Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по региональной экономике и управлению »
Тема: Развитие и размещение промышленного комплекса Дальневосточного ФО
Раздел: Бесплатные рефераты по региональной экономике и управлению
Тип: Контрольная работа | Размер: 93.05K | Скачано: 298 | Добавлен 29.04.15 в 12:57 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Введение 3
1. Состав и место дальневосточного федерального округа в общероссийском территориальном разделении труда. особенности экономико-географического положения 4
2. Промышленный комплекс округа. развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности 8
3. Основные проблемы и перспективные направления социально- экономического развития округа в условиях рынка 11
Заключение 15
Список использованных источников 16
Дальневосточный федеральный округ занимает уникальное географическое положение в России. Его территория расположена на северо-восточной оконечности Евразийского материка, протянувшегося практически на 4 тыс. км вдоль Тихого океана, и при этом выходит широким фронтом к Северному Ледовитому океану.
ДВФО часто называют «тихоокеанским фасадом России», соседствующим с США, Китаем, Японией и КНДР. На долю Дальневосточного федерального округа приходится 29% (17,7 тыс. км с островами) общероссийской береговой линии, которая включает первоклассные заливы и бухты, в т.ч. и незамерзающие на юге Приморского края.
Данная тема является достаточно актуальной, поскольку Дальний Восток является основным поставщиком рыбной продукции и полезных ископаемых.
Цель исследования заключается в изучении тенденций развития и размещения промышленного комплекса Дальневосточного федерального округа.
Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:
– изучение состава, места и особенностей экономико-географического положения ДВФО;
– анализ промышленного комплекса региона;
– выявление основных проблем и перспектив развития региона в рыночных условиях.
Объект исследования – Дальневосточный федеральный округ.
Предмет исследования – особенности размещения промышленного комплекса в регионе.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, сравнительно-сопоставительный метод, обобщения, описания и другие методы научного познания.
Теоретической базой исследования выступает учебная литература по данной теме и публикации аналитических сайтов сети Интернет.
В состав Дальневосточного федерального округа (ДФО) входят 10 субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Магаданская, Камчатская, Сахалинская, Амурская области, Корякский и Чукотский автономные округа и Еврейская автономная область (рис. 1). Центр округа – город Хабаровск. ДФО – один из самых больших регионов страны. Его площадь – 6215,9 тыс. кв. километров, что составляет 36,4% территории России. Крупнейшими городами округа являются Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Якутск [5, с. 408].
Рис. 1 Карта Дальневосточного Федерального округа
Согласно данным всероссийской переписи населения 2002 года в Дальневосточном федеральном округе проживало на 9 октября 2002 г. 6 млн 692 тыс. 865 чел., что составляет 4,61 % населения России.
Численность населения округа – 7,3 млн. человек, при этом в городах проживает 76%. Однако средняя плотность населения – самая низкая среди федеральных округов: всего 1,2 человека на 1 кв. километр.
Национальный состав (рис. 2):
1. Русские – 5 млн.470 тыс. 759 чел. (81,74 %)
2. Якуты – 435 тыс. 610 чел. (6,51 %)
3. Украинцы – 283 тыс. 000 чел. (4,23 %)
4. Корейцы – 61 тыс. 946 чел. (0,93 %)
5. Татары – 55 тыс. 361 чел. (0,83 %)
6. Белорусы – 45 тыс. 342 чел. (0,68 %)
7. Лица, не указавшие национальность – 43 тыс. 747 чел. (0,65 %)
8. Эвенки – 24 тыс. 761 чел. (0,37 %)
9. Эвены – 18 тыс. 737 чел. (0,28 %)
10. Азербайджанцы – 18 тыс. 094 чел. (0,27 %) [3]
Рис. 2. Национальный состав Дальневосточного федерального округа
ДВФО расположен на территории 5 ландшафтно-географических зон – степной, лесной, лесотундры, тундры и арктических пустынь.
Место Дальневосточного округа в общероссийском разделении труда определяется, прежде всего, его обеспеченностью различными природными ресурсами (уголь, алмазы, руды цветных и редких металлов, гидро- и биоресурсы океана), а также выгодным транспортно-географическим положением, связанным с выходом в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Дальневосточный федеральный округ располагает различными видами минерально-сырьевых ресурсов. В Амурской области, Хабаровском крае и на юге Якутии сосредоточены запасы железной руды, на юге Хабаровского края – запасы марганцевых руд. В Приморском крае расположены месторождения оловянных и свинцово-цинковых руд. Приморский край занимает первое место в стране по запасам олова. На Чукотке, в Хабаровском крае и в Якутии обнаружены залежи ртути. Также регион располагает месторождениями титана, вольфрама, магния.
Угольные запасы региона сосредоточены в Кивда-Райчихинском буроугольном бассейне, Угловском, Сучанском, Свободненском, Буреинском, Суйфунском районах, а также в Южно-Якутском и Ленском бассейнах. Разведан ряд угольных месторождений на Сахалине.
В Республике Саха функционирует Лено-Вилюйская нефтегазоносная провинция. Наиболее значительными месторождения газа являются Усть-Вилюйское, Средне-Вилюйское, Собо-Хаинское, Неджелинское, Бадаранское, а также месторождения Колендо, Охтинское, Некрасовское и Сахалинского шельфа.
ДВФО располагает свыше 80% запасов и практически 100% добычи алмазов. Самые известные месторождения алмазов находятся в Республике Саха (кимберлитовые трубки «Удача», «Мир», «Айхал»), разработка которых организована открытым способом. Также в округе находится порядка 40% российских запасов золота, при этом объемы золотодобычи составляет 55% от общих объемов добычи золота в России.
В бассейнах рек Вилюй и Алдан добывают исландский шпат и горный хрусталь, в Приморье – плавиковый шпат. ДВФО располагает самыми богатыми запасами слюды в стране, которые сосредоточены в Тимптонском и Эмельджакском месторождениях.
Химическое сырье представлено серой (Камчатка) и поваренной солью (Якутия).
Дальневосточный федеральный округ располагает большой речной сетью. Самыми крупными реками являются Лена и Амур, имеющие множество притоков. Несмотря на непродолжительный период навигации, реки используются в качестве транспортных путей. Помимо того, реки являются поставщиками гидроэнергоресурсов (Вилюйская, Зейская, Бурейская ГЭС) [3].
Таким образом, Дальневосточный федеральный округ имеет существенные предпосылки для обеспечения экономического развития. Основными предпосылками развития экономики региона являются, прежде всего, его обеспеченность различными природными ресурсами, а также выгодное транспортно-географическое положение, связанное с выходом в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Одной из ведущих отраслей ДВФО является рыбная промышленность. Округ по улову рыбы находится на первом месте в стране. К основным промысловым рыбам относятся лососевые (горбуша, кета), тунец, палтус, сельдь, сайра, скумбрия, морской окунь, камбала. Также регион занимает важное место в крабовом и китобойном промыслах. Основными районами рыболовства являются акватории Охотского, Японского, Берингового морей и восточная часть Тихого океана.
ДВФО располагает самой большой по протяженности береговой линией в России. Как следствие, важное значение, в особенности для внешней торговли, имеет морской транспорт. Крупнейшими портами ДФО являются Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Советская Гавань, Находка, Нагаево (Магадан), порт Восточный.
К отраслям рыночной специализации региона относятся лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность.
Значимую роль в развитии экономики Дальневосточного округа играют богатые лесные массивы. Кроме экспорта леса, большое промысловое значение имеют ценные пушные звери (соболь, горностай, колонок, белка, лисица).
Машиностроительный комплекс региона достаточно разнообразен, но основную долю занимает судоремонт и производство энергетического оборудования. На заводах ДВФО делают рыболовные суда, дизели для морского транспорта, судовые механизмы, мостовые краны, литейное оборудование, металлорежущие станки, приборы, инструменты. Одним из крупнейших машиностроительных центров региона является Хабаровск.
Характер специализации экономики Дальневосточного региона, его место в территориальном разделении труда обусловлены как особенностями природно-ресурсного потенциала, так и геополитическим положением: приграничным характером, ориентацией на внешнеэкономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Наиболее значимыми экономическими центрами ДФВО являются города Хабаровск и Владивосток. Население каждого из них превышает 600 тыс. человек.
Экономический профиль Хабаровска определяют предприятия транспортного (Амурское речное пароходство, авиаперевозки) и строительного комплексов, судостроения, электроэнергетики, дизелестроения, а также пищевой промышленности. Определяющими отраслями Владивостока являются комплекс по обслуживанию морских грузовых и пассажирских перевозок, добыча и переработка рыбы и морепродуктов.
Дальневосточный федеральный округ по объему производимой сельскохозяйственной продукции находится на последнем место в России. По причине сурового климата регион вынужден импортировать большинство продуктов питания. Внутри региона относительно развито сельское хозяйство в Хабаровском крае, Амурской области и Приморском крае, на которые приходится свыше 75% производства сельскохозяйственной продукции округа. Центральное место в сельском хозяйстве ДВФО занимает производство зерновых культур, сои, картофеля и овощей. В Республике Саха (Якутия) довольно развито мясомолочное животноводство. В округе расположена практически половина российского поголовья северных оленей.
Несмотря на довольно низкую долю грузооборота по России в целом, транспортный сектор в экономике округа играет важную роль. Определяющее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю приходится порядка 80% грузооборота региона. Особое значение, причем в масштабе России, имеет Транссибирская магистраль. Байкало-Амурская магистраль в настоящее время практически не используется. На побережье расположены крупные порты – Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Советская Гавань, Находка, Нагаево, порт Восточный.
Для ДВФО характерны развитые экономические связи как с другими регионами России, так и со странами дальнего зарубежья. Основными экспортными товарам региона являются концентраты цветных металлов, бумага, рыба и морепродукты. Импортируется на Дальний Восток продукция легкой промышленности, продукты питания, машины и оборудование и многое другое. Основными торговыми партнерами среди зарубежных стран являются Южная Корея, Китай, Япония, страны Южной и Юго-Восточной Азии [1].
Подводя итог, можно сказать следующее.
К отраслям рыночной специализации региона относятся рыбная, лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность.
Характер специализации экономики Дальневосточного региона, его место в территориальном разделении труда обусловлены как особенностями природно-ресурсного потенциала, так и геополитическим положением: приграничным характером, ориентацией на внешнеэкономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Дальневосточный федеральный округ по объему производимой сельскохозяйственной продукции находится на последнем место в России. По причине сурового климата регион вынужден импортировать большинство продуктов питания.
Дальний Восток является особой территорией. От других регионов страны она отличается огромной площадью и крайне низкой плотностью населения, слаборазвитой энергетической, транспортной, социальной инфраструктурой, недостаточной степенью освоения природных ресурсов.
Наряду с этим для Дальневосточного округа характерно богатство недр. Здесь расположены, в основном, в труднодоступных районах крупнейшие в мире месторождения угля, углеводородов, гелия, золота, алмазов, меди, крупные месторождения черных, цветных и редких металлов, фосфоритов, олова, урана, плавикового шпата и прочих рудных и нерудных полезных ископаемых.
Значительный интерес для практического освоения также представляют крупные в масштабах всего Азиатско-Тихоокеанского региона рыбные и лесные ресурсы.
Дальневосточный бассейн представляет собой наилучшую сырьевую базу среди всех регионов России, располагает значительным и уникальным видовым составом водных биологических ресурсов. Здесь добывается 65% общероссийского объема рыбы и морепродуктов.
Основными проблемами, препятствующими наиболее полной реализации экономического потенциала ДВФО, являются экономическая и инфраструктурная изоляция региона от остальной части России и наиболее развитых рынков, слабая внутренняя транспортная сеть при огромных размерах территории, очаговый характер расселения с низкой плотностью населения, специфичные условия ведения сельского хозяйства, высокая затратность, дотационность и сезонность завоза грузов для населения северных и арктических районов Дальнего Востока.
Также в число внутренних факторов, сдерживающих развитие региона, относятся [2]:
– высокая доля транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров между регионами Дальнего Востока и остальными регионами России;
– близкие к экстремальным природно-климатические условия;
– наличие изолированно функционирующих энергосистем и энергорайонов;
– затратность и неэффективность структуры энергоисточников.
Другими словами, неразвитость энергетической и транспортной инфраструктуры прямо или косвенно является основным ограничителем ведения любых видов деятельности в Дальневосточном округе, причиной низкой конкурентоспособности продукции, товаров и услуг, произведенных в регионе.
Слабая степень диверсификации и инновационности экономики региона, которая имеет ярко выраженную ресурсную ориентацию при низком уровне переработки природных ресурсов, представляет собой еще один ключевой фактор, препятствующий развитию Дальнего Востока. В различных частях региона можно наблюдать большой разрыв между условиями жизни населения и ведения экономической деятельности, низкое качество социальной инфраструктуры, отсутствие комфортных условий проживания в населенных пунктах, не располагающих эффективными градообразующими производствами и, как следствие, низкий уровень жизни [2].
Базовый сценарий развития Дальнего Востока и Байкальского региона, предусмотренный в Стратегии-2025, непосредственно связан с реализацией инновационного сценария Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, и базируется на максимально полном использовании конкурентных преимуществ экономики региона, природно-ресурсного и транзитного потенциала, устойчивое расширение экспорта наиболее конкурентной продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры.
Предполагается снятие ограничений инерционности развития за счет реализации конкурентного потенциала отраслей промышленности, в т.ч. сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и лесопромышленного комплексов, электроэнергетики и транспорта. Развитие уже существующих и создание новых производств, а также масштабное внедрение инновационных технологий направлено на обеспечение качественных изменений в структуре экономики. Реализация экономического потенциала зон опережающего роста и создание комфортных условий жизни населения в значительной степени будут способствовать развитию региона.
Базовый сценарий развития Дальнего Востока предполагает следующие мероприятия [2]:
– модернизация социальной инфраструктуры, в т.ч. образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, жилищного сектора, обеспечивающая создание комфортных условий жизни населения;
– модернизация инфраструктурных отраслей, ориентированная на преодоление инфраструктурных препятствий для развития экономики региона и формирование условий для его ускоренного экономического развития;
– масштабное технологическое обновление и модернизация промышленности;
– развитие новых секторов экономики, призванных обеспечить глубокую степень переработки сырья и максимально полное использование преимуществ, обусловленных географическим положением и природными ресурсами региона;
– ускоренное развитие экономических институтов, которые определяют защиту прав собственности, усиление уровня конкурентности рынков, снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, административных барьеров, повышение качества оказания государственных услуг, развитие государственно-частного партнерства;
– развитие предприятий инновационной направленности, занимающихся обслуживанием нужд высокотехнологичных проектов развития (космическая сфера, авиа- и вертолетостроение, судостроение, инновационные проекты в области энергетики) и занявших свою нишу на российском товарном рынке благодаря применению «двойных технологий»;
– создание и стимулирование деятельности локальных инновационно-производственных центров и технопарков, ориентированных на производство новых продуктов, а также образовательных и научных центров с технологическими и маркетинговыми исследованиями по цепочке «идея – технология – товар – услуга».
Реализация базового сценария развития обеспечит рост валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, более высокими темпами относительно других регионов Российской Федерации. При этом с 2011 по 2025 год темпы роста ВРП Дальневосточного округа превысят темпы роста валового внутреннего продукта по Российской Федерации в целом более чем на 0,5 процентного пункта в год. Реализация базового сценария приведет к существенному повышению уровня жизни населения региона, следствием чего станет сокращение удельного веса населения с доходами ниже прожиточного минимума с 24,5% до 9,6% [2].
Таким образом, основными препятствиями для развития экономики региона являются высокая доля транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров между регионами Дальнего Востока и остальными регионами России; близкие к экстремальным природно-климатические условия; наличие изолированно функционирующих энергосистем и энергорайонов; затратность и неэффективность структуры энергоисточников.
В заключение можно сказать следующее.
Дальний Восток – богатый, мало изученный и используемый регион нашей страны, занимающий огромную площадь, отдаленный от центральной части страны. В округе, безусловно, развита промышленность, но недостаточно. Освоение ресурсов и возможностей затруднено особенностями географического положения и климата, такими, как высокая доля транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров между регионами Дальнего Востока и остальными регионами России; близкие к экстремальным природно-климатические условия; наличие изолированно функционирующих энергосистем и энергорайонов; затратность и неэффективность структуры энергоисточников.
Жизненно важным фактором социально-экономического развития субъектов РФ, расположенных на ДВ, является состояние транспортной и энергетической инфраструктуры. Необходимо решать проблемы газификации, формирования распределенной энергосистемы, оптимизации транспортных и энергетических тарифов, создание связи системы транспортных коммуникаций с общероссийской и мировой транспортной системами.
Необходимо развивать экономику региона, вкладывать в это деньги. Необходимо изучать и осваивать территории, охранять уникальную природу, умело распоряжаться ресурсами, потому что Дальний Восток – богатство и будущее нашей страны. Рыночные условия, в которых сейчас идет развитие региона, с одной стороны, благоприятны: налажена торговля с другими странами, поступают иностранные инвестиции. Но с другой стороны, рынок в погоне за прибылью не придает особого значения проблемам рационального использования ресурсов. Так, вырубаются без меры и уничтожаются леса и животные. Продажа сырья преобладает над продажей готовой продукции. Также рынок «не думает» о необходимости решения социальных проблем.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.