Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »
Тема: Сущность и этапы «маржинальной революции». Законы Госсена
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений
Тип: Контрольная работа | Размер: 57.44K | Скачано: 336 | Добавлен 06.05.13 в 17:46 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Архангельск 2012
Содержание.
Введение 3
1. Сущность и этапы «маржинальной революции».
1.1. Общая характеристика маржиналистской школы. 4
1.2. Основные этапы «маржинальной революции» 6
2. Завершение «маржинальной революции» 9
3. Законы Госсена. 11
3.1. Первый закон Госсена. 11
3.2. Второй закон Госсена. 12
Заключение 15
Список литературы 16
Введение.
К середине XIX в. классическая школа политэкономии оказалась в состоянии кризиса и уже не могла адекватно отвечать актуальным требованиям в экономике, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Самым уязвимым местом классической школы оказалось то, что она слабо реагировала на потребности покупателя, вместо этого предпочитая держать руку на пульсе у производителя.
Но к каждой проблеме должно прилагаться решение. И такое решение проблемы было вскоре предложено маржиналистами. В центр данной теории был вынесен тот самый субъект-покупатель с его личными потребностями. Выступая своеобразной альтернативой классической школе, последователи маржиналистской экономической мысли акцентировали своё внимание не на предложении, а на спросе и предельной полезности продукта.
Основоположниками маржинализма принято считать трёх экономистов: К.Менгера, У.С.Джевонса и Л.Вальраса, поскольку их работы наиболее значимы и отвечают требованиям того времени. Но нелишним будет сказать, что некоторые идеи маржинализма существовали и раньше: ещё в 1854 г. идею о предельной полезности выдвинул Г.Г.Госсен, а до него французский инженер Ж.Дюпюи в статье "Об измерении полезности общественных работ" (1844) попытался сопоставить полезность индивидуальных и общественных благ.
Поскольку некоторые теории маржинализма живы и имеют экономический вес и поныне, то стоит более подробно остановиться на таком понятии как маржинализм.
1. Сущность и этапы «маржинальной революции».
1.1. Общая характеристика маржиналистской школы.
Маржинальная экономическая теория – это обобщение идей и концепций, в основе которой лежит исследование предельных экономических величин и их взаимосвязи на уровнях микроэкономики и макроэкономики. Например, маржиналисты считали принцип «снижающейся предельной полезности» основным элементом теории стоимости и ценообразования в частности.
Среди важнейших элементов маржинализма как направления экономической науки следует выделить следующие:
Именно эти несколько особенностей привели к тому, что экономическая теория из науки о материальном богатстве превратилась в науку о рациональном поведении людей.
Современный маржинализм включает в себя и неоклассическую, и кейнсианскую экономические концепции, а экономика впервые стала наукой, которая изучает взаимосвязь между данными целями и данными ограниченными средствами, имеющие альтернативные возможности использования. Маржинализм основывается на анализе экономического поведения хозяйствующего субъекта в процессе производства и на рынке. Это даёт ему возможность использовать количественные методы, среди которых, например, зависимость спроса на товар от его цены, цен других товаров, дохода потребителя. Отсюда и понятия предела функции (предельная полезность, эластичность спроса, предельная производительность факторов производства). [2, 433-435 c.]
Кстати, отдельные разработки экономистов оказали существенное влияние на развитие ряда областей прикладной математики (теория игр, линейное программирование, операционный анализ и др.). Основные маржиналистские концепции (предельная полезность, предельная норма замещения, предельная производительность, предельная эффективность капитала и др.) используются в современных буржуазных теориях спроса, фирмы, цены и рыночного равновесия. [4, 151 c.]
1.2. Основные этапы «маржинальной революции».
Переоценку устоявшихся за двухсотлетнюю историю ценностей «классической школы», в экономической литературе нередко характеризуют как «маржинальную революцию», произошедшей в последней трети ХIХ столетия.
Маржинализм, как новое экономическое течение, имел другой взгляд на те вещи, которые классическая школа считала незыблемыми. Например, по классической концепции в основе определения цены лежит принцип, связывающий ее величину с издержками производства. Концепции маржиналистов рассматривали формирование цены с учётом потребления продукта, т.е., насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта.
Еще одно отличие маржинализма состоит в том, что, если «классики» считали сферу производства первичной по отношению к сфере обращения, то маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. [5,167-168 c.]
В отличие от классической школы, последователи маржинальной мысли широко применяли математические методы, в том числе дифференциальные уравнения. Примечательно, что математика для маржиналистов была необходима не только для анализа предельных экономических показателей, но и для обоснования оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний и гипотез. [4, 152 c.]
Ещё одним «революционным», пожалуй, можно признать то обстоятельство, что методологический инструментарий маржинализма позволил, в конце концов, снять вопрос о первичности и вторичности экономических категорий, считавшийся столь важным у «классиков».
Необходимо подчеркнуть, что факт начала «маржинальной революции» едва ли кем был замечен, а о том, что она уже свершилась, впервые провозгласил лишь в 1886 г. Л.Вальрас.
В «маржинальной революции» обычно выделяют два этапа.
Первый этап. 70-80-ые годы XIX века.
Этот этап характеризуется возникновением и обобщением идей маржинального экономического анализа в трудах австрийца К. Менгера и его учеников, а также англичанина У. Джевонса и француза Л. Вальраса. На этом этапе среди представителей маржинальной теории большее признание получил К. Менгер, ставший во главе австрийской школы маржинализма. Его школа, с которой активно сотрудничали также Ф. Визер, О. Бём-Баверк и другие ученые, выступала против исторического и социологического подходов в экономической теории, ратуя за «чистую экономическую науку».
Ставшая на данном этапе центральной, теория предельной полезности товара объявлялась данной школой главным фактором определения его ценности взамен издержек, а сама оценка полезности товара признавалась сугубо психологической характеристикой с позиции конкретного потребителя. Поэтому первый этап маржинализма принято называть «субъективным направлением» политической экономии. [6, 445-446 c.]
Недостатки этого этапа М. Блауг у «всех трех основателей теории предельной полезности» отметил так:
Второй этап. 90-ые годы XIX века.
С этого времени маржинализм становится популярным и приоритетным во многих странах.
Главное достижение этого периода – отказ от субъективизма и психологизма, эволюция идей первой волны «маржинальной революции». Представители второго этапа – англичанин А. Маршалл, американец Дж. Б. Кларк и итальянец В. Парето. Именно их стали называть неоклассиками как преемников классической школы, а их теорию – «неоклассической». [3, 256-258 c.]
Эволюция маржинальных идей втором этапе:
2. Завершение «маржинальной революции».
Таким образом «маржинальная революция» ознаменовала собой переход экономических исследований с макроэкономического уровня на микроэкономический. Основным предметом анализа стало поведение отдельных экономических субъектов (потребителей и фирм). Вследствие этого новыми стали и вопросы, на которые должна была ответить экономическая теория.
Нельзя не упомянуть тот факт, что классическая школа и маржинализм мирно сосуществовали, поскольку у них были различны предметы исследования.
При дальнейшем развитии маржинализма были открыты законы ограниченности ресурсов, которые позволили обобщить маржиналистскую экономическую теорию для макроэкономического анализа. В результате экономика стала наукой, которая изучает взаимосвязь между данными целями экономических субъектов и данными ограниченными средствами. Сутью экономической науки стал поиск условий, при которых производственные услуги распределяются с оптимальным результатом между конкурирующими целями. Это вопросы экономической эффективности, и как раз предельный анализ обслуживает данный принцип.
Тем не менее, чистый маржинализм не мог быть применен на практике, поскольку он оперировал субъективными характеристиками производителей и потребителей, поэтому, например, оказывалось, что цена рыночная и объем реализации товара являются случайными величинами, зависящими от индивидуальных особенностей субъектов рыночных отношений. Попытки хоть как-то "объективизировать" маржинализм привели, в конечном итоге, к синтезу идей классической школы и маржинализма в неоклассику.
Неоклассическая экономическая теория утверждает, что стоимость товаров определяется взаимодействием спроса и предложения, носящих объективный характер. Причем, если объективный характер рыночного предложения вытекает из объективного характера предельных издержек производства, то объективный характер спроса является следствием огромности количества потребителей. Но при этом неоклассическое направление экономической мысли для обоснования величины спроса и формы кривой спроса на отдельные товары использует маржиналистский подход к поведению потребителя.
Появление в экономике функций спроса, предложения, издержек и т.д., носящих объективный характер позволило широко использовать в экономической теории математический аппарат, в частности дифференциальное исчисление и дифференциальные уравнения.
В начале неоклассическая экономическая теория доказала справедливость принципов саморегулируемости рынков и ненужности вмешательства государства в экономику. Однако, очень скоро и в теории, и на практике обнаружилось, что рынок не всегда идеален. Следствием этого стало возникновение теории несовершенной конкуренции и появление кейнсианской критики неоклассической теории. [1]
3. Законы Госсена.
В 1854 свет увидела книга с весьма длинным названием "Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности". Ее автором был Герман Генрих Госсен. Книга была написана довольно тяжёлым языком и переполнена многочисленными формулами. Произведение Госсена долго не раскупалось, и в 1858 г. автор практически полностью изъял из обращения тираж. Лишь спустя четверть века, после того как увидели свет работы У. Джевонса, К. Менгера и Л. Вальраса, она получила широкую известность. И в 1889 и 1927 гг. книга Госсена была вновь переиздана.
Работа Госсена выделяла два постулата, которые мы сейчас называем первым и вторым законами Госсена. Посредством этих законов Госсен описал правила рационального поведения субъекта, стремящегося извлечь максимум полезности из своей хозяйственной деятельности.
3.1. Первый закон Госсена.
Смысл первого закона Госсена выражается в двух положениях:
Наглядно суть этих положений представлена на рис. 2.
Рис. 2. Убывание полезности в одном непрерывном
акте потребления (а) и
при повторных актах
потребления (б).
Значение первого закона Госсена для экономической науки состоит, во-первых, в том, что он позволяет различать общую и предельную полезность данного блага.
Первый постулат об убывании предельной полезности блага является необходимым условием достижения экономическим субъектом состояния равновесия, т.е. такого состояния, при котором он извлекает максимум полезности из имеющихся в его распоряжении ресурсов.
3.2. Второй закон Госсена.
"Индивид, обладающий свободой выбора между некоторым числом разных видов потребления, но не имеющий достаточно времени использовать все их сполна, в целях достижения максимума своего наслаждения, как бы различна ни была абсолютная величина отдельных наслаждений, должен, прежде чем использовать полностью наибольшее из них, использовать все их частично, и притом в таком соотношении, чтобы размер каждого наслаждения в момент прекращения его использования у всех видов потребления оставался равным" – именно так звучит формулировка второго закона Госсена. Современным языком этот закон можно сформулировать следующим образом: чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине. Если такого равенства нет, то за счет перераспределения времени, выделенного на потребление отдельных благ, можно увеличить общую полезность.
Рис.3.
Графическая иллюстрация закона Госсена. Взаимосвязь между предельной полезностью хлеба и молока.
Единицы измерения натуральных количеств обоих продуктов выбраны таким образом, чтобы в единицу времени можно было потребить либо единицу хлеба, либо единицу молока. Отрезок АВ представляет количество времени, которым располагает субъект для потребления выбранных продуктов питания. Чтобы определить равновесную структуру потребления, потребителю достаточно поднять «планку» АВ, сохранив ее горизонтальное положение, до упора, чтобы она заняла положение A`B`.
Госсен применяет свой инструментарий для исследования поведения экономических субъектов не только при формировании их потребительских планов, но и при планировании производства благ. Труд Госсен рассматривает в качестве особого блага, полезность которого изменяется в полном соответствии с первым законом. Но в отличие от обычных благ предельная полезность труда может достигать отрицательных значений (рис. 4).
Методология, использованная Госсеном при описании поведения экономических субъектов, вошла в экономическую науку в качестве классической логики принятия решений, на основе которой объясняются действия агентов рыночного хозяйства. [8,420-423; 10]
Рис. 4.
Убывание предельной полезности труда.
Заключение.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что экономику нельзя попросту описать несколькими формулами и дополнить их подходящими трактовками. Она – настоящий и полноправный живой организм, поддающийся лишь частичному описанию её поведения. Поэтому ей свойственна и эволюция. Эволюция взглядов, методик и подходов к решению тех или иных проблем. В этом мы убедились лично, изучив то, как классическую школу экономики сменила более молодая школа маржиналистов, и как всё закончилось синтезом двух столь разных направлений экономической мысли.
Многие постулаты маржиналистов живы и поныне. Взять хотя бы теорию предельной полезности. С ростом промышленности и развитием человечества растут и его потребности. Благодаря этой теории мы можем наглядно продемонстрировать, где «потолок» полезности того или иного блага и какую максимальную выгоду мы можем получить, используя то или иное благо.
Глупо и неблагодарно отрицать тот факт, что «маржинальная революция» внесла существенный вклад в развитие не только экономики, а и в развитие науки вообще.
Список литературы.
1. Бартенев С. А. Экономические теории и школы.– М.: Издательство БЕК, 1996г.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело ЛТД, 2004, 720 c.
3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. – М.: «Высшая школа», 2001, 384 c.
4. Булатов А.С. .Экономика. – М.: Юристъ, 2004, 319 c.
5. Костюк В. Н. История экономических учений. – М.: Центр, 2003г, 224 c.
6. Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1998, 544 c.
7. Журавлева П., Видяпин В. И Экономическая теория. – М.: Юристъ , 2003. 386 c.
8. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник. – М.: ВЛАДОС, 2001, 520 c.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.