Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по логике »

Ответ, их виды. Логические требования к ответу

Ответ, их виды. Логические требования к ответу [10.01.17]

Тема: Ответ, их виды. Логические требования к ответу

Раздел: Бесплатные рефераты по логике

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.99K | Скачано: 289 | Добавлен 10.01.17 в 14:10 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Башкирский государственный университет

Год и город: Уфа 2016


Содержание

Введение 3

1 Ответ и их виды 4

2 Логические требования к ответу 7

Заключение 9

Список использованных источников  10

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.  Логика, исследует логические формы и законы, рассматрива­ет мышление как средство постижения истины. Не случайно логику счита­ют орудием истины и незаменимым средством разоблачения лжи, заблужде­ния и дезинформации. Большое значение в этом процессе приобретают правила или нормы, которые определяют правильность мышления. В этом смысле формальная логика является наукой нормативной, потому что она указывает те нормы, которым мышление должно подчиняться. Ее главное значение для человека состоит в том, что она усиливает его мыслительные способности и делает мышление более рациональным.

Необходимым звеном познавательного про­цесса является вопросно-ответная форма разви­тия знаний. Постановка вопросов и поиск инфор­мации всегда выступает направляющим началом в развитии познания. В результате закрепляются и развиваются знания об окружающем мире, а так­же осуществляется целенаправленная их передача от одного человека к другому.

Важная роль принадлежит вопросно-ответ­ному комплексу в правовой сфере, особенно в судопроизводстве. Поиск ответов на вопросы, интересующие следствие и суд, составляет ос­новное содержание допросов, следственных экс­периментов, освидетельствований, очных ставок и других следственных действий.

Ответ есть высказывание, вызванное вопросом. Раздел современной логики, исследу­ющий логико-семантические свойства вопрос­но-ответных комплексов.

Цель исследования рассмотреть виды ответов и логические требования.

Информационной базой исследования предшествовало изучение учебной литературы, периодических изданий, основных законов и нормативных актов, статистических данных по теме.

 

1 Ответ их виды

Ответ - это суждение, вызванное вопросом. Основными функциями ответа являются: а) уменьшение неопределенности, заключенной в вопросе, или б) указание на неправильную постановку вопроса. При этом один и тот же вопрос может иметь много разных ответов, не равнозначных по своим логико-информационным характеристикам. От­сюда различают следующие виды ответов. [2, с. 69]

По области поиска ответы делятся на прямые и косвенные. 

1) Прямым на­зывается ответ, который берется непосредственно из области поиска ответов, без дополнительных сведений или рассуждений. 

2) Косвенный ответ берется из более широкой области, нежели область поиска ответов, он связан с прямым от­ветом некоторым логическим отношением по истинности. Например, на во­прос «Совершал ли гражданин Кузин данное преступление?» можно ответить: «В то время, когда было совершено преступление, гражданин Кузин вместе со своей семьей находился в другом городе в гостях у родственников». Этот ответ является косвенным. Он, как и схема его построения, то есть его основа, не со­держится под вопросительным знаком, однако из него логически следует пря­мой ответ: «Гражданин Кузин данное преступление не совершал». По сравнению с прямым косвенный ответ нередко содержит дополнительные сведения и  потому используется для всестороннего рассмотрения вопроса.            

По объему информации различают полные и частичные ответы. 

1) Полный ответ без остатка устраняет сообщаемую вопросом неопределенность и  делает неизвестное известным. Им является всякий прямой ответ, а также всякое непротиворечивое суждение, из которого следует прямой ответ. Ис­тинный полный ответ называется исчерпывающим. Таким образом, всякий исчерпывающий ответ является полным, но не наоборот. 

2) Частичный ответ только в некоторой степени устраняет сообщаемую вопросом неопределен­ность и приближает превращение неизвестного в известное. Им является всякое суждение, вытекающее в качестве следствия из прямого ответа на ос­нове принятых положений, но не наоборот. Например, на вопрос «Готово ли правительство твердо взять власть в свои руки и осуществить экономиче­скую реформу?» депутат ответил: «Правительство не может осуществить экономическую реформу, так как не разработана ее концепция». Ответ час­тичный: нет ответа на первую часть вопроса.

Знание правил постановки вопроса и его связей с ответом позволяют сформулировать следующие правила формулирования ответа:

1) Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким. Это во многом за­висит от того, как отвечающий понимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ.

2) Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информа­тивнее его. Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила. «Толкут воду в ступе» — говорят в таких случаях. [4, с. 269]

При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать и указа­ние на эту некорректность. В некоторых случаях достаточно сказать, что в таком-то пункте вопрос не ясен и требует уточнения. В других - что вопрос не за­служивает обсуждения, поскольку он окончательно решен и ответ известен. В третьих - что требовать ответа пока преждевременно, поскольку вопрос неразрешим в силу недостатка каких-то данных, отсутствия подходящих методов решения и т. д. Особого внимания заслуживают вопросы, источник некоррект­ности которых - ложность их предпосылок. Единственно возможный способ отвечать на такие вопросы - отвергать эти ложные предпосылки.

Таким образом, вопросно-ответный комплекс играет важную роль в процес­се познания правовой действительности. Поэтому юристу нужно знать логиче­скую сущность вопросов и ответов, их виды, правила постановки вопросов, что­бы корректно их задавать и отвечать на них, различая и указывая уловки, которые могут применить собеседники по незнанию или преднамеренно. [4, с. 371]

 

2 ЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТВЕТУ

1) Ответ должен быть ясным, однозначным, лаконичным. Это во многом зависит от того,  как  отвечающий  понимает  вопрос  и  хочет  ли  он  на  него  давать  ответ.  При несоблюдении этого правила смысл ответа уловит трудно.

2) Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его. Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила. «Толкут воду в ступе», - говорят в таких случаях.

3) При некорректной постановке вопроса ответ должен заключаться в указании на эту некорректность. В одних случаях достаточно сказать, что в таком-то пункте вопрос не ясен и требует уточнения. В других – что вопрос не заслуживает обсуждения, поскольку он окончательно  решен  и  ответ  известен.  В-третьих  –  что  требовать  ответа  пока преждевременно, поскольку вопрос неразрешим в силу недостатка каких-то данных, отсутствия подходящих методов решения и т.д. Особого внимания заслуживают вопросы, источник некорректности которых – ложность их предпосылок. Единственно возможный способ отвечать на такие вопросы – отвергать эти ложные предпосылки.

4) Запрещается отвечать вопросом на вопрос. Ответ не должен формулироваться в виде вопросительного предложения, так как это будет уже новый вопрос. Например: «Послушай, надоело! Стоит мне спросить тебя о чем-нибудь, ты отвечаешь вопросом… - Да что ты говоришь? Неужели?».

Вопросно-ответный комплекс играет важную роль в искусстве аргументации. Поэтому современному специалисту нужно знать логическую сущность вопросов и ответов, их виды и правила, чтобы корректно их задавать и отвечать на них, различая уловки, которые могут применить собеседники по незнанию или преднамеренно.

Корректные и некорректные приемы диалога. Первые могут содержать элементы хитрости, но в них нет прямого обмана и тем более вероломства или принуждения силой. Вторые ничем не ограничены и простираются от умышленно неясного изложения и намеренного запутывания до угрозы наказанием или применением грубой физической силы.

Граница между корректными и некорректными приемами ведения диалога не является, конечно, четкой, к тому же она может смещаться в ходе конкретного спора по принципу «против оппонента можно использовать его же оружие». К примеру, часто трудно решить, что значит вести переговоры «честно».  Границу  дозволенного  можно  провести  в  разных  местах,  предварительно  спросив  себя:

поступил бы я так с другом или членом семьи? что бы я чувствовал, если бы моя тактика получила огласку? какому литературному персонажу подошло бы такое поведение – герою или злодею?

Нужно изучать и те и другие приемы. Корректные – чтобы знать, как можно, пользуясь допустимыми средствами, отстоять свою точку зрения. Некорректные – чтобы предвидеть, что  можно ожидать от  неразборчивого в  средствах противника  и  уметь вывести его  на чистую воду.

В диалоге, и прежде всего в споре, очень ценной является инициатива. В споре важно, кто задает тему, кем она определяется. Нужно уметь повести полемику по своему сценарию.

К корректным приемам обычно относят и оттягивание возражения, когда нужная мысль просто «не приходит в голову». Надо уметь сделать это ловко и незаметно: переспросить, начать ответ издали и т. п. [1, с. 152]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, вопросно-ответный комплекс играет важную роль в процес­се познания правовой действительности. Поэтому юристу нужно знать логиче­скую сущность вопросов и ответов, их виды, правила постановки вопросов, что­бы корректно их задавать и отвечать на них, различая и указывая уловки, которые могут применить собеседники по незнанию или преднамеренно.

Именно этот комплекс, по моему мнению, является одним основным в логике, так как, даже не зная вышеизложенного материала человек, начинает использовать его практически с рождения, с того момента как он начинает произносить первые слова, даже сам не осознавая того, применяет разные виды ответов на поставленные вопросы. Я считаю, что особенно в юриспруденции очень важно давать правильные ответы, так как от незначительного изменения в ответе может зависеть очень многое, например, судьба человека.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Асмус В.Ф. Логика : учебник / В. Ф. Асмус. - М. : Политическая литература, 2015. - 388 c. – ISBN5-10238-730-8.

2 Кобзарь. В. И. Логика в вопросах и ответах : учебник / В. И. Кобзарь. – М. : Проспект, 2014. – 160 с. – ISBN5-30445-250-9.

3 Кротков. Е. А. Логика : учебник / Е. А. Кротков, Г. А. Борисов, К. А. Зуев. – М. : Проспект, 2011. - 188 с. – ISBN5-52269-763-8.

4 Светлов. В. А. Логика : учебник / В. А. Светлова. – М. : Логос, 2016. – 429 с. – ISBN5-88569-301-8.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 23.99K
Скачано: 289
Скачать бесплатно
10.01.17 в 14:10 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе