Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »

Предмет и этапы развития экономической теории

Предмет и этапы развития экономической теории [02.04.10]

Тема: Предмет и этапы развития экономической теории

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)

Тип: Курсовая работа | Размер: 37.83K | Скачано: 359 | Добавлен 02.04.10 в 19:06 | Рейтинг: +4 | Еще Курсовые работы


Оглавление

Введение. 2

1. Предмет и этапы развития экономической теории. 4

1.1.Предмет экономической теории. 4

1.2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки. 10

2. Методология исследований. 14

3.Главные направления развития современной экономической мысли. 18

Заключение. 24

Список используемой литературы. 26

 

Введение.

Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Одной из наук, изучающих различные стороны общественной жизни, является экономическая теория.
Наряду с общим представлением об экономике экономическая теория призвана дать достаточно глубокие знания о функционировании хозяйственной жизни общества. Но только овладев основами экономической теории, уяснив предмет экономической теории, функции и методы экономического анализа, возможно более глубокое изучение этой науки.

Эта работа раскрывает предмет, показывает основные этапы развития  и методы экономической теории.

Хотя это покажется очень странным, но предмет экономической теории, как науки в современном понимании, определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. Вот уже три столетия экономисты-теоретики, расколовшись на различные направления и школы, высказывают различные взгляды на экономику. За это время несколько раз менялись представления об источниках богатства общества, о роли государства в экономике и обновлялось даже название самой науки, а вместе с этим менялись и взгляды на ее предмет. К сожалению, задача эта не так проста, как кажется на первый взгляд. Усилия экономистов за последние полтораста лет породили систему общих положений, правильность и важность которых может поставить под сомнение только невежда или упрямец. Однако единой точки зрения относительно сущности предмета всех этих обобщений не существует. В центральных главах всех трактатов по экономической теории с незначительными разночтениями излагаются одни и те же основные принципы этой науки. Но во вступительных главах, поясняющих предмет исследования, мы можем заметить значительные расхождения.

Все мы говорим об одном и том же, но до сих пор не решили, о чем именно Л. Роббинс. Поэтому первый вопрос данной работы способствует более глубокому пониманию предмета экономической теории, показывает путь формирования современного понимания предмета.

Рассмотрение основных этапов развития экономической теории необходимо еще и потому, что для изучения любой науки необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.

Цель курсовой работы  -  выяснить предмет экономической теории, определить сущность экономических методов исследования и экономических законов, регулирующих ее генезис.

Первый вопрос курсовой работы посвящен общим проблемам определения предмета экономической теории и основным этапам развития экономической теории, некоторые школы и направления экономической мысли возникали на стыке веков, в переходные пе-риоды развития экономической теории и наконец находили своих сторонников на продолжении длительного периода времени, постоянно развивая и совершенствуя свои учения.

Второй вопрос раскрывает методы экономического анализа.

В третьем рассматриваются главные направления развития современной экономической мысли.

 

  1. Предмет и этапы развития экономической теории.

1.1.Предмет экономической теории.

Предмет исследования экономической теории находится в стадии научной разра­ботки и эмпирической адаптации.

До 90-х годов в стране преобладающее значение в формировании экономиче­ского мировоззрения и экономического мышления занимала марксистская по­литэкономия. Вся литература по социально-экономическим вопросам сводилась к популяризации К. Маркса и его учения. Поэтому мировая экономическая литерату­ра прошла почти незамеченной, так как она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России и мировой науки привел к тому, что экономи­сты стали пользоваться разными понятиями и терминами. Появились такие наду­манные понятия, как непосредственно общественный продукт, непосредственно общественный труд и т. д.

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

экономия как набор знаний по организации хозяйства;
политическая экономия как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;
экономика как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений.

С развитием экономической теории как науки менялись взгляды на ее предмет и практическую функцию.

Так, у представителей первой школы политической экономии — меркантилистов, отражавших интересы торговцев эпохи первона­чального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось чаще всего с деньгами.

Школа физиократов перенесла предмет политической эконо­мии — национальное богатство из среды обращения в сферу про­изводства. Это было величайшим достижением экономической на­уки, хотя они ошибочно считали источником богатства труд толь­ко в сельском хозяйстве.

Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет политической экономии до иссле­дования условий производства и накопления (А.Смит), а также распределения (Д.Рикардо) национального богатства, создаваемо­го во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хо­зяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии при­держивают-ся и отдельные современные западные экономисты, рас­сматривая политическую экономию как науку о производстве, рас­пределении и потреблении национального богатства. Но понима­ние последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представ­ляли в виде денег, затем — в виде результата производства, а се­годня в национальное богатство включают и самого человека, его интеллект, информацию как источники последующего развития.

Предметом исследования марксистской политэкономии в соот­ветствии с классовым подходом к анализу общественной жизни явились лишь производственные отношения, основу которых состав­ляют отношения собственности. Это имело существенное значение, так как из системы производственных отношений выводились эко­номические законы, противоречия, классовые конфликты, необхо­димость диктатуры пролетариата и господство административно-ко­мандной системы хозяйствования.

Производственные отношения — это объективно складывающи­еся отношения между людьми в процессе производства, распреде­ления, обмена и потребления жизненных благ.

Такое понимание предмета политической экономии как науки вошло и в учебную литературу того и последующих периодов. Так, в "Очерках политической экономии" В.Я.Железнов писал, что по­литическая экономия имеет предметом своего исследования обще­ственные отношения людей, возникающие на почве их хозяйствен­ной деятельности, т.е. усилий, направленных на удовлетворение разного рода потребностей материальными средствами.

Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В.Рошер и К.Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под кото­рым ими понимаются отношения людей к внешней природе. А.Бог­данов и И.Степанов в свое время отмечали, что вошедшее в учеб­ники определение политической экономии как "науки об обще­ственном хозяйстве совершенно неточно и ненаучно", ибо "в понятие об общественном хозяйстве входит и вся техника произ­водства", последнее же не включается в предмет политэкономии.

При такой трактовке предмета экономической теории можно говорить о примате потребления.

Результатом развития марксизма в XX в. явилась политическая экономия социализма. Ее предметом были признаны производствен­ные отношения и экономические законы новой хозяйственной си­стемы — социализма. Практическая функция этого учения своди­лась к обоснованию развитого социализма, неизбежности победы социализма в экономическом соревновании с капитализмом. По­литэкономия социализма носила чисто теоретический характер, в результате произошел отрыв теории от практики. Главный практи­ческий вывод — огосударствление экономики, совершенствование отдельных сторон, звеньев сложившейся системы хозяйствования (которая по существу была далека от теоретической модели социа­лизма), реформирование этой системы в рыночную экономику.

Маржиналисты объявили предметом политической экономии поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп людей и т.д.), путей и средств достижения ими своих целей. Прак­тическая функция сводилась к тщательному изучению мотивов по­ведения субъектов в конкретно-экономической ситуации. Главный практический вывод — обоснование экономической политики фир­мы. С этим направлением связано появление микроэкономики.

А.Маршалл, попытавшийся синтезировать основные положения классической политической экономии и маржинализма, опреде­лял предмет экономической теории или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее сти­мулов к действию и мотивам противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.

Предметом экономической теории согласно кейнсианской школе становится функционирование национальной экономики как еди­ного целого. Практическая функция видится в разработке экономи­ческой политики государства. Главный практический вывод - не­обходимость стимулирования совокупного спроса населения и част­ного предпринимательства.

Пол Самуэльсон, осуществивший синтез микро- и макроэко­номики в своем учебнике "Экономикс", известном всему миру, среди множества определений предмета экономической теории (политэкономии) указывает, что экономике — это наука о повсе­дневной деловой жизни и деятельности людей.

В современной экономической литературе распространено по­нимание предмета политической экономии как изучения "редкос­ти", ограниченности ресурсов. Так, Дж.Робинсон пишет, что по­литическая экономия — это наука, которая изучает поведение лю­дей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения, а П.Самуэльсон рас­сматривает ее как науку о путях использования ограниченных про­изводственных ресурсов, допускающих альтернативные способы применения или достижения поставленных целей. И в российской экономической литературе появляются определения экономичес­кой теории в качестве науки о том, как использовать ограничен­ные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распре­деляя и обменивая их, пытаясь удовлетворить безграничные по­требности людей с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.

И все же, принимая во внимание, что большинство современ­ных экономистов признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, следует напомнить, что экономическая теория имеет своей целью исследование закономерностей развития хозяйственной де­ятельности общественного развития в различных экономических системах и ее основных этапов.

Таким образом, экономическая теория — это общественная на­ука, которая изучает хозяйственную деятельность в различных эко­номических системах при ограниченных ресурсах (понимая это не в физическом смысле, хотя это имеет место, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одно­временно и полностью), что порождает конкуренцию за их исполь­зование на различных уровнях.

Схематично эволюцию взглядов на предмет экономической те­ории можно представить следующим образом (табл.1):

Предмет экономической теории.

№ п/п

Основные направления и школы экономической мысли

Предмет

1

Меркантилизм Физиократы

Классическая политическая экономия

Национальное большинство

2

Марксизм

Производственные отношения

3

Историческая школа

Национальное хозяйство ' в целом

4

Маржинализм или неоклас­сическая школа (микроэкономика)

Поведение субъектов экономи­ки, путей и средств достижения ими своих целей

5

Кейнсианство (макроэкономика)

Механизмы функционирования национальной экономики как единого целого

6

Институционально-социоло­гическое направление

Институты и институциональные изменения

7

Теория неоклассического синтеза (экономике)

Национальное богатство, формы и стимулы человеческого пове­дения в мире ограниченных ресурсов

8

Экономическая теория

Хозяйственная деятельность людей в экономических систе­мах при ограниченных ресурсах на различных уровнях

Характеристика предмета общей экономической теории как изу­чение поведения людей и их групп не означает отказ от исследова­ния производственных отношений. Это те же производственные отношения, где акцент делается на объект отношений — человека. Такой акцент чрезвычайно важен для социально ориентированно­го рыночного хозяйства, на формирование которого направлены современные преобразования в России.

Постоянное увеличение материальных и духовных благ, поступ­ление их в обмен образуют экономический рост общества. Обще­ственный рост — показатель и источник экономической динамики. Экономическая теория изучает закономерности и факторы эконо­мического роста в пофазной динамике воспроизводства: производ­стве, распределении, обмене, потреблении. Возобновление произ­водства и его экономический рост происходит на уровне отдельно­го предприятия(фирмы) и в общественном масштабе. В связи с этим экономическая теория структурно включает микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономи­ку (поведение или функционирование национальной экономичес­кой системы в целом); можно также выделить мезоэкономику (пове­дение определенных подсистем национальной экономики или от­раслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом).

Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торгового дела, про­мышленности, транспорта, строительства и т.д.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование и др.); межотрасле­вых (экономическая география, демография, статистика и др.).

Экономическая теория — одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Она призвана раскрыть опре­деленную часть социальных явлений жизнедеятельности человека, наука права — другую, наука нравственности — третью и т.д., и только совокупность теоретических социальных и исторических наук в состоянии объяснить нам всю общественную жизнь. Поэтому не­правильно требовать проверки положений экономической теории на фактах действительности.

Курс экономической теории — это научное руководство к позна­нию экономической действительности без претензий на монополию истины.

 

1.2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки.

 Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древего Востока - колыбели мировой цивилизации - Китае (Конфуций, Мен-Цзы, Сюнь-Цзы):

Древняя Греция Ксенофонт, Платон.

 Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы.

 Аристотель: Основа оценки блага – полезность; Соизмерение благ на основе полезности, а не труда - Эквивалентность обмена;  Физический труд непрестижен ; Разделял экономику (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и христематику (искусство наживать богатство, делать деньги).

Древний Рим (Сенека, Калумелла, Лукреций Кар и др.):

Христианство (Апостол Павел):

Как наука, т.е. систематизированное знание экономическая теория сформировалась в 16-17 веках.

Меркантилизм: сущность этого учения сводится к определению источника происхождения богатства. Источником прибыли, а в конечном итоге и богатства была сфера обращения, а не производство, не труд – а торговля. Производство рассматривалось как предпосылка для создания богатства.

Идейно близкой к меркантилизму являлся экономическая политика протекционизма (Ман, Юм, Норе и др.), направленная на защиту национальной экономика от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов.

По мере проникновения капитала в сферу производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Петти (1623-1687 г.г.). Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. 

Физиократы: (Кене, Тюрго) выразители интересов крупных землевладельцев. Основным представителем был Кене, который считал источником богатства не просто труд в земледелии, а именно превышение производственного продукта над потребленным в с/х. Недостаток его учения в том, что он считал источником богатства труд только в земледелии.

Классическая школа:  Выдающийся английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как "Пророк свободной конкуренции". Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок.

Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Д. Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии.     

Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.

Когда капиталистическое общество достигло достаточно высокой степени экономической зрелости и выявились его внутренние противоречия, когда на арену истории вышел рабочий класс, научное древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к современной посткейсианской магистральной экономике. Другое направление вышло из "Капитала" Маркса.

В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем. В последующих лекциях марксистская теория будет рассматриваться более подробно как звено в современной магистральной экономической теории.

В современной экономической теории следует выделить несколько крупных на­правлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в де­нежных измерителях и др.).

Особо следовало бы подчеркнуть роль и течение экономической мысли России. Развитие ее начинается с образования всероссийского рынка в XVII в. и тракто­вок известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нащокина (1605-1680 гг.) Его взгляды — проявление русского меркантилизма в централизованном государстве. В последующем экономические воззрения представлены такими уче­ными, как И. Т. Посошков (1652-1726 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), М. М. Сперанский (1772-1839 гг.), а также трудами А. Н. Радищева, А. И. Герце­на, С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, Г. В. Плеханова и др. Они обосновывали необ­ходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе прове­дения финансовых, аграрных и промышленных реформ.

Особое место в истории российской экономической мысли занимает марксист­ское направление, которое господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столе­тия. Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняк среди ценных растений, душило прогрессивные экономические трактовки, хотя они и развива­лись. Особую ценность представляют идеи Н. Д. Кондратьева (1891-1938 гг.), раз­работавшего теорию экономических циклов («длинных волн»), А. В. Чаянова (1888-1938 гг.), обосновавшего организационно-производственные направления в экономике и семейно-крестьянском хозяйстве. К сожалению, под влиянием диктатора Сталина многие направления экономических трактовок объявлялись «политически вредными для социализма».

В современный период перестройки экономики в России, демократии и гласнос­ти ученые интегрируют взгляды и достижения отдельных экономических школ при­менительно к экономике переходного периода и становления предпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторые видные представители этой школы — Е. Гайдар, С.Шаталин, Г. Явлинский и др., обосновывают необхо­димость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в экономике на осно­ве использования монетаризма и разумного государственного регулирования.

 

2. Методология исследований.

Для серьезного изучения экономических проблем вопросы ме­тодологии имеют первостепенное значение. Методология — это наука о методах.

Методология экономической теории — наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, еди­ное понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности эко­номическая теория добивается истинного освещения функциони­рования и дальнейшего развития той или иной экономической си­стемы. В методологии общей экономической теории можно выде­лить несколько главных подходов:

1)    субъективистский (с позиций субъективного идеализма);
2)    неопозитивно-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);
3)    рационалистический;
4)    диалектико-материалистический.

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анали­за экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздей­ствующий на окружающий мир, причем суверенное "я" абсолютно независимо, поэтому все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики ("гомо экономикуса"). Поэтому теоретическая экономика рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребнос­тей. Главная категория при таком подходе — потребность, полез­ность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тща­тельном изучении явлений и их оценках. Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из инструмента пре­вращается в предмет познания (математический аппарат, эконо­метрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования высту­пают различного рода экономические модели, которые здесь явля­ются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику — экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли, и макроэкономику — экономические проблемы в масш­табе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие "естествен­ных" или рациональных законов цивилизации. Это требует иссле­дования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической "анато­мии" общества. Экономические таблицы Кенэ — вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории — изу­чение не человеческого повеления, а законов, регулирующих про­изводство, распределение общественного продукта, именно того, как это происходит (Д.Рикардо). Такой подход позволял призна­вать деление общества на классы, в отличие от субъективистов, представляющих общество как совокупность равноправных субъек­тов. Главное внимание при таком подходе уделялось стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным решением на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии. Экономичес­кие процессы и явления постоянно возникают, развиваются и унич­тожаются, т.е. находятся в постоянном движении, — и в этом диа­лектика.

Экономическая теория использует широкий спектр методов на­учного познания.

Экономическая теория (политэкономия) изучает не только объективные, но и субъективные формы проявления существую­щих объективных общественно-производственных связей, не толь­ко конкретные формы проявления экономических интересов, но и их столкновение, отражающее внутренние противоречия и борьбу противоположностей, а также способы их разрешения.

Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единствен­ный метод научного познания, используемый в экономической теории. Здесь активно применяются и такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический мето­ды, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и др.

Анализ — это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целост­ную картину.

Широко используются также индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единич­ных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относи­тельно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономи­ческой теорией в единстве.

Важное место в исследовании экономических явлений и про­цессов занимают исторический и логический методы. Они не проти­востоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку истори­чески исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процес­сов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть эко­номические явления, которые не являются обязательными для гос­подствующей системы хозяйствования. Если фактически (истори­чески) они имеют место, то в теоретическом анализе подобные явления можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может их игнорировать. Он должен их описать.

Используя исторический метод, экономическая теория иссле­дует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно пред­ставить себе все особенности различных экономических систем. Но он имеет тот недостаток, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе раз­витие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории (политической экономии) это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необхо­димо выделить в первую очередь наиболее простые явления, воз­никающие раньше других и являющиеся основой возникновения более сложных.

 

3.Главные направления развития современной экономической мысли.

К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX вв. Они представле­ны широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.

Выделим главные направления современной экономической мыс­ли и охарактеризуем их в самых общих чертах. К ним относятся:

неоклассическое;

кейнсианскос;

институционально-социологическое.

Неоклассическое направление возникло как реакция на экономи­ческую теорию К.Маркса, как ее критическое осмысление. Оно гос­подствовало до 30-х годов XX в. и воспевало свободную конкурен­цию. Кризис и Великая депрессия показали невозможность путем свободной конкуренции преодолеть противоречия, решить все со­циально-экономические проблемы общества, в связи с чем появ­ляется новое экономическое учение — кейнсианство, требующее серьезного вмешательства государства в экономику. В 70—80-х годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тор­мозить развитие общественного производства, неоклассическое учение снова становится актуальным и остается таковым по насто­ящее время. В западной экономической литературе это направление получило название "новый классический экономике".

Современная политическая экономия, известная под названием "экономике", имеет в своей основе маржинальную экономическую теорию и представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм.

Курс "экономике" впервые начал читать в Кембриджском уни­верситете А.Маршалл в 1902 г., он сменил курс политической эко­номии классической школы Дж.С.Милля. В 1890 г. вышла книга А.Маршалла (1842—1924) "Принципы экономике", которая у нас переведена как "Принципы политической экономии".

Сегодня под этим названием выходят в свет многочисленные учебники по экономической теории. Одним из наиболее популяр­ных считается учебник П.Самуэльсона "Экономикс", который впер­вые был опубликован в 1948 г. и выдержал 13 изданий. Его автор подчеркивает, что "экономическая теория, или политическая эко­номия, как ее обычно называют, тесно соприкасается с социальны­ми науками, экономикой домоводства, управления предприятием, но имеет специфический предмет".

Таким образом, экономике и политическая экономия в англо­американской литературе рассматриваются как синонимы. Некото­рые ученые Запада под политической экономией понимают не эко­номическую теорию в целом, а экономическую политику как са­мостоятельную отрасль науки.

В нашей экономической литературе до недавнего времени тер­мин "экономике" рассматривался как название буржуазной эконо­мической науки. Отрицания этой науки требовала не только чрез­мерная идеологизация, основанная на классовых подходах ко всем экономическим проблемам, но и практика хозяйствования адми­нистративно-командной системы.

При более внимательном изучении курса "экономике" можно отметить, что "экономике" — многозначное понятие, характери­зующее:

  1. специальную науку о принципах рыночного функциониро­вания экономики на микро-, мезо- и макроуровне;
  2. науку, носящую более прикладной характер по сравнению с марксистской политической экономией, имеющей более абстракт­ный характер;
  3. цикл учебных дисциплин в вузах США и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономи­ческих учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.

Современное изменение названия учебной дисциплины "поли­тическая экономия" на "экономическую теорию" не означает от­каза от политической экономии как науки. Некоторые объясняют изменения тем, что "политическая экономия сегодня давно пере­стала быть наукой, а превратилась в шаманологию". Проявление другой крайности — желание во что бы то ни стало сохранить тер­мин "политическая экономия". Эволю­ция терминов "экономика", "политическая экономия", "эконо­мике" и "экономическая теория" обусловлена историческими при­чинами, но все они по существу являются названиями одной и той же постоянно развивающейся науки, исследующей экономические явления, процессы хозяйствования на различных уровнях, взаимо­связи и взаимозависимости.

Неоклассическое направление экономической теории в основ­ном сформулировано в работах английского экономиста Альфреда Маршалла. Неоклассическое направление экономической науки представ­лено современными теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм — теория стабилизации экономики, в которой гла­венствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и запасах, достижению сбалансированности государ­ственного бюджета и установлению высокого кредитного банковс­кого процента.

Американский ученый-экономист М.Фридмен (род. в 1912 г.) — один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава "новой монетаристской школы", лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. Его экономические рекомендации использовались в Чили во времена правления Пино­чета и в экономической политике Р.Рейгана в США.

В России с монетаристской теорией связывают имя Е.Гайдара.

Неолиберализм — это теория, согласно которой необходимо со­кращать (свести к минимуму) вмешательство государства в эконо­мику (принцип классической политической экономии А.Смита), ибо только частное предпринимательство способно вывести эко­номику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние на­селения. Отсюда важно предоставление максимально возможной сво­боды предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности.

Главными теоретиками концепции либерализма XX в. являются америанский экономист австрийского происхождения Л. фон Мизсс (1881-1973) и его блестящий ученик Ф. фон Хайек (1899-1992).

По мнению Л.Мизеса, социализм, т.е. централизованно управ­ляемая экономика с регулируемым правительством рынком, долго просуществовать не может, ибо цены не отражают спрос и предло­жение, не служат указателем, в каком направлении должно разви­ваться производство. "Регулируемая экономика социализма", по словам Мизеса, превращается в царство произвола составителей плана, становится планируемым хаосом. Единственная разумная экономическая политика — либерализм; абсолютными основания­ми цивилизации являются разделение труда, частная собственность и свободный обмен.

К новой классической экономике относятся также "теория ра­ционального ожидания" (Дж.Мут, Р.Лукас, Т.Сарджент, Н.Уол­лес и др.), "экономика предложения" (А.Лаффер, Дж.Гилдер, М.Эванс, М.Фелдстайн и др.), а также "теории общественного выбо­ра" (Дж.Бьюкенен, Г.Таллок, М.Олсон, Д.Мюллер, Р.Толлисон и др.).

 Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является лорд Дж.М.Кейнс (1883—1946), служит важней­шим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, за­нятость, устранять неравномерность спроса и предложения това­ров, подавлять экономические кризисы.

Неокейнсианцы (Р.Харрод, Е.Домар, Э.Хансен и др.), разраба­тывая проблемы экономического роста, стремятся найти оптималь­ное соотношение между инфляцией и занятостью. На это же на­правлена и концепция "неоклассического синтеза", методов ры­ночного и государственного регулирования П.Самуэльсона.

Посткейнсианцы (Дж.Робинсон, П.Сраффа, Н.Калдор и др.) дополнили кейнсианство идеями Д.Рикардо. Они выступают за бо­лее уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, эффективную борьбу с инфляцией.

Третьим направлением современной экономической теории яв­ляется институционально-социологическое направление, представи­телями которого являются Т.Веблен, Дж.Коммонс, У.Митчелл, Дж.Гэлбрейт. Название концепции происходит от латинского слова institutum — установление, устройство, учреждение. Все ее сторон­ники рассматривают экономику как систему, где отношения меж­ду хозяйствующими субъектами складываются под влиянием эко­номических и внеэкономических факторов, среди которых исклю­чительную роль играют технико-экономические факторы. Понятие "институт" трактуется очень широко: и как государство, корпора­ция, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы.

Данное направление экономической теории выступает в различ­ных модификациях: социально-психологический институционализм (Т.Веблен), социально-правовой (Джон Р.Коммонс), провозгласив­ший основой экономического развития юридические отношения, конъюнктуроведение (Уэсли К.Митчелл), сформулировавшее ме­тоды прогнозирования количественных изменений в экономике.

В этом направлении исключительное место занимает проблема преобразования, трансформации современного общества. Сторон­ники институционализма полагают, что научно-технический про­гресс (НТП) ведет к преодолению социальных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустри­ального к постиндустриальному, супериндустриальному или "нео­индустриальному" (т.е. информационному) обществу.

Неоинституционализм характеризуется потходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Так возникли экономическая теория прав собственности (Р.Коуз, США), теория общественного выбора (Дж.Бьюкенен, США) и др. На основе этих взглядов меняется и экономическая политика развитых стран, результаты которой позволяют говорить о "социа­лизации капитализма". Главная идея современного институциона­лизма — в утверждении не только возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества, но и в обосновании вывода об общей переориентации постиндуст­риальной системы на всестороннее развитие личности, а XXI в. здесь провозглашается столетием человека.

Экономисты-глобалисты, исследующие процесс экономической эволюции, исходят из того, что эволюция — совместное взаимо­обусловленное превращение различных экономик не в одну (со­гласно теории конвергенции), а в разные системы, которые обес­печат новую индустриализацию как форму экономического соце-изма, где человек, наконец, займет подобающее ему главное, определяющее место. До недавнего времени в нашей стране имело место высокомерное отношение к западной экономической мысли второй половины XIX в. и всего XX в. как к чему-то ошибочному, вульгарному, пригодному лишь для критики и разоблачений. Это привело нашу политическую экономию к острому кризису, к не­способности правильно оценить экономические процессы, проис­ходящие в окружающем мире. Оказалось, что западные экономи­ческие теории во многом более точно отражают общие экономи­ческие законы, которые мы из страха перед конвергенцией так боялись допускать в нашу политэкономию.

Для нашего переходного времени вполне естественны разночте­ние и неодинаковое представление об экономических процессах, происходящих в стране и в мире, ибо все устаревшее в экономи­ческой теории быстро отмирает, но еще не умерло окончательно. Все это приводит к существенным изменениям в понимании задач, предмета их исследования, содержания экономической теории, к отказу от многих догм, в рамках которых еще совсем недавно толь­ко и было возможно развитие экономической мысли в России.

 

Заключение.

Развернувшийся процесс реформирования экономики России объективно требует нового подхода к сущности происходящих явлений и процессов, к выяснению тенденций в их развитии. Существовавшая в нашей стране школа экономической мысли, основанная на положениях марксизма, не выдержала проверки практикой. Сложившаяся экономическая ситуация заставила по-новому отнестись к достижениям современной мировой экономической теории, вызвала необходимость познания концепций различных теорий и школ. В результате сформировалось новое представление о закономерностях развития экономики, о мотивации поведения и принятия решений, как отдельного субъекта рыночных отношений, так и государственных институтов. Возникла настоятельная потребность в формировании нового курса в системе подготовки экономистов высшей квалификации, предполагающего изучение основ современной экономической теории.

Современная экономическая теория, по сути, является новым этапом развитии политической экономии, строится на синтезе традиционных, классических и современных взглядов на экономическое развитие. Ее значимость особенно возрастает в период перехода к рыночным отношениям. Связано это, прежде всего с переосмыслением отдельных теоретических положений, с иным взглядом на экономическую действительность, с изучением тех разделов, которые раньше находились подвластным и негласным запретом (теория рыночных отношений, теория занятости, теория человеческого капитала, теория рационального потребительского поведения и др.)- Познание сущности данных теорий, полное представление о рынке, его плюсах и минусах позволяют понимать происходящие изменения, принимать обоснованные решения, осуществлять переход к рыночным отношениям с меньшими материальными и моральными потерями.

Экономическая теория выступает в качестве теоретической базы ценой системы научных дисциплин, как отраслевых, так и функциональных. Поэтому, осваивая курс экономической теории, можно создать определенный теоретический задел для изучения конкретных экономических дисциплин. В то же время, несмотря на свой чисто фундаментальный характер, экономическая теория также и практическая наука, без нее невозможны теория и практика управления на различных уровнях, создание рациональной финансовой и кредитной систем, организация учета и контроля за производством, обеспечение слаженного развития всех отраслей хозяйства и достижение желаемых целей.

Сложность и многоуровневый характер экономической жизни, ее интенсивная социальная окраска обусловили наличие большого количества сопряженных областей экономического знания, а, следовательно, и специальных экономических наук. Эти науки, изучают структуру, элементы и грани, прямые и обратные связи экономической действительности, сложились в систему экономических наук.

Общей методической базой этой системы является экономическая теория. Оставляя за собой такую специфику, экономическая теория, тем не менее, имеет свой предмет исследования, который изучает характер экономической деятельности отдельного экономического субъекта и совокупности всех функционирующих субъектов на уровне национальной экономики.

 

Список используемой литературы.

  1. Борисов. Е.Ф., Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. -М., 2006. – 485с.
  2. Ермишин П.Г., Основы экономической теории. (Курс лекций).-М., 2008.
  3. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика)- М., «ВЛАДОС», 2005. – 384с.
  4. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А. Райзберга. - М., 2007. – 652с.
  5. Курс экономической теории: учебник. - 4-е доп. и перераб. изд./Под редакцией проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. –М., «АСА», 2009. -447с.
  6. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики/ Под ред. С.И. Иванова. - В 2-х книгах. Книга 1. - М., Вита-Пресс, 2009. - 336 с.
  7. Экономическая теория. Учебник./ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: «Проспект», 2005. – 448с.
  8. Экономическая теория: Учебник./под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, Л.С. Тарасевича. – М., Инфра –М, 2008.– С.654
  9. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М., 2007. - 550 с.
  10. Экономическая теория: Учеб. для вузов. - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 520 с.
  11. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т. 2. - М.: Республика, 2004. - 400 с.
  12. Экономика. Учебник/Под. ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М., "ПРОСПЕКТ", 2006. - 792 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+4
Размер: 37.83K
Скачано: 359
Скачать бесплатно
02.04.10 в 19:06 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе