Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания »

Человек как предмет естественнонаучного познания

Человек как предмет естественнонаучного познания [03.06.13]

Тема: Человек как предмет естественнонаучного познания

Раздел: Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания

Тип: Контрольная работа | Размер: 39.86K | Скачано: 235 | Добавлен 03.06.13 в 14:58 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Барнаул 2013


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение

2. Объясните смысл утверждения: «Человек – дитя Земли»

3. Изложите сущность проблемы антропогенеза

4. Покажите основные этапы антропогенеза

5. Заключение

6. Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в науке утвердилось понятие, что человек – биосоциальное существо, соединяющее в себе и биологический и социальный компоненты, а также обладающее разумом – высшим результатом развития мира. Однако не стоит забывать, что «человек – венец творения природы». Именно этот аспект  нам необходимо раскрыть через естественнонаучную картину мира. Следовательно, первостепенная задача будет направленна на исследование антропогенеза и выяснение внутренне присущих ему противоречий, а также закономерностей возникновения, развития и замены одних исторических стадий другими.

Еще в античной философии много внимания уделялось определению природы человека. Одни  видели ее в естественном образе жизни, в удовлетворении желаний и материальных потребностей, другие - в чувствах, общих у человека и животных, третьи - в  разуме.  

Итак, человек как предмет естественнонаучного познания может рассматриваться в трех аспектах: происхождение; соотношение в нем естественного и гуманитарного; изучение специфики человека методами естественнонаучного познания. Соотношение социального и биологического в жизни и поведении человека, общественная природа труда и его решающая роль в возникновении и развитии человечества, тенденции и перспективы взаимосвязи общества и природы были и остаются актуальными не только в научном, но и в идеологическом плане, ибо они непосредственно связаны с осознанием и обоснованием коренных материальных интересов, социальных позиций и исторических перспектив различных общественных классов и политических сил. В связи с этим возрастает интерес  к, казалось бы, далекой от нынешних забот человечества проблеме антропосоциогенеза.

 

  1. Объясните смысл утверждения: «Человек – дитя Земли»

Земля есть средоточие жизни. Мы можем утверждать это с полной определенностью, исходя из личного опыта и на основании исторического опыта всего человечества [1, с. 4]. Вся природа в целом представляет собой необходимую предпосылку для генезиса человека[3, с.227]. [4]

Человек, человеческий разум и общество в целом являются пиком естественного развития Земли и ее биосферы. Большой вклад в такое понимание естественно-научной картины мира и места человека в истории Земли внес П. Тейяр де Шарден. Согласно ему, в ходе развития Вселенной на Земле естественным «скачкообразным образом» совершился переход от неживого к живому, возникла биосфера. Ее эволюция в свою очередь привела к возникновению человека. Таким образом, человек – дитя Земли [3, с. 229].

Однако человек рассматривается не только как результат биологической революции, но и как что-то гораздо большее. Вместе с человеком появляются разум, мысль, сознание. В. И. Вернадский утверждал, что кульминационная точка – разум человека, его «научная мысль», которая в соединении с трудовой деятельностью является основной силой, ведущей к преобразованию биосферы в ноосферу. Изменение биологического состояния, приведшее к пробуждению мысли, не просто соответствует критической точке, пройденной индивидом или даже видом. Будучи более обширным, это изменение затрагивает саму жизнь в ее органической целостности и, следовательно, оно знаменует собой трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты. Таким образом, не только эволюция Земли и биосферы приводит к возникновению человека, но и появление человека и его развитие в свою очередь влияют на развитие Земли и биосферы.

Следующий вывод заключается в том, что людям необходимо мыслить не как изолированным индивидам, а в глобальном масштабе всей планеты. Без этого невозможно дальнейшее существование человека на Земле. Рассматривая вопрос о месте и назначении человека в истории Земли, мы сталкиваемся с проблемой, касающейся будущей судьбы человека как вида на этой планете. По сути реальная жизнь на Земле уже наполовину в прошлом, а Солнце примерно через 4 млрд лет превратится в красный гигант и поглотит в своем огне жизнь на Земле, а в конечном счете и саму Землю. На столь неутешительные выводы ученые утверждают, что человечество, несомненно, решит проблему собственного выживания. К примеру, В. И. Вернадский считал, что имеет место быть существование жизни не только на Земле, но и за ее пределами. В связи с выходом человека за пределы Земли в Космос и осознанием космической роли жизни, в ходе теоретической работы над фундаментальными проблемами жизни высказаны гипотезы о принципиальной возможности функционирования живых систем на иной химической основе. Однако, как и 4 века назад мечты и надежды на существование жизни на других планетах остаются беспочвенными.

А на данный момент, живущим на этой планете следует не забывать, что перед человечеством, кроме проблемы будущего, стоит и другая, гораздо более актуальная земная задача – сохранение существующей биосферы и создание адекватной ноосферы.

 

  1. Изложите сущность проблемы антропогенеза

 

Суть проблемы антропогенеза заключается в том, чтобы объяснить, что способствовало  появлению на Земле человека разумного (Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих. Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика. Стоить заметить, что в данном случае мы исключаем различного рода мистические и божественные концепции объяснения происхождения человека и будем рассматривать научное решение этого вопроса, опирающееся на современное естествознание.

Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и природа всегда были и являются такими, как их создал Бог. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку.

Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX веке, и главным достижением в этой области было утверждение эволюционной теории. В 1859 г. в Лондоне вышла книга английского естествоиспытателя Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора», а в 1871 г.— «Происхождение человека и половой отбор». Книги сразу же стали объектом всеобщего внимания.  Открытие Ч. Дарвином животного происхождения человека произвело настоящий переворот в мировоззренческих, научных, житейских представлениях современников. Ч. Дарвин, преодолев однолинейный детерминизм Ж-Б. Ламарка, блестяще разрешил биологический аспект этой проблемы. Он доказал, что в качестве движущей силы прогрессивной эволюции животного мира выступают изменчивость, наследственность и естественный отбор. Последний играет роль своеобразного фильтра случайностей органического развития, влияющих на отклонения в эволюции вида, благодаря чему преимущественно выживают и оставляют потомство не только самые сильные, наиболее приспособленные к тем или иным природным условиям, но и самые пластичные в смысле дальнейшей биологической эволюции виды, популяции и индивиды. Однако разработав теорию естественного происхождения человека, он не включил в нее влияние социального фактора на его развитие. Кроме того, в теории Дарвина отсутствует качественное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза [3, с. 235].

Особое внимание на это было обращено в трудовой теории антропогенеза, защитником которой был в частности Ф. Энгельс. Научный подвиг Ф. Энгельса заключается в том, что он разработал социальный аспект антропосоциогенеза, причем сделал это в условиях, когда в общественном сознании господствовали теология и телеология. Представители данной теории утверждали, что труд в процессе становления развивает в человеке способность преобразовывать по своим меркам, а также способствует его собственному формированию. Таким образом, в становлении человека и общества главную роль играет трудовая деятельность.

Новая волна критики дарвиновской теории пришлась на XX век. Появилась мутационная теория эволюции нидерландского ученого Хуго де Фриза, согласно которой новые виды появляются скачкообразно, в результате мутаций в генном наследственном аппарате. Дарвинизм подвергался критике вплоть до конца 20-х гг., пока не возникла и не закрепилась синтетическая теория эволюции - современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма.

Также нельзя обойти стороной эволюционную теорию антропогенеза П. Тейяра де Шардена, которую он изложил в своей работе «Феномен человека». Его важнейшей заслугой является то, что он в рамках эволюционной концепции обосновал единство биологической и социальной природы человека. При этом автор ставит акцент на на том, что возникновение человека – процесс коллективный и «первым человеком» является и может быть только множество людей.

Вся цепочка предшественников современного человека с точки зрения сегодняшнего естествознания будет выглядеть так: самый древний известный науке предок человека и высших обезьян — рамапитек — жил на территории от Индии до Африки около 14 млн лет назад. Около 10 млн лет назад от него отделился предок орангутанга — сивапитек, который остался в Азии. Общий же предок гориллы, шимпанзе и человека, по-видимому, обосновался в Африке, поскольку именно там обнаружены древнейшие орудия труда (примерно 2,5 млн лет назад) и остатки жилищ (1,75 млн лет). В Африке найдены останки человека умелого — зинджантропа, жившего 2 млн лет назад. Он обладал уже  чисто человеческими признаками, как прямохождение и заметная развитость кисти руки. При этом название «умелый» ему дано за умение изготовлять и применять первобытные каменные орудия труда. От человека умелого прослеживается связь с древнейшим человекообразным существом — австралопитеком, жившим от 4 до 2 млн лет назад. Далее развитие современного человека прослеживается более определенно: питекантроп (обитавший во временных рамках 1,9— 0,65 млн лет назад); синантроп (400 тыс. лет назад) и неандерталец (ранняя форма Homo sapiens), появившийся, по разным данным, от 30 до 40 тыс. лет назад.

Стоит отметить, что антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса. Основная проблема в восстановлении эволюции человека – у нас нет близких родственников среди живущих ныне предков, самыми ближайшими являются шимпанзе и горилла.

 

  1. Покажите основные этапы антропогенеза

 

Антропогенез – происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества.

Долгое время о данном процессе судили, основываясь на находках ископаемых людей и его предков. Однако последние годы существенный вклад в эту проблему внесли молекулярно-генетические подходы изучения человека и родственных ему животных, которые позволили уточнить, а иногда и пересмотреть, данные палеонтологии.

Сравнительный анализ специфических фракций ДНК показал, что человек и высшие человекообразные обезьяны имеют уникальную фракцию, полученную от общего предка, которая не обнаруживается у других видов приматов. Данные о единстве происхождения всех гоминоидов были получены при анализе аминокислотных последовательностей цепи миоглобина и разных цепей гемоглобина, которые оказались очень консервативными. При этом еще раз подтвердилось наибольшее эволюционное родство между человеком и шимпанзе.

«Молекулярная» картина происхождения человека и родственных ему животных ценна своими датировками событий, однако не дает свидетельств о морфо-физиологических и социальных изменениях, происходивших в ходе антропогенеза. В этом отношении более ценными являются палеонтологические данные, хотя ископаемые остатки также не дают полной картины эволюции человека и его предков, особенно ранних. В результате многие относительно частные детали антропогенеза не являются общепринятыми до сих пор и принимаются только с определенной вероятностью. Очень многое зависит от достаточно субъективного мнения, поэтому приходится с уверенностью говорить только о родстве ископаемых форм, а не о том, кто чьим предком является.

Стадия антропогенеза

  •  

Время существования, годы до н.э.

Рост, см

Распространение по планете

Признаки, характерные для людей

Объем мозга,  

  •  
  •  

4,5-1,75 млн.лет

  1.  

Юг Африки

Прямохождение, использование предметов

  1.  

Человек умелый

2 млн.лет

  1.  
  •  

Изготовление орудий труда

  1.  
  •  

(древнейшие люди)

Человек прямоходящий, Человек гейдельбергский

Ранние формы – 2,6 млн.лет, расцвет – 600-400 тыс.лет

  1.  

Африка, Западная и Центральная Европа, Восточная Азия, Индонезия

Речь (примитивная), простые формы коллективной деятельности

  1.  
  •  

(древние люди)

Человек неандерталец

Ранние формы – 1,5 млн.лет, расцвет – 250-40 тыс.лет

  1.  

Европа, Азия, Африка

Речь (лепет), сложные формы коллективной деятельности, забота о ближних, добывание огня

До 1500

  •  

(новые люди)

Человек разумный

Появление – 70 тыс.лет, расцвет – с 40-35 тыс.лет

  1.  
  •  

Настоящая речь, мышление, искусство. Развитие с\х, ремесел, религии

  1.  

Несколько выводов по данному вопросу: в процессе антропогенеза увеличивался объем головного мозга; уменьшалась роль биологических факторов; увеличивалась роль социальных; развивались анатомо-морфологические особенности, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общность различных направлений современного естествознания заключается в принятии в качестве фундамента всех теоретических построений положения о парадоксальности человека. Обычно научные споры сводятся к проблеме взаимоотношения биологического и социального. При этом рассматриваются соотношения между врожденным и приобретенным, органическим (структурным) и функциональным, соматическим и психическим, внутренним и внешним, индивидуальным и общественным [5]. Такое разделение особенно было свойственно отечественной антропологии. В разные периоды развития научного знания преобладали особые методологические подходы при рассмотрении феномена человека.

В настоящее время существует три направления научных трактовок феномена человека. Первое – биологическое объединяет учения, указывающие на первичность естественно-биологических аспектов человеческой природы. Второе направление – социальное характеризуется стремлением выявить типические, универсальные формы зависимости человека от социального контекста. Третье направление можно условно обозначить как психологическое, фокус исследовательского внимания в котором сосредоточен на душевно-психических аспектах человеческой деятельности.

Проблема происхождения человека в последнее время все чаще становится предметом дискуссий, однако прийти к единому мнению до сих пор не удается.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев В.П. Становление человечества / В.П. Алексеев. - М.: Политиздат, 1984. - 462 с.
  2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества: современные методологические проблемы и критика немарксистских взглядов / И.Л. Андреев. – М.:
  3. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, Г.В. Баранов и др,; По ред. проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 2-е изд,; перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 303 с.
  4. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден / ACT», 2002. — 553 с.
  5. Шатковский А.Г. Антропогенез: основные проблемы: учебное пособие / А.Г. Шатковский. – Владивосток.: ДВГМА, 2000. – 28 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 39.86K
Скачано: 235
Скачать бесплатно
03.06.13 в 14:58 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе