Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания »

Методы научного познания

Методы научного познания [24.04.09]

Тема: Методы научного познания

Раздел: Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания

Тип: Контрольная работа | Размер: 28.19K | Скачано: 301 | Добавлен 24.04.09 в 16:39 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Калуга 2008


Содержание:

1 Введение 3

2 В чем суть методологии как научной дисциплины 5

3 Дайте определение понятия метод, охарактеризуйте основные типы методов и их взаимосвязь 6

4 Проанализируйте основные методы эмпирического и теоретического познания 13

5 Заключение 19

6 Список литературы 21

 

Введение

Авторитет науки в современном обществе прочен и устойчив. Дове­рие к ней настолько велико, что мы порой отождествляем понятия «знание» и «научное

знание», считая их синонимами. Но это далеко не так. Существует немало видов знания, источником которых является от­нюдь не наука, а наш житейский опыт, эстетическое впечатление, рели­гиозное откровение и т.д. Однако научное знание явно выбивается из этого общего ряда, намного превосходя остальные виды знания своей полнотой, убедительностью и чисто практическими силой и пользой. За счет чего же это ему удается? В основном за счет метода, которым оно добывается, а также за счет особого способа его организации и по­строения.

Сущность научного метода можно представить очень просто: это такая процедура получения научного знания, с помощью которой его можно воспроизвести, проверить и передать другим. По большому счету челове­ка всегда интересуют два вопроса: ЧТО такое реальность и КАК с ней обращаться. Метод — это ответ на вопрос о том, как обращаться с реаль­ностью, и во многих случаях именно он имеет решающее значение. В одной старой китайской притче некий щедрый рыболов делится сво­им уловом с голодным крестьянином. Но когда тот приходит за рыбой и во второй, и в третий раз, становится ясно, что много проще решить проблему, научив крестьянина самого ловить рыбу, чем каждый раз проявлять филантропию. Научить, как ловить рыбу, — значит дать ме­тод, т.е. систему правил и приемов практической деятельности. То же относится и к деятельности познавательной. Показать, как добывается знание, — значит дать всем желающим возможность, во-первых, вос­производить и проверять достоверность уже имеющегося знания, а во-вторых — получать новое, ранее неизвестное знание. Наука тем и отличается от других форм общественного сознания, что в ней методы получения нового знания стали предметом анализа и от­крытого обсуждения. В итоге родилась самостоятельная научная дисци­плина — методология научного познания. Методология — это учение о принципах построения, формах и способах познания. В методологии обычно выделяют общие методы исследования, используемые на раз­ных уровнях познания. Каждый их них характеризуется не только соб­ственными формами организации научного знания, но и присущими им методами познания.

 

  1. В чем суть методологии как научной дисциплины

Процесс научного познания в самом общем виде представляет собой решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности. Решение возникающих при этом проблем достигается путем использования особых приемов (методов), позволяющих перейти от того, что уже известно, к новому знанию. Такая система приемов обычно и называется методом. Метод есть совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности.

Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура. Благодаря этому возникают особые формы (стороны) научного познания, важнейшими из которых являются эмпирическая, теоретическая и
производственно-техническая. Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание (изложение фактов и их первичная систематизация). Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщением, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функция науки. Производственно-техническая сторона проявляет себя как непосредственная производственная сила общества, прокладывая путь развитию техники, но это уже выходит за рамки собственно научных методов, так как носит прикладной характер. Средства и методы познания соответствуют рассмотренной выше структуре науки, элементы которой одновременно являются и ступенями развития научного знания. Так, эмпирическое, экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устройств, в том числе вычислительных приборов, измерительных установок и инструментов), с помощью которой устанавливаются новые факты. Теоретическое исследование
предполагает работу ученых, направленную на объяснение фактов (предположительное - с помощью гипотез, проверенное и доказанное - с
помощью теорий и законов науки), на образование понятий, обобщающих опытные данные. То и другое вместе осуществляет проверку познанного на практике. В основе методов естествознания лежит единство его эмпирической и
теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их
разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь
к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт - слепым.

 

2. Дайте определение понятия метод, охарактеризуйте основные типы методов и их взаимосвязь.

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т. д.) определяется целым рядом факторов, Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода. В лекции будет идти речь о методах научного познания.

Метод (греч. – способ познания) – “путь к чему-либо”, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Следовательно, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать исследователя в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.

Понятие “научный метод” понимается как “целенаправленный подход, путь, посредством которого достигается пос­тавленная цель. Это комплекс различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний”. В психологии и педагогике научный метод представляет собой систему подходов и способов, отвечающих предмету и задачам данных нау­к.

Понятие “метод” применяется в широ­ком и узком смыслах этого слова. В широком смысле слова – оно обозначает познавательный процесс, который включает в себя несколько способов. Например, метод теоретического анализа включает в себя, помимо последнего, синтез, абстрагирование, обобщение и т.д. В узком смысле “метод” означает специальные приемы научной дисциплины. Например, в психологии и педагогике – метод научного наблюдения, метод опроса, экспериментальный метод и др.

Исходным методом научного познания считается наблюдение, т.е. преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опи­рающееся на чувственные способности человека — ощущения и восприятия. В ходе наблюдения возможно получение информации лишь о внешних, поверхностных сторонах, качествах и признаках изучаемых объектов. Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей:

- целенаправленностью и избирательностью (внимание наблю­дателя фиксируется только на тех свойствах объекта, которые связаны с предварительно поставленной задачей);

- объективностью, т.е. возможностью контроля результатов на­блюдения либо за счет повторного наблюдения, либо исполь­зования других методов исследования;

-   полнотой, точностью, однозначностью и т.д.

Итогом научных наблюдений всегда является описание иссле­дуемого объекта, фиксируемое в виде текстов, рисунков, схем, гра­фиков, диаграмм и т.д. По мере развития науки наблюдение стано­вится все более сложным и опосредованным за счет использования различных технических устройств, приборов, измерительных ин­струментов. Техническая оснащенность процедуры наблюдения, с одной стороны, колоссально увеличила ее возможности, а с дру­гой — породила серьезную проблему достоверности знаний, полу­чаемых с помощью приборов. Современные приборы слишком далеко ушли от непосредственных ощущений человека, и поэтому безвозвратно пропала наглядность и образная простота получае­мых результатов.

Ведь одно дело — наблюдать в телескоп планеты или звезды, которым от нашего наблюдения ни жарко, ни холодно, и совсем другое — «наблюдать» какой-либо квантовый объект (электрон или протон). Всякое взаимодействие нашего макроприбора с таким микрообъектом нарушает состояние последнего. И в результате мы получаем сведения о квантовом явлении, искаженные вмешательст­вом прибора. В классической физике подобные искажения можно учесть и по результатам измерений установить «истинное» состоя­ние объекта, не зависимое от наблюдателя. В квантовой физике это невозможно. Как любили повторять создатели квантовой механики: «Для того чтобы узнать свойства пудинга, его надо съесть».

Но «съев» квантовый объект, мы его разрушим и, следователь­но, не сможем еще раз проверить и уточнить состояние квантовой системы. Поэтому в квантовой физике «наблюдаемое» и «наблюда­тель» неотделимы друг от друга. Разумеется, квантовые объекты существуют «сами по себе», независимо от наблюдателей. Однако описание их свойств невозможно без точного указания на тот класс приборов, которыми эти свойства регистрируются. В разных клас­сах приборов эти свойства будут различны (в одних — волновые,других — корпускулярные). Другими словами, квантовая система становится объектом наблюдения только в том случае, если указан точный способ измерения ее свойств.

Измерение — познавательная процедура, в которой устанавлива­ется отношение одной (измеряемой) величины, характеризующей изучаемый объект, к другой, принятой за постоянную (т.е. единицу измерения). Измерение органически связано с наблюдением и в совокупности с ним образует фундаментальную основу естество­знания. Именно переход к фиксации количественных (однозначно измеряемых) параметров материальных тел позволил естественным наукам добиться нынешних строгости и точности знания. Измери­тельные процедуры могут даже опережать теоретическое объясне­ние: измерять температуру тел научились гораздо раньше, чем по­няли физическую природу теплоты.

Еще одним важнейшим методом естественно-научного позна­ния является эксперимент. С введением в практику науки экспери­ментального метода ученые из наблюдателей превратились в «есте­ствоиспытателей», т.е. данный метод предполагает активное воздей­ствие экспериментатора на изучаемый объект и условия его сущест­вования.

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — способ ак­тивного, целенаправленного исследования объектов в контролируе­мых и управляемых условиях. Эксперимент включает процедуры наблюдения и измерения, однако не сводится к ним. Ведь экспе­риментатор имеет возможность подбирать необходимые условия наблюдения, комбинировать и варьировать их, добиваясь «чистоты» проявления изучаемых свойств, а также вмешиваться в «естествен­ное» течение исследуемых процессов и даже искусственно их вос­производить.

Главной задачей эксперимента, как правило, является проверка различных гипотез. Однако в ходе такой проверки нередко обнару­живаются и неожиданные, не предусмотренные гипотезой новые свойства объекта. Классическим примером такого рода являются эксперименты Э. Резерфорда, в 1909 г. бомбардировавшего альфа-частицами (ядрами атомов гелия) металлическую фольгу. Его при­бор был несложен: поток альфа-частиц, испускаемый ампулой с радием, проходил через диафрагму, которая выделяла из общей массы узкий пучок частиц и направляла его на экран из сернистого цинка, где наблюдались сцинтилляции (крошечные вспышки при столкновении частиц с экраном). Поставив на пути альфа-частиц фольгу, Э. Резерфорд обнаружил, что вместо резкого изображения узкой щели диафрагмы на экране появляется размытая полоса, т.е. небольшое количество частиц (примерно 2%) отклонялось от пря­мого пути. Исходя из тогдашних представлений о строении атома (модель Дж. Томсона) это было необъяснимо: в предполагаемой положительно заряженной внутриатомной среде с вкрапленными в нее электронами тяжелым альфа-частицам просто не было преград, ведь по сравнению с ними электроны — не более чем горошины перед пушечными ядрами. А последовавшее далее предположение Э. Резерфорда о том, не могут ли альфа-частицы отскакивать от фольги назад, казалось и вовсе бессмысленным. Однако помощни­ки великого английского физика, просчитав за два года более мил­лиона сцинтилляций, доказали, что назад отскакивает, как мяч от сетки, примерно одна альфа-частица из восьми тысяч. Предложен­ное Э. Резерфордом объяснение этого неожиданного феномена из­вестно сегодня как «планетарная модель атома»: отраженные альфа-частицы сталкивались с ядрами атомов алюминия. А небольшое количество отражений определяется тем, что, хотя практически вся масса атома сосредоточена в ядре, оно занимает лишь ничтожную часть его объема (как Солнце в нашей планетной системе). Эти представления ныне настолько привычны, что кажется, будто они совершенно тривиальны. Но чтобы сформулировать их в первый раз, понадобились недюжинные научные терпение и смелость. А опира­лись они как раз на неопровержимые результаты эксперимента.

Подобные эксперименты называют исследовательскими. Другой тип эксперимента — проверочный — предназначен для подтвержде­ния тех или иных теоретических предположений. Так, существова­ние множества элементарных частиц первоначально было «вычис­лено» теоретически и лишь позднее подтверждено рядом целена­правленных экспериментов.

Экспериментальный метод, возникнув первоначально (XVII в.) в физике (Г. Галилей, У. Гильберт (1544—1603)), распространился затем на все области естествознания. За четыре прошедших столетия, разу­меется, существенно изменилась техническая оснащенность экспери­ментальной практики. Многие нынешние экспериментальные уста­новки (ускорители заряженных частиц, например) представляют собой огромные и дорогостоящие сооружения. Однако не снизилось значе­ние и мысленных экспериментов, для которых не требуется создание сложных технических средств. В XVII в. Г. Галилей с помощью мыс­ленного эксперимента сформулировал важнейший для физики прин­цип инерции. А в XX в. другой гений физики — А. Эйнштейн (1879— 1955) — блестяще использовал тот же прием, вообразив свободно па­дающий в поле тяготения лифт и обнаружив при этом, что, находясь внутри такого лифта, никаким способом нельзя определить, движется ли ускоренно лифт в поле тяготения или он покоится, а поле тяго­тения при этом исчезает. Результатом этого мысленного экспери­мента стал принцип эквивалентности инерционной и гравитацион­ной масс, положенный в основу общей теории относительности.

В целом же все разнообразные виды научных экспериментов составляют мощную эмпирическую базу естествознания. Эксперимент является не только ведущим методом, но и одним из основ­ных критериев истинности научного знания.

Анализ как общенаучный метод познания представляет собой процедуру мысленного (или реального) расчленения, разложения объ­екта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений.

Синтез — операция соединения выделенных в процессе анализа элементов изучаемого объекта в единое целое.

Индукция — способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индукция может быть полной и неполной. Полная ин­дукция возможна тогда, когда посылки охватывают все явления то­го или иного класса. Однако такие случаи встречаются редко. Не­возможность учесть все явления данного класса заставляет исполь­зовать неполную индукцию, конечные выводы которой не имеют строго однозначного характера.

Дедукция — способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, т.е. процесс логического перехода от общих по­сылок к заключениям о частных случаях. (Помните Шерлока Холм­са?) Дедуктивный метод может давать строгое, достоверное знание при условии истинности общих посылок и соблюдении правил ло­гического вывода.

Аналогия — прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет пред­положить их сходство и в других признаках. Так, обнаруженные при изучении света явления интерференции и дифракции позволи­ли сделать вывод о его волновой природе, поскольку раньше те же свойства были зафиксированы у звука, волновой характер которого был уже точно установлен. Аналогия — незаменимое средство на­глядности, изобразительности мышления. Но еще Аристотель пре­дупреждал, что «аналогия не есть доказательство»! Она может да­вать лишь предположительное знание.

Абстрагирование — прием мышления, заключающийся в отвле­чении от несущественных, незначимых для субъекта познания свойств и отношений исследуемого объекта с одновременным вы­делением тех его свойств, которые представляются важными и су­щественными в контексте исследования. Абстрагирование является очень эффективным инструментом теоретических исследований, позволяющим хирургически точно «вырезать» из хаотичного пере­плетения реальных связей и отношений именно те, которые пред­ставляют сущность изучаемого объекта. В рамках обыденного по­знания «абстрактное мышление» означает, как правило, мышление бедное, бессодержательное, одностороннее. Происходит это потому, что на данном уровне фактически нет средств различения абстрак­ций существенных и несущественных, случайных и необходимых.

Моделирование - метод замещения изучаемого объекта подоб­ным ему по ряду интересующих исследователя свойств и характери­стик. Данные, полученные при изучении модели, затем с некото­рыми поправками переносятся на реальный объект. Моделирование применяется в основном тогда, когда прямое изучение объекта либо невозможно (очевидно, что феномен «ядерной зимы» в результате массированного применения ядерного оружия кроме как на модели лучше не испытывать), либо связано с непомерными усилиями и затратами.  Последствия крупномасштабных вмешательств в при­родные процессы (поворот рек, например) целесообразно сначала изучить на гидродинамических моделях, а потом уже эксперимен­тировать с реальными природными объектами. Изучать аэродина­мические свойства новых конструкций самолетов или проверять их на прочность в аэродинамической трубе намного дешевле с помо­щью уменьшенных копий - моделей и т.д. Моделирование - ме­тод фактически универсальный. Он может использоваться в систе­мах самых различных уровней. Обычно выделяют такие типы моде­лирования, как предметное, математическое, логическое, физиче­ское, химическое и пр. Широчайшее распространение в современ­ных условиях получило компьютерное моделирование.

Подчеркнем еще раз, что все вышеперечисленные методы отно­сятся к разряду общенаучных, т.е. применяемых во всех областях на­учного знания. Кроме них существуют и специально-научные мето­ды, представляющие собой системы сформулированных в импера­тивной форме принципов конкретных научных теории.

 

  1. Проанализируйте основные методы эмпирического и теоритического познания.

За две с половиной тысячи лет своего существования наука пре­вратилась в сложное, системно организованное образование с четко просматриваемой структурой. Основными элементами научного зна­ния являются:

Главная опора, фундамент науки - это, конечно, установлен­ные факты. Если они установлены правильно (подтверждены мно­гочисленными свидетельствами наблюдений, экспериментов, прове­рок и т.д.), То считаются бесспорными и обязательными. Это эмпи­рический, т.е. опытный, базис науки. Количество накопленных нау­кой фактов Непрерывно возрастает. Естественно, они подвергаются первичному эмпирическому обобщению, систематизации и класси­фицированию. Обнаруженные опытным путем общность фактов и их единообразие свидетельствуют о том, что найден некий эмпири­ческий закон, общее правило, которому подчиняются непосредст­венно наблюдаемые явления.

Кроме того, эмпирические закономерности обычно малоэвристичны, т.е. не открывают дальнейших направлений научного поис­ка. Эти задачи решаются уже на другом уровне познания - теоре­тическом.

Проблема различения двух уровней научного познания — тео­ретического и импирического (опытного) - вырастает из одной спе­цифической особенности его организации, заключающейся в суще­ствовании различных типов обобщения доступного изучению мате­риала. Наука ведь устанавливает законы. А закон есть существен­ная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений, т.е. нечто общее, а если строже, то всеобщее для того или иного фраг­мента реаль ности.

Общее же (или всеобщее) в вещах устанавливается путем абст­рагирования, отвлечения от тех свойств, признаков и характери­стик, которые повторяются, являются сходными, одинаковыми во мно­жестве вещей одного класса. Суть формально-логического обобще­ния как раз и заключается в отвлечении от предметов такой «одина­ковости», инвариантности. Подобный способ обобщения называют абстрактно-всеобщим. Это связано с тем, что выделяемый общий признак может быть взят совершенно произвольно, случайно и ни­как не выражать сути изучаемого явления.

В теории происходит переорганизация, или переструктуризация, добытого эмпирического материала на основе некоторых исходных принципов. Это что-то вроде игры в детские кубики с фрагментами разных картинок. Для того чтобы беспорядочно разбросанные ку­бики сложились в единую картинку, нужен некий общий замысел, принцип их сложения. В детской игре этот принцип задан в виде готовой картинки-трафаретки. А вот как исходные принципы орга­низации построения научного знания отыскиваются в теории — великая тайна научного творчества.

Различаются рассматриваемые уровни познания и по объектам исследования. Проводя исследование на эмпирическом уровне, уче­ный имеет дело непосредственно с природными и социальными объ­ектами. Теория же оперирует исключительно идеализированными объектами (материальная точка, идеальный газ, абсолютно твердое тело и пр.). Все это обусловливает и существенную разницу в при­меняемых методах исследования. Для эмпирического уровня обыч­ны такие методы, как наблюдение, описание, измерение, экспери­мент и др. Теория же предпочитает пользоваться аксиоматическим методом, системным, структурно-функциональным анализом, мате­матическим моделированием и т.д.

Существуют, конечно, и методы, применяемые на всех уровнях научного познания: абстрагирование, обобщение, анатогия, анализ, синтез и др. Но все же разница в методах, применяемых на теорети­ческом и эмпирическом уровнях познания, не случайна. Более того, именно проблема метода была исходной в процессе самого осозна­ния особенностей теоретического знания. В XVII в., в эпоху рожде­ния классического естествознания, Ф. Бэкон (1561—1626; п Р. Лекарт (1596—1650) сформулировали две разнонаправленные методологиче­ские программы развития науки: эмпирическую (индукцнокист-скую) и рационатистическую (дедукционистскую).

Под индукцией, как мы помним, принято понимать такой спо­соб рассуждения, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Проше говоря, это движение познания от частного к общему. Движение в противоположном направ­лении, от общего к частному, называется дедукцией.

Эти методологические программы ныне считаются устаревшими и неадекватными. Эмпиризм недостаточен потому, что индукция и в самом деле никогда не приведет к универ­сальным суждениям, поскольку в большинстве ситуаций принципи­ально невозможно охватить все бесконечное множество частных слу­чаев, на основе которых делаются общие выводы. И ни одна круп­ная современная теория не построена путем прямого индуктивного обобщения. Рационализм же оказался исчерпанным, поскольку со­временная наука занялась такими областями реальности (в микро-и мегамире), в которых требуемая «самоочевидность» простых ис­тин испарилась окончательно. Да и роль опытных методов позна­ния оказалась здесь недооцененной.

Тем не менее эмпиризм и рационализм как методологические программы сыграли свою важную историческую роль. Во-первых, они стимулировали огромное множество конкретных научных ис­следований, а во-вторых — «высекли искру» некоторого понимания структуры научного познания. Выяснилось, что оно как бы «двух­этажно». И хотя занятый теорией «верхний этаж» вроде бы надстроен над «нижним» (эмпирией) и без последнего должен рассыпаться, но между ними почему-то нет прямой и удобной лестницы. Из «нижне­го» этажа на «верхний» можно попасть только «скачком» в прямом и переносном смысле. При этом, как бы ни была важна база, основа (нижний эмпирический этаж нашего знания), решения, опреде­ляющие судьбу постройки, принимаются все-таки наверху, во вла­дениях теории.

В наше время стандартная модель построения научного знания выглядит примерно так. Познание начинается с установления путем наблюдения или экспериментов различных фактов. Если среди этих фактов обнаруживается некая регулярность, повторяемость, то в принципе можно утверждать, что найден эмпирический закон, пер­вичное эмпирическое обобщение. И все бы хорошо, но, как прави­ло, рано или поздно отыскиваются такие факты, которые никак не встраиваются в обнаруженную регулярность. Тут на помощь призы­вается творческий интеллект ученого, его умение мысленно пере­строить известную реальность так, чтобы выпадающие из общего ряда факты вписались наконец в некую единую схему и перестали противоречить найденной эмпирической закономерности.

Обнаружить эту новую схему посредством наблюдения уже нельзя, ее нужно придумать, сотворить умозрительно, представив пер­воначально в виде теоретической гипотезы. Если гипотеза удачна и снимает найденное между фактами противоречие, а еще лучше — позволяет предсказывать получение новых, нетривиальных фактов, значит, родилась новая теория, найден теоретический закон.

Известно, например, что эволюционная теория английского ес­тествоиспытателя Ч. Дарвина (1809—1882) долгое время находилась под угрозой краха из-за распространенных в XIX в. представлений о наследственности. Считалось, что передача наследственных призна­ков происходит по принципу «смешивания», т.е. родительские при­знаки переходят к потомству в некоем промежуточном варианте. Ес­ли скрестить, допустим, растения с белыми и красными цветками, то у полученного гибрида цветки должны быть розовыми. В боль­шинстве случаев так оно и есть. Это обобщение установлено на ос­нове множества совершенно достоверных эмпирических фактов.

Но из этого, между прочим, следовало, что все наследуемые признаки при скрещивании должны усредняться. Значит, любой, даже самый выгодный для организма признак, появившийся в ре­зультате мутации (внезапного изменения наследственных структур), со временем должен исчезнуть, раствориться в популяции. А это, в свою очередь, доказывало, что естественный отбор работать не дол­жен! Британский инженер Ф. Дженкин (1833—1885) доказал это строго математически. Ч. Дарвину «кошмар Дженкина» отравлял жизнь с 1867 г., но убедительного ответа он так и не нашел. (Хотя ответ уже был найден. Дарвин просто не был знаком с трудами Менделя.)

Дело в том, что из стройного ряда эмпирических фактов, ри­сующих убедительную в целом картину усреднения наследуемых признаков, упорно выбивались не менее четко фиксируемые эмпи­рические факты иного порядка. При скрещивании растений с красными и белыми цветками, пусть не часто, но все равно будут появляться гибриды с чисто белыми или чисто красными цветками. Но при усредняющем наследовании признаков такого просто не может быть — смешав кофе с молоком, нельзя получить черную или белую жидкость! Обрати Ч. Дарвин внимание на это противо­речие, наверняка он присовокупил бы себе и славу создателя гене­тики. Но не обратил. Как, впрочем, и большинство его современ­ников, считавших данное противоречие несущественным. И зря.

Ведь такие «выпирающие» факты портили убедительность эм-; лирического правила промежуточного характера наследования при­знаков. Чтобы эти факты вписать в общую картину, нужна была какая-то иная схема механизма наследования. Она не обнаружива­лась прямым индуктивным обобщением фактов, не давалась в не­посредственном наблюдении. Ее нужно было «узреть умом», уга­дать, вообразить и, соответственно, сформулировать в виде теоре­тической гипотезы.

Данную задачу, как известно, блестяще решил Г. Мендель (1822-1884). Суть предложенной им гипотезы можно выразить следуюшим образом: наследование носит не промежуточный, а дискретный ха­рактер. Наследуемые признаки передаются дискретными частицами (сегодня мы называем их генами). Поэтому при передаче факторов наследственности от поколения к поколению идет их расщепление, а не смешивание. Эта гениально простая схема, развившаяся впо­следствии в стройную теорию, объяснила разом все эмпирические факты. Наследование признаков идет в режиме расщепления, и по­этому возможно появление гибридов с «несмешивающимися» при­знаками. А наблюдаемое в большинстве случаев «смешивание» вы­звано тем, что за наследование признака отвечает, как правило, не один, а множество генов, что и «смазывает» менделевское расщеп­ление. Принцип естественного отбора был спасен, «кошмар Джен­кина» рассеялся.

Таким образом, традиционная модель строения научного зна­ния предполагает движение по цепочке: установление эмпириче­ских фактов — первичное эмпирическое обобщение — обнаружение отклоняющихся от правила фактов — изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения — логический вывод (дедук­ция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее про­веркой на истинность. Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Такая модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современ­ного научного знания построена именно этим способом.

 

Заключение

Процесс научного познания в самом общем виде представляет собой решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности. Решение возникающих при этом проблем достигается путем использования особых
приемов (методов), позволяющих перейти от того, что уже известно, к новому знанию. Такая система приемов обычно и называется методом. Метод есть совокупность приемов и операций практического и теоретического познания
действительности. Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и
глубины научного исследования, что проявляется прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура. Благодаря этому возникают особые формы (стороны) научного познания, важнейшими из которых являются эмпирическая, теоретическая и
производственно-техническая. Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание (изложение фактов и их первичная систематизация). Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщением, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функция науки. Производственно-техническая сторона проявляет себя как непосредственная производственная сила общества, прокладывая путь развитию техники, но это уже выходит за рамки собственно научных методов, так как носит прикладной характер. Средства и методы познания соответствуют рассмотренной выше структуре науки, элементы которой одновременно являются и ступенями развития научного знания. Так, эмпирическое, экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устройств, в том числе вычислительных приборов, измерительных установок и инструментов), с помощью которой устанавливаются новые факты. Теоретическое исследование предполагает работу ученых, направленную на объяснение фактов (предположительное - с помощью гипотез, проверенное и доказанное – с помощью теорий и законов науки), на образование понятий, обобщающих опытные данные. То и другое вместе осуществляет проверку познанного на практике. В основе методов естествознания лежит единство его эмпирической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт - слепым.

 

Список литературы

1. Концепции современного естествознания. Под ред. Лавриненко В.Н. и Ратникова В.П. М., 2004.

2. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М., 1990.

3. Петров Ю.А. Теория познания. М., 1988.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 28.19K
Скачано: 301
Скачать бесплатно
24.04.09 в 16:39 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе