Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Психологическое направление в социальной философии

Психологическое направление в социальной философии [30.10.11]

Тема: Психологическое направление в социальной философии

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.64K | Скачано: 368 | Добавлен 30.10.11 в 14:32 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание:

Введение 3

Психологический эволюционизм Л.Уорда 3

«Законы подражания» Г.Тарда и теория человеческих действий В. Парето 5

Психологическое направление как субъективный метод в объяснении явлений общественной жизни в русской социологической мысли 9

Заключение 12

Список литературы 14

 

Введение

Психологическая школа возникла в конце ХIX века. Представители этой школы искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов и коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов).

Основоположником психологической школы был американский социолог Л. Уорд. Качественную специфику общества Уорд видел в психологичности социальных явлений. Другими крупными представителями психологической школы были французский социолог Г. Тард и итальянский мыслитель В.Парето, русские  представители   субъективной   школы  –  Н.К.   Михайловский   и    П.Л. Лавров. О них и пойдет речь в моей контрольной работе.

 

Психологический эволюционизм Л.Уорда

Лестер Франк Уорд (1841 – 1913 гг.) – американский ученый, основатель социологии в Америке и психологической школы в социальной философии.

В своих работах «Динамическая социология» (1883), «Психологические факторы цивилизации» (1897), «Очерки социологии» (1901) он первым попытался подвергнуть анализу психологические причины деятельности людей, их поведения, доказать, что социальная эволюция имеет активный характер и направляется психологическими силами, главным образом – волей людей, обосновать психологические механизмы развития общества.

Проблема причин и сил, движущих деятельностью людей – одна из важнейших составляющих в социальной философии Уорда. По его мнению, в качестве изначальной причины деятельности любого субъекта выступают его желания.

Обосновывая «философию желаний», Уорд выделяет первичные желания, поддерживающие жизнь индивида и обеспечивающие продолжение его рода (удовлетворение человеческих потребностей в пище, тепле, продолжении  рода и т.п.). Они определяют поведение человека, толкают его на изменения  естественного окружения.

На основе  первичных желаний формируются более сложные желания людей (желания в творческой деятельности, гражданской свободе: интеллектуальные, моральные, эстетические и религиозные).

Желания людей порождают их волю, которую Уорд называет «динамическим двигателем общества». Таким образом, желания  и воля выступают как основные факторы, обеспечивающие динамическое развитие общества.

Однако и желание, и воля рассматривались им как весьма динамические психические силы, действующие непроизвольно, стихийно. Эти иррациональные силы до конца не осознаются людьми и зачастую не контролируются ими. Поэтому увлеченные этими силами люди действуют в заданном направлении и нередко лишь потом осмысливают свои  поступки. Но даже если желания и влечения осознаются  человеком, он не может полностью управлять ими и, как правило, следует им.  По мнению Уорда, очень важно осознавать желания, чтобы хоть как – то управлять своими действиями в соответствии с требованиями цивилизации.

Так как действия людей осуществляются в их взаимном общении, то они являются социальными действиями. Следовательно, действующий в обществе человек выступает как социальное существо. В связи с этим Уорд выдвинул и обосновал проблему законов и принципов социальных действий людей.

Изучение этих законов Уорд отнес к области социальной философии или теоретической социологии. Уорд считал, что эти законы выступают как законы социальной деятельности людей и, в конечном счете, как законы человеческой эволюции. Они осуществляются под влиянием психических сил, прежде всего желаний и воли, которые Уорд назвал основными психическими факторами цивилизации.

Выявление их роли лежит в основе «психологического эволюционизма» Л. Уорда. Сознательное воздействие на них, насколько это возможно, позволяет придать развитию общества социально направленный характер, совершенствовать его в интересах большинства людей.

 

«Законы подражания» Г. Тарда и теория человеческих действий В. Парето

Наряду с психологическим эволюционизмом Л. Уорда развивалось направление, которое исследовало проблему психического подражания и его роли в функционировании общества. Ведущим его представителем был французский мыслитель Габриэль Тард (1843 – 1904 гг.). Свое учение он развил в трудах «Законы подражания» (1890), «Социальная логика» (1894), «Этюды по социальной психологии» (1898), «Общественное мнение и толпа» (1898),  и др.

Для Тарда первичным элементом во взаимодействии человека и общества является  человек. Каждая человеческая личность живет и действует рядом со многими другими людьми. В результате взаимодействия личностей формируются группы людей с присущей им групповой психологией и общество как сложная система взаимодействия отдельных людей и социальных групп.

Основными социальными процессами Тард считал: изобретение (понимавшееся им очень широко: от технических усовершен­ствований до новых общественно – политических идей и нравственных ценностей) и подражание, к которым впоследствии добавил «оппозицию» (социальный конфликт).

Основное социальное значение имеет подражание (существующее в форме обычаев и моды), благодаря которому возникают групповые и общественные ценности и нормы. Индивиды, усваивая эти ценности и нормы, социализируются, получая возможность приспособиться к условиям общественной жизни. Наиболее характерно, по Тарду, подражание «низших» социальных слоев «высшим».

Социальный конфликт («оппозиция») – результат взаимодействия сторонников противоположных изобретений.

Изобретения – единственный источник социального прогресса – возникают как творения отдельных способных и талантливых личностей и внедряются в тех случаях, когда согласуются с особенностями данного общества и культуры. Поэтому из множества изобретений лишь некоторые принимаются и распространяются. Но те, которые принимаются, порождают огромное количество подражаний, распространяемых по всему миру.

Распространение новшеств путем подражания Тард схематично рисует в виде концентрических кругов, расходящихся от центра. Круг подражания имеет тенденцию бесконечно расширяться, пока не наталкивается на встречную волну, исходящую от другого центра. Встречные потоки подражания вступают в единоборство, начинается «логическая дуэль» подражаний, следствием чего могут быть любые конфликты: от теоретического спора до войны. Тард также указывает на геометрическую прогрессию подражания.

Процесс подражания подчинен ряду законов:

  1. закону повторения, то есть усвоения и воспроизведения людьми тех или иных новшеств;
  2. закону оппозиции, выражающий борьбу самих новшеств или нового и старого в обществе;
  3. закону приспособления, то есть адаптации людей к появившимся новшествам и изменившимся условиям жизни.

Также подражание можно разделить на несколько видов:

  1. по степени рациональности – логическое и нелогическое;
  2. по последовательности и механизму движения – внутреннее и внешнее;
  3. по степени устойчивости – подражание – мода, подражание – обычай;
  4. по социальной природе – подражание внутри класса, подражание одного класса другому.

Подражание лежит в основе таких социальных феноменов, как общественное мнение, обычаи, традиции, мода, религия и других.

Тард абсолютизировал роль подражания в общественной жизни. Рассматривая подражание как универсальное социальное явление, аналогичное наследственности в биологии и молекулярному движению в физике, он попытался объяснить при помощи подражания всю общественную жизнь, в том числе и политическую.

История рассматривалась им как непрерывная цепь подражаний, как собрание деяний, «имевших наибольший успех» и «которым более всего подражали». Он считал, что «верховным законом подражания» является «его стремление к бесконечному распространению».

Позднее итальянский мыслитель  Вильфредо  Парето (1848 – 1923 гг.)  обосновал логическо – экспериментальный метод исследования социальных явлений, исходя из того, что выводы науки об обществе, движущих силах развития общества должны базироваться исключительно на точных эмпирических данных. Только это, с его точки зрения, может обеспечить их научную достоверность и надежность. С  этих методологических позиций он отвергал какие – либо умозрительные подходы к изучению общества, считал также, что те или  иные оценочные суждения (моральные, политические, религиозные и другие) неизбежно ведут к искажению социальных фактов, мешают их беспристрастному анализу.

Основную цель социологии Парето видел в выявлении и обосновании функциональных связей и взаимозависимостей социальных явлений, порождаемых социальными действиями людей.

Социальные действия он делил на «логические» и «нелогические».

Логические действия в той или иной степени осознаны и логически обоснованы людьми.

В основе нелогических действий и поступков лежит комплекс побудительных инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих устойчивую психологическую основу любого нелогического поступка. Именно нелогические действия являются, по мнению Парето, более естественными и органически присущими людям, так как они неосознанны, инстинктивны, спонтанны. Именно они определяют основное содержание социальных явлений.

Одной из центральных идей Парето было рассмотрение общества как системы, находящейся в состоянии постепенного нарушаемого и восстанавливаемого равновесия. Понятие равновесия было им заимствовано из экономической теории Вальраса, в которой Парето увидел прообраз общества в модели равновесия, все части которой жестко взаимосвязаны и механически влияют друг на друга. Изменения в одной части системы немедленно передаются другой ее части, и вся система приходит в движение, пока вновь не восстановится динамическое равновесие.

Исходя из этого Парето делает вывод: «чистая экономия должна найти законы явлений, которые могли бы применяться как к обществу, где господствует частная собственность, так и к обществу с коллективной собственностью», она должна дать нам возможность предвидеть экономические результаты при какой угодно форме общественного устройства».

Оригинальной частью социальной философии Парето является созданная им теория элит. В рамках этой теории им решались проблемы социальной неоднородности общества, социального неравенства, борьбы за власть и способа ее осуществления. По мнению Парето, социальная неоднородность общества и социальное неравенство обусловлены психическим  неравенством людей, что выражается, прежде всего, в неравенстве их способностей.

Наиболее способные личности образуют элиты в разных сферах общественной деятельности. Они добиваются возможностей и прав руководить и управлять этими сферами и всем обществом. Способы руководства и управления могут быть разными – соответственно основным качествам самих элит, их вождей и сложившимся условиям.

Так в политической сфере Парето выделял представителей элит «львов» и «лис».

«Львы» - это политические лидеры и вожди, делающие ставку на применение твердых мер и силы. «Лисы» склонны к более гибкой политике, манипулированию сознанием масс,  нередко прибегают к лавированию, обману, демагогии, политическим спекуляциям.

Парето указывал на постоянную циркуляцию элит. Она заключается в том, что менее способные, менее удачливые представители элит могут переместиться в нижние, неэлитные группы. Напротив, более талантливые представители неэлитных групп могут подняться в элитные группы. В конечном счете творческий потенциал элит определяет возможности развития любого общества.

История, по Парето, – арена постоянной борьбы элит за власть. «Циркуляция элит» является непреложным законом общества.

Социально-психологическая концепция Парето и, в частности, его теория элит оказали значительное влияние на развитие социальной философии Запада. Это влияние сохраняется до сих пор.

 

Психологическое направление как субъективный метод в объяснении  явлений общественной жизни в русской социологической мысли

С конца 60-х годов XIX в. до конца 20-х годов XX в. в России центральное место в академической социологии и публицистике занимала субъективная школа. Наиболее заметными представителями этой школы были П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский.

Михайловский Николай Константинович (1842 – 1904 гг.) – русский социолог, литератор – публицист, критик, общественный деятель, автор многочисленных работ.

В истории социологии он занимает заметное место как один из создателей «субъективной социологии».

В центре историко – социологической концепции Михайловского лежит идея личности, индивидуальности, развитие которой является мерилом прогресса. Идеал Михайловского – всестороннее развитие, «разнородность» личности. Развитие полноценной личности, по Михайловскому, не должно приводить к отчуждению ее от общества; напротив, личность должна развивается именно в взаимосвязи с равными себе.

С точки зрения Михайловского, истина – не есть воспроизведение объективных свойств вещей самих по себе, она существует лишь «для человека» и есть удовлетворение его познавательной способности. Это важно для социологии, имеющей дело с целеполагающими и этическими факторами человеческой деятельности, с преломлением в этой деятельности тех или иных групповых социальных интересов. Чтобы избежать произвола мнений, необходимо за критерий истины принимать познавательную способность «нормального» человека – нормального не только физиологически, но и поставленного в благоприятные для нормального развития социальные условия; кроме того, позиция «нормального» человека должна отражать интересы подавляющей части общества, то есть его трудящегося большинства.

Субъективизм социологической концепции Михайловского заключался в априорном конструировании идеального общества, в игнорировании или недооценке тенденций и закономерностей общественного развития. Вместе с тем в его воззрениях находили отражение реальные аспекты общественного бытия.

В частности, в теории субъективного метода в своеобразной форме была подмечена партийность любых отраслей обществознания.

Определенный интерес также представляют социологические очерки Михайловского о «героях и толпе», о социально – психологических закономерностях взаимоотношений лидеров и масс.

Суть этой теории заключается в том, что толпа не народ, а самостоятельное общественно – психологическое явление, подлежащее специальному изучению. Основную организаторскую нагрузку в деле управления толпой несет вожак, герой, который является порождением толпы. Это означает саморегуляцию толпы.

Герой появляется отнюдь не по собственному желанию. Его выдвижение на историческую арену социально обусловлено. Носителем этих социальных детерминант выступает не вся система социальных отношений, а конкретная толпа. Героя толпа буквально «выдавливает» в определенные моменты исторического процесса. Герои при этом оказываются центром, аккумулирующим умственную и нравственную энергию толпы, ее мозгом.

Главным механизмом общения и взаимодействия между толпой и героем Н.К. Михайловский считал подражание. Он различает две формы социально – психологического подражания: автоматическое (неосознанное) и осознанное.

Неосознанное подражание более характерно для массового поведения, чем осознанное. Склонность масс к неосознанному подражанию объясняется их легкой внушаемостью, при этом немаловажную роль играет «магнетическая сила» личности героя, сила его авторитета.

Значительное место в рассматриваемой теории «героев и толпы» занимает анализ массового социального настроения. Придавая большое значение фактору психологического состояния масс в социальной жизни, их склонности к заражению, внушению, подражанию, Михайловский подчеркивал, что главными показателями являются не герои, а особенности настроения или положения тех масс, которые идут за ними.

Функции героев заключаются в том, чтобы управлять настроением толпы. Возможность героя использовать настроение масс реализуется им в большей степени тогда, когда герой выражает стремление масс  в большей степени.

Социально-психологические взгляды Н.К. Михайловского были известны в странах Западной Европы. Русский мыслитель исследовал феномен толпы независимо от западноевропейских социологов.

Лавров Петр Лаврович (1823 - 1900) как философ сформировался к концу 50–х гг. XIX в. под влиянием идей Белинского, Герцена и немецкой классической философии; называл свою систему взглядов «реализмом». Она включает «материализм» (учение о природе), «антропологизм» (учение о человеке и обществе) и «позитивизм» (требование научности).

Основные сочинения: «Исторические письма» (1868 – 1869 гг.), «Очерки систематического знания» (1871 – 1873 гг.), «Опыт истории мысли нового времени» (1894 г.), «Государственный элемент в будущем обществе» (1875 г.), «Социальная революция и задачи нравственности» (1884 г.), «Задачи понимания истории» (1893 г.), «Важнейшие моменты в истории мысли» (1903 г.).

В социологии Лавров подчеркивал принципиальное различие природных (закономерных, повторяющихся) и общественных (прогрессивно изменяющихся, неповторимых) явлений.

По Лаврову, сущность истории состоит в переработке культуры – традиционных, склонных к застою обществ, форм, в цивилизацию – сознательное историческое движение, осуществляемое «критической мыслью». Поскольку мысль реальна лишь в личности, главной движущей силой истории являются «критически мыслящие личности» или передовая интеллигенция.

Лавровым разрабатывался субъективный метод в социологии: критерий общественного прогресса – развитии личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощении в общественных формах истины и справедливости.

Движущим мотивом прогресса, согласно Лаврову, являются три группы человеческих потребностей:

Общественный прогресс состоит в росте человеческой солидарности, во все более полном воплощении в человеческом общежитии идей равенства и справедливости. Общественный прогресс отождествлялся Лавровым с нравственным идеалом мыслителя или исторического деятеля. По Лаврову, критически мыслящие личности для достижения своих целей должны объединяться в партию, которая придает борьбе «направление и единство».

Субъективный метод – как научная доктрина – исходил из теоретической посылки о социально – активной функции личности в истории и трансформировался в целостное учение о прогрессе как нравственном императиве истории. Говоря о цене прогресса, Лавров обращал внимание на то, что в истории часто упоминают о героях, гениальных личностях, забывая о тех условиях, при которых они действовали.

С точки зрения Лаврова, развитие общества должно подчиняться закону прогресса, который приближает исторические факты к реальному обществу или идеальному лучшему, нами созданному.

 

Заключение

Рассмотрев данную тему, можно сделать следующие выводы о представителях психологического направления в социальной философии:

  1. У Л. Уорда социальная реальность в отличие от природных явлений характеризуется наличием у людей чувств и целей. Она выступает результатом действия социальных сил, то есть психических сил людей, которые достигаются ими в коллективном состоянии. Первичные желания людей составляют главную силу, поддерживающую жизнь индивида и обеспечивающую продолжение его рода. На основе простых желаний складываются более сложные интеллектуальные, моральные и эстетические желания людей.
  2. Для Г. Тарда – общество есть продукт взаимодействия индивидуальных ний людей. Коллективное сознание является производным от индивидуальных сознаний и выступает функцией последнего. Социальная жизнь людей возникает благодаря таким психическим механизмам, как подражание. Элементарное социальное отношение сводится к попытке передачи верования или желания путем подражания. Предпосылкой социального развития является изобретение, которое передается посредством адаптации, повторения и оппозиции.
  3. В. Парето рассматривает общество как систему, находящуюся в состоянии равновесия. Оно включает в себя экономическую подсистему, которая приводится в движение материальными потребностями и интересами людей. Элементарными единицами социальной жизни являются действия, которые подразделяются на логические и нелогические. Психическое состояние является постоянной основой социального действия. В нелогических действиях люди руководствуются преимущественно чувствами и эмоциями, а в логических – разумом, регулируемым нормами.
  4. П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский создали субъективный метод, исходя из отрицания возможности объективной интерпретации истории, подчеркивая необходимость учета личностного, морально – ценностного критерия оценки исторических фактов. С их точки зрения прогресс – есть «развитие личности» и «воплощение в общественных формах истины и справедливости» (П.Л. Лавров).

 

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд - во Проспект, 2007
  2. Балашев Л.Е. Философия: Учебник. – М.: издательско – торговаякорпорация "Дашков и Ко", 2004
  3. Барулин В.С. Социальная философия: учебник. – 2-е изд. – М.: ФАИР - ПРЕСС, 1999
  4. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2002
  5. Социальная философия: учеб. пособие для вузов / В.Н. Лавриненко, В.Ю. Дорошенко и др.; под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ - ДАНА, 1995
  6. Философия. Учебник для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005
  7. Философия: учебник / под ред. проф. О.А. Митрошенкова – М.: Гардарики, 2002
  8. Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008
  9. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. Л.А. Никитич – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000
  10. Философский словарь / под ред. И.Т.Фролова – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001
  11. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб – Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. – 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия,1989

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 20.64K
Скачано: 368
Скачать бесплатно
30.10.11 в 14:32 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе