Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Развитие русской культуры в XVII в

Развитие русской культуры в XVII в [02.10.10]

Тема: Развитие русской культуры в XVII в

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 14.47K | Скачано: 215 | Добавлен 02.10.10 в 11:15 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2010


Содержание:

1. Образование и книгопечатание. Литература.

2. Развитие храмового и светского зодчества.

3. Новое направление в живописи. С. Ушаков.

4. Появление театра на Руси.

5. Задание.

6. Список использованной литературы.

 

1. Образование и книгопечатание. Литература.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С раз­витием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских эле­ментов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщения» культуры (от слова «мирской» — светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей — в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район ул. Баумана). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т. д. Расши­рению политических и культурных связей со странами Западной Ев­ропы способствовало воссоединение Украины с Россией.

 Во второй половине XVII в. было создано не­сколько государственных школ. Работала школа по подготовке слу­жащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекар­ского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать мас­совым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заве­дение — Славяно-греко-латинская академия, где учили «от граммати­ки, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, уче­ные-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готови­ли священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ло­моносов.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Боль­шие успехи были достигнуты в области медицины, в решении прак­тических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

В литературе XVII в. также происходило обмирщение, появляется реалистическая бытовая и историческая по­весть, где постепенно утрачиваются церковные элемен­ты. Героями становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события, например, исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.

Многие произведения повествовали о «смутном времени»: «Сказание» Ав­раама Палицина, «Новая повесть о преславном Российском государстве» и др. В них рассуждалось о причинах «великой разрухи» и в то же время показыва­лись величие русского народа, его патриотизм.

В произведениях литературы второй половины XVII в. проявляется новое отношение к человеческой личности — интерес к внутреннему миру челове­ка, признание его ценности независимо от положения в обществе.

Жанр жития приобретает характер автобиографии. Наиболее талантливое из них «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», которое можно назвать первым в русской литературе мемуарным произведением. Протопоп Аввакум (1620—1682), один из крупнейших деятелей раскола русской церкви, был и выдающимся писателем написал более 80 произведений. Язык его сочинений сочетание церковнославянского и живого разговорного языка. Большинство произведений написано им в последние 15 лет жизни, когда он сидел в остроге в ожидании смерти (сожжен в 1682 г.).

Появляются и новые литературные жанры, особенно во второй половине XVII в. сатирические произведения, стихотворный и драматический жанры. Принципиально новой по языку, сюжету и герою стала бытовая стихотворная Повесть о Горе-Злосчастии, которая отражает взаимоотношения отцов и де­тей. Сюжет повести трагическая судьба молодого человека (безымянного героя), купеческого сына. Он захотел порвать со старыми домостроевскими порядками и жить по своей воле, но это ему не удалось: Горе едва не довело его до погибели. В результате своих злоключений герой уходит в монастырь, спасаясь от Горя. Сюжет этой повести переплетается с библейским сюжетом о блудном сыне.

Новым в русской литературе стал жанр демократической сатиры. В сати­рических произведениях обличаются порядки феодального суда с его крюч­котворством, волокитой, продажностью судей. Этой теме посвящены сатири­ческие повести «О Шемякином суде» и «О Ерше Ершовиче — сыне Щетинникове», написанные простым народным языком. Последняя из них была широко распространена и переходила из столетия в столетие или в прозаической, или в стихотворной форме.

Попадали в Россию и рыцарские романы, героями которых были короли, графы. Переводилась также бытовая и плутов­ская новелла, авантюрно-приключенческая повесть, юмористические расска­зы и анекдоты. Зачастую под влиянием русского фольклора они претерпевали изменения, и сами становились достоянием устного народного творчества. Примером может служить «Повесть о Бове королевиче», в основе которой ле­жал французский рыцарский роман.

 

2. Развитие храмового и светского зодчества.

В зодчестве XVII в., особенно во второй половине века, отражается также переходный характер эпохи. Происхо­дит обмирщение зодчества — отказ от строгих церков­ных канонов, переход от строгости и простоты к внешней нарядности, деко­ративности. Сущность новых исканий — «дивное узорочье», как определили этот стиль сами современники. Этот термин отражает пристрастие к обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных, а позднее — и западных форм.

Выдающийся памятник зодчества этого времени — московская церковь Рождества в Путинках (окончание строительства в 1652 г.). Сооружение цер­кви обошлось в 500 руб., по тем временам — огромная сумма. Сначала деньги дали прихожане, но не рассчитали своих возможностей, и им дважды при­шлось обращаться за помощью к царю. В композиции церкви сказалось то новое, что вошло в это время в каменную архитектуру Руси. Пять разновысо­ких шатров, придел и крыльцо объединены шатром встроенной колокольни — самой высокой части среди отдельных построек, составляющих храм. Храм украшен декоративными деталями, выделяется остротой силуэтов.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось скла­дыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле соору­жены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего мо­настыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность постро­ек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капите­лей и т. п.

Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на свое­образие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

Новое строительство велось не только в Москве, но и в других городах. Своими храмовыми постройками по заказу богатых купцов славился Ярос­лавль. Большинство ярославских церквей по размерам и убранству превосхо­дило московские: церковь Ильи Пророка (1647—1656), церковь Иоанна Златоус­та (1649—1654). Вершина ярославского зодчества — церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671—1687). Ее характеризуют монументальность, гармоничное сочетание золотых 15 глав и красных кирпичных стен, украшенных голубыми изразцами.

 

3. Новое направление в живописи. С. Ушаков.

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Си­мон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирще­нию иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (персо­ны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художни­ков была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яич­ными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, напи­санные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского порт­ретного искусства в XVIII в.

В 80—90 гг. XVII в. русские художники создают наиболее значительные парсуны: «Л. К. Нарышкин» (портрет в рост дяди Петра I), «Н. К. Нарышкина» (поясной портрет матери Петра I), «Г.П. Годунов». Для них характерны при­стальное внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.

В живописи XVII в. заметно стремление к реализму, повышение интереса к человеческой личности.

 

4.  Появление театра на Руси.

До XVII в. на Руси не было театра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды — свадьбы, праздники, такие, как проводы масленицы, колядование с участием ряженых. На этих праздниках выступали скоморохи-плясуны, акробаты, му­зыканты, кукольники и др. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. Прави­тельство и церковные власти преследовали скоморошество за весе­лый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих.

По-настоящему театр был создан в XVII в. придворный и школьный театр. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придвор­ной знати к западной культуре. Этот театр был организован в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы «Артаксерксово дей­ство» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 г. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Стави­лись и другие пьесы на библейские сюжеты.

Кроме придворного в России в XVII в. сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями, ста­вились по праздникам, роли исполнялись учащимися Академии. В пьесах, написанных в стихах на основе монологов, использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Кроме реальных лиц вводились и аллего­рические персонажи.

Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

Подводя итоги развития русской культуры XVII в., прежде всего следует отметить ее обмирщение, постепенный отход от религиозных традиций к свет­ским, гражданским мотивам, рост демократических традиций. Возросли инте­рес к человеческой личности, стремление к реализму во всех видах искусства в литературе, живописи и др.

В XVII в. русская культура сделала большой шаг в своем развитии, сатирический жанры в литературе, пере­ход от церковных канонов к нарядности и декоративности стиля московского барокко в зодчестве, приближение изображения к оригиналу в живописи, появ­ление парсунной живописи, появление нового вида искусства придворного и школьного театра.

Итоги историко-культурного развития России в XVIII в. весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искус­ства. В то же время укрепление связей с зарубежными странами способство­вало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества русского государства, которое стало одним из крупнейших госу­дарств мира, способствовало формированию русской нации и единого рус­ского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры — образование, книгопечата­ние, литература, архитектура, изобразительное искусство. Произошло об­мирщение, секуляризация культуры, проникновение в Россию идей Просвеще­ния. Это способствовало появлению новых видов культуры — первых литера­турных журналов, художественной литературы, общедоступного театра, свет­ской музыки. Идет становление русского классицизма. Значительно расшири­лась сфера духовной деятельности русских людей.

 

Задание

  1. Храмовое строительство – это реставрация прежних храмов:  к основному зданию пристраивались приделы, пристройки, галереи, все это соединялось переходами, составляя единый ансамбль.
  2. Светское строительство – это строительство, где наблюдается отход от традиционной простоты и строгости к богатому декоративному оформлению фасадов.
  3. Секуляризация – процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви.
  4. «Дивное узорочье» - это пристрастие к обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных, а позднее – и западных форм.
  5. «Парсуна» - условное наименование портретной живописи XVI - XVII вв., сочетающей приемы иконописи с правдивой передачей индивидуальных особенностей изображаемого.
  6. «Московское барокко» - направление в литературе и искусстве в XVI – начале XVII вв., которому свойственны контрастность, динамичность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.
  7. Скоморохи - русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.
  8. Придворный театр - театры, существующие за казённый счет, находившиеся в ведении царского двора.
  9. Школьный театр – театры, носившие политический характер, прославляли новые правительственные мероприятия. Показывались в учебных заведениях и на площадях во время праздников.

 

Список использованной литературы:

  1. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. Учебник 2-е издание. М.,2003.
  2. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. Учебник 2-е издание. М.,2002.
  3. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. М.,2003.
  4. История России (IX - XX вв.): Учебное пособие / Отв. ред. Я. А. Перехов. – М.: Гардарики; М. – Ростов –на-Дону. 2002.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 14.47K
Скачано: 215
Скачать бесплатно
02.10.10 в 11:15 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе