Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »

Миграционная политика

Миграционная политика [02.12.09]

Тема: Миграционная политика

Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 39.63K | Скачано: 233 | Добавлен 02.12.09 в 06:18 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2008


План работы

Введение 3

1. Государственная миграционная политика: ограничительные и стимулирующие мероприятия 4

2. Международное регулирование трудовой миграции 10

3. Тесты 15

Заключение 17

Список использованной литературы 19

 

Введение

Государственное регулирование миграционных процессов является основной функцией миграционной политики.

В экономическом словаре дается следующее определение миграционной политики - совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.

Миграционная политика реализуется на разных уровнях, в зависимости от параметров ее субъектов. При этом все участники миграционной политики рассматриваются как субъекты, в разной степени активные элементы данной деятельности. Среди субъектов миграционной политики могут быть как органы государственной власти, так и общественные организации, предприятия, малые социальные группы, отдельные индивиды.

 Миграционная политика ведется на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, которые привлекают мигрантов к работе и стимулируют для этого их переселение. Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников. С этой целью во всех странах вводятся количественные, временные, профессиональные, возрастные, социально-экономические ограничения.

Для стимулирования рэиммиграции существуют программы экономической помощи странам — экспортерам рабочей силы. Они реализуются путем заключения соглашений между странами массовой иммиграции и массовой эмиграции о создании новых предприятий на родине реимигрантов.

На международном уровне создано несколько организаций, занимающихся регулированием миграции - Международная организация по миграции (МОМ), Международная организация труда (МОТ) и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ).

 

  1. Государственная миграционная политика: ограничительные и стимулирующие мероприятия

Миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера.

Под миграционной политикой понимается совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.

Целями международной миграционной политики являются определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционном процессе.

В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.

В проведении миграционной политики используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические. Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников. Каждая страна устанавливает перечень иммигрантов определенных профессий, в приеме которых она заинтересована. Осуществляется количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях.

Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями из разных стран из одного географического региона.

Кроме того, осуществляется экономическое регулирование миграции. В первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику принимающих стран. К числу экономических мер, воздействующих на масштабы иммиграции, относятся взимание с иммигрантов пошлин за трудоустройство, уплата налогов предпринимателями, использующими труд иммигрантов.

Государства вводят временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.

Для  поддержки мигрантов существуют программы экономической помощи странам — экспортерам рабочей силы. Они реализуются путем заключения соглашений между странами массовой иммиграции и массовой эмиграции о создании новых предприятий на родине реимигрантов.

Программы стимулирования реэмиграции включают широкий круг мероприятий, начиная с мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую страну, в других – через некоторое время после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказались также весьма значительными в результате необходимости создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой.

Основными целями миграционной политики стран-экспортеров рабочей силы является регулирование ее оттока и защита интересов граждан-мигрантов за рубежом. Устанавливаются масштабы эмиграции и определяются качественный состав эмигрантов. Регулируются поступления от экспорта рабочей силы. Для привлечения валютных средств в страну экспортера рабочей силы открываются валютные счета эмигрантам под более высокую процентную ставку. Определяются конкретные формы найма рабочей силы.

Миграционная политика в отношении вынужденных мигрантов состоит в осуществлении миграционного контроля, разработке мер по оказанию им экстренной помощи и определении долгосрочных решений, касающихся их будующего.

Государственная миграционная политика Российской Федерации основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, положениях Конституции Российской Федерации и выражается в федеральных законах и нормативных правовых актах, законах и нормативных правовых актах субъектов Федерации, договорах и соглашениях между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Миграционная ситуация в России позволяет определить приоритеты миграционной политики, сосредоточить усилия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на:

1. Предупреждении, предотвращении и минимизации негативных последствий стимулированных миграционных потоков.

2. Адаптации и интеграции мигрантов на новом месте жительства.

3. Пресечении незаконной миграции.

4. Обеспечении регулирования внешнетрудовой миграции, социальной защиты трудящихся мигрантов.

5. Оптимизации размещения населения и трудовых ресурсов посредством социально-экономических миграций.

6. Добровольном возвращении мигрантов (внутренних перемещенных лиц, беженцев и лиц, ищущих убежище).

Реализация миграционной политики Российской Федерации осуществляется на основе программно-целевого метода. Перечень конкретных мероприятий по реализации миграционной политики Российской Федерации на определенный временной период разрабатывается в рамках программы действий, представляемой в установленном порядке в Правительство Российской Федерации, и региональных программ.

Основные мероприятия Федеральной миграционной программы  - мероприятия, направленные на:

Общая характеристика миграционной ситуации в Российской Федерации по данным Ростата за 9 месяцев 2007 г. приведена в таблице:

Таблица 1 — Общие итоги миграции в РФ

 

Январь-сентябрь
2007г.

Справочно
январь-сентябрь 2006г.

человек

на 10 тыс.
человек населения

человек

на 10 тыс.
человек населения

Миграция - всего

 

 

 

 

прибывшие

1651803

155,4

1512583

141,9

выбывшие

1472740

138,6

1417447

133,0

миграционный прирост (+), снижение (-)

+179063

+16,9

+95136

+8,9

в том числе:
в пределах России

 

 

 

 

прибывшие

1436738

135,2

1376558

129,1

выбывшие

1436738

135,2

1376558

129,1

миграционный прирост (+), снижение (-)

-

-

-

-

международная миграция

 

 

 

 

прибывшие

215065

20,2

136025

12,8

Продолжение таблицы 1

выбывшие

36002

3,4

40889

3,8

миграционный прирост (+), снижение (-)

+179063

+16,9

+95136

+8,9

в том числе:
с государствами-участниками СНГ

 

 

 

 

прибывшие

205290

19,3

129636

12,2

выбывшие

23736

2,2

26710

2,5

миграционный прирост (+), снижение (-)

+181554

+17,1

+102926

+9,7

со странами дальнего зарубежья

 

 

 

 

прибывшие

9775

0,9

6389

0,6

выбывшие

12266

1,2

14179

1,3

миграционный прирост (+), снижение (-)

-2491

-0,2

-7790

-0,7

За 9 месяцев 2007г. число мигрантов внутри России увеличилось на 60,18 тыс.человек, или на 4,37% по сравнению с предыдущим годом.

По данным   Федеральной миграционной службы за разрешением на работу в 2007 году обратилось 2 миллиона 300 тысяч  человек, при этом на учет в России за этот год поставлено 7 миллионов 300 тысяч иностранцев.

В 2008 году Федеральная миграционная служба  установила квоту на прием трудовых мигрантов в размере 2 миллионов с учетом 14 профессиональных категорий. При этом сохраняется 30 % резерв  на привличение дополнительной иностанной трудовой силы, если будет какя-то нехватка.

 

  1. Международное регулирование трудовой миграции

В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции. Все эти меры призваны решать проблемы международной миграции, такие как большой объем нелегально трудящихся иммигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, рост интеклектуальной миграции, бизнес-миграции,трудоустройство бывших эмигрантов, вернувшихся в свою страну.

На международном уровне создано несколько организаций, занимающихся регулированием миграции и решением ее проблем.. Одной из них является Международная организация по миграции (МОМ). В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области упорядочения миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения "утечки умов", реэмиграции, предоставления экспертных и консультативных услуг.

Проблемы миграции населения нахоятся в центре внимания различных международных организаций. Комиссия ООН по народонаселению из имеющегося фонда субсидирует национальные программы в области миграции населения. Международная организация труда (МОТ) занимается регулированием межстрановой миграции населения. Международная организация по миграции (МОМ) акцентирует внимание на организации межтрановой миграции, изучает опыт разных стран в миграционном процессе. Межправительственный комитет по вопросам миграции создан в регионе Западной Европы. При Комиссии Европейского союза по делам проживающих на его территории выходцев из третьих стран создан Форум мигрантов, объединяющий представителей свыше 110 ассоциаций иммигрантов. Его первоочередная задача — контроль за обустройством жизни мигрантов в странах поселения.

Каждая из этих организаций при их тесном сотрудничестве действует в рамках своей компетенции. МОТ — в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов, а УВКБ ООН — по вопросам защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации.

Кроме того, на международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития).

Мигранты, не довольные своим положением, создают различные объединения. Так возникло движение европейских иммигрантов с исполнительным органом Советом европейских ассоциаций иммигрантов (СЕАИ). В него входят представители 2500 организаций и групп, объединяющих иммигрантов по происхождению и проживанию.

В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемых между ФРГ и странами-экспортерами, есть положение о том, что наем и оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих.

Иммиграционные службы стран, для уменьшения потока нелегальной миграции, контролируют прежде всего въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.

Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений.

Международные соглашения могут быть двусторонними и много-сторонними. В этих соглашениях устанавливаются определенные коли-чественные лимиты (квоты) на въезд граждан в ту или иную страну. Многосторонние соглашения имеют место между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран, т.е. из стран, не входящих в Европейский Союз.

Эти соглашения, как правило, реализуется через национальные ве-домства, занимающиеся вопросами труда (например, в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда; в Финляндии - Министерство труда; в Китае - Государственное управление по делам иностранных специалистов).

Процедура реализации соглашений об иммиграции заключается в следующем. Сторона, направляющая работников за рубеж, проводит предварительный отбор кандидатов в соответствии с критериями, со-гласованными с другой стороной. Уполномоченный орган отправляющей стороны проверяет соответствие предлагаемых кандидатов-мигрантов условиям международного соглашения, а затем переправляет данные об этих кандидатах уполномоченному органу принимающей стороны.

Следует отметить, что государственный аппарат вербовки иностранных рабочих не всегда может справиться с вербовкой работников в необходимом объеме. В этой связи во многих странах существует институт частных посредников, т.е. фирм или частных лиц, которые, получив от государственных органов лицензию на данный вид деятельности, занимаются подбором кадров для работы за рубежом. Однако государство должно контролировать деятельность подобных фирм. Отсутствие такого контроля зачастую приводит к росту нелегальной иммиграции.

Для решения проблемы трудоустройства бывших эмигрантов, вернувшихся домой, государство  страны-экспортера рабочей силы разрабатывает и создает более благоприятные социально-экономические условия, вводит льготы для такой категории граждан.

Наиболее актуальной все еще остается проблема интелектуальной миграции («утечка мозгов»), а также бизнес миграции.

Движение квалифицированных специалистов происходит не только "к капиталу", но и "одновременно с капиталом или вслед за ним". Этот процесс тесно связан с деятельностью международных корпораций, имеющих сеть филиалов по всему миру, переманивающих ведущих специалистов из различных сфер науки, управления, изобретательства.

Для решения этой проблемы правительство разрабатывает национальные программы, вводит гранты за научные исследования и разработки, предоставляет льготные условия проживания «интелектуальной элиты страны».

Бизнес эмиграция представляет собой эмиграцию предпринимателей, стимулируемую отсутствием политической и экономической стабильности,  засильем криминалитета, стремлением реализовать накопленный потенциал в более благоприятной обстановке. Во многих странах, предлагаются льготные условия налогообложения малого предпринимательства, предоставления кредитов, реализуются программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

За 2007 г. отмечается миграционный прирост числа мигрантов из стран с государствами - участниками СНГ увеличилось на 181,554 тыс.человек, а из стан дальнего зарубежья наблюдается обратная ситуация — снижение числа мигрантов на 2,491 тыс. человек. Общая миграционная ситуация характеризуется приростом  населения на 179,063 тыс. человек.

Показатели международной миграции на 9 месяцев 2007 года приведены в таблице 2:

Таблица 2 — Показатели международной миграции

 

Январь-сентябрь
2007г.

Справочно
январь-сентябрь 2006г.

число
прибывших

число
выбывших

миграционный
прирост (+), снижение (-)

число
прибывших

число
выбывших

миграционный
прирост (+), снижение (-)

Международная миграция

215065

36002

+179063

136025

40889

+95136

в том числе:
с государствами-участниками СНГ

205290

23736

+181554

129636

26710

+102926

в том числе:
Беларусь

4577

4037

+540

4192

4750

-558

Казахстан

29332

7779

+21553

29002

9165

+19837

Молдова

10517

487

+10030

6212

464

+5748

Украина

37802

8007

+29795

24668

9028

+15640

Государства Закавказья

46839

2027

+44812

19293

1997

+17296

Азербайджан

15868

1028

+14840

5248

1029

+4219

Армения

22933

541

+22392

9362

523

+8839

Грузия

8038

458

+7580

4683

445

+4238

Государства Средней Азии

76223

1399

+74824

46269

1306

+44963

Киргизия

17973

498

+17475

11338

435

+10903

Таджикистан

13117

322

+12795

4553

311

+4242

Продолжение таблицы 2

Туркмения

3766

91

+3675

3015

76

+2939

Узбекистан

41367

488

+40879

27363

484

+26879

со странами дальнего зарубежья

9775

12266

-2491

6389

14179

-7790

в том числе:
Германия

2405

5256

-2851

2179

6076

-3897

Греция

181

90

+91

142

110

+32

Израиль

841

898

-57

760

1061

-301

Канада

88

441

-353

63

424

-361

Китай

1201

41

+1160

403

176

+227

Латвия

677

206

+471

552

152

+400

Литва

398

201

+197

286

165

+121

США

454

1652

-1198

292

2492

-2200

Финляндия

135

514

-379

101

539

-438

Эстония

390

203

+187

262

195

+67

другие страны

3005

2764

+241

1349

2789

-1440

 

Тесты

1. Государство воздействует на процессы миграции с целью нейтрализовать отрицательные эффекты, регулируя следующие показатели:

а) количество иммигрантов;

б) финансовое положение иммигрантов;

в) половозрастную структуру;

г) продолжительность пребывния в стране;

д) профессиональную структуру.

В проведении миграционной политики используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические. Государство вводит количественные квоты на мигрантов, учитывает их финансовое положение (в первую очередь принимаютмя иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику принимающей страны) и профессиональную квалификацию Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней.

 

2. Какая из перечисленных категорий мигрантов является на настоящий период наиболее многочисленной:

в) нелегальные иммигранты.

Число нелегальных иммигрантов в конце 90-х гг. превышало 30 млн. человек (число работников иммигрнатов, работающих по контракту в это же время примерно 25 млн. человек). Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают в страну через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами.

 

3. Иммиграционная квота — это

б) установленное законом предельное количество иммигрантов, которые могут въехать в какую-либо страну.

Показатель иммиграционной квоты ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере, для определения доли иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях.

 

Заключение

На сегодняшний день, миграционные власти все более осознают необходимость сбалансированного, комплексного, многоуровневого и многостороннего управления миграционными процессами, одним из важнейших компонентов которого призвано стать противодействие факторам, порождающим миграцию. Поэтому в миграционную политику стали все более активно включаться такие средства, как внешняя помощь, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), меры внешней и внешнеторговой политики, которые призваны сдерживать эмиграцию населения из основных стран-доноров.

 Средства помощи и развития, способствуют установлению благоприятного делового климата в последних, как правило, стимулируют экономический рост, создание рабочих мест, повышение доходов, разрядку социальной напряженности и демократизацию общества. Указанные меры способствуют в первую очередь сокращению эмиграции, порождаемой безработицей, нищетой и т. п., а впоследствии — эмиграции, вызванной надеждами на лучшую жизнь за рубежом.

Внешняя помощь оказывается как отдельными государствами, так и международными организациями в форме финансово-экономической и технической поддержки развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Помощь призвана содействовать модернизации и наращиванию производства, формированию современной инфраструктуры, развитию человеческих ресурсов, планированию населения, оптимизации макроэкономических показателей в странах-получателях. Основная часть помощи предоставляется в форме государственного содействия развитию. По этой программе страны ОЭСР ежегодно выделяют другим странам примерно 0,3% их ВНП, хотя ООН призывает увеличить этот показатель до 0,7%, а самым бедным странам — до 0,15%.

В целом, однако, на миграционные показатели большинства развивающихся стран внешняя помощь оказала слабый эффект. Это обусловлено колоссальным разрывом в уровне экономического развития, относительно малыми размерами внешней помощи, недостаточной ее увязкой с проблемами социально-экономического развития и регулирования рождаемости, предоставлением значительной ее части в виде военных поставок, отсутствием должной кооперации в решении миграционных вопросов между странами-донорами и странами-реципиентами.

Основными целями нынешней государственной миграционной политики Российской Федерации является преодоление негативных последствий миграционных процессов, регулирование миграционных потоков, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, обеспечение баланса прав и законных интересов коренного населения, мигрантов и лиц, ищущих убежища на территории России.

 

Список использованной литературы

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 39.63K
Скачано: 233
Скачать бесплатно
02.12.09 в 06:18 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе