Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по логике »

Правила доказательства и опровержения

Правила доказательства и опровержения [03.12.15]

Тема: Правила доказательства и опровержения

Раздел: Бесплатные рефераты по логике

Тип: Контрольная работа | Размер: 31.87K | Скачано: 207 | Добавлен 03.12.15 в 12:44 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ПРАВИЛА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ОПРОВЕРЖЕНИЯ 7

1.1  Правила тезиса 8

1.2 Правила аргументов 9

1.3 Правила демонстрации 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 15

1 Укажите, какое правило нарушено: «Важно избрать всенародно мэра города Ухты, потому что назначение сверху портит характер чиновника».

2 Укажите, какое правило нарушено, и исправьте ошибку: «Атеист – это человек атеистических убеждений».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 16 

 

ВВЕДЕНИЕ

Формальная  логика –  наука  о  законах  и  формах  мышления. Термин «логика» имеет  свое происхождение  от  греческого logos,  что означает «мысль», «слово», «разум», «закон». Логика исследует логические формы, отвлекаясь от их конкретного содержания, анализирует мышление со стороны его формальной правильности. Формальная правильность означает соответствие мышления (рассуждения, доказательства) известным фиксированным правилам, соблюдение  которых  обеспечивает  правильность  перехода  от  одних  высказываний к другим. Предметом логики является выводное знание, т. е. знание, полученное из ранее проверенных истин в соответствии с определенными законами. Логику не интересует в каждом отдельном случае истинная  характеристика  исходного  знания.  Ее  задача  заключается  в  том, чтобы установить, следует ли вывод из определенных посылок с необходимостью либо вероятно. Другой  задачей,  вытекающей  из  уже  указанной,  является  формализация и систематизация правильных способов рассуждений.

Формальная логика представлена сегодня двумя науками – традиционной и математической (символической) логикой.

Традиционная логика – это первая ступень логики выводного знания. Она  изучает  общечеловеческие формы мысли (понятия,  суждения), формы  связи мыслей  в рассуждении (умозаключения),  зафиксированные в системе формально-логических законов (тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания).

Основоположником традиционной логики считается Аристотель (384–322  гг. до н.  э.). Ему принадлежит  заслуга разработки основных логических категорий и законов, а также систематического и последовательного изложения логического учения.

Изучение форм мышления и символическое обозначение их элементов,  начатое  ещё Аристотелем  в IV  в.  до  н.  э.,  было  продолжено затем Г. В. Лейбницем, Дж. Локком, Дж. Булем, П. Порецким, Г. Фреге, Б. Расселом, Д. Гильбертом, А. Тарским, Я. Лукасевичем и другими математиками и логиками. Это открыло перспективный путь исследования материальных объектов, заключающийся в том, что, отвлекаясь от внутренней изменчивости этих объектов и их вещественного субстрата, содержание изучаемого явления можно выразить с помощью фиксированных  элементов  его формы. Данное  обстоятельство  позволило заменить  вывод  какого-либо  содержательного  предложения  выводом формулы, её выражающей. Мышление стало исследоваться с помощью формализованных  языков (логических  исчислений),  а  формализованные языки послужили основой для разработки языков, которыми пользуются в вычислительных машинах.

Цель познания — достижение достоверного, объективного, истинного знания для активного воздействия на окружающий мир.

Результаты научного и практического познания признаются истинными, если они прошли тщательную и всестороннюю проверку. В простейших случаях, на ступени чувственного познания проверка суждений осуществляется непосредственным обращением к фактическому положению дел.

На ступени абстрактного мышления результаты процесса познания проверяют главным образом сопоставлением полученных результатов с другими, ранее установленными, суждениями. Процедура проверки знаний в этом случае носит опосредованный характер: истинность суждений устанавливается через посредство других суждений.

Такая логическая операция называется доказательством.

Доказательство — это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Доказательное рассуждение — характерная черта научного стиля мышления.

Но всегда ли доказательство, построенное по всем правилам логики, оказывается убедительным? Убедить — это значит добиться признания выдвинутого положения, согласия с его истинностью.

Логика воздействует прежде всего на разум человека, но без влияния на его чувства не всегда удается добиться убедительности доказательства. Иначе говоря, можно доказать, но не убедить. С другой стороны, воздействуя на чувства и пренебрегая логическими средствами обоснования тезиса, можно убедить, но не доказать. Поэтому, чтобы доказательство было убедительным, а убеждение доказательным, нужно использовать и логические, и внелогические приемы обоснования тезиса.

Обоснование суждения, в котором наряду с логическими применяются внелогические приемы убеждающего воздействия, называется аргументацией.

К внелогическим приемам, используемым в аргументации, относятся прежде всего разнообразные приемы, составляющие предмет риторики — науки об ораторском искусстве. Они усиливают выразительность речи, придают ей яркость, эмоциональность, воздействуя тем самым на чувства человека. С этой целью используются сравнения, эпитеты, метафоры, повторы, усиливающие образность и эмоциональность процесса доказательства. Применяются также многие другие риторические приемы. Определенное значение имеют интонация и темп речи оратора, умелое использование им пауз, жестов, мимики и т. п.

Важно, однако, подчеркнуть, что риторические приемы должны применяться в союзе с логикой. Увлечение ораторскими приемами, недооценка логических приемов доказательства превращают аргументацию во внешне красивое, эффектное, но малосодержательное рассуждение, которое может убедить, но не способно доказать.

В аргументации применяются также эмоционально-психологические и другие методы и приемы убеждения.

Таким образом, убеждающее воздействие в процессе аргументации зависит не только от логического фактора — правильного обоснования мысли, важное значение имеют факторы внелогические.

Аргументация не всегда дает однозначные по логической ценности результаты.

В других случаях, когда исходный материал установлен с достоверностью и достаточен для применения в процессе обоснования демонстративных рассуждений, процесс аргументации обеспечивает получение достоверного, объективно-истинного знания. Такого рода аргументация приобретает характер строгого рассуждения — доказательства, представляющего собой логическую операцию, обосновывающую выдвинутое положение без использования внелогических средств убеждения.

 

1 ПРАВИЛА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ОПРОВЕРЖЕНИЯ

В составе доказательства и, конечно, опровержения, поскольку речь идет о доказательстве в широком смысле, выделяются следующие элементы.

1. Тезис доказательства – высказывание, истинность или ложность которого доказывается.

2. Аргументы – высказывания, посредством которых осуществляется доказательство тезиса.

В правильном доказательстве аргументы – это высказывания, истинность которых не вызывает сомнения, и при этом уверенность в их истинности имеет какие-то рациональные основания. Иначе говоря, аргументы – это такие высказывания, которые выражают знание человека о наличии или отсутствии соответствующих – утверждаемых или отрицаемых в этих высказываниях – ситуаций. Однако следует отметить, что у различных людей может быть различное отношение к одним и тем же высказываниям: для одних – истинность высказываний очевидна, а у других может вызывать сомнения – это обусловливает необходимость учитывать при осуществлении доказательства и вообще в процессе аргументации характер аудитории, для которой она предназначена. Таким образом, в зависимости от аудитории правомерно употреблять в качестве аргументов то или иное множество высказываний. Такое множество высказываний, приемлемых для данной аудитории в качестве несомненно истинных – для доказательства некоторого утверждения – или в качестве правдоподобных, когда речь идет лишь о более или менее достаточном подтверждении, а также совокупность приемлемых логических средств, – называется полем аргументации.

3. Промежуточные допущения – вспомогательные допущения, которые вводятся в процесс рассуждения (дедукции) и устраняются затем при переходе к окончательному результату рассуждения.

Промежуточные допущения в силу их вспомогательной роли вводятся в доказательство обычно исходя из логической структуры тезиса. Они могут быть как истинными, так и ложными, поскольку, например, в так называемых доказательствах «от противного» вводятся – в качестве промежуточных допущений – обычно даже заведомо ложные высказывания.

4. Форма доказательства (демонстрация) – логический способ обоснования тезиса при помощи аргументов, возможно, с использованием промежуточных допущений.

Доказательством такого способа обоснования тезиса обычно является дедуктивный вывод, т. е. вывод, обеспечивающий истинность заключения – тезиса, при истинности посылок – аргументов доказательства. Основу такого рода дедуктивного рассуждения составляет совокупность принятых законов логики и правил перехода от одних высказываний к другим в процессе доказательства. Указание на характер этих переходов называется демонстрацией. Значительно реже встречаются не дедуктивные доказательства, где демонстрация выступает в форме индуктивного умозаключения или вывода по аналогии.

 

1.1 Правила тезиса

1. Тезис должен быть ясно выделен и сформулирован точным образом, т. е. должно быть точно сформулировано подлежащее обоснованию суждение. Тезис не должен быть двусмысленным или неопределенным по смыслу.

Точность формулировки суждения означает явное указание всех его смысловых аспектов:

Возможная ошибка – «логомахия», т. е. выдвинутый тезис, заключает в себе двусмысленность или неточность формулировки.

2. Тезис должен оставаться тождественным, т. е. тем же самым на протяжении всего процесса обоснования.

В процессе аргументации может возникнуть необходимость в каком-то уточнении, конкретизации тезиса и вообще внесения каких-то поправок в исходное положение, но все такие коррективы должны быть четко фиксированы.

Нарушение этого правила ведет к логической ошибке, называемой «подменой тезиса», суть которой в том, что доказывается нечто одно, по видимости близкое к тезису, а в результате это выдается за доказательство тезиса. Очень часто «подмена тезиса» происходит за счет подмены понятий.

 

1.2 Правила аргументов

1. Аргументы должны быть истинными суждениями.

Нарушение этого правила ведет к следующим ошибкам: «ложное основание», «кто много доказывает, тот ничего не доказывает» и «предвосхищение основания». Ошибка «ложное основание» заключается в том, что в процессе доказательства некоторого тезиса в качестве основания берется ложное суждение. Ложное основание является также причиной ошибки, которая называется «cui nimium probatnihil probat» – «кто много доказывает, тот ничего не доказывает», поскольку из ложного основания может следовать как тезис, так и другие, противоречащие действительности, положения. Ошибка «предвосхищение основания» состоит в том, что в качестве основания берется суждение, истинность которого не установлена и нуждается в собственном доказательстве.

2. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых установлена независимо от тезиса.

При нарушении этого правила возникает ошибка «круг в доказательстве», которая заключается в том, что тезис обосновывается некоторыми аргументами, а аргументы обосновываются этим же тезисом. Таким образом, доказательство или подтверждение аргументов, которые могут сопутствовать основному процессу аргументации, должны осуществляться независимо от тезиса – принцип автономности обоснования аргументов.

3. Аргументы должны быть достаточным основанием для тезиса.

Нарушение данного правила приводит к таким ошибкам, как: «мнимое следование», «довод к личности», «довод к публике», «от сказанного в относительном смысле к сказанному в безотносительном смысле». Ошибка «мнимое следование» заключается в том, что в качестве аргументов используются положения достоверные, но недостаточные для тезиса. Ошибка «довод к личности» состоит в том, что в качестве оснований для доказательства или опровержения используются указания на положительную либо отрицательную характеристику лица, имеющего отношение к тезису, но из которой – характеристики – последний не следует с необходимостью. Далее ошибка «довод к публике» состоит в намеренном создании эмоциональных помех, препятствующих установлению истины. Наконец, ошибка «смешение относительного смысла высказывания с безотносительным» происходит, когда утверждение, верное в конкретных условиях рассматривается как верное во всех условиях.

 

1.3 Правила демонстрации

Демонстрация обычно принимает форму одного или нескольких взаимосвязанных умозаключений, где аргументы являются посылками, а тезис — выведенным из них заключением. Поэтому правила демонстрации — это правила умозаключения, в форме которого построена демонстрация. Вместе с тем независимо от вида умозаключения необходимо соблюдать правило «между тезисом и аргументами должна быть логическая связь». Нарушение этого правила влечет логическую ошибку — мнимое следование (non seqitur), указывающую на отсутствие такой связи; а это значит, что тезис не следует из аргумента. Ошибка возникает в результате нарушения правила умозаключения.

Например, тезис «Он здоров» не следует из аргумента «У него нормальная температура». (Некоторые болезни, как известно, протекают без повышения температуры.) Ошибку в рассуждении можно обнаружить, построив демонстрацию в форме условно-категорического умозаключения:

Умозаключение, в котором из истинных посылок следует вероятно истинное заключение, называется правдоподобным или индуктивным.

В самом общем виде требование к демонстрации заключается в том, что тезис должен быть заключением, логическим следствием из оснований, выступающих в качестве посылок логически корректного умозаключения.

На этой корректности основана убедительная сила доказательства.

Дело не в мистике или каких-то договоренностях. Логические правила обобщают многовековой опыт эффективной аргументации. Более того, дедуктивный вывод основан на непреложности истинности частного суждения, если обоснована истинность его обобщения. Логика, при всей своей абстрактности - наука эмпиричная что называется «до мозга кости».

Поэтому, независимо от того, о чем идет речь, нельзя что-либо утверждать и отрицать одновременно.

Нельзя также принимать некое утверждение, не приняв, вместе с тем и все, что вытекает из него, все возможные следствия.

К ошибкам в демонстрации относятся также следующие.

От сказанного с условием к сказанному безусловно. Это значит, что аргумент, истинный при определенных условиях, рассматривается безотносительно к этим условиям. Например, из рекомендации принимать антибиотики во время болезни с необходимостью не следует, что их следует принимать каждому заболевшему и при любом заболевании.

От разделительного к собирательному смыслу. Аргумент, истинный для части некоторого множества, используется для обоснования тезиса, относящегося ко всему множеству. Так, из аргумента о пользе зимнего купания для здоровья, верного для некоторых — так называемых моржей, не следует, что такое купание полезно всем.

От собирательного смысла к разделительному. То, что верно относительно сказанного в собирательном смысле, рассматривается как аргумент относительно сказанного и разделительном смысле. Иначе говоря, то, что верно по отношению ко всему множеству, взятому в единстве, не относится к каждому элементу множества. Например, положительная характеристика всей студенческой группы недостаточна для такой характеристики отдельных студентов этой группы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дискуссии, споре, в прениях сторон на суде нередко используют приемы, отвергаемые логикой. К ним относятся аргументы (доводы) к личности, к публике, к авторитету, к состраданию, к невежеству, к силе.

Довод к личности состоит в том, что обоснование истинности или ложности тезиса подменяется характеристикой личных качеств человека, его достоинств или недостатков.

Довод к публике — это стремление воздействовать на настроение, чувства присутствующих при обсуждении какого-либо вопроса. Цель такого приема — привлечь на свою сторону слушателей и тем самым оказать давление на оппонента.

Довод к авторитету (ipsi dixit — сам сказал). Ссылка на высказывания авторитетного ученого, философа, политика, заменяющая обоснование тезиса по существу. Такие высказывания, взятые без учета конкретных обстоятельств, при которых они были сделаны, вне контекста, не являются достаточным основанием для установления истинности или ложности тезиса.

Довод к состраданию — возбуждение сочувствия, жалости к себе или к кому-либо. Такой прием используют иногда студенты, чтобы получить положительную оценку, адвокат в суде, добиваясь смягчения меры наказания подзащитному, и т.п.

Довод к невежеству — использование аргументов, заведомо неизвестных слушателям, в расчете на их неосведомленность.

Довод к выгоде — ссылка на то, что согласие или несогласие с тезисом выгодно в каком-то отношении. Например, предвыборное обращение кандидата в депутаты к избирателям с обещанием повысить зарплату иногда принимается без доказательств, так как в этом заинтересованы избиратели.

Довод к силе — аргумент, содержащий угрозу по отношению к лицу, выражающему несогласие с тезисом.

Цель доказательства — обосновать истину. Поэтому ни довод к личности, ни довод к публике, никакие другие перечисленные доводы логикой не принимаются. Логика признает только довод к истине (ad veritatem).

 

2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1 Укажите, какое правило нарушено: «Важно избрать всенародно мэра города Ухты, потому что назначение сверху портит характер чиновника».

Аргумент "Назначение сверху портит характер чиновника" логически никак не связан с тезисом "Важно избрать всенародно мэра города Ухты", следовательно было нарушено правило умозаключения. В качестве аргумента использовалось  недостаточная для тезиса информация.

2 Укажите, какое правило нарушено, и исправьте ошибку: «Атеист – это человек атеистических убеждений».

Атеист - это человек, со сложившейся системой взглядов, отвергающих религиозные  представления  и религию в целом. Атеизм раскрывает специфику и сущность религиозного отражения действительности, материалистически объясняет причины возникновения и источники веры у масс, изучает социальную природу религии, условия и способы ее преодоления.

Человек с атеистическими убеждениями - это человек, уверенный в истинности материалистического  мировоззрения,  научного  атеизма, основанного на данных науки и практики и реализуемого в поведении. В отличие от религиозной веры, атеистические убеждения  невозможны без опоры на определенную сумму знаний о мире, прежде всего знаний философских.

Утверждая, что атеист - это человек атеистических убеждений, мы идем от разделительного к собирательному смыслу. Так, из аргумента о том, что всякий человек с атеистическими убеждениями является атеистом, вовсе не значит что у всякого атеиста имеются эти убеждения.

"Не каждый атеист - это человек атеистических убеждений".

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Ерышев, А.А. Логика: Курс лекций [Текст] / А.А. Ерышев, Н.П. Лукашевич, Е.Ф. Сластенко. - М., 2000. - 184 с

2   Кириллов,  В.И Логика [Текст] ∕ В.И. Кириллов, А.А. Старченко. – М., 2008. - 240 с

3 Купарашвили, М.Д. Логика [Текст]: Учебное пособие / М.Д. Купарашвили, А.В. Нехаев, В.И. Разумов, Н.А. Черняк - Омск, 2004. - 124 с

4 http://www.greatphilosophy.ru/ html/  

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 31.87K
Скачано: 207
Скачать бесплатно
03.12.15 в 12:44 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе