Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »

Миграционная политика

Миграционная политика [14.11.11]

Тема: Миграционная политика

Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.99K | Скачано: 298 | Добавлен 14.11.11 в 16:48 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Брянск 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Государственная миграционная политика: ограничительные и стимулирующие мероприятия 5

2. Международное регулирование трудовой миграции 10

Заключение 13

Тесты 14

Список литературы 16

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших источников формирования населения в отдельных регионах мира и в России в частности, стала миграция населения. Она представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами как экономического, так и неэкономического характера.

Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов,  сохранения устойчивого экономического роста. В условиях сокращения численности населения Российской Федерации в целом и трудоспособного населения в частности, совершенствование миграционной политики  приобретает особую актуальность.

Цель контрольной работы – исследовать вопросы миграционной политики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. сформулировать понятие миграционной политики;
  2. рассмотреть ее ограничительные и стимулирующие мероприятия;
  3. раскрыть содержание понятия международного регулирования трудовой миграции.

При написании контрольной работы использовалась следующая литература:

1. Мировая экономика / под ред. И. П. Николаевой. 2010 год. В учебнике рассмотрены теоретические основы формирования и развития мировой экономики, показано место России в образовании, раскрыты тенденции интернационализации и глобализации. Проанализированы современный мировой рынок товаров и услуг, процесс ценообразования, движение товаров и капитала, развитие валютных отношений.
Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации.

2. Экономика / под ред. А. С. Булатова. 2008 год. Новое, четвертое издание хорошо известного учебника по курсу экономической теории сохраняет преемственность с предыдущими изданиями. В то же время все разделы («Основы экономической теории», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Переходная экономика», «Международная экономика») переработаны с учетом новых достижений экономической теории, а также изменений в экономической жизни России и мира в целом. Усилен акцент на проблемы финансового сектора экономики, на международные экономические проблемы, что вполне естественно, учитывая набирающие силу интеграционные процессы, глобализацию хозяйственной жизни, присоединение России к ВТО.

3. Мировая экономика / под ред. Б. М. Смитиенко. 2009 год. В учебнике рассматриваются современное состояние и основные тенденции развития мирового хозяйства начала ХХI в.
При этом выделены и раскрыты основные тематические блоки курса мировой экономики: мировое хозяйство начала ХХI в. и его основные субъекты; ресурсы современного мирового хозяйства; отраслевые аспекты развития современной мировой экономики, страны, регионы, международные корпорации и транснациональные банки в современной мировой экономике; международные экономические организации и их роль в мировом хозяйстве.

 

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ И СТИМУЛИРУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.

Понятие «миграционной политики» раньше возникло и закрепилось в общественных науках стран Запада, а не России. Впрочем, в нашей стране применялись иные термины: «переселенческое дело», «рациональное размещение производительных сил». Международно принятая терминология закрепилась в отечественной науке, публицистике, а затем – и в законодательстве к концу периода «перестройки», когда СССР столкнулся с массовыми потоками вынужденных и экономических переселенцев.

 Так что же понимается под миграционной политикой? Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства и иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту. В странах создаются государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы. В РФ таким органом является Федеральная миграционная служба (ФМС России). Она подведомственна Министерству внутренних дел РФ. ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Целями миграционной политики являются определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционном процессе.

Трудовая миграция делится на иммиграцию (въезд трудоспособного населения в данную страну и за границу) и эмиграцию (выезд трудоспособного населения из данной страны за границу). Рассмотрим последствия трудовой миграции. Для самих мигрантов: плюсы – возможные выгоды от получения работы, лучших условий труда и оплаты; минусы -потери, связанные с переездом и устройством на новом месте; проблемы адаптации к новой культуре, языку, климату и т.д. Для выпускающих стран: плюсы – пополнение доходной части платежного баланса (денежные переводы эмигрантов); смягчение проблем занятости и социальной напряженности в обществе; минусы – утрата части (обычно лучшей) трудовых ресурсов общества («утечка мозгов»); потеря части национального дохода и налоговых поступлений в госбюджет. Для принимающих стран: плюсы – увеличение доходов работодателей (иностранная раб.силы дешевле); рост национального дохода, экономия расходов на образование и обучение людей; минусы – возможные соц.конфликты между местным населением и иммигрантами. Для мира в целом: плюсы – сокращение безработицы, увеличение мирового выпуска продукции; сближение культур и народов, укрепление мира и согласия в мировом сообществе.

Миграционная политика в свою очередь, делится так же на иммиграционную политику и эмиграционную политику.

Иммиграционная политика связана с регулированием импорта рабочей силы. Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании и иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которых нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

В экономической литературе выделяют три направления иммиграционной политики:

1. Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются.

2. Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи.

3. Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Перечислим категории работников, которые обычно считаются желательными иммигрантами:

  1. работники готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;
  2. специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
  3. представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин);
  4. специалисты с мировым именем (музыканты, спортсмены, писатели, ученые, артисты);
  5. крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Ограничительные инструменты иммиграционной политики включают в себя:

1. Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании, и стажа работы по специальности.

2. Введение возрастного ценза для въезжающих;

3. Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов;

4. Ограничения политического характера.

5. Прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии;

6. Ограничение времени работы в стране;

7. Запреты на профессии в явной или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено.

8. Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции;

9. Система санкций в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.

В результате такой политики создается своеобразное сито, через него могут пройти только отборные: молодые, здоровые, образованные, ученые, крупные специалисты.

Эмиграционная политика связана с регулированием оттока рабочей силы. Выделяют следующие ее направления: стимулирование трудовой миграции, ограничение трудовой миграции, создание условий для реэмиграции, создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.

Инструменты эмиграционной политики:

  1. установление административного запрета путем лимита выдачи загранпаспортов, запрет на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот, установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.
  2. проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа, предоставление льгот по валютным вкладам;
  3. проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов;
  4. разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;
  5. выдача кредитов и постановление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья, выдача кредитов для открытия собственного бизнеса;
  6. жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для реэмигрантов.

В ходе проведения этих политик государство в целом не интересуется судьбой того или иного человека, его политика строиться исключительно на выгоде.

Итак, миграционная политика – это совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе. Она бывает двух видов: иммиграционная и эмиграционная политика. В проведении миграционной политики используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические. Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников. Каждая страна устанавливает перечень иммигрантов определенных профессий, в приеме которых она заинтересована. Осуществляется количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях.

 

2. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражения две тенденции: одна – к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая – к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает:

1. двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав;

2. деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др.

Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г. по Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.

     Согласно уставу, целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраной труда, безопасностью и распространением всех названных норм на иммигрантов и т.п. Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства — от правительства, работодателей и профсоюзов.

МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям: разработка конвенций и рекомендаций о труде; оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки; обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.

На международном уровне также действует Международная организация по миграции (MOM). Она разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции. В функции MOM входит:

1. способствовать упорядочению и планированию миграции граждан;

2. способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны;

3. организовывать перемещение беженцев и др.

Межправительственный комитет по вопросам миграции создан в регионе Западной Европы. При комиссии ЕС по делам проживающих на его территории выходцев из третьих стран создан Форум мигрантов, объединяющий представителей свыше 110 ассоциаций иммигрантов. Его первоочередная задача – контроль за обустройством жизни мигрантов в странах поселения.

Большую работу по защите беженцев и их репатриации проводит Управление Верховного комиссара по беженцам при ООН.

Во многих международных организациях есть службы, которые занимаются вопросами миграции. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – служба, занимающаяся разработкой специальных норм по физическому состоянию трудящихся-мигрантов и их семей. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – служба, которая разрабатывает и реализует программы в области образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Можно также выделить Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Систему постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), в Западной Европе – Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

Каждая из этих организаций при их тесном сотрудничестве действует в рамках своей компетенции. МОТ — в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов, а УВКБ ООН — по вопросам защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации.

Мигранты, не довольные своим положением, создают различные объединения. Так возникло движение европейских иммигрантов с исполнительным органом Советом европейских ассоциаций иммигрантов (СЕАИ). В него входят представители 2500 организаций и групп, объединяющих иммигрантов по происхождению и проживанию.

Одним из важных методов наднационального регулирования иммиграции работников является заключение международных  двусторонних и многосторонних соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные лимиты (квоты) в процесс трудовой миграции. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики.

Итак, в странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции. Все эти меры призваны решать проблемы международной миграции. На международном уровне создано несколько организаций, занимающихся регулированием миграции и решением ее проблем (МОТ, ВОЗ, MOM, ЮНЕСКО и т.д.).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становиться международная миграция рабочей силы и населения.

Международная миграция рабочей силы является частью более широкого явления – международной миграции населения. Это процесс перемещения населения из одной страны в другую по политическим, этническим, культурным, семейным и иным мотивам, включая экономические. Она включает две основные составляющие: иммиграцию и эмиграцию. Процесс международной миграции регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами.

В каждой стране вырабатывается миграционная политика. Это совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе. Она бывает двух видов: иммиграционная и эмиграционная политика.

В проведении миграционной политики используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические.

В странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции. Все эти меры призваны решать проблемы международной миграции. На международном уровне создано несколько организаций, занимающихся регулированием миграции и решением ее проблем (МОТ, ВОЗ, MOM, ЮНЕСКО и т.д.).

Но, не смотря на возникающие проблемы, миграция рабочей силы будет продолжать расти, так как процессы интеграции увеличиваются.

 

ТЕСТЫ

1. Государство воздействует на процессы миграции с целью нейтрализовать отрицательные эффекты, регулируя следующие показатели (выберите верный ответы):

а) количество иммигрантов;

б) финансовое положение иммигрантов;

в) половозрастную структуру;

г) продолжительность пребывания в стране;

д) профессиональную структуру;

е) семейное положение.

В проведении миграционной политики используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические. Государство вводит количественные квоты на мигрантов, учитывает их финансовое положение (в первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику принимающей страны) и профессиональную квалификацию. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней.

 

2. Какая из перечисленных категорий мигрантов являются на настоящий период наиболее многочисленной ( выберите верный ответ):

а) иммигранты, льготно выезжающие в страну;

б) работники-мигранты по контракту;

г) беженцы.

Их число в начале XXI в. превышало 80 млн. человек. Почти все промышленно развитые страны, включая Россию, имеют у себя нелегальных иммигрантов. Их число в России оценивается в несколько миллионов человек. Часть нелегальных иммигрантов проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии.

 

3. Иммиграционная квота это ( укажите верный ответ):

а) суммарное количество эмигрантов и иммигрантов за год;

в) доля эмигрантов в численности постоянного населения страны;

г) разница между количеством иммигрантов и эмигрантов за год.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 400 с.

2. Мировая экономика / под ред. И. П. Николаевой. – М.: Проспект, 2010. – 240 с.                                                                                             

3. Мировая экономика / под ред. Б. М. Смитиенко. – М.: Юрайт, 2009. – 584 с.

4. Экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 831 с.

5. Бобылев В. Миграционная политика (сущность, структурное строение, основные типы) // Власть. -  2009. - №6. – 61-64 с.

6. Любецкий В. В. Мировая экономика (учебно-методический комплекс) // http://www.e-college.ru/xbooks/xbook006/book/index/index.html?go

=part-013*page.htm

7. Большой юридический словарь // http://law-enc.net/

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 20.99K
Скачано: 298
Скачать бесплатно
14.11.11 в 16:48 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе