Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Единство человека и природы

Единство человека и природы [15.09.10]

Тема: Единство человека и природы

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Курсовая работа | Размер: 16.36K | Скачано: 317 | Добавлен 15.09.10 в 11:24 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2010


Оглавление.
1. Природа - мастерская 3
2. Связь природы и человека 5
3. Роль человека в ноосфере 7
4. Загрязнение окружающей среды человеком 10
6. Вывод 13
7. Список используемой литературы 14

1.    Природа  - мастерская

Прежде чем рассматривать сложную проблему взаимосвязи общества и природы, особенностей в их взаимоотношениях, следует определить основные понятия. Среди массы различных подходов и определений природы одно из наиболее устоявшихся – природа представляет собой объективную реальность которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, под природой понимают весь материальный мир за исключением общества как совокупность естественных  условий его существования.

   В философских воззрениях на саму природу, её сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос. Другая как закономерную систему.

    На всем протяжение в развитие природы, в ней постоянно всё изменяется, изменяется рельеф, климат,  вымирают и зарождаются новые виды,  в природе всё гармонично  слажено и одно не применно соприкасается и зависит от другого. 

    Многие природные явления рождают вопрос на который человечество ищет ответы, эту тенденцию можно проследить с древних времён. Все народы искали ответы на одни и те же вопросы и в процессе поиска рождались различные способы преодоления тех или иных трудностей, а именно: умение пользоваться огнём открытия электричества, замена каменного орудия на металлические, подчинение энергии атома. 

    Процесс влияния природы на человека и человека на природу обоюдный. У человека возникают вопросы при соприкосновении с природой, а в природе возникают изменения в результате антропогенной деятельности.

 С появления теоретического мышления  одновременно при крайне примитивной материальной силе общества природа оценивалась людьми как сила неизмеримо более значимая и совершенная. Природная естественная гармония вызывала восхищение, желание подрожать ей и поклонятся.  Человек и природа мыслились во времена античной философии как единое целое, гармонично взаимосвязанное.

  В средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения бога. Человек как высшее существо, созданное богом по своему образу и подобию, начинает видеть себя выше природы.

  В эпоху Возрождения – период расцвета культуры и искусства – взгляды на взаимоотношения природы и общества вновь становится иным. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушительной и порочной цивелизации.

     В новое время бурно развиваются науки, ставятся и проводятся экспиременты, направленные на развитие производства в период капитализма.  Центральная идея – человек должен покарить природу, овладеть её, стать её господином.   « Цель науки и техники, - подчеркивал Ф.Бэкон, - господство над природой». Появлению таких идей способствуют и всеувеличивающаяся мощь человеческого общества, рост производительных сил.

2. Связь природы и человека

Природа – естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует. И человечество не смотря на всё свою нынешнюю мощь и достижения прогресса, является частью и продолжением природы.

 З.Фрейд считал, что в антропогенезе главная причина биологическая. Считал что общество для защиты от животных инстинктов пытается создавать противовесы в виде норм морали, культуры. Э. Фромм, усматривал меньшую долю влияния на человека биологических факторов, но в целом в его рассуждениях присутствовал биологический подход.  Представители философской антропологии М. Шелер, А. Гелен и другие рассматривали человека и общество, сочетая философский, религиозный и естественно-научный подходы. Так, Гелен выдвинул оригинальную концепцию согласно которой человек от рождения «биологически недостаточное» чущество в отличие от других животных. Именно эта недостаточность и желание выжить заставили человека активно развивать и использовать свои способности.

  Тесная связь общества с природой, схожесть поведений животных в природе и людей в обществе привели некоторых мыслителей к выводу о том, что общество по своей сути является биологическим суперорганизмом. Оно по их мнению, развивается подобно природным организмам естественным эволюционным путём. Так возникла органическая теория общества, страстным пропагандистом которой стал Г. Спенсер, а также его последователь А. Шеффле (Германия) и др.

 Человек – биологическое существо. Однако современный научный анализ показвает, что лишь 15 процентов всех актов человеческой деятельности носит чисто биологический характер.

 Необходимость выживания человека как биологического вида и его полноценного развития а обществе обусловило появления специфического вида общности – человеческой семьи. Её биологической функцией является продолжение человеческого рода, воспроизводство самого человека.

Некоторые философы, социологи и экономисты пытались найти в росте населения ключ к пониманию сил развития общества. Так У. Пети  подчёркивал, что основой всех богатств является ТРУД, сфера производства.

 Позже в социологии появилась школа, считавшая главным злом, приводящем к нищете, ко всяким бедствиям и лишения, рост народонаселения. Эту точку зрения активно отстаивал английский экономист и священник Т.Р. Мальтус. В своей книге  «Опыт о законе народонаселения»

он утверждал, что причина бедственного положения народа, есть результат перенаселения. Эта теория по имени создателя получила название мальтузианства.

Население Земли увеличивается ускоренными темпами. В течении ХХ веков население утроилось. Допустимый разумный предел населения Земли(по данным ООН) – 10-12 млрд. человек – может быть достигнут уже к середине ХХI века.

 Взаимодействие общества и пирроды имеет для человека не только утилитарное значение, но и оздоровилельное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно врастает в неё.

3. Роль человека в ноосфере

Слова слепого провидца Жан-Батиста Ламарка, сказанные около двух столетий тому назад: "Человеку суждено истребить самого себя, после того как он сделает Землю непригодной для обитания", одними оказались не услышанными, другие, хоть и восприняли их зловещий смысл, оказались беспомощными в противоречивом и разобщенном мире. Опутанные предрассудками, утопическими догмами, экономической и политической конъюнктурой, страдающие от близорукости и эгоизма временщиков, мы лишь сейчас становимся свидетелями пробуждения разума — и больше под влиянием страха, чем подлинного понимания повелительной необходимости жить с Природой в гармонии и согласии, отбрасывая вековой императив покорения Природы. Безнравственность этого императива, защищавшегося многими интеллектуалами-пророками, претендующими на философское и социальное лидерство, только теперь входит в структуру нового критического мышления. Нарастающее противостояние экологической культуры бездумной технической цивилизации вселяет оптимизм и надежду на то, что роковой ход геоисторических событий в антропогенезе может еще быть исправлен, что биосфера будущего не останется безлюдной.

И вот снова, в который раз подводя итоги и пожиная плоды своей тысячелетней деятельности, Человек пытается ответить на три главных вопроса, поставленные еще И. Кантом:

1) Что Я могу знать?

2) На что Я могу надеяться?

3) Что Я должен делать?

Интересно отметить, что в каждом из этих трех вопросов явно присутствует "Я", и это неслучайно. "Человек, — как точно подметил Б. Паскаль, — хоть и самая слабая в природе тростинка, но эта тростинка — мыслящая ". И нет у Человека другого пути и способа выбраться из того тупика, в который он сам себя загнал, как только обратиться к своему сознанию и осознать все, что произошло.

Что же должен осознать Человек на пороге XXI века и что Человек должен сегодня знать?

Прежде всего, Человек должен знать самого себя. Призыв Сократа к самопознанию: "Познай себя!" — актуален и сегодня, как и во все прошедшие времена.

Что значит — знать себя? Это означает — понимать свою природу и сущность, осознавать свою принадлежность двум противоположным мирам (материальному и духовному), знать структуру Личности, представляющей собой триаду основных потребностей, формирующихся на 90% на неосознаваемом уровне и подвергающихся непрерывным циклическим колебаниям в зависимости от множества внешних и внутренних факторов.

Человек с момента своего появления на земле не только пытается выжить, приспособиться к условиям, но и пытается подчинить себе природу. Это стремление и есть основной двигатель прогресса, результатом которого явилось современное развитие промышленности и современный человек не хочет довольствоваться только средствами к существованию, современный человек требует себе комфорта, богатства, скорости передвижения, высокого уровня жизни и т.д.  Эти постоянно растущие потребности в богатстве, заставляют человека разрушать природу, подвергать уничтожению, что выражается в прямом физическом уничтожении с одной стороны и загрязнение, приведение в негодность для пользования, с другой. В настоящее время это касается всех сфер: земли, воды и воздуха.

Природные богатства делятся на исчерпаемые и не исчерпаемые, в стою очередь исчерпаемые делятся на восполнимые и не восполнимые и восполнимые можно разделить на медленно восполнимые и быстро восполнимые.

Пример:

  1. Количество нефти на земном шаре не прерывно уменьшается и уже сейчас некоторые страны ведут агрессивную политику по захвату территории в недрах которой лежит природные ископаемые. Примером является варварский захвати Америкой Ирака (в Ираке себестоимость 1-го барреля нефти равна одному доллару, напомню Стефен Щорк спрогнозировал рост цены на нефть до 110 долларов за баррель к июлю 2010 года)
  2. Специалисты Международного института управления водными ресурсами подсчитали, что пресная вода может закончиться на Земле уже через 25 лет. Это произойдет из-за роста населения планеты и увеличения объемов потребления жидкости.

Человеческое безумие и слепая алчность в скором времени приведут человека к пропасти, упав в которую, он не сумеет подняться. Истребление животных,  разграбления недр, загрязнение планеты.

Именно по этому человек должен разумно использовать земные ресурсы и начать оберегать нашу планету.

В настоящие дни, человечество подводит итог своего развития и внимательно всматривается в плоды своей активной деятельности на протяжении всей истории. И что же видит современный Человек?

"Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера" (В.И. Вернадский).

С одной стороны, Человек, став монополистом на Земле, достиг грандиозных успехов в части удовлетворения своих материальных потребностей, поставив на службу и интеллектуальные, и духовные силы, и саму матушку-природу.

С другой стороны, Человек оказался на грани самоуничтожения вследствие термоядерной угрозы и нависшей опасности глобальной экологической катастрофы. А если учесть локальные войны и конфликты, вспыхивающие постоянно то в одной точке планеты, то в другой, и колоссальное отставание в развитии и жизнеобеспечении самым необходимым более чем половины человечества из стран так называемого "третьего мира", то станет ясен весь трагизм современной ситуации в мире и острота сегодняшнего положения самого Человека, его судьбы в ближайшем будущем.

"Человек подчинил себе планету и теперь должен научиться управлять ею, постигнуть непростое искусство быть лидером на Земле. Если он найдет в себе силы полностью и до конца осознать всю сложность и неустойчивость своего нынешнего положения и принять на себя определенную ответственность, если он сможет достичь того уровня культурной зрелости, которая позволит ему выполнить эту нелегкую миссию, тогда будущее принадлежит ему " (А. П е ч ч е и).

Мы хорошо понимаем причины, поставившие человека и человеческую популяцию в особое положение: это совершенствующийся Разум, осуществляющий борьбу за сохранение вида и стремящийся подчинить себе природные стихии; это накапливающийся и передающийся опыт этой борьбы бесчисленных поколений; это неизбежное производство нового знания и открытие путей его материализации уже в рамках социума, а не стада. Только ретроспективный взгляд позволяет понять, что с появлением человека произошла величайшая биологическая революция с непредсказуемыми последствиями для судьбы самой биосферы. Наши знания еще слишком скудны, чтобы представить суть событий, произошедших на этом пороге, но совершенно очевидно, что на Земле появилась сила, которой суждено было стать силой геологического масштаба, и начавшийся процесс ее развития невозможно было задержать ни на самых ранних стадиях (например охотничьих или пастушеских), ни в XX веке, когда научное знание и техническая цивилизация открыли пути и к необычайному взлету качества жизни, и к ее катастрофической деградации с возможностью тотального уничтожения человечества и природы.

4. Загрязнение окружающей среды человеком

За тысячелетие человеческой цивилизации великое множество видов животных и растений было бездумно уничтожено. Никакая, например климатическая, катастрофа не смогла бы так быстро истребить популяцию мамонтов, как это сделали охотники палеолита. Расчеты ученых - биогеографов свидетельствуют, что в начале палеолита на территории европейской части бывшего СССР (часть России, Украина, Белоруссия) паслось около полмиллиона мамонтов. Наши далекие пращуры быстро освоили метод охоты на этих гигантов с помощью ловчих ям. Люди палеолита, как считает П. Савко, просто развратились. Горы мяса и великое множество костей для изделий доставались им очень легко. Археологи, например, откопали вблизи с. Междуречия Черкасской области два палеолитических ярангоподобных жилья, каркасы которых было составлено из черепов и костей 130 мамонтов. Темпы уничтожения мамонтов были настолько интенсивными, что всего за тысячу лет они исчезли совсем.

Примером экологической катастрофы, вызванной воинским конфликтом, являются события, которые происходили на территории Кувейта и близлежащих територий Персидского залива после операции «Буря в пустыни» в начале 1991 г. Отступая из Кувейта, иракские оккупанты подорвали взрывчаткой свыше 500 нефтяных буровых скважин. Значительная их часть вспыхнула и горела на протяжении шести месяцев, отравляя вредными газами и сажей большую территорию. Из буровых скважин, которые не воспламенились, нефть била фонтанами, образовывая большие озера и стекала в Персидский залив. Сюда же вылилось большое количество нефти из подорванных терминалов и танкеров. В результате нефтью было покрыто близко 1554 км2 поверхности моря, 450 км береговой полосы, где погибло большинство птиц, морских черепах, дюгоней и других животных. В огневых факелах ежесуточно сгорало 7,3 млн л нефти, которая равняется объему нефти, которая ежедневно импортирует США. Тучи сажи от пожаров поднимались на высоту до 3 км и разносились ветрами далеко за границы Кувейта — черные дожди выпадали в Саудовской Аравии и Иране, черный снег — в Кашмире (за 2 000 км от Кувейта). Загрязненное нефтяной сажей воздуха вредно влияло на здоровье людей, так как сажа содержала много канцерогенов. Эксперты установили, что эта катастрофа сопровождалась такими явлениями:

1. Тепловое загрязнение (86 млн квт ежесуточно). Такое же количество тепла выделяется вследствие лесного пожара на площади 200 га. 
2. Сажа от горящей нефти — 12 000 т ежесуточно. 
3. Углекислый газ— 1,9 млн т ежесуточно (это составляет 2 % всего СО2, что выделяется в атмосферу Земли вследствие сжигания минерального топлива всеми странами мира). 
4.SO2 — 20 000 т ежесуточно (что составляет 57 % количества SO2, которая ежесуточно поступает из топок всех ТЭЦ США).

ВЫВОД.

И где же гармония человека и природы?

Ищу ответ на вопрос уже многие годы!

Гармония эта давно всеми забыта….

Ты встретишь её только в строчках пиита.

Жан-Батист  и впрямь был прав,

Губительный у человека нрав.

Мы покорим природу и разрушим,

А если сотворим, потом сожжем или задушим.

Мы вырубим леса нашей родной планеты,

Мы сами всё взорвем, нам не нужны кометы!

И по безлюдным пустошам в поисках пищи,

Гонимы наши внуки, как сейчас гонимы нищие.

И ты как не кричи, никто не услышит

Пока жив, пока сыт, пока воздухом дышит!

Список литературы.

  1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П
  2. Вернадский В.И.Несколько слов о ноосфере // Вернадский В.И.. Философские  мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988.
  3. Философский словарь \под редакцией И.Т. Фролова6-е издание. Политиздат 1991г.
  4. Информационно повествовательный портал http://www.eduhmao.ru/info/1/3462/19904/

Чтобы полностью ознакомиться с курсовой, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 16.36K
Скачано: 317
Скачать бесплатно
15.09.10 в 11:24 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе