Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Маржиналистская революция

Маржиналистская революция [15.03.09]

Тема: Маржиналистская революция

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.20K | Скачано: 272 | Добавлен 15.03.09 в 07:12 | Рейтинг: +13 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение 2

1. Общая характеристика маржинализма 3

2. Основные школы маржинализма 6

2.1. Австрийская школа маржинализма 6

2.2 Английская школа маржинализма 9

2.3 Лозанская школа маржинализма 9

2.4 Американская школа маржинализма 11

2.5 Кембриджинская школа маржинализма 14

Заключение 16

Список литературы 17

 

Введение

В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии кризиса, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Самым слабым местом классической школы было то, что она слабо была сориентирована на субъекта-потребителя, ради которого осуществляется производство. Взгляд классической школы был прикован к производителю.

Выход из кризиса нашли маржиналисты. Это направление экономической мысли возникло в последней трети XIX в. В центре данной системы стоит субъект с его потребностями. В ней потребитель - всему голова.

Маржиналистская революция проходила в два этапа. Первый этап охватывает 70-80-е годы XIX в., второй этап (1890-е гг.) получил название неоклассической школы. Многие ученые начинали маржиналистскую революцию, а затем способствовали созданию более глубокой неоклассической теории. Маржиналистскую революцию осуществила блестящая плеяда таких ученых, как Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914), Уильям Стенли Джевонс(1835-1882), Френсис Эджуорт (1845-1926), Леон Вальрас (1834-1910), Джон Бейтс Кларк (1847-1938), Альфред Маршалл (1842-1924) и др.

Так как в отличие от других школ маржинализм до настоящего времени остается теоретической основой многих современных экономических концепций, рассмотрим данный вопрос более подробно.

Методом рассмотрения данного вопроса является изучение учебной и научной литературы по теме.

 

1. Общая характеристика маржинализма

Основная идея маржинализма – это исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, а также в масштабе всего народного хозяйства.

Среди важнейших элементов маржинализма как направления экономической науки следует выделить следующие:

1) Использование предельных (т.е. приростных) величин. Само слово «маржинализм» происходит от латинского margo, что означает край, предел. Маржиналистов интересует то, насколько изменится та или иная величина при изменении другой величины на единицу. В этом смысле весьма удобным оказывается использование дифференциального исчисления, в котором все построено на соотношении приростов разных величин.

2) Субъективизм, т.е. подход, при котором все экономические явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта. Недаром маржинализм иногда называют субъективной школой экономики.

3) Гедонизм хозяйствующих субъектов. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

Именно эти три особенности привели к тому, что постепенно сменилось понимание предмета экономической науки. После Маржиналистской революции экономическая теория из науки о материальном богатстве превратилась в науку о рациональном поведении людей.

4) Методологический индивидуализм. Согласно этому методологическому принципу, закономерности функционирования хозяйства в целом выводятся из поведения отдельно взятого хозяйствующего субъекта. Как писал один из творцов Маржиналистской революции К. Менгер, «то наблюдение, которое мы сперва сделали над изолированным индивидом, а затем над маленьким обществом, временно отделенным от остальных людей, равным образом относится и к более сложным отношениям народа и человеческого общества вообще».

5) Статичность. Маржиналисты потеряли интерес к «законам движения» капитализма, которыми занимались классики. Акцент экономических исследований после Маржиналистской революции сместился к изучению использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени.

6) Замена причинно-следственного анализа функциональным. Это также стимулировало применение в экономической науке математических методов.

7) Ликвидация приоритета сферы производства, характерного для экономического анализа классиков. Вместо этого на ранней стадии своего развития маржинализма акцент был перенесен на сферу потребления.

8) Акцент на применении дедуктивных методов исследования в противоположность историзму и индукции.

9) Восприятие рыночной экономики как равновесной системы (хотя последнее было не характерно для австрийской школы маржинализма). Эта равновесность неразрывна связана с рациональным оптимизирующим поведением, поскольку неравновесные состояния экономики - т. е. те состояния, которые не удовлетворяют рациональных хозяйствующих субъектов - корректируются их действиями и приводятся к равновесию.

Анализ общей характеристики маржинализма позволяет предположить, что в какой-то степени маржинализм явился реакцией на теорию классической школы и, в первую очередь, на ее подход к теории ценности; согласно классическим теориям ценности (как трудовой теории ценности, так и теории факторов производства), ценность того или иного блага определялась почти исключительно объективными факторами, а именно издержками его производства. Впрочем, некоторые классики (такие, как А. Смит или Ж. Б. Сэ) указывали на немаловажную, по их мнению, роль полезности в установлении ценности блага. Но наука очень часто развивается в результате недопонимания идей предшественников или пренебрежения этими идеями. Таким образом, появляется маржинализм, представители которого полагали, что они открывают нечто принципиально новое. И в известной мере они правы - никто до них не делал такого сильного акцента на субъективных факторах (предпочтениях отдельного человека) ценности. Возможно, в этом отношении они пустились в некоторые крайности.

По мере своей дальнейшей эволюции маржинализм «избавлялся» от некоторых из этих крайностей и при этом заимствовал некоторые элементы классической политической экономии. Впрочем, и прежде отдельные подобные элементы присутствовали в учении маржиналистов - например, принцип рациональности (представлявший собой развитие концепции «экономического человека») или приоритет дедуктивного метода исследования. Но на втором или позднем этапе своего развития маржинализм в еще большей степени дополнился компонентами учения классической школы.

На этой стадии эволюции маржинализм незаметно трансформировался в неоклассику или неоклассическую школу, которая стала «сердцевиной» магистрального направления экономической науки в III, современный период ее существования. В этом периоде, как отметил известный методолог Л. фон Мизес, доминирующей стала следующая трактовка предмета экономической науки: « сферы рациональной и экономической деятельности... совпадают... Всякая экономическая деятельность рациональна... Ясно, что область «экономического» есть то же, что область рационального».

 

2. Основные школы маржинализма

2.1. Австрийская школа маржинализма.

Наиболее ранней школой маржинализма стала Австрийская школа, получившая развитие в 70-е годы 19 века. Её представителями являются: Карл Менгер,  Бем-Баверк, Фридрих Визер. Представители этой школы отказались от определения стоимости трудом. Для определения товара был предложен термин «материальное благо», а для стоимости – «ценность», определяющий полезность вещи. Для определения ценности была введена категория предельной полезности. Центральной теорией школы стала теория предельной полезности с субъективной, психологической оценкой полезности товара, поэтому первый этап маржинализма называют «субъективным направлением».

Основателем школы считается Карл Менгер (1840-1921), первым изложивший теорию предельной полезности, где пытался раскрыть зависимость полезности от редкости товаров (благ) и от интенсивности их потребления. Согласно Менгеру ценность товара в рыночной экономике определяется не количеством трудовых затрат (т.е. издержек), а предельной полезностью, которую определяет предельная единица товара, от полезности которой зависит и полезность предыдущих единиц товара. То есть предельная полезность зависит от 2-х факторов:

1) от уровня полезности, по Менгеру чем выше интенсивность потребления, тем выше оценка данного блага и значит выше предельная полезность блага (т.е. зависимость прямо пропорциональная).

2) от степени редкости товара (где зависимость обратно пропорциональная, т.е. цена снижается - если блага много, и наоборот, повышается - если блага мало). По Менгеру если запас блага увеличивается при фиксированной интенсивности потребления, то предельная полезность блага уменьшается, отсюда его вывод - «если первые единицы блага удовлетворяют наиболее важные жизненные потребности индивидуума, то последняя единица блага удовлетворяет наименее важную жизненную потребность, которая и определяет стоимость предыдущих».

Предел берётся как крайняя величина в ряду материальных благ. Под объективной ценностью представители австрийской школы понимали среднюю величину, образующуюся на рынке при столкновении многих субъективных оценок, спроса и предложения.

Австрийская школа маржинализма также включает концепцию Ф.Визера, которая получила название теории альтернативных издержек, согласно которой ресурсы производства всегда ограничены, а потому могут использоваться альтернативно. Отказ от альтернативного использования должен быть компенсирован. Согласно этой теории издержки – это не производственные затраты, а форма компенсации за отказ от иного их использования. Отсюда категория издержек носит субъективный характер и определяются полезностью конечной продукции.

Теория процента присутствует в зачаточном состоянии у Сениора (процент - как плата “за воздержание”) и у Дж. Милля. Бем-Баверк рассмотрел теорию процента в работе “Капитал и прибыль” (1879 г.). Эта теория характеризуется в отличие от вышеуказанных теорий стройностью и законченностью. Бем-Баверк объясняет процент, используя общий для австрийской школы принцип “убывающей предельной полезности” и концепцию альтернативных затрат. Эту теорию он называет иногда “психологической теорией процента”.

Процент, по Бем-Баверку, возникает из-за отказа от текущего дохода в пользу будущего. В обществе всегда есть люди, готовые заплатить за удовольствие иметь деньги сегодня. Возможность иметь доход сегодня, а не в будущем, получает свою оценку, которая и есть норма процента. Но почему люди готовы платить за обладание благами сегодня? Ответ на этот вопрос коренится в недооценке людьми будущего, проистекающей из-за недостаточно развитого воображения, скоротечности жизни и неуверенности в завтрашнем дне. Появляется избыточный спрос на потребительский кредит, что приводит к положительной норме процента. Согласно закона “убывающей предельной полезности” в динамично развивающейся экономике (что предполагает рост доходов населения) норма процента будет всегда положительной. Люди максимизируют полезность на протяжении всей жизни, и тогда в условиях растущего дохода прирост текущего потребления дает больше пользы, чем прирост потребления в будущем.

Величина процента определяется и чистой производительностью капитала, т.е. его способностью приносить определенный избыток продукта сверх затрат на создание и эксплуатацию. Процент как раз и изменяет дополнительный прирост продукции и служит показателем “чистой производительности капитала”.

Интересным моментом в теории процента Бем-Баверка является то, что он рынок капиталов рассматривает как рынок авансов, на котором сегодняшний доход обменивается на будущий, а ставка процента выражает условия, на которых индивидам доступны эти альтернативы. У Бем-Баверка капитал представлен в виде средств существования, авансируемых рабочим. Таким образом, норма процента определяется при обмене труда на предметы потребления. Рабочие недооценивают будущее, так как не могут долго ждать плодов своего труда и потому результаты чистой производительности капитала присваиваются его собственником. У Бем-Баверка процент выступает как награда за ожидание, и показатель чистой производительности капитала.

Австрийская школа не смогла создать теоретическую модель ценообразования, которая бы отражала закономерности рыночных отношений из-за субъективности оценок.

Принцип предельности распространился и на средства производства. Была создана теория «производительного блага», которая обосновывала, что процент, прибыль, рента возникают помимо стоимости

 

2.2 Английская школа маржинализма.

Её основателем является Уильям Джевонс (1835-1882), который сформулировал закон убывающей полезности, утверждая, что, чем выше значимость блага, тем меньшее его количество субъект желает обменять на что-либо ещё. С этих позиций он рассматривал и процесс обмена. В результате исследований он предложил концепцию двусторонней, двутоварной, бартерной торговли, которая не могла быть пригодной для условий конкурентного обмена (т.е. для рынка).

 

 2.3 Лозанская школа маржинализма.

 Решение проблемы общего экономического равновесия были предложены профессором Лозанского университета, швецарским экономистом – Леоном Вальрасом (1834-1910) – основателем Лозанской математической школы.

В своей работе «Элементы чистой политической экономии или теории богатства общества» (1874г.) он наиболее полно решил задачу условий равновесия на основе теории спроса и предложения с помощью математических методов. То есть он разработал модель  общего экономического равновесия, где отражена взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов производства и где цены на производимые для рынка продукты и цены на факторы производства могут определяться только одновременно (а не поочерёдно как у его предшественников, которые определяли разновременно). В его замкнутой математической модели все участники рынка делятся на 2 группы:собственники факторов производства (земли, труда и капитала)  и предпринимателей. И каждый участник добивается максимума полезности тех факторов, которыми он обладает.

Л.Вальрас проанализировал условия и принципы равновесного обмена между ними. Цены факторов зависят от объёмов производства и от спроса, а значит и от цен на производимые товары. А цены на товары зависят от факторных цен (т.е. от стоимости факторов производства – земли, капитала, зарплаты). В его модели цены факторов производства должны соответствовать издержкам фирм, а доходы фирм должны сочетаться с расходами домашних хозяйств.

Согласно его теории частичное равновесие на определённом количестве рынков не гарантирует общего равновесия для всей экономики с большим числом рынков. Поэтому для состояния равновесия он включает 3 условия:

1) спрос и предложение факторов производства равны, на них устанавливается постоянная устойчивая цена;

2) спрос и предложение товаров (услуг) равны и реализуются на основе постоянных, устойчивых цен;

3) цены товаров соответствуют издержкам производства.

(первое и второе условия предполагают равенство пропорций обмена, а третье условие выражает равновесие в сфере производства).

Другим представителем Лозанской школы является последователь Вальраса – Вильфредо Парето (1848-1923), который отказался от понятий ценности и полезности, заменив логический метод на математический, т. е. он заменяет количественные характеристики (понятие субъективной полезности) на субъективное порядковое предпочтение.

В. Парето, исследуя проблему устойчивости равновесия, определил условие равновесия,  получившее название «оптимум Парето». Проблема заключается в оптимальном распределении экономических ресурсов и производимых благ в целях достижения наибольшей эффективности. Оптимум Парето – это состояние равновесия (то есть оптимальное распределение ресурсов) при котором невозможно улучшить положение кого-либо из субъектов обмена без того, чтобы не ухудшить положение хотя бы одного из остальных.Его выводы охватывают также следующие положения:

 -  критерием оптимальности служит не суммарная максимизация, а максимум пользы для каждого отдельного человека в соответствии с наличными ресурсами и экономическими возможностями;

  - увеличение производства одного блага, не вызывающее снижения производства какого-либо другого блага, принято называть оптимум  Парето;

-  обеспечение экономического равновесия – это необходимое условие достижение оптимума. И оптимум означает, что достигнут  результат, отклонение от которого вызовет увеличение выгоды для одних и уменьшение выгоды для других.

 

2.4 Американская школа маржинализма. 

Представителем американской школы стал Джон Кларк (1947-1939), который использовал принцип предельных величин для решения проблемы распределения «общественного дохода».

В основу теории цены Кларк положил закон предельной производительности, который можно рассматривать в качестве варианта закона предельной полезности австрийской школы. Но в отличие от австрийцев американский учёный определял, что оценки товару (благу) дают не индивидуумы, а группы покупателей, которые оценивают полезность, заключенную в определённом товаре. И на основе этого он показал наличие многочисленных полезностей у каждого товара. В конечном итоге на рынке суммируются все предельные оценки сразу многих групп покупателей, что и создаёт общественную цену товара.

Джон Кларк сформулировал закон специфической производительности и закон предельной производительности.

В законе специфической производительности он воспринял 3-х факторную теорию Сэя и выделил 4 фактора производства: капитал, землю, труд и предпринимательскую деятельность, каждый из которых (из факторов) характеризуется специфической производительностью, создающей доход, а значит, каждый владелец определённого фактора получает свою долю дохода, отсюда вывод, что эксплуатация и присвоение чужой собственности отсутствует. Причем, в модели при статическом состояния не существует предпринимательская прибыль. Она существует лишь в условиях динамики, т. е. когда предприниматель является новатором и добивается снижения издержек, от чего и получает доход. Дж. Кларк указывает, что при достижение равновесного состояния эта прибыль становится достоянием всего общества, благодаря  распределения её между 4-мя факторами производства.

В теории предельной производительности он строил исследование проблем производства и распределения на базе концепции предельной производительности труда и капитала. То есть для определения доли каждого фактора в продукте он рассматривает соотношение 2-х факторов – труда и капитала, где делает следующие выводы:

 1) с  увеличением одного фактора (при неизменности другого) его отдача постепенно уменьшается;

 2) рыночная цена, а значит, и доля каждого фактора устанавливается в соответствии с предельным продуктом, который создается с помощью этого фактора;

Концепция “предельной производительности” Дж. Кларка исходит из закона убывающей производительности применяемых ресурсов (т. е. факторов производства). Закон утверждает, что при статическом состояние (т.е. при данном уровне знаний и техники) увеличение вложения в производство какого-либо фактора (либо рабочей силы, либо капиталов, либо земли) при неизменном количестве всех остальных факторов ведёт к убывающей отдаче того фактора, вложение которого увеличивается.

Согласно его концепции  заработная плата наёмных работников совпадает с размером продукта, который следует «приписать» (вменить) предельному труду. При найме рабочих предприниматель не будет превышать границу, за которой дополнительные работники не приносят ему дополнительного дохода, т.е. уровень зарплаты определяется предельной или самой низкой производительностью труда (при фиксированном количестве прочих факторов). Продукт, который создается «предельными» работниками и будет соответствовать оплате их труда. Другими словами – предельный  продукт  равен  предельному  доходу.

Весь фонд зарплаты представляет собой предельный продукт, умноженный на число работников. Продукт труда дополнительных работников устанавливает уровень оплаты всех занятых на  предприятие.

Доход предпринимателя – это разница, образующаяся между величиной созданного продукта и той частью, которая представляет собой фонд заработной платы. Если зарплата определяется предельной производительностью труда, то доход предпринимателя – предельной производительностью капитала (его последней добавленной единицей). По теории Дж. Кларка доход предпринимателя – это процент на вложенный капитал (как владельца средств производства), а прибыль – как результат предпринимательской функции владельца капитала, образующейся только в результате выступления его как новатора, усовершенствующего производство.

Особенность распределительной концепции Кларка в том, что она опирается не на затратный принцип, а на принцип результативности производственных факторов, их вклада в создание продукта.  «Цена» фактора, по Кларку, определяется стоимостью прироста продукции при использовании дополнительной единицы этого фактора.

Производительность факторов определяется в соответствии с принципом вменения. Каждой дополнительной единице фактора вменяется весь дополнительный («предельный») продукт без учета  участия в этом процессе других факторов. Предельная производительность каждого фактора производства соответствует величине созданного им предельного продукта (т.е. величина доли ограничивается определённым пределом, зависящим от закона убывания производительности каждого фактора).

 

2.5 Кембриджинская школа маржинализма.

Основоположником кембриджской школы был Альфред Маршалл  (1842-1924гг). Именно он со своими “Принципами экономикса” (1890г.) – в русском переводе “Принципы политической экономии” считается основателем кембриджской школы экономической науки. А. Маршалл под стоимостью понимал цену равновесия - т. е. среднюю цену, формирующуюся на рынке. Он предложил “компромиссную теорию цены, переработав и соединив концепцию Рикардо – это трудовую теорию стоимости и концепцию Бем-Баверка – это теорию предельной полезности (т.е. он соединил существовавшие до него теории ценности в единую теорию цены, на основе которой объяснил процесс ценообразования). Так была создана двухфакторная теория цены, основанная на анализе взаимосвязанных связей спроса (полезности) и предложения (затрат). Главное в его теории – это  принцип экономического равновесия – как соответствие между спросом и предложением, между ресурсами и потребностями. Обосновывая принцип равновесия, А.Маршалл ввёл в экономическую науку категорию “равновесной цены”, которая представляет собой точку пересечения кривой спроса (т.е. предельной полезности) и кривой предложения (т.е. предельных издержек).

Именно через ценовой механизм устанавливается равновесие путем либо ограничения потребительского спроса, либо увеличения объёма производства (т.е. предложения). Оба фактора - и спрос и предложение - влияют на цены, а значит, оба одинаково значимы. Однако, в разные периоды один из факторов может иметь большее влияние на формирование цены. Поэтому он рассматривал два периода.

1) Краткосрочный период, когда под воздействием покупательского спроса производство ещё не успевает перестроиться за растущим спросом населения, и поэтому на цену будет иметь большее влияние спрос, чем предложение, т.е. любое повышение спроса, ведёт к повышению цены, что создаёт для предпринимателя дополнительный доход.

  2) Долгосрочный период – здесь, наоборот, когда производство отреагирует и может предложить необходимый объём продукции на возросший спрос покупателей, то на формирование рыночной цены будет больше оказывать влияние предложение и связанные с ним издержки производства.

В случае, когда спрос и предложение пребывают в равновесии, то количество товара, производимого в единицу времени можно назвать равновесным количеством, а цену – равновесной ценой.

Ситуации мгновенного и краткосрочного равновесия - фирма получает дополнительный доход, который Маршалл назвал квазирентой, носят временной характер, так как высокий дополнительный доход привлекает новых производителей, в силу чего предложения возрастает, цена уменьшается и в долгосрочном периоде квазирента исчезает.

Теория Маршалла может являться обоснованием перелива капитала из отрасли в отрасль, т.к. формируется этот перелив под воздействием цен, а значит под воздействием спроса и предложения. Теория Маршалла - это теория цен в конкурентных условиях. Маршалл ввел понятие рента потребителя - избыток общей полезности покупаемых товаров над фактическим заплаченной за них суммой денег, т.е. разницей между тем, что готовы заплатить покупатели, и фактической ценой товара.

Работы Маршалла внесли значительный вклад в разработку теории процента, прибыли, ренты.  А.Маршалл положил начало новому направлению в экономической мысли, получившему впоследствии название неоклассического направления, которое можно рассматривать как 2 этап в развитии маржинализма. Он, отрицая широко использующийся причинно-следственный метод, использовал свой аналитический, функциональный метод исследования, получивший впоследствии название метода частичного равновесия.

 

Заключение

В начале 1870-х гг. в экономической науке произошло событие, позже названное Маржиналистской революцией, - почти одновременно (в 1871 г. и затем в 1874 г.) и независимо друг от друга сразу в трех странах - в Великобритании, Австрии и Швейцарии - выходят написанные с маржиналистских позиций работы (соответственно) У. С. Джевонса. К. Менгера и Л. Вальраса. Именно с этой поры начинают отсчет маржинализма, как одного из течений экономической мысли.

Маржинализм как экономическое течение характеризуется, во-первых, сменой предмета исследования (на первый план выходит изучение рационального экономического поведения индивида), во-вторых – широкое использование математического аппарата для описания экономических процессов (в частности, аппарата предельных величин).

Позднее, в конце XIX - начале XX веков усилиями американца Дж. Б. Кларка, швейцарца В. Парето и особенно англичанина А. Маршалла маржинализм трансформировался в неоклассическую парадигму.

Основываясь на новых методологических принципах, маржиналисты сконструировали целостную теоретическую систему, охватывающую все разделы экономической науки. Эта теоретическая система, дополненная элементами рикардианства и прочной математической базой, господствовала в ведущих странах с конца 19 века до 30-х годов 20 века.

Несмотря на известное несовершенство теоретических построений, маржиналистам удалось повернуть экономическую науку к проблемам потребления и спроса, дать импульс для многочисленных последующих исследований рынка и ценообразования, а проблемы, рассматриваемые маржиналистской школой, вошли в орбиту теоретических и прикладных исследований.

В отличие от других школ маржинализм до настоящего времени остается теоретической основой многих современных экономических концепций. 

 

Список используемой литературы

  1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. -  М.: Дело ЛТД, 1994.
  2. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: изд-во ВЗФЭИ, 1990
  3. История экономических учений. -  М.: Высшая школа, 1983.
  4. Современные экономические теории Запада: Учебное пособие. – М.: Финстатинформ, 1995.
  5. Такаши Негиши. История экономической теории: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1995.
  6. Экономическая энциклопедия. М.: изд-во Института Экономики РАН, 1999.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+13
Размер: 21.20K
Скачано: 272
Скачать бесплатно
15.03.09 в 07:12 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе