Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Политическая жизнь общества: политическое сознание
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 31.90K | Скачано: 300 | Добавлен 12.11.12 в 19:31 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Архангельск 2012
Оглавление
1. Основные факторы, определяющие политическую жизнь общества. 4
2. Государственная власть и виды политических режимов. 9
2.1. Государство как политический институт. Происхождение и функции государства. 9
3. Единство политики и морали. Политическая роль интеллигенции в обществе. 16
3.1. Политическое сознание. 16
3.2. Политические идеологии. 17
3.3. Единство морали и политики. 18
Тема контрольной работы «Политическая жизнь общества». Политическая жизнь общества является важнейшей сферой жизнедеятельности каждого общества. Она включает в себя отношения между нациями и народностями, обществом и семьей, классами, социальными слоями и группами, обществом и коллективами и т.д. В политическую жизнь входят политические институты, организации и учреждения, политические действия личностей, социальных слоев, групп и других общностей людей, партий, государства. Политическое сознание и политическая культура также являются неотъемлемой частью политической жизни.
Тема данной работы является актуальной, потому что в наше время все острее встает вопрос политики в обществе. Граждане понимают, насколько важно и нужно знать программу своего государства, его цели. В связи с прошедшими выборами в Государственную Думу и Президента РФ, общество все чаще задумывается над важностью своей политической позиции.
В данной работе мы рассмотрим факторы, обуславливающие политическую жизнь общества. Подчеркнем взаимозависимость экономики, морали и правовых институтов в политической жизни общества. Попробуем ответить на вопрос о единстве морали и политики.
Цель данной работы: понять, из чего состоит политическая жизнь общества.
Задачи данной работы: назвать основные функции государства как главного политического института; осознать, что такое политическая власть и почему она стабильна при условии ее легитимности; обосновать проблему политического сознания в обществе; ответить на вопрос о единстве морали и политики.
Сущностью политической жизни, ее содержанием выступает совокупность политических отношений, т. е. отношений людей, их общностей, организаций и объединений по поводу социального управления и власти, по поводу реализации социально-политических потребностей и интересов.
Сферой, областью политических отношений является все, на что воздействует управление и власть: экономика, социальная жизнь, право, культура. Следовательно, политические отношения охватывают не только политическую, но все сферы жизни общества - экономическую, социальную, политическую, духовную. [13]
Политическая жизнь общества - это исторически обусловленный и социально закономерный способ устройства социума, связанный с системой непосредственных или опосредованных отношений господства/подчинения в рамках совокупной деятельности индивидов, социальных слоев, групп, классов, других общностей, социальных структур (институтов), созданных ими, посредством чего происходит формирование, функционирование и преобразование политической системы общества в целях организации и использования политической власти для реализации конкретных интересов. Политическая жизнь – это именно та сфера, где люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы различными методами.
Можно утверждать, что политическая жизнь - это перманентный процесс деятельности множества человеческих индивидов, которые, образуя различного рода объединения, группы, общности, направляют свои объединенные усилия на решение всего спектра политически значимых задач с помощью тех или иных политических средств. Таким образом, осуществляя свои интересы, люди вынуждены вступать в контакт друг с другом, идти на сближение, конфликтовать, пытаться вынудить соперничающую сторону принять те или иные условия, используя наличествующие ресурсы, т. е. использовать власть. [14]
Ключевым понятием, которое позволит осмыслить всю систему политических отношений, является понятие «власть».
Власть в широком смысле, применительно ко всем сферам жизни общества, означает форму социального воздействия, когда субъект власти (индивид, группа) навязывает свою волю объекту (массам, их организациям) и побуждает (принуждает) действовать в своих интересах ненасильственными или насильственными средствами. [13]
Соотношение таких явлений, как власть и политика, носит диалектический характер. С одной стороны, власть вступает как средство осуществления политики. Макс Вебер справедливо указывал, что политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами или же внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. С другой стороны, власть является первоосновой политики. Установление отношений господства и подчинения, т.е. отношений зависимости между людьми, и есть власть. [7, с.421]
Власть может быть неполитической и политической. Неполитическая основана исключительно на авторитете. К примеру, власть родовых старейшин в доклассовом обществе, родительская власть в семье, власть сильного духом над слабым духом, власть неофициальных (неформальных) лидеров в любом коллективе. [13]
Политика - это регулирование и управление различными сферами общественной жизни на основе установления отношений господства и подчинения, реализуемых при помощи государства. Ее сущность составляет политическая власть. [7, с.422]
Политическая власть зарождается и утверждается в обществе как необходимая форма отношений, прежде всего между социальными группами и сообществами, государственными и общественными организациями, отстаивающими интересы людей. Власть закрепляет приоритетность интересов и ценностей определенных социальных групп, классов как общих, обязательных для всех. [13]
Американский социолог С. Липсет справедливо отмечает, что политическая власть стабильна только тогда, когда она легитимна, т.е. признается большинством народа законной и справедливой. [7, с.422]
Политическая власть может быть как легитимной, так и нелегитимной. Макс Вебер выделил три основные вида легитимной власти:
Детально анализируя каждый тип власти, М. Вебер особо отмечает значение рационального типа. Для большинства современных государств характерна рациональная легитимность, когда основным правовым актом является демократическая Конституция, а властные отношения формально регулируются нормами права. Однако общественное признание политических лидеров, их положительная оценка массами нередко зависит и от разумного сочетания лидерами рационализма с традициями данной страны, с обладанием в известной степени харизмой. [13]
Признание легитимности власти государства является той основой, на которой держится политическая структура общества. В самом деле, граждане обычно склонны признавать законными (легитимными) притязания своего государства на право управлять ими. Государства претендуют на легитимную власть, когда заявляют, что они имеют право принимать законы, которым граждане должны подчиняться. Источники легитимности государственной власти могут быть разными. В наследственных монархиях легитимность власти основывается на традиции или на признании того, что государь предстает как наместник Бога на земле. Современные демократические государства оправдывают легитимность своей власти тем, что они избираются самими же людьми, которыми они управляют. Здесь воля народа выступает источником легитимности государственной власти. [8, глава 2]
Весьма актуальной является проблема взаимосвязи политики и морали. Так, например, вопрос о роли насилия в истории и его нравственно оправданных границах остается в центре внимания философии на протяжении всей ее истории. Современные исследователи Э. Фромм и К. Лоренц пришли к выводу, что склонность к агрессии по отношению к себе подобным, отличающая человека от животных, имеет биологические корни [9]. Другие философы и социологи указывают на социальные корни этого явления. К их числу можно отнести М. Вебера, в работе «Политика как призвание и профессия» противопоставившего «этике убеждения» «этику ответственности». Политик, исповедующий этику убеждения, фанатично предан какой-то благородной, по его мнению, идее и не всегда разборчив в средствах ее реализации. Напротив, политик, приверженный этике ответственности, задумывается об адекватности выбираемых политических средств осуществления своих идей, испытывает глубокое чувство ответственности за прямые и косвенные последствия своих поступков. Не претендуя на окончательное решение проблемы, М. Вебер заключает, что «должно ли действовать как исповедующий этику убеждения или как исповедующий этику ответственности, и когда так, а когда по-другому, - этого никому нельзя предписать» [3], поскольку не только разум, но и чувства играют существенную роль в политической деятельности [7, с.424].
Важной стороной политической жизни общества является функционирование его политических институтов. Их совокупность образует политическую систему общества. Ее элементами являются государство, политические партии и иные общественные организации, деятельность которых носит политический характер. [7, с.424] Одним и основных институтов господствующих политических систем является государство.
Государство – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения к людям, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. [7, с.426]
Как политический институт от других политических институтов государство отличается рядом признаков. Во-первых, для государства характерно наличие публичной власти, которая складывается из аппарата управления и органов принуждения. К аппарату управления относятся чиновники законодательных, исполнительных, распорядительных и прочих органов, численность которых по мере развития государства растет. Аппарат принуждения в каждом государстве представлен армией, полицией, органами государственной безопасности и т. д. Во-вторых, существенным признаком государства является взимание налогов с населения, которые в значительной мере используются на содержание аппарата управления и принуждения, а также па выполнение общественных дел. Современные государства взимают самые разные налоги: налог на прибыль, налог па добавленную стоимость, налог на экспорт и импорт, налог с оборота, налог с продаж и т. д. В-третьих, для государства характерна определенная территория, на которую распространяются полномочия данною государства. В-четвертых, каждое государство характеризуется конкретными нормами права, которые закрепляют существующую власть и обязанности граждан. В-пятых, для государства характерен суверенитет. От других политических институтов государство также отличается тем, что для него характерны «монополия неэкономического принуждения, не допущения принуждения и насилия со стороны частных лиц, отдельных групп и т. п., исключительное право издавать обязательные для всех законы, исключительное право эмиссии денежных знаков, право... выпускать займы, осуществлять бюджетную политику...» [5]. [12]
Вопрос о происхождении государства и его роли в жизни общества имеет большое теоретическое и научно-практическое значение. В разных теориях высказываются различные причины возникновения государства: в теологической – божественная сила; в договорной – сила разума, сознания; в психологической – факторы психики человека; в органической – биологические факторы; в материалистической – социально-экономические факторы; в теории насилия – военно-политические факторы и т.д.
В литературе выделяются и некоторые другие условия, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные и иные.
Таким образом, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения, прежде всего социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей. Формирование государства – это довольно длительный процесс, который шел у различных народов мира разными путями.
На востоке наибольшее распространение получила такая форма возникновения государства, как "азиатский способ производства" (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.) Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.
По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. Афины – это самая чистая, классическая форма возникновения государства из классовых антагонизмов, развившихся внутри родового строя. В Риме образование государства было ускорено борьбой бесправных плебеев и римской родовой аристократии (патрициев).
Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживается мнения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности – закреплением крестьянства и крупной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками – знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю). [4, глава 11]
Знакомство с историей возникновения государства во многом способствует уяснению вопроса о его функциях. Марксистский подход к этой проблеме является сугубо классовым: главная функция государства – защита интересов правящих классов. Все остальные функции как внешние, так и внутренние подчинены этой главной.
Современное государство выполняет множество разнообразных функций:
Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории "политический режим" и "политическая система" тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
Признаки политического режима:
Осуществляя свое политическое господство, правящий класс по отношению к разным классам, социальным слоям и группам в одно и то же время использует разные, причем зачастую диаметрально противоположные методы, средства. Например, применяя жестко авторитарные методы осуществления власти по отношению к классам своим антиподам, политически господствующий класс в это же время по отношению к одним «своим» социальным слоям использует демократические методы, к другим — попустительские, к третьим — методы прямого насилия и т. д., и т. п. В связи с этим в реальной действительности никогда не существовало и не существует «чистых» политических режимов, всегда наличествует целый спектр политических режимов: тоталитарный, авторитарный, авторитарно-тоталитарный, демократический, демократически-авторитарный, развернутый демократический, либеральней, либерально-демократический, попустительский, попустительско-либеральный и т. д.
Важнейшей характерной чертой всякого политического режима является его двойственность, даже тройственность и т. д. В силу этого ни один из существовавших на предыдущих этапах развития человечества и существующих ныне политических режимов нельзя безоговорочно отнести ни к одному четко определенному типу. Политические режимы периода рабовладения, например, для рабов были жестко тоталитарными, для рабовладельцев — демократическими. Политическая организация эпохи средневековья, обеспечивая демократический режим для феодалов, использовала диктаторские методы осуществления власти по отношению к трудящимся классам. Политический режим капиталистического общества, хотя и прикрывает свою сущность народовластными институтами, демократическим является лишь для власть имущих, но не для трудящихся [1, С. 12—15]. В нашей стране фактически в течение длительного времени существовал авторитарно-тоталитарный политический режим. Однако таковым он являлся лишь для трудящихся. Для партийно-государственного аппарата он во многом был либерально-попустительским. Все названные политические режимы в конкретных странах проявляются со множеством специфических особенностей.
Двойственность, тройственность и т. д. политического режима обусловливает то, что господствующие в ряде стран режимы получают названия по именам государственных деятелей, глав государств и т. д. — гитлеровский режим, режим Пол Пота, режим Пиночета и т. п. [11]
Политика, как уже выяснено, — деятельность, направленная, в конечном счете, на достижение политической власти. Как и всякая деятельность она предполагает наличие того или иного уровня знаний, являющихся первым шагом к действию.
Политическое сознание — это, с одной стороны отражение в сознании людей политического бытия, а с другой стороны, выражение интересов людей и их общностей. В целом политическое сознание — это субъективный образ политического бытия. Субъективность образа означает, прежде всего, принадлежность его субъекту, а не объективному миру. Вместе со сторонами, которые представляют собой копии, фотографии реального и существовавшего ранее политического бытия, в нем содержится и то, что обусловлено спецификой жизненного опыта, интересами, установками, социальной позицией субъекта. Субъективность образа предполагает также неполноту отражения. Образ воспроизводит сущность политических процессов и явлений лишь с большей или меньшей степенью приближения. [2, с.10]
Выделяют массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание. Философский подход к проблеме предполагает также выделение в политическом сознании обыденного и теоретического уровней. Обыденное политическое сознание – это довольно аморфное, подверженное эмоциональному воздействию и вместе с тем достаточно инертное образование, формирующиеся на основе житейского опыта и в значительной мере – в итоге целенаправленного манипулирования со стороны средств массовой информации. Оно представляет собой совокупность представлений простого обывателя о роли государства в общественной жизни, текущих политических событиях, деятельности политических партий и т.д., возникающих на основе усвоенных им мировоззренческих стереотипов, господствующих политических мифов и индивидуального здравого смысла.
Теоретическое политическое сознание составляет содержание политической идеологии. Оно предстает как система научных по форме взглядов: основанная на определенной политической концепции и отражающая политические интересы тех или иных социальных групп. В этой связи выделяют консервативное, радикальное, либеральное, реформистское, демократическое и т.д. политическое сознание. [7, с.434]
Развитие промышленных отношений приводит к возрастанию роли интеллигенции. Она превращается в мощный фактор политической жизни. Интеллигенцию в отношении политики следует разделить на две категории: наемную рабочую силу высокой степени дифференциации, развития и сложности выполняемых функций, а также «свободных» мыслителей. Как наемная рабочая сила интеллигенция пронизывает всю политическую структуру - это значительная часть служащих, бюрократии, номенклатуры, членов партий, идеологов, представителей элиты; публицисты и субъекты сферы общественного сознания и общественной психологии, искусства и т. д. [10]
Наиболее значима роль в политической жизни современного общества либерально-демократической, консервативной и радикальной идеологий. Либерально-демократическая идеология, преобладающая в странах «свободного мира», имеет своим фундаментом Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщая декларация подчеркивает, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве» (ст. 1) [7, с.434]. Основными идеями либерально-демократической идеологии являются свобода личности, широкие гражданские и политические права человека, равенство всех людей перед законом, ограничение вмешательства государства в личную и общественную жизнь, свобода предпринимательства и неприкосновенность частной собственности.
Консервативная и радикальная идеология – это критика буржуазного либерализма «справа» и «слева». В классическом варианте она представлена в трудах английского мыслителя Э. Берка («Размышления по поводу революции во Франции», 1790 г.) и немецких теоретиков К. Маркса и Ф. Энгельса («Манифест Коммунистической партии», 1848 г.). К, Маркса и Э. Берка объединяет довольно-таки равнодушное отношение к правам и свободам отдельного индивида. Э. Берк противопоставляет им интересы человечества в целом, а К. Маркс – интересы пролетариата. В остальных вопросах подходы этих мыслителей совершенно противоположны. Например, К. Маркс верил в человеческий разум, торжество научной природы и призывал к революции. А Э. Берк напротив – предпочитал больше доверять практическому опыту людей, обычаям и здравому смыслу и призывал к реформам.
Консерватизм, в отличие от радикализма, и сегодня является одной из наиболее влиятельных политических идеологий. [7, с.435-436]
Сейчас можно часто услышать, что политика вне морали. Однако, это убеждение не оправдывает себя ни теоретически, ни практически. Политика немыслима без морали, ибо вне ее она превращается уже в нечто другое. Говоря же в целом - мораль изначально не только вне политики, но, в определенном смысле, и вне всех общественных отношений: она привносится всюду, а не только в политику. Место ее рождения - духовно-нравственно развивающаяся личность, и иного быть не может. Сама по себе из себя политика никак не может породить мораль, разве что - аморализм. Мораль в политику привносится моральной личностью, и если таковой нет, то не может быть и моральной политики. Деятельность (рождение, обретение) морального политика действительно чудо, ибо она противоречит "естественным" для "естественной" политики эгоистическим интересам. Вместе с тем такая личность и такая политика - не случайны, а закономерны для морального политика. Эти закономерности лежат как в лоне духовно-нравственного развития личности, так и в сфере политической борьбы, которая тоже в любом случае осуществляется на поприще морали. Выражаясь метафизически - идет борьба добра со злом, от которой никто не может устраниться. "Просто политики" и "просто политиков" не существует, существуют или морально, или, в той или иной степени аморально ориентированные политика и политики. Поэтому непонятно, чем же Кант так возмущает теоретиков-политологов (критикующих теоретиков-этиков) своим высказыванием "моральные политики". Ведь в действительной политике решаются реальные не только политические, но и моральные проблемы, и одно от другого оторвать невозможно. Так же и граждане, формально находящиеся вне политики, имеют моральное право и обязаны судить (оценивать) политиков и политику, поскольку это касается их жизни. При этом, конечно, следует учитывать реалии политической жизни и политической системы. Мораль отнюдь не отменяет "закономерностей политики", не стремится подменить ее "устройства и динамики", но выносит свое суждение и постулирует свои принципы, которые должны быть не абстрактными и абсолютными добродетелями, а учитывать реальную ситуацию. [6, с.425]
В данной контрольной работе мы объяснили, что политическая жизнь общества – это та сфера, где люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы различными методами. Доказано, что соотношение таких явлений, как власть и политика, носит диалектический характер. Власть закрепляет приоритетность интересов и ценностей определенных социальных групп, классов как общих, обязательных для всех. Государство – главный политический институт – имеет множество функций, главнейшие из которых защита существующего государственного строя, регулирование экономики, поддержание в обществе стабильности и порядка. Мы сформулировали, что политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Он может иметь и двойственный, и тройственный характер. Политическое сознание — это субъективный образ политического бытия. Субъективность образа означает, прежде всего, принадлежность его субъекту, а не объективному миру. Вопрос о единстве морали и политики является важнейшим вопросом политической жизни общества. Политика немыслима без морали, а мораль в политику привносится моральной личностью.
1. Андреев С. С. Политический режим и политическая демократия// Социально-политические науки. — 1992. — № 2—3.
2. Андреев С. С. Политическое сознание и политическое поведение// Социально-политический журнал. — 1992. — № 8.
3. Вебер М. Избр. произв. – М.: Прогресс, 1990. – С.704
4. Денисенко, Н. А. Политология [Электронный ресурс] : учеб. пособие [для заоч. формы обучения] / Н. А. Денисенко ; Новосиб. гос. техн. ун-т, каф. истории и политологии. - Электрон. дан. (1 файл). - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2005. - Загл. с экрана. – Имеется печ. аналог.
5. Политология: Энциклопедический словарь. — М., 1993. — С. 69
6. Философия / С.А. Нижников. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 461 с.
7. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.
8. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.
9. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности //Социологические исследования. – 1992. - №7
10. Национальная политическая энциклопедия http://www.politike.ru/dictionary/274/word/inteligencija-v-politike
11. Лекции по политологии
http://politologiyalekcii.ru/mnogoobrazie/politiches.php
12. Лекции по политологии http://politologiyalekcii.ru/gosudarstvo/gosudarstv.php
13. Политология http://all-politologija.ru/bezverbnij-a.a.-politologiya/politicheskaya-zhizn-i-vlastnye-otnosheniya
14. Политология http://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebnoe-posobie/politicheskaya-zhizn
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.