Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по административному праву »

Органы местного самоуправления как субъекты административного права

Органы местного самоуправления как субъекты административного права [05.04.16]

Тема: Органы местного самоуправления как субъекты административного права

Раздел: Бесплатные рефераты по административному праву

Тип: Контрольная работа | Размер: 40.96K | Скачано: 249 | Добавлен 05.04.16 в 22:38 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение. 3

1 Органы местного самоуправления как субъекты административного права. 4

2 Практическое задание. 9

Заключение. 10

Список использованных источников. 11

 

введение

Актуальность темы работы обусловлена тем, что правовой статусорганов местного самоуправления как субъектов административного правав современных условиях социального развития и в обновленной российской правовой системе представляет собой малоизученный в теории, но широко используемый на практике институт административного и муниципального права, регулирующий исполнительно-распорядительную деятельность в системе органов идолжностных лиц, создаваемых на территории муниципального образования для решениязакрепленных за местным самоуправлением вопросов местного значения и выполнения функций обеспечения потребностей населения.

Закрепление в Конституции Российской Федерации (ст.ст. 131, 132) принципа организационной обособленности органов местного самоуправления в системе управления обществом и государством, и положения о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12), заставляет пересмотреть традиционные подходы к исследованию административно-правовых институтов, которые должны рассматриваться через призму обеспечения потребностей, прав и свобод человека и гражданина. В частности, это относится к органам исполнительной власти, поскольку, очевидно, что принцип «организационной обособленности органов», выделяемый В.И. Фадеевым, разрывает единство исполнительной власти.

Положение осложняется тем, что правовой статусорганов местного самоуправления как субъектов административного права, несущих основную нагрузку по оперативной работе на местном уровне не урегулирован, а только лишь обозначен и на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Российской Федерации.

Таким образом, анализ основных элементов правового статусаорганов местного самоуправления как субъектов административного права имеет важное теоретическое и практическое значение.

Целью настоящей работы является комплексное исследование органов местного самоуправления как субъектов административного права.

Данная цель потребовала решения следующих задач:

- рассмотреть правовое положение органов местного самоуправления как субъектов административного права;

- решить практическое задание.

Структура работы состоит из введения, теоретического вопроса, практического задания, заключения и списка использованных источников.

 

1 Органы местного самоуправления как субъекты административного права

В системе органов местного самоуправления выделяются следующие элементы: виды (организационно-правовые формы) органов местного самоуправления и их правовое положение; территориальные пределы деятельности органов местного самоуправления (виды муниципальных образований, их границы); внешняя структура органов местного самоуправления (варианты перечней органов местного самоуправления в муниципальных образованиях и соотношения названных органов между собой); внутренняя структура отдельных органов местного самоуправления и их должностной состав.

Статья 34 Закона N 131-ФЗ включает в структуру следующие органы местного самоуправления: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, а также иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Следует обратить внимание на то, что вопрос о том, какие органы местного самоуправления должны быть обязательно созданы в муниципальном образовании, решается в Законе N 131-ФЗ иным образом, чем это было предусмотрено положениями Закона от 28 августа 1995 г. В Законе от 28 августа 1995 г. в качестве обязательного признавалось наличие только выборных органов местного самоуправления муниципальных образований (п. 2 ст. 14). Это положение согласовано с п. 2 ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления, где закреплено, что право органов местного самоуправления решать дела, входящие в предметы их ведения, осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Согласно Закону от 28 августа 1995 г. все другие органы местного самоуправления, помимо выборных органов, должны были определяться самостоятельно муниципальными образованиями. Конституционный Суд РФ в своем Определении от 21 февраля 2002 г. N 26-О признал, что местное сообщество может вообще не предусматривать в своем уставе должность главы муниципального образования - выборного должностного лица. Другой подход используется в Законе N 131-ФЗ, который устанавливает, что в муниципальном образовании в обязательном порядке должны создаваться: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Далее рассмотрим внутреннюю структуру органов местного самоуправления. Органы муниципального образования создаются для принятия самостоятельных решений, касающихся непосредственно граждан, общественных объединений, субъектов хозяйственной деятельности, а также органов публичной власти на территории этого поселения.

Разнообразие вопросов, решаемых органами местного самоуправления, определяет выделение в их составах структурных единиц. К внутренней структуре органов местного самоуправления относится перечень комитетов, комиссий в структуре аппарата, отделов, управлений и прочих подразделений. Например, администрация г. Екатеринбурга состоит из главы и его заместителей, департаментов, управлений, отделов и комитетов.

Отношения между органами и должностными лицами в муниципальных образованиях можно определить как внутрисистемные, поскольку они возникают при самостоятельном формировании управленческих структур в муниципальном образовании, определении системы органов и их взаимодействий, при распределении обязанностей между органами местного самоуправления и т.д.

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в пределах территории муниципального образования, но существует деятельность, объединяющая муниципальные образования, - межмуниципальное сотрудничество. Можно выделить три основные формы такого сотрудничества: публичные, договорные и организационно-хозяйственные. Для реализации целей межмуниципального сотрудничества в рамках публичной формы в каждом субъекте РФ предусматривается образование советов муниципальных образований. Помимо этого, может быть образовано единое общероссийское объединение муниципальных образований. Такие объединения созданы как на уровне субъектов Федерации, так и на федеральном уровне (где действует Единое общероссийское объединение муниципальных образований - Конгресс). Кроме того, с учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципалитетов. Такими являются, например, межрегиональные объединения муниципальных образований (Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Ассоциация городов юга России и т.д.).

Особое внимание хотелось бы уделить такому элементу системы органов местного самоуправления, «как взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления. Верным является мнение: что бы ни делало руководство в некоторых субъектах Федерации, чтобы оправдать вмешательство центра, местные проблемы можно решать на местном уровне». Государственное управление подразумевает не только управляющее воздействие, но и организационное сотрудничество государства и его субъектов с местным самоуправлением, обеспечивающее целенаправленное и эффективное функционирование муниципальных образований. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется ради достижения общей цели - повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом (так, например, местная администрация взаимодействует с государственными, правоохранительными, хозяйственными органами в сфере борьбы с преступностью и терроризмом, укрепления законности и правопорядка).

Взаимодействие региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на основе других принципов: законности, сочетания интересов населения субъекта и соответствующего муниципального образования, учета исторических и местных традиций, самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий, взаимного согласия органов государственной власти и органов местного самоуправления при выработке совместного решения, обеспеченности финансовыми и материальными ресурсами при реализации вопросов, требующих совместного решения, добровольности заключения договоров и соглашений, взаимной ответственности и гласности.

Органы местного самоуправления, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, ранее - советов народных депутатов, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и другие.

Исторически сложились две основные формы организации власти на местах. Наиболее демократичной является такая организация местной власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов (местного самоуправления) различных уровней. Единства мнений по этому вопросу нет. Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы в 1985 году, придерживается такого подхода. В Японии, например, все основные вопросы внутренней жизни в префектурах, городах, поселках и деревнях решают выборные собрания. Значительной самостоятельностью обладают органы местного самоуправления Англии и Австрии.

В России органы местного самоуправления также имеют широкие полномочия в самостоятельном решении разнообразных вопросов жизни той или иной административно-территориальной единицы (поселка, села, города, района, области). Статья 12 Конституции России признает и гарантирует организацию и функционирование местного самоуправления не как один из уровней организации публичной власти, а качественно отличающуюся от других частей государственной системы. Они не только автономны, но и непосредственно зависимы друг от друга. Эффективность этого союза самым непосредственным образом оказывает воздействие на формирование институтов гражданского общества.

В ряде стран органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях центральной властью. Хотя они ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, дорожным строительством и другими важными вопросами, тем не менее поддержание правопорядка возлагается на лицо, назначаемое центром.

Характерным примером этого является организация местной власти во Франции, где в департаментах центральная власть представлена префектом, который назначается президентом. Префекту подчинены все ведомственные службы, он осуществляет контроль над муниципальными службами, руководит полицией. Генеральный совет, как орган самоуправления, решает все остальные вопросы местного значения. Муниципальные советы, действующие в коммунах, в свою очередь, избирают мэра, который также является представителем центра и главой местной полиции.

Полномочия органов местного самоуправления в Италии также находятся под контролем центральной власти. Назначаемые правительством страны комиссионеры предназначены координировать деятельность областных правительств (джунт). В провинциях и коммунах наряду с собственными советами управленческие функции осуществляют префект и совет префектуры.

Государственное управление рассматривается как управление делами государства. В то же время само государство можно рассматривать как один из органов управления делами общества в целом. Оно выступает как внешнее управление в отношении объединенных в коллективы членов общества (национально-территориальных и территориальных общностей, трудовых коллективов, широкого круга общественных объединений).

В определенных случаях государство может делегировать органам местного самоуправления на определенных полномочиях часть принадлежащих ему полномочий (например, взимание налогов и пошлин, а также штрафных санкций). Поэтому на каждом этапе социального развития необходим взвешенный подход к соотношению конкретного сочетания между государственным управлением и органами местного самоуправления. Они являются разными формами единой публичной власти и социального управления.

В СССР на конституционном уровне органы местного самоуправления определялись первичным элементом системы органов государственной власти.

Конституция Российской Федерации закрепляет местное самоуправление как важную форму народовластия. По законодательству Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Международно-правовые документы и, в частности, Европейская хартия местного самоуправления (принята Советом Европы в 1980 г.) определяют местное самоуправление как право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею.

Установление в Конституции самостоятельной системы публичной власти, не относящейся к государственной власти, имеет большое значение для повышения активности и самостоятельности граждан в решении вопросов местного значения, а следовательно, для развития демократических отношений в стране.

Законодательством Российской Федерации представительному органу муниципального образования предоставляется право «удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)». Законодатель определил следующие основания для принятия такого решения:

1.Решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление следующих последствий (пункты 2 и 3 части 1 статьи 75 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), а именно:

- если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;

- если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

2.Неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

3.Неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, «данная два раза подряд».

 

2 Практическое задание

В одном микрорайоне находится ГОВД, отделение РАН, больница, фабрика, завод, кинотеатр, парикмахерская, районная администрация, НИИ, облздравотдел, коллегия адвокатов. Какие из названных организационных единиц являются органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, органами, структурными подразделениями.

ГОВД, коллегия адвокатов относятся к государственным органам.

Районная администрация относится к органам исполнительной власти.

Больница, кинотеатр, НИИ, относятся к учреждениям.

Фабрика, завод и парикмахерская относятся к предприятиям.

Отделение РАНоблздравотдел относятся к структурным подразделениям учреждений.

 

Заключение

Таким образом, органы местного самоуправления - это выборные и иные органы местного самоуправления, образуемые в городских и сельских поселениях и на других территориях (собрания представителей, глава местного самоуправления). Создание ряда органов местного самоуправления обязательно в силу указания закона, другие же могут создаваться в соответствии с уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Представительные органы - выборные органы местного самоуправления, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения. Работают на непостоянной основе, созываются главой муниципального образования.

Исключительная компетенция представительных органов:принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом;утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;установление местных налогов и сборов, порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц.

Глава муниципального образования – выборное должностное лицо, которое возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на муниципальной территории. Избирается гражданами, проживающими на соответствующей территории, или представительным органом, которым он подотчетен.

Иные органы местного самоуправления образуются на основании устава муниципального образования.

Правовой статус органов местного самоуправления состоит в том, что они:

- не входят в систему органов государственной власти;

- могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых материальных и финансовых средств;

- основы статуса, полномочия, структура установлены законом;

- могут вступать в различные, в том числе административно-правовые, отношения;

- принимают по вопросам своего ведения правовые акты;

- наделяются правом самостоятельного решения вопросов местного значения;

- общие принципы, гарантии МС не могут быть произвольно ограничены каким-либо органом государственной власти;

- решения органов местного самоуправления могут быть отменены только принявшими их органами или признаны недействительными по решению суда (обязанность отменить данный акт возлагается на субъектов, их принявших).

При этом, предусматривается возможность участия населения в осуществлении местного самоуправления в форме территориального общественного самоуправления (на территориях, не являющихся муниципальными образованиями).

 

Список использованных источников

  1. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Дипломатический вестник. – 1998. - N 10.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
  5. Федеральный закон от 07.05.2009 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 11.05.2009, N 19, ст. 2280.
  6. Определение Конституционного Суда РФ от 21.02.2002 N 26-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Курганской областной Думы о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2002. - N 4.
  7. Беседа У. Бернхема и М.С. Саликова // Российский юридический журнал. - 2008. - N 1. – С.5 – 7.
  8. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».  - М.: Деловой двор, 2010. – 281 с.
  9. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. - М.: Норма, 2012. – 368 с.
  10. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право. -
  11. Курганская О.В. Понятие, виды органов местного самоуправления и их предназначение // CREDO NEW. - 2004. - N 2. - С. 123 – 125.
  12. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. - М.: Норма, 2010. – 428 с.
  13. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС Консультант Плюс. 2009.
  14. Холодилова Е.А., Елькина А.В. Органы местного самоуправления как элемент публичной власти // Российская юстиция. - 2015. - N 8. - С. 6 - 8.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 40.96K
Скачано: 249
Скачать бесплатно
05.04.16 в 22:38 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе