне прямой, можно провести только одну прямую, не пересекающую данную. Геометрия, основанная на этом постулате, получила название евклидовой.

ЖОЛИО КЮРИ Фредерик (1900 58) фр. физик, коммунист, председатель Всемирного Совета Мира (1951 58), член Парижской академии наук, иностранный член АН СССР (1947). С его именем связаны важнейшие экспериментальные исследования в новой области физических явлений микромире. Был сторонником диалектического материализма. Жизнь и деятельность Кюри подтверждают важность овладения передовой философской методологией, которая способствует научным достижениям и осознанию социальной ответственности ученого.

ЗИГВАРТ Христоф (1830 1904) -немецкий логик, близок к неокантианству. Широко известен своей Логикой (1873 1878). По 3., логика основывается на психологии, это техническое, нормативное учение о мышлении. Критерием истинности считал необходимость и общезначимость, для которых нет никакой опоры в объективном мире; основой необходимого мышления 3игварт объявлял очевидность, которая постулируется ссылкой на веру. Наиболее подробно разработал учение о суждении.

КАМЮ Альбер (1913 60) французский писатель и философ, представитель атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии (1957). Рассматривая современного индивида, включенного в бюрократизированную структуру буржуазного общества, анализируя противоречия духовной жизни интеллигента, лишенного всяких иллюзий, мучительно ищущего смысл собственного существования, К. приходит к выводу, что существование человека абсурдно, и делает категорию абсурда исходным принципом своей философии.

КАНТ Иммануил (1724 1804) немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. В философских работах докритического периода Кант наметил под влиянием эмпиризма и скептицизма Юма различие между основанием реальным и основанием логическим, ввел в философию понятие об отрицательных величинах и осмеял увлечение современников мистикой и духовидением . В работах критического периода К. доказывает невозможность построить систему умозрительной философии ( метафизики , согласно принятой тогда терминологии) до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят Канта к агностицизму к утверждению, будто природа вещей, как они существуют сами по себе ( вещей в себе ), принципиально недоступна нашему познанию.

КОНТ Огюст (1798 1857) французский философ, основатель позитивизма. Исходный тезис позитивной философии Конта требование, чтобы наука ограничилась описанием внешнего облика явлений. Опираясь на этот тезис, Конт утверждал, что метафизика , т. е. учение о сущности явлений, должна быть отброшена. История познания природы была разделена Контом на три стадии; каждая из этих стадий соответствовала определенному типу мировоззрения: теологическому, метафизическому и позитивному.

КСЕНОФАН Колофонский (6 5 вв. до н. э.) греческий философ, основатель элейской школы (Элеаты), поэт-элегик и сатирик. Известен как один из первых критиков антропоморфизма, а вместе с тем и всей мифологии: настаивал на том, что люди создают богов только по своему подобию и что всякое животное, если бы оно верило в богов, тоже представляло бы их в виде того или иного животного. Трактуя вместе со всеми досократиками бытие чисто материально, а именно как землю, воду и то, что из них произошло. К., однако, уже дошел до той степени абстракции, которая заставляла его видеть бытие везде одинаковым, тождественным себе и однородным, неизменным.

КУН Томас (р. 1922) американский историк науки, один из представителей постпозитивизма. В книге Структура научных революций разработал концепцию научных парадигм, нормальной науки и научных революций. Согласно этой концепции, на первом этапе той или иной научной дисциплины отсутствует единая система ценностей и согласие относительно целей, теоретических установок, общепринятых методов и фактов.

ЛАПЛАС Пьер Симон (1749 1827) французский ученый, математик и астроном. По своим философским взглядам был механистическим материалистом, атеистом. Доказал, что Солнечная система обладает устойчивостью и, следовательно, не нуждается в периодическом вмешательстве творца для восстановления нарушенного равновесия. Важным вкладом в развитие материализма и атеизма явилось принадлежащее ему математическое доказательство происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. Лаплас принадлежит также классическая формулировка механического детерминизма, который часто именуют лапласовским.

ЛОКК Джон (1632 1704) английский философ-материалист. Идеи, по Локку, возникают или вследствие действия внешних вещей на органы чувств (идеи ощущения), или вследствие внимания, направленного на состояние и деятельность души (идеи рефлексии). Посредством идей ощущения мы воспринимаем в вещах первичные, а также вторичные качества. Идеи, приобретенные из опыта, суть только материал для знания, но еще не само знание. Чтобы стать знанием, материал идей должен быть переработан деятельностью рассудка, отличной и от ощущения, и от рефлексии и состоящей в сравнении, сочетании и отвлечении (абстракции), причем эти операции сами должны стать предметом рефлексии.

ЛЮТЕР Мартин (1483 1546) видный деятель Реформации, основатель протестантизма. Оказал большое влияние на все сферы духовной жизни Германии 16 17 вв. Лютеровский перевод Библии сыграл важную роль в формировании общенационального нем. языка. Лютер был сторонником умеренной бюргерской реформации. Он отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и богом. Спасение человека, утверждал он, зависит не от выполнения добрых дел , таинств, обрядов, а от искренности его веры.

МОЦЗЫ , или МО ДИ (479 400 до н. э.), основатель философской школы в Древнего Китае, которая имела многочисленных сторонников. Моцзы был противником конфуцианства и считал, что предопределенной судьбы нет, она зависит от того, как человек будет осуществлять принципы всеобщей любви (цзань-ай), в основе которых лежит небесная воля . Он призывал людей помогать друг другу, заниматься полезным трудом, отказаться от насилия и войн, выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими в обществе положения. Моцзы склонялся к мистицизму, однако в его учении содержатся и некоторые материалистические элементы.

МУР Джордж Эдвард (1873 1958) английский философ-идеалист, представитель неореализма. Критикуя субъективный идеализм, Мур противопоставил ему тезис: Ощущение включает сознание и объект, независимый от сознания . Статус объекта, по Муру, неясен; его можно рассматривать и как физический объект, и как чувственное данное , и лишь здравый смысл заставляет нас признать объективность внешнего мира. Согласно такой философии здравого смысла , во вселенной существуют материальные объекты и акты сознания, связанные лишь с некоторыми из материальных тел.

НЕЖОН Жак Андре (1738 1810) французский философ-материалист и атеист, борец против католической церкви. В теории познания Нежон придерживался материалистического сенсуализма. В 1768 опубликовал соч. Воин-философ ( Солдат-безбожник ), в котором доказывал, что все религии ложны, основаны на чувстве страха. Бог выдуман лишь для того, чтобы запугивать рабов. Нежон принимал участие в редактировании Системы природы Гольбаха и совместно с ним написал словарь Карманное богословие , где дана остроумная критика религии.

НИЦШЕ Фридрих (1844 1900) - немецкий философ, один из основоположников современного иррационализма в форме философии жизни. Взгляды Ницше претерпели определенную эволюцию от романтической эстетизации опыта культуры через переоценку всех ценностей и критику европейского нигилизма к всеобъемлющей концепции волюнтаризма. Основными положениями зрелой философии Ницше являются: 1) все существующее (мир) есть воля к власти, могуществу; 2) сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира, или перспектив, исходящих из центров власти (силы), в этом состоит т. наз. перспективизм. Ницше излагает свою теорию полемически, в форме несистематической критики субстанционального дуализма ( теории двух миров ), метафизики, христианской моральной традиции и т. д. Н. решительный противник укорененного в европейской культуре противопоставления истинного мира миру эмпирическому, истоки которого он видит в отрицании жизни, в декадансе.

НЬЮТОН Исаак (1643 1727) англ. физик, создатель классической механики, сформулировавший закон всемирного тяготения и оказавший большое влияние на развитие философской мысли. Основное произведение Ньютона Математические начала натуральной философии (1687) содержит три закона движения (закон инерции, закон пропорциональности силы и ускорения, закон равенства действия и противодействия), из которых выводится большое число следствий, образующих фундамент классической механики и классической физики.

ПАСКАЛЬ Влез (1623 62) французский философ, математик и физик, один из основателей вероятностей теории. Философские взгляды Паскаля противоречивы: он колебался между рационализмом и скептицизмом, склоняясь к признанию превосходства веры над разумом. В Письмах к провинциалу Паскаль остро критиковал иезуитов опору католической реакции. Борьба Паскаля против духовного засилья иезуитов встретила поддержку передовых слоев фр. общества. В то же время некоторые идеи Паскаля о человеке в мире и его отношении к бесконечному рассматриваются как предвосхищение религиозного экзистенциализма.

ПИРС Чарлз Сандерс (1839 1914) американский философ и логик, основатель прагматизма, профессор в Кембридже, Балтиморе, Бостоне. В статье Как сделать наши идеи ясными (1878) ввел принцип Пирса : значение идеи состоит в ее практических последствиях. Отождествив последние с ощущениями, Пирс встал на позиции, берклианства. Понимая познание как закрепление веры , Пирс разработал три метода прагматизма: метод упорства , метод авторитета и научный метод, основанный на гипотетическом допущении реальности мира. В противоречии с субъективно-идеалистической гносеологией Пирс разрабатывал объективно-идеалистическую теорию развития, основанную на принципах случайности и любви как направляющей силы развития. Своими работами по теории значения стимулировал становление семиотики и оказал значительное влияние на математическую логику и современный позитивизм. Занимался также теорией вероятностей и логикой отношений.

ПЛАТОН (428/427 348/347 до н. э.) древнегреческого философ-идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов ( Софист , Парменид , Теэтет , Государство и др.). Отстаивая идеалистический взгляд на мир, Платон активно боролся против материалистических учений своего времени. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые называл видами или идеями и которые отождествил с бытием. Идеям Платон противопоставил небытие, отождествленное с материей и пространством.

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749 1802) русский писатель, родоначальник революционной мысли в России, материалист. Он показывал, что в земной жизни человека нет ничего, свидетельствующего о возможности существования души после его смерти. Однако с позиций метафизического материализма Радищев все же не смог переосмыслить факт активности человеческого познания, на котором спекулировали представители нем. идеализма.

РАЙЛ Гилберт (1900-76) английский философ, один из лидеров лингвистической философии, профессор философии в Оксфорде. Для Райла задачей философии является лишь разрешение проблем, возникающих из-за несовершенного понимания наших познавательных средств. Райл считает, что грамматическая форма выражения мыслей в ряде случаев неизбежно дезориентирует нас и приводит к т. наз. категориальным ошибкам. В своей главной работе Понятие духа (1949) Райл выдвинул концепцию, весьма близкую к бихевиоризму.

РАССЕЛ Бертран (1872 1970) английский философ, логик, социолог-моралист, общественный деятель. Р. внес значительный вклад в развитие современной математической логики. Им была развита логика отношений, усовершенствован язык логической символики. В начале столетия Рассел, открыв логический парадокс (получивший его имя) и разрабатывая теорию дескрипций, совместно с Уайтхедом предпринял вслед за Фреге попытку логического обоснования математики (Логицизм). Его перу принадлежит ряд работ по философским проблемам естествознания и много эссе на различные социологические темы.

РЕЙХЕНБАХ Ганс (1891 1953) немецкий философ и логик, профессор физики Берлинского университета. В ранних работах анализировал гносеологическую природу геометрии и логическую структуру теории относительности. В 20-х гг. Р. один из организаторов Общества научной философии в Берлине, которое вместе с венским кружком составило основу движения логического позитивизма. Рейхенбах занимался анализом причинности, закономерности, отношения причинности и вероятности, статистических и динамических закономерностей и т. д.

РУССО Жан Жак (1712 1778) представитель демократического крыла французского Просвещения, философ, социолог и эстетик, один из теоретиков педагогики. В вопросах мировоззрения Руссо придерживался деизма. Наряду с существованием бога признавал также и бессмертную душу. Руссо рассматривал материю и дух как два извечно существующих начала (Дуализм). В теории познания придерживался хотя и признавал врожденность нравственных идеи.

СОКРАТ (ок. 469 399 до н. э.) древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Строение мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета познания Сократ выразил формулой: Познай самого себя . Высшая задача знания не теоретическая, а практическая искусство жить. Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию. Сам Сократ дал образцы определения и обобщения этических понятий. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях.

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853 1900) русский философ-идеалист и богослов, публицист и поэт. Центральной в учении Соловьёва является идея всеединого сущего . Последнее рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир как ее самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает т. наз. мировая душа, или софия, мудрость божья). Безусловное всеединство (как совершенный онтологический синтез истины, добра и красоты) постигается, по Соловьёву, лишь цельным знанием, которое представляет собой соединение мистического, рационального (философского) и эмпирического (научного) знания.

СПИНОЗА Барух (Бенедикт) (1632 77) нидерландский философ-материалист. С. целью знания считал завоевание господства над природой и совершенствование человека. Учение своих предшественников Спиноза дополнил учением о свободе: он показал, как возможна в рамках необходимости человеческая свобода. Как природа творящая , она есть субстанция, или, как он ее называл, бог. От субстанции бытия необусловленного Спиноза отличает мир отдельных конечных вещей (модусов) как телесных, так и мыслительных. Субстанция едина, модусов бесчисленное множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее видах или аспектах.

ТОРО Генри Дэвид (1817 62) американский философ-идеалист и писатель; входил в кружок трансценденталистов, возглавляемых Эмерсоном. Философские взгляды Торо пантеизм с заметным оттенком мистицизма; законы природы и всемирного разума (включая нравственный порядок) совпадают. Цель познания истина, которой мы достигаем, проникаясь окружающей нас божественной реальностью, т.е. природой.

ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804 72) немецкий философ-материалист. Взгляды Фейербаха изменялись в процессе борьбы с религией от идей младогегельянцев до материализма. Провозглашение и отстаивание материализма оказало громадное влияние на современников Фейербаха. Исходным пунктом философской эволюции Фейербаха была критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведения ее к самосознанию. Заслугой Фейербаха является подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике подвергает Фейербах также идеалистический характер гегелевской диалектики.

ФИХТЕ Иоганн Готлиб (1762 1814) немецкий философ, второй по времени после Канта деятель немецкого классического идеализма. Подчеркнул значение практической философии вопросов обоснования морали и государственно-правового устройства, однако свел практику к деятельности лишь морального сознания. Предпосылкой практической философии считал научно разработанную теоретическую систему, а именно науку о науке наукоучение . В основе Наукоучения Фихте (1794) лежит теория субъективного идеализма. Фихте отбросил кантову концепцию вещи в себе и пытался вывести все разнообразие форм познания из одного субъективно-идеалистического начала.

ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889 1976) один из основоположников и главный представитель немецкого экзистенциализма. Основной категорией идеалистической философии Xайдеггера является временность , понимаемая им как внутреннее переживание человека. Первичным X. считает настроение , т. е. формы стихийного, неразвитого сознания. Априорными формами человеческой личности, по Xайдеггеру, являются забота, тревога, страх и т. д. Эти формы составляют субъективное бытие человека, которое Xайдеггер называет бытием-в-мире . Учение об априорных формах разрабатывалось Xайдеггером как учение о бытии ( фундаментальная онтология ). Чтобы постичь смысл бытия , человек должен отрешиться от всех практически-целевых установок, осознать свою смертность , бренность .

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+5
Размер: 37.79K
Скачано: 296
Скачать бесплатно
18.11.10 в 14:16 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе