Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания »

Человек как предмет естественнонаучного познания

Человек как предмет естественнонаучного познания [16.11.09]

Тема: Человек как предмет естественнонаучного познания

Раздел: Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.14K | Скачано: 248 | Добавлен 16.11.09 в 10:47 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы


Оглавление

Введение 2

1. Объясните смысл утверждения «Человек – дитя Земли» 3

2. Изложите сущность проблемы антропогенеза 6

3. Покажите основные этапы антропогенеза 9

Список используемой литературы 13

 

 Введение

Что такое человек? В принципе ответ на этот вопрос дали еще К. Маркс и Ф. Энгельс. Тем не менее, в наши дни он вновь стоит в центре внимания естествоиспытателей и философов.

Человек – величайший итог развития материи, процессов органической эволюции на планете Земля. Его появление знаменовало возникновение новой – социальной – формы движения материи. Только человек обладает уникальной способностью самопознания, познания и преобразования окружающего мира. Каждый человек – это богатый мир прошлого, настоящего и будущего, мир мыслей, чувств и борьбы.

Генетика установила глубочайшее биологическое единство всех звеньев органического мира, включая человека. Человек – часть природы. Появление человека знаменовало собой возникновение высшего уровня организации живого, достигнутого в результате его трудовой деятельности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что человек, будучи частью природы,  в то же время является продуктом и творцом истории, обладает общественной сущностью.

 

1. Объясните смысл утверждения «Человек – дитя Земли»

На протяжении многих столетий феномен человека притягивает к себе пристальное внимание ученых естественных, гуманитарных и технических наук, поскольку для всех людей познание самих себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Ведь именно человек – субъект и носитель культуры, именно он интегрирует и замыкает в себе все формы и уровни организации материи, будучи одновременно существом и биологическим и социальным. Человек является предметом изучения разных наук, каждая из которых акцентирует внимание на тех или иных сторонах его жизнедеятельности.

Биологическая эволюция, как считает большинство ученых, завершилась 30 – 40 тыс. лет назад после возникновения человека разумного. С тех пор человек выделился из животного мира, и биологическая эволюция перестала играть решающую роль в его развитии. Определяющим фактором в развитии стала социальная эволюция, от которой сегодня зависит биологическая природа, физический облик и умственные способности человека. Поэтому, говоря о сущности человека, решая вопрос, что же такое человек, нельзя принимать во внимание только биологическую составляющую, игнорируя социальную. Формирование современного человека – результат неразрывного единства биологического и социального его развития.

Если задуматься о месте человека в истории Земли, то можно отметить, что человек на Земле – существо еще очень молодое. Известный датский этнограф Й. Бьерре пишет, что если бы мы могли увидеть историю Земли в рамках лишь одного года, то получилось бы вот что: «В ноябре впервые появляется жизнь – амебы, ящеры, грибы. В середине декабря появляются гигантские животные, а за четверть часа до Нового года, т.е. примерно в 23.45 в новогоднюю ночь, на сцену выходит человек. Вся наша эра занимает только самую последнюю минуту уходящего года». Не менее известный ученый П. Тейяр де Шарден определяет еще более короткий период для существования homo sapiens на Земле: «Тридцать тысяч лет. Длительный период в масштабе нашей жизни. Одна секунда для эволюции». Даже если брать только развитие биосферы, то и здесь история человечества займет лишь очень небольшой отрезок времени. Действительно, история биосферы – это чередование целого ряда этапов эволюции. И только в конце этого развития появляются человек и общество.

Человек, человеческий разум и общество являются вершиной естественного развития Земли и ее биосферы. Со всей определенностью можно сказать, что человек – дитя Земли. Но речь идет не только о человеке как о биологическом виде. Вместе с человеком появляются разум, мысль, сознание.

Известный философ, декан философского факультета Бриджпортского университета, профессор Говард Парсонс в очерке «Происхождение человека: планетарный человек и гуманизированная планета» вводит такое понятие как «планетарный человек». Оно включает в себя «совокупность членов человеческого рода, который в процессе своего становления выделился биологически из породившей его материи литосферы и гидросферы, а психологически эволюционировал за пределы пралогического образа мышления, и которому еще только суждено стать собственно человеческим родом в планетарном масштабе». Данное понятие подчеркивает планетарную природу человека и неизбежность факта именно земного его обитания.

Планета выступает у Г. Парсонса как аналог, и даже синоним биосферы, т.е. пространство, территория, географическая среда и экологические условия, в которых зарождался, протекал и завершался процесс антропосоциогенеза. Эти факторы, как компоненты биосферы, находились в динамике.

Другие не менее знаменитые ученые П. Тейяр де Шарден и  В. И. Вернадский  утверждают, что появление разума, научной мысли в сочетании с трудовой деятельностью человека ведет к превращению биосферы в ноосферу. Из этого можно сделать вывод, что как эволюция Земли и биосферы приводит к возникновению человека, так и появление человека и его совершенствование в свою очередь влияют на развитие Земли и биосферы.

Еще один общий для названных ученых вывод таков: для своего дальнейшего существования люди должны действовать и мыслить в глобальном масштабе всей Земли. Без этого дальнейшее существование человека на нашей планете невозможно.

Однако на данный момент перед всеми живущими на нашей планете людьми стоит другая задача. Она заключается в сохранении и защите биосферы и создании адекватной ей ноосферы. Для достижения этой цели необходимо, чтобы появившееся в процессе эволюции человеческое общество осознало всю важность данного вопроса и направило свою деятельность на преобразование своей среды обитания в лучшую сторону с точки зрения природы, а не техногенного прогресса.

 

2. Изложите сущность проблемы  антропогенеза

Антропогенез – процесс появления и эволюции первобытных людей, процесс эволюционного формирования физического типа современного человека homo sapiens (человека разумного).

По критериям зоологической систематики, человек относится к царству животных (Animalia), типу хордовых (Chordata), классу млекопитающих (Mammalia), отряду приматов (Primates), подотряду узконосых (Catarhini), надсемейству гоминоидов (Hominoidea), семейству гоминид (Hominidae), роду Homo.

Животное происхождение человека подтверждается рядом признаков, указывающих на то, что человек – это результат длительной эволюции позвоночных. В эмбриональном периоде развития у зародыша закладываются многие признаки рыбообразных предков. От земноводных человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, которые также имеются у зародыша. Специфические видовые человеческие особенности возникают лишь на самых поздних стадиях развития.

Рудименты и атавизмы также служат важным свидетельством родства человека с животными.

Однако человек имеет и коренные отличия. К фундаментальным отличиям человека от животных относится наличие разума,  обладание человеческой речью и способность к труду.

Проблема антропогенеза относится к числу сложнейших естественнонаучных проблем. Естественнонаучный аспект проблемы заключается в определении места человека разумного в животном мире. Речь идет об эволюции человека как биологического вида и факторах, которые обусловили этот процесс.

Чарльз Дарвин является основоположником симиальной концепции происхождения человека. Согласно этой концепции, человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего, по мнению Дарвина, ископаемое африканское обезьяноподобное существо. Таким образом, человек был включен в общую цепь эволюционных изменений органического мира.

Вся дальнейшая эволюция человека представляла собой ряд последовательных во времени типов, каждый из которых характеризовался определенными морфологическими чертами, уровнем развития материальной культуры и, вероятно, социального поведения.

Отечественные антропологи выделяют четыре стадии антропогенеза:

Стадия 1: австралопитековые. Они являлись предшественниками человека. Начиная с 1924 года в Южной Африке и с 1959 года в Восточной Африке, имела место череда открытий костных останков двуногих высокоразвитых ископаемых предков. Возраст останков составлял от 5 до 2,5 млн. лет. Австралопитековые являлись гоминидными приматами, были наземными существами, жили на открытых степных пространствах типа саванн. Они вели стадный образ жизни и передвигались на двух ногах. Объем мозга у австралопитеков составлял 520 см3. Наиболее важно то, что австралопитековые систематически использовали камни и другие естественные предметы как орудия нападения, защиты и добывания пищи.

Стадия 2: древнейшие люди (архантропы, питекантропы). Их костные останки и памятники их материальной культуры обнаружены в Азии, в Европе и Африке. По физическому типу они были примитивными существами, сохранявшими в строении немало обезьяньих особенностей. Для них характерна развитая орудийная деятельность, использование огня. Объем мозга питекантропов составлял от 900 до 1000 см3. Период их существования охватывает промежуток времени в 1,3 млн. лет. Абсолютный возраст питекантропов колеблется от 1,6 млн. лет (кенийский питекантроп) до 300 тыс. лет (архантроп из Тотавеля).

Стадия 3: палеоантропы (неандертальцы). Они заселяли обширные территории Старого Света. Изучение многих антропологических находок показало, что в эволюции неандертальцев можно выделить две основные линии. Одна из них – западноевропейские неандертальцы (их возраст 40 – 50 тыс. лет) – оказалась более удаленной от исходной предковой формы (антропоида), чем современный человек.

В 20 – 30 годах на территории Западной Европы были обнаружены скелетные останки палеоантропов. В геологическом отношении они были гораздо древнее поздних неандертальцев. В морфологическом строении они сочетали прогрессивные признаки, сближающие их с палеоантропами, и некоторые архаические особенности. Эта линия оказалась более перспективной. Не обремененные специализированными особенностями и жившие на 100 тыс. лет раньше, эти палеоантропы могли эволюционировать в направлении вида homo sapiens.

Неандертальцы изготовляли более 60 видов орудий труда, вели развитый охотничий промысел, занимались собирательством, жили в постоянных селениях. Также у них происходила специализация труда.

Стадия 4: неоантропы (кроманьонцы). Они появились около 100 тыс. лет назад, и заселяли уже практически всю территорию Старого Света. Именно у них на смену первобытному стаду пришло родовое общество. Кроманьонцы были высокого роста (до 180 см), с объемом черепной коробки до 1400 см3, владели членораздельной речью. С появлением кроманьонцев эволюция человека вышла из-под контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.

 

3. Покажите основные этапы антропогенеза

В наше время существует множество теорий и гипотез о происхождении человека. Рассмотрим наиболее известные концепции данного вопроса.

Креационизм – сотворение жизни Богом. Эта концепция имеет самую длинную историю, так как практически во всех древних политеистических религиях выделялся бог, ответственный за начало жизни. В мировых религиях эта функция приписывается единственному Богу – творцу мира. Так, в иудео-христианской традиции Бог сотворил мир, в том числе растения, животных и человека, за шесть дней. Некоторые христианские теологи верят, что это были обычные дни по 24 часа. Другие богословы относятся к библейским текстам как к аллегории и считают, что каждый день творения занимал тысячу лет. Но в любом случае все рассуждения базируются лишь на вере в библейские откровения, сомневаться в которых нельзя, а научные истины в соответствии с принципом фальсификации всегда подвергаются сомнению.

Поэтому концепция креационизма, по существу, научной не является, поскольку возникла в рамках религиозного мировоззрения. Она утверждает, что жизнь такова, какова она есть, потому что такой ее сотворил Бог. Тем самым практически снимается вопрос о научном решении данной проблемы, так как все религии требуют принимать это положение на веру, без доказательств. Тем не менее, эта концепция до сих пор продолжает пользоваться довольно большой популярностью.

Панспермия – занесение жизни, живых существ, в там числе и человека, из космоса. Эта гипотеза была разработана на стыке космогонии и физики немецким ученым Георгом Рихтером в 1865 году. Согласно его идее, зародыши простых организмов могли попасть в земные условия вместе с метеоритами и космической пылью, положив начало эволюции живого, породившей все многообразие земной жизни. Таким образом, концепция панспермии предполагает, что земная жизнь в виде некоторых «Семян» широко распространена в космосе.

В 1908 году шведский химик Сванте Аррениус поддержал гипотезу космологического происхождения жизни. Данная гипотеза была поддержана также Г. Гельмгольцем и В. И. Вернадским, что способствовало ее широкому распространению среди ученых. Довольно большое число сторонников имеет эта концепция и в наши дни.

Тем не менее, убедительных аргументов в пользу концепции панспермии нет. При этом есть серьезные доводы против нее. Считается, что живые организмы должны погибнуть в космосе под действием ультрафиолетовых и космических лучей.

Некоторая часть ученых склоняется к версии о «направленной» панспермии. Суть ее – в признании существования некой галактической сверхцивилизации, которая создает и распространяет семена жизни по разным планетам. К сожалению, при всей своей привлекательности, эта версия не выдерживает строгой научной критики, так как нет ни одного довода в ее пользу.

Гипотеза Э. Мулдашева опирается на информацию, содержащуюся в религиозных книгах буддизма, книгах Нострадамуса, Е. П. Блаватской, Р. Штайнер, данных экспедиций в Тибет. Согласно ей, современный человек – это своеобразный потомок более совершенных и могучих разумных существ: лемурийцев, атлантов, которые первоначально возникли путем уплотнения духа много миллионов лет назад, и с тех пор сменилось 5 разумных цивилизаций – 5 рас разумных существ. Современный человек относится к последней, пятой разумной цивилизации.

Предполагается, что представители первой разумной расы («саморожденные») представляли собой ангелоподобных существ («сгусток психической энергии, который частично материализуется, призракоподобен») ростом 50 – 60 метров, имели один глаз (тот, который мы сейчас называем «третьим», для приема психической энергии) и размножались путем деления. Представители второй расы разумных существ, называемых «потом рожденные» или «бессмертные», представляли собой более плотные, но еще призракоподобные существа, высотой около 40 метров, имели также один глаз и размножались путем почкования и спор.

Есть предположения, что в период существования динозавров существовала третья древняя разумная цивилизация: ранние лемурийцы были около 20 метров ростом, четверорукие и двуликие, с мягким телом, с зачатками костей, общающиеся путем «чтения мыслей», размножающиеся путем, близким к почкованию. Затем произошло разделение полов – появились мужские и женские особи поздних лемурийцев, их рост составлял 6 – 8 метров, они были двурукие и одноликие.

Атланты – четвертая разумная раса, некоторое время существовали с поздними лемурийцами. Имеются сведения о том, что атланты были разных наций, с разным цветом кожи.

Рассмотренная гипотеза о происхождении человека представляет значимую ценность, имеет ряд убедительных доказательств, хотя и не согласуется с привычными эволюционными антропологическими гипотезами о биологическом происхождении человека от обезьяноподобного предка.

И. А. Добросоцкий попытался объединить «биологическую эволюцию» и «духовно-космическую эволюцию» современного человека. Предполагается, что на основе мутаций и естественного отбора постепенно шла биологическая эволюция от обезьяны к человеку. Но решающим толчком для возникновения современного разумного человека стало взаимодействие первобытного человекообразного существа с высокоразвитыми духовными разумными космическими существами, которые воспринимались людьми как Боги, и рожденные от них земными женщинами дети создали современный физический и интеллектуальный облик «человека разумного», то есть кроманьонца.

Рассмотренные гипотезы имеют право на существование, имеют определенную ценность, но наиболее традиционной и доказательной как палеонтологическими, так и археологическими данными до сих пор остается биологическая гипотеза эволюции человека.

 

Список используемой литературы

  1. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, Г. В. Баранов и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 303 с.
  2. С. В. Слинкин, Э. Ф. Садыкова. Основы естествознания: Учебное пособие. – Тобольск: Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева., 2003. – 160 с.
  3. Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 670 с.
  4. Дубинин Н. П. Что такое человек. – М.: Мысль, 1983. – 334 с., ил., схем.
  5. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Мысль, 1988.– 415 [1] с.: схем.
  6. Столяренко В. Е., Столяренко Л. Д. Антропология – системная наука о человеке: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. (Серия «Высшее образование») – 384 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+5
Размер: 17.14K
Скачано: 248
Скачать бесплатно
16.11.09 в 10:47 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе