Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Стрессоустойчивость в деловом общении (Вариант №22)

Стрессоустойчивость в деловом общении (Вариант №22) [03.06.10]

Тема: Стрессоустойчивость в деловом общении (Вариант №22)

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.52K | Скачано: 307 | Добавлен 03.06.10 в 12:54 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Калуга 2010


Содержание

1. Формирование стрессоустойчивости в повседневной жизни 2

2. Влияние самооценки на стрессоустойчивость 10

3. Проанализируйте какие из перечисленных утверждений являются ложными 13

Список литературы 16

 

1. Формирование стрессоустойчивости в повседневной жизни

В начале рассмотрения нашего вопроса о стрессах вспомним тезисы Г. Селье о том, что стресс - это «аромат и вкус жизни», и что «полная свобода от стресса означает смерть». Более чем семи­десятилетнее изучение феномена стресса убедило специалистов в истинности этих посылок. Ныне общепризнано, что наша спо­собность достойно встречать угрозу стресса и отводить ее с мини­мальным ущербом для организма определяется в конечном счете нашим общим отношением к жизни, тем, что в романтической фи­лософии и литературе называлось волей к жизни.

Ведь стресс — это в любом случае психофизи­ологическая реакция личности, а не просто организма, как считали раньше. В развитии стресса существенную роль играет социальная составляющая человеческого поведения.

В структуре стрессовой реакции обычно выделяют три основ­ных элемента:

Ясно, что первый элемент этой триады изначально социа­лен. Оценка стрессогенного события всегда субъективна. На нее влияют и глубина наших знаний «природы вещей», и личный опыт (положительный или отрицательный), и общие социокуль­турные установки, и даже наше эмоциональное состояние в момент события. Ложные страхи, ошибочное истолкование ка­ких-либо явлений как угрожающих нашему благополучию вы­зывают совершенно реальные физиологические и биохимические изменения в организме.

Еще более тесная связь с социальными факторами просматри­вается в третьем элементе стрессовой реакции — поведении. Даже подстегиваемый физиологическими сдвигами человек не может игнорировать общепринятые социальные нормы, установки, зап­реты. Принципиальную роль играют здесь и личные убеждения индивида, его мировоззрение, привычки, умение управлять свои­ми эмоциями.

Таким образом, стрессовая реакция — это по большей части социальный феномен. И значит, противостоять стрессам можно, оказывая влияние в первую очередь на социальные составляющие стрессовых реакций, которые по идее должны быть более управля­емы, нежели наша физиология. Или уж, по крайней мере, от воз­действия на них должно быть меньше вреда, чем от вмешательства в работу нашего организма с помощью разного рода транквилиза­торов, антидепрессантов и прочих медикаментозных средств.

На что же конкретно должны быть направлены наши усилия по повышению стрессоустойчивости? Интересный ответ на этот вопрос дает концепция «поисковой активности», разработанная рос­сийскими учеными B.C. Ротенбергом и В.В. Аршавский. Для того чтобы уяснить ее суть, надо бы предварительно разобраться с од­ним стереотипом нашего мышления — о безусловной вредонос­ности отрицательных эмоций.

Связь стрессового состояния человека с це­лым рядом соматических (телесных) заболе­ваний ныне представляется общепризнанным фактом. Не менее очевидно для всех и то, что свою долю ответственности за телесное здоровье-нездоровье не­сут наши эмоции, как положительные, так и отрицательные. Издревле известно, что раны победителей заживают быстрее, чем раны побежденных. А длительная печаль, тревога, подавленность обычно предшествуют развитию самых разнообразных сомати­ческих расстройств. Именно на такие источники столь распрос­траненных недугов, как инфаркт миокарда, гипертония, язвен­ные и аллергические болезни, указывает современная психосо­матическая медицина.

Но если отрицательные эмоции столь вредоносны, то почему же их так много, гораздо больше, чем положительных (сей факт был отмечен немецкими психологами еще в XIX в.)? Объясни­тельная схема здесь совпадает с главным способом истолкования природы стресса. Отрицательные эмоции — это своеобразные разведчики разума, первый эшелон обороны нашего организма. Их задача — мгновенно оценивать угрожающую ситуацию и по­буждать нас к действию задолго до того, как разум ее обстоятель­но проанализирует. Именно поэтому столь стремительны наши реакции на боль, холод, опасность и т.д. Наш организм чутко реагирует на отрицательную эмоциональную оценку какого-либо события практически мгновенным повышением артериального давления, мышечного тонуса, содержания сахара в крови и т.д. Но мобилизация не может быть постоянной. За ней должно сле­довать действие — нападение, бегство, активное сопротивление и т.п. Но таких возможностей современная цивилизация челове­ку, как правило, не предоставляет, заставляя его находиться в постоянном напряжении. Вот и возникает дисгармония в орга­низме, ведущая в конечном счете к сбоям в работе его жизненно важных систем.

Стало быть, отрицательные эмоции, эволюционно сформиро­ванные как «разведчики», достижениями нынешней цивилизации превращаются в преступных провокаторов, подстрекающих наш организм к саморазрушительным реакциям. Следовательно, их нужно решительно устранять, пусть даже за счет эмоционального обеднения. Заболевшим политикам запрещают читать газеты, схва­тивших инфаркт руководителей оберегают от информации об их коллективах, ну а всех прочих граждан стараются просто не не­рвировать плохими новостями. Главное — не волноваться! Этот девиз настолько прочно вошел в наше сознание, что мы даже не замечаем коварной подмены: понимание необходимости снятия отрицательного эмоционального возбуждения превращается в убежденность, что для здоровья полезно устранять любое эмоци­ональное возбуждение!

Но так ли уж безоговорочно вредны отрицательные эмоции? И так ли уж безусловно полезны — положительные? Как выясни­лось, ответы на эти вопросы не получаются однозначными. Стран­ным, с обычных позиций, выглядит, например, тот факт, что во время войн или других экстремальных ситуаций, когда требуется длительное эмоциональное напряжение и количество отрицатель­ных эмоций резко возрастает, психосоматических и даже обыкно­венных простудных заболеваний становится значительно меньше. Казалось бы, все должно быть наоборот — ведь силы людей на пределе, условия питания и быта резко ухудшаются, стрессогенные факторы нарастают как снежный ком — но обычные болезни отступают! А вот в послевоенный период, когда люди возвраща­ются к нормальной, не требующей чрезмерного эмоционального напряжения жизни, эти болезни возвращаются вновь.

Не все просто и с положительными эмоциями. Медиками и психологами давно отмечен своеобразный феномен состояния человека, получивший название «болезни достижения», или «деп­рессии достижения». Суть его в том, что человек, поставивший перед собой какую-либо крупную цель и потративший неимо­верное количество усилий на ее достижение, добившись успеха, часто испытывает не счастье и заслуженное блаженство, как можно было бы ожидать, а напротив — некое разочарование, опусто­шенность, потерю осмысленности жизни. Оказывается, что пе­риод, наступающий сразу после достижения пика успеха, весьма опасен для здоровья. Устойчивость организма не только к пси­хосоматическим, но даже и к инфекционным заболеваниям рез­ко снижается.

Не спасает положения, между прочим, и отсутствие эмоций. От монотонной, ничем не нарушаемой рутины, казалось бы, ни­чем не задевающей нас, можно получить не меньший стресс. Раз­дражать начнет сама неизменность ситуации, ее однообразие.

Таким образом, далеко не всегда отрицательные эмоции бе­зоговорочно вредят здоровью. А спокойное и безмятежное суще­ствование отнюдь не гарантирует физическое благополучие. То есть сам знак эмоций — положительный или отрицательный — не является решающим фактором, предопределяющим негатив­ные последствия стресса. Здесь должно быть еще одно, допол­нительное звено развития стрессовой ситуации, отвечающее за тот или иной ее исход. По мнению B.C. Ротенберга и В.В. Ар-шавского, таким звеном является тип поведения живого суще­ства, выделяемый по присутствию или отсутствию в нем «поис­ковой активности».

Еще в 60—70-х годах в многочисленных экспе­риментах с животными было легко показано, что искусственно вызванное негативное эмоциональ­ное состояние ухудшает течение различных болезней, а положительное эмоциональное состояние, напротив, их приостанавливает. Это хорошо вписывалось в традиционное пред­ставление о вреде отрицательных и пользе положительных эмо­ций. Однако чуть позднее, более углубленное исследование сти­муляции негативных эмоций поставило столь однозначный вывод под сомнение. Оказалось, что патологические процессы в орга­низме животного могут замедляться, даже если оно испытывает резко отрицательные эмоции. Но происходит это только в том случае, если животное демонстрирует так называемую «активно оборонительную» реакцию. Если, допустим, подопытная крыса реагировала на раздражение электрическим током агрессивно: кусала и царапала клетку, набрасывалась на экспериментатора, пыталась удрать, то болезнетворные изменения в ее организме замедлялись! Если же она просто забивалась в угол клетки и не предпринимала никаких попыток вырваться, то все патологичес­кие процессы заметно ускорялись и порой даже приводили жи­вотное к гибели. Такое поведение получило название пассивно-оборонительного. И, вероятно, именно оно-то и является главным фактором, приводящим в итоге к психосоматическим расстрой­ствам после стрессовых реакций.

Что же обеспечивает защитное влияние активно-оборонитель­ного поведения на здоровье? B.C. Ротенберг и В.В. Аршавский считают, что таким защитным средством является поисковая ак­тивность, направленная на изменение неблагоприятной или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожаю­щих последней факторов или обстоятельств. Поисковой такая ак­тивность названа потому, что определенность конечных результа­тов практически всегда отсутствует. Субъект никогда не может быть уверен, что он найдет путь к успеху.

Поисковая активность, — утверждают авторы этой концепции, — тот общий неспецифический фактор, который определяет устойчи­вость организма к стрессу и вредным воздействиям при самых раз­личных формах поведения. Пассивно-оборонительную реакцию во всех ее проявлениях мы предлагаем рассматривать как отказ от поиска в неприемлемой для субъекта ситуации. Именно сам отказ от поиска, а не неприемлемая ситуация как таковая и вызываемые ею отрицательные эмоции, делает организм более уязвимым ко всевоз­можным вредностям.

Вспомним три фазы стрессового реагирования, выделенные Г. Селъе. Фаза сопротивления переходит в фазу истощения (стресс сменяется дистрессом) именно тогда, когда поиск выхода усту­пает место отказу от поиска. Теперь становится понятным, поче­му в экстремальных условиях (войн, блокад) психосоматические недуги отступают. Повседневная борьба за жизнь, победу над врагом — это, несомненно, проявление поисковой активности.

При этом организм так мощно мобилизует все свои ресурсы, что обычным «мирным» болезням его не взять. Когда же люди, пере­жившие войну, возвращаются к жизненной ситуации, не требую­щей крайнего напряжения, поисковая активность неизбежно уменьшается, организм «демобилизуется», и обычные психосома­тические болезни возвращаются.

Тот же механизм перепада поисковой активности, видимо, лежит и в основе «болезни достижения». Пока человек изо всех сил стремится к вожделенной цели, он предельно отмобилизован и защищен от дистресса. Но как только цель достигнута и появил­ся соблазн беззаботно насладиться плодами победы, уровень по­исковой активности резко падает и соответственно возрастает опас­ность разных недугов.

Итак, поисковая активность обладает явным стимулирующим воздействием на организм и повышает его стрессоустойчивость. Дефицит же такой активности создает предрасположенность к ди­стрессу и всем его негативным последствиям. Потребность в по­исковой активности (то есть в самом процессе постоянного изме­нения, получения новой информации, неизведанных ощущений и т.д.) присуща человеку (и не только, кстати, человеку) от приро­ды. Она имеет биологические корни и явно выраженный эволю­ционный приспособительный смысл. Конечно же, любой попу­ляции в плане развития выгодно именно поисковое поведение составляющих ее особей. Формы поведения также ведь подпада­ют под действие естественного отбора. И наверняка именно он «сцепил» в процессе эволюции активно-оборонительное поведе­ние и стрессоустойчивость. Дав такой мощный стимул самораз­витию индивида, природа тем самым позаботилась и о прогрессе популяции в целом.

Нам же остается лишь «соответствовать природе», то есть не заглушать в себе потребность к поиску, а напротив - всячески ее культивировать,  поддерживать, поощрять.

Таким образом, основой стрессоустойчивой жизненной стратегии является по­исковая активность, проявляемая, конечно, в социально прием­лемых формах. Только так можно достойно противостоять жиз­ненным стрессам.

Вспомним старинную притчу о двух лягушках, попавших в кастрюлю со сметаной. Одна из них, поняв тщетность всех усилий, предпочла не мучиться и, сложив лапки, мирно пошла ко дну. Вторая же, отчаянно барахтаясь, сбила в конце концов смета­ну в масло и, оттолкнувшись от твердой поверхности, выбралась-таки на свободу. «Мораль сей басни» очевидна: не сдавайтесь ни перед какими трудностями, сколь бы непреодолимыми они ни казались. Забудьте о том, что бывают безвыходные ситуации. Ищите выход из любого положения, даже если его не существует в прин­ципе. Поиск выхода из безнадежной ситуации в любом случае будет полезен. Хотя бы тем, что сделает ожидание печальной раз­вязки не столь тяжким.

Но совсем безвыходные ситуации встречаются в нашей жизни не так уж часто. С большинством из них мы все-таки в состоянии справиться. Пусть не так, как нам хотелось бы, но в целом прием­лемо. А поисковая активность здесь тем и хороша, что в боль­шинстве случаев приносит полезные результаты независимо от того, достигнута ли конечная цель наших усилий. Само устрем­ление к цели (точнее — поиск средств ее достижения) оказыва­ется благотворным.

Итак, поисковая активность в любых ситуациях должна стать стержнем нашей стрессоустойчивой жизненной стратегии. Это есть главный способ адаптации к современному быстроменяющемуся миру и одновременно главное средство совершенствования самих себя (а попутно — и нашего социального окружения). Но разуме­ется, мы должны ясно отдавать себе отчет в том, что вовсе не всякая активность — благо. Крайние формы протестного поведе­ния, бродяжничество, преступность, наконец — это ведь тоже формы социальной поисковой активности, правда, неприемлемо ориентированной. Так что пользоваться принципом поисковой активности следует осторожно, помещая его в некие рамки обще­го отношения к жизненным ценностям.

Это отношение в немалой степени зависит от сформировав­шегося у нас мировоззрения, убеждений, представлений о том, как следовало бы прожить дарованную нам жизнь. Данные пред­ставления, между прочим, также могут быть источником постоян­ного стресса. Если жизнь складывается не так, как нам хотелось бы (а это случается сплошь и рядом), если нам не удается соответ­ствовать общепринятому образцу успешного и благополучного человека, поневоле начинает накапливаться некое раздражение, растут претензии к внешнему миру и самому себе. В такой ситуации бывает полезно внимательно проанализировать, насколько рациональны наши исходные убеждения в том, как должен быть устроен окружающий социальный мир.

 

2. Влияние самооценки на стрессоустойчивость

Часто наши требования к себе и окружению бывают неоправданно за­вышены, поскольку опираются на так назы­ваемые иррациональные убеждения. Иррациональными они считаются потому, что не имеют в реальности достаточных оснований. Как правило, это чересчур категорич­ные обобщения неких форм поведения или укорененные в на­шем сознании стереотипы, которые, может, и имели в прошлом какую-либо реальную основу, но давно ее утратили и ныне су­ществуют лишь по инерции. Ну, например: «женщина должна быть хорошей хозяйкой», «мужчина — добытчик, хозяин семьи», «знакомиться на улице неприлично» и пр. Нельзя сказать, что эти утверждения вовсе безосновательны, то есть ложны. Ирра­циональными же их делает абсолютная категоричность, недопу­щение исключений. Так должно быть — и все тут! А когда реаль­ность таким требованиям не соответствует, естественно возника­ют нарушения эмоционального состояния и, как следствие, хро­нический стресс.

Однако предъявлять категорические требования к окружаю­щей реальности — занятие малопродуктивное. Она имеет непри­ятное обыкновение не оправдывать наших ожиданий. Поэтому не требуйте от мира совершенства! Попробуйте принять мир таким, каков он есть. «Принять» — не значит согласиться со всеми его несовершенствами и пороками. Это означает лишь — констатиро­вать некую объективную реальность, а уж потом по мере сил при­ниматься за ее исправление.

Несовпадение должного (что должно быть) и су­щего (того, что есть) свойственно не только ок­ружающей нас реальности, но и нам самим. Здесь также коренится внушительный источник стрессовых реакций. У него два полюса: чрезмерно завышенные пред­ставления о себе и, наоборот, заниженная самооценка. Между прочим, любопытно: а что встречается чаще, завышенная или за­ниженная оценка нами собственных способностей и возможнос­тей? Как показывают многочисленные психологические исследо­вания на эту тему, у большинства из нас существует некое неосоз­наваемое предрасположение в пользу своего Я. Мы, как правило, оцениваем себя практически по всем параметрам не как среднего человека, а несколько выше. Но можем ли мы все разом быть выше среднего? Ясно, что это — иллюзия. Она помогает нам со­хранить оптимистичный взгляд на мир и наше собственное место в нем, но порой причиняет и неприятности в виде стрессов от «завышенных ожиданий» или «рухнувшей надежды». Да и знаме­нитый «кризис среднего возраста» имеет одним из своих основа­ний все ту же завышенную самооценку.

Большинство из нас любит читать биографии разных знаме­нитых личностей: императоров, президентов, полководцев, уче­ных и т.п. Кроме естественного любопытства за этим, видимо, скрывается и тайно мучающий всех вопрос: как, каким образом удалось данной знаменитости взобраться на вершину успеха? Что для этого нужно сделать? Увы, но ни в одном жизнеописании выдающихся людей такого рецепта нет и быть просто не может. Ибо выдвигаемые обычно на первый план целеустремленность, трудолюбие, решительность и прочие очевидные качества не сде­лают нас выдающимися политиками, учеными, артистами или на худой конец российскими олигархами, если нет главного — спо­собностей, таланта. А это материя весьма тонкая и практически никак от нас не зависимая. Точнее, зависимая — но в негативном плане: свой талант можно и загубить, если его не развивать; но выработать его сознательными усилиями над собой нельзя.

Поэтому вряд ли следует, как нас учат в школе, «брать при­мер» с великих личностей — выйдет одно расстройство. Лучше реалистически оценить свои способности (к юношеским годам они вполне отчетливо проявляются) и сформировать соответствующий уровень притязаний. Вполне допустимо, чтобы он был чуть-чуть выше того, что можно достичь наверняка. Как в накачивании мус­кулов — самое полезное усилие то, которое делается последним, через «не могу». Именно оно добавляет крепости мышцам. Так и в жизненной стратегии — обозначаемые цели должны быть чуть выше наших сегодняшних возможностей, чтобы был стимул раз­вития. Но они не должны быть недостижимыми.

Существует знаменитая «формула самоуважения» У. Джемса, из которой следует, что степень самоуважения зависит от соотно­шения уровней успеха (числитель) и притязаний (знаменатель).

Если результат такого «деления» невысок, может оказаться полез­ным подумать о понижении уровня своих притязаний.

Однако занижать свои притязания чрезмерно тоже не стоит. Это может привести к тому же стрессу, но уже по другой причине — из-за за­ниженной самооценки. Ощущение своего неблагополучия, невезучести, обида на судьбу-злодейку и неблаго­приятно складывающиеся обстоятельства стрессогенны не менее завышенных притязаний. Поэтому забота о повышении своей са­мооценки входит в число средств профилактики стрессов. Действовать рекомендуется на трех уровнях:

Все это настолько просто и очевидно, что остается только удивляться: откуда же у нас столько стрессов, связанных с заниженной самооценкой? Ответ, впро-

чем, не менее очевиден: виноваты все те же инертность, лень, неверие в то, что достаточно простыми средствами можно дос­тичь серьезных результатов. А ведь многочисленные примеры людей, «сделавших», как выражаются американцы, «самих себя» (self-made man), говорят о том, что можно и нужно добиваться благоприятных для нас перемен упорством, методичностью, на­стойчивостью. Ведь даже инерция нашей жизни - великая сила. Помните первый закон классической физики (закон инерции): если на тело не действуют никакие силы, то оно либо находится в покое, либо сохраняет состояние равномерного прямолиней­ного движения. В применении к обсуждаемым здесь вопросам это значит, что, если мы не предпринимаем никаких усилий по улучшению наших дел, то сами собой они никак не улучшатся. Но стоит нам начать работать над собой или обстоятельствами как та же самая сила инерции начнет поддерживать наши уси­лия, сохранять их энергию и постоянство. Активность преодоле­ния сложных жизненных проблем, жизнестойкость не даются сами собой. Не жалеть усилий для их формирования в себе — вот, по сути, и весь «секрет» обретения стрессоустойчивости.

 

3.  Проанализируйте какие из перечисленных утверждений являются ложными:

а) "стресс - это удел слабых людей";

Принято считать, что стресс — удел слабых людей. Однако психологи утверждают обратное. Такие люди не испытывают стресс, потому что не напрягаются. Стресс — удел по-настоящему сильных людей, от которых жизнь требует постоянной отдачи.

б) "я не могу нести ответственность за стресс в моей жизни, мы все его жертвы";

В действительности мы стали ответственны за большую часть стрессов нашей жизни. Это следует из того факта, что стресс является результатом не столько того, что с нами происходит, сколько того, как мы на это реагируем. Такой стресс часто является нашим бессознательным выбором.

в) "я всегда знаю, когда испытываю чрезмерный стресс";

Фактически, чем сильнее стресс, испытываемый нами, тем менее чувствительны мы к его симптомам – пока стресс не достигает такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать.

г) "все люди реагируют на стресс одинаково";

Мы отличаемся друг от друга по источникам стресса, симптомом и заболеваниям, развивающимся в следствии чрезмерного стресса, а также по эффективным формам его лечения.

д) "при стрессе, все, что нужно сделать - это прежде всего расслабиться";

Хотя релаксация представляет собой очень полезное средство борьбы со стрессом, мало кто умеет глубоко расслабляться. Такие методы, как медитация, хатха-йога и спокойное созерцание, являются наиболее эффективными способами достичь глубокого расслабления в противоположность таким видам досуга, как телевизор, радио и магнитофон. Необходимо помнить, что отпуск  и другие формы восстановительного отдыха не всегда обладают расслабляющим действием.

е) "важнейшее мероприятие в борьбе со стрессом - это психотерапия".

Как справедливо отмечает Р. Коуплан,  люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами. А уже после того как человек осуществляет релаксацию - это важнейшее, экстренное мероприятие психологической саморегуляции, - выбор дальнейших действий в телесной психологии не привязывается к какой-либо заранее заданной жесткой схеме (как в поведенческой или рационально-эмотивной и других видах психокоррекции), а предоставляется на его собственное усмотрение.

 

Список литературы

  1. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко - 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  2. Конфликтология/Под ред.В.В.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2005
  3. Айзенк Г.,Айзенк М. Исследование человеческой психики: Пер.сангл. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
  4. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья.- М., 2001.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+5
Размер: 25.52K
Скачано: 307
Скачать бесплатно
03.06.10 в 12:54 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе