Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономике »

Сущность и значение повышения качества продукции в условиях рынка

Сущность и значение повышения качества продукции в условиях рынка [13.03.18]

Тема: Сущность и значение повышения качества продукции в условиях рынка

Раздел: Бесплатные рефераты по экономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 28.00K | Скачано: 272 | Добавлен 13.03.18 в 11:19 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


1. Сущность и значение повышения качества продукции в условиях рынка

Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять огромное внимание проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. Возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам.

В настоящее время именно сертификат, подтверждающий соответствие продукции международным стандартам на систему качества, служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия. История многих зарубежных и отечественных компаний - яркое подтверждение этому. Такие компании, как «Макдональдс», например, наглядно демонстрируют эту зависимость. Но существует немало примеров, свидетельствующих о том, что фирмы терпят неудачи, так как качество их продукции не соответствует ожиданиям потребителей.

В рыночной экономике производитель и потребитель сами находят себя на рынке, мотивация их деятельности основывается на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель имеет выбор между наилучшими товарами различных производителей. Потребитель, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги в соответствии с собственным желанием. Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее предпочтительные свойства.

В области качества произошла подлинная революция. Именно с помощью современных методов менеджмента качества многие известные зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Российские предприятия пока еще отстают в области применения современных методов управления качеством. Между тем повышение качества имеет поистине колоссальный потенциал. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях.

Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни. Между качеством и эффективностью производства существует прямая зависимость. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и увеличению доли рынка.

Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качества. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества». [4]

Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 1980-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента - менеджмент качества.

В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) - всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества. Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. То есть стандарты ИСО - жесткая ориентация на потребителя при строгом соблюдении культуры производства.

В научной и специальной литературе можно встретить самые раз­личные формулировки сущности качества продукции, но есть и стандартная.

Качество продукции — это совокупность свойств, обусловли­вающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее значением (ГОСТ 15467-79).

Согласно международному стандарту ИСО 8402-86 качест­во — совокупность свойств и характеристик продукции или услу­ги, которые придают им способность удовлетворять обусловлен­ные или предполагаемые потребности.

Известный американский специалист в области качества продукции А. Фейгенбаум в книге «Контроль качества продук­ции» под качеством изделия или услуги понимает: «Качество из­делия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации». Автор подчеркивает, что качество определяется не инженером, не с помощью методов общего управления, а потребителем. В осно­ву качества заложен опыт потребителя, накопленный им при эксплуатации изделия или использовании услуги. [2]

Некоторые отечественные специалисты качество продукции называют зеркалом научно-технического прогресса. Можно сказать и так, что качество продукции - это зеркало работы предприятия, и в этом зеркале объективно отражается уровень приме­няемой техники, технологии и управления.

Качество продукции не только техническая, товароведческая, но и важнейшая экономическая категория. Как экономическая категория она тесно связана с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость — это полезность товара вообще, то качество продукции — это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Качество не только неразрывно связано с потребительной стоимостью, но и неотделимо от нее, однако не тождественно ей. Качество характеризует одно или одновременно несколько свойств потребительной стоимости, связанных с удовлетворением общественной потребности. Потребительная же стоимость является более широким понятием и охватывает всю совокупность свойств, в том числе и не связанных с удовлетворением той или иной потреб­ности. Качество характеризует степень общественной полезнос­ти потребительной стоимости, меру пригодности для удовлетво­рения конкретной потребности.

Качество продукции как экономическая категория выполня­ет следующие функции:

Качество продукции как экономическая категория тесно связано и в значительной степени формирует такие экономические показатели работы предприятия, как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность и др.

Значение повышения качества продукции необходимо рас­сматривать как на макро-, так и на микроуровне, т.е. на уровне предприятия.

Повышение качества на макроуровне позволяет:

Таким образом, высокий уровень качества продукции для го­сударства означает ускорение НТП, повышение эффективности общественного производства и экспорта, могущество и процве­тание. Поэтому государство должно проводить политику, направ­ленную на повышение и поддержание высокого качества отече­ственной продукции, и для этого должны быть задействованы все государственные рычаги, и в первую очередь правовые основы. [3]

Качество продукции относится к числу наиважнейших пока­зателей деятельности предприятий любой формы собственности.

Для предприятия в условиях рыночных отношений постоян­ный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего это формирование имиджа предприятия.

Имидж высокого уровня — это известность и популярность, устойчивое позитивное отношение покупателей к фирме, ее то­варам, услугам и атрибутам фирменного стиля — товарному зна­ку, средствам рекламы и др. В условиях рынка и конкуренции, ес­ли фирма имеет товар высокого качества, пользующийся устой­чивым спросом, она имеет все, и наоборот.

Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии - это высокий имидж у покупателей, это выход не только на внутренний, но и на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли и устойчивого финансового положения предприятия.

Следует также отметить, что существует такое важное определение, как показатель качества. Под определением показателя качества подразумевается нахождение его численного значения. Для этого на практике в зависимости от специфики продукции принимаются следующие методы.[3]

Различают два понятия: технический уровень продукции и уровень качества продукции как более широкое понятие.

Уровень качества продукции – относительная характеристика, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое и эстетико-эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции.

Оценка уровня качества продукции – это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.

Технический уровень продукции – относительная характеристика качества продукции.

В международных стандартах нет понятия «технический уровень», поэтому в них отсутствует определение этого понятия.

Согласно ГОСТ 15467 – 91 под оценкой технического уровня продукции понимается совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенствование оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции.

Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара».

Под конкурентоспособностью предприятия понимают способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный потенциал.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров – конкурентов.

Абсолютно конкурентными являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

 

2. Практическая часть

1)Рентабельность продукции на предприятии А повысилась по сравнению с предыдущим годом на 20%, а на предприятии Б – на 25%. Сумма затрат на продукцию сократилась: на предприятии А – на 10%, на предприятии Б – на 16%.

Определите, как изменится прибыль каждого предприятия.

Решение:

Как известно, рентабельность -это относительный показатель экономической эффективности.

Изменение рентабельности =Изменение прибыли(чистой)/Изменение Затрат ∆Р=Пч ∆/∆З,

фирма№1 Изменение прибылиПч=20*10=200% или в 2 раза увеличилась

фирма№2 Изменение прибылиПч=25*16=400% или в 4 раза увеличилась

 

2) В отчетном году оборотные средства предприятия составили 2670 тыс. руб. Удельный вес материалов в общей сумме оборотных средств – 35%.

В будущем году планируется снизить расход материалов на одно изделие на 10%.

Определите величину оборотных средств в следующем году с учетом сокращения норм расхода материалов.

Решение:

М – стоимость материалов в текущем году

М1 – стоимость материалов в будущем году

Об – величина оборотных средств в текущем году

Об1 – величина оборотных средств в будущем году

ОбМ – оборотные средства без учета стоимости материалов

Об=2 670 000 руб.

М=2 670 000*35% /100 = 934 500 руб.

ОбМ = Об – М = 2 670 000 – 934 500 = 1 735 500 руб.

М1 = М-10%

10%=934500*10 / 100=93450руб

М1=934 500 – 93 450=841 050руб.

Об1 = ОбМ+М1=1 735 500+841 050 = 2 576 550 руб.

Величина оборотных средств в следующем году с учетом сокращения норм расхода материалов равна 2 576 550 руб.

 

Список используемой литературы

1. Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика организации. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 240 с.
2. Самойлович В.Г., Телушкина Е.К. Экономика предприятия. – М.: Академия, 2009. – 224 с.
3. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия). - М.: Юрайт, 2013. - 672 с.
4. Чечевицына Л.Н., Чечевицына Е.В. Экономика предприятия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 384 с.
5. Экономика предприятия / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгалтер. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 28.00K
Скачано: 272
Скачать бесплатно
13.03.18 в 11:19 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе