Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Политическая жизнь общества: основные факторы
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 20.57K | Скачано: 451 | Добавлен 20.01.10 в 19:03 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Пенза 2009
Оглавление
Введение 3
I. Основные факторы, определяющие политическую жизнь общества 4
II. Государственная власть и виды политических режимов 8
III. Единство политики и морали. Политическая роль интеллигенции 12
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Введение
Правосознание – это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология. Правосознание является идейным выражением объективных общественных отношений, отражающих в свою очередь господствующие в обществе экономические и социальные отношения. Право воздействует на формирование правосознания, а последнее реализуется в праве и правосудии. Как и право, правосознание исторически возникло и развивается на определенной экономической основе и связано с появлением общественных классов и государства. Правосознание – это та форма общественного сознания, в которой выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юридических законов нормативов социально-экономической деятельности различных субъектов права – индивида, организации, предприятия, трудовых коллективов, должностных лиц и тому подобное. Правосознание во многом ориентируется на рационально-нравственные оценки.
Политическая жизнь общества изучается целым рядом наук, в том числе политологией, политической социологией, политической психологией, а также философией. Философия стремится к постижению сущности всех политических явлений и их взаимодействий. Это предмет изучения такой отрасли философии, как философия политики. Философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и идеальных формах, проблема государства, гражданского права, политического сознания, его соотношения с моралью, религией, искусством и так далее.
Политика – это деятельность социальных групп и индивидов по регулированию и реализации своих общезначимых интересов через институты власти. Политика, как особая сфера общественной жизни, формируется лишь с обособлением управленческой деятельности, связанной с контролем и распределением власти. Политическая сфера имеет сложное внутреннее устройство, включая институциональную, нормативную, коммуникативную, идеологическую подсистемы. В свою очередь, каждая из них может быть представлена как совокупность компонентов. Например, институциональная подсистема включает государство, политические партии, группы интересов и так далее.
Одна из важнейших и наиболее древних проблем философии политики – проблема власти. Соотношение категорий «власть» и «политика» носит диалектический характер. С одной стороны, власть выступает как средство осуществления политики, с другой, - является ее первоосновой. Власть – это установление отношений господства и подчинения, то есть отношения зависимости между людьми. В конечном счете, власть представляет собой принуждение человека к деятельности вопреки его воле.
Власть, в том числе политическая, обладает рядом особенностей. Во-первых, она предполагает наличие субъекта и объекта власти. Во-вторых, власть обладает всеобщностью в том смысле, что используется во всех видах деятельности отдельных лиц, групп и социальных институтов. Социальными источниками власти являются авторитет, традиции или насилие.
Власть может иметь как биологические, так и социальные предпосылки. Первые специально изучаются социологией. Сюда относят внутривидовые, например, половозрастные, различия, реализующиеся в установлении внутригрупповой иерархии, а также межвидовые отличия, устанавливающиеся на основе представлений «свой» - «чужой». Социальными предпосылками или источниками власти можно считать, кроме упомянутых выше, групповые, сословные и классовые различия между людьми, обусловленные разделением труда, отношениями собственности.
Функционально власть проявляется через определенный порядок и согласование действий сторон, обусловленные их общей материальной заинтересованностью, духовной близостью или же подражанием, привычкой и т.д. Любая власть возможна только в случае добровольного или вынужденного согласия, готовности к повиновению. Доказательством тому может служить пример исламской революции в Иране: любой политический режим обречен на гибель, если весь народ выйдет на улицы и откажется выполнять распоряжения властей. Политическая власть – это один из важнейших элементов политической жизни общества, однако не исчерпывает ее. Политическая жизнь общества складывается из политической деятельности различных политических сил. При этом каждая из них пытается реализовать свою политику. Политика – это регулирование и управление различными сферами общественной жизни на основе установления отношений господства и подчинения, реализуемых при помощи государства. Ее сущность составляет политическая власть. Американский социолог С. Липсет справедливо отмечает, что политическая власть стабильна только тогда, когда она легитимна (законна). Последнее возможно в случаях:
а) когда власть основана на традициях, например, монархии;
б) является рационально-правовой, то есть установлена легально, например, в результате победы на выборах;
в) носит харизматический характер, то есть имеет в своей основе веру в выдающиеся личные качества политического вождя.
Политика реализуется через политические отношения, политические институты и политическую идеологию. Люди вступают в отношения по поводу власти, которые закрепляются, институционализируются в форме тех или иных политических организаций и одновременно отражаются в их сознании, в том числе в виде политической идеологии.
Политическая жизнь общества тесно связана с экономической. Их связь нередко трактуется как взаимодействие политики и экономики. Вопрос о взаимосвязи политики и экономики достаточно полно освещен в трудах Карла Маркса и В.И. Ленина. Взаимообусловленность политики и экономики не стоит переоценивать. Они не только развиваются по своим собственным законам (например, законы рынка и законы политической борьбы), но и по-разному подвержены воздействию таких факторов, как научно-технический прогресс, экологическая ситуация, национальная психология, религия и тому подобное. Причем на том или ином историческом этапе, в конкретном социуме, каждый из этих факторов может играть решающую роль.
Существенное воздействие на политическую жизнь общества оказывает его духовная культура, понимаемая как совокупность духовных ценностей, идей, обычаев и норм поведения людей. Духовная культура оказывает существенное влияние на выбор тех или иных политических институтов и на их функционирование. Выделяются следующие пути влияния духовной культуры на политическую жизнь:
б) создание и введение систем ценностей;
в) эталоны действий, поведения и поступков;
г) создание моделей институтов и социальных систем.
Иными словами, духовная культура общества существенным образом влияет как на политические отношения, так и на политические институты и политическую идеологию, а также на политическое поведение людей и, в конечном счете, на политическую культуру масс.
Весьма актуальной является проблема взаимосвязи политики и морали. Например, вопрос о роли насилия в истории и его, нравственно оправданных, границах остается в центре внимания философии на протяжении всей ее истории. Современные исследователи Э. Фромм и К. Лоренц пришли к выводу, что склонность к агрессии по отношению к себе подобным, отличающая человека от животных, имеет, тем не менее, биологические корни. Другие ученые указывают на социальные корни этого явления.
Политическая этика – это: а) специфическая научная дисциплина, сложившаяся в рамках политической философии и изучающая влияние моральных принципов, норм и нравственных представлений людей на политику, а также обратное воздействие политики на мораль; б) нормативная система, сложившаяся на базе нравственного осмысления людьми своих политических целей и ценностей. Это своеобразный синтез морального и политического сознания, форма внутреннего единства критериев нравственного выбора человека и его политического целеполагания. Предметом этики традиционно называют мораль. Политическая этика, или нравственно-политическая философия – это сравнительно молодая наука. Она поднимает важные полемические вопросы, от которых зависит и судьба общества в целом, и жизнь людей. История ее обособления от других наук восходит к началу XX века, но самостоятельное значение политическая этика получает в западных развитых странах в 1960–1970-х годах.
Политическая этика привлекала к себе внимание многих философских школ и идейных течений – религиозных и экзистенциальных, социологических и академических. Ядром политической этики в гражданском обществе и правовом государстве, как полагают российские исследователи, должен стать общедемократический принцип свободы в политическом поведении. Звучит он примерно так: разрешено все, что не запрещено законом, а сам закон изменяется лишь законным путем и не имеет карательного уклона. Поэтому главное, что требуется и от власти, и от народа, и от общественно-политических организаций – это соблюдение законов.
Важной стороной политической жизни общества является функционирование его политических институтов. Они входят в политическую систему общества. Ее элементами являются государство, политические партии и иные общественные организации, деятельность которых носит политический характер.
Важнейший элемент политической системы общества – государство. Справедливым остается высказанное Фридрих Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» утверждение о том, что признаками любого государства являются наличие аппарата власти, территории и налогов. Что же такое государство? По Аристотелю государство возникает из сознания общей пользы и создается преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Т. Гоббс, напротив, видел в основе государства дисциплину страха и назвал государством лицо, индивидуальное или коллективное, возникшее в силу договора множества людей, с тем, чтобы это лицо обеспечивало их мир и всеобщую защиту. Близких к этим взглядов придерживался Спиноза. Гегель видел начало государства в насилии. Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин видели в нем орудие, машину для эксплуатации и подавления одного класса другим. М. Вебер называет государством отношения господства людей над людьми, опирающиеся на легитимное насилие.
Краткий словарь по социологии предлагает определение, согласно которому государство есть совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом в интересах определенных классов, подавляя классовых противников.
В рамках современного подхода к проблеме под государством понимается – «основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики».
Государство отличается от других социальных институтов:
а) обязательным наличием социально-классовой основы правящих сил в лице социальных групп, политических партий, общественных движений;
б) наличием специального аппарата власти, представленного центральными и периферийными органами;
в) монополией на внешнеэкономическое принуждение;
г) наличием государственной территории;
д) суверенным правом издания законов, обязательных для граждан, проведения внутренней и внешней политики;
е) исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки, проводить бюджетную политику и так далее.
Вопрос о происхождении и роли государства в обществе имеет большое научно-техническое и практическое значение. Материалистическое понимание истории традиционно видит в государстве надстройку над экономическим базисом и связывает его возникновение с результатами общественного разделения труда, появлением частной собственности и расколом общества на классы.
Ныне доступный ученым конкретно-исторический материал позволяет углубить и уточнить прежние взгляды на возникновение государства, что во многом способствует уяснению вопроса о его функциях. Современное государство выполняет целый ряд разнообразных функций:
а) защиты существующего государственного строя;
б) поддержания в обществе стабильности и порядка;
в) предотвращения и устранения социально-опасных конфликтов;
г) регулирования экономики;
д) проведения внутренней политики во всех ее аспектах – социальной, культурной, научной, экологической, образовательной, национальной и т.д.
е) защиты интересов государства на международной арене;
ж) обороны страны и другие.
Важное значение имеет решение таких проблем политической жизни общества, как государственное устройство, форма правления, политический режим. Вопрос о государственном устройстве связан, прежде всего, с распределением законодательной власти между центром и периферией. Если законодательные функции всецело принадлежат центру, государство считается унитарным, если территориальные единицы вправе принимать свои законы, - государство является федеративным. Федерация позволяет преодолеть противоречия между стремлением центра к господству в государстве, а территориальных единиц – к сепаратизму.
Форма правления связана с характером осуществления государственной власти, будь то монархия или республика. Если монархия предполагает сосредоточение всей власти в руках одного человека – главы государства, причем власть, как правило, передается по наследству, то республиканское правление означает признание суверенного права на власть народа, избранных им представительных органов.
Под политическим режимом обычно понимается совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Можно указать на такие режимы, как тоталитаризм, авторитаризм, либерализм и демократия.
Тоталитаризм – это государственный строй, осуществляющий контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической и духовной. Без внимания не остаются даже мысли граждан, о чем говорит появление термина «инакомыслящий». Тоталитаризм – это деспотизм ХХ века. Жесткие режимы были и раньше, но тоталитаризм – явление относительно новое. Это объясняется тем, что тоталитарный контроль над гражданами стал возможен только с появлением таких средств массовой коммуникации, как современный транспорт, пресса, радио и телевидение. Признаки тоталитаризма: пирамидальная структура власти, массовый террор, поиск внутренних и внешних врагов, навязанная обществу идеология.
Противоположность тоталитаризму – демократия. Это сугубо европейский феномен. Она возникла в Древней Греции и выражала интересы свободных собственников. Отношение к ней в истории социально-философской мысли с самого начала было не однозначным. Неодобрительно относился к ней Платон, сдержанно – Аристотель. Развитие рыночных отношений в Новое время поставило на повестку дня вопрос о государственном устройстве, при котором были бы защищены права собственников от произвола властей. Дж. Локк и Ш. Монтескье, разрабатывая концепцию прав человека на основе теории общественного договора, пришли к выводу, что соблюдение закона является важнейшим гарантом политической свободы. В государстве, как считал Дж. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов общества истекают из нее и подчинены ей». Развивая идеи Локка, Монтескье утверждал, что верховенство права может быть обеспечено только разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы они «могли бы взаимно сдерживать друг-друга». Напротив, их соединение в одних руках порождает произвол. Не останавливаясь подробно на проблеме демократических прав и свобод, демократических процедурах осуществления власти, отмечу, что важнейшими предпосылками и одновременно следствием демократического политического режима выступают гражданское общество и правовое государство.
Либеральной (основанной на правах человека) и эгалитарной (основание - идея равенства) демократиям противопоставляется так называемая органическая демократия, предполагающая опору не на индивида или массы, а на народ, как целое. Именно такая форма демократии предполагает «соучастие» народа в своей политической судьбе. Вместе с тем, органическая демократия требует о д н о р о д н о с т и общества как основы «братства».
Без обращения к проблеме политического сознания философский анализ политической жизни общества не может быть полным. Политическое сознание - это отражение политических отношений и деятельности политических институтов, всей политической жизни общества в сознании людей. Важной особенностью политического сознания является его многомерность, внутренняя противоречивость и вместе с тем рациональность, осознанность, в отличие от бессознательных психических процессов и состояний, также характерных для отдельных людей и масс. Политическое сознание лежит в основе политического поведения классов, социальных групп и личностей. Оно по-своему обусловливает деятельность политических институтов.
Выделяют массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание. Философский подход к проблеме предполагает также выделение в политическом сознании обыденного и теоретического уровней. Обыденное политическое сознание – это довольно аморфное, подверженное эмоциональному воздействию и вместе с тем достаточно инертное образование, формирующееся на основе житейского опыта и в значительной мере - в итоге манипулирования со стороны средств массовой информации. Оно представляет собой совокупность житейских взглядов людей на политические процессы, роль государства в обществе, деятельность политических партий и так далее, подход к ним со стороны здравого смысла.
Теоретическое политическое сознание, составляющее содержание политической идеологии, предстает как система взглядов, основанная на определенной политической концепции и отражающая политические интересы тех или иных социальных групп. В этой связи выделяют консервативное, радикальное, либеральное, демократическое, реформистское и другое политическое сознание.
Наиболее заметная роль в политической жизни современного общества принадлежит либерально-демократической, консервативной и радикально идеологиям. Либерально-демократическая идеология, преобладающая в странах «свободного мира», имеет своим фундаментом Всеобщую Декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Этот документ является логическим завершением принятой 28 августа 1789 года во время Великой французской революции «Декларации прав человека и гражданина». Всеобщая Декларация подчеркивает, что «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве» (статья 1), что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы ни было различия».
Консервативная и радикальная идеология – это критика буржуазного либерализма «справа» и «слева». В классическом варианте она представлена в трудах английского мыслителя Эдмунда Берка и немецких теоретиков Маркса и Энгельса. Хотя Берк критиковал буржуазный либерализм с позиции британской аристократии, а Маркс – с позиций мирового пролетариата, их объединяет довольно-таки прохладное отношение к правам и свободам отдельного индивида.
Во второй половине первого десятилетия XXI века, проблема человеческого потенциала открылась перед экономистами в новой перспективе. Это связано, в первую очередь, с выделением нового социального слоя, характеризуемого как креативный класс (современной интеллигенции).
В советской и российской традиции группа, выделяемая сегодня как креативный класс, определялась понятием «интеллигенция», или «творческая интеллигенция». Российский энциклопедический словарь определяет интеллигенцию как «общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры». Предпосылкой появления интеллигенции было отделение умственного труда от физического. В античную эпоху такими группами явились древнегреческие мыслители (философы, математики, жрецы и другие). В средневековой Европе их место заняло духовенство, верхушка которого входила в класс феодалов. С утверждением капитализма возникает общественный слой людей умственного труда, живущих за счет продажи его продуктов или своей рабочей силы. Эти люди занимаются решением сложных задач, для которых требуются независимость мышления и высокий уровень образования. Поначалу крупнейшими профессиональными группами интеллигенции были юристы, учителя, врачи; позже к ним присоединились инженерно-технические работники. Сюда относятся все представители творческих профессий: художники, инженеры, музыканты, специалисты по вычислительной технике, писатели, предприниматели – те, кто разделяет общий творческий этнос, для которого важны креативность, индивидуальные особенности и личные заслуги. Развитие средств массовой информации и массовой культуры породили «индустрию сознания» (журналисты, специалисты кино, телевидения и радио, рекламы и другие). В настоящее время меняется характер труда интеллигенции: работа в одиночку, по типу ремесленной, сменяется трудом по индустриальному образцу, в больших коллективах; специализация массы работников умственного труда, как правило, сужается. Эти тенденции приводят к росту удельного веса специалистов среднего и низшего звена – техников, лаборантов, медсестер, рядовых конторских служащих и других, труд которых проходит по заданным программам и носит скорее рутинный характер. В связи с этим многие социологи все чаще относят понятие «интеллигенция» лишь к верхнему ее слою, занимающемуся творческим трудом.
Заключение
Понимание права предполагает понимание того, что законно или незаконно, и осознание того, что исполнение его обязательно. По словам Ф.М. Достоевского, подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, есть только свинство. Право – необходимое условие существования свободных людей в обществе. Если ты хочешь быть свободным, ты должен ограничить свою свободу, дабы предоставить свободу другим.
Особое значение при изучении темы имеет выяснение соотношения категорий «власть» и «политика» с такими фундаментальными философскими критериями, как «свобода», «справедливость», «равенство» - национальное, классовое, общечеловеческое.
Тема данной работы весьма актуальна в условиях настоящего времени и быстрого развития политической сферы во всех ее проявлениях: от выборов местных властей до урегулирования межконтинентальных конфликтов. Ознакомление с началами политического знания облегчает понимание и использование средств политической сферы в повседневной жизни каждого члена общества.
Изучение предпосылок возникновения власти может помочь лучше уяснить свою личную общественную природу, а изучение понятие «легитимность власти» объясняет механизм действия правовых отношений в обществе.
Переоценить значение государственного аппарата, который, как скелет, поддерживает все общество довольно-таки сложно; изучение политических режимов способствует выяснению ошибок в правовом производстве и поиску путей их решения.
Список использованной литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.