Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической истории »

Экономическое развитие Германии в XX веке

Экономическое развитие Германии в XX веке [30.11.16]

Тема: Экономическое развитие Германии в XX веке

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической истории

Тип: Эссе | Размер: 39.04K | Скачано: 327 | Добавлен 30.11.16 в 22:28 | Рейтинг: 0 | Еще Эссе

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Владимир 2015


Введение

В XX век Германия вступила империалистической державой с высокоразвитой экономикой. По уровню промышленного производства страна выдвинулась на 1-ое место в Европе, обогнав Великобританию. Несмотря на периодические кризисы, несколько замедлявшие экономическое развитие, оно шло быстрыми темпами. Стремительный подъем тяжелой индустрии в немалой степени определялся растущими потребностями германского милитаризма. Под знаком милитаризма происходила перестройка всей экономической и политической общественной структуры Германии. На внутреннем рынке страны происходило постоянное повышение, В целом в Германии увеличилось количество монополий, картелей, огромное значение приобрели банки.

В начале XX века в Германии усилился вывоз капитала. В 1902 германские инвестиции за границей составляли 12,5 миллиардов франков, а через 10 лет - 44 миллиарда.

Германия наращивала вооружение, при этом расходы за 30 лет выросли в 5 раз, превысив 1600 миллионов марок, что составило более половины государственного бюджета.

Цель работы: рассмотреть экономическое развитие Германии в XX веке.

 

Экономическое развитие Германии в XX веке

Экономическое положение Германии среди стран, принимавших участие в Первой мировой войне, было самым тяжелым. Объем промышленного производства составлял в 1918 г. только 57% уровня 1913 г. Снижение более чем в 2 раза объемов сельскохозяйственного производства привело к голоду.

Правительство не раз прибегало к бумажной эмиссии, что вызывало усиление инфляционных процессов и многократный рост цен. Выполняя условия Версальского договора, Германия должна была заплатить странам - победительницам репарацию, которая определялась в 132 млрд золотых марок. Поскольку обессиленная Германия такую сумму выплатить была не в состоянии, то допускались различные формы репарационных выплат: платежи в золоте и товарах, поставки материально-сырьевых ресурсов, оборудования, скота и т.д.

У Германии были отобраны колонии общей площадью 3 млн кв. км с населением 13 млн чел., которые были переданы странам - победительницам.

В соответствии с договором предусматривалось разоружение Германии: военно-морской флот был ликвидирован, военная авиация запрещена, сокращена сухопутная армия. Запрещалось выпускать технологически сложную военную продукцию, такую, как танки, самолеты или броневики.

Восстановление экономики Германии могло растянуться на десятилетия. Важным мероприятием, положившим начало возрождению германской экономики, стало проведение денежной реформы (1923). Она была направлена на формирование устойчивого денежного обращения и прекращение инфляции. Были выпущены рентные марки, которые наравне с золотом признавались законным денежным обеспечением. При этом была проведена деноминация (1 рентная марка приравнивалась к 1 трлн бумажных марок, выпущенных до начала проведения реформы). Постепенно рентные марки изымались из обращения, начался выпуск новых банкнот, имевших на 40% золотое обеспечение. В середине 1924 г. денежная реформа была завершена.

В это время на помощь пришли страны-победительницы, и прежде всего США, так как они опасались развития тех острых социальных противоречий, которые имели место в Германии (в 1919–1923 гг. проходили революционные выступления в разных районах страны и были созданы рабочие правительства в Баварии, Саксонии и Тюрингии). Кроме того, существовала реальная опасность сближения Германии с СССР и проникновения социалистических идей в страны Западной Европы.

Возрождение Германской экономики происходило на основе репарационных планов, предложенных США. Сначала выполнялся план Ч. Дауэса (1924–1929), названный по имени американского банкира, руководителя Международного комитета экспертов. Затем он был заменен на план О. Юнга (американский банкир, возглавлявший разработку плана).

План Ч. Дауэса определял порядок предоставления кредитов, а также источники репарационных выплат. США и Англия выделяли кредиты для восстановления промышленности Германии (до 70% поступали из США). Получаемые от промышленности доходы Германия должна была направлять на выплату репараций. В свою очередь Франция и Англия, получив репарационные платежи, оплачивали ими военные долги США. Планом предусматривались и другие источники репарационных выплат: поступления от косвенных налогов, установленных на предметы массового спроса (сахар, табак, пиво, обувь и др.), отчисления с доходов немецких железных дорог.

За время действия плана Дауэса Германия получила кредитных средств около 21 млрд золотых марок. В счет репараций она выплатила за этот период 10,2 млрд золотых марок.

Удачно проведенная денежная реформа (1923), в результате которой курс марки перестал снижаться, а также поступление иностранных капиталов значительно оживили экономику Германии. К концу 20-х гг. Германия по росту производства вышла на первое место в Европе и второе место в мире (после США). Немецкие промышленные изделия начали возвращаться на мировой рынок. Внешнеторговый баланс Германии стал положительным. Промышленный подъем усилил концентрацию и централизацию капитала. Доминирующую роль стали играть концерны и тресты.

Накануне экономического кризиса должно было начаться осуществление второго американского плана (плана Юнга), по которому значительно снижалась сумма репарационных выплат (до 114 млрд марок), сокращалось число источников, из которых выплачивались репарации. Основными из них были государственный бюджет и доходы железных дорог. Промышленность освобождалась от выплат репарационных платежей, что давало ей дополнительные средства для развития. План также предусматривал досрочное прекращение оккупации Рейнской области и отмену контроля над экономикой.

Согласно двум планам кредиты, предоставляемые Германии, должны были помочь ей выполнить обязательства по выплате репараций. На самом деле (как показывала реализация первого плана) средства шли на восстановление военно-промышленного потенциала. Но плану Юнга не суждено было осуществиться, так как начался мировой экономический кризис. В 1932 г. репарационные планы вообще были отменены.

Кризис серьезно затронул всю экономику Германии. Промышленное производство сократилось на 40%, внешняя торговля уменьшилась в 2,5 раза. Без работы оказалось около половины трудоспособного населения. Лишь 20% из них получали пособие по безработице. Вновь обесценилась немецкая марка. Началось разорение крестьянских хозяйств.

На волне социально-экономических проблем к власти пришло фашистское правительство.

Основной упор делался на развитие военного производства. Так, за период 1932–1938 гг. оно выросло в 10 раз. В то же время в гражданских отраслях наблюдался резкий спад производства. Был установлен прямой запрет на инвестиции в бумажную, шерстяную, хлопчатобумажную и другие отрасли промышленности. Для финансирования военной промышленности широко использовался капитал американских монополий.

Для выпуска военной продукции необходимо было стратегическое сырье (цветные металлы, алюминий, каучук, нефть и др.), запасы которого в Германии были невелики. Правительство решало эту проблему двумя путями:

• расширением экспорта для получения валюты, направляемой на закупку необходимого сырья, и сокращением импорта всех других видов продукции;

• организацией производств синтетических материалов, которые бы соответствовали природным аналогам.

Форсированное создание военных производств потребовало концентрации имеющихся ресурсов в руках государства и сращивания государственного аппарата с крупнейшими представителями финансово монополистических групп. Была принята серия законов, направленных на принудительное картелирование (синдицирование) экономики, по которым все действующие предприятия, организации были обязаны войти в состав определенных картелей и синдикатов.

В результате были созданы семь главных имперских групп: промышленная, энергетическая, ремесленная, торговая, банковская, страховая и транспортная. Для контроля государства над ними был сформирован мощный, жестко централизованный аппарат управления.

В июне 1933 г. при Министерстве экономики был образован Генеральный совет, призванный вырабатывать основные направления экономической политики государства и осуществлять их контроль. Ему подчинялись «хозяйственные группы», возглавлявшие отдельные отрасли и сферы экономики (промышленность, торговлю, транспорт, финансы и др.). Хозяйственные группы руководили «отраслевыми группами» — отдельными отраслями промышленности, транспорта, видами торговли и т.д. Методы воздействия органов регулирования приобретали характер административного диктата и жесткого надзора за исполнением решений.

Под контроль государства было поставлено и сельское хозяйство. Продукция должна была сдаваться по государственным ценам. Крестьяне обязаны были производить только ту продукцию, которую заказывало государство. В 1933 г. был принят Закон «О наследственных дворах», объявлявший крестьянские хозяйства от 7,5 до 125 га земли неотчуждаемыми, т. е. переходящими по наследству от отца к старшему сыну.

Устанавливался государственный контроль в сфере трудовых отношений. Вводились различные трудовые повинности. Рабочим было запрещено менять свои рабочие места. Был удлинен рабочий день, он доходил до 12–14 часов. Система принудительного труда получила законодательное оформление. Фашистский режим почти полностью уничтожил систему социальной защиты: были ликвидированы профсоюзы, запрещалось проведение забастовок и стачек.

Усиление роли государства в экономике вызывало расширение государственного сектора. Сначала его формирование шло за счет конфискованного имущества евреев и других репрессированных, нелояльных к режиму предпринимателей. Затем создавались государственные предприятия, финансируемые из госбюджета, также в смешанной форме собственности, с крупным монополистическим капиталом.

Усиление контроля государства над экономикой привело к созданию тоталитарной модели регулируемой экономики. Это позволило Германии осуществить разработку и реализацию нескольких 4-летних планов. В них централизованно определялись ассортимент, объемы выпускаемой продукции, а также устанавливались цены.

Благодаря полному подчинению всех сфер экономики фашистскому режиму удалось оживить экономику, прежде всего военные отрасли и тяжелую промышленность. В результате была сокращена безработица. Однако при этом усилились народнохозяйственные диспропорции, сократился объем внутреннего рынка, постоянно растущие военные расходы расшатывали финансовую систему. Продолжение политики милитаризации экономики загоняло страну в хозяйственный тупик. Поэтому только развязывание войны могло на какое-то время отодвинуть от Германии хозяйственную катастрофу.

Возрождение экономики Германии и движение к экономическому лидерству

Последствия Второй мировой войны для Германии оказались чрезвычайно тяжелыми:

• огромные людские потери;

• уничтожены жилые дома, промышленные предприятия, средства

транспорта;

• огромные военные расходы разрушили финансовую систему;

• катастрофически возрос государственный долг;

• вследствие милитаризации экономики резко сократилось производство товаров потребления, был разрушен потребительский рынок;

• промышленное производство составляло около трети от довоенного уровня;

• сильно пострадало сельское хозяйство.

В таких условиях начались реформы по восстановлению экономики и созданию новой системы свободного рыночного хозяйства.

Становление новой экономики ФРГ происходило в соответствие с программой восстановления и формирования так называемого социального рыночного хозяйства, в котором должны были сочетаться свобода предпринимательской деятельности, частная собственность, свобода распоряжения собственными средствами производства с активной ролью государства в хозяйственной жизни.

Главным идеологом и архитектором экономического возрождения

был профессор Л. Эрхард. В основе реформирования экономики лежала концепция «социального рыночного хозяйства». Основными элементами теоретической модели рыночного хозяйства были:

• целевая установка — высокий уровень благосостояния всех слоев населения;

• путь достижения цели — свободная рыночная конкуренция и частное предпринимательство;

• главная регулирующая сила в создании предпосылок и условий конкуренции — государство.

Реформирование экономики началось в 1948 г. и включало следующие основные направления:

1. Упорядочение денежного хозяйства. Важной, но непопулярной была денежная реформа 1948 г., главной целью которой являлось избавление от огромной массы обесцененных денег и создание твердой валюты. В западной зоне Германии прекратили хождение рейх марки, а вместо них были введены в обращение новые деньги — дойчмарки. Каждый житель страны получил по 40 марок. Наличные деньги и сбережения обменивались в соотношении 1:10, половина сбережений была заморожена. Предприятия получили наличные деньги только для выплаты первой зарплаты. Регулирование отношений с частными банками было поручено образованному эмиссионному банку — Банку немецких земель.

2. Освобождение цен. Ценовая политика строилась исходя из принципа либерализации цен. Цены отпускались постепенно, но достаточно быстро. Однако при этом государственный контроль над ними сохранялся, что позволяло избежать роста инфляции. Это происходило посредством:

• принятия законодательных актов, препятствовавших произвольному завышению цен;

• выпуска каталогов рекомендуемых (приемлемых) цен с учетом покупательной способности потребителей товаров.

3. Стимулирование предпринимательской деятельности. Возрождение предпринимательской деятельности обеспечивалось через кредитную и налоговую политику, законодательное ограничение деятельности монополий, установление льгот для свободного частного инвестирования.

Реформы дали положительный результат в кратчайшие сроки. В течение двух лет исчез «черный рынок», производство товаров широкого потребления увеличилось в 2 раза, почти не ощущалась инфляция, появилась устойчивая валюта. Быстро росла производительность труда, что благоприятно отражалось на росте заработной платы. Несмотря на сокращение рабочей недели, в стране практически не было безработицы.

Ежегодный прирост промышленного производства достиг 10—15%. Ускоренными темпами развивались машиностроение, оптика, производство электроэнергии.

Значительными были успехи в сельском хозяйстве. Постоянно снижался удельный вес занятых в сельском хозяйстве, а объемы производства увеличивались.

Экономическое развитие в 1950–1960-е гг.

Некоторое замедление экономического роста в середине 1950-х гг. сменилось подъемом, получившим название «немецкое экономическое чудо». В начале 1960- х гг. по объему промышленного производства и экспорта Германия уступала только США.

Развитию экономики способствовали следующие основные факторы:

• высокий уровень капиталовложений. Большую роль играл иностранный капитал, особенно американский;

• увеличение бюджетных ассигнований на развитие гражданских отраслей. Это стало возможно вследствие сокращения в 2 раза военных расходов, увеличения налоговых поступлений с прибыли корпораций;

• быстрое развитие научно-технического прогресса. Большую роль на начальном этапе технического обновления производства играли иностранные лицензии и патенты;

• интенсификация труда. За десятилетие производительность труда поднялась более чем в 1,5 раза.

Большое влияние на экономическое развитие оказала европейская интеграция — вступление Германии в ЕЭС. Это позволило снять некоторые таможенные барьеры, усилить кооперацию и специализацию между странами «Общего рынка», активизировать внешнюю торговлю.

Особенности развития и экономическая политика в 1970–1980-е гг.

В первой половине 1970-х гг. экономику ФРГ поразил экономический кризис, спровоцированный перепроизводством и мировым энергетическим кризисом. В результате сократилось производство ВВП и промышленности, снизились внутренние частные инвестиции, возросло число банкротств, усилилась инфляция. Подобные негативные явления имели место и в 1980–1982 гг.

Основные черты экономической политики 1970-х гг.:

• устойчивое развитие малого и среднего бизнеса, особенно в социальной сфере. Такая тенденция сохранялась и весь последующий период. Доля малых и средних предприятий в ВНП в 1980-х гг. достигла 50%;

• активная структурная перестройка. Германия, как и другие развитые страны, переходила к наукоемким, ресурсосберегающим технологиям. Важным элементом в структурной перестройке был перенос за рубеж некоторых видов производства. Это были в основном малорентабельные, а также экологически вредные предприятия химической промышленности и машиностроения;

• экспорт капиталов. Правительство стимулировало экспорт долгосрочного капитала с целью выравнивания платежного баланса и укрепления германской валюты на мировом рынке;

• усиление государственного регулирования. Усиление роли государства в экономике особенно проявлялось в долгосрочном планировании, а также в перераспределении значительной части ВВП (до 50%).

В середине 1980-х гг. меняется экономическая политика, усиливается роль рыночных механизмов. Политика дерегулирования предусматривала:

• приватизацию части государственных предприятий;

• поощрение частных капиталовложений;

• освобождение предприятий от излишней государственной опеки и др.

Результатом такой политики стало повышение темпов прироста ВВП (до 4,5% в год), снижение темпов инфляции (до 1% в год), снижение уровня безработицы (до 7%).

Экономика Германии на рубеже XX–XXI вв. В первой половине 1990-х гг. темпы роста ВВП Германии составляли всего 1,5%, чуть выше среднего показателя по Западной Европе и Японии. Главным фактором ухудшения экономической обстановки стало объединение Западной и Восточной Германии в 1990 г. и создание единого немецкого государства. Трансформация хозяйства Восточной Германии (введение частной собственности, денационализация предприятий, структурная перестройка и др.) отразилась на обеих частях страны. Особенно это было заметно на востоке, где сокращался объем промышленного производства, увеличивался торговый дефицит, росла безработица. С 1994 г. положение начало исправляться.

Основные изменения в экономике Германии 1990-х гг. состояли в следующем.

Государственная экономическая политика:

• изменение налогообложения. Были снижены прямые налоги на компании и повышены границы личного подоходного налога (до 57%);

• сокращение предпринимательской функции государства. В промышленности государство контролировало такие базовые отрасли, как производство цветных металлов, добычу каменного угля. Приватизация предприятий происходила путем продажи акций и превращения их в смешанные компании;

• увеличение расходов на финансирование НИОКР. Большая роль отводилась государству, которое финансировало значительную часть фундаментальных исследований в области космической техники, ядерной энергетики. При этом для ведения научно-технических разработок выделялись средства как крупнейшим компаниям (около 70%), так и средним и мелким фирмам.

Структурные изменения. В 1990-е гг. снижалась доля материального производства в ВВП и повышалась доля услуг. Значительно возросла доля авиакосмической промышленности, автомобилестроения, производства электротехнического оборудования. Однако ФРГ по-прежнему остается крупнейшим производителем черных металлов.

Сельскохозяйственное производство, несмотря на насыщенность машинным парком и химикатами, отстает по уровню интенсивности, уступая таким европейским странам, как Франция, Дания, Нидерланды. Большая часть земель сдается в аренду. В полной собственности фермеров находится лишь 22% земли.

В аграрной политике федерального правительства большая роль отводится развитию всевозможных форм кооперации. Через кооперативы осуществляются кредитование хозяйств, снабжение средствами производства, заготовка и переработка продукции. Отечественное производство обеспечивает свыше 4/5 потребностей в продовольствии.

Концентрация производства. Многие отрасли отличаются высоким уровнем концентрации капитала. Такая тенденция наблюдается более века. Среди крупнейших компаний мира семь являются германскими. В то же время почти половину ВВП создают мелкие и средние фирмы, обеспечивая 2/3 рабочих мест.

Внешняя торговля. По объему экспорта ФРГ прочно занимает второе место в мире, особенно в экспорте автомобилей, машин и оборудования, химических и электротоваров. Большое значение имеет также экспорт мясных и молочных продуктов.

Заграничные инвестиции. Вывоз производственного капитала активно начался с конца 1970-х гг. В условиях обострения конкуренции на мировых рынках товаров германские компании стали вывозить свои капиталы в страны Западной Европы и США, вкладывая их в создание производственных мощностей. Это позволило укрепить позиции германских компаний, особенно в области электроники, автомобилестроения. Германия также является привлекательной страной для иностранных капиталовложений.

 

Заключение

Можно сколько угодно говорить о последующих успехах экономического развития Германии, о конкретных проявлениях «немецкого экономического чуда», об активной роли Германии в европейских интеграционных процессах, однако главное чудо заключалось в том, что, пройдя за 10 первых послевоенных лет через чистилище экономических реформ, немецкий народ вышел из него полностью обновленной нацией, свободной, доброжелательной, жизнерадостной, принесшей покаяние за свое нацистское прошлое. Новые поколения немцев разительно отличались от предшествующих поколений, зараженных фашизмом, которому они вынуждены были служить и который они в большинстве своем искренне поддерживали благодаря изощренному воспитанию и пропаганде. Новая Германия извинилась за свое прошлое, официально осудила его и проявила должное терпение после войны, выполняя возложенные на нее мировым сообществом обязательства.

В связи с этим нельзя не отметить и новые добрые отношения, которые постепенно стали складываться между нашей страной и Германией. Сегодня это наш главный экономический партнер и союзник со стороны Запада. Германия взяла на себя роль «моста» по приобщению России и стран ЦВЕ к ценностям западной и особенно западноевропейской цивилизации. Однако Россия еще не прошла тот путь, который прошла Германия, не осудила свое тоталитарное советское прошлое и не встала прочно и однозначно на путь современной зрелой рыночной экономики и демократии.

 

Список используемой литературы

1. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. Экономическая история: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014.

2. Агапова И. И. История экономики : учеб. пособие / И. И. Агапова. — М. : Магистр : ИНФРА-М, 2014.

3. Кудров В. М. К88 Мировая экономика : учеб. пособие / В. М. Кудров. — М. : Магистр : ИНФРА-М, 2013.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 39.04K
Скачано: 327
Скачать бесплатно
30.11.16 в 22:28 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Эссе на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Эссе для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Эссе, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе