Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по отечественной истории »
Тема: Проблема возникновения государства у восточных славян: факты и домыслы
Раздел: Бесплатные рефераты по отечественной истории
Тип: Контрольная работа | Размер: 35.83K | Скачано: 332 | Добавлен 09.10.10 в 23:43 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Ярославль 2009
Содержание
Проблема возникновения государства у восточных славян: факты и домыслы.. 5
1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян. 5
2. Основные этапы складывания древнерусского государства. 12
3. Особенности образования государства восточных славян. 19
Список используемых источников. 22
На бескрайних просторах евразийского континента уже более тысячи лет существует Российское государство, внесшее весомый вклад в историю человечества.
Не зная прошлого своей страны, трудно оценить ее настоящее и представить будущее. Процесс радикального преобразования общества, переживаемый нашей страной, захватил все сферы материальной и духовной жизни. Отечество вступило на новую стезю развития и мучительно ищет пути обновления. В этом стремлении важная роль принадлежит исторической науке. Интерес к минувшим дням и традициям прошлого возрос многократно. В истории люди ищут ответы на самые жгучие вопросы современности. Сквозь призму веков они пытаются познать настоящее и разглядеть будущее своей Родины.
История нашего государства — это калейдоскоп героических, трагических, радостных и печальных событий. За сотни лет Российское государство испытало периоды подъема и упадка. Оно неоднократно подвергалось нападениям вражеских полчищ, но всегда находило силы побеждать врагов, преодолевать трудности, восстанавливать хозяйство и добиваться новых успехов. Наперекор врагам, стихиям и испытаниям наша страна и ее народы не только не ушли в прошлое и не стали достоянием одной лишь истории, но продолжали развиваться, внося свой вклад в мировую экономику и культуру.
Славяне – это крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания, близостью языка, культуры, традиций.
Восточные славяне – русские, украинцы и белорусы – преемники политического и культурного наследия Древнерусского государства – Киевской Руси. Их история и в дальнейшем тесно взаимосвязана: в противостоянии формирующегося Московского государства и Великого княжества Литовского, в образовании и развитии единого русского государства и огромной Российской империи.
Глобальные перемены, затронувшие в последнее десятилетие все стороны жизни народов России, Украины и Беларуси, потребовали от специалистов-историков более пристального внимания к проблемам восточного славянства. В их изучении на смену традиционным взглядам все активнее пробиваются новые точки зрения, вводятся свежие комплексы источников, меняются тематические приоритеты.
Цель данной работы заключается в рассмотрении возникновения государства у восточных славян.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
Объект исследования – возникновение государства у восточных славян.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением возникновения государства у восточных славян.
Проблема возникновения государства у восточных славян: факты и домыслы
1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян
Вопросы, связанные с древнейшей историей славян, их происхождением, прародиной, пока еще остаются невыясненными. Ученые по этому поводу в разное время высказывали множество гипотез. В XIX веке прародину славян пытались отыскать на Памире. Одно время считалось, что существовала чуть ли не единственная семья славян, маленькая группа, которая потом размножилась. В настоящее время историческая наука, опираясь на совокупность данных археологии, лингвистики, этнографии, антропологии, пришла к выводу, что славяне принадлежат к индоевропейцам, прародина которых располагалась где-то между Южным Уралом и районами Центральной Европы. Примерно в III тыс. до н.э. они начали расселяться на более широких пространствах, проникая в районы Азии и Центральной Европы. [1]
Процесс формирования российской государственности отличался своими специфическими особенностями по сравнению с восточными и западными странами. Можно отметить, например, влияние характерной для Руси пространственной и геополитической ситуации. Российское государство занимало срединное положение между Западом и Востоком, не имело естественных ярко выраженных географических границ в пределах огромной равнинной территории.
В процессе формирования Русь впитала черты восточных и западных государственных образований. К тому же необходимость постоянной защиты от внешних врагов вынуждала сплачиваться народы с разными вероисповеданием, культурой, языком и создавать сильную государственную власть. [2]
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.
Выделяют следующие предпосылки возникновения государства у восточных славян:
а) значение почвенных и ботанических полос.
Три географических особенности, благоприятных для условий исторической жизни страны:
б) влияние речной системы. По большим рекам как главным торговым путям сгущалось население, принимавшее наиболее деятельное участие в торговом движении, рано здесь завязавшемся, по ним возникали торговые сосредоточения, древнейшие русские города; население, от них удаленное, оставалось при хлебопашестве и лесных промыслах, доставлявших вывозные статьи приречным торговцам (мед, воск, меха). При таком влиянии на народнохозяйственный обмен реки рано получили еще более важное политическое значение. Речными бассейнами направлялось географическое размещение населения, а этим размещением определялось политическое деление страны.
Служа готовыми первобытными дорогами, речные бассейны своими разносторонними рассеивали население по своим ветвям. По этим бассейнам рано обозначились различные местные группы населения, племена, на которые древняя летопись делит русское славянство 9-10 вв; по ним же сложились потом политические области, земли, на которые долго делилась страна. Взаимная близость главных речных бассейнов равнины при содействии единообразной формы поверхности не позволяла размещавшимся по ним частям населения обособляться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними. [10]
Как и некоторые другие факторы, эволюция языческих представлений славян той эпохи способствовала становлению власти князя. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников.
Таким образом, в результате отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра – резиденции князя и дружины военных успехов, а также в результате выполнения им сложных управленческих функций, он наделялся сверхъестественными силами и способностями. В князе начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все вышеперечисленное приводило к сакрализации, то есть обожествлению княжеской власти, а также создавало духовные предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным. [3]
Обозначившееся еще в эпоху бронзы, во II тыс. до Р. Х., разделение племен на оседлые земледельческие и кочевые скотоводческие существенно воздействовало на судьбы этих племен, но не было ни абсолютным, ни окончательным.
Более мобильные и вследствие этого более воинственные скотоводческие племена век за веком медленно продвигались по степям Евразии с востока на запад; многие из этих племен подолгу задерживались в прикаспийских и причерноморских областях. Достаточно распространенным явлением был переход кочевников к оседлости; под натиском новых пришельцев оседлые или полуоседлые племена порой бывали вынуждены покидать привычные места обитания и возвращаться к кочевому образу жизни. [9]
Земледельческие племена тоже далеко не всегда могли рассчитывать на спокойное и безбедное существование в раз избранной местности. Истощение почв или появление могущественных врагов были наиболее частыми причинами переселения земледельцев.
Развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, а это создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).
На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.
В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Как и раньше, такая община состояла в основном из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, которая была разделена на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, которые владели орудиями скотом и труда. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации. Социального же расслоения в самой общине не происходило, поскольку производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.
Помимо этого, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов. [9]
К внешним предпосылкам следует отнести "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи, а именно норманны и хазары.
С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, которые связывали Запад с Югом и Востоком, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торгов-лю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину, а также меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.
С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Византийская империя долгое время считалась подлинным эталоном государственно-политического устройства.
Не случайно, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата – хаканами (каганами). Следует отметить, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в 4 -5 веках, авары в 7 веке) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в конце концов, появлению "зародыша" государственности. [4]
Межплеменные столкновения, а также усложнение внутриплеменных отношений ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.
Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В конце концов, власть князя, стремившегося превратить её в наследственную, всё менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы всё более отчуждались от интересов соплеменников.
В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы. Однако стоит отметить, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 9-10 вв.
Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано подавляющее большинство членов общества. Земледельцу-общин-нику было удобно и выгодно, чтобы князь и дружинники с оружием в руках защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел. (Здесь следует заметить, что реальная отделенность и отдаленность власти от общества, а привилегированного княжеского дружинника от хлебопашца-смерда сложилась намного позднее; в первые века существования государства каждый земледелец мог очень легко изменить свое общественное положение и, подобно былинному Илье Муромцу, поступить на княжескую службу.) Государство с самого начала решало не только военные, но и судебные задачи, в особенности связанные с межродовыми спорами. Князья и их дружинники были относительно объективными посредниками в конфликтах между представителями различных родов; старейшины, которые испокон веку должны были заботиться об интересах своего рода, своей общины, не годились на роль беспристрастных арбитров. Разрешение межобщинных споров силой оружия было чересчур обременительно для общества; по мере осознания общей полезности власти, стоящей выше частного и родового интереса, создавались условия для передачи важнейших судебных полномочий исторически новой структуре - государству.
2. Основные этапы складывания древнерусского государства
На первом этапе образования древнерусского государства (8 – середина 9 вв.) происходило вызревание предпосылок, а также складывание межплеменных союзов и их центров, упоминающихся у восточных авторов. К 9 веку восходило появление системы полюдья, то есть сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху ещё воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги и носила добровольный характер .
Наиболее распространенная в 18 веке теория происхождения славян получила свое отражение в первом русском печатном учебнике по истории, так называемым Синопсисе, вышедшем в 70-е годы 17 века. Она состоит в следующем: авторы, придерживающиеся этой теории, проводят четкое разделение между славянами и русами. Русы, по мнению этих авторов, более древний народ. Их корни из Месопотамии; они происходят от библейских героев: сына Ноя Иафета и Мосоха, который был первым патриархом русов. Память об этом герое, по мнению авторов, хранилась у русского народа и была запечатлена в названии столицы русского государства Москве. Постепенно русы расселились по территории Европы. Существует даже такое мнение, что в определенный момент русы составляли большинство населения Европы, в частности, так называемых этрусков жителей Италии выводит от русов, якобы это зашифрованное имя русов. Славяне же гораздо менее древний народ, относящийся к индоевропейской семье народов. В начале нашей эры русы, по предположению тех же самых авторов, занимали территорию по Дунаю и Днепру. [10]
Из ранних русских историков монах Киево-Печерского монастыря летописец Нестор (конец 11 — начало 12 века) был, пожалуй, ближе всех к исторической истине в освещении начальных фаз развития Руси в "Повести временных лет". Формирование Киевской Руси он изображает как образование в 6 веке мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье, принявшего название одного из племен "рос" или "рус". Объединение нескольких десятков отдельных мелких лесостепных славянских племен в 8—9 веках превращается в суперэтнос с центром в Киеве. Русь этого периода по ареалу равнялась Византийской империи или империи Каролингов.
На втором этапе (2-ая половина 9 – середина 10 века) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил – хазар и норманнов (варягов). [4]
Летописец отмечает (862 год), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, "и пошел род на род и воевати почаша сами на ся". (Скорее всего в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати между которой шла "борьба престижей"). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: "Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами" решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Эти летописные данные и легли в основу "норманнской теории" образования русского государства.
Рассказ летописца Нестора о призвании варягов для установления государственности нашел различную, порой противоречивую интерпретацию историков. Основоположниками так называемой норманнской теории, разработанной в 17 веке, принято считать Готлиба Зигфрида Байера, Герарда Фридриха Миллера и Августа Шлецера, немецких ученых на русской службе. Сторонники этой теории преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности Руси. Именно ее подняли на щит фашисты для оправдания своей агрессии в 1941 г., они обвиняли Россию в неспособности к самостоятельному развитию. [2]
Летопись дает понять, что в 9 веке наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в Повести об этом не говорится. Речь идёт лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что северные племена однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне враждовали между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. В это время и была произнесена знаменитая фраза: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами". Варяжские князья пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. Это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.
Такая трактовка вызывает возражения. Летописец Нестор в "Повести временных лет", не дает оснований для вывода о создании Русского государства путем призвания варягов. Наоборот, как и другие источники, дошедшие до нас, летопись говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов.
Современная наука также не может согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства. Государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Русское государство сложилось независимо от варягов, в результате закономерного развития восточнославянского общества. Это был медленный и постепенный процесс. Тем не менее летописное упоминание в определенном смысле было взято на вооружение еще в 17 веке. Так родилась пресловутая норманнская теория происхождения Древнерусского государства.
Современные отечественные ученые преимущественно отвергают норманнскую теорию. К ним присоединяются и крупнейшие зарубежные исследователи славянских стран. Однако определенная часть зарубежных авторов до сих пор проповедует данную теорию, хотя не в столь примитивной форме, как это делалось ранее. [5]
Главным опровержением норманнской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в 9 веке. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли. [6]
Конечно сам факт пребывания варяжских князей и их дружин на службе у славянских князей не вызывает сомнения. Бесспорны также взаимосвязи между варягами (норманнами) и Русью. Приглашавшие варягов князья и старейшины смотрели на рюриковых воинов как на наемную (союзную) рать. В дальнейшем ее предводители, очевидно, приобрели функции арбитров, а порою и гражданскую власть. Понятна и попытка летописца Нестора в поддержку правящей династии Рюриковичей показать ее мирные, а не захватнические намерения. [2] Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Впрочем, некоторые авторы, начиная с М.В. Ломоносова, сомневаются в варяжском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, полагая, что они могли быть и представителями каких-либо славянских племен. Во всяком случае следов варяжской культуры в истории нашей Родины практически нет.
Не известно точно, когда и как конкретно возникли первые княжества восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского государства, но во всяком случае они существовали до 862 г., до пресловутого "призвания варягов". В германской хронике уже с 839 г. русские князья именуются хаканами - царями.
Зато момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 г. находившийся после смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекун и новгородский князь Олег захватывает Киев, а затем объединяет Новгородскую и Киевскую земли; потом ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство.
Русская православная церковь пытается увязать возникновение государственности на Руси с введением христианства.
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Древнерусского государства: оно идеологически закрепляло единство страны, создавались условия для полноправного сотрудничества славян Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями. Новая христианская религия отвечала интересам укрепляющегося класса феодальных землевладельцев.
Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим миром. Принятие христианства оторвало Русь от магометанской и языческой Азии и сблизило ее с христианской Европой.
Конечно, крещение Руси имело большое значение для укрепления феодального государства, благо церковь освящала подчинение христиан эксплуататорскому государству. Однако крещение произошло не менее чем через столетие после образования Киевского государства, не говоря уже о более ранних восточнославянских государствах.[2]
В Древнерусское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Украинские националисты еще до революции пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея подхвачена в наше время в националистических кругах, старающихся поссорить три братских славянских народа. Между тем Древнерусское государство ни по территории, ни по населению не совпадало с современной Украиной, у них была лишь общая столица – город Киев. В 9 и даже в 12 веке еще нельзя говорить о специфически украинских культуре, языке и пр. Всё это появится позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распадется на три самостоятельные ветви. [10]
Завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. По летописному рассказу, Ольга жестоко отомстила древлянам, убившим ее мужа, и установила в древлянской земле «уставы и уроки», т. е. дань и натуральные повинности; затем пошла в Новгородскую землю и здесь устроила погосты, т. е. административные центры, и определила дани и оброки в пользу князя. Ольга значительно расширила земельные владения киевского великокняжеского дома. [11]
Кульминационным периодом в развитии государства было княжение Владимира Святославича (980-1015 гг.). Ряд удачных походов, предпринятых Владимиром на Польшу, на вятичей, радимичей, литву, болгар и хорватов, значительно расширил и упрочил Русь как государство всех восточных славян. При Владимире происходит крещение Руси, что, несомненно, сыграло огромную роль и в укреплении политического единства разноплеменной страны, и в поднятии ее международного авторитета, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных художественных ценностей. Политика, проводимая князем Владимиром, отвечала общенародным интересам, поэтому он был воспет и в летописях, и в народных былинах, назвавших его Красным Солнышком. При Владимире происходит полная ликвидация племенных княжений. [1]
Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, стала замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют былины, начал восприниматься народным сознанием уже не как воин - защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей. [7]
3. Особенности образования государства восточных славян
Среди основных признаков древнерусского государства к концу 10 века выделяют такие как:
Суровость климатических условий Восточной Европы, а также оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, произрастая лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.
Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.
Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) — закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Образование государства создавало благоприятные условия для развития ремесел, земледелия, а также внешней торговли.
Влияло государство и на формирование социальной структуры. Так, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.
Мощный импульс получила и древнерусская культура.
В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности – основы трёх восточнославянских народов: великорусского, белорусского и украинского.
Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало "волны" кочевников, а также принимало удар на себя, тем самым обеспечивая благоприятные условия для развития европейской цивилизации.
Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом влияло на её собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия.
Список используемых источников
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.