Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Бесплатные шпоры и ответы по культурологии к экзамену

Бесплатные шпоры и ответы по культурологии к экзамену [18.06.09]

Тема: Бесплатные шпоры и ответы по культурологии к экзамену

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Шпаргалка | Размер: 33.28K | Скачано: 708 | Добавлен 18.06.09 в 20:27 | Рейтинг: +93 | Еще Шпаргалки


Экзаменационные вопросы по культурологии:

1. Культура ее структура и функции.

2. Сферы духовной культуры

3. Основные культурологические концепции

4. Культура первобытного общества.

5. Культура Древнего Египта.

6. Культура Древней Месопотамии (Двуречья)

7. Культура Древней Индии.

8. Культура Древнего Китая

9. Культура Японии.

10. Культура Древней Греции

11. Культура Древнего Рима

12. Культура западноевропейского средневековья

13. Культура Средневекового арабского Востока.

14. Культура Итальянского Возрождения

15. Культура Северного Возрождения

16. Культура Киевской Руси

17. Западноевропейская культура 17 века.

18. Культура эпохи просвещения в Западной Европе (18 век.)

19. Европейская культура 19 века.

20. Западная культура 20 века.

21. Культура Византии.

22. Мировые религии.

23. Национальные религии.

24. Культура русских княжеств в 12 – 13 веках.

25. Культура Руси 14 – 15 веков.

26. Русская культура 16 века.

27. Русская культура на пороге Нового времени 17 века.

28. Русская культура в 18 веке.

29. Культурный взлет России в 19 веке.

30. Отечественная культура в 20 веке.

 

Экзаменационные ответы по культурологии:

Культура ее структура и функции.

Слово культура возникло от слова культ – один из основных элементов религии, это могут объяснить действия, пение, чтение, пляска, имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклону или привлечь божественные силы. Цицерон впервые вводит понятие культуры – обработка, возделывание, работа человека над своей душой. Культура – собирательный образ, включает и религию, и искусство и др. Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Культура – это также способ регуляции сохранения, воспроизведения и развития все общественной жизни, культура понимается только через деятельность человека в динамике исторического развития. Два способа овладения культурой: межличностное общение и самообразование.

Структура культуры в широком смысле:

Функции:

  1. гуманистическая – занимается «возделыванием духа», воспитанием, образованием
  2. трансляции – это социальная память человечества, функция исторической преемственности
  3. гносеологическая – познавательная, накапливает знание о мире, создает возможность для его изучения
  4. регулятивная – регулирует различные стороны и виды деятельности людей
  5. семиотическая – культура предполагает знание и владение системой знаков

аксеологическая – формирует ценностные ориентации, их качество и уровень.Сферы духовной культуры

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой «вертикальное» сечение культуры, «пронизывая» всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура. Духовная культура – включает в себя интеллектуальную, нравственную, художественную и др. Она также результат деятельности человека, может передаваться только путем общения. Мифология – самая первая форма духовной культуры. Возникла тогда когда человек не выделял себя из природной и общественной сред, его мышление было не отделено от эмоций. Религия – мировоззрение и соответствующее ему поведение, определенное верой в существование бога или высшее начало, а также чувство связанности и зависимости по отношению к тайной силе, дающей человеку опору в жизни. Искусство осваивает мир через систему образов. Под ним понимают эстетическое мастерство и созданные благодаря ему произведения. Наука – разрабатывает и систематизирует объективные знания о действительности. Философия – это система взглядов на мир, нечто среднее между искусством, религией и наукой. Ее задача – осмысление, оценка результатов человеческой деятельности, в том числе и научной. Нравственность – особая форма общественного сознания и способ регуляции действий человека в обществе с помощью норм, получающих идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого.

 

Основные культурологические концепции

Понятие культура центральное в культурологи. Слово культура происходит от латинского означающего возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменения в природном объекте под воздействием человека в отличии от тех изменений которые вызваны естественными причинами.

По оценкам ряда исследователей существует около тысячи определений культуры, в современной культурологи наиболее распространенные техническая, деятельностная и ценностная концепции культуры. С точки зрения технологического поворота культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводство общественной жизни. Деятельностная концепция рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека, который отражается во всем обществе. Ценностная (аксеологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни – должного жизни общества, и культура в ней рассматривается как воплощение реализация должного в сущее реального.

 

Культура первобытного общества.

Археологи выделяют три этапа в развитии первобытного общества по характеру производства орудий труда:

1) Каменный век самый длительный и в свою очередь делится на три периода: палеолит (до 10 тыс. лет до н.э.) – орудия из камня. В палеолите выделяют древний, ранний, нижний и поздний (верхний) этапы, которым соответствуют определенные типы культуры; мезолит (10-8 тыс. лет до н.э.) период значительного вымирания человечества ввиду сокращения поголовья животных, т.е. объектов охоты, также этот период характеризуется появлением стрел и приручением собак; неолит (8-5 тыс. лет до н.э.) период от присваивающего хозяйства к производящему, т.е. появление земледелия, скотоводства, возникновение оседлого образа жизни, изобретение различных способов добычи огня.

2) Медно-бронзовый век (конец 2 – начало 1 тыс. до н.э.) распространение орудий труда, и оружия из меди и бронзы, управленческие функции внутри происходят от женщины к мужчинам; появление кочевого скотоводства и поличного земледелия, письменности и первых государств (Египет, Междуречье, Индия, Китай).

3) Железный век (1 тыс. лет до н.э.) распространение металлургии железа и изготовление железных орудий труда и оружия,  быстрый рост производительности труда и переход к классовому обществу и государству. По данным науки, современный человек как субъект культуры формируется примерно в период позднего палеолита, а период (40-35 тыс.лет до н.э.) становится начальным этапом формирования человека, появляется homosapiens, т.е. человек разумный. В этот период формируются взгляды, представления, отразившиеся в искусстве и религии, однако этот процесс происходил не повсеместно и не одновременно – в южных регионах значительно раньше, чем в северных.

Универсальные формы духовной жизни первобытных людей является мифология, миф – это особый вид мироощущения специфическое образное представление о явлениях природы и общественной жизни. Мифология – это основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени развития. В духовной жизни развития первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. С развитием человеческого общества связано появление и развитие религии.Культура Древнего Египта.

Культура Древнего Египта является одной из древнейших культур человечества. Она существовала примерно с конца 4-ого тысячелетия до н.э. и до 332 года до н.э. Формирование Египта как государства происходило в 4-ом тысячелетии до н.э. Уже к началу тысячелетия на севере и на юге реки Нил появляются более 40 городов стоящих во главе областей или номов. Во второй половине тысячелетия складываются два крупнейших государственных объединения: Северное (нижнее) царство и Южное (верхнее). К началу 3 тысячелетия до н.э. образуется единое египетское государство возникшее в результате победы царя южного Египта Мина над северным, который заложил крепость Инбу-Хедж (Белые стены) превратившуюся потом в столицу нового гос-ва – Мемфис. В истории Древнего Египта выделяют несколько больших периодов первый из них именуется додинастическим – 4 тыс.лет до н.э. в течении которого зарождалась египетская цивилизация. Последующие периоды охватывающие 30 династий фараонов египетский жрец Манефон написавший историю своей страны предложил называть следующими царствами:

А) Древним (3 тыс. лет до н.э);

Б) Средним (конец 3-его – начало 2 тыс. до н.э.);

В) Новым (2 тыс. до н.э.).

Последний период древней Египетской истории иногда называют поздним временем (1 тыс. до н.э.).

Древний Египет стал классическим примером речной цивилизации, по сколько решающую роль в его существовании играл Нил. Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-мифологических богов Египта. Верховным божествами были бог солнца Ра, культ обожествленного царя Фараона, культ диких и домашних животных6 лев, корова, кошка, козел, крокодил, коршун. Прослеживая эволюцию Египта, следует отметить, что уже в додинастический период он имел развитое земледелие с скотоводство, виноделие и ткацкое ремесло. К этому периоду относится также начало изготовления папируса, что способствовало широкому распространению письменности. Его культура была в полном смысле самобытной.

 

Культура Древней Месопотамии (Двуречья)

В IV – III тыс. до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигр и Евфрат – возникла и утвердилась столь же высокая, как и в Египте, культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ, и существовало одно и то же государство – Древний Египет, в Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города. Более динамичной, чем в Египте, была история и культура Двуречья.

Древнейшая культура Двуречья – шумеро-аккадская. Именно шумеры, по мнению большинства современных востоковедов, являются родоначальниками всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы – о «Золотом веке»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры – авторы первых и древнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов; они разработали и записали первый календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры.

 

Культура Древней Индии.

Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. На ее территории обнаружено значительное количество остатков материальной культуры, соответствующей периоду первобытнообщинного строя и датируемой нижним палеолитом, мезолитом и особенно неолитом (разнообразные орудия охоты, тесла, зернотерки, остатки тканей, черепки разнообразных глиняных сосудов и др.). в некоторых древних стоянках найдены образцы наскальной живописи с изображением отдельных фигур животных и человека, а также целых охотничьих сцен.

Раскопки в долине Инда доказывают наличие здесь уже в 4 – 2 тыс. до н.э. яркой и самобытной культуры. Культура Мохенджо-Даро и Хараппы (названы так по месту обнаружения древнейших городских поселений) конца 3 тыс. до н.э. представлена наряду с традиционными орудиями труда из камня изделиями из бронзы и меди (топоры, серпы, пилы, долота, ножи, рыболовные крючки, наконечники стрел и копий). Жители этой долины первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого развития и искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Наиболее совершенной среди древневосточных городов оказалась система водоснабжения и канализации. В городах строились двух- и трехэтажные здания из обожженного кирпича.

Подлинный подъем и расцвет индийская культура и наука (династии Маурьев, Гуптов) достигли в 4 – 2 вв. до н.э. – 7 в. н.э. В этот период индийскими учеными была создана десятичная система  исчисления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененном виде арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, исчисление числа «р» (3,1416…), арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры.

 

Культура Древнего Китая

Китай – самая большая из обособленных и самая обособленная из известных цивилизаций.

Жители Древнего Китая – одного из первых государств на Земле – создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы,  что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этот древнейший (две тысячи лет до н.э.) период китайцам так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они поклонялись духам гор, земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра и др. Этим  духам молились, приносили жертвы ,к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них выделялось главное «верховное» божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей.

Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, т.е. представителем бога на земле. Уже с 13 в. до н.э. для обозначения царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только «верховное» божество.

Очень сильным был также культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того – она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили,  что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари.

В середине 1 тыс. до н.э. в Китае оформляются три главные идеологических направления, вследствии расформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначально возникший в Индии ,но вскоре широко распространившийся в Китае. Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор.

 

Культура Японии.

Культура Японии родилась в эпоху Средних веков на японских островах. Государственность формируется к 6 в. н. э. Яма-то. Древние центры Японской культуры, города – центры: Нара (6 – 8 вв.), Киото (9 – 12 вв.), Эндо (Токио) (13 – 17 вв.). Японская культура молодая, много усваивает из других культур, но не утратила самобытности (использовали китайские иероглифы, но система письма модифицирована – слоговое письмо). Реформатором стал Ку-кай в 9 веке Японцы поэтизируют повседневность. Рождается Экибана (искусство букетов). Литература появилась в 8 веке, когда Китайскими иероглифами было написано собрание мифов Кодзики. Великий поэтический сборник: собрание множества листьев, это лирические стихи, воспевающие природу. В эпоху Киото рождается классическая литература, созданная придворными флейленами, прозаические пр-ния: Мурасаки – Сикибу. Эпоха Эдо – время правления сегунов с 12 – 19 в. они правили страной, упразднилась власть императора. Они закрыли страну для иностранцев, возвысили самураев. Бусидо – кодекс чести самураев. Рождается металлургия, японский театр кабуки. Национальная религия – поклонения духам, демонам, стихиям Синтоизм – путь богов. Это самая молодая из национальных религий 6 – 7 вв. н. э. на Японских островах, основателя нет, это полидемонизм (много духов).

 

Культура Древней Греции

Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами ее были остров Крит и город Микены в материковой Греции.

Время возникновения критской культуры (или минойской – по имени легендарного царя Крита Миноса) – рубеж 3-2 тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200г. до н.э. вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. В начале 20 в. в результате археологических раскопок под руководством английского ученого А.Эванса в Кноссе (центральная часть острова) был открыт самый первый из критских дворцов. Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом Миноса, именно этот дворец и был знаменитым лабиринтом, описанным в греческих мифах о Минотавре – чудовище Минотавре – чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью. Но несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения. Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышными.

Особое внимание заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности «игры с быками» - религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов – культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) – центральная фигура минойского пантеона богов.

 

Культура Древнего Рима

Эллинские государства, возникшие в 4 в. до н.э., существовали сравнительно не долго. Уже во 2 – 1 вв. до н.э. большинство из них было завоевано Римом. С этого времени центром античной культуры становится территория современной Италии.

 

Этрусская культура.

Древнейшей цивилизацией на территории Апеннинского полуострова считается этрусская. В 1 тыс. до. н.э. на территории Средней и Северной Италии этруски создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света,  - характерные черты их городов. Этруски первыми начали строить здания с купольным содом, возводившимся из клиновидных балок.

Большое влияние на самобытную этрусскую культуру оказали греки, появившиеся здесь в ходе Великой колонизации (8-7 вв. до н.э.). этруски подражали им в формах и орнаментах керамики, строили храмы по греческим образцам, этрусские божества все больше и больше приобретали функции и черты греческих, усвоили этруски и образы греческой мифологии, гомеровский эпос. В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские народы, и в частности, на римлян: этрусское влияние прослеживается в архитектуре, скульптуре, религии Древнего Рима.

 

Культура западноевропейского средневековья

В 4-9 вв. произошел переход от «римского мира» к «христианскому миру» вместе с которым возникла и западная Европа. Западный христианский мир появился в процессе слияния римского и варварского миров, хотя он и сопровождался серьезными издержками – разрушениями, насилием и жестокостью, утратой многих важных достижений античной культуры и цивилизации. В социальном развитии главным положительным изменением стало упрознение рабства, благодаря чему было ликвидировано противоестественное положение, когда огромная часть людей юридически и фактически исключались из категории людей.

Средневековье открыло простор для широкого применения машин и технических изобретений. Это стало прямым следствием отмены рабства. Уже в 6 веке начинает использоваться энергия воды благодаря применению водяного колеса, а в 12 веке появляется ветряная мельница, использующая энергию ветра.

Одна из важнейших черт средневековой культуры состоит как раз в возникновении в ней вполне определенных субкультур. Вызванных строгим делением общества на 3 сословия:

1) считалось высшим сословием, оно подразделялось на белое – священство и черное – монашество. В его ведении находились дела небесные, забота о вере и духовной жизни. Именно оно в особенности монашество с наибольшей полнотой воплощало христианские идеалы и ценности.

2) выступавшая главным образом в форме рыцарства. В ведении аристократии находились дела земные и прежде всего государственные задачи по сохранению и упрочению мира, защите народа от притеснений, поддержанию веры и церкви. Подобно монашеским в средние века существовали рыцарские ордена.

3) нижний слой средневекового общества составляло третье сословие, туда входили крестьяне, ремесленники, торговая и ростовчительская буржуазия. Культура данного сословия также обладала неповторимым своеобразием, резко отличавшим его от культуры высших сословий. Именно в ней дольше всего сохранялись элементы варварского язычества и идолопоклонства. Простые люди были не слишком щепетильны в соблюдении строгих христианских рамок.

 

Культура Средневекового арабского Востока.

Это первая мусульманская культура. Распространилась от Испании до Китая. В результате завоевания в 8 в. арабами этой территории. Ислам оставил след в 5-ти странах: в византийской, индийской, африканской, иранской, тюркской. Религиозный центр арабов – Мекка. Специфика культуры: высокий уровень развития научных знаний и философии. У Индии арабы заимствовали цифры и понятия нуля. Они стали основателями химии и алгебры. Получила развитие медицина. Литература имела мистический характер, восхваляла Бога, ее главная цель – таинственное воссоединение человека с Аллахом, поэма «Масневи» Руми, Омар Хайям. Искусство очень специфическое. Ислам запрещал изображать живых существ, самые распространенные орнаменты либо растительные, либо геометрические, каллиграфия – искусство красивого письма.

 

Культура Итальянского Возрождения

В конце 14-начале 15 вв. в Европе, а именно – в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (ренессанс).

Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскивают рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья.

У истоков Возрождения (Раннего Возрождения) в Италии стоял великий Данте Алигьери ( 1265-1321), автор «Комедии», которую потомки, выражая свое восхищение, назвали « Божественная комедия» Данте взял привычный для Средневековья сюжет и сумел силой своего воображения провести читателя по всем кругам Ада, Чистилища и Рая; некоторые простодушные его современники полагали, что Данте действительно побывал на том свете.

Данте, Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375) – знаменитые поэты Возрождения, были создателями и получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры. Примером их может служить сонет № 215 из «Книги Песен ».

Последователем Петрарки был Боккаччо, автор «Декамерона» - собрания реалистических новелл, объединенных  общим гуманистическим идеалом и представляющих единое целое.

 

Культура Северного Возрождения

Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в 15 в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине 15 в.,  оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию

Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин, стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения «Письма темных людей», в котором выведена вереница невежественных, темных людей – магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, ученые степени.

Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвингли. В 1523 г. он провел церковную реформу в Цюрихе, в ходе которой были упрощены церковные обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников, закрыты некоторые монастыри, проведена секуляризация церковных земель. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, а реформационное движение возглавил Кальвин, создатель последовательного реформационного движения.

Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский. Значение произведений великого гуманиста и просветителя, в том числе знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо.

В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени – Гросин, Линарк, Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора, автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью – из него делают цепи для преступников. Наиболее известными авторами были Филипп Синди, Эдмунд Спенсер.

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские романы, а также плутовские романы.

 

Культура Киевской Руси

Знание прошлого – ключ к пониманию и настоящего, и грядущего. Человек, не знающий и не любящий прошлого, не имеет и будущего. Крайне важно услышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося тысячелетиями.

В истории славянского народа 9 век открывает новую страницу. Начинается процесс собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы и рождается в Гардарике молодое сильное государство. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о призвании на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного вещего Олега в 882 г. завершают период, как правило, княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.), иногда, правда, доводят до времени Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси – середина 9 – начало 12 вв.

Важнейшим событие культурной жизни этого периода является принятие Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно воздействовало на духовную жизнь и культуру русского народа. Однако неоднократно создавало и критические моменты в ее истории. Несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлении, следуя течением рек Восточно-Европейской равнины. По этому пути с официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, так же как до него – княгини Ольги, а еще ранее – киевских князей Аскольда и Дира. Тесные экономические, политические и культурные связи                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии.

 

Западноевропейская культура 17 века.

17 век стал временем формирования национальных культур. Вслед за Италией создавшей свою национальную культуру и эпоху ренессанса. То же самое делают другие европейские страны. В течении трех столетий с середины 17 века и до середины 20 века Париж будет выступать в качестве признанной столицы мировой культуры и искусства. Наряду с формированием национальных культур все отчетливее прорисовывается контуры единой мировой культуры. В целом в 17 веке Западная Европа выходит на ведущие позиции в мировой истории и культуре. 17-е столетие с полным правом можно назвать веком науки и научной революции. Среди ученых особого упоминания заслуживают такие великие имена как Галилей, Ньютон и др.

В математике и физике настоящую революцию осуществили Галилей, Декарт, Паскаль, Ньютон. В астрономии – Кеппен, в биологии – Гарвей, в химии – Бойль.

Благодаря открытиям и достижениям названных и других ученых были созданы важные фундаментальные теории почти всех явлений окружающего мира – жидкости, газа, твердого тела, земли, неба и всей вселенной. Именно в этот период совершаются такие важные технические изобретения как часы с маятником, ртутный барометр, телескоп, микроскоп и др

 

Культура эпохи просвещения в Западной Европе (18 век.)

18 столетие вошло в историю запада как эпоха Просвещения. Идеология просвещения возникла в 17 веке и родоначальником ее считается английский философ Джон Локк. Наибольшее развитие она получила во Франции, где ее представляют такие мыслители как Вальтер, Руссо. Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы просветители разработали довольно стройную и целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего. Основу этой концепции составили понятия «естественного состояния», «естественного права», «общественного договора» и др. согласно данной концепции эволюция человечества началась с естественного состояния появляющегося на естественном праве, которая в свою очередь соответствовала природе человека. В 18 столетии завершается начавшаяся раньше революция, и наука достигает своей классической формы. Основные признаки и критерии такой науки сводятся к следующему: объективность знания, опытность его происхождения, исключение из него всего субъективного. Искусство 18 века по сравнению с предыдущим представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Оно демонстрирует ироническое и скептическое отношение к тому что ранее считалось благородным, возвышенным.

Искусство 18 века выступает во многом прямым продолжением века предыдущего, основными стилями остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробления на растущее число тенденций и направлений.

 

Европейская культура 19 века.

 

Важным и необходимым этапом в утверждении капиталистического способа производства в Европе была промышленная революция, начавшаяся в 30 – 40 гг. 18в.в  Англии, а в конце 18 – начале 19 вв. – во Франции. В последующие десятилетия промышленная революция охватила и другие европейские страны.

Рассмотрим сущность и содержание важнейших направлений в развитии европейской культуры.

КЛАССИЦИЗМ начал складываться еще в 18в., главным образом во французской культуре и отражал идеи французского абсолютизма. В 18 в. классицизм был связан с буржуазным  просвещением и выражал буржуазно-революционные устремления общества.

Представители классицизма в немецкой литературе – И.В. Гете и И.Ф. Шиллер.

РОМАНТИЗМ -  идейно-художественное направление, развившееся во всех странах Европы и в Северной Америке. Получил отражение в различных областях науки, литературы и искусства.

Истиной родиной романтизма была Германия. Немецкий романтизм выдвинул  таких выдающихся писателей , как Жан Поль (1763-1825), Генрих фон Клейст. Вершин романтизма достиг Эрнст Теодор Амадей Гофман.

РЕАЛИЗМ утверждается в 30-40-е гг. 19 в наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине 19 в. он становится господствующим направлением в европейской культуре.

Реализм  в литературе и искусстве – это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

Во Франции в 30 – 40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения писатели, пользующиеся мировой известностью, такие, как Оноре де Бальзак, написавший 95-томную «Человеческую комедию»; Виктор Гюго, автор романов «Собор Парижской богоматери», «Девяносто третий год», «Отвержение» и др., а также Гюстав Флобер автор романов «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо».

С реализмом как стилем художественного творчества тесно связан НАТУРАЛИЗМ.

Представители натуралистического направления в искусстве исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения Эмиль Золя (1840 - 1902). В своем главном труде – двадцатитомной серии романов («Ругон Маккары») Золя нарисовал широкую панораму французского общества, охватив в ней жизнь всех слоев населения страны. Другими известными представителями натурализма в литературе были: французы братья Эдмонд и Жуль Гонкур, немцы Арно Хольц, Герхард Гауптман.

В конце 19 – начале 20 вв. в Европе сложилось новое направление в искусстве – СИМВОЛИЗМ. Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты Поль Верлен, Стефан Малларме..

Символизм получил распространение и в других странах: в Германии – Стефан Георге, Австрии – писатель Гуго Гофмансталь и поэт Райнер Мария Рильке, Бельгии – М. Метерлинк, Ж. Роденбах, Польше – С. Побышевский.

В России представителями этого направления были Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский.

Под влиянием представителе живописи критического реализма появилось направление в искусстве – ИМПРЕССИОНИЗМ. Его история сравнительно кратковременна – всего 12 лет. Он представлен в творчестве таки художников, как Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега. Они объединились для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма в художественном творчестве.

 

Западная культура 20 века.

Западная культура 20 века определена следующими событиями: 1-ая Мировая война, Русская Социалистическая революция, 2-ая Мировая война. Трагическое будущее в условиях саморазрушения, это философия – экзестеоционализма. Рождается в германии, одним из основоположником – Хайдеггер «Бытие и время», поднимает проблему заброшенности человека в чужом мире. После 2-ой мировой эту философию поддерживает во Франции Сартр «Стена» и Камю роман «Чума». Философия ставила перед человеком проблему ничтожности этого мира. У человека не остается ни чего, ни веры в бога, ни любви, ни надежды, только голый инстинкт, который помогает выжить, человек не знает себя до тех пор, пока не станет на грань жизни и смерти. Литература – поиск смысла жизни в условиях дегуманизации. Основная причина кризиса: невосприимчивость человека к духовным ценностям из-за улучшения материальных условий. Ведущий стиль в искусстве – модерн – это комплекс стилей и направлений. Отличает элитарность, появляется массовая культура. В 90-е годы названы эпохой постмодернизма. Кубизм – этот термин придумал Воксель, т.е. индустриализация и механизация дают новое направление искусству. Дадаизм – отражение абсурдности любой системы и человеческого бытия. Сюрреализм – это не прости метод вида искусства, это философия, это фантазия, интуиция и бессознательное Фрейда синтезируется в творческий акт, который допускает соединение несоединимого.

В архитектуре стиль модерн – множество кривых линий и декоративных элементов – кафедральный собор в Барселоне. Стиль – функционализм – основные элементы: утилитаризм, техницизм, рационализм.

 

Культура Византии.

Византия – это восточная Римская империя. Первоначально основным центром была колония Византий, затем им стал Константинополь. В Византию входили территории: Балканского п-ова, Малая Азия, Месопотамия, Индия с Палестиной, Сирия, Сев. Африка, Сев. Причерноморье. Просуществовала эта империя с 4 в. до н.э. – сер. 15 века, пока не была разрушена турками – сельджуками. Она наследница Греко-римской культуры. Культура противоречива, т.к. пыталась совместить идеалы античности и христианства. Мир воспринимался как прекрасное Божие творение. Выделяли Божественную сущность человеческой души. Особую роль играл Константинополь (расположен у пролива Босфор). Уже в 4 веке он стал крупнейшим торгово-ремесленным центром, его называли «Мастерской вселенной». В порт прибывали суда из разных стран. Росло также его значение как культурного и религиозного центра. Шло строительство светских зданий, зрелищных сооружений, храмов.

Роль церкви. Византия – это государство-империя. Император имел не ограниченную власть. Он считался бессмертным, но по отношению к общему он был подобием отца Небесного. Императоры показывали себя верными сынами церкви, хотя оказывали глубокое влияние. Церковь воздействовала на общество. Церковь вела борьбу с ересями (отклонялись от официального учения).

 

Мировые религии.

Все религии требуют личного обращения к богу, к миру священного, освящают всю жизнь человека. Как правило, утверждают идею религиозного равенства и личную ответственность человека перед богом. В рамках этих религий большую роль играют священное писание и церковь. Некоторые религии превратились в мировые: христианство (около 2 млрд. человек), ислам (около 1 млрд. 200 млн. человек), буддизм (около 360 млн. человек).

Буддизм – возник в 7 – 6 вв. до н.э. В Северной Индии, позже распространяется в Тибете. Монголии, Китае, Японии и Юго-восточной Азии. В России – в Бурятии и Калмыкии. Основателем буддизма является учитель Будда – это не имя, это состояние пробужденности или просветления. Это реальная историческая личность. Учительская религия, религия мистического откровения. Человек сам, путем внутреннего самосовершенствования достигает высших познаний и умений. Это религия без Бога, отрицает душу творца. На более поздних этапах стали обожествлять Будду и поклонятся бодхисатвам. В основе буддизма лежит учение о 4х благородных истинах и восьмеричном пути достижения истины. Истины: жизнь не страдание, причина страдания – стремление к наслаждению, прекращения страдания происходит через уничтожение желаний, лечить болезнь нужно при помощи восьмеричного пути.

Христианство – возникло на рубеже 1в. до н.э. Религия искупления – жертва бога способна искупить человеческий грех и восстановить связь человека с богом, утерянную из-за первородного греха. Главной книгой является Библия, состоит из Ветхого завета – составлен учениками Христа, апостолами, содержит сведения о жизни Христа и его учении. Состоит из 4х евангелий от Марка, Луки, Матфея, Иоанна. Также в Новый завет входят «Деяния апостолов», письма, откровения Иоанна Богослова. Символ – крест. В православии крестятся троеперстием, два пальца, прижатых к ладони, означают двойную сущность бога (бог и человек). В основе лежит вера в то, что 2000 лет назад бог послал в мир людей своего сына, богочеловека Иисуса Христа. Христиане верят в греховность человеческого рода, которая искупается кровавой жертвой бога – распятием Христа. Эту греховность они понимают как определенность человека от бога.

Ислам – самая молодая из религий, возникла в 7 в н.э. главная книга – Коран. Составлен после смерти Мухаммеда по его высказываниям. Мусульмане верят в богоданность Корана. Правовая система ислама заложена в своде правил – шариат. Признают бессмертие души, загробную жизнь, обязателен обряд обрезание. Запрет на изображение живых существ.

 

Национальные религии.

Национальные религии – это религии, сложившиеся в рамках одного народа, не распространившиеся на другие народы. Языческие – индуизм, синтоизм. Учительские – даосизм, конфуцианство, зороастризм, иудаизм.

  1. Иудаизм – название происходит от названия самого многочисленного еврейского племенного объединения – иудеи. Выходцы – царь Давид, Соломон. Связь с богом поддерживается через молитву, божья воля диктуется через Танах. Вера в греховность человеческого рода и в то, что мир был сотворен за 6 дней.
  2. Индуизм – возникла естественным путем из народных верований. Сейчас 700 млн. последователей. У индуизма нет строгой систему вероучения ,единого символа веры, единых догматов.
  3. Зороастризм – монотеистическая религия. Последователей у нее не много: в Индии 100 тыс., в Иране 50 тыс. Маги (жрецы) всегда одевались во все белое, чистое. Богослужение – повторение за жрецом слов, молитв, хвалы богам. Важный обряд – инициация – посвящение во взрослую жизнь. Связан с надеванием священного шнура – кушти, который не снимали. Для мужчин еще священная рубаха.
  4. Даосизм – религиозное философское учение пантеистической направленности. Религия без бога. Все что есть в этом мире – это проявление бога. Ранее обожествлялся основатель Лао-Цзы. Бог – великое ничто и нечто, он слит с природой. Дао – не только путь, но и всеобщий закон спонтанного, самопроизвольного бытия природы, всех форм в ней. Это таинственная сила, управляющая вселенной. Стоит над всеми богами, действует на всех уровнях бытия, все приводит в гармонию. Познание Дао недоступно для органов чувств человека, стать на путь Дао можно, лишь слившись с природой, через развитие естественных возможностей, отказавшись от любой целенаправленной деятельности.
  5. Конфуцианство – в основе лежит концепция неба, высшей божественной силы, определяющей судьбу всего живого и небесного веления судьбы. Конфуций поставил перед собой задачу улучшить положение народа, верховной власти вернуть престиж. Надо обратиться к восстановлению прошлого, его традиций, законов предков.
  6. Джайнизм – религия мистического откровения, человек сам, путем совершенствования, достигает конечного освобождения или нирваны. Это смесь индуизма и буддизма. Возникает параллельно буддизму.
  7. Синтоизм – возникла естественным путем. Это народная религия. Ее символы зеркало, меч, яшмовые подвески. Религия выросла из японской мифологии, из традиций шаманизма, магических обрядов. В основе – вера в духов, вездесущих проявлений всего священного .

 

Культура русских княжеств в 12 – 13 веках.

12 – 13 век – время расцвета летописания местных феодальных центров. Местные летописцы включали записи о погоде, о важнейших событиях, целые художественные повествования. Киевский летописный свод 1198., составленный игуменом Выдубецкого монастыре Моисеем. Владимирский летописный свод 1177, созданный при князе Всеволоде Большое гнездо. Новгородские летописи – внимание к событиям собственного города. Галицкая летопись 13 века. Составленная при Данииле Романовиче – красочное историческое повествование. Литература 12 – 13 веков становится носителем новых качеств русской духовности. Уделяя много внимания описанию мужественности и патриотизма персонажей, она уже не обходится без характеристики нравственных черт героев. Во Владимире, Суздале, Рязани создавались выдающиеся произведения прикладного ювелирного искусства в техники чеканки, гравировки, перегородочной эмали, произведения все утрачены во время нашествия.

Эпоха феодальной раздробленности стала временем расцвета монументальных видов искусства: архитектуры, фресковой живописи, иконописи. Отличительными чертами новгородского архитектурного стиля была строгость, скупость декоративных украшений. Из памятников 12 века работы мастера Петра, автора соборов в Антоньеве и Юрьеве монастырях, церковь спаса на Ниредице. В каждом городе имелся центр с административными зданиями. Они формировались у церквей и представляли собой открытые площади для сбора жителей.

 

Культура Руси 14 – 15 веков.

Со второй половины 14 века начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и победой в Куликовской битве (1380). Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров. Литература – темы – борьба с иноземными захватчиками. Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Пскове и Новгороде. Традиции русского зодчества опирались на традиции архитектуры домонгольского периода, облик церкви Спаса на Ковалеве 1345, образец нового стиля. Одновременно с храмовым, в Новгороде велось крупное гражданское строительство, совместно с немцами построили гранотитую палату 1433 для торжественных приемов и заседаний совета господ. Строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, псковские мастера завоевали известность.

Живопись. Особое распространение получила иконопись. Иконы служили заменой стенной живописи храмов, т.к. храмы были деревянные. Новгородская иконопись – изображение одного святого. Псковская иконопись отличалась типами и смелостью композиции. Широкое распространение получила фреска – живопись на сырой штукатурке красками, разведенными в воде.

 

Русская культура 16 века.

Объединение местных культур положило начало общественной культуре. В русской культуре усиливаются советские и демократические элементы. В первой половине 16 века появились работы Ивана Пересветова, Андрея Курбского. Заметно повышается уровень грамотности. В истории России сыграло огромную роль книгопечатание. Создаются обобщенные летописные произведения – лицевой летописный свод.

В конце царствования Ивана III началось строительство нового Московского Кремля. Были приглашены итальянские зодчества и русские мастера. Кремлевские стены были увенчаны зубцами – мерланами. Была увеличена высота стен. В кремле возводятся также и светские постройки. Продолжалось храмовое строительство и в других городах. Производилось строительство небольших посадских храмов. Изобрели крестчатый свод, опирающийся не на внутренние столбы, а на наружные стены, церковь Благовещения на Воганькове, церковь Вознесения в Коломенском.

Живопись представлена произведениями талантливого русского мастера Дионисия, его работы – иконы и фрески отмечены тонким рисунком, светлым колоритом, пышной декорированностью, светлой радостью.

 

Русская культура на пороге Нового времени 17 века.

Взаимопроникновение местных традиций обусловило развитие общности русской культуры.

Процессом ее обмирщения, т.е. отходом культуры от церкви. Распространению грамотности способствовало книгопечатание. Помимо печатных изданий выходили рукописные книги, азбуковники, прописи, пособия по арифметике. В России стали создаваться школы. В 1687 году в Москве было основано первое высшее общеобразовательное учебное заведение, называвшееся Эллино-греческой академией.  В 17 веке в России получила развитие медицина и фармакология, внедряется учение Гиппократа. В 1620 году  в Москве создан аптекарский приказ.

Литература. Появились многие новые жанры литературы – реалистическая бытовая и историческая повесть. В конце 17 века появился новый жанр – демократическая сатира.

Живопись. В 17 веке живописное искусство включало иконопись, фрескопись и станковую живопись. Икона стала обособленным произведением искусства. Образцом монументальной живописи середины 17 века считается роспись успенского собора в московском кремле. Создается ряд портретов на иконах, фресках и надгробных изображениях. Приходят новые приемы создания портретов с натуры.

 

Русская культура в 18 веке.

В конце 18 века завершается процесс складывания русской нации. Основным содержанием историко–культурного процесса в этот период было формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры – наука, художественная литература, светская живопись, театр и др. впервые при Петре I образование стало государственной политикой. При Петре I  открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Последняя четверть 18 века стала временем расцвета творчества поэта Державина, который утверждал в литературе начала реализма. Основным жанром его произведений была ода. Литераторы 18 века в России явились представителями классического стиля, который получил в дальнейшем развитие.

 

Культурный взлет России в 19 веке.

В начале 19 века была создана систему народного образования. В науке мировое признание получили: Лобачевский, Беллинсгаузен и Лазарев, основоположник военно-полевой хирургии Пирогов. Событием мирового масштаба стало открытие в 1869 году периодического закона химических элементов – Д.И.Менделеев. Большую роль в развитии науки и просвещения играли музеи, библиотеки, издательское дело. В Петербурге открыта первая публичная библиотека. В 1852 году для широкой публики был открыт Эрмитах в Петербурге. В искусстве романтизм и реализм возник в Западной Европе в конце 18 века как своеобразное противопоставление классицизму. Для этого направления характерно стремление к идеалу, к свободе личности. С творчества Пушкина начинается «золотой век» русской литературы. В живописи – реалистическое направление представлено творчеством передвижников. В романтической манере – Айвазовский. Венецианов ввел в живопись народные сюжеты – бытовой жанр. С 1830-х годов в русской архитектуре наблюдается тенденция к созданию собственного стиля – эклектики. В 1824 году труппа бывшего Петровского театра разделилась на драматургическую – малый театр, и оперно-балетную – большой театр. В 1832 году в Петербурге открыт Александрийский театр. Самостоятельным видом музыкальных спектаклей стал балет. Центральной фигурой в музыке первой половины 19 века стал Мусоргский, создатель национальной классической музыки.

 

Отечественная культура в 20 веке.

20 – 30 С победой Октябрьской революции власть приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии. Задачи – ликвидация неграмотности, развитие науки, утверждение коммунистической идеологии. Эта политика государства получила название культурная революция.

40-е С 1943 года правительство увеличило расходы на культуру. Были созданы школы-интернаты, вечерние школы. Расширился прием в вузы девушек, срок обучения сократился. Ведущей темой произведений военных лет был героизм и патриотизм. В кино создавались документальные фильмы. Годы войны стали новым этапом развития советского киноискусства.

В 50-х годах высокими темпами развивалось народное образование. В 1958 г. был принят закон, вместо 7-летнего вводилось всеобщее 8-летнее образование. Срок обучения в средней школе был увеличен до 11 лет. В 1956 г. государство отменило плату за обучение в ВУЗах. Расширилась сеть научных учреждений. В системе академии наук СССР были созданы десятки НИИ, возникли научные центы в союзных республиках.

В 90-е годы смена общественного строя, экономический кризис в стране отрицательно сказались на развитии науки, культуры и искусства в России. Из-за недостаточного государственного финансирования были свернуты многие научные программы, тысячи квалифицированных научных специалистов переехали работать в зарубежные научные учреждения. Государство не смогло обеспечить финансирование таких направлений в искусстве, как кинематография, театры и др. но развитие демократических начал в обществе, отмена идеологического диктата, снятие цензуры дали деятелям литературы и искусства возможность реализации своих творческих замыслов. Это открыло перспективы для развития литературы и искусства в будущем.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+93
Размер: 33.28K
Скачано: 708
Скачать бесплатно
18.06.09 в 20:27 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Шпаргалки на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Шпаргалки для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Шпаргалка, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе