Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической географии »

Экономико-географическая характеристика Дальневосточного федерального округа

Экономико-географическая характеристика Дальневосточного федерального округа [24.02.09]

Тема: Экономико-географическая характеристика Дальневосточного федерального округа

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической географии

Тип: Контрольная работа | Размер: 28.35K | Скачано: 269 | Добавлен 24.02.09 в 11:38 | Рейтинг: +7 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Пенза 2008


СОДЕРЖАНИЕ

1. Состав Дальневосточного ФО 3

2. Физико- и экономико-географическое положение 3

3. Оценка природных условий и ресурсов для развития хозяйства 4

4. Население и оценка трудовых ресурсов 7

5. Хозяйственный комплекс 8

6. Транспортная система 11

7. Территориальная структура расселения и хозяйства 12

8. Внешние экономические связи 15

9.Проблемы и перспективы развития ФО в современных экономических условиях 16

10.Хозяйственный комплекс Пензенской области 19

 

Состав ДФО

Центром этого ФО является г. Хабаровск.

В состав ДФО входят: Республика Саха (Якутия); Приморский и Хабаровский края; Магаданская, Камчатская, Сахалинская, Амурская области; Корякский и Чукотский автономные округа и Еврейская автономная область.

 

Физико- и экономико-географическое положение (ЭГП)

ДФО – один из самых больших регионов страны. Он протянулся с севера на юг на огромное расстояние, омывается водами Тихого и Северного океанов и имеет самую протяженную береговую линию. Площадь района 6 115,9 тыс. км2 , или 36,4 % территории России. ДФО граничит с СФО, Китаем, КНДР и Японией.

ДФО богат морскими портами. В большинстве своем это территория, где значительную часть грузов перевозят именно морским и речным транспортом. Морские пути проходят через Японское, Охотское, Восточно-Сибирское, Берингово и Чукотское моря; море Лаптевых; пролив Лаперуза, Санникова,  Дм. Лаптева и Лонга; Кунаширский, Татарский и Берингов проливы.

В ДФО малая плотность железнодорожных путей общего пользования – на 1000 км2 территорий менее 5 километров пути. Через округ проходят две главные железнодорожные магистрали – Байкало-Амурская и Транссибирская, но они охватывают малую долю территории этой огромной территории.

В территориальном разделении труда РФ округ выделяется цветной металлургией – добычей и обработкой цветных и драгоценных металлов: меди, никеля, свинца, цинка, олова, золота, платины, серебра, а также алмазов и других драгоценных камней.

Отраслями рыночной специализации помимо цветной металлургии являются рыбная промышленность, пушной промысел, лесное хозяйство со всеми его отраслями, судостроение и судоремонт, оленеводство, мясное животноводство.

ДФО обладает большими запасами природных ресурсов, но незначительными трудовыми ресурсами.

 

Оценка природных условий и ресурсов для развития хозяйства

Природные условия ДФО отличаются резкой контрастностью, что обусловлено огромной протяженностью территории с севера на юг. Большая часть территории занята горами и высокими нагорьями. Высота гор в среднем 1000-1500 м. Низменности занимают лишь сравнительно небольшие площади по речным долинам. На значительной части округа распространена многолетняя мерзлота, что затрудняет строительство и развитие земледелия.

Дальний Восток – единственный район, на территории которого находятся более 20 действующих вулканов, крупнейший из которых – Ключевская Сопка (4 750 м). На Камчатке также много гейзеров.

ДФО располагает богатой и разнообразной минерально-сырьевой базой. Разведаны месторождения алмазов, олова, ртути и вольфрама. Имеются огромные топливные ресурсы, разнообразное рудное сырье и строительные материалы.

Район занимает ведущее место в стране по запасам олова. В примеси с оловом встречаются полиметаллы (свинец, цинк, мышьяк, кадмий). Есть месторождения ртути, вольфрама, а также сырье для черной металлургии. Имеются залежи железной руды, марганцевых руд, коксующихся углей, что благоприятствует созданию в дальнейшем черной металлургии.

 Хорошо обеспечен ДФО топливно-энергетически­ми ресурсами. Угленосные отло­жения по своему марочному составу отличаются боль­шим разнообразием.

Дальний Восток располагает ресурсами нефти и газа.

Всемирно известны запасы алмазов. Имеются месторождения исландского шпата, горного хрусталя и плавикового шпата. ДФО занимает важное место в стране по запасам слюды — флогопита.

 Из химического сырья в районе имеются поваренная соль и сера.

Выявлены месторождения графита, а также цементное сырье.

Климат прибрежной полосы южной части ДФО сравнительно теплый и влажный, муссонный. По мере продвиже­ния вглубь материка он становится резко континентальным. Зна­чительная часть территории Республики Саха (Якутия) и Мага­данской области находится за Полярным кругом. Зима на Даль­нем Востоке холодная, сухая. В Якутии (в районе Оймякона) за­регистрирована самая низкая температура в Северном полушарии (ниже - 50° С). Лето жаркое в континентальных районах и про­хладное в приморских. Климатические условия региона оказыва­ют большое влияние на хозяйственную деятельность.

ДФО имеет довольно густую речную сеть. Самые крупные реки — Лена и Амур с множеством притоков. Следует отметить также реки крайней северо-восточной части района — Яну, Индигирку, Колыму. Реки несмотря на короткий период навигации используются как транспортные пути. Кроме того, они богаты гидроэнергоресурсами. Построены Вилюйская, Зейская и Бурейская ГЭС.

Обильные летние дожди вызывают речные паводки с наводне­ниями, что приводит к затоплению сельскохозяйственных угодий. Поэтому здесь необходимо проводить специальные мероприятия по охране посевов. Но благодаря обилию воды в южной части района широко распространены посевы типичных для тихоокеан­ских районов Азии сои и риса.

На севере огромные пространства занимают тундра и лесотун­дра. Западное побережье Охотского моря, северные части При­амурья и Сахалина, центральную часть Камчатки и почти 80% территории Якутии занимают леса, где преобладают хвойные по­роды — лиственница, сосна, кедр, ель. Лесные ресурсы составля­ют 415,7 млн га. Запас древесины 20 450 млн м3. 62% приходится на лиственницу. Южнее 50° с.ш. начинаются хвойно-широколиственные леса, образующие так называемую уссурийскую тайгу. Деревья переплетаются лианами, что делает уссурийс­кую тайгу похожей на леса субтропиков.

ДФО экспортирует лес и продукты его переработки в основном в страны Тихого и Индийского океанов.

На юге района благоприятные условия для земледелия. Здесь сосредоточены основные сельскохозяйственные угодья района.

Леса богаты ценным пушным зверем, имеющим промысловое значение.

 В экономике ДФО исключительно большую и мно­гообразную роль играют моря.

По Японскому морю пролегают трассы, связывающие Рос­сию с Японией, КНДР, Китаем и США. Значительны и разнооб­разны промысловые богатства Японского моря.

Охотское море по рыбным запасам стоит на одном из первых мест среди морей, омывающих берега России. В общей добыче рыбы основную массу составляют лососевые виды и сельдь. У за­падных берегов Камчатки в больших количествах ловятся крабы, развит промысел тюленей и китов, на островах обитают морские котики, промысел которых регулируется меж­дународной конвенцией.

Берингово море с каждым годом приобретает все большее эко­номическое значение в связи с ростом объема перевозок по Се­верному морскому пути. Здесь добываются ценные виды рыб. У берегов Камчатки развит китобой­ный промысел. На ДФО приходится 60% улова рыбы России.

В ДФО обострены экологические проблемы. Очаговое расселение приводит к локальным нарушениям природ­ной среды. Обширная площадь вечной мерзлоты делает экосистемы Дальнего Востока очень хрупкими. Хозяйственная деятельность, транспорт ведут к уничтожению оле­ньих пастбищ, уменьшают их продуктивность, что отрицательно вли­яет на среду жизнеобитания народов Севера. В приморских районах экологическую обстановку ухудшают сбросы загрязненных вод, мор­ской транспорт и хищническая добыча рыбы и морепродуктов. В настоящее время Дальневосточное отделение Академии наук России разработало Долговременную программу охраны природы и рацио­нального использования природных ресурсов.

 

Население и оценка трудовых ресурсов

ДФО – самый малонаселенный район страны. Его численность составляет 7,3 млн человек, из них около 76% - городское население. Средняя плотность 1,1 чел. на 1 км2. По территории население размещено крайне неравномерно. Наиболее высокой плотностью выделяется Приморский край – 12,1 чел. на 1 км2., также довольно густо населена южная часть Сахалина. В то же время в Республике Саха (Якутия), Магаданской и Камчатской областях плотность населения составляет лишь 0,3 - 0,8 чел. км2.

Население отличается пестротой национального состава. Подавляющее большинство населения – русские. Также здесь живут украинцы, татары, эстонцы, латыши, литовцы, евреи и большая группа коренных народностей – чукчи, коряки, эвенки, эвены, камчадалы, ительмены, эскимосы и др.

Освоение ДФО в период индустриализации и непродуманная при этом национальная политика вызвали острые демографические проблемы. Разрушение среды обитания малочисленных народов поставило их на грань вымирания.

Как и в других ФО России, в ДФО в начальный период становления рынка возникла проблема занятости, появились безработные, что связано в первую очередь с конверсией оборотного комплекса. Обострились социальные проблемы.

Трудовые ресурсы в течение десятилетий формировались за счет притока на крупные стройки квалифицированных кадров из других регионов России, главным образом из Европейской части страны. Существует проблема женской занятости. Растет безработица среди мужского населения и квалифицированных кадров в условиях становления рыночных отношений при спаде производства. Особенно характерен рост безработицы для небольших городов и рабочих поселков. Обострившиеся проблемы трудовых ресурсов требуют решения на федеральном уровне. Демографические проблемы в округе обостряются в связи со значительным притоком мигрантов из КНДР и Китай.

Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума равна более 25 % от общей численности населения. И хотя такая ситуация по стране не редкость с ней нужно бороться и ускоренными темпами.

 

Хозяйственный комплекс

  Ведущее место среди отраслей рыночной специализации  ДФО принадлежит цветной металлургии. Основ­ные центры размещаются в Якутии и Хаба­ровском крае. Цветная металлургия представлена добычей и пере­работкой олова, ртути, полиметаллов, вольфрама, мышьяка

В Якутии осваивается крупнейшее Депутатское месторожде­ние оловянных руд. Действуют рудники Фестивальный и Перевальный и обогатительная фабрика в Горном, Хрустальненский оловянный комбинат (Приморский край) и комбинат «Солнеч­ный» по добыче олова (Хабаровский край).

Получила развитие свинцово-цинковая промышленность, со­средоточенная в Приморском крае, производящая свинцово-цинковые концентраты и свинец. Освоены крупные месторождения свинцово-цинковых руд Вознесенское и Николаевское. В Мага­данской области и Приморском крае добывается вольфрам. В Приморском крае на базе этого месторождения действует горно-обогатительный комбинат.

Выделяется на Дальнем Востоке алмазодобывающая промыш­ленность. Построены три крупных горно-обогатительных комби­ната в Якутии «Мир», «Айхал», «Удачная».

К ведущим отраслям рыночной специализации относится рыб­ная промышленность. По улову рыбы ДФО принад­лежит первое место среди других регионов страны. Важную роль играет район в китобойном и крабовом промыслах.

Главными районами рыболовства и морского промысла явля­ются Охотское, Японское и Берингово моря и восточная часть Тихого океана. В последние годы промысловые суда ДФО ведут добычу рыбы также в водах Индийского океана и южной части Тихого океана. Действуют плавучие рыбоперераба­тывающие заводы, китобойные флотилии. Крупные центры рыбопереработки — Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Невельск, Холмск, Корсаков, Южно-Курильск, Находка, Нико-лаевск-на-Амуре, Охотск и др. Имеются холодильные комбинаты, крупнейшие из них находятся в Петропавловске-Камчатском и в Комсомольске-на-Амуре.

Отраслями рыночной специализации являются также лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленности. Округ дает значительную долю в общероссийской вывозке древе­сины, производстве пиломатериалов, бумаги, целлюлозы и древесно-волокнистых плит. В основном лесная промышленность развита в Хабаровском, Приморском краях и в Амурской облас­ти. Центр Производство фанеры создано во Владивостоке и Биробид­жане, мебели — в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке, Би­робиджане, спичек — в Благовещенске. Целлюлозно-бумажная промышленность развита на Сахалине (Углегорск, Поронайск и др.). Действует Амурский целлюлозно-картонный комбинат.

Машиностроение имеет разнообразную структуру, однако ве­дущими отраслями, т.е. отраслями рыночной специализации, явля­ются судоремонт и производство энергетического оборудования. Ма­шиностроительные заводы производят рыболовные суда, дизели, мостовые краны, судовые механизмы, литейное оборудование, ме­таллорежущие станки, приборы, инструменты и т.п. Один из круп­нейших машиностроительных центров — Хабаровск. Здесь работа­ет ряд заводов, выпускающих оборудование для многих отраслей промышленности. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Находке, а речное су­достроение — в Благовещенске. Сельскохозяйственное машиностро­ение размещается в г. Свободном (Амурская область). В Благове­щенске работает завод «Амурэлектроприбор», во Владивостоке — завод инструментов и другие заводы, в Хабаровске работает завод «Дальдизель», в Комсомольске-на-Амуре — завод подъемно-транс­портного оборудования, в Биробиджане — «Дальсельмаш».

 Промышленные отрасли представлены также добычей угля, нефти, природного газа, электроэнергетикой и др. Однако энергетическая база не обес­печивает потребности округа. Регион испытывает острый энерге­тический кризис..

Черная металлургия пока еще развита недостаточно. Имеются лишь два небольших завода передельной металлургии в Комсо­мольске-на-Амуре, работающих на металлоломе.

Легкая промышленность Дальнего Востока представлена тек­стильной, швейной, трикотажной, кожевенно-обувной и другими отраслями, предприятия которых размещены в основном в сред­них и крупных городах.

Помимо развития основной отрасли пищевой промышленнос­ти — рыбной — на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли. Му­комольная, крупнейшим предприятием которой является Хабаровс­кий мелькомбинат. Мясная, в которой выделяются мясокомбинаты в Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробид­жане. Маслобойно-жировая, сырьем для которой является соя, пред­ставлена масло-жирокомбинатами в Хабаровске и Уссурийске.

Важной отраслью экономики ДФО является сельское хозяй­ство. Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои, картофеля и овощей. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге (Амурская область, Хабаровский и Приморский края, южные рай­оны Республики Саха (Якутия).

Основное место в посевах занимают зерновые культуры, прежде всего яровая пшеница, а также ячмень, озимая рожь, овес. На юге Приморского края значительны посевы риса. Главная техническая культура — соя. Развивается овощеводство закрытого грунта, осо­бенно на Камчатке, где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормо­вые культуры и многолетние травы, что создает устойчивую кор­мовую базу для животноводства. Животноводство развито преиму­щественно на юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере, где расположены обширные пастбища, разводят северных оленей, а на юге, в Приморье, развито пантовое оленеводство. На долю Дальнего Востока приходится почти половина поголовья се­верных оленей страны. Большое значение приобрело пушное зве­роводство, созданы зверофермы, зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается белее 40 видов ценных пушных зверей, ведется за­готовка пушнины для страны и на экспорт.

 

Транспортная система

Хозяйственное развитие такого огромного по своей территории округа зависит от наличия транспортных путей и взаимодействия разных видов транспорта. Существенное значение имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали и не только для района, но и для всей России. Она играет и важнейшую транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в европейские страны. На долю железнодорожного транспорта приходится до 80% перевозимых грузов. От Транссибирской магистрали отходит ряд ответвлений , одно из них от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. Второй выход на Тихоокеанское побережье район получил с постройкой Байкало-Амурской магистрали, второй широтной магистрали. От Большого БАМа сходит малый БАМ: Тында – Беркакит – Томмот – Якутск. Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Исключительно велико значение морского транспорта. На побережье созданы крупные порты – Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Находка, Советская Гавань, порт Восточный, Владивосток. Велика роль морского транспорта в развитии экспортно-импортных связей со странами мира. Имеются автомагистрали, но их немного. Это тракты: Невер – Алдан – Якутск, Якутск – Магадан; Хабаровск – Владивосток, Хабаровск – Биробиджан, Колымский тракт и др.

 Во внутрирайонных связях велика роль авиационного транспорта, особенно с труднодоступными и малоосвоенными территориями.

 

Территориальная структура расселения и хозяйства

 В ДФО входит республика Саха (Якутия), самая большая по территории республика страны. Она владеет исключительными природными бо­гатствами — золотом, алмазами, оловом, редки­ми металлами, железными рудами, газом, углем, лесными богатства­ми и пушниной. Здесь добываются золото, олово и алмазы, развиты металлообрабатывающая, лесная, газовая, угольная промышленность, пушной промысел. Для внутренних связей и связей с другими райо­нами служит водный, авиационный и автомобильный транспорт.

В Якутске развита пищевая и машиностроительная промыш­ленность. Здесь созданы Научный центр Сибирского отделения РАН и государственный университет. Главные промышленные центры: города Якутск, Нерюнгри, Алдан, Мирный и рабочие поселки Айхал, Депутатский, Покровск, Чернышевский.

В Приморском крае важнейшими отраслями промышленности являются рыбная, машиностроение, лесная. Развиты и отрасли, дополняющие комплекс, — лег­кая, пищевая, производство строительных материалов, цветная ме­таллургия. Сельское хозяйство специализируется на выращивании сои, риса, овощей, пшеницы, молочном животноводстве, свино­водстве, птицеводстве.

Во Владивостоке — центре края — сосредоточена 1/3 всей про­мышленности. Развиты машиностроение, рыбная промышлен­ность, производство строительных материалов и другие отрасли. Другие крупные города края: Находка, Уссурийск, Артем, Спасск-Дальний, Дальнереченск.

Хабаровский край специализируется на машиностроении – станкостроении, энергомашиностроении, производстве дизелей. Развиты также лесная, легкая и пищевая отрасли промышленности. Сельское хозяйство развито слабо, носит пригородный характер и специализируется на выра­щивании овощей, картофеля, молочном животноводстве, птице­водстве. Крупный промышленный центр — Хабаровск. Здесь на­ходятся предприятия машиностроения, металлообработки, неф­тепереработки, лесной промышленности и стройматериалов. Цен­тром черной металлургии является Комсомольск-на-Амуре. В го­роде получили также развитие нефтепереработка, лесная промыш­ленность и другие отрасли. В Амурске находится целлюлозно-картонный комбинат. В Николаевске-на-Амуре размещаются судоре­монтные предприятия, в Советской Гавани — предприятия рыб­ной промышленности и деревообработки.

Еврейская автономная область представлена цветной металлургией, машиностроением, легкой, пищевой промышленностью, деревообработкой, производством строительных материалов. Сельское хозяйство специализируется на выращивании пшеницы, сои, картофеля, ово­щей и на молочном животноводстве. В основном промышлен­ность сосредоточена в центре области — г. Биробиджане.

Ведущими отраслями Амурской области являются пищевая промышленность, машиностроение, производящее сельскохозяйственные машины и
горное оборудование. Развита горнодобывающая промышлен­ность — добыча золота и угля, а также лесная промышленность. Амурская область — основной сельскохозяйственный район Даль­него Востока. Здесь концентрируется 2/3 всех зерновых посевов, 50% посевов сои. Выращиваются овощи, картофель, развито животноводство, особенно мясомолочного направления. Благове­щенск — центр судостроения, лесной промышленности. Разви­ты также легкая и пищевая отрасли промышленности.

Отраслями специализации Сахалинской области являются рыбная, лес­ная, целлюлозно-бумажная, топливная — добыча нефти и угля. Сель­ское хозяйство специализируется на выращивании овощей, карто­феля, животноводстве и носит очаговый пригородный характер. В центре области — Южно-Сахалинске находятся предприятия по ремонту оборудования для горнодобывающей и рыбной промыш­ленности, строительных материалов. Имеются предприятия легкой и пищевой промышленности. В Углегорске развита угольная про­мышленность, в Охе — нефтедобыча и лесопиление.

Судостроение и рыбная промышленность - главные отрасли в Камчатской области. Предприятия этих отраслей располагаются в Петропавловске - Камчатском. Сельское хозяйство представлено выращиванием овощей, картофеля и разведением крупного рогатого скота. На севере обла­сти занимаются оленеводством, пушным промыслом, звероводством.

Магаданская область выделяется рыбной, горнодобывающей промышленностью, осо­бенно добычей золота (Сусума, Ягодное), олова и ртути. Основа сельского хозяйства области — оленеводство. Крупных промыш­ленных центров в области нет. Центр области — г. Магадан. Вто­рой по величине город — Сусуман.

Ведущее место в хозяйстве Корякского автономного округа занимают такие отрасли, как рыбная промышленность, пушной промысел (соболь, горно­стай, лисица). Главная отрасль сельского хозяйства — оленевод­ство. Центр округа — пос. Палана.

Ведущее место в хозяйстве Чукотского автономного округа зани­мает добыча золота, олова, угля, олене­водство, пушной и зверобойный промы­сел (белка, песец, лисица, морской котик, тюлень), а также рыбо­ловство. Центр округа — г. Анадырь.

В составе ДФО создана и успешно функционирует новая форма территориальной организации хозяйства — свободная экономическая зона (СЭЗ) «На­ходка».

Главные отрасли рыночной специализации — рыбная промышленность, судостроение и судоремонт, производство холодильного оборудования для морского и назем­ного транспорта. Развиты в СЭЗ электронная промыш­ленность, приборостроение, медико-фармакологическое производ­ство, производство по переработке продукции ресурсов океана и местной флоры. Получили развитие некоторые отрасли легкой про­мышленности и строительная индустрия. Перспективное разви­тие зоны имеет международный туризм. Расширяются складское хозяйство и тарное производство. Ведется реконструкция желез­нодорожных станций Находка и Находка—Восточная для увели­чения пропускной способности. Имеется аэропорт, рас­ширяется и реконструируется портовое хозяйство. В перспективе СЭЗ «Находка» станет в России одним из центров международной торговли

Новые формы территориальной организации хозяйства в Даль­невосточном федеральном округе представлены также СЭЗ «Са­халин» и субзоной «Курилы».

СЭЗ «Сахалин» находится в стадии станов­ления. Она имеет большие перспективы, связанные с богатыми за­пасами нефти и газа в континентальной и шельфовой частях мес­торождения, что особенно важно в условиях энергетического и топливного кризиса, испытываемого ДФО. Глав­ные отрасли рыночной специализации СЭЗ «Сахалин» — рыбный промысел, рыбоперерабатывающая промышленность, переработ­ка морепродуктов, горно-добывающая, особенно нефтегазодобы-вающая промышленность. В перспективе создание энергетичес­кого комплекса и развитие иностранного туризма.

Субзона «Курилы» находится на Курильских островах, прилега­ющем к ним континентальном шельфе и функционирует в преде­лах Сахалинской области. Главная специализация субзоны — до­быча рыбы, морепродуктов и их переработка. В перспективе в суб­зоне предусматривается строительство аэропорта, автомобильных дорог, электростанций, развитие портового хозяйства

 

Внешние экономические связи

ДФО имеет развитые экономические связи со многими регионами России и зарубежными странами. Основными предметами экспорта являются концентраты цветных металлов, бумага, рыба и рыбопродукты. Импортируется же чаще продукция легкой промышленности – хлопчатобумажные ткани, кожаная и валяная обувь, шерстяные, шелковые и льняные ткани, трикотажные и швейные изделия. Ввозятся также продукты питания, машины и оборудование, нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов и др. Несмотря на значительную отдаленность, ДФО имеет тесные экономические связи с Центральным, Приволжским и Северо-Западным федеральными округами. Поволжье и Западная Сибирь снабжают Дальний Восток нефтью, хлебом, машинами; Северо-Запад и Центр – электрооборудованием, станками, продукцией легкой промышленности. Однако в период становления рынка произошел некоторый разрыв связей, что отрицательно сказалось на развитии всего хозяйственного комплекса ДФО. Восстановление и развитие экономических связей – одна из главных задач.

Через ДФО осуществляются экономические связи России со многими зарубежными странами, особенно с расположенными в бассейнах Тихого и индийского океанов (Япония, Китай, Южная Корея, страны Южной и Юго-Восточной Азии). Дальний Восток экспортирует в эти страны лес и лесоматериалы, продукцию целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу, цемент и др.

 

Проблемы и перспективы развития ФО в современных экономических условиях

Несмотря на уникальные природные ресурсы и исключитель­но выгодное географическое положение ДФО, его социально-экономическое состояние нельзя считать благополучным. Для экономики округа характерны дисп­ропорции, слабое развитие толпивно-энергетической базы, недостаточное развитие таких базовых отраслей, как черная металлур­гия и машиностроение. В последние десять лет наблюдается спад производства. Все субъекты Федерации, входящие в состав Даль­невосточного округа, дотационные.

Перспективы развития округа в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формиро­ванием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

В будущем в районе БАМа возможно создание еще одного комплекса, в основе которого будет развиваться черная металлур­гия на базе коксующихся углей Южной Якутии и железорудных месторождений этого района.

Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комп­лекс на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей про­мышленности, машиностроения, добычи олова и других полез­ных ископаемых. Введена в эксплуатацию Зейская ГЭС. На базе Бурейской ГЭС и разработки углей Ургальского месторождения будет создаваться Ургальский ТПК. Энергетическая база нового комплекса станет более мощной за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут новые отрасли машиностроения(про­изводство дорожных машин), будет создана мощная ремонтная база. На основе использования богатейших лесных ресурсов нач­нут развиваться лесная и лесохимическая отрасли.

В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощ­ного химического комплекса на базе западно-сибирской нефти, нефти Сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно­якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.

На северо-западе от Комсомольска-на-Амуре находятся круп­ные месторождения олова — Буржальское и Комсомольское и уже работает комбинат, который в дальнейшем должен быть расширен.

На восточном участке трассы БАМа формируется Совгаванский ТПК. Советская Гавань превратится в мощный транспортный узел Дальнего Востока. Идет реконструкция порта. Введена паромная переправа на Сахалин через Татарский пролив Ванино — Холмск.

Развивается судоремонтная и рыбоперерабатывающая промыш­леность.

В перспективе намечается освоить около 40 млн га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется довести заготовку древе­сины до 6 млн м3 (в основном, ели, пихты). Новое строительство в районе ДФО потребует развития мощной строи­тельной базы. Предусмотрено сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии.

В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию шахта производительностью 6 млн т угля в год.

Выход якутским углям на БАМ и к Транссибирской магистра­ли дают железная дорога БАМ — Тында и ее продолжение от Тынды на Беркакит. Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якут­ского бассейна в значительной части будут поступать на метал­лургические заводы в южные районы Дальнего Востока, а также на экспорт в Японию. Их вывоз в Японию пойдет через крупный порт Восточный.

Освоение богатейших ресурсов ДФО тре­бует огромных капиталовложений. Поэтому необходимы приори­тетная инвестиционная программа для региона и привлечение иностранных инвестиций в первую очередь со стороны соседних государств — Японии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов Сахалинского шельфа. Подписано соглашение с Китаем о демаркации государственной границы по Амуру, совместной экс­плуатации ряда речных островов; будут создаваться совместные предприятия. Уже говорилось о создании свободной экономичес­кой зоны «Находка», которая успешно развивается и приносит региону немалые дивиденды.

Намечается в ближайшие годы увеличение добычи нефти и газового конденсата на Сахалине, в том числе за счет освоения континентального шельфа, а также в Республике Саха (Якутия). Большие перспективы имеет золото- и алмазодобывающая про­мышленность.

При слабой обеспеченности округа железными дорогами осо­бое значение приобретает строящаяся ветка от БАМа протяжен­ностью 70 км к Чинейскому месторождению титаномагнетитовых, ванадиевых и медно-платиновых руд, расположенному в Ковдор-ских горах. Продолжается строительство Амуро-Якутской желез­нодорожной магистрали от Нерюнгри (БАМ) до Якутска. В насто­ящее время эта дорога доведена до Алдана.

Первоочередными экономическими задачами ДФО являются перевод тепловых электростанций на более эф­фективное газовое топливо, их реконструкция и наращивание мощностей. В недалекой перспективе эта проблема будет решать­ся за счет строительства магистрального газопровода от Ковык-тинского месторождения газа в Иркутской области на Дальний Восток и в соседние государства — Китай, Японию и др.

Наиболее перспективным направлением в экономическом раз­витии округа является развитие промышленности по добыче и переработке природного сырья за счет конверсии оборонного ком­плекса, предприятиями которого насыщен регион. Поставлены задачи дальнейшего развития рыночных отношений, создания рыночной инфраструктуры, социологизации экономики за счет структурной перестройки, развития свободных экономических зон, решения экологических и демографических проблем и расшире­ния транспортно-экономических связей с другими регионами и зарубежными странами. Приоритетной в регионе должна стать задача всемерного развития малого бизнеса, совместных предпри­ятий с соседними странами

 

Хозяйственный комплекс Пензенской области

В структуре хозяйственного комплекса области преобладает промышленность, хотя достаточно большое развитие получило и сельское хозяйство, что обусловлено благоприятными природно-климатическими условиями. Ведущей отраслью экономики является машиностроение, в том числе производство оборудования для химической и текстильной промышленности, сельскохозяйственное машиностроение, электронное машиностроение, приборостроение и др. Выделяются также текстильная, обувная, пищевая и другие отрасли.

Основные промышленные центры: Пенза, Кузнецк, Сердобск.

Сельское хозяйство представлено производством зерна и другой растениеводческой продукции и развитым животноводством. Основной зерновой культурой является пшеница. Выращивают также рожь, гречиху, просо, ячмень, сахарную свеклу, подсолнечник, коноплю, картофель и овощи. В животноводстве области преобладает молочно-мясное скотоводство, развиты также свиноводство, овцеводство, птицеводство.

 

Библиографический список

1. Экономическая география России: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой. – 2-ое изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-Д

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+7
Размер: 28.35K
Скачано: 269
Скачать бесплатно
24.02.09 в 11:38 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе