Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »
Тема: Бесплатная шпаргалка по культурологии с ответами к экзамену
Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии
Тип: Шпаргалка | Размер: 44.74K | Скачано: 892 | Добавлен 02.06.09 в 12:40 | Рейтинг: +47 | Еще Шпаргалки
1. Культура, ее структура и функции.
2. Основные культурологические концепции.
3. Сферы духовной культуры.
4. Национальные религии.
5. Культура первобытного общества.
6. Культура Древнего Египта.
7. Культура Месопотамии.
8. Культура Индии.
9. Культура Китая.
10. Культура Древней Греции.
11. Культура Древнего Рима.
12. Культура Византии.
13. Культура западноевропейского Средневековья.
14. Культура средневекового арабского Востока.
15. Культура Японии.
16. Культура итальянского Возрождения.
17. Культура северного Возрождения.
18. Западноевропейская культура XVII в.
19. Культура эпохи Просвещения в Западной Европе (XVIII в.)
20. Западная культура XIX в.
21. Западная культура XX в.
22. Культура Киевской Руси.
23. Культура русских княжеств в XII-XIII вв.
24. Культура Руси XIV-XV вв.
25. Русская культура XVI в.
26. Русская культура на пороге Нового времени (XVII в.).
27. Культура России XVIII в.
28. Культурный взлет в России в XIX в.
29. Отечественная культура в XX в.
1. Культура, ее структура и функции.
Культорология (от греч. и лат. «наука о культуре») –логически обоснованная совокупность знаний о культуре как системе взаимосвязанных элементов
1. Культура.
Культура – это освоение человеком природы, мира, господство человека над природой, но только с помощью знаний.
Культура – ядро цивилизации.
Цивилизация – это количественный показатель, тогда как культура – качественный.
2. Структура культуры.
Культура:
1) Материальная
2) Духовная
1) Материальная культура – это сфера производства материальных благ/ценностей. Она удовлетворяет физиологические потребности человека.
2) Духовная культура – это знаковая система. Она удовлетворяет наши внутренние потребности.
Культура делится на: Мировую, Национальную
Культура делится на: передовую, отсталую, реакционную
Формы культуры: народная, массовая, элитарная
3. Функции культуры. Они связаны с задачами:
1) Познавательная.
2) Практическая (связана с преобразованием мира, стремлением сделать жизнь проще.)
3) Регулятивная функция.
4) Коммуникативная функция.
5) Семиотическая функция.
6) Функция поддержания социальности.
7) Воспитательная функция.
4. Типы культур:
1) Традиционная и индустриальная культуры.
2) По локальному признаку: египетский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский и т.д.
3) По признаку времени: первобытная, античная, средневековая, культура нового времени
Концепция – система идей, подход.
Развитие культуры предполагает также и развитие ее концепций. Без определенных идей, подходов, теорий невозможно изучение культурологии, культурного процесса и истории культуры.
Направления концепций:
(1) пессимистическое
(2) рационалистическое
(1) пессимистическое направление:
1) Жан-Жак Руссо. Считал человека совершенным существом. Но он считал, что культура ущербна.
2) Фридрих Ницше. Считал, что человек по своей природе антикультурен.
3) Освальд Шпенглер. Написал работу «Закат Европы».
4) Зигмунд Фрейд – австрийский врач-психиатр. Он говорил, что человек находится в постоянном противоречии со своими интересами и нормами культуры.
(2) рационалистическое направление:
1) Макс Вербер – автор ряда книг, в том числе «Хозяйство и общество», «Протестантская этика и дух капитализма». В 19 веке вместе с Контом создал социологию. Считал, что кризиса в Европе нет, а есть естественная смена духовных ценностей.
2) Арнольд Тойнби – автор «Исследования истории». Считал, что человечество проходит 21 цивилизацию и обязано своим прогрессом мировым религиям
3) Сорокин. Делил культуру на три типа:
- чувственный. Преобладает чувственное восприятие и оценка действительности.
- идеациональный. Познание через разум, интеллект. Превалирует духовное начало.
- идеалистический. Синтез двух предыдущих типов.
4) Альберт Швейцер: «Распад и возрождение культуры». Упадок культуры в Европе он рассматривал как закономерное, не фатальное явление.
5) Ортега-и-Гассет. Считал, что человечество должно отказаться от массового производства и вернуться к нравственности более раннего периода.
Духовная культура включает в себя интеллектуальную, нравственную, художественную и другие виды культуры. Она является результатом деятельности человека и может передаваться только путем общения.
Формы духовной культуры:
1) Мифология
2) Религия
3) Искусство
4) Наука
5) Философия
6) Нравственность
Национальные религии – это религии, сложившиеся в рамках одного народа, не распространившиеся на другие народы.
Языческие – индуизм, синтоизм.
Учительские – даосизм, конфуцианство, зороастризм, иудаизм.
1. Иудаизм – название происходит от названия самого многочисленного еврейского племенного объединения – иудеи. Возник в1м тыс. до н.э. в Палестине. Основатель иудаизма - Пророк Моисей. Иудеи верили в единственного бога – Яххве («Я есть»). Символ религии – звезда Давида. Основные положения веры: изначальная греховность человека, ожидание мессии – божественного спасителя, вера в бессмертие души и богоизбранность еврейского народа.
2. Индуизм.
Религия возникла в Индии естественным путем из народных верований. Это политеизм (было около 1000 богов). Главные боги:
1) Бог Брахма (энергия) создаёт мир.
2) Бог Вишну поддерживает Вселенную, приходит на Землю в критические моменты.
3) Бог Шива – бог плодородия, бог-производитель и бог-разрушитель.
Священные книги - веды. Всего основных 4 веды.
Строгих устоявшихся верований не было, но верили в карму, сансару, перерождение души.
3. Зороастризм.
Религия возникла в 7 в до н.э. в Древнем Иране. Основатель - Заратуштра (зороастр). Это дуалистическая религия. Верили в высший разум (Ахурамазда) и его противника Аримана – олицетворение зла. Были огнепоклонниками. Соблюдали Триаду (добрая мысль, доброе слово, доброе дело). Нечистым считалось всё лживое, злое, чужое, грязное, мёртвое.
4. Даосизм.
Возник в 6-5 в. до н.э. в Китае. Основатель – Лао-цзы. Это религия без бога. Считалось, что все, происходящее в мире – уже олицетворение бога. Главные символы - Ян (солнечное дающее начало, мужской принцип) и Ин (лунное, вбирающее начало, женский принцип). Представляют собой две основы мироздания. В основе веры – Дао, таинственная сила, управляющая вселенной. Со смертью тела его дух сливается с мировой пневмой Дао. Можно слиться с Дао при жизни путём внутреннего религиозного созерцания (медитации), и физических упражнений (йоги).
5. Конфуцианство (Кон-фу-Дзы)
Возникло в 6-5 в. до н.э. в Китае. Основатель - Конфуций. Это религия без бога, а скорее – этико-религиозная система. В основе религии лежит концепция неба, высшей божественной силы, определяющей судьбу всего живого и небесного веления судьбы. Конфуций поставил перед собой задачу улучшить положение народа, верховной власти вернуть престиж. Надо обратиться к восстановлению прошлого, его традиций, законов предков. Представление о совершенном человеке – муже – это самодостаточная развитая личность, нравственная опора семьи и государства, живёт в гармонии с собой, природой, людьми, умеет во всём соблюдать чувство меры, должен во всём следовать моральным законам, постоянно учиться.
Конфуций оформляет закон о 5-ти добродетелях:
1 – принцип человеколюбия, гуманности (в широком смысле – любовь ко всему сущему, в узком – любовь к своим предкам);
2 – принцип доверия (уступчивость, умение слушать и понять другого),
3 – понятие долга, закона, справедливости, взаимодействие между вышестоящими и нижестоящими. Термин "Китайские церемонии". Каждый человек должен был знать круг своих обязанностей.
4 – культ знания (показатель приобщенности человека к культуре). На 1м месте гуманитарные знания (литература, история, музыка).
5- ритуал – закон вещей, отражал всеобщий порядок мироздания, в котором у каждой вещи своё место и свои функции. Каждый человек должен знать своё место и действовать в соответствии с ним.
6. Джайнизм
Возник в 6-5 в до н.э. в Индии, в среде кшатрий и торговцев. Основатели - Джина и его ученик Маха-вира. Это религия мистического откровения. Человек сам, путем совершенствования, достигает конечного освобождения или нирваны. Это смесь индуизма и буддизма. Возникает параллельно буддизму. Цель человека – освобождение души от зависимости материального мира. Путь освобождения – это путь знания:
1 – правильная вера в соответствии с учением Махавиры;
2 – правильное познание реальной природы души и материи;
3 – правильное поведение, исполнение 5-ти обетов:
1-й – неповреждение жизни (ахимса),
2-й – воздержание от лжи,
3-й – воздержание от воровства,
4-й – воздержание от потворства своим слабостям,
5-й – воздержание от привязанности.
7. Синтоизм (путь богов)
Возник в 6-7 вв. н.э. на Японских островах естественным путем. Это народная религия. В основе вера во множество духов, то есть полидемонизм. Аматерасу – верховная богиня Японии. Это богиня Солнца, создала Японские острова. Её символы зеркало (правда), меч (справедливость), яшмовые подвески (символ сострадания). Отправляет мужа или внуки Ниниги на землю, где он становится родоначальником правящей династии. Личность императора обожествлялась. Культ императора – тенноизм. Священная книга – Кодзики (сборник мифов, записки о деяниях древности). Синтоизм обещает спасения в другом мире. Жить надо здесь, сейчас, но в гармонии с окружающим миром.
Археологи делят историю на:
- палеолит (ранний каменный век).
- мезолит (средний каменный век)
- неолит (новый каменный век)
- медный век (6-3 тысячелетие до н.э.)
- бронзовый век (4-1 тысячелетие до н.э.)
- железный век (относится и к нам)
Виды поселений и погребений:
Искусство:– графика, живопись, скульптура, декоративное искусство
Религия: анимизм, магия, фетишизм, тотемизм, обряды, погребальный культ
Одной из первых цивилизаций на востоке был Египет. Египетская цивилизация возникла в бассейне Нила
Литература:
- «Беседа разочарованного со своей душой».
Скульптура. Портреты Эхнатона и Нефертити.
Научные знания:
- математика
- медицина (создание мумий, анатомия человека)
- астрономия (солнечный календарь)
- в Египте возникла теория геоцентрической системы, т.е. теория движения вокруг Земли (она была ошибочна).
- египтяне изобрели колесо
- солнечные, водяные, нашейные часы.
- развитие стоматологии
Месопотамия существовала в 4-3 тысячелетии до н.э., здесь проживали различные народности. Крупнейшие – шумеры и акады.
Шумеро-акадское государство сменилось Вавилоном, затем появился Новый Вавилон, Ассирия и так далее.
Жители Месопотамии – открыватели во многих областях:
- гончарный круг
- лодка
- парус
- плуг
- сеялка
- шестидесятиричная система счета (сохранилась в часах, градусах).
- строительство первого канала.
Зиккураты – здания из кирпича.
Для народов, населявших Месопотамию, был характерен рационализм и реализм сознания. Считали, что удел мертвецов - несчастье. Богоборческая идея: борьба с богами за бессмертие.
1) Индийская. Возникла на реке Инд.
Отличительные черты:
А) Культуру Индии определяет углубленный самоанализ, саморегуляция.
Б) Упор на собственные силы.
Особенности обусловлены:
А) Многочисленным и сильным слоем жречества.
Б) Ранним расслоением общества. Все свободное население делилось на Варны, то есть закрытые сословия. Варны: Брахматы, Кшатрии, Вайшьи, Шуры
В конце первого тысячелетия до н.э. утверждается индуистская религия – брахманизм:
- Брахма – создатель Вселенной. Четырехликий, четырехрукий, сидит на лебеде.
- Вишну охраняет Вселенную.
- Шива – бог-разрушитель.
Индийская мифология включает учения о душе, о карме, сансаре.
Буддизм.
Успехи в науке: математика, письменность, химия, цветное письмо, литература, астрономия, право, шахматы, изобразительное искусство.
Культура Китая сложилась в бассейне реки Хуанхэ.
Китайцы были первыми во многих областях: порох, шелк, тушь, сейсмограф, компас, бумага, фарфор, книгопечатание
Деспотическое государство. Во главе – император.
В 17 в. до н.э. в Древнем Китае появилась пиктография, позже перешли к иероглифике.
1) Математика: «Математика в 9 главах».
2) Развивалась астрономия. Считают, что китайцы создали восточный календарь.
3) История. Сыма Цянь – первый историк.
4) Медицина. Составили каталог рецептов для лечения тех или иных болезней. Иглоукалывание.
5) Искусство.
- Литература.
Начало развития поэзии связано с именем Цюй Юань (4-3 века до н.э.)
- Живопись. Первая живопись делалась на шелке, тушью. Писались пейзажи, женские портреты.
- Скульптура. Излюбленным камнем китайцев был нефрит
- Керамика. Позже фарфор.
- Архитектура очень своеобразна. В первом тысячелетии до н.э. строили двух- трехэтажные дома, каждый этаж имел свою крышу, словно чаши.
- Музыка. Китайцы пользовались 18 инструментами.
- Театр кукол и теней.
- Одними из первых стали добывать металл, нефть, газ.
В 13 веке Китай был завоеван монголо-татарами.
Философско-религиозные течения Китая:
1) Даосизм.
2) Конфуцианство.
3) Моизм.
Также в Китай проник буддизм.
Античная культура.
Античной культурой называют культуру Древней Греции и Древнего Рима.
Термин «античность» возник благодаря деятелям Итальянского Возрождения. Этот термин был введен в оборот для обозначения культуры Древней Греции и Древнего Рима.
Созданы огромные культурные ценности:
1) Идеи философии.
2) Определение основ демократического устройства государства.
3) Мифы и легенды, которые до сих пор вдохновляют деятелей культуры на создание новых произведений искусства.
4) Созданы шедевры искусства. 5 чудес света из 7 созданы на территории Древнего Рима и Древней Греции.
5) Новая мировая религия – христианство.
Античность (в основном Греция) – колыбель Европейской цивилизации (культуры).
Культура древней Греции
Культура Древней Греции делится на 5 периодов:
1) Крито-микенская (эгейская) культура.
2) Ранний архаический, или гомеровский, период (9-8 вв. до н.э.).
3) Классический период (5 – первая половина 4 вв.).
4) Эллинестический период (2-я половина 4 – 1 вв. до н.э.). Характеризуется синтезом греческой и восточной культур.
Факторы успешного развития культуры:
1) Географическое положение.
2) Греция вбирала в себя культуру других народов.
Развито строительство из дерева и кирпича.
В 776 г. до н.э. начали проводиться Олимпийские игры. Они проводились раз в четыре года. Были общеизвестны и посвящались Зевсу.
В Древней Греции возникла первая философская система – натурфилософия. (Природа)
Натурфилософы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандер, Гераклит, Пифагор.
Историография.
Геродот – отец истории.
Театр.
Драматурги:
1) Эсхил.
2) Софокл.
3) Еврипид.
Архитектура.
Архитекторы добивались гармонии окружающей среды и архитектурных сооружений. В Греции существовало 3 стиля:
1) Дарийский.
2) Ионический.
3) Коринфский.
Одно из грандиознейших архитектурных сооружений – Акрополь, или Парфенон.
Мирон – автор скульптуры «Дискобол».
Поликлет – «Дорифор» («Копьеносец»), «Раненая амазонка».
Лисипп – скульптор. Создавал бюсты Александра Македонского.
Философия.
1) Демокрит
2) Софисты (Сократ)
3) Платон – идеалист.
4) Аристотель отрицал философию Платона
5) Гиппарх – основатель астрономии.
6) Эвклид создал эвклидову геометрию.
7) Архимед – основатель механики.
Античная культура.
Культура Древнего Рима
Римское государство возникло на Аппенинском полуострове, и греки называли его Италией. Основание Рима – 753 г. до н.э.
Периоды развития культуры:
1) Царский.
2) Республиканский.
3) Императорский.
1) Архитектурные ансамбли (Сохранился Колизей. На его арене могли одновременно сражаться 3 тысячи гладиаторов. Пантеон – храм всех богов).
2) Литература (Вергилий – «Энеида», подражал Гомеру; Гораций – «Памятник»; Апулей – «Метаморфозы»).
3) История (Тацит, Цезарь, Солюстий, Флавий и другие).
К 1 веку н.э. Рим испытывал симптомы кризиса, и он был особо характерен духовной жизни римского общества. В конце 1-го века Рим стал империей. Некогда свободные граждане стали подданными императора. Общество стало искать духовную опору. Этой духовной опорой стала религия.
Так возникло христианство. Оно зародилось в Палестине, провинции Рима, среди евреев низшего слоя общества. Религия быстро распространялась, хотя на протяжении долгого времени испытывала гонения. Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке.
В 313 г., при императоре Константине, было объявлено равенство религий. В конце 4 в. христианство было объявлено государственной религией Римской Империи.
В 395 г. Рим был разделен на две части: Западная и Восточная Римская Империя. Возникали различные для разных частей обычаи, ритуалы. Следовательно, в христианстве возникло два направления: католицизм и православие.
Византия – это восточная Римская империя. Просуществовала эта империя с 4 в до н.э. до середины 15 века.
1) Высока роль городов.
2) Роль церкви. Византия – это государство-империя. Император имел неограниченную власть. Церковь вела борьбу с ересями (отклонялись от официального учения). В 9 в Восточная церковь (православная) обособилась от Западной (католической). В 11 в произошел раскол церкви, они стали независимыми ответвлениями от христианства. Сама Византия отделилась от западного христианства.
3) Образование было на высшем уровне.
4) Наука. В географии – чертили карты. Значительные успехи в медицине: врач Орибазий составил медицинскую энциклопедию из 70 книг. После утверждения христианства, научные деятели подверглись гонениям, были закрыты школы, уничтожена часть Александрийской библиотеки. Развивалась химия: краски. В 7 в Византийцы изобрели «божественный огонь» - смесь, которая горела на воде, он применялся в осаде крепостей.
5) Философия. В 4-5 веке распространен неоплатонизм. Представители: Прокл и Иоанн Филоспон.
6) Литература. Была светская и религиозная литература.
7) Искусство и Архитектура. Собор Святой Марии (6 в. Константинополь), был построен Анфимием и Исидором. Складывается стиль настенной живописи – мозаика. Рождается иконопись.
В 13 в Константинополь захвачен крестоносцами. Спад культуры. Уничтожались культурные ценности.
5-17 века.(476-падение Рима, и до ПП в Англии)
Духовные аспекты Средневековья:
(1) Христианство пронизывает все сферы жизни. Церковь постоянно усиливает свою роль. Она набирает политическую и экономическую силу.
Значение христианства в культуре. Роль христианства определяется тем, что:
1) Через него в Европу проходит синтез античной и восточной культур, прежде всего через Крестовые походы.
2) В Европе развивалась общая европейская культура, но со своими особенностями, спецификой.
При церкви возникают школы, то есть церковь становится центром образования.
(2) Изучались авторы античности, прежде всего исторические.
(3) Города – центры культуры.
(4) Архитектура и изобразительное искусство находились в тесной связи. Церковь – это храм. Его убранство представляло собой образ мироздания.
Одним из первых (10-12 века) утвердился Романский стиль, то есть подражание римской архитектуре. Это были неказистые здания с толстыми стенами и узкими окнами.
В 12-15 веках появилась готика. Готическому стилю архитектуры характерна устремленность вверх, к небу, к Богу.Родиной готики считается Франция. Одним из первых был создан собор Парижской Богоматери (1163-1208 гг.). Германия – Кельнский собор. Италия. Миланский собор вмещает 40 тысяч прихожан (Нотр Дамм де Пари – 9 тысяч). Англия. Вестминстерское аббатство.
(5) Изобразительное искусство.
В 16-17 веках появились новые жанры в живописи:
- натюрморт;
- пейзаж.
(6) Литература.
В литературе преобладали два направления:
- Рыцарская литература. «Песнь о Роланде», «О рыцаре Эрике», «Старшая Эдда» и так далее.
- Городская литература. Фольклор. Зачастую носит сатирический характер. «Завещание осла», «Роман о лисе», «Тристан и Изольда» и так далее.
(7) Наука.
Наука возникла в 17 веке. В конце 17 века произошла первая НТР. Наука развивается на основе опыта. Возник телескоп и другие приборы. Коперник, Галилей, Бруно составили гелеоцентрическую систему.
(8) Философия.
Англия. Бэкон: «О новом органоне». Говорил, что в будущем наука улучшит человечество.
Франция – Декарт.
Швейцария – Парацельс. Внес вклад в развитие медицины и химии (был алхимиком).
Бельгия – Везалий. Создал основы физиологии и анатомии человека.
Аравийский п-ов. В 6 веке арабы были разделены. Арабы делились на кочевников (разводили лошадей, овец, верблюдов) и оседлых арабов (жили в оазисах).
Наиболее крупными арабскими городами были Мекка, Ясриб (Медина), Таиф и другие. В конце 6 века начинает складываться ислам («покорность Богу»). В 610 году с проповедью ислама выступил Мухаммед. Один бог – Аллах– высший нравственный закон, братство, мир. Это учение изложено в Коране.
Коран – не только молитвы, но и шариат (образ жизни, мораль).
Шииты, сунниты, суфисты – направления мусульманства.
Арабская культура включает культуру всех завоеванных арабским халифатом народов. Главой теократического арабского государства стал Мухаммед.
Культура арабов:
1) Развивалась литература, особенно поэзия. Писали арабской вязью.
Фирдоуси – самый крупный арабский поэт. Написал «Книгу Царей», которая относится к рыцарской литературе.
2) Архитектура.
В первой половине 7 века появились первые мечети в Дамаске («Купол скалы»).
Культовые здания – храм, мечеть, мавзолей, минореты, дворцы.
3) Изобразительное искусство развивалось плохо, т.к. ислам запрещал изображать живых существ. Развивалась калиграфия – искусство красивого письма.
4) Наука.
- Математика. Арабские цифры, десятеричная система счета.
- Астрономия. Переведено «Великое астрономическое построение» Птолемея. Высказано предположение в пользу гелеоцентрической системы.
Улучбек (внук Тимерлана) был астрономом. Он описал движение 1018 звезд и планет с большой точностью. Его лаборатория была вблизи Самарканда.
5) Арабеска (вязь).
6) Философия. Оверойс ибн Рушд – арабский философ.
Церковь никогда не запрещала заниматься науками, изучать достижения других стран, в отличие от христианства. Правители создавали Дома Мудрости, где собирали ученых.
В 12-13 веках начался арабский ренессанс, который предвосхитил итальянский.
Островная культура Японии сложилась в первом тысячелетии до н.э. Эта культура имеет свои особенности:
1) Перенимали культ. ценности др. народов (прежде всего – китайцев).
2) В культуре средневековой Японии просматривается умение японцев усваивать и перерабатывать культуру других народов таким образом, что она после этого очень мало походит на первоисточник. Например, японцы переняли китайскую письменность, но в Японии она носит слоговый характер, а в Китае – рисунок.
3) Культура Японии – это совокупность культур различных этносов и диалектов.
4) Японии характерна поэтичность, утонченность культуры. Высокий уровень поэтизации.
5) Япония бедна ресурсами, поэтому японцы выработали экономичное отношение ко всему.
История культуры Японии делится на периоды:
1) Курганный период. Остров Кюсю – самый большой курган. В нем погребен император Ямото.
Император в Японии имел божественное происхождение.
Синтоизм. Это национальная религия, которая возникла в результате развития родоплеменных верований. Основа религиозного ритуала – молитвы, очищение, праздники. Расцвет государственного синтоизма пришелся на 7 век.
2) Период Нара. Продолжается с 710 по 794 годы (небольшой период).
В Японии утверждается новая религия – буддизм. Дзен Буддизм приспособлен к условиям Японии.
Культовые сооружения: Великий Храм Востока (Тодайдзи), памятник Будде достигает.
Синтоизм в Японии не исчез, он исповедуется до сих пор. Сборник синтоистских мифов – Кодзики.
3) Период Кеото, или Хэйан (9-12 века).
Утонченная, поэтичная, одухотворенная культура. Концепция прелести бытия.
Классическая литература. Жанры:
- Повесть.
- Лирическое пятистишье.
Период Кеото - «Золотой век» японской культуры.
Возникает танцевальная драма.
Возникает живопись.
4) Период Сюгуната или Камакура (конец 12 века – 1868 год).
В Японии произошла буржуазно-демократическая революция, установилась достаточно демократичная конституция. Достаточно рано люди получили право на бесплатное образование.
Власть императора сильно ослабла. Он царствовал, но не правил.
Культура:
1) Кукольный театр – дзёрури. Проник из Средней Азии через Китай.
2) С 1603 года начинает работать театр Кабуки, открытый одним японским танцовщиком. Традиции театра:- Актеры – мужчины; представители одних и тех же династий. Театр существует и гастролирует до сих пор, является очень популярным.
3) Литература. Популярна лубочная повесть. Ее отличительные черты: краткий, динамичный сюжет, четкие характеры.
4) Ксилография – гравюра на дереве. У таких гравюр очень широкая тематика.
5) Художники:
- Китагава Утамарэ. 18 век. Воспевал женскую красоту. Написал много портретов.
- Кацусика Хокусай. 18 – середина 19 века (36 видов горы Фудзи).
- Судзуки Харунобу. Отражал красоту природы, женщин. Писал уличные сцены, простых людей, торговок.
6) Оформление садов. В Японии существует 3 типа садов:
- Сад на равнине;
- Сад на холмах, возвышенностях;
- Сад, где есть чайный домик (связано с культом чая).
Италия – родина культуры Возрождения.
Главным предметом культуры становится человек.
В основе мировоззрения культуры Возрождения лежит гуманизм, то есть человеколюбие.
Эпоха Возрождения началась во второй половине 13 века и длилась до середины 16 века.
1) Литература. Очень видным литературным деятелем был Данте («Божественную комедию»).
Бакаччо написал «Декамерон», который состоял из 10 новелл.
2) Живопись.
Джотто – «Поцелуй Иуды».
3) Архитектура.
Брунелески. Купольные строения. Построил собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
Высокое Возрождение:
Сандро Боттичелли. Живописец. Написал «Весну», «Рождение Венеры».
Титаны Возрождения занимались не одним видом искусства, а несколькими. К ним относятся:
1) Леонардо да Винчи. Художник, скульптор, архитектор, ученый.
Его картины: «Джоконда», «Тайная Вечере».
2) Рафаэль Санти. Мадонны:
- «Мадонна Констабели» - последним владельцем картины были констебли, отсюда и название.
- «Сикстинская Мадонна» - трагический образ.
3) Микеланджело Буонаротти.
Создал гробницу с 4 скульптурами, изображающими день, ночь, утро, вечер. Создал скульптуру пророка Моисея. Создал скульптуру Давида.
Живопись:
- Картина на плафоне Сикстинской Капеллы площадью 600 метров, которую он рисовал один, не привлекая учеников.
- Последняя его картина – «Страшный суд» - завершает эпоху Возрождения.
Флоренция – самая развитая в культурном плане провинция. После Флоренции ренессанс продолжается в Венеции (Тициан «Юдифь», «Сельский концерт»; Джорджоне «Спящая Венера»; Тинтаретто; Караваджо и другие живописцы).
Утверждается новый стиль – маньеризм, который и завершает эпоху Возрождения.
Северный ренессанс – это культура стран, расположенных севернее Италии (Альп). К ним относятся:
- Испания;
- Франция;
- Германия;
- Нидерланды;
- Англия.
Отличия Северного ренессанса от Итальянского. Особенности культуры:
1) На этой территории не было античной культуры.
2) В этих странах были глубокие социальные потрясения: крестьянские войны (Англия, Германия); религиозные войны; движения реформации.
3) Характерен натурализм, огромное внимание к деталям (для Италии же была характерна красота изображения).
4) Готическая экспрессия.
(1) Нидерланды.
1) Живопись.
- Ян Ванн Эйк. Два жанра: религиозный и портрет. Первым обратился к жанру группового портрета. «Гентский алтарь».«Чета Арнольфини».
- Рогир Ван дер Вейден:«Снятие с креста».«Поклонение волхвов».
- Иероним Босх:«Несение креста».«Корабль глупцов».«Сад сладострастия».
- Питер Брейгель Старший. «Триумф смерти». «Безумная Грета».«Вавилонская башня».
(2) Германия.
Германия пережила движение реформации. Его возглавил богослов, профессор Мартин Лютер.
Живопись:
1) Альбрет Дюрер. - «Апокалипсис».- «Меланхолия».- «Четыре апостола»
2) Гальбейн. - «Портрет французских послов».
Представители протестантизма стояли за дешевую церковь. Художники церквям становились не нужны, поэтому возникают новые жанры: натюрморт и пейзаж.
(3) Франция.
Отличительная черта – большое влияние готики.
Идеи Возрождения были воплощены в работах Франсуа Рабле – «Гаргантюа и Пантагрюэль».
1) Литература. Кружок «Плеяда» («Семизвездие»). Наиболее яркий его представитель – поэт Ронсар. Они разработали литературный французский язык.
2) Скульптура. Жан Гужон – «Фонтан невинных».
(4) Испания.
Возрождение Испании охватывает и 17 век.
1) Литература.
- На рубеже 16-17 веков написан роман Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот».
- Лопе де Вега. «Собака на сене»
Живопись.
• Диего Веласкес. «Менины», «Венеры перед зеркалом»
• Эль Греко «Вид города Толедо».
• Бартоломе Мурильо («Мальчик с собакой», «Мальчики с фруктами»)
• Хусепе Рибера («Святая Инесса»)
2) Архитектура
– Дворец Карла V в Гренаде
– Внутренний двор дворца Алькасар в Толедо
– Резиденция короля Филиппа II
(5) Англия.
Оксфорд. Здесь работали крупнейшие ученые того времени.
Более всего развивалась литература.
Томас Мор.
Уильям Шекспир.
Титан английской лит-ры. Писатель, поэт, драматург, актер. Театр «Глобус».
Для 17 в. были характерны следующие стили: Барокко, Классицизм
В форме барокко работал итальянский архитектор Бернини. Он дополнил собор святого Петра в Риме множеством скульптур, построил в соборе малую архитектуру.
(1) Нидерланды.
Живописец Рембрандт.– «Саския на коленях»– «Ночной дозор»– «Даная»– «Блудный сын»
Питер Рубенс (Фландрия)– «Союз земли и воды»– «Охота на крокодилов»– портрет «Камеристка»
Ван Дейк (Фландрия)– «Мадонна с куропатками»
(2) Италия.
Развивается музыка.
Пери написал первую оперу.
Основоположником оперы считают Монте Верди («Орфей»).
(3) Франция.
1) Литература.
Корнель – драматург, основатель французского драматического театра.
Пьесы:– «Сид»– «Гораций»
Мольер:– «Мещанин во дворянстве»– «Тартюф»– «Мнимый больной»
Шарль Перро – сказки.
2) Архитектура. Утверждается классицизм.
– Версаль: Искусство парка. Архитекторы: Лево, д’Орбе, Мансар.
«Дом инвалидов» - гробница знаменитых французов.
3) Философия.
Мишель де Монтень. «Опыты» - труд в 2-х томах. Призывал беречь природу, считал, что наука возможна только на основе опытов и т.д. Практический характер.
18 век – век Просвещения. Термин возник для определения исторической эпохи интенсивного развития естествознания и общественной мысли.
18 веку свойственен рационализм, или рассудочность
Просвещение – это система идеологических, философских, этических, эстетических, педагогических и иных представлений передовых и рядовых слоев общества 18 века. Оно охватывает всю общественную жизнь.
Французские просветители:
Вольтер.Жан Жак Руссо.Дидро.Д’Аламбер.Гельвеций.Гольвах.Монтескьё.
Просветители разработали теорию естественного права. Считали незыблемыми следующие права человека:- на жизнь;- на собственность;- на свободу.
Культура в 18 веке развивалась неравномерно.
1) Италия.
Музыка, драматургия.
Гоцци (драматург):- «Принцесса Турандот».
Гольдони:- «Трактирщица».- «Слуга двух господ».
Маньяско и Тьеполо – одни из последних представителей барокко.
2) Франция.
В 18 веке Франция на долгие десятилетия становится законодательницей художественной жизни.
Ведущее направление – рококо («раковина», «перламутр»). Этот стиль характерен высшим кругам, много лепнины и позолоты, стены обиваются специальным материалом. Цвета в основном переходные, пастельные. Особенно глубокие корни направление не пустило.
Художники:
Жан Антуан Ватто. Изображал нимф, Диан.
Буле – гобелены.
Фрагонар – картины с изображением семейной идиллии.
Шарден удовлетворяет своим творчеством интересы буржуазии. Его картины искренние, жизненные:- «Молитва перед обедом».
Скульпторы:
Пигаль. Переход от барокко к классицизму.- «Меркурий, завязывающий сандалию».
Фальконе:
- «Медный всадник» в Петербурге.
3) Англия.
Философ Джон Локк разрабатывал просветительские идеи. Создал труд «Опыт о человеческом разуме».
Художники:
Хогарт:- «Модный брак».
Рейндолс.- «Младенец Геркулес, душащий змея».
Гейнборо. Пытался передать внутренний мир человека в портрете. - «Дама в голубом».
Литература.
В литературе утверждается жанр романа. Писатели:
Свифт.- «Робинзон Крузо».
Дефо: - «Путешествие Гулливера».
4) Германия. Имануил Кант – один из самых заметных философов Англии 18 века. Предметом философии считал деятельность человека.
5) Литература.
Гете:- «Фауст».
Музыка.
Иоганн Себастьян Бах.- «Магнификат».- «Страсти по Иоанну».- «Траурная ода».
Гендель.- «Мессия».- «Самсон».- «Иосиф».
Кристоф Глюк.- «Орфей и Эвридика».- «Парис и Елена».- «Ифигения в Тавриде».
6) Австрия.
Развивалась музыка. Была Венская музыкальная школа.
Гайдн – «отец симфонии». Написал более 100 симфоний. Лучшими из них считаются 12 лондонских симфоний. Также написал 20 опер.
Вольфганг Амодей Моцарт.- «Дон Жуан».- «Свадьба Фигаро».- «Волшебная флейта».
Людвиг Ван Бетховен. - Лунная соната. - Патетическая соната.- Опера «Фиделио».
19 век – век колоссальных изменений в общественной и художественной жизни. Утверждение капитализма.
1) Развитие фундаментальной науки.
Физика. Майер, Джоуэль и Гельнгольц. Закон сохранения и превращения энергии.
Шванн и Шлейден создали теорию клетки, согласно которой доказывали единообразное строение всех организмов.
Формируется микробиология (Пастер, Кох).
Развивается математика (Лобачевский, Ковалевская).
Область прикладной науки и техники:
- изобретен ряд двигателей (внутреннего сгорания, водяной, паровой);
- 19 век – изобретен паровоз;
- телефон (Белл);
- радио (Попов);
- автомобиль и так далее.
2) Изменения в социальной жизни.
2 класса буржуазного общества: пролетариат и буржуазия.
3)Военная область. Увеличивается численность армий, растет милитаризм.
4) Духовная жизнь. Развивается художественная культура.
Признак индустриальной культуры – бурное развитие художественной культуры.
Культура определена следующими историческими событиями: 1-я Мировая война, Русская Социалистическая революция, 2-я Мировая война. Центральное понятие - трагизм. Трагическое будущее в условиях саморазрушения - это философия экзестенционализма.
После 2-й мировой эту философию поддерживает во Франции Сартр («Стена») и Камю (роман «Чума»). Философия ставила перед человеком проблему ничтожности этого мира. У человека не остается ни чего, ни веры в бога, ни любви, ни надежды, только голый инстинкт, который помогает выжить, человек не знает себя до тех пор, пока не станет на грань жизни и смерти.
Ведущий стиль в искусстве – модерн. Это комплекс стилей и направлений. Отличает элитарность, появляется массовая культура.
90-е годы названы эпохой постмодернизма. Кубизм – термин придумал Воксель, т.е. индустриализация и механизация дают новое направление искусству.
Философ – Брак.
Живопись – Франция – Пабло Пикассо «Герника».
Писатель – Джойс.
Композитор – Стравинский.
Дадаизм – отражение абсурдности любой системы и человеческого бытия.
Художник – Дюшан «Мона Лиза» (с бородой и усами).
Сюрреализм допускает соединение несоединимого.
Живопись – Массон (наклеивал на бумагу ткань, песок и т.д.), Эрнст (коллаж, фотомонтаж), Главный представитель – Сальвадор Дали.
С 1950г во Франции появился Новый Театр – театр абсурда, созданный Беккетом, Ионеско, Адамовым.
С 60-х годов идет развитие шоу-бизнеса.
Архитектура.
Стили: модерн и функционализм.
Экспрессионизм – Шёнберг, Стравинский балет «Жар-птица», «Петрушка»;
Неореализм – Росселини «Рим – открытый город»;
Реализм – Карне;
Романтизм – Мэдок;
Модернизм – Ланг;
Мелодраматизм – Корда «Леди гамильтон», фильмы философского содержания Бергмана «Земляничная поляна», Феллини «Дорога», Тарковского «Андрей Рублев», «Зеркало».
Комедии, боевики.
Важнейшим событием IX в. является принятие русью христианства.
Письменность.
Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита была создана славянская письменность. После крещения Руси она была положена в основу древнерусской письменности.
Литература.
Русская литература родилась в первой половине XI в. Ведущую роль играла церковь. Литература была светской и церковной.
Жанровое разнообразие - летописание, житие и слово. Центральное место занимала летопись. Ею занимались специально обученные монахи. Древнейшее произведение – «повесть временных лет».
Архитектура.
С приходом христианства начинается строительство церквей и монастырей (Киево-Печерский монастырь).
В конце X в. на Руси началось каменное строительство (989 г. в Киеве построена Десятинная церковь). Софийский собор в Новгороде (1045 - 1050 гг.).
Ремесла.
В Киевской Руси были развиты ремесла: гончарное, металлоо6раоотка, ювелирное и др. Живопись.
Живопись была представлена иконами, фресками и мозаикой.
Музыкальное искусство - церковное пение, светская музыка.
Литература.
12-13 век – время расцвета летописания местных феодальных центров.
«Слово о полку Игореве». Литература 12-13 веков уделяла много внимания описанию мужественности и патриотизма персонажей.
Прикладное искусство.
Во Владимире, Суздале, Рязани создавались выдающиеся произведения прикладного ювелирного искусства в техники чеканки, гравировки, перегородочной эмали, произведения все утрачены во время нашествия.
Эпоха феодальной раздробленности стала временем расцвета монументальных видов искусства:
– архитектуры,
– фресковой живописи,
– иконописи.
Архитектура.
Отличительными чертами новгородской архитектурного стиля была строгость, скупость декоративных украшений.
Памятники 12 века
– соборы в Антониеве и Юрьеве монастырях
– церковь спаса на Ниредице.
Зодчество владимирской Руси :
Боголюбовский замок, храм покрова на Нерли.
Венцом творчества владимирских зодчих и резчиков по камню были соборы:– Рождественский собор в Суздале,– Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - приблизительно 20 годы 12века.
2-ая половина 12 века:– Церковь Петра и Павла – смоленское зодчество.
Живопись.
Древнерусская живопись развивалась в 12-13 веках по двум направлениям – фрески и иконопись. Иконы:– Икона апостолов Петра и Павла, – Спас Вседержитель. – Суздальский спас Златые власы
– ярославский Спас нерукотворный– Вседержитель – все 13 век
– архангел Гавриил
Культура Московской Руси. Со 2-й половины 14в начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и победой в Куликовской битве (1380). Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров.
Литература.
Литература
– « Слово о гибели Русской земли»– «Житие Александра Невского»– «Задонщина»
Зодчество.
Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Пскове и Новгороде (крупнейший центр культурной жизни). – Спас на Ковалеве 1345– Церковь Федора Стратилата на Ручье 1360-61.
Гражданское строительство:
– Грановитая палата (1433)– Заложен каменный кремль (1302г)
Другим крупным центром был Псков, вся архитектура носила облик крепости. В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти 14в – сооружение белокаменной крепости Московского Кремля, затем на территории были сооружены храмы и здания.
Велось строительство в Коломне (Успенский собор), Серпухове, Звенигороде (успенский собор).
Живопись.
Особое распространение получила иконопись (икона – главный вид изобразительного искусства).
Широкое распространение получила фреска– фрески Федора Стратилата на Ручье «Благовещение»
– Феофан Грек – фрески, иконы, отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой живописной манерой.
Андрей Рублев. Фрески, иконы.
Литература.
– «Сказание о Владимире Мономахе»– «Хождения за три моря». – Иван Пересветов – «Сказания о царе Константине»– Андрей Курбский «Истории о князе московском».
Заметно повышается уровень грамотности.
Книгопечатание – Иван Федоров книга «Апостол», 1564 год. Создаются обобщенные летописные произведения – лицевой летописный Свод.
Архитектура.
В конце царствования Ивана III началось строительство нового Московского Кремля.
1485 году Марк Фрязин строит первую башню кремля - Тайницкую.
В кремле возводятся также и светские постройки. Грановитая палата построена Пьетро Солари и Марком Фрязиным. Была вылита царь-пушка.
Продолжалось храмовое строительство и в других городах. Производилось строительство небольших посадских храмов (Благовещения на Ваганькове, церковь Вознесения в Коломенском).
Выдающимся памятником стало строительство Покровского собора (1555-1561) в честь взятия русскими Казани.
Были построены кремли в Нижнем Новгороде, Коломне, Зарайске. Петроком Малым – построен Китай-город, белый город – Федор Конь. Основываются монастыри-сторожа – Новодевичий, Симонов, Троице-Сергиев.
Живопись.
Живопись представляла произведениями талантливого русского мастера Дионисия – росписи стены Успенского собора московского Кремля, собора Богородицы Ферапонтова монастыря в Белозерском крае.
Взаимопроникновение местных традиций обусловило развитие общности рус¬ской культуры.
Шел процесс отделения культуры от церкви.
В России стали создавать школы. В 1687 г. в Москве было основано пер¬вое высшее общеобразовательное учебное заведение, называв¬шееся Эллино-греческой академией.
В 1627 г. Лаврентий Зизаний ввел знаки Зодиака.
В XVII в. в России получила развитие медицина и фармако¬логия, внедряется учение Гиппократа. В 1620 г. в Москве создан Аптекарский приказ.
Литература.
Появились многие новые жанры литературы — реалистиче¬ская бытовая и историческая повесть.
В конце XVII в появился новый жанр — де¬мократическая сатира
В русской литературе утвердился новый сти¬листический жанр — барокко. Основными литературными жанрами оставались летописи, сказания, жития. К достижениям культуры XVII в. относятся первые записи фольклора – устного народного творчества (песни о Степане Разине и его удалых молодцах, «работничках»).
Живопись
В XVII в. живописное искусство включало иконопись, фрескопись и станковую живопись.
Икона стала обособленным произ¬ведением искусства (лучшими считаются иконы из Чудова монастыря (1626)). Образцом монументальной живописи середины XVII в. счита¬ется роспись Успенского собора в Московском Кремле.
Архитектура.
В развитии архитектуры XVII в. выделяют три этапа:
1) первое тридцатилетие – тенденции шатрового зодчества XVI в.;
2) 40 – 70-е годы – поиск нового стиля;
3) 80 – 90-е годы – рождение нового архитектурного стиля.
Шатровой церковью является Покровская церковь. Церковь Троицы-последняя из шатровых храмов в Москве.
(2) – Спасская башня.
В конце XVII в. распространяется светская архитектура. В постройках палат и дворцов начинают преобладать новые формы художественного вкуса. Палаты В.В. Голицына — роскошь и убранство. В конце XVII в. сооружаются: Печатный и Монетный дворы, здание Приказов. Утверждается новый архи-тектурный стиль – русского барокко (церковь Покрова в Филях (1693 – 1694)).
Театр.
XVII в. - время рождения на Руси те¬атра. Первым театральным помещением была Потешная палата, построенная в 1613 г. при царе Михаиле Федоровиче. В конце XVII в. – начале XVIII вв. при духовных академиях возник школьный театр. Там ставились пьесы на религиозные сюжеты.
Музыка. Распев вытесняется многоголосным полифоническим исполнением. Получила развитие многоголосная бытовая песня. Жанром народного музыкального творчества явилась историческая песня – казачья и крестьянская.
Европейское Просвещение сильно влияло на Россию. Но в России Просвещение называли «вольнодумством».
В России в 18 веке крепостное право достигло своего апогея. Было характерно самодержавие. Политика Просвещенного абсолютизма Екатерины II – «Золотой век» русского дворянства.
М.В. Ломоносов – ученый энциклопедист. Физик, химик, астроном, художник, развивал русскую грамматику и так далее. По его инициативе открыли первый в России университет – МГУ.
Карамзин - историк, публицист, писатель. Работал в стиле сентиментализма.
Новиков в 25 лет издавал 4 журнала сатиры. Критиковал самодержавие, создал книжные магазины и книгоиздательства во многих городах.
1) Литература.
Драматургия:
Основоположник – Фонвизин.
Бестужев. «Трактат о воспитании». Считал, что надо расширять сферу образования.
2) Живопись.
1-я половина 18 века.
Никитин. «Петр 1 на смертном одре».
Матвеев. Основоположник группового портрета в России. «Мы с женой».
2-я половина 18 века:
Антропов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский.
Екатерина II открыла художественное училище. Открыла Эрмитаж как галерею. До нее Елизавета Петровна открыла академию художеств.
1) Скульптура.
Шубин (бюсты). Козловский («Самсон, раздирающий пасть льва»).
2) Театр.
Создается профессиональный драматический театр. Федор Волков создал на свои средства театр в 1750г.
В начале XIX в. была создана система народного образования (бессословность обучения).
В науке мировое признание получили: Лобачевский (неевклидова геометрия), Беллинсгаузен и Лазарев (открытие Антарктиды), Пирогов (основоположник военно-полевой хирургии). Событием мирового масштаба стало открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов Менделеевым.
Большую роль в развитии науки и просвещения играли музеи, библиотеки, издательское дело. В Петербурге открыта первая публичная библиотека. В 1852 г. для широкой публики был открыт Эрмитаж в Петербурге.
В литературе превалирует романтизм. С творчества Пушкина начинается «золотой век» русской литературы. Появляются Толстой, Достоевский, Тургенев.
В живописи преобладает реалистическое направление. Оно представлено творчеством передвижников (Репин, Суриков, Шишкин, Поленов). В романтической манере работал Айвазовский. Венецианов ввел в живопись народные сюжеты – бытовой жанр.
В русской архитектуре наблюдается тенденция к созданию собственного стиля – эклектики (смешение элементов разных стилей).
В 1824г. труппа бывшего Петровского театра разделилась на драматическую – Малый театр, и оперно-балетную - Большой театр. В 1832г. в Петербурге открыт Александрийский театр. Самостоятельным видом музыкальных спектаклей стал балет.
Центральной фигурой в музыке первой половины 19 века стал Мусоргский, создатель национальной классической музыки. Вторая половина XIX в. стала временем расцвета Чайковского. Бородин, Мусоргский, Римский- Корсаков входили в состав «Могучей кучки», которой руководил Балакирев. Они боролись против Эклектики.
Культура 1880-1920-х годов называется «Серебряным веком».
В конце 19 – начале 20 века утверждаются новые течения. Господствует критический реализм. В культуре одновременно наблюдается взлет и упадок. Художники, писатели, философы ищут новые формы и течения, которые отразили бы сложный исторический период.
Методы:
1) Символизм.
2) Футуризм.
3) Акмеизм.
4) Авангардизм.
Все это может быть объединено термином «модернизм».
1) Блок выступил как символист («Стихи о прекрасной даме»), но затем перешел к реализму («Двенадцать»). Символисты призывали перейти к чистому искусству.
2) Футуристы: Игорь Северянин, Хлебников, Маяковский.
3) Цветаева относилась и к символистам, и к футуристам. «Реквием». Есенин – «Анна Снегина», «О Пугачеве».
Живопись.
Репин.Врубель – модернизм («Царевна лебедь»).Серов «Девочка с персиками».Малевич, Сомов – яркость, пышность картин.
В 19 веке получает развитие меценатство – помощь деятелям культуры.
Меценаты: Третьяков (Третьяковская галерея).Морозов (Московский театр). Мамонтов.
Театр.
Характерно то, что театр тоже перешел к реализму.
1828 год – открыт театр Морозова.
Станиславский, Немирович-Данченко были актерами, создали театр. Система Станиславского изучается во всем мире.
Балет.
Легенды балета: Павлова, Княжинский, Нуриев. Чайковский. «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Шпаргалки на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Шпаргалки для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Шпаргалка, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.