Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Интегральная социология П.А. Сорокина

Интегральная социология П.А. Сорокина [14.12.13]

Тема: Интегральная социология П.А. Сорокина

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Реферат | Размер: 21.23K | Скачано: 298 | Добавлен 14.12.13 в 00:25 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Вуз: не указан


Содержание

Введение 3

1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций 4

2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П.А.Сорокина 9

3. Комментарий содержания закона «моральной и религиозной» поляризации П. Сорокина с позиций современного общества 12

Заключение 15

Список литературы 17

 

Введение

Одним из ярких представителей социологической мысли, внесшим значительный вклад в её развитие, является П.А. Сорокин (1889-1968 гг.).

Значимость фигуры П.А. Сорокина, как это ни парадоксально, всё ещё не оценена в полной мере ни в американской, ни тем более в отечественной социологии. Американцы, безусловно, относят его к числу отцов-основателей американской социологии, хотя и оставляют за ним лишь роль «заокеанского наставника», «страстного русского оратора». Его имя и сейчас всегда упоминается с искренним пиететом, однако мало кто из современных зарубежных социологов вспоминает о нём как о фигуре, о которой стоит говорить всерьез. На исторической же родине имя ученого долгое время попросту запрещалось произносить вслух. И всё же никто не станет отрицать то громадное воздействие, которое оказал ПА. Сорокин на развитие современной социологической мысли.

В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.

 

1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций

П.А. Сорокин (1889-1968) – выдающийся социолог, получивший широкое международное признание. Иногда П. Сорокина называют не русским социологом, а американским. Действительно, хронологически «русский» период его деятельности жестко ограничен 1922 г. — годом его высылки из России. Однако становление социологических взглядов Сорокина, а также его политической позиции происходило именно на родине, в условиях войн, революций, борьбы политических партий и научных школ.

В своих работах «Система социологии» (1920), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), «Общество, культура и личность» (1947) и др. развивал учение об «интегральной» социологии, которая бы охватила все социологические аспекты широко понимаемой культуры.

В «Системе социологии» П.А. Сорокин рассматривает взаимодействие в качестве простейшей модели любого социального явления. В качестве составных элементов взаимодействия выступают: индивиды, акты (действия) и проводники общения (символы интеракции). Причинно-функциональные связи между этими элементами и составляют реальное единство любой социальной системы. Проводниками взаимодействия выступают различные символы (язык, письменность, музыка, искусство, деньги и т.д.). Взаимодействие может быть антагонистическим или солидаристическим, односторонним или двусторонним.

В «Системе социологии» П. Сорокин подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд. Суть их заключается в том, что:

1) социология как наука должна строиться по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же;

2) социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиции нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле истина должна быть отделена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм;

3) социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению;

4) поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П. Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата;

5) разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу. Ибо, как утверждал еще М.М. Ковалевский, монизм в социологии – это попытка решать бесконечно сложные задачи общественных явлений по методу уравнения с одним неизвестным. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.

Таковы «основные и руководящие принципы» социологии П. Сорокина.

Предметом социологии Сорокин всегда считал взаимодействие социальных групп, функционирующих в различных исторических и культурных обстоятельствах. Социолог решает задачу определения причин разнообразных типов социального поведения и должен учитывать самые различные мотивации, влияния, реакции («плюрализм фактов»).

Основой социологического анализа Сорокин считает социальное поведение, социальное взаимодействие индивидов, которое он рассматривает как родовую модель и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы он подразделяет на организованные и неорганизованные, особое внимание уделяя анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация является неизменной характеристикой любого организованного общества и существует в недемократическом обществе и в обществе с «процветающей демократией».

Вся социология делится Сорокиным на теоретическую и практическую. Теоретическая социология распадается на 3 основных отдела:

1) «… на социальную аналитику (или социальную анатомию и морфологию), изучающую строение населения» . Она делится на 2 подотдела: социальную аналитику, изучающую строение простейшего социального явления и социальную аналитику, изучающую строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений. «Таким образом, социальная аналитика есть учение о социальных явлениях, рассматриваемых, во-первых, статистически,… во-вторых, изучаемых … с точки зрения их строения» ;

2) «…на социальную механику, изучающую социальные силы и социальные процессы». Она делится на 3 части: «…1 часть: учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов… 2 часть… ставит задачей изучение не сил, а процессов, совершающихся в среде данного населения… здесь изучаются все важнейшие «физиологические процессы, данные в среде любой социальной группы… 3 часть…изучает механику социальных процессов на анализе судеб личности с момента ее появления и до момента ее смерти… Эти три части «Социальной механики» исчерпывают «физиологию общества», т.е. учение о социальных процессах» .

3) «… на социальную генетику, или теорию эволюции общественной жизни и отдельных ее сторон, исследующую законы развития последних явлений» .

Практическая социология (или «социальная политика»): «Социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни… для наилучшего использования социально-психической энергии» .

Большой интерес во всем мире вызвало учение П.А. Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. П.А. Сорокин впервые обратил серьезное внимание на внутригрупповое социальное расслоение по вертикали. Социальная стратификация – это естественное и социальное расслоение общества, имеющее иерархический характер, устойчиво поддерживаемое институционализацией, и постоянно воспроизводимое и модернизируемое. П.А. Сорокин ввёл в социологию понятие «социальная мобильность» и много сделал для разработки этой проблемы. Социальная мобильность – это тоже естественное и нормальное состояние общества. Она подразумевает как социальные перемещения индивидов и групп, так и перемещения социальных объектов (ценностей), т.е. всего того, что создано или модифицировано в человеческой голове. Социальная мобильность – важный показатель общественной жизни. Этот показатель существенно различается на разных ступенях развития общества. Так, высокий уровень вертикальной мобильности выступает как важный критерий открытости и демократичности определенного общества .

По мнению П.А. Сорокина, между стратами нет непроходимых границ, но между восхождением и нисхождением существует некая асимметрия. Восхождение по социальной лестнице является добровольным, как правило, и осуществляется часто не свободно, а с преодолением некоторых барьеров или выполнением определенных условий, которые высший слой выставляет социальным объектам, осуществляющим данный переход. Нисхождение обычно принудительное.

Социальная мобильность измеряется показателями:

1) дистанция мобильности (количество ступеней или уровней, на которые удалось подняться или опустится социальным объектам);

2) объём мобильности (число объектов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определённый период времени).

Степень социальной мобильности является показателем уровня развития общества, чем выше этот уровень, тем больше социальных ступеней и позиций представляет общество социальным объектам для их перемещений .

Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революции. В работе «Социология революции» (1925) Сорокин называет революцию «великой трагедией» и определяет ее как «машину смерти, нарочито уничтожающую с обеих сторон самые здоровые и трудоспособные, самые выдающиеся, одаренные, волевые и умственно квалифицированные элементы населения». Революция сопровождается насилием и жестокостью, сокращением свободы, а не ее приращением. Она деформирует социальную структуру общества, ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса. Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно «тестироваться» в малом социальном масштабе.

 

2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П.А.Сорокина

Центральной темой в творчестве П.А. Сорокина является проблема социокультурной динамики, в разработке которой основное внимание уделено понятию «ценность». Сорокин пишет, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». В своих работах П. Сорокин даёт определение и описание таких понятий, как «культурная интеграция», система культур: идеационная (умозрительная), чувственная, идеалистическая и смешанная; социальные процессы: их формы, социокультурные флуктуации . Он исследует флуктуации в системе культуры: в сфере искусства, науки, этики и права, соотношение между типами культур и типами личности, почему и как происходят социокультурные изменения.

В широком смысле социокультурным он называет весь этот мир, который создан человеком. Его составные части обобщённо можно отнести к духовной, материальной и социальной культуре. При этом использует интегрирующее их понятие «смыслы». Духовная культура представлена как идеологическая вселенная смыслов, материальная – как их воплощение, социальная культура – как действия и поступки, в которых индивиды и группы индивидов применяют эти смыслы. Социокультуру в узком понимании определяет как одну из цивилизаций, которую трактует как культурную сверхсистему. Она обладает своей ментальностью, собственной системой знаний, философии и мировоззрения, своей религией, искусством, нравами, законами, социальной организацией, социальными отношениями и собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением. Культуру он исследует как более широкое, ёмкое понятие, включающее в себя и общество.

Основными культурными качествами в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность. Изучение искусства, науки, религии, права и др. привело П. Сорокина к выводу, что существуют три суперсистемы, отличающиеся присущими им ценностями. В истории они периодически сменяют друг друга: идеалистическая и чувственная. Каждая из типов культуры характеризуется следующими признаками:

1) тем или иным пониманием реальности;

2) природой потребностей;

3) степенью удовлетворения потребностей;

4) способом их удовлетворения.

Каждой суперсистеме свойственны свои детерминирующие культурные качества. В культуре Запада средних веков, которую он называет идеациональной (умозрительной), главной ценностью был Бог, ориентация на трансцендентное (сверхчувственное, потустороннее). Появление новых ценностей – чувственности, видимости, слышимости, осязаемости объективной реальности – привело в конце XII в. к распаду этой системы. В соединении с ценностями первого типа они дали новый тип культуры – идеалистический. Он просуществовал до XIV столетия и был переходным. Третий тип культуры – чувственный. Он базируется на эмпирических ценностях, на признании смысла объективной действительности, преобладающими являются ценности материального мира. Существует ещё один, смешанный тип культуры. Интегрируясь, он соединяет в себе характеристики всех предыдущих, которые сосуществуют в определённые периоды истории. Этот тип культуры связан с эпохой упадка.

Культурную динамику П. Сорокин видит в циклической смене социокультурных типов. Современную ему культуру он относит к «чувственному» типу, но констатирует её кризисное состояние, обусловленное переходом от одного типа к другому. Им предлагается нравственно – религиозное возрождение, переход к новой, более творческой «умозрительной» культуре и разрабатывается целая программа преобразования системы ценностей, значений, норм.

Всякая социокультурная система, по П. Сорокину, – это творение человека. Но и сам человек является существом интегральным, продуктом социокультуры, усвоившим определённые ценности. Любой человек вписан в социокультурную систему. Люди вступают в систему социальных отношений под влиянием бессознательных (рефлекторных), биосознательных (чувств голода, жажды) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. При этом бессознательное и биосознательное контролируется и регулируется социосознательным.

Общество способно продуцировать значения, нормы, ценности, существующие как бы внутри социосознательных «эго», т.е. членов, составляющих общество. Поэтому любое общество можно понять и описать лишь через призму присущей ему системы ценностей, значений, норм, которые составляют единовременное культурное качество. Оно проявляется во всех сферах человеческой деятельности, порождая образцы культурной жизни.

П. Сорокин делает вывод о том, что с помощью социоэмпирических исследований культурных качеств (значений, ценностей, норм), скрытых в социосознании индивидов и проявляющихся в их деятельности, можно обнаружить периоды человеческой истории, отличные друг от друга, т.е. различные цивилизации. Каждая из них уникальна и неповторима, переживает периоды зарождения, расцвета и упадка, происходит смена одних ценностей другими. Таким образом, он разработал цивилизационную теорию, в которой социокультура и цивилизация оказываются синонимами. В современной социологической теории наметилась тенденция чёткого разграничения этих двух понятий, что во многом обусловлено новыми качествами, характеризующими исторический прогресс.

 

3. Комментарий содержания закона «моральной и религиозной» поляризации П. Сорокина с позиций современного общества

Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «»моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникли и укрепились в катастрофические для кого-либо общественные эпохи.

Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?

Ответ:

П. Сорокиным был сформулирован социальный закон общества в бедствии: «закон поляризации» религиозной и моральной жизни». П. Сорокин полагал, что в нормальных условиях большая часть людей не является ни «слишком безгрешным», ни «слишком грешным», однако в ситуации общественной катастрофы оно начинает склоняться к поляризации, что проявляется в том, что некоторые люди становятся более криминальными и менее религиозными («негативная поляризация»): возрастает количество самоубийств, общество характеризуется высоким уровнем ожесточения, тупой покорности судьбе, криминализации.. В то же время другие люди, наоборот, становятся менее криминальными и более религиозными («позитивная поляризация»). У таких людей наблюдается рост творческих усилий и альтруизма, неинституализированной религиозности, они стремятся жить по моральным заповедям. Результат этой борьбы «позитивной» и «негативной» поляризации, по мнению Сорокина, невозможно предсказать с уверенностью. Однако тенденция больше оптимистическая: «Хотя силы негативной поляризации кажутся ещё превалирующими, тем не менее, силы позитивной поляризации обнаруживают уже заметную способность для сдерживания и уменьшения гибельных действий сил нерелигиозности и деморализации… Конструктивные религиозные и моральные силы обязаны вырасти в достаточной степени, чтобы в конечном счёте одержать победу над деструктивными, создать новый общественный, культурный и личностный порядок в человеческом универсуме».

Общий вывод, к которому приходит П. Сорокин в итоге прогноза, оптимистичен: если рост сил позитивной поляризации «не будет прерван новой войной и другими катастрофами, то эти силы будут, конечно, превалировать над силами негативной поляризации; они, в конечном счете, введут человечество в новую эру созидательной истории. Есть надежда, что в этой эре духовно и морально облагороженная религия будет искренне сотрудничать с морально ответственной наукой и просветленными и утонченными искусствами. Истина, добро и красота вновь объединятся в высшую триаду ценностей, раскрывающую все полнее тайны Высшей Реальности и преданно служащую человечеству в его творческой миссии на этой планете и за ее пределами. Наше время благоприятно для этой великолепной возможности».

За прошедшие со времени опубликования этих положений десятилетия появилось немало новых аргументов за и против этого прогноза. С одной стороны, возросли силы позитивной религиозной и моральной поляризации. С отказом от социалистических идеалов в России и других постсоциалистических странах возросло число верующих людей. Среди них и многие прежние атеисты по партийной должности, обратившиеся в ревностных сторонников преобладающей религии, но и искренне верующих стало больше, что даёт определенную моральную почву и поддерживает религиозно-моральные заповеди на зыбкой почве переходного общества. Возросло и число различных религиозных учений и сект, а также организаций, призывающих к моральному возрождению и очищению, противодействию вакханалии преступности. Однако не менее очевидны и противоположные тенденции. Усилился религиозный фундаментализм, ставший причиной возрождения, казалось бы, давно забытых религиозных войн. Падение железного занавеса открыло дорогу для грязной волны моральной вседозволенности, сексуальной распущенности, преступности, обесценения человеческой жизни и достоинства в России и других бывших социалистических странах. Путь к «новой эре созидательной истории» приходится начинать с более низкой стартовой позиции, с усиления негативной поляризации в условиях всеобщего кризиса.

Но это не означает окончательной победы данной тенденции, а лишь подтверждает отмеченную П. Сорокиным закономерность: в начальный период великих кризисов превалирует негативная поляризация, на последнем этапе и после его завершения - позитивная. Анализируя тенденции кризисного перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, можно ожидать, что в первой четверти XXI века силы позитивной поляризации возобладают и сделают оптимистический глобальный прогноз П. Сорокина долгожданной реальностью (хотя и в будущем сохранятся социокультурные циклы с кризисными переходными фазами и изменениями соотношения негативной и позитивной поляризации).

Таким образом, можно сделать вывод, что закон, сформулированный П. Сорокиным, справедлив, более того, он будет работать в рамках современного общества, т.к. в обществе и по сей день, наличествует огромное число людей с выдающимися личностными качествами, которые смогут стать костяком, поддерживающим социум в локальных или глобальных катаклизмах.

 

Заключение

П. Сорокин — один из виднейших классиков социологии, оказавший большое влияние на её развитие в XX в. Теоретическое наследие Сорокина и его вклад в развитие отечественной и мировой социологии трудно переоценить, настолько он богат глубоко осмысленным, теоретически и методологически подкрепленным знанием социальной реальности и тенденций будущего развития общества.

С точки зрения Сорокина, предметом социологии выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе.

П. Сорокин определял структуру социологии в следующем виде: теоретическая социология (общее учение об обществе, cоциальная механика, cоциальная генетика) и практическая социология (социальная политика).

П. Сорокин – один из основателей (родоначальников) теорий социальной мобильности и социальной стратификации. Основой социологического анализа Сорокин считает социальное поведение, социальное взаимодействие индивидов, которое он рассматривает как родовую модель и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы он подразделяет на организованные и неорганизованные, особое внимание уделяя анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация является неизменной характеристикой любого организованного общества и существует в недемократическом обществе и в обществе с «процветающей демократией». Социальная мобильность представляет собой изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции). Сорокин говорит о наличии в обществе социальной мобильности двух типов — вертикальной и горизонтальной. По мнению Сорокина, социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д.; кроме того, самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственно неравенство, но это неравенство должно быть разумным.

П. Сорокин полагал, что общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революции.

Центральной темой в творчестве П.А. Сорокина является проблема социокультурной динамики. В широком смысле социокультурным он называет весь этот мир, который создан человеком. Его составные части обобщённо можно отнести к духовной, материальной и социальной культуре. Культурную динамику П. Сорокин видит в циклической смене социокультурных типов. Учение о социокультурном строе и его движущих мотивах и факторах, о цикличной смене типов социокультурного строя является стержнем учения интегрализма, основы которого разработаны П. Сорокиным и которые, по нашему мнению, станет одной из главных фундаментальных черт постиндустриальной парадигмы общественных наук, придя на смену либерализму и марксизму как двум разновидностям индустриальной парадигмы обществоведения.

Развитое П. Сорокиным учение об «интегральной» социологии (охватывающей все социологические аспекты культуры) оказало значительное влияние на современную социологию.

 

Список литературы

1.    Сорокин П.А. Система социологии. Т 1. – М.: Астрель, 2008.

2.    Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Знание, 1992.

3.    Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ, 2010.

4.    Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

5.    Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2010.

6.    Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2007.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 21.23K
Скачано: 298
Скачать бесплатно
14.12.13 в 00:25 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе