Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Стрессоустойчивость в деловом общении (Вариант №21)

Стрессоустойчивость в деловом общении (Вариант №21) [29.10.11]

Тема: Стрессоустойчивость в деловом общении (Вариант №21)

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 22.57K | Скачано: 273 | Добавлен 29.10.11 в 15:30 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2010


Содержание

1. Формирование стрессоустойчивости в повседневной жизни 2

2. Влияние самооценки на стрессоустойчивость 12

3. Проанализируйте какие из перечисленных утверждений являются ложными 16

4. Приложение 18

Список литературы 22

 

1. Формирование стрессоустойчивости в повседневной жизни.

Формирование  стрессоустойчивости   является   залогом   психического

здоровья   людей   и    непременным   условием   социальной   стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие  нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает  одним из главных факторов развития различных заболеваний. В  настоящее  время  на передний  план  выходит  забота  о  сохранении  психического   здоровья   и формировании стрессоустойчивости современного человека. Путь к психическому здоровью –  это  путь  к  интегральной  личности,  не  разрываемой  изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На  этом  пути  важно познавать особенности своей психики, что позволит не  только  предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье,  но  и  совершенствовать  самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.

Как показывают исследования, один и тот же раздражитель воздействует на разных людей неодинаково. В то время как для одних он превращается в стрессор и порождает стрессовую реакцию, другие его просто не замечают. Это обусловлено индивидуальными личностными различиями. В конечном счете все определяет система ценностей личности, проявляющаяся в соответствующих чертах и свойствах.

Иначе говоря, людей можно сравнивать между собой с точки зрения присущих им индивидуальных уровней стрессоустойчивости. При этом, пожалуй, одним из самых интересных вопросов становится определение основных направлений изменения личности в целях повышения уровня ее стрессоустойчивости.

За последние 20 лет в ходе реализуемой нами программы исследования стрессоустойчивости было охвачено более 73 тыс. человек, проживающих на территории стран СНГ. При этом удалось построить многофакторную математическую модель, позволяющую описывать, объяснять и предсказывать поведение людей в разнообразных стрессовых ситуациях.

Не вдаваясь в детали и подробности, прежде всего, можно отметить то, что более высокий уровень стрессоустойчивости отличает людей, в системе ценностей которых преобладают так называемые духовные ценности. Напротив, доминирование ценностей материального характера приводит к снижению уровня стрессоустойчивости и формированию своеобразной стрессозависимости. Последняя выражается в появлении особого мировоззрения, в соответствии с которым стресс есть неотъемлемое свойство жизни вообще. Это данность мира, которую невозможно изменить.

Из множества изученных черт и свойств личности наиболее мощными факторами повышения уровня стрессоустойчивости являются общий энергетический потенциал личности, уровень развития интуиции, уровень развития логических способностей, эмоциональная зрелость личности, в том числе входящие в данный сложный фактор эмоциональная устойчивость и уровень эмоционального контроля; пластичность (гибкость, готовность личности к изменениям), тип темперамента (сильный тип высшей нервной деятельности по И.П.Павлову), уровень развития рефлексии и др.

На основе полученных результатов были разработаны тестологические инструменты, которые позволяют с высокой степенью надежности и достоверности выделять из массы людей тех, кто обладает повышенной стрессоустойчивостью. Это чрезвычайно важно, особенно при решении задач, связанных с подбором персонала. Вообще говоря, любая деятельность личности, независимо от ее направленности и характера, прямо и непосредственно связана с уровнем стрессоустойчивости. Она тем эффективнее, чем выше уровень стрессоустойчивости. Сниженная стрессоустойчивость, напротив, приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.

Принципиальное значение данный параметр получает в связи с требованиями, которые предъявляются особенностями некоторых профессий, спряженных, прежде всего, с повышенной ответственностью. К числу таких профессий можно отнести, в первую очередь, управление различными видами транспорта (авиационного, водного, железнодорожного, автомобильного), обеспечение безопасности, медицинскую и преподавательскую деятельность и т.д. Разумеется, в процессе отбора кандидатов для работы в указанных профессиональных областях приходится учитывать десятки, иногда сотни, личностных черт и свойств, но стрессоустойчивость при этом непременно является одним из важнейших параметров.

Уровень стрессоустойчивости личности не представляет собой чего-то неизменного. Под воздействием различных факторов он может как повышаться, так и понижаться. Последнее активно используется организаторами так называемых деструктивных культов (церковь свидетелей Иеговы, Белое Братство, церковь «Новая жизнь», различные антисциентистские и псевдорелигиозные секты и т.п.). Разрушая систему ценностей и привычную картину мира неофита, они в десятки раз снижают присущий ему уровень эмоциональной устойчивости и защищенности, а, в конечном счете, стрессоустойчивости. При этом различные страхи становятся главным инструментом манипулирования.

На основе упоминавшейся выше математической модели нами было разработано несколько психологических технологий, которые позволяют существенно повысить уровень стрессоустойчивости личности. В ходе специально ориентированных семинаров-тренингов продолжительностью от 2 до 6 дней участники имеют возможность развить данное свойство, обеспечив тем самым большую независимость от повседневных раздражителей, которые до занятий, как правило, выступали в качестве стрессоров. Обретенная таким образом стрессоустойчивость, во-первых, обусловливает значительное повышение уровня эффективности профессиональной деятельности, во-вторых, обеспечивает кардинальное изменение образа и качества жизни.

Поскольку генный фактор Р66 включает механизм старения организма на клеточном уровне лишь в условиях стресса, то есть стрессовая реакция является своеобразным спусковым крючком, повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни. По предварительным оценкам (пока они носят, главным образом, теоретический характер, поскольку осуществляемые нами лонгитюдные исследования до получения практического результата необходимо проводить в течение 30-40 лет), человек, научившийся в ходе семинара сохранять психологическую устойчивость под воздействием наиболее часто встречающихся повседневных, «бытовых» раздражителей, может продлить свою жизнь примерно на 30%, не прибегая к фармакологическим средствам.

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость - человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Существует огромное множество способов преодоления стресса и его последствий, однако одноразовая «победа над ситуацией» не гарантирует Поэтому навыки антистрессового поведения желательно развивать, вырабатывая перманентную устойчивость к воздействию стрессоров.

Организм - система целостная, единая, все уровни регуляции взаимосвязаны. Одно произвольное изменение (например, задержка или ускорение дыхания) обязательно вызовет изменение во всей системе, приводя организм в иное, новое состояние. Таким образом, человек может влиять и на те функции, которые прямо не подвластны сознательным усилиям.

Сознательное управление своим состоянием и есть саморегуляция. А механизм выработки условных рефлексов позволяет превратить навыки саморегуляции в автоматические. Это требует определенных усилий и времени. Но затраты времени и сил становятся намного меньше, когда навык выработан. А результат - хорошее самочувствие, а значит и более эффективная работа, сохраненное здоровье свое и окружающих. И "сгореть" раньше времени от многочисленных болезней, которых можно было бы избежать - не геройство, а скорее неумелая и бездумная растрата бесценного достояния, полученного каждым из нас при рождении.

В жесткие рыночные времена здоровье - немалый капитал, и право же, стоит приложить немного времени и сил на его поддержание. Тем более что занятия саморегуляцией не требуют специального оборудования, денежных затрат, легко подбирается индивидуальная программа, практически нет противопоказаний. Не требуются выдающиеся специфические способности, гораздо важнее заниматься систематически.

В нашей власти без всякой предварительной подготовки напрячь или расслабить мышцы, изменить позу, сделать любое произвольное движение, сознательно изменять ритм и глубину дыхания. Эти функции поддаются тренировке как любой физический навык. Из всех изменений, вызываемых хроническим стрессом, с точки зрения саморегуляции наиболее важно хроническое напряжение мышц. Говоря о своем состоянии, мы часто используем не задумываясь образные выражения, в прямом смысле точно отражающие суть происходящих изменений. Мы находим проблемы "на свою шею", этот человек "сел мне на шею", "вот где (указывая на шею, плечи и верхнюю часть спины) это у меня сидит". Здесь, в мышцах плечевого пояса, шеи, спины, и "сидят" наши проблемы. Именно здесь больше всего накапливается хроническое напряжение мышц, сдавливая сосуды и нервы, нарушая нормальное состояние позвоночника и работу внутренних органов.

Но напряжение мышц сознательно регулируется.Если нервно- психическое напряжение вызывает напряжение мышц, связь существует, значит, можно действовать с другого конца: расслабить мышцы для снятия психического напряжения. Релаксация - это состояние мышечного расслабления.

Существует много специальных техник релаксации. Они основаны на различных свойствах нервно-мышечной системы, используют разные приемы и методы, но суть их одна: снять хроническое мышечное напряжение. За тысячи лет своего существования они великолепно разработаны и отточены до совершенства (индийские, китайские, тибетские, японские техники). Но это совершенство как-то не совпадает с ритмом и стилем современной жизни. Так мы восхищаемся изделиями древних мастеров, совершенством ручной работы, но для повседневной жизни больше подходит серийное изделие, быстрее и проще. Растет темп жизни, растет поток информации, воспринимаемый человеком, бесконечно усложнилась деятельность, возрос уровень знаний и одновременно ответственность....

Естественно, что на основе древних методик и с учетом современных научных знаний создаются новые современные техники саморегуляции. Многие из них сложны и специализированы, используются в подготовке спортсменов высокого класса, людей экстремальных профессий. Но есть и простые эффективные техники, доступные каждому, как утренняя зарядка.

Динамические методы саморегуляции:

Из активных, динамических, подвижных методов саморегуляции, удобен комплекс упражнений для всех мышечных групп, выполняемых по принципу "от периферии к центру", начиная с мелких суставов конечностей (Прил. 3). Когда мы оцениваем свое состояние, мы говорим: "Я хорошо (или плохо) себя чувствую". Почувствовать, ощутить себя, свое тело, в буквальном смысле этого слова и помогают эти упражнения. Выполняются они в таком темпе и столько раз, чтобы не вызывать усталости. Ориентируйтесь на свои ощущения. Упражнения должны приносить удовольствие, приятное чувство "мышечного удовлетворения", с небольшим усилием. По меткому выражению одного из занимающихся, они выполняются "на грани кайфа плюс еще одно повторение". Это относится не только к данному комплексу.

Разновидностью динамической медитации являются движения под музыку, с закрытыми глазами, самозабвенный импровизированный танец, с полной отдачей движению. Это особый вид транса, измененное состояние сознания. Тело само выполняет необходимые движения, часто весьма неожиданные. Оздоровительный, антистрессовый эффект различных видов массажа, физических упражнений, танцев, водных процедур, бани во многом обусловлен тем, что уменьшает напряжение мышц, в том числе хроническое.

Каким бы методом мы ни пользовались для достижения расслабления, это состояние является фоном, основой для программирования.

Программирование - это задание организму программы действий, определенного физического и психического состояния. Реализуется программа через воздействие на бессознательный уровень регуляции, для чего используются измененные состояния сознания, или транс различной глубины. Возможно гетеропрограммирование, когда программа задается другим человеком (врачом, инструктором и т.д.) и самопрограммирование.

Самопрограммирование - основной метод саморегуляции, при котором человек сам задает своему организму программу действий. При самопрограммировании практически отсутствует сопротивление, легко скорректировать формулу, если она вызывает дискомфорт. Кто лучше самого человека знает, что ему нужно?

Основной принцип - программа должна быть: краткой, конкретной, позитивной.

Основные правила самопрограммирования:

1. Организм не понимает частицу "не". Формула "у меня не болит голова" неэффективна, сработает слово "болит". Возможная рабочая формулировка: "голова легкая, ясная, свежая".

2. Формула - это приказ. Она должна быть конкретной, краткой и безоговорочной. Второй, бессознательный, уровень регуляции не понимает сложных смысловых конструкций, сравнений, колебаний, условий и оговорок.

3. Формула составляется так, что желаемое состояние представляется как уже наступившее, оно уже есть, и никаких сомнений! Наши сомнения и колебания направляют нашу же силу против нас.

К неадаптивным вариантам копинг-стратегий поведения относятся:

в поведенческой среде -- активное избегание, отступление, которые предполагают поведение, обуславливающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, изоляцию, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблемы;

в когнитивной сфере это смирение, растерянность, диссимиляция, игнорирование -- пассивные формы поведения отказом от преодоления трудностей из-за неверия в собственные силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей;

в эмоциональной сфере это подавление эмоций, покорность, самообвинение, агрессивность -- варианты поведения, характеризующиеся подавленным состоянием безнадежности, покорности, переживание злости и возложение вины на себя и других.

К относительно адаптивным вариантам копинг-стратегии поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления, относятся:

в поведенческой сфере -- компенсация, отвлечение, конструктивность -- формы поведения, характеризующиеся стремлением к временному отказу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, с помощью исполнения своих заветных желаний;

в когнитивной сфере -- относительность, придача смысла, религиозность -- формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолении, на веру в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами;

в эмоциональной сфере -- эмоциональная разгрузка, пассивная кооперация -- поведение, которое направлено на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.

 

2. Влияние самооценки на стрессоустойчивость.

Часто наши требования к себе и окружению бывают неоправданно за­вышены, поскольку опираются на так назы­ваемые иррациональные убеждения. Иррациональными они считаются потому, что не имеют в реальности достаточных оснований. Как правило, это чересчур категорич­ные обобщения неких форм поведения или укорененные в на­шем сознании стереотипы, которые, может, и имели в прошлом какую-либо реальную основу, но давно ее утратили и ныне су­ществуют лишь по инерции. Ну, например: «женщина должна быть хорошей хозяйкой», «мужчина — добытчик, хозяин семьи», «знакомиться на улице неприлично» и пр. Нельзя сказать, что эти утверждения вовсе безосновательны, то есть ложны. Ирра­циональными же их делает абсолютная категоричность, недопу­щение исключений. Так должно быть — и все тут! А когда реаль­ность таким требованиям не соответствует, естественно возника­ют нарушения эмоционального состояния и, как следствие, хро­нический стресс.

Однако предъявлять категорические требования к окружаю­щей реальности — занятие малопродуктивное. Она имеет непри­ятное обыкновение не оправдывать наших ожиданий. Поэтому не требуйте от мира совершенства! Попробуйте принять мир таким, каков он есть. «Принять» — не значит согласиться со всеми его несовершенствами и пороками. Это означает лишь — констатиро­вать некую объективную реальность, а уж потом по мере сил при­ниматься за ее исправление.

Несовпадение должного (что должно быть) и су­щего (того, что есть) свойственно не только ок­ружающей нас реальности, но и нам самим. Здесь также коренится внушительный источник стрессовых реакций. У него два полюса: чрезмерно завышенные пред­ставления о себе и, наоборот, заниженная самооценка. Между прочим, любопытно: а что встречается чаще, завышенная или за­ниженная оценка нами собственных способностей и возможнос­тей? Как показывают многочисленные психологические исследо­вания на эту тему, у большинства из нас существует некое неосоз­наваемое предрасположение в пользу своего Я. Мы, как правило, оцениваем себя практически по всем параметрам не как среднего человека, а несколько выше. Но можем ли мы все разом быть выше среднего? Ясно, что это — иллюзия. Она помогает нам со­хранить оптимистичный взгляд на мир и наше собственное место в нем, но порой причиняет и неприятности в виде стрессов от «завышенных ожиданий» или «рухнувшей надежды». Да и знаме­нитый «кризис среднего возраста» имеет одним из своих основа­ний все ту же завышенную самооценку.

Большинство из нас любит читать биографии разных знаме­нитых личностей: императоров, президентов, полководцев, уче­ных и т.п. Кроме естественного любопытства за этим, видимо, скрывается и тайно мучающий всех вопрос: как, каким образом удалось данной знаменитости взобраться на вершину успеха? Что для этого нужно сделать? Увы, но ни в одном жизнеописании выдающихся людей такого рецепта нет и быть просто не может. Ибо выдвигаемые обычно на первый план целеустремленность, трудолюбие, решительность и прочие очевидные качества не сде­лают нас выдающимися политиками, учеными, артистами или на худой конец российскими олигархами, если нет главного — спо­собностей, таланта. А это материя весьма тонкая и практически никак от нас не зависимая. Точнее, зависимая — но в негативном плане: свой талант можно и загубить, если его не развивать; но выработать его сознательными усилиями над собой нельзя.

Поэтому вряд ли следует, как нас учат в школе, «брать при­мер» с великих личностей — выйдет одно расстройство. Лучше реалистически оценить свои способности (к юношеским годам они вполне отчетливо проявляются) и сформировать соответствующий уровень притязаний. Вполне допустимо, чтобы он был чуть-чуть выше того, что можно достичь наверняка. Как в накачивании мус­кулов — самое полезное усилие то, которое делается последним, через «не могу». Именно оно добавляет крепости мышцам. Так и в жизненной стратегии — обозначаемые цели должны быть чуть выше наших сегодняшних возможностей, чтобы был стимул раз­вития. Но они не должны быть недостижимыми.

Существует знаменитая «формула самоуважения» У. Джемса, из которой следует, что степень самоуважения зависит от соотно­шения уровней успеха (числитель) и притязаний (знаменатель).

Если результат такого «деления» невысок, может оказаться полез­ным подумать о понижении уровня своих притязаний.

Однако занижать свои притязания чрезмерно тоже не стоит. Это может привести к тому же стрессу, но уже по другой причине — из-за за­ниженной самооценки. Ощущение своего неблагополучия, невезучести, обида на судьбу-злодейку и неблаго­приятно складывающиеся обстоятельства стрессогенны не менее завышенных притязаний. Поэтому забота о повышении своей са­мооценки входит в число средств профилактики стрессов. Действовать рекомендуется на трех уровнях:

Все это настолько просто и очевидно, что остается только удивляться: откуда же у нас столько стрессов, связанных с заниженной самооценкой? Ответ, впрочем, не менее очевиден: виноваты все те же инертность, лень, неверие в то, что достаточно простыми средствами можно дос­тичь серьезных результатов. А ведь многочисленные примеры людей, «сделавших», как выражаются американцы, «самих себя» (self-made man), говорят о том, что можно и нужно добиваться благоприятных для нас перемен упорством, методичностью, на­стойчивостью. Ведь даже инерция нашей жизни - великая сила. Помните первый закон классической физики (закон инерции): если на тело не действуют никакие силы, то оно либо находится в покое, либо сохраняет состояние равномерного прямолиней­ного движения. В применении к обсуждаемым здесь вопросам это значит, что, если мы не предпринимаем никаких усилий по улучшению наших дел, то сами собой они никак не улучшатся. Но стоит нам начать работать над собой или обстоятельствами как та же самая сила инерции начнет поддерживать наши уси­лия, сохранять их энергию и постоянство. Активность преодоле­ния сложных жизненных проблем, жизнестойкость не даются сами собой. Не жалеть усилий для их формирования в себе — вот, по сути, и весь «секрет» обретения стрессоустойчивости.

 

3.  Проанализируйте какие из перечисленных утверждений являются ложными:

а) "стресс - это удел слабых людей";

Принято считать, что стресс — удел слабых людей. Однако психологи утверждают обратное. Такие люди не испытывают стресс, потому что не напрягаются. Стресс — удел по-настоящему сильных людей, от которых жизнь требует постоянной отдачи.

б) "я не могу нести ответственность за стресс в моей жизни, мы все его жертвы";

В действительности мы стали ответственны за большую часть стрессов нашей жизни. Это следует из того факта, что стресс является результатом не столько того, что с нами происходит, сколько того, как мы на это реагируем. Такой стресс часто является нашим бессознательным выбором.

в) "я всегда знаю, когда испытываю чрезмерный стресс";

Фактически, чем сильнее стресс, испытываемый нами, тем менее чувствительны мы к его симптомам – пока стресс не достигает такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать.

г) "все люди реагируют на стресс одинаково";

Мы отличаемся друг от друга по источникам стресса, симптомом и заболеваниям, развивающимся в следствии чрезмерного стресса, а также по эффективным формам его лечения.

д) "при стрессе, все, что нужно сделать - это прежде всего расслабиться";

Хотя релаксация представляет собой очень полезное средство борьбы со стрессом, мало кто умеет глубоко расслабляться. Такие методы, как медитация, хатха-йога и спокойное созерцание, являются наиболее эффективными способами достичь глубокого расслабления в противоположность таким видам досуга, как телевизор, радио и магнитофон. Необходимо помнить, что отпуск  и другие формы восстановительного отдыха не всегда обладают расслабляющим действием.

е) "важнейшее мероприятие в борьбе со стрессом - это психотерапия".

Как справедливо отмечает Р. Коуплан,  люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами. А уже после того как человек осуществляет релаксацию - это важнейшее, экстренное мероприятие психологической саморегуляции, - выбор дальнейших действий в телесной психологии не привязывается к какой-либо заранее заданной жесткой схеме (как в поведенческой или рационально-эмотивной и других видах психокоррекции), а предоставляется на его собственное усмотрение.

 

Список литературы.

  1. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко - 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  2. Конфликтология/Под ред.В.В.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2005
  3. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья.- М., 2001.
  4. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2007.
  5. Формирование стрессоустойчивости личности в повседневной жизни . Учебное пособие

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 22.57K
Скачано: 273
Скачать бесплатно
29.10.11 в 15:30 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе