Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по логике »
Тема: Контрольная по логике
Раздел: Бесплатные рефераты по логике
Тип: Контрольная работа | Размер: 52.57K | Скачано: 303 | Добавлен 21.09.16 в 01:14 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
1. Укажите вид отношения между понятиями. Изобразите графически (при помощи кругов Эйлера) эти отношения.
1. А) Солист Большого Театра, В) дирижер,С) музыкант, Д) хоккеист.
2. (А)Любитель музыки, (В) музыкант, (С)тракторист, (Д) искусство.
Исходим из того, что солисты Большого театра – это либо певцы (певицы) либо танцоры (балерины).
Тогда:
Ни один солист Большого театра не может быть дирижером, музыкантом, хоккеистом.
Ни один дирижер не может быть музыкантом или хоккеистом
Ни один музыкант не может быть хоккеистом.
Понятия не связаны между собой.
2. (А)Любитель музыки, (В) музыкант, (С) тракторист, (Д) искусство.
Здесь имеется в виду, что музыкант и тракторист – это профессии, в не хобби.
Т.е. музыкант в свободное время не подрабатывает трактористом и наоборот.
2. Укажите, какие правила определения, нарушены в следующих суждениях.
1. Красота – гармония линий.
2. Мышление – это способность мыслить.
1. Красота – гармония линий.
Несоответствие объема понятий. Красота не только гармония линий.
2. Мышление – это способность мыслить.
Неправильное, здесь нарушено правило: нельзя допускать круга в определении, т.е. когда определяющее понятие само раскрывается через определяемое понятие.
Нарушение этого правила ведет к логической ошибке, называемой тавтологией
3. Укажите правила деления и ошибки, которые возможны при данной операции.
Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением.
В операции деления следует различать делимое понятие – объем которого раскрыть; члены деления – соподчиненные виды, на которые делится понятие и основания деления – признак, по которому производится деление.
Правила деления:
1) Деление должно быть соразмерным. Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды деления понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему деления понятия. Такое деление называется полным.
Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если указаны лишние члены деления, то есть понятия, не являющиеся видами данного рода. Такое деление называется деление с лишними членами.
2) Деление должно производится только по одному основанию.
В процессе деления избранный признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком.
3) Члены деления должны исключать друг друга.
Если выбрано не одно основание, то члены деления – видовые понятия – будут находиться в отношении частичного совпадения.
4) Деление должно быть непрерывным. В процессе деления нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их.
4. Составте по одному примеру каждого из простых суждений по следующим формулам. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.
1. Все S есть Р.
2. Некоторые S есть Р.
3. Ни одно S не есть Р
4. Некоторые S не есть Р
Р - рыба
S-карась
В суждении “Все щуки - рыбы” субъектом является понятие “щука”, а предикатом -понятие “рыба”. Суждение А – общеутвердительное. Квантор общности - “все”. Субъект распределен, так как речь идет о всех карасях, т.е. его объем полностью включен в объем предиката. Предикат не распределен, так как в нем мыслится только часть рыб, которые совпадают со щуками; речь идет лишь о той части объема предиката, которая совпадает с объемом субъекта.
2. Некоторые S есть Р.
Суждение I – частноутвердителъное. В суждении “Некоторые подростки - филателисты” термины такие: S - “подростки”, Р - “филателист”, квантор существования - “некоторые”. Соотношение S и Р изображено на рисунке.
Субъект не распределен, так как в нем мыслится только часть подростков, т. е. объем субъекта лишь частично включается в объем предиката. Предикат тоже не распределен, так как он также лишь частично включен в объем субъекта (только некоторые филателисты являются подростками).
Если понятия S и Р перекрещиваются, то Р не распределен.
В суждении “Некоторые писатели – поэты” термины такие: S- “писатель”, Р - “поэт” и квантор существования -“некоторые”. Субъект не распределен, так как в нем мыслится только часть писателей, т. е. объем субъекта лишь частично включается в объем предиката. Предикат распределен, ибо объем предиката полностью входит в объем субъекта. Таким образом, Р распределен, если объем Р меньше объема S, что бывает в частных выделяющих суждениях.
3. Ни одно S не есть Р
травоядное животное”. В нем термины такие: S - “лев”, Р - “травоядное животное” и кванторное слово - “ни один”. Здесь объем субъекта полностью исключается из объема предиката, и наоборот. Поэтому и S, и Р распределены
4. Некоторые S не есть Р
Суждение О - частноотрицательное. “Некоторые учащиеся не являются спортсменами”. В нем такие термины: S - “учащийся”, Р -“спортсмен” и квантор существования - “некоторые”. Субъект не распределен, так как мыслится лишь часть учащихся, а предикат распределен, ибо в нем мыслятся все спортсмены, ни один из которых не включен в ту часть учащихся, которая мыслится в субъекте.
Можно сказать что, S распределен в общих суждениях и не распределен в частных; Р всегда распределен в отрицательных суждениях, в утвердительных же он распределен тогда, когда по объему Р <= S.
5. Приведите по 3 примера сложных суждений, определив связку и записав его формулу.
Наиболее употребительные логические связки:
На автостоянке стоят «Мерседес» и «Жигули»
По улице бежал громадный барбос, а рядом поспешала мелкая болонка
Днем шел дождь, а вечером пошел снег
Если подбросить монету выпадет либо орел, либо решка
Идти можно или назад или вперед или направо или налево
Ты выбирай – либо за Потапыча замуж, либо в девках ходить останешься
3) Импликация. В естественном языке ей соответствует союз «если… то». Она обозначается знаком «→». Суждение с такой связкой называется импликативным, или просто импликацией, и выглядит следующим образом:
a→b. Первый член импликации называется антецедентом, или основанием; второй – консеквентом, или следствием. В повседневном языке союз «если… то» обычно соединяет предложения, которые выражают причинно-следственную связь явлений, причем первое предложение фиксирует причину, а второе – следствие. Отсюда и названия членов импликации.
Если мы залезем на дерево и не упадем, то увидим дорогу
Если земля плоская, то она стоит на трех китах, а если круглая, то киты сдохли
Мыслю – значит существую
6. Укажите антецедент и консеквент условных суждений, приведите их символическую запись. Дайте определение этим понятиям.
1.Если гражданин Н. является инвалидом Великой Отечественной войны, то на него распространяются права и льготы, присущие только этой группе людей
2.Следователь вправе произвести следственный эксперимент, если необходимо уточнить данные по делу
3.Автомобиль не мог бы пройти на скорости поворот, если бы у него были неисправны тормоза
4.Если по истечении срока временной работы с работником не был расторгнут договор, он считается принятым на постоянную работу.
Антецедент (основание) – р, консеквент (следствие) –q
1.Если гражданин Н. является инвалидом Великой Отечественной войны (p), то на него распространяются права и льготы (q), присущие только этой группе людей
p → q
2.Следователь вправе произвести следственный эксперимент (q), если необходимо уточнить данные по делу (p)
q ← p
3.Автомобиль не мог бы пройти на скорости поворот (q), если бы у него были неисправны тормоза (p)
q ← p
4.Если по истечении срока временной работы с работником не был расторгнут договор (p), он считается принятым на постоянную работу (p).
p → q
5. Суд отказывает в иске истцу (q), если его исковые требования являются незаконными (p)
q ← p
7. Укажите правила постановки ответа и возможные ошибки.
1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким. Это во многом зависит от того, как отвечающий понимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ. При несоблюдении этого правила смысл ответа уловить трудно.
2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его. Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила.
3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать и указание на эту некорректность. В одних случаях достаточно сказать, что в таком-то пункте вопрос не ясен и требует уточнения. В других - что вопрос не заслуживает обсуждения, поскольку он окончательно решен и ответ известен. В третьих - что требовать ответа пока преждевременно, поскольку вопрос неразрешим в силу недостатка каких-то данных, отсутствия подходящих методов решения и т. д. Особого внимания заслуживают вопросы, источник некорректности которых - ложность их предпосылок. Единственно возможный способ отвечать на такие вопросы - отвергать эти ложные предпосылки;
4. Ответ не должен формулироваться в виде вопросительного предложения, так как это будет уже новый вопрос.
8.Сделайте вывод из следующих суждений при помощи превращения, обращения и противопоставления предикату. Запишите схему. Аргументируйте ответ на основе:
а) определения вида непосредственного умозаключения;
б) указания правила, по которому проверялась правильность умозаключения.
1. «Благородный муж» живет в согласии со всеми. (По Конфуцию).
2. Некоторые знаки не имеют значения.
(Все S суть P)/(Ни одно S суть не -P)
Никакой «благородный муж» не живет в согласии со всеми
(Все S суть P)/(Некоторые P суть S )
В некотором (частичном) согласии со всеми живут «благородные мужи»
Противопоставление:
(Все S суть P)/(Ни одно P не суть S)
Нет согласия между всеми и «благородными мужами».
Некоторые знаки не имеют значения.
Частноотрицательное SoP,
Превращение:
( Некоторые S не суть P)/(Некоторые S суть не -P)
Некоторые знаки имеют не значение
Обращение: Частноотрицательные суждения не обращаются
Противопоставление:
( Некоторые S не суть P)/(Некоторые не-Р суть S)
Некоторые знаки не имеют значения
Некоторые не-значения суть знаки
9. Дайте логическую характеристику приведенных Вами простых категорических силлогизмов (ПКС):
а) формализуйте входящие в ПКС суждения;
б) выделите структурные элементы ПКС: меньший, больший и средний термины; большую, меньшую посылки и заключение;
в) расположите структурные элементы по правилу записи ПКС:
1) большая посылка,
2) меньшая посылка,
3) заключение;
г) определите фигуру ПКС;
д) установите модус ПКС;
е) проверьте правильность ПКС по модусу.
Аргументируйте ответ на основе:
а) определения структурных элементов ПКС;
б) объяснения построения фигуры и составления модуса ПКС;
в) пояснения проверки правильности ПКС по модусу.
Умозаключение: «Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако гражданин Н. не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как он….»
Демонстративное, дедуктивное.
Лица, совершившие хулиганский поступок (М)
Привлекаются к уголовной ответственности. (Р)
Гражданин Н. (S) не совершал хулиганского поступка (М)
Гражданин Н. (S) не может быть привлечен к уголовной ответственности. (Р)
Все М есть Р
Все S не есть М
Все S не есть Р
АEE (верно, 2-я фигура)
Умозаключение правильное, заключение достоверно.
10. Используя условную посылку, постройте правильное условно-категорическое умозаключение (УКУ) по утверждающему модусу; по отрицающему модусу.
а) выделите структурные элементы УКУ: условную посылку, указав в ней основание и следствие, категорическую посылку и заключение; обозначьте их соответствующими символами;
б) указания направленности вывода УКС;
в) проверьте правильность УКУ.
1. Если либеральный путь развития страны в переходный период ставит перед государством одни задачи, то социал-демократическая модель ориентирует переходное государство на несколько иные задачи и направления его деятельности.
2.Суд и лица, участвующие в деле, могут выступить с инициативой принятия дополнительного решения суда только до вступления решения суда в законную силу
Если либеральный путь развития страны в переходный период ставит перед государством одни задачи (a), то социал-демократическая модель ориентирует переходное государство на несколько иные задачи и направления его деятельности (b).
По утверждающему модусу
Если либеральный путь ставит перед государством одни задачи (a)
то социал-демократический путь ставит перед государством другие задачи (b).
либеральный путь ставит перед государством одни задачи (a)
социал-демократический путь ставит перед государством другие задачи (b).
a/b
(p→q,p)/q
По отрицающему модусу
Если либеральный путь ставит перед государством одни задачи (a)
то социал-демократический путь ставит перед государством другие задачи (b)
социал-демократический путь не ставит перед государством другие задачи (b)
либеральный путь не ставит перед государством одни задачи (a).
Мне представляется, что здесь два УКУ
1. Если либеральный путь развития, то одни задачи
2. Если социал-демократический, то другие
Если либеральный путь развития
то одни задачи
Либеральный путь развития
Одни задачи
Если либеральный путь развития
то одни задачи
Не «одни» задачи
Не либеральный путь развития
Аналогично со вторым.
2.Суд и лица, участвующие в деле, могут выступить с инициативой принятия дополнительного решения суда только до вступления решения суда в законную силу
Если решение суда не вступило в законную силу, то суд и лица участвующие в деле могут выступить с инициативой принятия дополнительного решения суда.
По утверждающему модусу
Если решение суда не вступило в законную силу (а)
то суд и лица участвующие в деле могут выступить с инициативой принятия дополнительного решения суда (b)
решение суда не вступило в законную силу (а)
суд и лица участвующие в деле могут выступить с инициативой принятия дополнительного решения суда (b)
Если а,то b
a/b
(p→q,p)/q
Первая посылка — условное суждение, выражающее связь основания (а) и следствия (b). Вторая посылка — категорическое суждение, в котором утверждается истинность основания (а): иск предъявлен недееспособным лицом. Признав истинность основания, мы признаем истинность следствия (b): суд оставляет иск без рассмотрения.
По отрицающему модусу
Если решение суда не вступило в законную силу (а)
то суд и лица участвующие в деле могут выступить с инициативой принятия дополнительного решения суда (b)
суд и лица участвующие в деле не могут выступить с инициативой принятия дополнительного решения суда (не -b)
решение суда вступило в законную силу (не -а)
Если а,то b
(не-a)/(не-b)
(p→q,-q)/(-p)
11. Составьте 2 индуктивных умозаключения по приведенной схеме. Выделите структурные элементы индукции: исходные посылки, указав в них субъекты и предикат; посылку, в которой отражено знание о количестве субъектов данного класса, и заключение;
Определите вид индуктивного умозаключения по полноте и законченности исследования: полная или неполная;
Структура индуктивного умозаключения
S1 есть Р
S2 есть Р
S3 есть Р
S1, S2, S3 составляют часть предметной области S
Все S есть P
«Окружность (а1) не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках (Р)».
«Эллипс (а2) не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках (Р)».
«Парабола (а3) не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках (Р)».
«Гипербола (а4) не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках (Р)».
Окружность (а1), эллипс (а2), парабола (а3) и гипербола (а4) составляют (и исчерпывают) класс конических сечений (А).
Ни одно коническое сечение (А) не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках (Р).
Индукция полная.
Заключение в полной индукции является общим знанием, в этом смысле оно является новым по сравнению с тем, что дано в посылках. Но оно не содержит никакой принципиально новой информации, кроме той, что заключена в посылках.
Юпитер движется. Марс движется. Венера движется. Юпитер, Марс, Венера – это планеты. Все планеты движутся.
Первые три посылки - частные случаи, четвёртая посылка подводит их под один класс объектов, объединяет их, а в выводе говорится обо всех объектах этого класса, т. е. формулируется некое общее правило (вытекающее из трёх частных случаев). Индукция неполная.
12. К данным тезисам подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя любую форму обоснования (один из видов дедуктивного умозаключения, индуктивного умозаключения, умозаключения по аналогии).
Тезис: Нобелевских премий в области правоведения не присуждают.
Тезис: Нобелевских премий в области правоведения не присуждают.
Согласно завещанию Нобиля по инициативе Шведского банка
Нобелевская премия присуждается в области физики
Нобелевская премия присуждается в области химии
Нобелевская премия присуждается в области физиологии и медицины
Нобелевская премия присуждается в области литературы
Нобелевская премия присуждается в области Содействие установлению мира во всём мире
Нобелевская премия присуждается в области экономики
Премии по правоведению нет в завещании
Следовательно, Нобелевских премий в области правоведения не присуждают.
13. Укажите мнимые аргументы
а) к силе
б) к любви
в) к истине
г) к человеку
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.