Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Образование Древнерусского государства

Образование Древнерусского государства [26.12.15]

Тема: Образование Древнерусского государства

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Реферат | Размер: 43.70K | Скачано: 666 | Добавлен 26.12.15 в 20:15 | Рейтинг: +1 | Еще Рефераты

Вуз: Российская академия народного хозяйства и государственной службы

Год и город: Владимир 2015


Содержание

Введение 3

Глава 1. Факторы, обусловившие образование государства 5

1.1. Социальные факторы 5

1.2. Внешнеполитические и экономические факторы 5

1.3. Общественные факторы 6

1.4. «Союзы союзов»  7

Глава 2. Предпосылки возникновения  8

Глава 3. Этапы образования государства 10

3.1. Происхождение древних славян 10

3.2 Развитие народности и торговли  14

Глава 4. Норманисты и антинормисты 19

Заключение 21

Список использованной литературы 24

 

Введение

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Есть сведения о некоем русском князе Бравлине который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIIIIX вв., пройдя от   Судака до Керчи. Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено.

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.

Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

          

Глава 1 Факторы, обусловившие образование государства

1.1 Социальные факторы

В письменных источниках, относящихся к началу нашей эры, славяне упоминаются под названием "венеды". Известно, что венеды вели оседлый образ жизни, знали пашенное земледелие. У них существовала внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя торговля, в частности, с Римом. Торговля ускоряла процесс дифференциации общества, способствовала появлению богатой социальной верхушки. Малая семья, состоящая из мужа, жены, детей, становилась составной частью важнейшей социальной клеточки общества - сельской общины. В сельской территориальной общине выделялись отдельные, зажиточные семьи, обладавшие определенной собственностью. В VIв. усиливается военная и политичес­кая власть. Все это ускоряло имущественную и социальную дифференциацию славянского общества, и формирование в ней классовых отношений. По мере углубления социальной дифференциации в союзах племен все более усиливалось государственное начало, что неизбежно вела в конечном счете к образованию государства. Но этот процесс потребовал длительного времени.

 

 1.2 Внешнеполитические и экономические факторы          

 Неблагоприятно складывается и внешнеполитический фактор. На экономическом развитии славян тяжело отразилось нашествие гуннов. В результате этого задержалось и их собственное развитие. Как считал М.Н.Тихомиров, о при­чинах возникновения государства было "развитие земледе­лия и ремесла в области экономики, развитие феодализма - в области общественных отношений". Так в VII-VIIIвв. в связи с ростом производительности труда становилось вполне возможной индивидуализация производства. Подго­тавливались условия для перехода от раннеклассовых от­ношений к феодализму. Экономический прогресс у восточ­ных славян являлся движущей силой их общественного раз­вития. При условии существования индивидуальных хо­зяйств дополнительный продукт, получаемый в них и достигавший значительных размеров, становился собствен­ностью производителя и мог являться источником обогаще­ния. Так возникло сначала имущественное, а потом и со­циальное неравенство. Так же в это время складывалась и росла частная собственность у зажиточных член общины. Формировалась социальная верхушка общества.

 

1.3 Общественные факторы

Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Однако при этом еще дол­гое время сохранялась первобытные демократи­ческие учреждения - народные собрания и со­вет старейшин: Но народное собрание превра­щалось в собрание воинов которому военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал свою волю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин. Таким образом шел процесс преоб­разования органов общественного самоуправле­ния в государственные органы. Военная демок­ратия постепенно перестала в военноиерархи­ческое правление-княжение.

Органы обществен­ного самоуправления превращались в органы господства и угнетения, направленные против народа. Завершалось тем самым оформление государственного строя, важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпада­ющей непосредственно с населением, отделен­ной от него публичной власти, располагающей специальным аппаратом управления и распрост­раняющейся на определенную территорию. Воен­ный предводитель крупного союза племен прев­ращался в правителя - князя. Главенство князей приобретало характер осуществления властных классовых функций. Приближенные князя становились его советниками и намест­никами. Дружина превращалась в военную силу, которая подавляла сопротивление эксплуатиру­емых масс и вела захватнические и оборони­тельные войны. Указанный процесс преобразо­вания органов общественного самоуправления в государственные органы не был актом единов­ременным для всех союзов восточнославянских племен. В VIII в. в условиях борьбы с кочев­никами в Среднем Приднепровье произошло объ­единение нескольких союзов племен или княжений в "союз союзов" под названием "Русь" столицей которого стал Киев.

 

1.4 «Союзы союзов»

"Союзы союзов", объединявшие по несколько союзов племен-княжений, являлись новыми об­разованьями и отражали более высокий этап в процессе восточнославянской консолидации. Примерно на рубеже VIII-IXвв. приднепровский союз союзов племен "Русь" перерастает еще более мощное объединение с названием "Русская земля", включавшее значительное число союзов славянских племен. Летопись их перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полоча­не, Дреговичи, Север. Это уже почти половина восточных славян. Правила в этом госу­дарственном объединении, по своей вероят­ности, династия Кия, представителями которой в середине IXв. были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд. В середине 1 тысячелетия племена восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озёр на севере до Северного Причерноморья на юге. От предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. Союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, название которого получал весь союз.

                     

Глава 2. Причины возникновения государства

Киевская Русь представляла собой одно из самых крупных и могущественных государств Средневековья. Образование и развитие древнерусского государства складывалось под влиянием некоторых геополитических и пространственных факторов. Во-первых, земли, на которых и происходило формирование новой страны, располагались на стыке двух разных миров: мусульманского и христианского, оседлого и кочевого. Основные особенности образования древнерусского государства заключаются в том, что в ходе своего становления Киевская Русь приобрела черты как западной, так и восточной государственности, поскольку располагалась на границе между Азией и Европой. Во-вторых, потребность разных племен к сплочению перед лицом общего врага позволила объединиться народам с разным уровнем развития и различными культурными ценностями. К слову, славянская государственность начинает зарождаться задолго до образования Киевской Руси, в далеком шестом веке н.э., с объединения родовых и племенных общин в одну общую и более крепкую общину. В настоящее время многие историки и социологи продолжают споры на тему зарождения русской государственности. С точки зрения многих из них причины образования древнерусского государства таковы:

- Развитие экономики. Совместная деятельность людей побуждала их к поиску новых форм существования. Древняя Русь была сельскохозяйственной страной. Объединение усилий народов, живших ранее раздельно, позволяло не только прокормить свое население, но и производить товары для экспорта. Часть городского населения страны составляли ремесленники и купцы, также ведущие активную торговлю с иностранцами. Каждое же ранее существовавшее отдельно взятое племя едва могло обеспечить себя достойным пропитанием.

- Разделение труда. До объединения каждое племя вынуждено было самостоятельно полностью себя обеспечивать. В едином государстве постепенно произошло разделение людей на отдельные касты или группы, в которых каждый выполнял отведенную ему роль. Так, земледельцы выращивали необходимые для пропитания зерновые и овощные культуры, купцы занимались торговлей, дружина защищала мирное население и территорию страны от набегов врагов.

          - Заинтересованность людей в образовании единого государства. Государство с начала своего возникновения исполняло роль посредника в разрешении конфликтов. Изначально роль арбитра в подобных делах принадлежала князю либо дружиннику. Старейшины рода во время раздельного проживания племен мало годились для подобной роли и вряд ли могли судить беспристрастно. Разрешение же споров между отдельными родами с помощью военных действий было слишком обременительно. С образованием государства постепенно появляются законы, защищающие людей в определенных обстоятельствах, наказывающие виновных, зарождается судебная власть. Кроме того, причины образования древнерусского государства кроются в стремлении людей к защите перед лицом внешнего врага. В единой стране роль защитников выполняли специально обученные военному делу люди, а значит, шансов победить было гораздо больше. –

Также причины образования древнерусского государства прослеживаются в постепенном расслоении общин, формировании неравенства в плане имущества, появлении классов. Само образование Руси связывают с периодом княжения Олега в Новгороде. Впервые понятие древнерусского государства встречается в «Повести временных лет» и связано оно с походом князя Олега на Киев в 882 году. Присоединение Киева к Новгороду стало очередным, но не окончательным этапом объединения русских земель. Однако именно это событие принято считать ключевым в образовании единой страны. Возможно, что все причины образования древнерусского государства современным исследователям истории неизвестны. Единственным весьма достоверным источником, рассказывающим о дохристианских временах Руси, является «Повесть временных лет». Нельзя исключать предположения о том, что данные его недостоверны либо достоверны не полностью.

 

 Глава 3. Этапы образования Древнерусского государства

3.1 Происхождение древних славян

Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских народов. По их имени Балтийское море называлось тогда Вендским заливом Северного океана. По мнению археологов, венеды были исконными обитателями Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменном и бронзовом веках.

Древнее название славян - венеды - сохранилось в языке германских народов вплоть до позднего средневековья, а в финском языке Россия до сих пор называется Венейей. Название "славяне" стало распространяться лишь полторы тысячи лет назад - в середине I тысячелетия н.э. Сначала так назывались только западные славяне. Их восточные собратья назывались антами. Затем славянами стали называть все племена, говорящие на славянских языках.

В начале нашей эры повсюду в Европе происходили большие передвижения племен и народов, вступивших в борьбу с рабовладельческой Римской империей. В это время славянские племена занимали уже большую территорию. Одни из них проникли на запад, на берега рек Одры и Лабы (Эльбы). Вместе с населением, жившим по берегам реки Вислы, они стали предками современных западнославянских народов - польского, чешского и словацкого.

Особенно грандиозным было движение славян к югу - на берега Дуная и на Балканский полуостров. Эти территории были заняты славянами в VI-VII вв. после длительных войн с Византийской (Восточной Римской) империей, продолжавшихся свыше столетия.

Предками современных южнославянских народов - болгар и народов Югославии - были славянские племена, поселившиеся на Балканском полуострове. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением, которое ранее угнетали византийские рабовладельцы и феодалы.

В то время, когда славяне заселяли Балканский полуостров, с ними близко познакомились византийские географы и историки. Они указывали на многочисленность славян и обширность их территории, сообщали, что славяне хорошо знакомы с земледелием и скотоводством. Особенно интересны сведения византийских авторов о том, что славяне в VI и VII вв. еще не имели государства. Они жили независимыми племенами. Во главе этих многочисленных племен стояли военные вожди. Нам известны имена вождей, живших более тысячи лет назад: Межимир, Добрита, Пирогост, Хвилибуд и другие.Византийцы писали, что славяне очень храбры, искусны в военном деле и хорошо вооружены; они свободолюбивы, не признают рабства и подчинения.

Предки славянских народов России в далекой древности жили в лесостепных и лесных областях между реками Днестром и Днепром. Затем они стали продвигаться на север, вверх по Днепру. Это было медленное, совершавшееся веками передвижение земледельческих общин и отдельных семей, искавших новые удобные места для поселения и богатые зверем и рыбой области. Поселенцы вырубали девственные леса для своих полей.

В начале нашей эры славяне проникли в верхнее Поднепровье, где жили племена, родственные современным литовцам и латышам. Далее на севере славяне заселили области, в которых кое-где жили древние финно-угорские племена, родственные современным марийцам, мордве, а также финнам, карелам и эстонцам. Местное население по уровню своей культуры значительно уступало славянам. Спустя несколько столетий оно смешалось с пришельцами, усвоило их язык и культуру. В различных областях восточнославянские племена назывались по-разному, что известно нам из древнейшей русской летописи: вятичи, кривичи, древляне, поляне, радимичи и другие.

Вплоть до наших дней на высоких берегах рек и озер сохранились остатки древних славянских поселений, которые теперь изучаются археологами. В то беспокойное время, когда войны не только разными племенами, но и между соседними общинами были постоянным явлением, люди часто селились в труднодоступных местах, окруженных высокими склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие рвы и обносили свои жилища деревянным тыном.Остатки таких маленьких крепостей называются городищами. Жилища строились в виде землянок, внутри были глинобитные или каменные печи. В каждом селении жили обычно родственники, которые нередко вели свое хозяйство общиной. Земледельческое хозяйство того времени очень мало походило на современное. Тяжелым трудом добывали люди себе пропитание. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу.

Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался сечень (от слова "сечь" - рубить). Далее следовали месяцы сухий и березол, вовремя, которого лес сушили и сжигали. Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленную деревянной сохой, или ралом. Такое земледелие называется огневым или подсечным. Чаще сеяли просо, но были известны и другие злаки: пшеница, ячмень и рожь. Из овощей была распространена репа.

Месяц жатвы назывался серпень, а месяц молотьбы - вресень (от слова "врещи" - молотить). То, что названия месяцев у древних славян связаны с земледельческими работами, свидетельствует о первостепенном значении земледелия в их хозяйстве. Но они также разводили домашний скот, били зверя и ловили рыбу, занимались бортничеством - сбором меда диких пчел.

Каждая семья или группа родственников изготовляла для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - или ямах из местных руд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда и утварь, а также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть или сделать на месте. Самым распространенным товаром издавна была соль - ведь месторождения её встречались далеко не везде.

Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых изготовляли украшения. За все это расплачивались ходкими и ценными товарами, которые играли роль денег: пушниной, медом, воском, зерном, скотом.

Около древних славянских городищ нередко можно встретить круглые или удлиненные земляные насыпи - курганы. При раскопках в них находят остатки сожженных человеческих костей и обгоревшую в огне утварь.Древние славяне сжигали покойников на погребальном костре, и останки хоронили в курганах.

Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был, по-видимому, Род, бог неба и земли. Он выступал в окружении женских божеств плодородия - Рожаниц. Важную роль играли также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило - бог солнца (у некоторых славянских племен он назывался, ярило, Хорос) и Перун - бог грома и молнии. Перун был также богом войны и оружия, а потому его культ впоследствии был особенно значителен в дружинной среде. В России, до введения христианской веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии, которому славяне еще в VI веке поклонялись, обожая в нем верховного Миро правителя. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Известны также «скотий бог» Волос, или Белее, Даждьбог, Стрибог, Самаргла, Сварог (бог огня) Мокоша (богиня земли и плодородия) и др. Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы - волхвы и кудесники. Язычество сохранялось и в первое время существования Древнерусского государства, а его пережитки сказывались еще несколько веков.

В этот период восточные славяне стали называться руссами или росами, как полагают, от названия одного из племен - руссов, жившего на границе с Хазарией, между Днепром и Доном. Так произошли названия "Россия" и "русские".

 

3.2 Развитие народности и торговли

Народность, как таковая, складывается на определенном этапе общественного развития в эпоху классового общества. Древнерусская народность не является исключением из этого правила. Как мы уже знаем истоки ее восходят к очень отдаленным временам, складывание восточных славян в особую ветвь славянства дотируется VII - IX вв., то есть относится к тому времени, когда образовывается язык восточных славян, а началом формирования древнерусской народности следует считать IX - X вв. - время возникновения на Руси феодальных отношений и образования древне Русского государства.

VIII - IX вв. в истории славянства были временем разложения первобытно общинных отношений. При этом переход от одного общественного строя (первобытно общинного) к другому, более прогрессивному, а именно феодальному обществу, в конечном счете, был результатом развития производительных сил, эволюции производства, которая в свою очередь в основном явилась следствием изменения и развития орудий труда, орудий производства.

Наряду с развитием производительных сил в области сельскохозяйственного производства и усовершенствованием земледельческой техники огромную роль в разложении первобытно общинных отношений сыграло общественное разделение труда, отделение ремесленной деятельности от сельского хозяйства.

Когда же в общину проникло разделение труда и члены ее стали каждый в одиночку производством одного какого-нибудь продукта и продавать его на рынке, тогда выражением этой материальной обособленности товаропроизводителей явился институт частной собственности.

Поселения становятся центрами ремесленного производства и обмена, т.е. превращаются в города. Города вырастают на основе старых городищ времен первобытного строя, возникают ремесленно - торговые поселения. Наконец княжий острог нередко обрастает поселением городского типа. Так возникли города на Руси: Киев, Переславль, Ладога, Псков, Новгород, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск, Гуров, Червень и др.

Город явление характерное не для первобытно общинного строя, а для феодального строя. Город торговал с городом, область с областью, горд с селом. По рекам и сухопутным дорогам тянулись купеческие караваны. По Неве, Ладожскому озеру, Волохову озеру, Ловати и Днепру проходил водный путь из варяга в греки. Торговые пути вели через Карпаты в Ризу и в германские города.

Рост торговли вызвал развитие денежного обращения. На Руси пользовались главным образом восточными серебряными монетами, но встречались и Византийские, и западноевропейские монеты. Когда-то на Руси в качестве денег использовали меховые деньги, представлявшие собой кусочки меха.С течением времени их заменили железные деньги, которые сохранили старые названия (мордки, векши и пр.). С конца Х века на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам - гривнам.

Торговля разлагала общину, способствуя еще большему укреплению экономически могущественных семейств. Господствующая верхушка в древнерусских источниках выступает перед нами под названием князей, дружинников, бояр, старой чади и т.д. Вырастает она из старой племенной знати и из местной богатой верхушки.

Накапливая ценности и угодья, создавая мощную дружинную организацию совершая походы, заканчивающиеся захватом военной добычи и пленников, превращаемых в рабов, накапливая дань, собирая поборы, торгуя и занимаясь ростовщичеством, древнерусская знать, отрывается от племенных и общинных объединений и превращается в силу, стоящую над обществом и подчиняющую себе ранее свободных общинников.

Возникает и развивается основа феодального общества - феодальная собственность на землю. Нам известны города, принадлежащие князьям: Вышгород, Белгород; княжеские села: Ольжичи, Берестово, Ракома. Вокруг сел лежали нивы (пашни), луга, охотничье-промысловые и рыболовные угодья, бортные уходы. На камни, деревья, столбы, отмечающие княжеские земли наносились княжеские томги - знаки собственности. Князья либо осваивали новые земли, либо захватывали их у ранее свободных общинников, превращая последних, на основе вне экономического принуждения, в рабочую силу свою и вотчины.

Формируются различные группировки зависимого люда. Среди них рабы - холопы, робы - рабыни. Одни из них холопы утратили свою свободу в результате продажи долговых обязательств, семейного или служебного положения, другие челядь стали рабами в результате пленения. С течением времени термин челядь начинает обозначать всю совокупность людей, зависящих от господина. На начальном этапе истории Киевской Руси рабство играло весьма существенную роль.

Огромную массу сельского населения составили свободные общинники, обложенные только данью. В источниках они выступают под названием - люди, но чаще всего их называют смерды. Смерды считались княжескими людьми, но по мере захвата их земель и угодий князьями и боярами они, сохраняя свое старое название - смерды, превращались в феодально-зависимых и их повинности в пользу господина стали носить феодальный характер. Дань перерастала в оброк. Среди зависимого населения насчитывалось немало закаленного люда потерявшего свою независимость в результате долговых обязательств. Этот кабальный люд выступает в источниках под названием рядовичей и закупов. Многочисленными были изгои, люди изжитые,т.е. люди, выбитые из обычной жизненной колеи, порвавшие со своей социальной средой. Так складывались зависимые группировки, непосредственных производителей в Киевской Руси.

На Руси начало формироваться классовое раннефеодальное общество. Там, где произошло деление на классы, неизбежно должно было возникнуть государство, и оно возникло.

Государство создается там и тогда, где и когда имеются условия для его появления в виде деления общества на классы. Складывание феодальных отношений у восточных славян не могло не обусловить образование раннефеодального государства. Таковым в Восточной Европе было Древнерусское государство со стольным градом Киевом.

Борьба со скандинавскими викингами варягами на северо-западе, с хазарами, а позднее с печенегами, тюрками и другими кочевыми племенами на юго-востоке и юге ускорил процесс складывания мощных территориальных объединений, пришедших на смену племенным союзам.

Мы не знаем, сколь велика была территория Руси той поры, в какой мере включала в себя восточнославянские земли, но очевидно, что кроме средне днепровского, киевского центра она состояла из ряда слабо связанных друг с другом земель и племенных княжений. Древнерусское государство еще не сложилось, его образование завершается слиянием Приднепровья с Приильменьем, Киева и Новгорода двух важнейших центров Руси.

Слиянием Киева и Новгорода завершается образование Древнерусского государства. Это событие летопись связала с именем Олега. В 882г. в результате похода дружин под предводительством Олега из Новгорода в Киев по пути из варяга в греки оба важнейшие центра Руси были объединены. Киевский князь стал создавать опорные пункты в землях восточной славян, собирать с них дань и требовать их участия в походах. Но много земель восточных славян еще не было связано с Киевом, а само Древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль Великого водного пути по Днепру, Ловати, Волохову.

Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло, потому что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями, расположенный на пограничье леса и степи с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками основными средствами передвижения тех времен. Киев был ядром восточнославянского мира. Киев был одинаково близок к Византии, к востоку и западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных связей Руси.

Конец Х столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси.

Это объединение происходит во время княжения Владимира Святославовича (980 - 1015 гг.). В 981г. Была присоединена область червенских городов Перемышль, т.е. восточнославянские земли до Сана.

В 992г. Вошли в состав Древнерусского государства земли хорватов лежавшие по обоим склонам Карпатских гор. В 989г. Русские дружинники ходили на Ятвягов и русское население, заселявшее край вплоть до границ владений Пруссов положило начало Черной Руси.

В 981г. К Древнерусскому государству присоединилась земля Вятичей, хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости. Спустя 3 года в 984г. После битвы на реке Пищане власть Киева распространилась на Радимичей. Так было закончено объединение всего восточного славянства в едином государстве. Русские земли были объединены под властью Киева Мати градом Русским.

 

Глава 4. Норманисты и антинорманисты

Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновения Древ­нерусского государства. Эта проблема постоянных политических спекуляций. Анализ исторических исследований показывает, что прав был, навер­ное, М.Н.Покровский, определивший историю как "политику, опрокинутую в прошлое".

В исторической науке по вопросу образования государства у восточ­ных славян с 18 века кипят страсти. В 30-60 гг. 18 века немецкие уче­ные Бейер и Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское госу­дарство было создано варягами (норманами). Они и положили начало нор­манской теории происхождения Российского государства. Крайним проявле­нием концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполно­ценности не могли создать государства, а затем без иноземного руко­водства были и не в состоянии управлять им.

Против этой теории в то время решительно выступил М.В.Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает. Норманисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, они считают, что норманы добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приг­лашения княжить); во-вторых, они считают, что слово "Русь" норманского происхождения.

Антинорманисты считают, что термин "Русь" доваряжского происхожде­ния и восходит к очень древним временам. В "Повести временных лет" есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев кня­жить. За 852 год есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Ларентьевской и Ипатьевской летопи­сях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные пле­мена, в том числе и Русь. Советские исследователи М.Н.Тихомиров, Д.С.Лихачев считают, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства - Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное происхождение династии. Согласно исследованию А.А.Шахмато­ва, варяжские дружины стали называться Русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии ни по каким источникам нельзя узнать о каком-то племени Русь. Вот уже в течении двух с лишним веков идут споры между представите­лями норманской и антинорманской (славянской) школ в истории.

В насто­ящее время позиции норманистов и славянофилов сблизились. Однако это сближение вовсе не является свидетельством утверждения истины. Как та, так и другая концепции оказались тупиковыми. Кроме того, существуют еще и другие мнения. В.А.Мокшин доказывает греческое происхождение названия "Русь". О существовании Руси как Тмутараканского княжества в 9 веке пишет А.Н.Насонов, М.В.Левченко, А.Л.Монгайт. Протоиерей Лев Лебедев пишет: "...в 4-7 вв. происходило известное нам формирование первой русской государственности - культурно-политическое объединение племенных союзов полян и северян под общим главенством племени "рус" с княжеской династией кривичей". Этот вывод интересен тем, что корень "крив" соответствует сегодняшнему названию "русский" у соседей криви­чей - латышей.

 

Заключение

Политическое могущество и военная мощь Древнерусского государства держалась на крепком фундаменте: развитой и богатой экономике. Земледелие и скотоводство не только имели возможность прокормить население страны, но и производили продукты потребления и сырье на экспорт. Города, особенно большие, были заселены ремесленниками, изделия которых пользовались спросом на Руси и за рубежом. Опустошительные вторжения кочевников причерноморских степей, изнурительные, почти беспрерывные гражданские войны между князьями хотя и приносили вред, но не могли подорвать экономику Руси. Слишком развитыми были продуктивные силы государства, его люди отмечались работоспособностью, выносливостью и были способны к прогрессивным изменениям в производстве.

Сельское хозяйство было основным в древнерусской экономике и достигло высокого для своего времени уровня развития. Оно опиралось на древние традиции восточных славян, которые с незапамятных времен были земледельцами. Основными зерновыми культурами в Киевской Руси были жито, просо, ячмень, пшеница и овес. В разных регионах большого государства в зависимости от грунтов и климатических условий применялись различные системы обработки грунтов. Другим важным видом сельскохозяйственной деятельности русских людей было скотоводство. Среди сельских промыслов особенно развитыми были охота и рыболовство. Охота на лесных и степных зверей и птиц обеспечивала мясом, а продажа шкурок приносила хорошие доходы. Ценный мех был одной из главных статей древнерусского экспорта, который поставлялся во многие страны Европы и Востока. Значительного расширения и высокого уровня развития достигло на Руси ремесленное производство. Основной его отраслью была металлургия, которая вместе с земледелием заложила фундамент хозяйственного прогресса Древнерусского государства. Наиболее высокого уровня мастерства достигли русские ювелиры. Наиболее массовыми видами ремесла были изготовление керамической (глиняной) посуды, обработка шкур, дерева и кости. Развитая обработка дерева и камня, изготовление кирпича давали возможность русским людям строить разнообразное жилье, церкви и дворцы. Как для своего времени ремесло было развитым, технически совершенным, разнообразным. Изделия русских мастеров не уступали зарубежным, были лучшими образцами мирового искусства.

Социально-экономическая, политическая и культурная жизнь Киевской Руси сосредоточивалась в городах. Преобладающее большинство их жителей были ремесленниками разных специальностей. Городские рынки - торги – были одновременно главными площадями, на которых бурлила жизнь. Древнерусские города были культурными центрами. В них действовали школы и мастерские по написанию книг, существовали библиотеки, писались иконы, изготовлялись произведения прикладного искусства.

Ярким примером высокого уровня экономического развития Древнерусского государства были внутренняя и внешняя торговля. Жаль, что про внутреннюю торговлю известно мало. Между разными землями Руси происходил экономический обмен, который способствовал обеспечению продуктами потребления, сырьем и ремесленными изделиями тех районов, где они не производились. Главным направлением внешней торговли было восточное. Главными платежными средствами внешней и внутренней торговли Руси 9-11 веков были иностранные монеты. Несколько раз пытались ввести собственную монету. Но чеканка древнерусских монет имела очень скромный объем. Древнерусская культура представлена несколькими тысячами фольклорных, письменных и вещевых памятников, которые сохранились до нашего времени. Развитие литературы и вообще письменности на Руси было бы невозможно без просвещения, книжности и библиотек. При Софийском соборе, других храмах и монастырях накапливались библиотеки, которые состояли главным образом из произведений иностранных авторов, переведенных на древнерусский язык. В этот исторический период Киевская Русь достигла зенита своего расцвета и могущественности, став в один ряд с главными странами средневекового мира: Византией и Германской империе

 

Список использованной литературы

1. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 752 с.

2. История России от древнейших времен до начала XX века: учебное пособие / И. Я. Фроянов. – С-П.: Макет, 1998. – 228с.

3. История России с древнейших времен до начала XX века: учебник для студентов гуманит. спец. / Р. А. Арсланов, В. В. Керов, М. Н. Мосейкина, Т. М. Смирнова; под ред. В. В. Керова. – М.: Высш. шк., 2001. – 784с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 43.70K
Скачано: 666
Скачать бесплатно
26.12.15 в 20:15 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Отзывы о работе:

Если нужно мне найти реферат, то всегда захожу на studrb.ru. Спасибо за поддержку в учебе.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе