Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по правоведению »
Тема: Государственный аппарат Российской Федерации. Возраст уголовной ответственности
Раздел: Бесплатные рефераты по правоведению
Тип: Контрольная работа | Размер: 38.78K | Скачано: 313 | Добавлен 03.05.09 в 14:39 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы
Содержание
1. Государственный аппарат Российской Федерации 3
2. Возраст уголовной ответственности 10
Задание № 2 15
Задание № 3 16
Задание № 4 18
Задание № 5 20
Список использованных источников 21
1 Государственный аппарат Российской Федерации
Государственный аппарат - система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Государственный аппарат является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью осуществляется управление государственными и отчасти общественными делами.
Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования, что и является, по сути, государственным аппаратом.
Органы государственной власти - важнейшая часть этого механизма, выравнивающая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.
Система органов государственной власти Российской Федерации строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции. Прежде всего, органы государственной власти действуют на принципе суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти основывается на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.
Другим важнейшим принципом системы органов государственной власти является принцип единства системы государственных органов. Это означает, что вся система органов государственной власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства. При этом Президент как глава государства координирует функциональную деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Но не все органы государственной власти субъектов РФ образуют единую, построенную на иерархической основе структуру с органами государственной власти Российской Федерации.
Важнейшим принципом системы государственных органов Российской Федерации является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Как уже отмечалось, Конституция РФ определяет компетенцию самой Федерации и совместную компетенцию Федерации и ее субъектов.
Важнейший принцип системы органов государственной власти - принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов Российской Федерации и ее субъектов - Президента РФ, Президентов и других высших должностных лиц субъектов Федерации.
С принципом выборности ряда органов государственной власти тесно связан и принцип участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти. Граждане участвуют, прежде всего, в выборах представительных органов государственной власти и в выборах органов местного самоуправления.
Еще один принцип системы органов государственной власти - принцип гласности и открытости в порядке формирования и деятельности этих органов. Этот принцип предполагает широкое освещение деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации, периодическую информацию широких слоев населения о работе этих органов, проблемах, стоящих перед ними.
И наконец, важно выделить принцип разделения властей, на котором строится система органов государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах. В соответствии с этим принципом органы государственной власти РФ делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно осуществляют основные функции государственной власти (правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную).
В соответствии с принципом разделения властей (ст.10 Конституции РФ), устанавливающим самостоятельность и независимость трех ветвей власти система органов государственной власти в Российской федерации представлена законодательной, исполнительной и судебной властью. Главой государства является Президент РФ.
В соответствии с Конституцией (ст. 80) Президент «является главой государства», «гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина».
Необходимо отметить, что Президент, являясь главой государства, по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти, что подтверждается нормами Конституции. Согласно ст. 10 Конституции, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В тоже время, согласно ст.11 Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. Законодательную власть осуществляет парламент (ст. 94), исполнительную власть РФ - Правительство РФ (ст. 110), судебная власть принадлежит судам (гл. 7). Таким образом, Президент тоже осуществляет государственную власть, не представляя ни одну из ее ветвей.
В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Так, согласно положениям ст. 83 и 84 Конституции РФ:
* с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ, по предложению которого назначает на должность и отрешает от нее заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров
* назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ, высшее командование Вооруженных Сил РФ
* представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, и ставит вопрос об освобождении с этой должности
* представляет в Совет Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, кандидатуру Генерального Прокурора РФ, ставит вопрос об освобождении последнего от должности. Назначает судей федеральных судов РФ
* формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, формирует Администрацию Президента РФ
* назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ и др.
В соответствие с принципами демократии и принципами республиканской формы правления, согласно положениям ст. 81 Конституции:
* Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
* Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Так, Президент избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В силу этого он получает мандат доверия не от парламента, как, например, в ФРГ или Италии, а от всего населения России.
* Президент избирается сроком на четыре года, при этом, одно и тоже лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.
Конституционно закреплены две формы прекращения пребывания в должности и исполнения обязанностей Президента России: срочная, т.е. окончание срока, и досрочная, согласно п.2 ст.92, включающая в себя такие виды как отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия и отрешение от должности.
Президент РФ может быть отрешен от должности по решению Совета Федерации, которое должно быть принято 2/3 голосов от общего числа. Вопрос об отрешении Президента от должности может быть поставлен только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения (2/3 от общего числа депутатов) в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а также заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения такого обвинения. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в 3-х месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента - в противном случае обвинение будет считаться отклоненным (п.3 ст.93).
Во всех случаях досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий выборы нового президента должны состояться не позднее 3-х месяцев с момента официального прекращения полномочий предыдущего.
Органы законодательной власти - Федеральное собрание РФ в составе двух палат - Государственной думы и Совета Федерации, парламенты - законодательные и представительные органы республик в составе Российской Федерации: Государственный совет Татарстана, Народный хурал Бурятии, Государственное собрание (курултай) Башкортостана и т.д.; законодательные представительные органы других субъектов Федерации (краевые, областные, городские думы или законотворчества собрания и т.д.). Основная их функция - осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов. Все органы законодательной власти являются выборными, т.е. формируются на самой демократической основе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На общефедеральном уровне орган законодательной власти представляет население всей страны, а законодательные органы субъектов Федерации представляют население только этих субъектов.
Кроме законодательной функции, эти органы осуществляют финансово-бюджетные полномочия на соответствующем уровне, а также контроль за деятельностью исполнительных органов власти; хотя последняя функция на всех уровнях развита явно недостаточно и в большинстве случаев не имеет принципиального значения.
Законодательные органы на всех уровнях являются органами коллегиального характера, которые принимают решения большинством голосов и решения которых носят обязательный характер. Система органов законодательной власти не является иерархически подчиненной, но это не значит, что не должно быть определенной координации законодательства субъектов Федерации и самой Федерации.
Работа депутатов в законодательных органах в подавляющем большинстве случаев осуществляется на профессиональной основе, что означает, что депутаты не могут заниматься никакой другой деятельностью или получать какие-либо дополнительные доходы, кроме зарплаты депутата. Профессионализм депутатов должен гарантировать в данном случае их независимость от любых юридических или физических лиц.
Основное назначение органов исполнительной власти - деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д.
В системе органов государственной власти Правительству Российской Федерации принадлежит особое место. Конституционному положению Правительства РФ в системе органов государственной власти посвящена отдельная шестая глава Конституции. Вместе с тем о Правительстве упоминается и в других главах Конституции. Эта особенность российской Конституции, так как во многих зарубежных демократических конституциях о правительстве говорится очень скупо, некоторые зарубежные Конституции просто упоминают о нем, другие вообще о нем умалчивают. Выделение целой главы в Конституции РФ, посвященной Правительству, прямо подчеркивает ту особую роль, которую Правительство должно играть в системе органов государственной власти Российской Федерации.
Правительство действует в течение срока полномочий Президента (т.е. в течение четырех лет). В соответствии с Конституцией Правительство прежнего состава слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. При этом до сформирования Правительства нового состава старое Правительство продолжает выполнять свои полномочия и прекращает их выполнение после утверждения состава нового Правительства. Возглавляет Правительство Председатель, который назначается на свою должность Президентом с согласия Государственной думы. Совет Федерации в назначении председателя Правительства не участвует.
Членам Правительства запрещено заниматься какой-либо иной оплачиваемой деятельностью в государственных, коммерческих, общественных организациях, кроме преподавательской, научной или иной творческой работы. Члены Правительства не могут быть одновременно депутатами Государственной думы или депутатами других представительных органов.
Правительство имеет право в полном составе подать в отставку, если сочтет невозможным осуществление возложенных на него функций до окончания срока своих полномочий. Подать в отставку имеют право и отдельные члены Правительства. Отставка всего Правительства или отдельных министров принимается или отклоняется Президентом РФ. Никакого утверждения со стороны Государственной думы такой отставки не требуется. Отставка Правительства или его отдельных членов оформляется указом Президента.
Правительство РФ - это коллегиальный орган, основной организационной формой работы которого являются заседания, где обсуждаются и принимаются все основные решения. Процедура проведения заседаний определяется Регламентом Правительства, который утверждается самим Правительством.
Правительство Российской Федерации руководит федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти и контролирует их деятельность. Министерства и другие органы исполнительной власти подчинены Правительству и несут перед ним ответственность за выполнение порученных им задач. Правительство утверждает положения о федеральных министерствах и других федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
По Конституции РФ третьей отраслью власти появляется судебная, которая осуществляется только судами на основе закона.
В соответствии с законом судебная система РФ включает в себя: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, одноименные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды и арбитражные суды края, области, суды и арбитражные суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а также районные суды, мировые суды и военные суды.
Судьи Конституционного суда РФ, Верховного и Высшего арбитражного суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Но в соответствии с нормами закона никакой суд не может быть упразднен, если вопросы, которые входят в его ведение при осуществлении правосудия, не были переданы в юрисдикцию другого суда.
Конституционный суд РФ - судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо должен осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда РФ определяются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде РФ» 1994 г. Конституционный суд РФ действует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.
Конституционный суд решает исключительно вопросы права. Он состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Основными принципами деятельности Конституционного суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Решения Конституционного суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Верховный суд РФ может рассматривать дела особой важности в качестве суда первой инстанции, а также в качестве второй инстанции в порядке судебного надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, а также военным судам округов, флотов, групп войск и их видов.
Высший арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров, осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Статус арбитражных судов определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 1995 г., арбитражным процессуальным кодексом 1995 г., Федеральным законом «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» 2001 г. и другими федеральными законами.
Высший арбитражный суд рассматривает экономические споры между РФ и ее субъектами, между самими субъектами РФ; рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в порядке надзора; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в законную силу судебные акты, изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных актов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дает разъяснения по вопросам судебной практики, осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности других арбитражных судов, в том числе и по их кадровому и материально-техническому обеспечению, решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ.
Таким образом, представлен и был рассмотрен государственный аппарат Российской Федерации в первом вопросе моей контрольной работы.
2 Возраст уголовной ответственности
Важным и неотъемлемым признаком субъекта преступления является возраст вменяемого лица, совершившее общественно опасное деяние. Сразу же следует заметить, что как теория уголовного права так и уголовное законодательство различных правовых систем, а также нашей страны связывает с возрастом субъекта преступления наступление уголовной ответственности. Согласно ст.20 УК РФ 1996г. уголовной ответственности подлежит только лицо, совершившее преступление и которое достигло установленного законом возраста нижний предел 14 верхний 16 лет. Следует особо еще раз отметить, что только лишь достижение вышеуказанного возраста – один из необходимых условий привлечения к уголовной ответственности лица. Малолетние лица не могут быть субъектами преступления, так они не имеют возможности в силу своего возраста в достаточной мере отдавать себе отчет в своих действиях и руководить своими поступками. Но что нужно отметить, что сам уголовный кодекс не содержит специальной нормы, предусматривающей понятие возраста, он только указывает на возрастные границы наступления уголовной ответственности если лицо совершило какое-либо преступление.
Соответственно исходя их предписания уголовного закона, по мнению многих исследователей данного вопроса, вытекает противоположное мнение о том, что лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности и, таким образом не является субъектом преступления.
Являясь основой проблемы субъекта преступления, возраст уголовной ответственности и в нашем государстве так и во многих странах мира достаточно динамичен. Данное обстоятельство объясняется в первую очередь волей законодателя, который исходит из соответствующих исторических условий, развития общества и проводимой уголовной политики государства по борьбе с преступностью на определенных этапах развития его. Устанавливая возраст уголовной ответственности законодатель должен всегда, по мнению автора данной работы, учитывать данные медицины, психологии, педагогики и других наук и несомненно исходить из типичных для большинства подростков условий их развития и формирования на разных стадиях жизненного пути.
Любой возраст и, несомненно, подростковый и юношеский характеризуется и сопровождается осознанным волевым поведением или действием, а момент совершения преступления и причинением какого либо вреда.
Следовательно, рассматривая возраст с различных точек зрения нужно на первый план выдвинуть волю, лица совершающего преступление, которая лежит в основе его осознанного противоправного поведения. Однако определение возраста, с которого наступает уголовная ответственность за совершение преступления – это достаточная проблема и с ней сталкиваются законодательства всех стран на протяжении длительного времени. Речь в данном случае идет об установлении как нижних, так и верхних возрастных границ уголовной ответственности. Отсюда и попытки, как замечает О.Д. Ситковская законодателей почти всех стран мира, начиная еще VII-VIII веков, установить возрастные границы привлечения к уголовной ответственности, исключая применение уголовного наказания в отношении детей и подростков.
Но для сравнения приведем какой возраст уголовной ответственности был установлен в дореволюционный период в зарубежных странах. Так, например, Италия, Испания установили возраст уголовной ответственности с 9 лет, другие, как и в России, повысили его до 10 лет (Австрия, Болгария, Дания, Голландия), было установлено до 12 лет в Германии, Венгрии, Румынии, Сербии, Швейцарии, повышено до 13 лет в Турции и наконец до 16 лет в Норвегии.
После совершения Октябрьской Революции 1917 года возраст, с которого несовершеннолетние полежали уголовной ответственности, определялся советским уголовным законодательством, как и в предыдущее время, не всегда одинаково. Декрет 14 января 1918 года о комиссиях для несовершеннолетних установил, что дела о несовершеннолетних обоего пола в возрасте до 17 лет, замеченных в общественно-опасных деяниях, подлежали ведению комиссии о несовершеннолетних. Соответственно лишь только с 17 лет лица, совершившие какие-либо преступления, могли подлежать уголовной ответственности в судебном порядке. Лишь несовершеннолетние в возрасте до 14 лет не подлежали уголовной ответственности за совершенные ими общественно-опасные действия. Уголовной ответственности несовершеннолетние подвергались уже начиная с 14 летнего возраста и только в том случае если они действовали «с разумением». К несовершеннолетним этого возраста, действовавшим без разумения, как и к несовершеннолетним до 14 летнего возраста, могли быть применены воспитательные меры. Действовать с разумением, как считали тогда, означало действовать, отдавая себе отчет в своих действиях, т.е. иметь понятие о совершаемом; действовать же без разумения – значит не отдавать себе отчет в своих действиях.
Однако уголовному законодательству нашей страны известны и более низкие возрастные границы уголовной ответственности установленных в советское время – это 12 лет. Они были установлены законодателем в отношении несовершеннолетних за совершение ими преступлений, представляющих повышенную общественную опасность и распространенность. Речь в данном случае идет о Постановлении ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» и Указе Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 г. «Об уголовной ответственности несовершеннолетних за действия могущие вызвать крушение поездов». Вот перечень этих преступлений. Это совершение краж, причинение насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или попытки к убийству, а так же уличенных в совершении действий (развинчивание рельсов, подкладывании на рельсы разных предметов могущих вызвать крушение поездов причем что нужно особо отметить они привлеклись к суду с применением всех мер уголовного наказания. Установление уголовной ответственности за вышеуказанные преступления с 12-летнего возраста объяснялось тогдашним законодательством очень просто - это должно было показать несовершеннолетним, что советская власть предъявляла серьезные требования к своим подрастающим гражданам.
Но возраст в 16 лет как норма для ответственности за все преступления считался слишком высоким. Считалось, что в современных условиях СССР несовершеннолетние значительно раньше начинают жить общественной жизнью и приобретать навыки, чем в дореволюционное время.
Общее же правило об уголовной ответственности лиц, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет и ответственность за преступления, прямо указанные в законе с 14 летнего возраста, было установлено основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г.
Лица, совершившие преступления в возрасте до 16 лет, подлежали уголовной ответственности лишь за убийство (статьи 102-106), умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья (статьи 108-111, 112 ч.1) изнасилование (ст. 117), разбой (статьи 91 и 146), кражу (89 и 144 статьи), грабеж (статьи 90 и 145), злостное хулиганство (ст.206 ч.2), умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного имущества или личного имущества граждан, повлекшее тяжкие последствия (с. 98, ч.2 и 149 ч.2), а также умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда (статья 86) .
Данная норма просуществовала довольно долго, а именно до 1996г. когда был принят новый Российский Кодекс. Сравним нормы УК 1960 и УК 1996 г. касающиеся уголовной ответственности несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 20 ч.1 УК РФ 1996г. уголовной ответственности подлежит лица, которым до совершения преступлении исполнилось 16 лет. Часть вторая ст.20 УК перечисляет преступления ответственность за которые наступает в более раннем возрасте, а именно с 14 лет. К таким преступлениям закон относит: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью (ст. ст. 111, 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), грабеж (ст.161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст. 167), терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 и 3 ст. 213), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения 9ст. 267) .
Уголовный кодекс 1996г., закрепив общий принцип дифференцированного подхода к определению возраста уголовной ответственности как видно внес существенные поправки в перечень преступлений ответственность за которые установлена с 14 лет. Здесь хотелось отметить, что незыблемость нижних возрастных границ уголовной ответственности, существующих столь длительный период времени, вряд ли можно объяснить, по мнению многих авторов, стабильностью законодательства. Видимо, здесь скорее следует говорить о недостаточной изученности этой проблемы, так как глобальные изменения, происходящие во всех сферах жизнедеятельности общества, и в частности, в уголовной политике государства, главной задачей которой является борьба с преступностью, не могут влиять и на изменение нижнего возрастного порога уголовной ответственности, который может колебаться как в сторону его снижения так и в сторону его увеличения.
Таким образом, получается, что законодатель как бы безапелляционно установил нижний возрастной порог уголовной ответственности на все периоды времени существования государства, забывая о том, что именно возраст, как никакой другой признак субъекта преступления, наиболее динамичен и изменчив как с точки зрения совершенствования уголовного законодательства и сточки зрения уточнения нижних возрастных границ уголовной ответственности в современных условиях борьбы с преступностью.
Среди некоторой части юристов бытует мнение, что уголовная ответственность с 14 лет установлена в законе за наиболее тяжкие преступления с чем никак нельзя не согласиться, по мнению другой части юристов. Действительно, значительная часть перечисленных в части 2 ст. 20 УК преступлений являются тяжкими и даже особо тяжкими преступлениями. Но не это учитывал законодатель при формулировании уголовно-правовой нормы. Во-первых, если бы приоритетную роль играла тяжесть преступлений, то в первую бы очередь были указаны преступления против основ конституционного строя и другие тяжкие преступления, а это не так: ответственность за них наступает с 16 лет. Во-вторых, следует обратить также внимание на то, что большая часть вообще не относится к тяжким: вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и другие преступления, совершенные без отягчающих обстоятельств. Закон признает их преступлениями средней тяжести, а вандализм – преступлением небольшой тяжести.
Объяснение такому выбору заключается в том, что закон перечисляет только те деяния, общественную опасность которых в полной мере может осознать лицо, достигшее 14 лет. Опасность и значение этих посягательств доступны, по мнению многих специалистов, пониманию подростка. Тяжкие преступления, указанные во второй части ст. 20 УК (убийство, применение тяжкого вреда здоровью, особое злостное хулиганство, кража, грабеж, совершенные при отягчающих обстоятельствах, разбой и другие преступления) не потому, что они более опасны для общества, а только в связи с тем, что их общественная совершенно очевидна и доступна пониманию подростка. Только этим можно объяснить невключение в перечень основного состава хулиганства (ч.1 ст. 213 УК). Подросток в возрасте 14-15 лет еще не способен четко отличить озорство, шалость, браваду, от простого хулиганства. Нецензурная брань в общественном месте, насильственные действия в драке, характерные для простого хулиганства, нередко у подростков бывают способ проявления себя, самоутверждения, позерства, свойственным детям переходного возраста. Не случайно, что все перечисленные преступления являются умышленными. Это свидетельствует о том, что подросток сознательно идет на нарушение запрета, вопреки ранее полученным нравственным оценкам подобных деяний.
При определении возраста несовершеннолетнего, суд обязан точно установить число, месяц и год рождения, прибегая в отдельных случаях к помощи судебно-медицинской экспертизы. При этом подросток считается достигшим установленного в законе возраста, исходя из предлагаемого экспертизой минимального возраста, в иных случаях, когда известна точная дата рождения – на другой день после дня рождения. Если экспертами будет назван только год рождения несовершеннолетнего, то днем рождения следует считать последний день названного года.
Таким образом, возраст, подытоживая все выше сказанное, это не только признак субъекта преступления, но его неотъемлемая часть он самым непосредственным образом влияет на уголовную ответственность лиц, совершивших общественно опасное деяние. При этом возраст самым тесным образом связан со всеми институтами уголовного права, в связи с этим он требует своего дальнейшего изучения и уточнения с современных позиций видения и совершенствования действующего уголовного законодательства, и так же таких наук как психология, медицина, педагогика и других наук, как в теоретическом, так и в практическом его осмыслении, особенно в той части, которая касается уголовной ответственности несовершеннолетних.
Установление в Уголовном кодексе фиксированного возраста уголовной ответственности означает, что лицо, достигшее 16-летнего возраста, а в определенных случаях 14-летнего возраста, может быть субъектом преступления и нести ответственность в уголовном порядке за свои общественно опасные действия. Но из этого не следует, что уголовный закон признает этих лиц в полной мере социально зрелыми. До достижения восемнадцати лет они считаются несовершеннолетними. Понятие «лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста» и «несовершеннолетний» являются синонимичными. Несовершеннолетние старших возрастных групп за свои преступления несут именно уголовную ответственность, а не какую-либо иную, с применением почти всех мер уголовного наказания. Данное положение российского уголовного права служит целям общей превенции. Разумеется, это не означает, что несовершеннолетние несут ответственность наравне со взрослыми. Выражением принципов гуманизма, индивидуализации ответственности и экономии репрессии являются нормы, регулирующие вопросы назначения наказания несовершеннолетним, условия и порядок отбывания ими наказания, освобождения от наказания и от уголовной ответственности.
Задание 2.
Дать краткое определение следующим понятиям:
1. Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения участников гражданского оборота: граждан между собой, граждан и организаций и организаций между собой.
2. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоторого явления и требующее верификации (проверка истинности теоретических положений, установление их достоверности).
3. Диспозитивная норма права - норма права, от которой государства могут отступать по взаимному соглашению.
4. Отрасль права - крупный блок юридических норм в системе права, регулирующий однородные общественные отношения и объединенный общим методом регулирования.
5. Правоотношение - отношение между отдельными лицами, которые связаны между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения.
6. Конституция - писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые: провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина; определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти.
7. Перевод на другую работу - изменение трудовой функции или изменение существенных условий трудового договора по инициативе работодателя.
8. Собственность - имущество или финансовые средства, принадлежащие физическому или юридическому лицу.
9. Отцовство - права и обязанности мужчины по отношению к ребенку, вытекающие из кровного или юридического родства.
10. Необходимая оборона - в уголовном праве насильственные действия в отношении лица, совершившего опасное посягательство на правоохраняемые интересы, предпринятые для пресечения этого посягательства; одно из обстоятельств, исключающих преступность деяния.
Задание № 3.
Выполните тесты:
Правильные ответы, по моему мнению, выделены жирным шрифтом:
А) обеспечивается возможностью государственного принуждения;
Б) состоит из правил поведения;
В) является результатом деятельности компетентных государственных органов;
Г) регулирует более широкую сферу общественных отношений
А) состояние опьянения;
Б) невменяемость;
В) необходимая оборона;
Г) крайняя необходимость
А) в ведении РФ;
Б) в ведении субъектов РФ;
В) в совместном ведении РФ и ее субъектов;
Г) в ведении органов местного самоуправления
А) регистрацией;
Б) эмансипацией;
В) инициацией;
Г) верный ответ отсутствует
А) фонд;
Б) ассоциация;
В) учреждение;
Г) общественное объединение
А) мнимой сделкой;
Б) кабальной сделкой;
В) притворной сделкой;
Г) сделкой, совершенной под влиянием обмана
А) в 1991 году;
Б) в 1993 году;
В) в 1995 году;
Г) верный ответ отсутствует
А) отношения, связанные с совершением преступления;
Б) отношения в сфере государственного управления;
В) имущественные и связанные с ними личные неимущественные;
Г) отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства
А) 18 лет;
Б) 16 лет;
В) 14 лет;
Г) определено два предела: с 14 и с 16 лет
А) смерть одного из супругов;
Б) непоправимый распад семьи;
В) взаимное согласие супругов;
Г) все перечисленные выше варианты.
Задание № 4.
Решите задачу:
Сидоров по договоренности со своим родственником Спичкиным передал последнему в пользование по доверенности новый автомобиль «Жигули» сроком на 3 года. По истечении срока действия доверенности Сидоров выписал на имя Спичкина новую доверенность, также сроком на 3 года. Спустя 6 лет Спичкин отказался вернуть автомобиль, мотивируя это тем, что он владел автомобилем открыто, законно и непрерывно более 5 лет, поэтому автомобиль по праву приобретательной давности принадлежит не Сидорову, а ему, Спичкину. Сидоров обратился в суд с иском об истребовании автомобиля у Спичкина.
Как суд должен разрешить данный спор? Каковы условия для приобретения права собственности по праву приобретательной давности?
Вопрос о том, кто является добросовестным приобретателем, всегда спорный. Определить добросовестность для каждого конкретного случая может только суд.
Одним из оснований возникновения права собственности на имущество, является приобретательная давность. Она отличается от иных привычных способов приобретения права собственности, возникающего, например, в результате сделок купли-продажи, мены, а также договора ренты, перехода по наследству по закону или завещанию, либо дарения. Сущность приобретательной давности состоит в том, что лицо приобретает право собственности на имущество в результате длительного владения им. При этом владение подразумевает физическое обладание, фактическое господство над вещью.
Статья 234 ГК РФ, посвященная приобретательной давности, гласит: лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество.
Из определения видно, что для возникновения права собственности недостаточно просто пользоваться имуществом, необходимо соблюсти некоторые условия, а именно: добросовестность, открытость и непрерывность владения в течение 15 лет.
Возникает ряд вопросов: что означает добросовестное, открытое владение и как исчисляется срок непрерывного владения?
Определение добросовестного приобретателя вытекает из содержания ст. 302 ГК РФ. Из данной нормы следует, что им является лицо, которое, приобретая имущество, не знало и не могло знать о правах других лиц в отношении этого имущества.
В нашем случае суд признает Спичкина неправым, так как его нельзя отнести к «добросовестному приобретателю» - он прекрасно знал владельца автомобиля, который лично выписывал ему дважды доверенность сроком на три года. В этом случае приобретательная давность не наступает, имеет место самозахват транспортного средства Сидорова, поскольку своими действиями Спичкин нарушает законные права и интересы Сидорова, о чем доподлинно знает. Доверенность на управление транспортным средством не предусматривает передачу прав собственности.
Именно эти факторы и укажут неправоту Спичкина, а суд в свою очередь заставит вернуть имущество Сидорову. Несомненно, Сидоров аннулирует доверенность, если срок ее действия еще не закончен, и заставит вернуть ее вместе с автомобилем по закону согласно ст. 188 ГК РФ.
Задание № 5.
Составьте завещание
ЗАВЕЩАНИЕ
Я, ______________________________________________, проживающий по
(фамилия, имя, отчество)
адресу: _____________________________________________________________,
(адрес последнего постоянного места жительства)
находясь на излечении _______________________________________________,
(наименование лечебного учреждения)
настоящим завещанием на случай моей смерти делаю следующее
распоряжение:
Из принадлежащего мне имущества: __________________________________
_____________________________________________________________________,
находящегося по адресу ________________________________________________,
завещаю: _____________________________________________________________.
(фамилия, имя, отчество)
Содержание ст.ст. 1137, 1149 ГК РФ мне ______________________________
(главным врачом)
____________________________________________________________ разъяснено.
Подпись завещателя ______________________
"___"____________ ____ г. настоящее завещание удостоверено мной, гл. врачом
______________________________________________________________________
(наименование лечебного учреждения, фамилия, имя,
______________________________________________________________________
отчество главного врача)
Личность завещателя установлена, дееспособность его проверена
Зарегистрировано в книге за No. ______________
Главный врач ____________________
(подпись)
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации.
2. Шкатулла В.И. Правоведение: учебное пособие для студентов не юридических вузов. – 3 изд., перер. и доп. – М.: Академия, 2005. – 352 с.
2. Основы права: учебник для студентов технических вузов \ Под ред. В.Г. Крыловой. – М.: Высшая школа, 2000. – 460 с.
3. Общая теория права и государства: учебник для юридических вузов \ Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 1994. – 360 с.
4. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для юрид. Вузов и факультетов. – М.: ИНФРА – М Норма, 1999. – 776 с.
5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов. – М.: Юристъ, 1995. – 420 с.
6. Комментарий к Уголовному кодексу РФ \ Отв. Ред. А.В. Наумов. – М.: Юристъ, 1996. – 824 с.
7. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ, части 1 \ отв. Ред. О.Н. Садиков. – М.: Юринформцентр, 1995. – 448 с.
8. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ, части 2 \ отв. Ред. О.Н. Садиков. – М.: ИНФРА –М Норма, 1996. – 800 с.
9. Комментарий к Закону РФ «Об образовании» / отв. Ред. В.И. Шкатулла. – М.: Юристъ, 1998. 558 с.
11. Фарберова О.Е., Паршин Н.М. Правоведение: Учебное пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2004. – 400 с.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.