Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »
Тема: Культура древнего Египта
Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 44.71K | Скачано: 280 | Добавлен 21.11.15 в 20:17 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Культура Древнего Египта 4
1.1 Древнее царство 4
1.2 Среднее царство 8
1.3 Новое царство 10
2. Влияние культуры Древнего Египта на культуру древних цивилизаций 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 15
Культура Древнего Египта существовала примерно с конца IV тыс. до н.э. до 332 г. до н.э. Древний Египет был классическим теократическим государством с плановым земледельческим хозяйством. Он имел передовые астрономию и медицину, а также развитые искусство и ремесла. Для религии древних египтян характерны фетишизм, тотемизм, анимизм и магия.
Знания и рецепты деятельности египтян внесли свой вклад в генезис науки и в сокровищницу мировой истории. Многие достижения древнеегипетской цивилизации вошли в арсенал европейской культуры и науки через их опосредование греко-римской культурой. В основе греко-римского (юлианского) календаря, которым мы сейчас пользуемся, лежит в конечном счете египетский календарь. Европейская медицина использовала достижения древнеегипетской медицины. Есть предположение, что иероглифы способствовали созданию финикийского алфавита, выступившего в свою очередь в качестве прототипа латинского алфавита. Успехи древних египтян в мумификации также были бы невозможны без соответствующих достижений в физике, химии, медицине и хирургии.
В Древнем Египте была создана иероглифическая письменность – одна из наиболее древних систем письменности в мире (период Древнего Египта – 3120–2649 гг. до н.э.), что обусловлено государственным делопроизводством и наличием крупных хозяйств [2, с. 37-40].
Перечисленные достижения древних египтян лишь малая часть того, какой вклад был внесен ими в мировую культуру.
Предметом данной работы является культура Древнего Египта.
Цель – изучить специфику культуры Древнего Египта и охарактеризовать ее влияние на культуру древних цивилизаций.
Древний Египет – один из самых ранних и высоких очагов человеческой культуры, возникший в северо-восточной Африке, в долине реки Нил. Культура Древнего Египта возникла одной из первых. Она существовала примерно с конца IV тыс. до н.э. до 332 г. до н.э. Уже к началу тысячелетия на севере и юге реки Нил образуются более 40 городов. Во второй половине тысячелетия складываются два крупных государственных объединения: Северное (нижнее) царство с центром Буто и Южное (верхнее) со столицей Нехен. К началу III тыс. до н.э. образуется единое египетское государство.
История Древнего Египта включает следующие периоды: додинастический период – 4 тыс. до н.э.; Древнее царство – 32-24 вв. до н.э.; Среднее царство – 21-19 вв. до н.э.; Новое царство – 16-12 вв. до н.э.; Позднее время – 11 в.-332 г. до н.э. [1, с. 116].
В истории культуры Египта периоды правления фараонов I и II династий принято называть Ранним царством. Второй период (III–VI династий), получивший название Древнего царства, характеризуется образованием нового централизованного государства, формированием государственного аппарата, выделением административных округов. В это же время утверждается неограниченная власть фараона, происходит ее обожествление, что находит свое выражение в сооружении пирамид-гробниц [4, с. 43].
Древний Египет стал классическим примером речной цивилизации, поскольку решающую роль в его существовании играл Нил. Остававшийся после его разливов ил служил прекрасной почвой для сельского хозяйства, являвшегося основой экономики Египта. Использовавшаяся для орошения ирригационная система по необходимости должна была быть единой, что в свою очередь способствовало созданию единого, централизованного государства.
Имевшиеся по берегам реки огромные залежи камня, включая гранит и мрамор, служили прекрасным строительным материалом. Необходимость в точном определении сроков разлива Нила стимулировала развитие астрономии, математики и других наук. Наконец, долина Нила, защищенная с обеих сторон пустынями, была труднодоступна для вторжения иноземцев, давала дополнительные возможности спокойно жить и развиваться, сохраняя самобытность культуры. Подчеркивая огромное значение Нила для Египта, древнегреческий историк Геродот с полным основанием называл страну «даром Нила» [5, с. 53].
В формировании культуры этого периода решающую роль сыграли религиозно-мифологические представления древних египтян: заупокойный культ и обожествление власти фараона, которые были составной частью религии, обоготворявшей силы природы и земную власть. Поэтому религия и мифология являются ключом к пониманию всей культуры Древнего Египта.
Религиозные взгляды египтян в основном сложились именно в эпоху Древнего царства на основании впечатлений от реального природного мира. В них животные наделялись сверхъестественными, магическими качествами, им приписывалось бессмертие. Например, бог Гор уподоблялся соколу, Анубис – шакалу, Тот изображался в виде ибиса, Хнум – барана, Собек – крокодила и т.д. При этом египтяне поклонялись не самому животному, а божественному духу, принявшему вид соответствующего животного [4, с. 43].
Верховными божествами были боги Ра, Амон, Осирис, Птах, Гор, Тот. Многобожие отчасти объясняется тем, что каждая область предпочитала верить в своего бога. Однако некоторые из них пользовались всеобщим поклонением. В целом вся культура имела ярко выраженный сакральный характер. Египтяне изначально считали, что их родина создана богами.
К началу V династии, по мере создания и укрепления единого государства, культы много численных богов Египта несколько упорядочиваются и среди них устанавливается некая иерархия. На первое место выходит бог солнца Ра, или Амон-Ра. Культ солнца становится главным. Уход, исчезновение солнца равносильны концу мира. В то же время существует представление о всех богах как эманации единого Птаха, создавшего мир «сердцем и языком»: задуманного сердцем и сотворенного силою своего слова.
Наряду с культом богов не менее важную роль в жизни египтян играл культ обожествленного царя — фараона. Царь имел не только земного отца, но и отца небесного — верховного бога солнца Ра. Ему приносились жертвы в специальных храмах. Можно сказать, что законодательная власть над миром принадлежала небесным богам, однако проведение законов в жизнь, исполнительная власть находилась в руках царей. Египетский фараон воплощал собой средоточие всей религиозной жизни. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим наиболее важные ритуалы, которые обеспечивали процветание страны. Именно он каждую весну бросал в Нил особый свиток с приказом о начале разлива. После смерти обожествленный правитель отождествлялся с богом Осирисом. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали знаменитые египетские пирамиды.
Огромное значение для египтян имел также культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых, что свидетельствовало о глубокой укорененности тотемизма в их религиозных представлениях. В число священных входило значительное число различных живых существ: лев, кошка, корова, бык, баран, козел, крокодил; птицы — сокол, ибис и коршун, а также пчела, змея, навозный жук-скарабей. Прослеживая эволюцию Египта, следует отметить, что уже в додинастический период он имел развитое земледелие и скотоводство, виноделие и ткацкое ремесло. К этому периоду относится также начало изготовления папируса, что способствовало широкому распространению письменности. Его культура была в полном смысле самобытной.
В эпоху Древнего царства Египет впервые переживает настоящий расцвет. Сами египтяне рассматривали эпоху Древнего царства как золотой век в истории своей культуры.
В этот период в Египте утверждается медный век. Высокого уровня достигают земледелие, садоводство, огородничество и виноградарство. Следует отметить, что именно Египту принадлежит заслуга открытия пчеловодства. В больших масштабах ведется каменное строительство, включая монументальные сооружения. Завершается становление иероглифического письма, появляется первый свиток папируса, складывается система счета, осуществляются первые попытки мумификации.
Ведущим искусством Древнего царства была архитектура, которая развивалась в единстве с другими видами и жанрами и придавала всему искусству комплексный характер. Подавляющее большинство архитектурных построек было связано с заупокойным культом. Первым из такого рода сооружений стала мастаба, которая устраивалась над могилами умерших в виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичом или каменной кладкой с наклонным профилем стен, напоминающих скамейку (мастабу). Последовательное усложнение мастабы и многократное увеличение ее размеров по вертикали и горизонтали в конце концов превратили ее в пирамиду. Первым это осуществил зодчий Имхотеп, построивший пирамиду фараона Джосера в Саккаре (нач. III тыс. до н.э.). Первая пирамида была ступенчатой, имела высоту 60 м и представляла собой как бы поставленные друг на друга шесть мастаб. Имхотеп являлся не только архитектором, но и ученым, писателем и целителем. После смерти он был обожествлен, и в его честь построили храм. Он стал выдающейся фигурой не только египетской, но и мировой культуры.
Второй пирамидой стала пирамида Снофру в Дашуре. Она была уже не ступенчатой, но правильным четырехгранником стали пирамиды Хуфу, Хафра и Менкаура в Гизе (XXIX–XXVIII вв. до н.э.). Самая большая из них — пирамида Хуфу (по-гречески — Хеопса) имела высоту 146 м (сейчас меньше), сложена из 2,3 млн блоков по 2,5–3 т, занимает площадь в 5,4 га. Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хафра находится гигантский сфинкс (57 м длины) в образе льва с портретной головой, возможно, самого Хафра или другого фараона. (По последним данным создателем Сфинкса был фараон Джедефра, оставшийся непризнанным в истории.) Всего было построено около 80 пирамид.
Пирамиды стали символом Древнего Египта. В них идея безграничной власти и всеподавляющей мощи фараона нашла наиболее полное воплощение [5, с. 55-56].
Эпоху Среднего царства нередко называют классической, она стала новым периодом расцвета египетской культуры. Примерно в 2050 г. до н.э. фараон Ментухетеп I смог объединить Египет и восстановить единую власть под эгидой Фив. Фиванские фараоны, стремясь возродить и продолжить традиции Древнего царства, провели ряд изменений, которые затронули уклад жизни, искусство, религию, литературу, язык и наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи.
В это время окончательно складывается среднеегипетский язык, который как господствующий язык просуществовал до конца египетской истории, сохранив преимущественно религиозно-культовое назначение. Процветание государства в эпоху Среднего царства способствовало интенсивному храмовому строительству, и архитектурный стиль Древнего царства был не просто возрожден, но переосмыслен с учетом новых политических, религиозных и художественных потребностей. Одновременно развивалось конкретное научное знание. От этой эпохи до нас дошли первые математические и медицинские тексты, древнейшие записи обмера страны, списки созвездий на саркофагах, первый в мире словник.
В течение столетий, отделивших эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, во многом изменилось мироощущение египтян. Распад страны, гражданская война, упадок центра и божественной власти фараона, разрушение традиционной шкалы ценностей – все это создало почву для развития индивидуализма у египтян, которое проявилось в том, что каждый заботился о собственном бессмертии. Теперь не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что нашло отражение в упрощении культа умерших. Стали считаться излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было достаточно одной стелы – каменной плиты с магическими текстами, гарантировавшими умершему и загробную жизнь, и материальное обеспечение [4, с.47].
Успехи в деле мумификации и бальзамирования были достигнуты благодаря развитию медицины, знанию анатомии и физиологии человека. Египетские целители-жрецы разрабатывали учение о мозге, кровеносных сосудах, пульсе и сердце. Не менее впечатляющими были успехи в математике и астрономии. От египетских математиков до нас дошло несколько десятков текстов, посвященных решению теоретических и практических вопросов. Геродот справедливо называл египтян учителями геометрии. Египетские астрономы не плохо знали небо, умели предсказывать солнечные и лунные затмения, начало разлива Нила; их солнечный календарь становился все более совершенным.
В эпоху Среднего царства широкий размах получает храмовое строительство, в котором наряду с заупокойными появляются другие сооружения. Храмы украшаются обелисками, внушительными и многочисленными колоннами и роскошными декором. Самым знаменитым стал заупокойный храм Аменемхета III, названный греками Лабиринтом.
Среднее царство характеризовалось настоящим всплеском художественной литературы. Хотя литература возникла в Древнем царстве, от этого периода мало что дошло до наших дней. От смутного времени Междуцарствия мы располагаем несколькими произведениями. Среди них — два дидактических сочинения, содержание которых составляют нравственные искания. Среднее царство представляют подлинные шедевры художественной литературы. К их числу относится прежде всего «История Синухета», которая по праву считается настоящим романом. В повести «Беседа разочарованного со своей душой» рассказывается о пессимизме человека, который видел много горя, устал от жизни, сомневается в существовании загробного мира [5, с. 57-58].
В этот период Древний Египет достигает наивысшего подъема и расцвета. Он занимает ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Египтяне начинают применять железо, широко используют соху, вертикальный ткацкий станок, ножные мехи в металлургии, осваивают коневодство. Создание водоподъемных сооружений способствует развитию огородничества и садоводства, где используются новые сорта деревьев — яблоня, миндаль, олива, персик. Искусство мумификации достигает невиданного совершенства. Широкое развитие получают внутренняя и внешняя торговля. В целом страна переживает бурный экономический рост, чему способствуют успешные завоевательные войны, которые дают сырье, пленных рабов, золото. Высшие слои общества утопают в несметных богатствах и роскоши, что отчасти сказывается на развитии искусства: оно приобретает пышность
[5, с. 58-59].
Правители Нового царства особенно почитали бога Солнца Амона. С его именем связано грандиозное строительство, которое началось в ту эпоху. За короткий срок пышные дворцы и дома, великолепные храмы изменили облик Фив, превратив их в самый богатый и величественный город Египта.
Характерной чертой этой эпохи древнеегипетской культуры был гигантизм, что, вероятно, обусловливалось бескрайностью пустыни, несущей смерть, желанием утвердиться в ней, отвоевать себе жизненное пространство.
Среди заупокойных храмов особое место занимал храм царицы Хатшепсут в Долине царей в Дэйр-аль-Бахри. Это гигантское сооружение представляло собой три террасы, возвышавшиеся друг над другом. Этот храм прославился и роскошным внутренним убранством. Внутренняя отделка была необычайно богата: золотые и серебряные плиты пола, инкрустированные бронзой двери, статуэтки из полудрагоценных камней. Статуи в молельне храма, имевшие культовый характер, были по существу портретами царицы.
К знаменитым сооружениям того времени относится погребальный комплекс фараона Рамзеса II, состоявший из дворца и храма в Фивах, а также скального храма в Абу-Симбеле. Последний включал в себя два строения: Большой храм, посвященный фараону и богам Амону, Ра и Пта, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса – Нефертари. Перед храмом стояли 20-метровые колоссы фараона, высеченные в скале [4, с. 51].
Особого внимания в Новом царстве заслуживает период правления Аменхотепа IV. Вместо прежнего многобожия впервые в истории пытается ввести единобожие, утверждая культ нового бога солнца Атона, символом которого является солнечный диск. Фараон меняет свое имя на «Эхнатон» («угодный Атону») и стремится возвысить культ царя выше культа самого бога. Он переносит столицу страны из Фив в Ахетатон.
Под его влиянием не менее радикальные изменения происходят и в искусстве. Если архитектура Ахетатона в целом остается прежней, то живопись и скульптура претерпевают глубокие изменения как по форме, так и по содержанию. Фараон и его приближенные изображаются в повседневной жизни, в домашней обстановке, в саду. При этом они сохраняют свои индивидуальные черты и особенности. Созданные скульптором Тутмесом портреты Эхнатона и особенно его жены Нефертити полны дыхания жизни, тонкой поэзии, неповторимой красоты и прелести.
В эпоху Позднего времени (I тыс. до н.э.) Египет идет от одного кризиса к другому, распадается сначала на два царства, а затем на отдельные номы. Он терпит поражения в войнах с Нумибией, Ассирией, греками и персами. Наконец, в 332 г. до н.э. его покоряет Александр Македонский, и древний Египет фараонов прекращает свое существование [5, с. 59-60].
Культура Древнего Египта, живет и по настоящий день. Она оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Даже в пору своего угасания она продолжала быть живительным источником для культур других народов, в глазах которых Египет по-прежнему оставался страной тайной премудрости, глубокого мистического опыта и бесценных знаний.
Особое значение для соседних с Египтом народов имела египетская медицина. Ее достижения, прежде всего в области хирургии, ценились при дворах иноземных владык, и слава египетских лекарей, подобных «великому врачевателю» Уджахорресенту, жрецу богини Нейт доверенному лицу персидских царей, надолго пережила их самих. В средневековых арабских и европейских медицинских текстах содержится немало рецептов, заимствованных из египетских медицинских папирусов и магических текстов.
Еще задолго до того, как взошла заря античной цивилизации, в Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака и др.). Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре и, быть может, в «Геометрии» Герона, в исследованиях дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика VII в. н. э. Анания Ширакского.
Египетские нормы права и государственного управления в той или иной мере были усвоены напатско-мероитскими царями, державой Ахеменидов и эллинистическими монархиями, Аршакидами и Сасанидами, римлянами и Византией,народами христианского Востока, Русью.
Сокровища египетской мысли — научной, практической и мистической — оказались притягательным источником для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим знаниям и сделать их достоянием своей культуры. Согласно античной традиции, в Египте побывали Солон, Фалес, Пифагор, Гекатей Милетский.
Египетское искусство с его характерной монументальной архитектурой и статичной скульптурой явилось образцом для подражания еще в глубокой древности и было переосмыслено в крито-микенской культуре (III-II тыс. до н.э.), носившей также следы египетского влияния в области ювелирного мастерства, в сюжетах фресковой и вазовой живописи, в религии и письме. Отдельные черты египетской культуры прослеживаются в искусстве Ближнего Востока во II тыс. до н.э. у народов Сирии, Финикии, у хеттов, ассирийцев и др. Традиция египетской погребальной маски в сочетании с традициями эллинистического искусства вызвала к жизни такое удивительное явление, как фаюмский портрет. Египетский скульптурный портрет, пейзаж, пирамидальная гробница, обелиск и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него — европейским, особенно в пору увлечения экзотикой и мистикой Востока.
Древнейшая родина дидактики и мессианских сочинений, любимых египтянами, колыбель басни и исторической повести, сказки и любовной лирики, Египет не мог не питать литературу соседних народов. Египет не только оказал влияние на финикийское письмо и через него — на европейскую письменную систему, письмо синайское и на становление древнейшего алфавита в Африке (мероитское письмо), но и внес определенную лепту в словарный запас соседних народов. Некоторые слова из египетского через греческий, коптский и арабский языки проникли в словари европейские [6].
В 4-м тыс. до н. э. население долины Нила переходит от первобытности к цивилизации. Формируются все основные признаки последней: письменность, монументальные сооружения, города, классово-дифференцированное общество и государство.
История Древнего Египта включает следующие периоды: Додинастический период – 4 тыс. до н.э.; Древнее царство – 32–24 вв. до н.э.; Среднее царство – 21–19 вв. до н.э.; Новое царство – 16–12 вв. до н.э.; Позднее время – 11 в. – 332 г. до н.э. Древнее царство – эпоха создания единой египетской державы, подвластной обожествляемым фараонам, и утверждения этой державы в окружающем мире. Период между Древним и Средним царствами был для Египта временем распада на отдельные номы (административные округа). Эпоху Среднего царства нередко называют классической – это был второй период расцвета Древнего Египта. Между Средним и Новым царствами страна находилась под владычеством гиксов и была децентрализована. Своего наивысшего подъема Египет достигает в период Нового царства, занимая ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Через Нубию и Ливию египетская культура распространилась вглубь Африки, Азии. На территории Библа был построен храм в честь богини с обликом Хатор – Баалат Гебал; в Сирию и Финикию проникают черты египетской живописи, декора, бытовые предметы. Более сильная культура Египта могла себе позволить заимствовать и перерабатывать много чужеродных элементов: поклонение воинственным азиатским богам, языковые и лексические изменения в литературе. Очевидно, это влияние действовало как стимул и привело к пышному расцвету культуры. Однако в эпоху Позднего времени Египет идет от одного кризиса к другому, распадается, чему во многом способствовали поражения в войнах с Нумибией, Ассирией, греками и персами [1, с. 116-117], [3, с. 49].
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.