Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Интегральная социология П.А. Сорокина

Интегральная социология П.А. Сорокина [07.11.10]

Тема: Интегральная социология П.А. Сорокина

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 22.21K | Скачано: 275 | Добавлен 07.11.10 в 18:57 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2010


Содержание

1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций 3

2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П.А. Сорокина 8

3. Задание 12

Список литературы 17

 

1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций

Наибольший вклад в развитие русской социологии внес Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968гг.), стремившийся привнести в социологию все достижения философии, культурологи, этики, психологии и других наук. Благодаря этому его учение получило название «интегральная социология».

П.Сорокин является одной из самых крупных и значительных фигур социологии XX века. Как в его жизни, так и в социологии выделяют два этапа – русский и американский, а с содержательной точки зрения – неопозитивистский этап (до середины-конца 30х годов XX века) и «интегральный» (с конца 30-х до середины 60-х годов).

Среди его учителей был известный социолог М.М.Ковалевский. Решающее влияние на его воззрения оказали идеи О.Конта и Г.Спенсера (сам Сорокин называл себя «эмпирическим позитивистом»).

Основные его труды: «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» (1914), «Современное состояние России» (1923), «Социальная мобильность», «Современная социологическая теория», «Социальная и культурная динамика» (в 4 т., 1937-1941), «Кризис нашего времени» (1941), «Социокультурная причинность, пространство, время» (1943), «Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии» (1947), «Социальная философия в эпоху кризиса» (1950), «Альтруистическая любовь: исследование американских «добрых соседей» и христианских святых» (1950), «Пути и власть любви» (1954), «Основные черты русской нации в двадцатом столетии» (1967).

В «Системе социологии» П. Сорокин подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд. Он считает, что:

1) социология как наука должна строится по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же;

2) социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле Истина должна быть отъединена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм;

3) социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению;

4) поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П. Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально – философского трактата;

5) разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу. Ибо, как утверждал ещё М. Ковалевский, монизм в социологии – это попытка решать бесконечно сложные задачи общественных явлений по методу уравнения с одним неизвестным. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.

Таковы «основные и руководящие принципы» социологии П. Сорокина. Опора на реальный опыт и научные данные – это исходные позиции социологического позитивизма, обоснованные О. Контом, Э. Дюркгеймом и другими представителями этого направления. П. Сорокин всегда отстаивал их и развивал в новых исторических условиях XX в. на новом уровне научных знаний.

Объектами неопозитивистской социологии Сорокина являются, прежде всего, социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Эти взаимодействия людей объявляются им непосредственным предметом изучения социологии. Речь идет о «психо-рефлекторном» взаимодействии индивидов, проявляющимся внешне в их поведении и деятельности. В этом заключается существенное отличие неопозитивистской социологии Сорокина от классического позитивизма Конта. У Конта она направлена, прежде всего, на изучение общества как целостного социального организма, а предметом изучения неопозитивистской социологии Сорокина выступает взаимодействие двух или более лиц, образующих так называемые малые группы. Он считал, что из такого рода элементарных взаимодействий складываются разного рода социальные процессы.

Взаимодействие двух индивидов характеризуется Сорокиным как простейшее социальное явление. Оно имеет место тогда, «когда изменение психических переживаний или внешних актов (действий) одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого». Такие взаимодействия называются Сорокиным «социальными клеточками», из которых образуются все остальные более или менее сложные общественные явления.

Питирим Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп – односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому-либо признаку (языку, территории, полу, возрасту и т.д.) или же по многим признакам. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные, часто социально неоднородные группы.

Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли свое отражение в теории П. Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно этой теории, все общество делится на различные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. к основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация – это естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическим ориентациями и т.п.

Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность – это такие перемещения людей (чаще всего территориальные), которые влекут за собой изменение социального статуса. Примером являются маятниковая и сезонная миграция людей.

Вертикальная мобильность – влечет за собой изменение социального статуса людей [5].

Как считал Сорокин, социальная мобильность – такое же естественное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на основе которой она существует. Это касается как входящей, так и нисходящей социальной мобильности, в процессе которых люди перемещаются вверх и вниз по социальной лестнице. Он обосновал понятие «социальное пространство», суть которого раскрывается через понятие «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «социальная дистанция» и др. [2, с.90]

Большое значение П. Сорокин придавал вопросам социального равенства. Рассматривает в работе «Проблема социального равенства» (1917г.). Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней – это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по его заслугам», т.е. «по степени его личного социально-полезного труда». Важно, писал Сорокин, чтобы стало реальностью равенство всех перед законом, равенство для занятия публичных должностей, право на равные политические блага – избирательное право, свобода слова, печати, союзов, совести и т.д. Исключительное значение имеет «более или менее равномерное распределение знаний и образований», без чего вообще не возможна эгалитарная, т.е. основанная на социальном равенстве, система общества.

Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного разрешения социальных противоречий и предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный (эволюционный) путь развития. В своем труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, прошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп» [2, с. 95].

 

2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П.А. Сорокина

Центральной в его творчестве является тема социокультурной динамики, в разработке которой основное понятие «ценность». Он пишет, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». В своих работах П. Сорокин даёт определение и описание таких понятий, как «культурная интеграция», система культур: идеационная (умозрительная), чувственная, идеалистическая и смешанная; социальные процессы: их формы, социокультурные флуктуации . Он исследует флуктуации в системе культуры: в сфере искусства, науки, этики и права, соотношение между типами культур и типами личности, почему и как происходят социокультурные изменения.

В широком смысле социокультурным он называет весь этот мир, который создан человеком. Его составные части обобщённо можно отнести к духовной, материальной и социальной культуре. При этом использует интегрирующее их понятие «смыслы». Духовная культура представлена как идеологическая вселенная смыслов, материальная – как их воплощение, социальная культура – как действия и поступки, в которых индивиды и группы индивидов применяют эти смыслы. Социокультуру в узком понимании определяет как одну из цивилизаций, которую трактует как культурную сверхсистему. Она обладает своей ментальностью, собственной системой знаний, философии и мировоззрения, своей религией, искусством, нравами, законами, социальной организацией, социальными отношениями и собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением. Культуру он исследует как более широкое, ёмкое понятие, включающее в себя и общество.

Основными культурными качествами в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность. Изучение искусства, науки, религии, права и др. привело П. Сорокина к выводу, что существуют три суперсистемы, отличающиеся присущими им ценностями. В истории они периодически сменяют друг друга: идеалистическая и чувственная. Каждая из типов культуры характеризуется следующими признаками: 1) тем или иным пониманием реальности; 2) природой потребностей; 3) степенью удовлетворения потребностей; 4) способом их удовлетворения.

Каждой суперсистеме свойственны свои детерминирующие культурные качества. В культуре Запада средних веков, которую он называет идеациональной (умозрительной), главной ценностью был Бог, ориентация на трансцендентное (сверхчувственное, потустороннее). Появление новых ценностей – чувственности, видимости, слышимости, осязаемости объективной реальности – привело в конце XII в. к распаду этой системы. В соединении с ценностями первого типа они дали новый тип культуры – идеалистический. Он просуществовал до XIV столетия и был переходным. Третий тип культуры – чувственный. Он базируется на эмпирических ценностях, на признании смысла объективной действительности, преобладающими являются ценности материального мира. Существует ещё один, смешанный тип культуры. Интегрируясь, он соединяет в себе характеристики всех предыдущих, которые сосуществуют в определённые периоды истории. Этот тип культуры связан с эпохой упадка.

Культурную динамику П. Сорокин видит в циклической смене социокультурных типов. Современную ему культуру он относит к «чувственному» типу, но констатирует её кризисное состояние, обусловленное переходом от одного типа к другому. Им предлагается нравственно – религиозное возрождение, переход к новой, более творческой «умозрительной» культуре и разрабатывается целая программа преобразования системы ценностей, значений, норм.

Всякая социокультурная система, по П. Сорокину, – это творение человека. Но и сам человек является существом интегральным, продуктом социокультуры, усвоившим определённые ценности. Любой человек вписан в социокультурную систему. Люди вступают в систему социальных отношений под влиянием бессознательных (рефлекторных), биосознательных (чувств голода, жажды) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. При этом бессознательное и биосознательное контролируется и регулируется социосознательным.

Общество способно продуцировать значения, нормы, ценности, существующие как бы внутри социосознательных «эго», т.е. членов, составляющих общество. Поэтому любое общество можно понять и описать лишь через призму присущей ему системы ценностей, значений, норм, которые составляют единовременное культурное качество. Оно проявляется во всех сферах человеческой деятельности, порождая образцы культурной жизни.

П. Сорокин делает вывод о том, что с помощью социоэмпирических исследований культурных качеств (значений, ценностей, норм), скрытых в социосознании индивидов и проявляющихся в их деятельности, можно обнаружить периоды человеческой истории, отличные друг от друга, т.е. различные цивилизации. Каждая из них уникальна и неповторима, переживает периоды зарождения, расцвета и упадка, происходит смена одних ценностей другими. Таким образом, он разработал цивилизационную теорию, в которой социокультура и цивилизация оказываются синонимами. В современной социологической теории наметилась тенденция чёткого разграничения этих двух понятий, что во многом обусловлено новыми качествами, характеризующими исторический прогресс.

Учение о социокультурном строе и его движущих мотивах и факторах, о цикличной смене типов социокультурного строя является стержнем учения интегрализма, основы которого разработаны Питиримом Сорокиным и которые, по нашему мнению, станет одной из главных фундаментальных черт постиндустриальной парадигмы общественных наук, придя на смену либерализму и марксизму как двум разновидностям индустриальной парадигмы обществоведения [6].

 

3. Задание

Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «»моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникли и укрепились в катастрофические для кого-либо общественные эпохи.

Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?

Ответ:

Выявляя общие закономерности в данных направлениях исследований, например «закона моральной и религиозной поляризации», «закономерности расширения правительственного контроля в период возникновения социальных бедствий», Питирим Сорокин заставил задуматься современников, а также и нас о том, что ожидает российское и мировое сообщество в условиях катастроф, выпавших на долю человечества в последние два столетия этого тысячелетия. В книге «Человек и общество в эпоху бедствий» (1941) Сорокин сформулировал закон поляризации.

В кризисные периоды развития общества, в условиях дезинтеграции разлагающегося социокультурного строя и интеграции противостоявших ему до того разрозненных элементов нового строя, наблюдается тенденция поляризации большинства общества. Причем на начальных стадиях кризиса преобладает негативная поляризация, тогда как на последней его стадии и после завершения - позитивная.

Питирим Сорокин подробно анализирует проявления негативной религиозной и моральной поляризации, приходя к выводу, что мы действительно живем в век огромной негативной нравственной поляризации, которая редко наблюдалась в прошлой истории человечества. Однако положение не столь трагически безнадежно. «Обзор религиозных и моральных феноменов, основанный на фактах, показывает, что наряду со вспышкой сил негативной поляризации появились и растут силы позитивной религиозной и моральной поляризации. Хотя в настоящее время силы негативной поляризации еще преобладают, силы позитивной поляризации уже вполне заявили о себе... Конструктивные религиозные и моральные силы обязаны вырасти в достаточной степени, чтобы в конечном счете одержать победу над деструктивными, создать новый общественный, культурный и личностный порядок в человеческом универсуме».

Анализ тенденций негативной и позитивной поляризации позволил Питириму Сорокину сделать глобальный долгосрочный прогноз, основные положения которого можно свести к следующему. Развертывается эпохальное противоборство деструктивных и конструктивных сил, итоги которого никто не в состоянии предсказать с уверенностью. С другой стороны, история человеческой расы свидетельствует, что она каким-то образом способна преодолевать многие катастрофы на протяжении своего долгого исторического существования. В сотрудничестве со всеми созидательными факторами, силы позитивной поляризации должны сделать все, чтобы предотвратить траурный финиш истории человечества. Ради этого все религиозные и моральные силы должны использовать возможное влияние.

Все великие религии, которые "возникли в обстановке катастроф и в первоначальный период были прежде всего «моральными социальными движениями», должны вновь объединять свои усилия для спасения человечества. Они должны заменить доминировавшие прежде родовые взгляды («религиозный трайбализм») на всеобщие, универсальные, относящиеся ко всем человеческим существам независимо от вероисповедания, расы, национальности, социального положения и т.п., отказаться от монополистических притязаний на исключительную истинность и бесспорное превосходство над другими религиями. «Все религии должны установить также гармоничные отношения и искреннее сотрудничество с наукой». Хотя их исходные позиции во многом различны, сотрудничество может распространиться на область основных концепций абсолютной и истинной реальности, истинной природы человеческой личности.

Общий вывод, к которому приходит Питирим Сорокин в итоге прогноза, оптимистичен: если рост сил позитивной поляризации «не будет прерван новой войной и другими катастрофами, то эти силы будут, конечно, превалировать над силами негативной поляризации; они, в конечном счете, введут человечество в новую эру созидательной истории. Есть надежда, что в этой эре духовно и морально облагороженная религия будет искренне сотрудничать с морально ответственной наукой и просветленными и утонченными искусствами. Истина, добро и красота вновь объединятся в высшую триаду ценностей, раскрывающую все полнее тайны Высшей Реальности и преданно служащую человечеству в его творческой миссии на этой планете и за ее пределами. Наше время благоприятно для этой великолепной возможности».

За прошедшие со времени опубликования этих положений три с половиной десятилетия появилось немало новых аргументов pro и contra в отношении этого прогноза, что позволяет уточнить его и продлить на следующее столетие. С одной стороны, возросли силы позитивной религиозной и моральной поляризации. С отказом от социалистических идеалов в России и других постсоциалистических странах возросло число верующих. Среди них и многие прежние атеисты по партийной должности, обратившиеся в ревностных сторонников преобладающей религии, но и искренне верующих стало больше, что дает определенную моральную почву и поддерживает религиозно-моральные заповеди на зыбкой почве переходного общества. Возросло и число различных религиозных учений и сект, а также организаций, призывающих к моральному возрождению и очищению, противодействию вакханалии преступности. Однако не менее очевидны и противоположные тенденции. Усилился религиозный фундаментализм, ставший причиной возрождения, казалось бы, давно забытых религиозных войн (пока на локальном уровне - например, в Афганистане, Таджикистане, Боснии и Герцеговине). Падение железного занавеса открыло дорогу для грязной волны моральной вседозволенности, сексуальной распущенности, преступности, обесценения человеческой жизни и достоинства в России и других бывших социалистических странах. Путь к «новой эре созидательной истории» приходится начинать с более низкой стартовой позиции, с усиления негативной поляризации в условиях всеобщего кризиса.

Но это не означает окончательной победы данной тенденции, а лишь подтверждает отмеченную Питиримом Сорокиным закономерность: в начальный период великих кризисов превалирует негативная поляризация, на последнем этапе и после его завершения - позитивная. Анализируя тенденции кризисного перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, можно ожидать, что в первой четверти XXI века силы позитивной поляризации возобладают и сделают оптимистический глобальный прогноз Питирима Сорокина долгожданной реальностью (хотя и в будущем сохранятся социокультурные циклы с кризисными переходными фазами и изменениями соотношения негативной и позитивной поляризации).

Существует мнение, что гораздо проще судить об эпохах, от которых тебя отделяет определенные промежуток времени, потому что ошибочные или правильные поступки выявляет история, а вот судить о современном тебе обществе задача совсем непростая, в большей степени,  потому что ты сам являешься элементом этого общества. Так же сложно говорить о сравнении типов личности константного прошлого и изменяющегося настоящего одновременно с этим проблематично определить наиболее подходящую структуру общества (по моральным и региональным признакам), которая смогла бы наиболее лучшим образом перенести бедствия различного характера. Тем не менее, как и в предыдущие века, общество характеризуется различными типами личности, которые находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом. Характерные качества каждой личности проявляются в моменты критических социальных ситуаций. Войны, катастрофы, эпидемии и т.д. – все это как раз и есть те самые критические события, которые «раскрывают» человека с позиции личности, открывая тем самым, все благородные и низменные черты человека.  

Исходя из того, что человеку свойственно желание самовыражения, реагировать на происходящее вокруг него и адаптироваться к новым условиям, во времена больших катаклизмов происходит переоценка всех ценностей (а может и создание новых) и переформировка общества, за счет сплочения социальных групп для выживания в новых условиях. В «катастрофических» условиях люди будут искать силы в религии, что бы выдержать испытания, в творчестве – умиротворение, а создание и культивация новых нравственных норм поможет избежать морального краха общества. А слабовольные, отчаявшиеся и потерявшие надежду на что-либо люди, несомненно, попытаются либо уйти из жизни, либо, воспринимая действительность в черном свете, превратятся в аморальное стадо.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод – закон справедлив, более того он будет работать в рамках современного общества, т.к. в обществе и по сей день, наличествует огромное число людей с выдающимися личностными качествами, которые смогут стать костяком, поддерживающим социум в локальных или глобальных катаклизмах.

 

Список литературы

1.    Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.

2.    Социология. Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова. Под ред.проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.

3.    Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений / Р.Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 397 с.

4.    Хотинская Г. Тайна великая и завораживающая Питирима Сорокина / Оптимальные коммуникации. – 2010г.

5.    Лекция

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 22.21K
Скачано: 275
Скачать бесплатно
07.11.10 в 18:57 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе