Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания »

Методы научного познания

Методы научного познания [25.09.11]

Тема: Методы научного познания

Раздел: Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.39K | Скачано: 256 | Добавлен 25.09.11 в 11:39 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2009


План работы.

1. Введение 3

2. В чем суть методологии как научной дисциплины 4

3. Дайте определение понятия метод, охарактеризуйте основные типы методов и их взаимосвязь 7

4. Проанализируйте основные методы эмпирического и теоретического познания 10

5. Заключение 17

6. Список использованной литературы 18

 

1. Введение

Развитие человека невозможно без познавательной деятельности. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. На сегодняшний день современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Безусловно человечество сделало огромный рывок вперед.

Все это убедительно доказывает, что наука  в наши дни становиться все более и более значимой частью жизни. В данной работе хотелось бы доказать, что наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и способов познания. Именно правильно выбранный  метод помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познавательной деятельности, постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования. Вместе с тем все эти специфические методы находятся в неразрывной связи с общенаучными методами, которые широко применяются в большинстве наук.

Наука тем и выделяется из других форм общественного сознания, что в ней методы получения нового знания стали предметом самостоятельного анализа и открытого обсуждения. В итоге родилась самостоятельная научная дисциплина - « Методология научного познания ».

 

2. В чем суть методологии как научной дисциплины.

Методология (от греч. — учение о способах) совокупность учений о системе понятий и их отношений, — система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей. Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, Методологическое знание выступает в форме предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности.

В современной литературе под методологией обычно понимают, прежде всего, методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки даёт характеристику компонентов научного исследования — его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.       

Начатки методологических знаний обнаруживаются уже на ранних ступенях развития культуры. Так, в Древнем Египте геометрия выступала в форме методологических предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе и перераспределении земельных площадей. В целом, однако, вплоть до нового времени проблемы методологии не занимали самостоятельного места в системе знания и включались в контекст натурфилософских или логических рассуждений.
Родоначальником методологии в собственном смысле слова является английский философ Ф. Бэкон, впервые выдвинувший идею вооружить науку системой методов и реализовавший эту идею в «Новом органоне». С этого времени проблема метода становится одной из центральных в философии. Следующий шаг в развитии методологии делает французский мыслитель Р.Декарт: методология начинает выступать как философское обоснование процесса познания. Однако, проблемы методологии тесно переплетались с теорией познания. немецкий философ Кант впервые обосновал особый статус методологического знания. 
Для развития науки в 20 в. характерен быстрый рост методологических исследований и повышение их удельного веса в общем массиве научного знания. В итоге современная наука располагает мощным арсеналом весьма разнородных средств, предназначенных для решения задач самого различного характера. В свою очередь, это породило новую методологическую ситуацию: приступая к исследованию, современный научный работник нередко оказывается перед необходимостью выбора наиболее эффективного методологического средства (или их совокупности) из некоторого их набора. Наконец, особый круг проблем методология создаёт чрезвычайно характерное для современного научно-технического развития тесное переплетение элементов науки и практики при решении крупных комплексных проблем (типа космических проектов, мероприятий по защите среды).

На сегодняшний день  можно предложить следующую «схему структуры методологии»:

1. Характеристики деятельности:

·    особенности,

·    принципы,

·    условия,

·    нормы деятельности;

2. Логическая структура деятельности:

·    субъект,

·    объект,

·    предмет,

·    формы,

·    средства,

·    методы,

·    результат деятельности;

3. Временная структура деятельности:

·    фазы,

·    стадии,

·    этапы деятельности.

Такое понимание и построение методологии позволяет с единых позиций и в единой логике обобщить различные имеющиеся в литературе подходы и трактования понятия «методология» и его использование в самых разнообразных видах деятельности.

В современной методологии выделяют различные уров­ни критериев научности, такие как: строгая доказатель­ность, обоснованность полученных результатов, достовер­ность выводов, внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д.

 Наиболее важными точками приложения методологии являются постановка проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие к выдвижению псевдопроблем или существенно затрудняющие получение результата), построение предмета исследования и построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т. е. соответствия объекту изучения.

Таким образом, важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности характеристик методов познания.

 

3.Дайте определение понятия метод, охарактеризуйте основные типы методов и их взаимосвязь.

 

Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намечен­ной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная фун­кция метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности.

 Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется, прежде всего, в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно- исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура.

В современной науке вполне успешно работает многоуровневая концепция  методологического знания. Классификация общенаучных методов тесно связана с поня­тием уровней научного познания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на пять основных групп:

1.Философские методы.

2.Общенаучные (общелогические)  подходы и методы исследования.

3. Частно-научные методы.

4. Дисциплинарные методы.

5. Методы междисциплинарного исследования.

Философские методы познания в свою очередь делятся на диалетические  и   метафизические. Диалектика – метод, исследующий развивающуюся, изменяющуюся реальную действительность. Он признает конкретность истины и предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания. Метод, противоположный диалектическому, называется метафизическим. Метафизический метод рассматривает каждое явление изолированно, вне связи и взаимодействия явлений друг с другом. Ме­тафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

Существует также другая классификация научных методов по их роли и предназначению:

- общие методы касаются любого предмета природы, любой науки. Это  различные формы диалектического метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени.

- особенные методы касаются лишь одной стороны изучаемого предмета или же определенного приема исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных методов также относятся наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент.

- частные методы - это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Таков метод кольцевания птиц, применяемый в зоологии. А методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, геофизики, кристаллофизики и др. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики.

Известны и некоторые другие типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, но наиболее важное разделение их на три  большие группы - на методы эмпирические,  теоретические  и производственно-технические.

Эмпирическая сторона  предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание(изложение фактов и их первичная систематизация).

Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщением, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функция науки.

Производственно-техническая сторона проявляет себя как непосредственная производственная сила общества, прокладывая путь развитию техники, но это уже выходит за рамки собственно научных методов, так как носит прикладной характер.

                                    

4.Проанализируйте основные методы эмпирического и теоретического познания.

Существуют, конечно, методы, применяемые на всех уровнях научного познания: абстрагирование, обобщение, аналогия, анализ, синтез и некоторые другие. Но все же разница в методах, используемых на теоретическом и  эмпирическом  уровнях, не случайна.

Как уже было сказано, в

Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность: вырабатываются исследовательские  программы, организуются наблюдения, эксперименты, описание  экспериментальных данных, их классификация, первичное обобщение. На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.

Любое познание начинается с наблюдения. Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении, это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Наблюдение как метод познания действительности применяется либо там, где невозможен или очень затруднен эксперимент (в астрономии, вулканологии, гидрологии), либо там, где стоит задача изучить именно естественное функционирование или поведение объекта (в этологии, социальной психологии и т.п.). Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе прошлых убеждений, установленных фактов, принятых концепций. Частными случаями метода наблюдения являются описание, измерение и сравнение (аналогия). Описание -  фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте. Применяется преимущественно в биологии, медицине, психологии, социологии.  Измерение – сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Аналогия - метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете.

Основой  эмпирического исследования  является эксперимент (от лат. экспериментум — проба, опыт).Эксперимент -  наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет  восстановить ход явления при повторении условий. Это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета. Как писал Ф.Бэкон, "природа вещей лучше обнаруживает себя в состоянии искусственной стесненности, чем в естественной свободе".  

Специфика эксперимента состоит также в том, что в обычных условиях процессы в природе крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю и управлению. В эксперименте отделяют существенные факторы от несущественных и тем самым значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более глубокому пониманию явлений и создает возможность контролировать немногие существенные для данного процесса факторы и величины. Это прежде всего относится к исследованиям в области физики микромира (квантовой механике, квантовой электродинамике и т.д.).

Существует несколько   видов эксперимента:

1)  лабораторный,  

2)  естественный,

3)  исследовательский,

4)  проверочный, 

5)  воспроизводящий, 

6)  изолирующий,  

7)  количественный, 

8) физический,

9) химический  и некоторые другие.

Не менее распространенным и широко применяемым методом является метод  моделирования, основанный на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. Объект-заместитель называют моделью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. В качестве модели могут быть использованы объекты как естественного, так и искусственного происхождения. Появление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого вмешательства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду причин является нецелесообразным. При моделировании очень важно наличие соответствующей теории или гипотезы, которые строго указывают пределы и границы допустимых упрощений.

Современной науке известно несколько типов моделирования:
1) предметное моделирование, при котором исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта-оригинала;
2) знаковое моделирование, при котором в качестве моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Важнейшим видом такого моделирования является математическое моделирование, производимое средствами математики и логики;
3) мысленное моделирование, при котором вместо знаковых моделей используются мысленно-наглядные представления этих знаков и операций с ними.
4)Компьютерное моделирование, получившее в последнее время широкое распространение. В таком случае в качестве модели выступает алгоритм (программа) функционирования объекта.

Главная функция моделирования, если брать его в широком понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального.

Любое научное  познание не обходиться без метода анализа и синтеза. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Анализ - органичная составная часть всякого научного исследования, являющаяся обычно его первой стадией, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков.
Синтез - это, наоборот, - метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. В синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Положения, получаемые в результате синтеза, включаются в теорию объекта, которая, обогащаясь и уточняясь, определяет пути нового научного поиска.

В XVII веке, в эпоху зарождения классического естествознания, Ф.Бэкон и Р.Декард сформулировали две разнонаправленные  методологические  программы изучения окружающего мира: метод индукции  и дедукции. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Этот метод представляет собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса. Заключение по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов, относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широкого множества единичных фактов. Обычно индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины, или эмпирические законы.
Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция строит общий вывод на основании изучения всех предметов или явлений данного класса. В результате полной индукции полученное умозаключение имеет характер достоверного вывода. Суть неполной индукции состоит в том, что она строит общий вывод на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди последних не встретились такие, которые противоречат индуктивному умозаключению. Поэтому естественно, что добытая таким путем истина неполна, здесь мы получаем вероятностное знание, требующее дополнительного подтверждения.

Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Она заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям. В целом дедукция как метод познания исходит из уже познанных законов и принципов.

Рассмотрим подробнее теоретическое  познание. Это существенное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь главным орудием выступают  понятия, категории, законы, гипотезы и так далее. К примеру, теория — это совокупность обобщенных положений. Обобщения фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях. Обобщения имеют дело со многими фактами, с учетом этого говорят о законах. Закон — это связь между фактами и их обобщениями. Главные законы называются принципами.

 Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно идеальные объекты. Например, такие идеальные объекты, как материальные точки, без которых не может обойтись механика. Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий. В ходе построения теории ученые применяют различные способы теоретического мышления. Так, еще Галилей стал широко применять мысленные эксперименты в ходе построения теории. В ходе мысленного эксперимента теоретик как бы проигрывает возможные варианты поведения разработанных им идеализированных объектов.

Среди научных методов теоретического исследования выделяют формализацию, аксиоматический  метод и гипотетико-дедуктивный метод.

Рассмотрим более детально основные  теоретические методы. Формализация – это отображение содержательного  знания в знаковой  форме (формализованный язык). Наиболее популярным примером является описание физических явлений математическим языком, при помощи формул, вычислений и построения графических изображений.

Аксиоматический метод -  способ построения научной теории, основанный на некоторых  исходных положениях – аксиомах  (постулатах). Аксиома — это положение, принимаемое без логического доказательства, аксиома не может быть опровергнута на основе эмпирических фактов. Главное условие: все аксиомы не должны противоречить друг другу. Для  вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других)  формулируются специальные правила вывода. При аксиоматическом методе научная теория строится в виде аксиом и правил вывода, позволяющих путем дедукции получить теоремы данной теории. Аксиоматический метод широко используется в логике и математике.

Гипотетико-дедуктивный  метод - это создание системы связанных  между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся  утверждения об эмпирических  (опытных)  фактах. Это значит, что заключение, вывод, полученный на основе этого метода, неизбежно будет лишь вероятностным. Особой популярностью данный метод применяется в науках, обладающих не только теоретическим, но и экспериментальным уровнем исследования (в физике, электротехнике, радиотехнике, экономических науках). На место аксиом ставятся гипотезы. Гипотеза, по определению, есть знание, которое может быть опровергнуто сопоставлением с экспериментальными фактами. Гипотеза исследования  -  это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого явления или о характере  связей  между его компонентами.  Как правило, гипотетико-дедуктивный метод требует хорошей математической подготовки.

Итак, в целом ход научного исследования можно представить следующим образом: факты фиксируются → факты определенным образом интерпретируются(интерпретация приводит к выработке понятий, законов, идеализации)→ законы предполагаются гипотезами → из гипотез с помощью правил дедукции, выводят следствия → следствия сопоставляются с фактами→  если следствия теории согласуются с фактами, то признается действенность теории, в противном случае она ставится под сомнение.

 

  1. Заключение.

 

   Всё в мире находится во взаимной связи, которая порождает активный импульс к его развитию.   В том числе эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст. Дело в том, что, несмотря на теоретическую нагруженность, эмпирический уровень является более устойчивым, более прочным, чем теоретический.

Распространенным примером является методология естествознания. В основе этих методов лежит единство его эмпи­рической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обу­словливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт - слепым.

Таким образом, эмпирические и теоретические законы не имеют смысла один без другого.   Не смотря на то, что исторически эмпирическое познание предшествует теоретическому, но в современной науке, важно подчеркнуть, что эмпирическое исследование не может начаться без определенной теоретической установки.

 

  1. Список использованной литературы.

1) Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/          В.Н.Лавриненко, В.П. Ратникова, Г.В.Баранов и др.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. гл. 1.

2) Методы и формы научного познания. А.Н.Кочергин М., 1990.

3) Методология научного исследования. Г.И. Рузавин М.: ЮНИТИ - ДАНА,

1999.

4) Сайт http://www.methodolog.ru/

5)  Сайт http://ru.wikipedia.org/wiki.ru

Абстрагирование - мысленное выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 25.39K
Скачано: 256
Скачать бесплатно
25.09.11 в 11:39 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе