Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Культура древнего Египта

Культура древнего Египта [06.10.09]

Тема: Культура древнего Египта

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.27K | Скачано: 344 | Добавлен 06.10.09 в 18:07 | Рейтинг: +10 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Владимир 2007


Содержание

1. Развитие материальной культуры, накопление позитивных и научных знаний 3

2. Письменность, литература, искусство, архитектура 6

3. Религия Древних египтян 9

4. Список литературы 12

5. Тест 13

 

РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, НАКОПЛЕНИЕ ПОЗИТИВНЫХ И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ.

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним из самых великих центров мировой культуры.

История государства и культуры Египта делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет — это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Древнее и Среднее царства характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов портретные рельеф на дереве.

В течение всей своей истории экономическое и культурное процветание древнего Египта основывалось на сельском хозяйстве с тщательно налаженной системой ирригации. Веками, до 20 века включительно, земля обрабатывалась мотыгами и плугами, в которые впрягались буйволы; поля поливались вручную или при помощи шадуфа (журавля), позднее, в эпоху Птолемеев, появился архимедов винт, поднимавший воду на разные уровни. Размер урожая в основном определялся разливами Нила, так как слишком маленький разлив или, наоборот, сильное наводнение могли стать причиной нехватки хлеба и даже голода. Сами египтяне называли свою страну «Черной землей», плодоносная илистая почва которой контрастировала с цветом «Красной земли» — бесплодной пустыни, охватывавшей долину Нила с запада и востока.

Зарождение и особенности развития египетской цивилизации во многом определялись географическими и климатическими условиями. Основная часть Египта представляет собой зеленую, изобилующую жизнью полосу, которая перемежается пустынными участками. Дождей в Египте почти не бывает, и только воды Нила делают возможным жизнь там, где иначе простирались бы голые пески. Всего 3,5 % территории современного Египта обработаны и населены.

В древности население этой страны вело довольно скученный образ жизни. Себя египтяне обычно называли «людьми», иноземцев же так не называли, проявляя мало терпимости к другим народам. Однако «людьми» могли стать все, кто жил в Египте, говорил по-египетски, одевался как египтянин, независимо от расы и цвета кожи. Природная изолированность Египта рождало чувство обособленности, так что древние египтяне были убеждены в своем превосходстве над окружающими племенами.

И в географическом, и в культурном отношениях Египет делился на две части: узкую котловину Нильской долины и широкую дельту. Верхний Египет имеет связь с Африкой. Нижний Египет обращен к Средиземному морю и связан с Азией. С незапамятных времен эти две области осознавали свою разделенность. Одна из задач государства и заключалась в том, чтобы объединить народы, живущие в Верхнем и Нижнем Египте,  в единую нацию. Власть и ответственность за обе области были сосредоточены в руках бога-царя. Было два визиря, два казначея и зачастую две столицы. Боги двух частей Египта, Сет (Верхний Египет) и Гор (Нижний Египет), также соперничали друг с другом, но в личности фараона оба бога были представлены в равных долях.

Древние египтяне представляли себе землю в виде плоского блюда со сморщенным ободком. Внутренним дном этого блюда была равнина Египта, а ободком – цепь горных стран. Блюдо плавало в воде. Эти воды назывались Нун. Над землей на четырех опорных столбах покоилась перевернутая чаша неба.

В основе космогонии лежали представления о так называемых «холмах творения» - небольших возвышениях, появляющихся после спада вод Нила, кишащих живыми существами. На вершине самопроизвольно возникшего холма творения, согласно представлениям египтян, и появился бог солнца Атум. Далее Атум сотворил свои имена, называя ими части собственного тела. Вследствие этого процесса творения имен возникают все остальные боги, дающие начало всему существующему.

В Древнем Египте впервые в мире возникла практическая медицина, определенного развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древние египтяне владели также некоторыми элитарными знаниями в алгебре.

Как в медицине и математике, так и в астрономии египтяне обладали глубокими познаниями, без которых их строительное искусство не было бы на столь высоком уровне развития. Египетский год делился на три сезона по четыре месяца — Ахет («половодие»), Перет («выхождение») и Шему («засуха»); каждый месяц был разделен на 3 периода по 10 дней, что в сумме давало 360 дней в году. К этой цифре добавлялись пять дней, посвященных богам Осирису, Хору, Сетху, Исиде и Нефтиде. Начало года совпадало с появлением на небе звезды Сотис (Сириуса) 18 или 19 июля и разливом Нила. Наблюдение за небом, звездами и планетами осуществлялось жрецами-астрономами из «домов жизни», учреждений при храмах, где жрецы получали и хранили знания. Практические астрономические наблюдения тесно переплетались с религиозными представлениями, связанными с почитанием многочисленных астральных богов.

 

ПИСЬМЕННОСТЬ,  ЛИТЕРАТУРА,  ИСКУССТВО, АРХИТЕКТУРА.

На формирование культуры Египта огромное влияние оказал мегалит – культура каменных плит, гробниц и обелисков. Камень принадлежит вечности и спасает человека от исчезновения в земной природе. Магия вечных стихий, в первую очередь мегалитического камня, обеспечивает вечное пребывание в смерти. Жизнь же защищена магией живого бога-царя Гора, который, умирая, становится царем смерти Осирисом. Страх смерти преодолевается магией вечности - если бог царит и в смерти, то жизнь и смерть непрерывны – смерть продолжает жизнь. В египетской культуре возникает представление о вечном царстве, где человек пребывает в единстве земного и небесного.

В Гизе и поныне высятся три громадные пирамиды – гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Высота пирамиды Хеопса 146 м, а длина каждой грани 230м. Строили эту пирамиду, по зафиксированным греческим историком Геродотом преданиям, около 100 тыс. человек на протяжении 20 лет. Гигантские сооружения некрополя в Гизе возводились в эпоху Древнего царства – в первой половине 3 тыс. до н.э.

К пирамидам примыкали низкие заупокойные храмы, у подножия рядами располагались гробницы придворных и родственников фараона. Страж некрополя – колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена, вытесанный из скалы, похожей по форме на тело лежащего льва.

Похороны умершего фараона сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история Осириса. Предполагалось, что в подземном царстве умерший предстает перед судом Осириса, затем наступает загробная жизнь, во всем похожая на земную. Поэтому покойник должен быть снабжен всем необходимым для этой жизни вплоть до собственного тела. Отсюда и обычай бальзамирования. Кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего. Кроме тела и портрета следовало обеспечить умершему и богатство. Множество небольших статуэток, так называемых ушебти, заменяли покойному слуг.

 В  Древнем царстве сложились строго определенные типы статуй: стоящей – фигура непременно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты в телу; сидящей – руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте, торс также выпрямлен, взор устремлен вдаль. В рельефах Древнего царства утвердилась традиция своеобразного распластывания фигуры на плоскости. Голова и ноги изображались в профиль, а торс развернутым; вся фигура обрисована единой упругой линией.

На стенах гробниц располагались росписи и рельефы с изображением вереницы земных событий – войн, пиров, охот и т.д. Эти  изображения, развертывавшие подробную повесть о земной жизни, находились в замурованных погребальных камерах и не предназначались для осмотра, заключая в себе самостоятельное жизненное начало. Поскольку искусство считалось носителем вечной жизни, то оно изображало не мимолетное действие, а его застывшую чеканную формулу. Поэтому художественные традиции Египта отличались постоянством, а искусство носило монументальный характер.

Пиктография, то есть картинное письмо, была общей первоначальной  основой и письменности и искусства Египта. Изображение для египтян – это прежде всего знак. Но знак не в нашем понимании – как что-то условное, подсобное, а священный знак-образ, обладающий животворной силой. Письменность, как и искусство, была частью религии, делом жрецов; писцы считались служителями бога Тота, возносили ему молитвы и приносили жертвы. Письменность проделывала свою обычную эволюцию – от пиктографии к идеографии (где рисунок обозначает слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. В Египте рано возникло алфавитно-слоговое письмо, т.е. среди схематических «букв» то и дело встречались изображения.   Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже философские диалоги и политические трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр. Бурное развитие искусства в древнеегипетском обществе привело к появлению 1-х в мире письменно зафиксированных эстетических и философских размышлений. Именно здесь впервые в истории мировой культуры возник гуманизм.

Вся древнеегипетская литература, документы и письма были записаны на папирусе, который являлся основным писчим материалом древних египтян. Однако грамотность была доступна весьма ограниченному слою людей, так как требовала длительного обучения и материальных затрат, поэтому должность писца считалась очень престижной и доходной. Сохранившиеся школьные поучения призывают ученика быть писцом и восхваляют положение писца в противоположность всем другим профессиям. «Будь писцом! Это избавит тебя от грязной работы, защитит от труда непосильного. Не будут стоять над тобой многочисленные хозяева и бесчисленные надсмотрщики. Писец сам не делает ничего и лишь надзирает над всеми работами на земле Египта. Заметь себе это!», — такова мораль наставления писцу. Подобные наставления эпохи Среднего царства существовали во множестве списков и охотно использовались при обучении в школах в более поздние времена.

В период Нового царства вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. Гробницы перестают быть наземными сооружениями, их устраивают в ущельях скал. В течении нескольких веков строились и достраивались храмы Амона – Ра в Карнаке и Луксоре. В храмах помещалось множество статуй, а стены, пилоны, обелиски, иногда и колонны покрывались рельефами.

Подлинно новаторским в художественной культуре Египта стало время правления реформатора Аменхотепа IV – Эхнатона, который единым законодательным актом отверг весь древний пантеон богов и ввел единобожие, признав Атона единственным богом не только египтян, но и всех остальных народов. Прежнее верховное божество Амон – Ра изображался в виде тельца или барана, новое же божество Атон был самим солнечным диском, который и изображали как светлый круг, испускающий лучи, каждый из которых оканчивался человеческой рукой – символ дарования благ земле.

После столкновения с фиванскими жрецами Аменхотеп IV закрыл все старые храмы, принял новое имя Эхнатон и приступил к строительству новой столицы, названной Ахетатон.

В храмах новой столицы не стало сумрачных гипостильных залов, новая религия была религией животворящего солнечного света.  Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской из золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо.  В искусстве возникает интерес к лирическим мотивам. Всемирно известны скульптурные портреты Нефертити – любимой жены Эхнатона, «владычицы радости», как ее титуловали. Подобные портреты создавались на основе масок, снятых с живых людей, для того чтобы достичь требуемого загробным ритуалом сходства.

 

РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

 Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали  им  шану, а  после

смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. Сохранялись целые кладбища  баранов,  кошек, быков, крокодилов. Боги проявляли себя в определенных образах: в каменных статуях или в специально отобранных животных, оставаясь при этом сами собой и не отождествляясь с формой своего проявления.  . На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности. В скульптурах он изображался спокойно-холодным, неземным, как за поставой (физически) , так и за выражением лица и взглядом глаз, отходил в вечность.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца и после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца – Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис – бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Египтяне верили, что после своей смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усиление верховной власти  и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (правил в 149 – ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона, трактуемый жрецами как «тело Ра». Столицей государства он сделал город Ахетанон и сам принял имя Эхнатон. Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказалось недолговечным. Преемник Эхнатона фараон Сменхкара царствовал очень недолго, а следующий фараон Тутанхатон (ок. 1400 – 1392 г. до н.э.) взошел на престол, когда ему было всего десять лет. Жречество воспользовалось малолетством царя, чтобы вернуться к старым порядкам. Тутанхатона переименовали в Тутанхамона, столицу вновь перенесли в Фивы, город Ахетатон был заброшен и вскоре разрушен.

После кончины Тутанхамона в Египте воцарилась XIX династия. Она прославилась царями-завоевателями, самым известным их которых стал покоритель хеттов Рамсес II (1317 – 1251), который стремился возродить древнейшие традиции египетского искусства, угасавшие в амарнскую эпоху, - торжественно-монументальный стиль и стремление к грандиозности сооружений.

Культурное наследство Древнего Египта сыграло свою историческую роль в становлении и развитии мировой культуры.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кравченко А.И. Культурология. Учеб. пособие для вузов – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2006.
  2. Золкин А.Л.Культурология. Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.В. Михайловой. – М.: ЮРИТИ – ДАНА, 2001.
  3. Кравченко А.И.Культурология: Учебное пособие для вузов. – 8-е изд. – М.: Академический проспект; Трикста, 2008. 

 

ТЕСТ

Установите соответствие между титанами Возрождения в Италии и их творениями:

  1. Леонардо да Винчи;
  2. Рафаэль Санти;
  3.  
  4.  

           А. «Тайная вечеря»;

           Б. «Сикстинская Мадонна»;

           В. Фреска «страшный суд»;

           Г. «Кающаяся Магдалина», «Лежащая Венера».

  1. – А;
  2. – Б;
  3. – В;

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+10
Размер: 21.27K
Скачано: 344
Скачать бесплатно
06.10.09 в 18:07 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе