Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »
Тема: Особенности и основные достижения русской культуры 18 века
Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 17.06K | Скачано: 253 | Добавлен 16.10.10 в 20:07 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Ярославль 2008
Содержание
Введение 3
1. Образование 4
2. Театр 9
3. Литература 11
4. Архитектура и строительство 13
Заключение 14
Список литературы 15
Введение.
Дворянская культура по-прежнему остается мало изученным социокультурным явлением в истории русской культуры.
Дворянское мировоззрение явилось основой общероссийского менталитета.
Процесс формирования сословия, складывания его мировоззрения и расширение гражданских прав шли одновременно, взаимно влияя друг на друга. Но особенностью России стало доминирование над этими процессами законодательной деятельности правительства, которое в лице дворянского сословия создавало опору для собственного существования.
На деле дворянство было главным служилым сословием, которое обеспечивало работу государственного аппарата. Вот почему абсолютистская монархия была заинтересована в единстве и силе опорного сословия самодержавия. Реформы Петра I привели к оформлению единого сословия - "шляхетства", как называют его указы того времени, или, говоря современным языком, дворянства.
Русское дворянство было столь же несвободно и бесправно, как и другие сословия. Только с развитием самого сословия, получением социально-экономической независимости изменяется его самосознание.
В данной контрольной работе будет рассмотрено как формировалась русская культура в 18 веке.
1. Образование.
Начиная со времен Петра I основным методом воздействия государства на сословия стало законодательство. Исходя из своей заинтересованности в сильном и верном союзнике внутри российского общества, государство с помощью законодательства, с одной стороны, усиливало экономические и политические позиции дворянства, с другой - через регулирование системы дворянского образования – воспитывало верных слуг престола. Под опекой государства создавалась особая социокультурная среда.
Расширение правовой базы дворянства способствовало консолидации сословия, росту сословного самосознания, что повлекло за собой необходимость реформировать систему дворянского образования. Эволюция прав дворянского сословия, пожалованных центральной властью, показывает, как государство законодательными методами "лепило" сословие в целом. Путем укрепления экономического положения и предоставления полномочий в области вотчинного и губернского управления правительство решало свою первую задачу - создание экономически сильного класса. Вторая задача – воспитание верноподданнических чувств - требовала корректировки уже не на уровне группового сознания, а на
уровне сознания отдельной личности.
Реформирование системы образования в середине XVIII века преследовало две цели: во-первых, образовать дворян, дать сумму знаний, необходимых для выполнения служебных обязанностей; во-вторых, воспитать в духе служения престолу и Отечеству достойных, честных и благородных людей.
Огромная заслуга Петра I в том, что он привил дворянству мысль о необходимости образования. Если сначала образование мыслилось как одна из служебных повинностей дворянского сословия, то к концу правления Петра необходимость образования для дворянина уже широко признавалась всеми слоями дворянства, за исключением самых консервативных. Для убеждения их создается ряд публицистических произведений, в том числе "Разговор о пользе наук и училищ" В. Татищева.
Правительство побуждало дворян учиться,
Выполнение служебных обязанностей, накладываемых обязательной службой, требовало от дворян определенной подготовки. К тому же для дворян мелкопоместных жалованье было одним из основных источников дохода. Таким образом, экономическая и социальная необходимость закрепляют в сознании дворянского сословия мысль о необходимости образования.
В середине XVIII века самосознание дворянства делает следующий шаг: дворяне не просто признают необходимость образования, забота об улучшении образовательно-воспитательной системы становится общественным делом самого сословия.
Наиболее прогрессивная часть дворянского общества начинает обращать самое пристальное внимание на систему воспитания молодого дворянина. Работа на ниве образования становится одним из способов общественного служения для представителей благородного сословия.
Под воздействием потребностей общества меняется и система образования. Это время создало целую систему сословно-рыцарских академий, закрытых учебных заведений, в которых дворян готовили не только к служебной, но и к общественной жизни. Вне зависимости от сферы деятельности - статской, военной или морской – дворянин обязан обладать определенными качествами, помогающими общаться с себе подобными; эти качества и умения отличают дворянина от представителей других сословий.
Именно закрытые корпуса, наиболее ярко отражающие образовательно-воспитательные идеалы эпохи, были ареной для экспериментов в области дворянского образования. К тому же кадетские корпуса не просто образовывали молодежь и готовили к определенной деятельности, но еще и служили ярким примером общественной жизни дворянства. Это была та социальная среда, в которой развивалась личность дворянина. Вообще о личностном начале в русской культуре можно говорить только начиная с XVIII века, когда под влиянием западноевропейской культуры и в результате складывания системы абсолютистской монархии с персонификацией государства в лице верховного носителя власти формируется само понятие личности.
К середине XVIII века изживает себя узкопрофессиональная система подготовки кадров. Учебные заведения, основанные Петром I, давали образование, примерно равное среднему специальному. В связи с ростом значимости дворянского сословия в российском обществе и повышением его общекультурного уровня в круг изучаемых предметов для сословных корпусов вводятся общеобразовательные дисциплины (история, география, риторика). Образование становится общим, готовящим ко всем
видам службы, "пристойной" для дворянства. В то же время светское общество начинает требовать от дворянина некоторого знания истории, искусства, культуры, т.е. всего того, что может быть темой для легкой светской беседы. Специальные дисциплины (фехтование, геральдика и пр.) должны были, по мысли законодателей, с детства прививать определенный образ мыслей: воспитывать сословную гордость.
В кадетских корпусах закладывались первые представления о таких понятиях, как личная честь и достоинство. Принцип служения для дворян елизаветинского времени включает в себя не только служение государю и государству, но и деятельность, идущую на благо дворянскому социуму. И забота об образовании дворянства перестает восприниматься самим обществом как исключительное право и долг государства.
Появляются первые проекты реформирования образовательной системы, исходящие из дворянской среды, составленные П. Шуваловым и С. Мордвиновым.
В середине XVIII века пути науки и дворянской культуры впрямую не пересекались. Научные знания, рационализм мышления были частью той социокультурной атмосферы, в которой развивалось общество. Научное влияние шло опосредованно, масштабы его воздействия были ограниченны. Печатная продукция Академии наук приносила несомненную пользу, но академическая педагогическая система, скорее, отталкивала, чем привлекала дворян.
Культурно-просветительная политика елизаветинского царствования в отношении дворянства отличается соединением заботы о воспитанниках "рыцарских академий". Строгого надзора за обучением и стремлением вырастить из молодых шляхтичей людей, способных занять достойное место в государственной системе.
Сложившуюся систему образования можно назвать сословно-общей, потому что и вне и внутри закрытых кадетских корпусов дворяне были отделены от остальных учащихся и визуально (парты разной высоты, разные ряды), и в бытовой жизни (каждый корпус имел свои церковь и лазарет). То есть контакты с "подлыми людьми" были сведены до минимума.
Таким образом воспитывалось в дворянах чувство сословной привилегированности. В то же время сами дворяне начинают следить за чистотой своих рядов. Французский язык, введенный сначала при дворе, затем во всем дворянском обществе с легкой руки Елизаветы Петровны и И. Шувалова, становится основным средством дворянской коммуникации. Язык - еще одно отличие представителя благородного сословия. Дворянство стремится отделиться от других сословий не только родом занятий, правовым и социальным положением, но и чисто внешними отличиями - одеждой, языком, нравами.
В то же время среди членов благородного сословия утверждается мнение, что дворянство как благородство рода, семьи и личности не может быть пожаловано. Сумароков в своих комедиях высмеивает "подьячих",т.е. тех, кто получил дворянское достоинство за выслугу или благодаря милости монарха. Общественное мнение считает "настоящим" дворянством только дворянство потомственное.
Сословные учебные заведения стали тем социальным институтом, который формировал дворянина как личность. Привитые личные качества и стереотипы поведения субъективно реализовывались затем в процессе несения государственной службы.
2. Театр.
Если для Петра и его сподвижников жизнь и работа были неразделимы, то в середине века ситуация меняется: служба и светская жизнь начинают резко разделяться. Елизавета Петровна умела веселиться и сделать досуг праздником. Не затрагивая сферу службы, она стремилась совершенствовать досуг.
Вместе с понятием досуга, "праздного времени" появляются одобренные обществом способы его заполнения, такие как литература, театр, музицирование. Участие в светской жизни и развитие норм этикета требуют развития светских навыков.
В царствование Елизаветы происходит массовое появление домашних театров как в столицах, так и в провинции. В домашних и в публичных театрах ставились и переводные, и русские пьесы, и пьесы на иностранных языках.
В 1756 году был открыт общедоступный русский театр, который возглавлял А. Сумароков, где играл Ф. Волков. На сцене этого театра преобладали пьесы русских авторов.
"Для дворянства и всей публики" в Москве был открыт Оперный дом Ж.-Б. Локателли. Недолгое существование (1759-1761 годы) Оперного дома внесло оживление в культурную и общественную жизнь города. Многие члены его труппы поступили в дворянские дома учителями танцев, музыки и пения.
С этого времени начинается широкое распространение в дворянской среде домашнего музицирования, непременными атрибутами дворянского быта становятся клавесины и гитары. Внимание дворянства к игровой стороне жизни можно подразделить на два вида. Во-первых, это любовь к театру как таковому, во-вторых, соединение театра и жизни.
Чуждые русской действительности нравы и обычаи легче всего входили в жизнь через игру. С изменением мировосприятия, с ощущением большей причастности к европейской культуре элемент игры модифицируется, трансформируясь постепенно из механизма социокультурной адаптации в салонное развлечение, в один из способов проведения досуга.
Возникли настоящие театр и литература. Круг переведенных для театра пьес был ограничен, к тому же реалии европейской жизни иногда с трудом воспринимались российской публикой и были не всегда понятны. Специально для кадетского театра Сумароков пишет свою первую трагедию "Хорев", которая не только прославила автора, но и послужила прародительницей русской драмы.
3. Литература.
В дворянском обществе закрепился интерес к литературе. Литературные произведения одинаково быстро расходились и в печатном виде, и в списках, потому что число людей, интересовавшихся литературными новинками, было ничтожно мало. Традиция распространения литературы в рукописных списках долго сохранялась в русской культуре.
В дворянском обществе середины века возникает "спрос на культуру". А печатных новинок выходило немного - четыре-пять наименований в год. Возникшую пустоту между общественным спросом и тем, что могли предложить существующие культурные институты, заполнили частные журналы. Они выполняли двоякую функцию. Во-первых, знакомили публику с новинками отечественной и зарубежной литературы. Во-вторых, выполняли роль трибуны, где дворяне могли высказать собственное мнение по насущным вопросам и обсудить это в своем кругу. Иными словами, журнал был своеобразным средством общения. И в издании подобных журналов первенство принадлежало Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу.
В 1757 году была издана «Российская грамматика» М.В. Ломоносова, которая в качестве учебника заменила устаревшую «Грамматику» М. Смотрицкого.
Но круг изданий не ограничивался учебной литературой, печаталась и художественная, как русская, так и переводная. А с января 1761 года начинает выходить журнал "Праздное время в пользу употребленное", в котором публикуют свои первые произведения воспитанники корпуса.
В это время популярными были сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира. Поэт В.К. Тредиаковский стал реформатором русского языка и стихосложения.
Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизин. Он обличал невежество, тиранию. Его комедии положили начало обличительно-реалистическому направлению русской литературы.
Последняя четверть 18 века стала временем расцвета творчества крупного поэта того времени Г.Р. Державина. Основным жанром его произведений была ода.
К середине XVIII века литература стала формой самовыражения и ареной действия той части дворянского общества, которая в силу возросшего образовательного уровня почувствовала необходимость выразить свою точку зрения.
4. Архитектура и строительство.
В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру и строительство, обусловленные требованиями правительства: выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи. Правительство финансировало крупные постройки.
Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Хамовный двор, суконный двор, Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле.
Талантливым русским архитектором был В.П. Баженов. Им построены дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова в Москве, Михайловский замок в Петербурге.
Прославлено также имя М.Ф. Казакова. По его проектам построены Сенат Московского Кремля, Московский университет, Голицынская больница, Петровский дворец.
Петровская эпоха характеризуется, прежде всего, строительством новой столицы – Петербурга, для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли.
Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля – Адмиралтейство, здание Двенадцати коллегий. Самым значительным сооружением Трезини был собор Петропавловской крепости, его отличала колокольня с высоким узким шпилем.
Решающей для расцвета стиля русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Старший принимал участие в декоративном оформлении Петергофа, выполнил скульптурный портрет – бронзовый бюст Петра 1 и статую «Императрица Анна Иоанновна с арапчонком».
Сын Растрелли был уже русским архитектором. Стиль его зодчества – русское барокко, вобравшее в себя и западную и русскую традиции. Он автор Смольного монастыря и Зимнего Дворца в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском селе и др.
Заключение.
Итогом образования стало "включение" дворянства в общеевропейскую культуру. Если во времена Петра I заимствовалась внешняя форма, европеизированный антураж, то в царствование Елизаветы дворянство было призвано уже не просто пассивно воспринимать достижения западноевропейской культуры, но и заниматься самостоятельным творчеством. Так, с одной стороны, освоение европейской культуры учило дворянство самостоятельному мышлению; шел интенсивный процесс развития самосознания сословия. С другой стороны, под влиянием европейской культуры формировались стереотипы поведения и художественные вкусы.
Французский церемониал и правила "светского обхождения", принятые при дворе, уже к 60-м годам XVIII века становятся общепринятыми для дворянства в целом. Вместе с правилами хорошего тона в жизнь двора входит система покровительства и патронажа, в норму придворной жизни превращается фаворитизм. По манере общения, поведения и стилю одежды елизаветинский вельможа - европеец.
В то же время внутренняя, семейная и бытовая жизнь дворянства придерживалась совершенно иных, отличных от Европы, основ - древнерусской традиции, самодержавия и православия, крепостничества. За европейским фасадом скрывался восточный деспотизм и полуазиатский быт.
Это смешение двух культурных традиций придавало русскому дворянству неповторимое своеобразие. И если в елизаветинскую эпоху русские и европейские традиции находились в хрупком равновесии, то уже при Екатерине II дворянство выглядит совершенно европейским. Разрыв между сознанием и действительностью, самооценкой и жизненными реалиями оказался губительным для дворянской культуры и стал причиной ее глубокого кризиса и упадка.
Список литературы
1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. В 3-х кн. Кн. 2. М., 1989.
2. Ключевский В.О. Новая русская история. Курс лекций. М . 1888.
3. Культурология (История мировой культуры). Под ред. проф. А.Н. Марковой (год изд. 1998).
4. Муравьева Л.М. Как воспитывали в старину русского дворянина. М. 1995. 5. Яблочков М.Н. История дворянского сословия в России. СПб., 1876.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.