Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Психологическое направление в социальной философии

Психологическое направление в социальной философии [07.10.10]

Тема: Психологическое направление в социальной философии

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.32K | Скачано: 302 | Добавлен 07.10.10 в 21:01 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Омск 2009


Содержание

Введение

1. Психологический эволюционизм Л.Уорда.

2. “Законы подражания” Г. Тарда и теория человеческих действий В. Парето

3. Психологическое направление, как субъективный метод в объяснении явлений общественной жизни в русской социологической мысли.

Список литературы

 

Введение

В конце XIX в. совокупность основных направлений социальной философии пополнилась школами и течениями психологического толка. В каком-то плане появление психологического направления было реакцией социологической мысли на примитивизм географического и биологического объяснения общественной жизни, равно как и на некоторые погрешности марксизма — недостаточное внимание к проблемам общественной психологии.

Под психологическим направлением имеются в виду те философские школы, которые ищут объяснения сложных социальных процессов в психологии больших социальных групп (классов, этнических общностей и т.п.). Что же касается попыток интерпретировать поведение личности и общества, исходя из индивидуальной психологии, то такие попытки вполне вписываются в русло биологического детерминизма с его гипертрофированием роли бессознательного, инстинктов и т.д.

У больших социальных групп действительно имеются отличительные психологические качества и они играют активную роль в общественной жизни. Исследовать эти качества — давняя философия, в том числе и марксистская, традиция. Но, обнаруживая идейные, духовные мотивы деятельности людей, надо идти дальше, вскрывать за этими духовными моментами их материальную первооснову. Представители психологического направления, например, пытаются объяснить главенствующую роль буржуазии в капиталистическом производстве и жизни общества в целом ее выдающимися волевыми и организаторскими качествами. В таком «объяснении» все поставлено с ног на голову, ибо, очевидно, капиталист не потому капиталист, что он организатор, а, наоборот, он становится организатором в силу владения средствами производства.

Психологическое направление представлено, прежде всего, в трудах Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето и некоторых других мыслителей.

 

1. Психологический эволюционизм Л.Уорда

Лестер Уорд (1841-1913) - американский социолог, автор работ: "Динамическая социология" (1883), "Психологические факторы цивилизации" ( 1897), "Очерки социологии" (1901)

В целом положительно восприняв идеи эволюционного развития общес­тва, обоснованные в трудах О. Конта и Г. Спенсера, Л. Уорд пе­ренес центр тяжести с биологических моментов на психологиче­ские. В своих трудах он пы­тался раскрыть психологические причины деятельности и пове­дения людей и тем самым обосновать психологические меха­низмы развития общества. «Социальные силы суть силы психо­логические и заключаются в умственной природе индивидуаль­ных членов общества», — писал Уорд.

Л.Уорда главным образом интересовала именно активная, субъективная сторона общественного развития, анализ мотивов, которые приводят в движение общество. Главный фактор общественной жизни Л.Уорд считал желания людей (голод, жажда), на базе которых формируются более сложные потребности: интеллектуальные, моральные, эстетические. Доминирующую роль в общественной жизни, в том числе политической, играет не разум, а эмоции. Именно поэтому, подчеркивал Л.Уорд, те люди, чувства которых были наиболее сильными, оказали величайшее влияние на ход истории. Уорд рассматривает чувства людей как весьма динамические психологические силы, действующие чаще всего непроизвольно, стихийно. Эти слепо действующие, во многом иррациональные силы до конца не осознаются людьми и не вполне контролируются ими. Влекомые этими силами, люди действуют в заданном направлении и нередко лишь потом осмысливают свои поступки. Но даже если желания и влечения человека осознаны им, он мало может управлять ими и, как правило, следует им. И все-таки, считает Уорд, очень важно осознавать желания, чтобы хоть как-то управлять своими действиями в соответствии с требованиями цивилизации.

Поскольку действия людей осуществляются в их взаимном общении, они, по мнению Уорда, являются социальными дей­ствиями. В этом смысле действующий в обществе человек вы­ступает как социальное существо. В связи с этим Уорд выдви­нул и обосновал проблему законов и принципов социальных дейст­вий людей. Ранее проблему социальных законов по-своему реша­ли  О. Конт, Г. Спенсер и К. Маркс.

Изучение этих законов Уорд относил к области социальной философии или теоретической социологии. Последняя, по его словам, «в значительной степени является философией», по­скольку «помогает понять законы общества». Данные законы выступают, по Уорду, как законы социальной деятельности лю­дей и в конечном счете как законы человеческой эволюции. Они осуществляются под влиянием указанных выше психиче­ских сил, прежде всего человеческих желаний и воли. Их-то Уорд и называет основными психическими факторами цивилизации. Выявление их роли лежит в основе «психологического эволюцио­низма» Л. Уорда.

Сознательное воздействие на них, насколько это возможно, позволяет придать развитию общества социально направленный характер, совершенствовать его в интересах большинства людей. Именно так высказывался Уорд как ученый и политик, социаль­но-политические взгляды которого выражали в свое время инте­ресы широких демократических кругов США.

Уорд является одним из создателей так называемого мелиоризма, т. е. учения о разумной деятельности людей в целях постепенного улучшения общественной жизни. Само со­бой разумеется, что борьба классов, освободительное движе­ние трудящихся, социальные революции — все это исключает­ся из понятия разумной деятельности. Мелиоризм отвергает также существование объективных закономерностей, сводя все «улучшение» общественной жизни к одним лишь реформам, осуществляемым выдающимися историческими деятелями. Что касается народных масс, то они, конечно, не принимаются во внимание. Мелиорация общественной жизни приводит, по мне­нию Уорда, к идеальному общественному строю — социократии. Уорд противопоставляет социократию капитализму и социализму. Он утверждает, что при социократии преодолевается как буржуазный принцип индивидуализма, так и социалистиче­ский принцип коллективизма. Однако на самом деле социократия Уорда — только подправленный капитализм, капитализм, преодолевший фритредерство и ставший на путь государствен­ного вмешательства в хозяйственную жизнь. Сам Уорд вынуж­ден признать, что отличие социократии от буржуазного строя «будет не столь велико, чтобы для осуществления его потребо­валась революция».

 

2. “Законы подражания” Г. Тарда и теория человеческих действий В. Парето

Габриэль Тард (1843-1904) - французский социолог психологической школы, автор работ: "Законы подражания" (1890), "Социальная логика" (1895), "Общественное мнение и толпа" (1902), "Личность и толпа" (1903), "Социальные законы" (1906).

Феномен подражания интересовал умы многих ученых, однако Г.Тард придавал этому социально-психологическому явлению особенно большое значение, абсолютизируя его роль в общественной жизни. Рассматривая подражание как универсальное социальное явление, аналогичное наследственности в биологии и молекулярному движению в физике, Г.Тард пытался объяснить при помощи подражания всю общественную жизнь, в том числе и политическую. Подражание, по его мнению, выполняет функции воспроизведения, распространения и унификации изобретений и открытий, обеспечивая тем самым как прогресс, так и одновременно стабильность социальных отношений. Благодаря подражанию, происходит распространение нововведений.

Распространение новшеств путем подражания Г.Тард схематично рисует в виде концентрических кругов, расходящихся от центра. Круг подражания имеет тенденцию бесконечно расширяться, пока не наталкивается на встречную волну, исходящую от другого центра. Встречные потоки подражания вступают в единоборство, начинается "логическая дуэль" подражаний, следствием чего могут быть любые конфликты: от теоретического спора до войны. Процесс подражания подчинен ряду законов: во-первых, подражание идет от внутреннего к внешнему, во-вторых, низшие всегда подражают высшим. Подражание разделяется на несколько видов: 1) по степени рациональности - логическое и нелогическое; 2) по последовательности и механизму движения - внутреннее и внешнее; 3) по степени устойчивости - подражание-мода, подражание-обычай; 4) по социальной природе - подражание внутри класса, подражание одного класса другому. Подражание лежит в основе практически всех социальных феноменов: общественное мнение, обычаи традиции, мода, религия и т.п.

Со времен Великой французской революции изучение такой массовой политической общности как толпа стало модным. Не обошел вниманием этот специфический социально-психологический феномен и Г.Тард, который назвал толпу самой "старинной" социальной группой после семьи. Он определяет ее как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединяемых чувством, верой и действием.

Анализируя психологию толпы, Г.Тард проводил различие между бессознательной толпой, движимой силой темных и разрушительных импульсов, и сознательной публикой, создающей общественное мнение. Таким образом, по Тарду, стихийное настроение - это особенность народных низов, а сознательное мнение - это свойство "публики" или интеллектуальных привилегированных социальных групп.

Итак, в работах Г.Тарда нашли отображение следующие идеи: абсолютизация роли подражания в общественной жизни; исследование толпы как наиболее спонтанного проявления неорганизованной активности масс; дифференциация стихийного настроения и общественного мнения; анализ социально-психологического феномена умонастроения, которое он называл "социальной логикой". Признанный классик социальной психологии, он поставил ряд проблем, которые дали толчок развитию политической психологии.

Парето Вильфредо (1848-1923), итальянский экономист и социолог, представитель математической школы в политэкономии, один из основателей функционализма.

Он обосновал логическо-экспериментальный метод исследования социальных явлений исходя из того, что выводы науки об обществе, движущих силах его развития должны базироваться исключительно на точных эмпи­рических (опытных) данных. Только это, по мнению Парето, может обеспечить их научную достоверность и надежность. С этих методологических позиций он отвергал какие-либо умозри­тельные подходы к изучению общества, считал также, что те или иные оценочные суждения — моральные, политические, религи­озные и другие — неизбежно ведут к искажению социальных фактов, мешают их беспристрастному анализу.

Основную цель науки об обществе Парето видел в выявле­нии и обосновании функциональных связей и взаимозависимо­стей социальных явлений, порождаемых социальными дейст­виями людей. Социальные действия он делит на «логические» и «нелогические». Первые в той или иной степени осознаны и ло­гически обоснованы людьми, вторые — неосознанны, инстинк­тивны, спонтанны. Неосознанные действия являются, по мне­нию Парето, более естественными и органически присущими людям. Именно они определяют основное содержание социаль­ных явлений. Неосознанные действия непосредственно опреде­ляются психическим состоянием людей, которое является постоянной естественной основой, психической константой их со­циальной деятельности.

В психических импульсах, склонностях и предрасположениях людей Парето находил «источник социальной жизни». Так же, как Уорд и Тард, он ставил и решал проблему законов развития общества, коренящихся в психологическом содержании дейст­вий Людей. «Человеческие действия, — писал он, — имеют за­кономерный характер и потому мы можем делать их предметом научного исследования».

Закономерный характер деятельности людей определяет за­кономерный характер развития общества, всех его сфер. Задачи науки — выявить законы их функционирования и развития, чтобы учитывать их на практике с возможно большей пользой для общества, социальных групп и индивидов. Исходя из этого Парето делает вывод:

«чистая экономия должна найти законы явлений, которые мог­ли бы применяться как к обществу, где господствует частная собст­венность, так и к обществу с коллективной собственностью... она должна дать нам возможность предвидеть экономические результа­ты при какой угодно форме общественного устройства».

Другие науки должны выявить действия социальных законов в иных сферах общества, в том числе социальной, политической и духовной. Соединив данные всех социальных наук, можно со­ставить представление о путях совершенствования общества.

Оригинальной частью социальной философии Парето явля­ется созданная им теория элит. В рамках этой теории им реша­лись проблемы социальной неоднородности или гетерогенности общества, социального неравенства, борьбы за власть и способы ее осуществления. По мнению Парето, социальная неоднород­ность общества и социальное неравенство обусловлены психоло­гическим неравенством людей, что выражается, прежде всего, в неравенстве их способностей.

Наиболее способные представители общества образуют его элиты в разных сферах общественной деятельности. Они доби­ваются возможностей и прав руководить и управлять этими сфе­рами и всем обществом.  Способы руководства и управления могут быть разными — соответственно основным качествам са­мих элит, их вождей и сложившимся условиям. Так, например, в политической сфере Парето выделял представителей элит «львов» и «лис». «Львы» — это политические лидеры и вожди, делающие ставку на применение твердых мер и силы. Они, как правило, абсолютно убеждены в правильности их политики, об­ладают сильной волей, не склонны, да и не способны к ком­промиссам. «Лисы» склонны к более гибкой политике, манипу­лированию сознанием масс — нередко прибегают к лавирова­нию, обману, демагогии, политическим спекуляциям. Они дей­ствуют чаще всего в неустойчивых обществах, в которых дина­мично меняется социально-политическая ситуация.

Парето указывал на постоянную циркуляцию элит. Она за­ключается в том, что менее способные члены элит опускаются в нижние, неэлитные группы. Напротив, более талантливые пред­ставители неэлитных групп поднимаются в элитные. В конеч­ном счете, считает Парето, творческий потенциал элит опреде­ляет возможности развития любого общества.

Социально-психологическая концепция Парето и, в частности, его теория элит оказали значительное влияние на развитие социаль­ной философии Запада. Это влияние сохраняется и поныне.

 

3. Психологическое направление как субъективный метод  в объяснении явлений общественной жизни в русской социологической мысли.

С конца 60-х годов XIX в. до конца 20-х годов XX в. в России центральное место в академической социологии и публицистике занимала субъективная школа. Она была представлена такими именами, как П. Лавров, Н. Михайловский, С. Южаков, Н. Кареев. Влияние этой школы на русскую интеллигенцию было огромным. Наиболее заметные представители Лавров, Михайловский.

Михайловский Николай Константинович (1842-1904) - русский социолог, литератор-публицист, критик, общественный деятель, автор многочисленных работ, которые собраны в многотомник - Полное собрание сочинений в 8 томах.

В истории социологии он занимает заметное место: как один из создателей "субъективной социологии". Ему принадлежит неоспоримая заслуга в постановке и разработке ряда политико-психологических проблем. Наибольший интерес в области политической психологии представляет его теория "героев и толпы", которая нашла отражение в цикле его статей: "Герои и толпа" (1882), "К вопросу о героях и толпе" (1889), "Патологическая магия" (1887), "Еще о героях" (1891), "Еще о толпе" (1893).

Суть теории "герои и толпа". Толпа не народ, а самостоятельное общественно-психологическое явление, подлежащее специальному изучению. Основную организаторскую нагрузку в деле управления толпой несет вожак, герой. Последний является порождением толпы, а это в свою очередь дает право говорить о саморегуляции толпы. Герой появляется отнюдь не по собственному желанию. Его выдвижение на историческую арену социально детерминировано. Носителем этих социальных детерминант выступает не вся система социальных отношений, а конкретная толпа. Героя толпа буквально "выдавливает" в определенные моменты исторического процесса. Герои при этом оказываются центром, аккумулирующим умственную и нравственную энергию толпы, ее мозгом.

Главным механизмам общения и взаимодействия между толпой и героем Михайловский Н.К. считал подражание. Он различает две формы социально-психологического подражания: автоматическое (неосознанное) и осознанное. Неосознанное подражание более характерно для массового поведения, чем осознанное. Склонность масс к неосознанному подражанию объясняется их легкой внушаемостью, при этом немаловажную роль играет "магнетическая сила" самой личности героя, сила его авторитета.

Значительное место в рассматриваемой теории "героев и толпы" занимает анализ массового социального настроения. Придавая большое значение фактору психологического состояния масс в социальной жизни, их склонности к заражению, внушению, подражанию, Михайловский Н.К. подчеркивал, что дело прежде всего не в героях, а в особенностях настроения или положения тех масс, которые идут за ними. Функция героя, таким образом, заключается прежде всего в том, чтобы управлять настроением толпы. Ключом для управления народными массами является способность героев влиять на их настроения и чувства в нужную сторону. Героев создает та же среда, которая выдвигает и толпу, только концентрируя и воплощая в них разрозненно бродящие в толпе силы, чувства, инстинкты, мысли, желания. Возможность героя использовать настроение масс реализуется в нем в тем большей степени, чем в большей степени герой выражает стремление масс.

Краткий анализ теории "герои и толпа" свидетельствует о том, что Михайловского Н.К. интересовала не столько сильная личность, сколько способы влияния "героя" на толпу. Народ, подчеркивал Михайловский Н.К., пассивен, и что бы его поднять на действие, необходима не только "автоматическая покорность" и узость интересов, но нужен человек, способный воздействовать на психологию "толпы", и "загипнотизировать" ее, увлечь за собой, т.е. массе нужен толчок, способный овладеть ее волей и вызвать подражание.

Социально-психологические взгляды Н.К.Михайловского были известны в странах Западной Европы. Русский социолог исследовал феномен толпы независимо от западноевропейских социологов. Кроме того, большая заслуга Михайловского Н.К. состоит в том, что он очертил объем и содержание таких социально-психологических понятий как заражение, внушение и подражание.

Лавров Пётр Лаврович (1823 - 1900)

Субъективный метод напрямую связан с теоретическим обоснованием прогресса. Сущность прогресса лежит в субъективном взгляде мыслителя на то, что лучше или хуже для человека или человечества. Исходя из этого, Лавров конструировал свою формулу прогресса: развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощении в общественных формах истины и справедливости.

Этико-субъективный подход тем не менее не представлял из себя чисто субъективного построения, а был своего рода парадигмальной моделью освоения действительности. Субъективный метод как научная доктрина проистекал из теоретической посылки о социально-активной функции личности в истории и на этой основе трансформировался в целостное учение о прогрессе как нравственном императиве истории. Говоря о цене прогресса, Лавров обращал внимание на то, что в истории часто упоминают о героях, гениальных личностях, забывая о тех условиях, при которых они действовали.

История как процесс жизни человечества произошла из стремлений избавиться от того, что человек сознавал как страдание и из стремления приобрести то, что человек сознавал как наслаждение.

Противоречия между личностью и обществом порождаются или отсутствием у личности чувства собственного достоинства и идеи справедливости, т.е. идеи равноправности всех людей на всестороннее развитие, или несправедливым, безнравственным устройством общества. В первом случае общество обязано развивать личность, во втором - личность нравственно обязана перестроить общество на принципах общественной солидарности и справедливости.

В общем контексте рассуждений Лаврова о национальностях просматривается доминирующая мысль: национальности - это “доисторическое начало”, т.е. скорее продукт природы, нежели истории. Национальность не есть, по сути, орган прогресса, не является сама по себе представителем прогрессивной.

Анализируя соотношение инстинкта борьбы за существование и чувства солидарности на различных этапах развития природных (животных) сообществ и человеческого общества, Лавров подчёркивал большое значение инстинктивной солидарности как оружия в борьбе за существование, или  усовершенствование человеческой жизни.

Развитие должно подчиняться закону прогресса, который приближает исторические факты к реальному или идеальному лучшему, нами созданному. Отношения между сторонами этого противоречия конфликтные, взрывоопасные, но это обуславливается скорее обстоятельствами, чем необходимостью. Спасение человеческих обществ от застоя именно в том, что в них есть всегда первые. Они мешают другим остановиться на той или другой ступени общественного развития. Насильственная революция фактически в историческом процессе оказывается большею частью несравненно более обыкновенным орудием общественного прогресса, чем радикальная реформа в законодательстве мирным путём. Главную причину такого исхода Лавров видит в недостатке умственного и нравственного развития в господствующих и руководящих личностях и группах, который и ведёт обыкновенно в подобных случаях к неизбежному кровавому столкновению. Здесь виден тот революционный радикализм, который был присущ Лаврову. Но отнюдь не все его товарищи по науке разделяли такую точку зрения.

 

Список литературы

  1. Философия: Учебник для вузов /Под ред.проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. -М.: ЮНИТИ, 2001
  2. Новейший философский словарь /Сост. А.А. Грицанов. -Мн.: Изд. В.М.Скакун, 1998
  3. Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учеб.пособие. -М: Высш.шк., КД «Университет», 1997
  4. Советский энциклопедический словарь. –М.: Советская энциклопедия, 1980

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 18.32K
Скачано: 302
Скачать бесплатно
07.10.10 в 21:01 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе