Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по микроэкономике »

Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика в России

Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика в России [11.05.15]

Тема: Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика в России

Раздел: Бесплатные рефераты по микроэкономике

Тип: Курсовая работа | Размер: 56.83K | Скачано: 296 | Добавлен 11.05.15 в 16:13 | Рейтинг: +1 | Еще Курсовые работы


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3

1. Монополия: сущность и причины существования        5

2. Антимонопольная политика    12

2.1. Сущность и направления    12

2.2. Оценка эффективности государственной антимонопольной политики    15

3. Антимонопольная политика в России и проблемы монополизации российского рынка    17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ    27

 

ВВЕДЕНИЕ

Совершенная конкуренция, являясь больше абстрактной моделью, весьма удобна для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. На самом же деле чисто конкурентные рынки встречаются весьма редко. В большинстве случаев, каждая фирма имеет так называемое «свое лицо», и каждый потребитель при выборе продукции той или иной фирмы, опирается не только на полезность продукции и ее цену, но и на свое отношение к самой фирме, к качеству производимых и выпускаемых ею изделий. Таким образом, положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, то есть в ее поведении присутствует элемент монополизма.

Монополия представляет собой рыночные условия, при которых одна фирма является производителем и/или продавцом какой-либо продукции, которая не имеет близких заменителей.

Проведение рыночных реформ в России повлекло резкое усиление монополистических тенденций. Немаловажную роль сыграл распад СССР, а также ослабление экономических связей между союзными республиками бывшего СССР. К уже существующим монополистам добавились совершенно новые – предприятия, которые не являлись единственными производителями в масштабах всего СССР, но которые стали таковыми на заметно уменьшившейся территории. Достаточно высокий уровень монополизации, а также его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в России антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, то есть радикальном сокращении числа секторов экономики, где была установлена монополия.

Цель данной работы: всестороннее рассмотрение процесса становления и развития монополий.

Работа имеет три главы. Первая глава рассматривает понятия и основные признаки монополии. Во второй главе рассмотрены принципы, сущность антимонопольной политики, ее необходимость и эффективность. Особенностям антимонопольной политики в нашей стране и проблемам монополизации российского рынка посвящена третья глава. Здесь рассмотрены особенности социалистического монополизма, монополизация в России.

Основные задачи работы:

  1. Рассмотрение понятия, сущности и причин существования монополии;
  2. Изучение антимонопольной политики;
  3. Выявить особенности и проблемы в этой отрасли.

 

  1. МОНОПОЛИЯ: СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Для определения влияния монополизма на поведение фирмы, рассмотрим теорию монополии.

Монополия (происходит от mono – один и от греч. poleo – продаю) – это исключительное право на проведение какого-либо вида деятельности (например, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), которое предоставляется исключительно одному определенному лицу, группе лиц или государству. В некоторых случаях монопольное право не предоставляется. Оно возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг.

Монополия

Закрытая

Естественная

Открытая

защищена от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений

необходима в связи с тем, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов

когда одна фирма в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара

 

Рисунок 1. Классификация монополий.

Представленная на рис. 1 одна из основных классификаций монополий является весьма условной. Часть фирм могут относиться к нескольким видам монополии сразу.

Понятие чистой монополии имеет абстрактный характер. Даже в случае полного отсутствия конкурирующих фирм внутри своей страны не исключается присутствия таковых за рубежом. Монополия подразумевает, что одна единственная фирма является исключительным производителем какой-либо продукции, которая в свою очередь также не имеет аналогов. При этом у покупателей отсутствует возможность выбора, что вынуждает их приобретать необходимую продукцию только у одной фирмы-монополиста.

Не стоит обобщать чистую монополию с монопольной (рыночной) властью. Последняя дает возможность для фирмы оказывать влияние на цену и увеличивать экономическую прибыль,  при этом ограничивая объем производства и сбыта. При упоминании степени монополизации рынка, обычно подразумевают силу рыночной власти отдельных фирм, которые присутствуют на этом рынке.

Поведение монополиста на рынке подчинено полному контролю за всем объемом выпуска товара. Если он решает повысить цены, то в этом случае не боится потерять часть рынка или отдать его конкурентам, которые будут устанавливать более низкие цены. Но все это вовсе не означает бесконечное повышение цены своей продукции.

Фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, в своем стремлении получить высокую прибыль, в ходе принятия решения о цене продажи руководствуется рыночным спросом и своими издержками. В связи с тем, что  монополист, по сути, является единственным производителем необходимой продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

Решение об объеме выпуска продукции основывается на том же принципе, что и конкуренция, а именно на равенстве предельного дохода и предельных издержек. Занимаясь обслуживанием всех потребителей отрасли, монополист точно знает объем рынка, а также может оперативно и с большой точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, во всех деталях осведомлен о ценах, которые он сам же устанавливает.

Логично, что сочетание всех этих обстоятельств создает для монополиста особенно выгодную обстановку и благоприятные предпосылки для получения сверхприбылей. Однако, вполне очевиден и тот факт, что все эти преимущества моментально улетучились бы, если бы в отрасли появился хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополист мгновенно был бы вынужден перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулезному учету потребностей и даже капризов последнего.

В связи с этим существующая монополистическая структура рынка защищена огромным количеством почти непреодолимых барьеров на пути вхождения в отрасль независимых конкурентов. Самыми основными из существующих барьеров являются:

– выгодное положение крупных производств (вплоть до естественной монополии);

– легальные барьеры (единоличное владение сырьевыми и земельными ресурсами, правами на достижения в науке и технике, исключительные права от государства);

– нечестная конкуренция.

В монополизированной отрасли больших результатов и гораздо большей эффективности добиваются лишь весьма крупные фирмы. Шансы на возникновение монополии имеются лишь там, где большие размеры создают огромные преимущества в издержках. Данная теория многократно была подтверждена на практике.

Большие прибыли предприятий-монополистов всегда были во внимании мелких компаний. В своем время во многих странах предпринимались попытки более мелких фирм создать, к примеру, картель (или ассоциацию, объединение, комиссию по стандартам и т.п.) под неким названием и, объединив усилия, работать с поставщиками и потребителями на своих условиях.

К примеру, в России импортеры чая и производители соков предпринимали попытки таких шагов. Однако результат всегда был не слишком хорош для их организаторов. В связи с тем, что у новоявленного колосса издержки не становились ниже в сравнении с мелкими производителями, ничто не мешало новым и независимым предприятиям входить в отрасль и при этом успешно конкурировать с картелем, а недовольным участникам самого объединения – покидать его. В результате в ближайшем будущем, созданные из ничего картели имели тенденцию к саморазрушению.

Иначе складывается ситуация в отраслях, где самые большие предприятия имеют издержки ниже, чем у конкурентов. Во-первых, в этом случае создается высокий барьер для желающих попасть в отрасль, а во-вторых, появляется шанс полностью монополизировать рынок предприятиям-лидерам. К примеру, маловероятно, что в обозримом будущем что-нибудь может помешать монополии российской фирмы «ГКНПЦ имени М.В.Хруничева», которая занимается производством тяжелых космических ракет «Протон». В теории носители такого класса сложности могут спроектировать и освоить буквально 4-5 ведущих аэрокосмических компаний мира. Но на самом деле для этого нужны настолько крупные материальные вложения, что даже представители США десятилетиями не могут найти на них средства. И при необходимости используют для запуска своих тяжелых грузов в космос русские ракеты.

Не менее важным частным случаем монополистической структуры рынка, формирующейся на основе преимуществ большого производства, являются монополии естественного типа, возникающие в тех случаях, когда один производитель более эффективно обслуживает рынок, по сравнению с несколькими фирмами, которые конкурируют между собой. Ведь в отраслях, где происходит формирование естественных монополий, оптимальный размер предприятия является больше реального размера рынка. Таким образом, чем больше предприятие и чем ближе оно к максимальному охвату рынка, тем его размер ближе к оптимальному и, как следствие, ниже издержки. Такие низкие издержки и являются естественным экономическим барьером для остальных предприятий (фирм), стремящихся попасть в отрасль.

Если отойти от естественных монополий, то помимо барьеров экономических монополию обычно защищают правовые (легальные) барьеры, которые нередко играют решающую роль.

Права собственности являются одним из самых распространенных источников легальных барьеров. При наличии у некой фирмы в собственности, например, уникальных сырьевых или земельных источников с особыми свойствами и т.п., автоматически создаются предпосылки для монополии. Важно только, чтобы сам продукт, производимый с использованием названных природных ресурсов, был достаточно уникальным и незаменимым.

Примером такого случая может служить известный массандровский портвейн, который производится лишь из выращенного в Массандре винограда. Владея таким виноградником, можно автоматически стать монополистом в своей сфере. Другой яркий пример «Норильский никель»  –  национальный монополист по производству металла, использующий сырье из единственного крупного месторождения никеля в России, находящегося недалеко от города Норильска. Приводят ли права собственности на ресурсы к настоящей монопо­лии (в случае никеля), или  к минимонополизму (в случае производства портвейна), характерному для монополистической конкуренции, зависит лишь от того, насколько высока степень важности и незаменимости итогового продукта. И в том, и в другом случае правовой механизм идентичен.

Права интеллектуальной соб­ственности также пользуются легальной защитой. Так правильно оформленное и прошедшее регистрацию (запатентованное) изобретение подразумевает у его обладателя наличие монопольного права на производство своей продукции в течение определенного времени. Человек, владеющий патентом, может как самостоятельно и единолично использовать свое монопольное право, так и в полном или частичном объеме предоставить его иным лицам (выдать лицензию) за вознаграждение. То есть владелец продает лицензию на изготовление и продажу (сбыт) запатентованной про­дукции в определенной стране при условии уплаты про­цента с каждой проданной единицы товара.

Отсутствие патента напротив, исключает наличие у изобретателя всяких привилегий. В нашей стране указанный случай имеет огромное значение, так как большинство изобретений советских времен не защищены международны­ми патентами и по сей день используются иностранцами бесплатно.

Случай предостав­ления государством исключительных прав на изготовление или продажу определенного вида продукции только одной компании (фирме) является еще одним источником легальных барьеров. В большинстве случаев такие права выдаются по соображениям национальной или общественной безопасности.

К примеру, в некоторых странах только одна государственная фирма может осуществлять деятельность по продаже оружия, или изготовлению и продаже наркотических веществ для медицинского использования, алкоголя и т.п. В нашей стране имеется закон о государственной монополии на изготовление и продажу алкоголь­ной продукции. Однако нормы, присутствующие в этом законе, несмотря на название, закрепляют не монополию, а всего лишь жесткий государствен­ный контроль за этими видами деятельности.

Все эти соображения не оказывают влияния на еще один немаловажный тип барьеров на пути в монополистическую отрасль – на так на­зываемую нечестную конкуренцию. С ее проявлениями го­сударство проводит очень жесткую борьбу.

Все дело в том, что по сравнению с более мелкими конкурентами крупный производитель в своей борьбе обладает огромным количеством преимуществ. Например, можно исключить доступ мелких предприятий или фирм к сырью, рынкам сбыта, банковским кредитам и т.п.

Схема в таких ситуациях примерно одна и та же. Представим крупную пищевую корпорацию, которая занимается сбытом десятков высококачественных продуктов питания через сеть супермарке­тов. И вдруг у нее появляется неожиданный соперник, который предлагает в тех же мага­зинах только один, не менее качествен­ный, чем аналогичный продукт корпорации товар и по гораздо меньшей цене.

Вытеснить с рынка честной борьбой такого конкурента трудно. Но можно, например, обратиться к руководству сети супермаркетов и поставить ультиматум: или мелкий поставщик, или наша корпорация. За счет продуктов корпорации супермаркеты могут делать большую долю своего обо­рота, а вот за счет мелкого поставщика всего лишь доли процента. Результат очевиден – у мелкого поставщика просто перестанут закупать его продукцию. По тому же принципу можно проработать вопрос с банком о приостановке кредитования конкурентов или с фирмой, занимающейся железнодорожным перевозками, о прекращении транспортировки их грузов и т.п. То есть возникает возможность вытеснять конкурентов и устанавливать монополию даже в тех ситуациях, где чест­ным путем она бы не сложилась.

Еще одной разновидностью нечестной конкуренции является случай умышленной продажи продукции по ценам, которые ниже ее себестоимости. Такой случай называется демпингом и проводится он также с це­лью вытеснения конкурентов. Крупная фирма является потенциальным монополистом и наверняка имеет немалые финансовые резервы. В результате она может сравнительно долго торговать в убыток по заниженным ценам, при этом вынуждая к тому же и конкурента. Дождавшись, когда такой конкурент не выдержит и разорится, монополисту можно снова поднимать цены, чтобы ком­пенсировать понесенные убытки.

В настоящее время реклама также таит в себе широкое поле для возможностей нечестной конку­ренции. Имея хороший рекламный бюджет можно без особых затруднений опорочить продукцию конкурентов или внушить неверные представления о своей продукции. Таким образом, основной задачей государства является жесткое пресечение любых видов нечестной конкуренции, что конечно не исключает появления ее новых видов.

 

  1. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Учитывая тот факт, что монополии имеют свойство стремиться к получению большой экономической власти, в большинстве стран с рыночным типом экономики разных форм и масштабов государство вмешивается в деятельность монополий, основываясь на своих взглядах о степени опасности монопольных структур. Кроме того, в последние десятилетия эта политика проводится не разовыми мероприятиями, а имеет статус одной из постоянных функций государства.

У направлений такой политики имеются различные характеристики. Например, применительно к США выдающиеся американские экономисты П. Самуэльсон и В. Нордхаус обозначают пять видов направлений вмешательства в работу монополий:

– повышение налогов для сокращения прибылей;

– установка контроля над ценами для того, чтобы сдерживать инфляцию, а также для давления на цены в высококонцентрированных отраслях;

– установка государственной собственности на монополии;

– осуществление государственного регулирования промышленности, позволяющее органам, ответственным за регулирование, следить за уровнем цен, уровнем объемов производства, процессом входа и выхода фирм из регулируемых отраслей;

– проведение государством специальной антитрестовской политики.

Государственное воздействие на монополии в различных странах и в различные периоды могут отличаться, но в целом в странах, которым присущ рыночный тип экономики, можно выделить три важных направления:

  1. Активизация на рынке конкурентных структур, которые могут противостоять предприятиям-монополиям с помощью различных мер по либерализации рынков.

Данное направление не подавляет монополии непосредственно. Оно основано на таком очевидном факте, что чем эффективнее работа конкурентных механизмов рынка и, как результат, более развитыми являются конкурентные структуры рынка, тем сила монополии слабее.

В связи с этим, главной задачей этого направления является создание в экономике обстановки, которая бы затрудняла или делала просто невыгодным злоупотребление монопольным положением отдельным фирмам, которая бы обеспечивала своеобразную антимонопольную профилактику в обществе и экономике в целом. Ускорение развития науки и техники также нередко оказывает воздействие на подрыв монополизма, так как благодаря отдельным достижениям научно-технического прогресса некоторые естественные монополии перестают быть таковыми.

Особенно заметной в последнее время данная тенденция была в отрасли связи, когда передачу информации на очень дальние расстояния осуществляли очень немногие из особо крупных компаний. С появлением же спутниковой связи выполнение таких функций стали доступны большинству фирм, избавив, таким образом, их от использования услуг компаний-монополистов.

  1. Регулирование монополий с использованием контроля уровня цен и рентабельности также является важным направлением вмешательства государства в работу монополий в условиях рыночной экономики. Происходит это регулирование с помощью фиксирования «потолка» цен, применения понятий «справедливой» цены или «справедливой нормы прибыли».

Главным образом, регулированию подвергаются естественные монополии. В основном это монополии на разнообразные виды коммунальных услуг, таких как почта и телефонные станции, электрические, водо- и теплоснабжающие, газовые компании и т.п. В связи с тем, что формировать конкурентные рынки подобных коммунальных услуг экономически бессмысленно, да и технологически почти невозможно, то для удовлетворения потребностей населения в этих услугах в полном объеме и по приемлемым ценам остается только регулирование монополий естественного типа государством.

Несмотря на то, что такое регулирование объективно необходимо только для монополий естественного типа, также оно может применяться в отраслях, не исключающих конкуренцию.

  1. Прямое предотвращение образования монополий, их подавление или полная ликвидация, используя специального антимонопольное законодательство.

В странах с рыночной экономикой при слишком большой власти некоторых монополий, государство может использовать специальные антимонопольные законы с целью подавления или ликвидации таковых.

В связи с различными акцентами при осуществлении антимонопольного регулирования выделяют европейский и американский подходы в политике против монополий.

В Европе антимонопольная политика направлена, прежде всего, на регулирование существующих предприятий-монополистов, несмотря на пути, которыми они добились такого положения. При этом не подразумевается проведение изменений в структуре монополий, то есть от них не требуется рассредоточение, или дробление на отдельные и самостоятельные фирмы.

В США же для государственной политики воздействия на монополии характерно, прежде всего, игнорирование регулирования, которое считается имеющим смысл только для естественных монополий. А вот для монополий других типов используется такое понятие, что вовсе необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей. В особенности, если такое положение фирма добилась, используя свои гораздо более высокие деловые качества, изобретательность или просто удачу.

Одним из главных условий для выполнения рынком роли координационного механизма, а также условий функционирования рынка в целом, является конкуренция, для обеспечения работы и поддержки которой и существует антимонопольная политика государства. И в первую очередь она пресекает монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов, создает адекватные условия для работы товарных рынков, обеспечивает эффективное и стабильное функционирование предприятий. В результате, все это ведет к стабилизации экономики страны в целом.

 

Для того чтобы объективно провести оценку эффективности государственного антимонопольного регулирования можно использовать разнообразные показатели. При этом эффект, произведенный от такой политики, может быть потенциальным или фактическим. В первом случае нарушение удается предупредить, во втором же случае нарушение имеет место, но было пресечено. Основные критерии экономического эффекта от применения антимонопольного регулирования подразделяются на макроэкономические, которые охватывают изменение общих параметров экономической среды, и микроэкономические, показывающие эффект от пресечения монополистической деятельности в отдельной компании или группе компаний.

К базовым макроэкономическим критериям следует отнести:

– индексное изменение цен на продукты и услуги в отраслях естественно-монопольного типа;

– изменение количества компаний в разрезе отрасли и региона, а также увеличение количества рабочих мест в результате проведения программ, ограничивающих деятельность монополий;

– изменение количества денежных средств, которые изымаются в государственный бюджет как нелегально полученная прибыль;

– уменьшение административных барьеров и показателей по ограничивающим конкуренцию актам органов исполнительной власти, которые были отменены или в них были внесены изменения;

– изменение показателей экономии бюджета (при расчете на единицу продукции), которая получается при проведении отбора на конкурсной основе субъектов для поставки различной продукции и услуг для нужд государства;

– изменение количества дел предупреждения или пресечения деятельности монополий и недобросовестной конкуренции, в том числе при расчете на одного госслужащего антимонопольных органов.

К числу базовых микроэкономических критериев необходимо отнести:

– сумма материальных средств, которые были сэкономлены или возвращены хозяйствующему субъекту по причине прекращения монополистической деятельности его контрагента, доминирующего на данном товарном рынке;

– сумма материальных средств, которая была возвращена хозяйствующему субъекту в случае наступления гражданско-правовой ответственности в результате прекращения недобросовестной конкуренции.

Все значения показателей макроэкономической и микроэкономической эффективности рассчитываются как соотношение полученного экономического эффекта к понесенным затратам. В этом случае затраты включают в себя затраты государства на содержание соответствующего аппарата антимонопольного органа, который принимал непосредственное участие в нахождении и прекращении антиконкурентного акта, а также затраты хозяйствующих субъектов, пошедшие на восстановление конкурентной среды.

 

  1. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ МОНОПОЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА

Согласно п. 2 статьи 2 федерального закона  «О защите конкуренции» органом по оказанию помощи в развитии товарных рынков и конкуренции, а также по наложению ограничений и прекращению в целом монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции является федеральный антимонопольный орган. Таким органом в Российской Федерации, согласно постановлению Правительства от 30.06.2004 № 331, является Федеральная антимонопольная служба.

Федеральный антимонопольный орган имеет два основных направления действий:

  1. Проведение государственной политики, которая бы позволяла избавляться от монополизации российской экономики на федеральном уровне, а также в отдельных регионах и отраслях производства, и была бы направлена на формирование, развитие и функционирование товарных рынков. Это является основной задачей антимонопольного органа.
  2. Обеспечение ограничения, предупреждения и прекращения деятельности монополий, пресечение недобросовестной конкуренции. Таким образом, это устранение неблагоприятных последствий для нормального развития конкуренции, а также для адекватного функционирования рынков.

Предупреждение монополистической деятельности подразумевает под собой принятие комплекса мер, содействующих созданию необходимых экономических, организационных и правовых условий. В соответствующих условиях появление монополизма, а также концентрация рыночной власти  у отдельных фирм, предприятий оказывается просто невозможным в силу особенностей товарного рынка: устраняются барьеры входа в отрасль и рынок, происходит либерализация внешней торговли, расширение географических границ рынка.

Ограничение монополистической деятельности представляет собой формирование и приведение в действие условий, которые не позволяли бы доминирующим на рынке предприятиям, фирмам злоупотреблять своей рыночной властью, что в свою очередь ущемляет интересы других участников рынка и устанавливает ограничивающие рамки для развития конкуренции.

Пресечение монополистической деятельности является правоприменительной деятельностью федерального антимонопольного органа по выявлению нарушений запретов и ограничений, установленных законодательством, возбуждение, рассмотрение дел и принятие решений, контролирование исполнения решений и предписаний.

Федеральный антимонопольный орган имеет в своем ведомстве территориальные органы. При этом они полностью независимы как в организационно-структурном отношении, так и в финансовом в связи с тем, что финансирование их деятельности идет из средств федерального бюджета. Территориальные органы наделены полномочиями в пределах своей компетенции.

Большинство целей и задач, а также действия и ответственность федерального антимонопольного органа и его должностных лиц определяются законами и иными нормативными правовыми актами, применяемыми в Российской Федерации.

В ходе проведения антимонопольных мер федеральным антимонопольным органом преследуются такие цели, как обеспечение единства экономического пространства на территории России, «прозрачности» процессов создания, слияния или присоединения коммерческих организаций, приобретения пакетов акция большого размера и т.д. Также целью является уменьшение барьеров входа в отрасли и на товарные рынки для малого и среднего бизнеса, создание эффективных правовых механизмов, активизация работы по профилактике, а также пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Поставленные цели достигаются с помощью методов, которые показали свою действенность в мировом опыте.

Одним из таких методов являются ограничительные меры, представляющие собой запреты некоторые действия органов управления, которые неблагоприятно сказываются на развитии конкуренции, на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.

Более 60% нарушений антимонопольного законодательства являются злоупотреблением фирмами своим доминирующим положением на рынке и в отрасли.

Еще одним методом является контроль за усилением экономической концентрации, которая возникает при создании, реорганизации или слиянии компаний и объединений или при появлении возможности проведения на рынке согласованной политики. При достижении предприятием определенного объема операций, оно должно получить согласие на свои действия от федерального антимонопольного органа или уведомить об этих действиях.

Важным методом является запрет на недобросовестную конкуренцию, то есть на приобретение определенных преимуществ, противоречащих законодательству и определенным требованиям добропорядочности, которые уже причинили или могут причинить убытки предприятиям-конкурентам, а также нанести ущерб их репутации. Это может быть распространение ложной информации как о самом предприятии-конкуренте, так и о его продукции или услугах, которая будет вводить потенциальных потребителей в заблуждение относительно качества товарной продукции и условий ее производства.

Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию – это еще один из методов. Важен тот факт, что прямое вмешательство властных структур в работу предприятий в условиях развития рыночных отношений, должно быть устранено. То есть на законодательном уровне установлен запрет на принятие нормативных актов и совершение действий, ограничивающих собой самостоятельность предприятий, а также создающих благоприятные условия для одних в ущерб другим. Таким образом, ограничивается конкуренция, ущемляются интересы предприятий или граждан.

И последний из основных методов – это использование государственного реестра. Его суть в том, что составляется он для наличия информационной базы о самых крупных субъектах рынка, а также для контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства. Если предприятие является единственным производителем каких-либо товаров и услуг, то оно обязательно попадает в государственный реестр.

Главной отличительной чертой монополизации российского рынка является тот факт, что она строится как продолжение государственного монополизма социалистической экономики СССР. Она являла собой единый целый комплекс народного хозяйства, в котором любое предприятие являлось не автономным, а было частицей, составляющей всю общегосударственную суперструктуру. При этом для удовлетворения потребности всей страны в каком-либо виде продукта часто использовался всего один-два завода.

Для такой концентрации выпуска продукции существовало несколько причин. Огромное значение играло желание использовать положительный эффект масштаба. И желание это было явно гипертрофированным – по причине искусственного занижения цен на энергию, сырье и транспорт, проекты даже необоснованно крупных заводов выглядели вполне рентабельными. Используемое сырье привозилось с другого конца страны за тысячи километров. Готовая же продукция распространялась по всему СССР.

Другой причиной являлось удобство централизованного управления всеми крупными предприятиями. В случае, когда все важнейшие решения по развитию государственной экономики принимаются общенациональными плановыми органами, чем меньше производственных единиц, тем выше управляемость хозяйства. Ведь контролирование выпуска определенного вида продукции на двух-трех сотнях мелких заводах гораздо проблематичнее, чем контроль выпуска того же продукта на одном заводе-гиганте.

В результате народное хозяйство страны существовало как единый организм. Это было похоже на работу человеческого организма – как в нем существуют специальные органы обеспечения жизнедеятельности всего организма (какие-то функции выполняет сердце, какие-то – печень, а какие-то – желудок), так и в социалистическом хозяйстве часть заводов производили для удовлетворения потребностей всей страны в одной товарной продукции, а часть – в иной. У советских монополистов существовала узкая специализация: один завод выпускал, к примеру, только военную технику, другой – только автомобили для населения и т.д. Окончание поставок одним из заводов имело для хозяйства серьезные последствия. Это было подобно отказу какого-нибудь органа в человеческом организме.

При этом дублирование либо вовсе отсутствовало, либо было минимальным. Например, в конце 80-х годов полными монополистами в производстве своей продукции были более 1100 предприятий по всему Союзу. Еще чаше возникала ситуация, когда производить определенный продукт по всей гигантской стране могли всего 2-3 завода. Из существующих на тот момент 327 товарных групп, которые выпускались промышленностью страны, 290 (а это 89%) были сильно монополизированы.

Таким образом, в отличие от стран с рыночной экономикой, где  монополизация проходила путем организационного объединения изначально независимых компаний, социалистический монополизм базировался исключительно на осознанном создании исключительно одного отдельного производителя, реже – узкой части производителей. При этом монополизм в при такой экономике имел более широкое распространение, нежели в рыночной.

Однако приравнивать советских монополистов к таковым в рыночной экономики не имеет смысла. В связи с тем, что они не могли самостоятельно выбирать объем выпуска, ни устанавливать цены (все определялось планом), они также не имели возможности злоупотреблять монополией. Иными словами, их работа и деятельность не вызывала описанные нами последствия монополизации, а именно отсутствовало недопроизводство товарной продукции, завышение цен и предприятия-производители не имели монопольной прибыли.

С другой стороны, присутствовало еще одно негативное последствие монополизации – х-неэффективность показывала себя особенно сильно. В СССР она проявлялась в виде завышенных издержек (а именно энерго- и материалоемкость, которые существенно превышали мировой уровень), низкого качества продукции и замедленных темпов обновления продукции.

Помимо обычных для всех монополистов причин, величине размаха социалистической х-неэффективности, в особенности способствовали следующие обстоятельства:

  1. уровень издержек и прибыль – одни из важных стоимостных показателей – не были в приоритете для советских предприятий. В независимости от величины издержек, при выполнении заводом плана, его руководство могло «спать спокойно». Разумеется, это совершенно не способствовало росту экономичности производства, а скорее наоборот – увеличивало расточительность. «План любой ценой!» – это обычный лозунг тех времен;

2) общая дефицитность экономики только укрепляла позиции монополистов. При покупке откровенно бракованного товара, потребителю можно было даже не пытаться возмущаться, так как в ответ мог услышать вполне обоснованное: «Берите такой, а то и этого не будет». В результате этого понижалась ответственность монополиста за свою продукцию;

3) в отличие от большинства рыночных экономик, советская экономика была гораздо более изолированной от внешнего мира. В результате советские монополии были защищены от конкуренции иностранных монополистов. По причине этого  в первую очередь страдал потребитель, так как  качество и новизна продукции оставляли желать лучшего.

К резкому повышению монополизации в нашей стране привело активное  начало рыночных реформ. В некоторой степени это было вызвано распадом СССР, а также снижением силы экономических связей между бывшими республиками. К уже существующим монополистам присоединились совершенно новые предприятия, которые на территории всего СССР не являлись единственными производителями, но при этом на уменьшившейся территории сменили свой статус.

Благодаря изменению условий хозяйствования неожиданно резко усилились последствия монополизации, а также ее влияние на экономику страны. В связи с  превращением российских заводов в частные компании появилась возможность для получения монопольных прибылей. А свобода выбора устанавливаемых цен и объемов производства дали фирмам средства достижения этой цели.

Все три, сдерживаемых социалистическим государством, последствия монополизации, вырвались из под контроля. А неэффективность, в свою очередь, осталась во всех имеющихся монополиях. Все это имело весьма негативное влияние на ход реформы в стране.

Для предприятий, которые являлись единственными производителями определенной товарной продукции, открылась весьма выгодная позиция на пути к адаптации в условиях рыночной экономики. Когда сложилась ситуация, в которой обедневшее население снизило свой спрос на товарную продукцию и услуги, со стороны монополистов должно было последовать снижение цен. На умеренное падение производства до полного прекращения роста инфляции и ее снижения и рассчитывали российские реформаторы в этот нелегкий период. Однако реакция монополистов оказалась совершенно иной – воспользовавшись своей монопольной властью, они резко ограничение предложения. Точка равновесия, которая реально установилась на рынке, отразила решение установившейся проблемы: возникла необходимость не в снижение, а в повышение цен за счет очень резкого снижения объемов производства продукции. Похожая ситуация уже случалось в мировой истории в конце 20-х годов. В этот период предприятия-монополисты ведущих западных стран также среагировали на кризис, который в итоге оказался самым глубоким в истории капитализма. Это была Великая депрессия 1929-1933 гг.

Именно описанная выше ситуация стала важнейшей микроэкономической причиной наступившего в России кризиса трансформации.

Сложившийся высокий уровень монополизации с его весьма негативным влиянием на экономику приводит к возникновению необходимости проведения в России антимонопольной политики. Также возникает необходимость в серьезном сокращении количества секторов экономики с установившейся монополией.

В этой связи вскрывается главная проблема и одновременно трудность, которая была унаследована от социалистической эпохи монополизма: в большинстве своем российские монополисты не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.

Предприятия-гиганты Запада могли быть демонополизированы путем их разделения на части. Местные монополии были сформированы с использованием поглощения более мелких фирм или объединения с другими фирмами. Более мелкие фирмы могли бы быть восстановлены в качестве отдельных и самостоятельных компаний, хотя по факту такое случается очень редко, так как стопроцентные монополисты большая редкость. В отличие от западных, российские монополисты изначально образовывались как нечто единое и неразделимое. Разделение в этом случае было невозможным без полного разрушения.

С учетом вышеизложенного принято выделять всего три основных пути снижения монополизации.

Один из них – это прямое разделение монопольных структур, что для России было весьма затруднительно. Единое предприятие на части не разделишь. Случаи же, когда производитель-монополист состоит из нескольких однопрофильных предприятий, почти отсутствуют. Но, тем не менее, на некоторых уровнях вышестоящих структур такая работа проводилась.

Второй путь – привлечение иностранных конкурентов. Он, вероятно, стал самым сильным и весьма чувствительным ударом по отечественному монополизму, но при этом очень действенным. Все монополистические злоупотребления становятся проблематичными и, как следствие, невозможными, когда рядом с продукцией российских монополистов находится импортный аналог, превосходящий его не только по качеству, но и по цене. Приходится задумываться о способах остаться на рынке и не быть вытесненным с него.

Но проблема в том, что в связи с не самой лучшей валютной и таможенной политикой импортная конкуренция в большинстве случаев оказалась весьма сильной. Вместо ограничения злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли российской промышленности.

Использование такого сильного средства, вполне очевидно, должно быть очень осторожным. Импортные товары, безусловно, должны присутствовать на российском рынке, но ни в коем случае не должны являться причиной повсеместной ликвидации российских предприятий.

Самым предпочтительным во всех отношениях является третий путь – это образование новых предприятий, которые могли бы серьезно конкурировать с монополистами. Такое положение избавляет от монополии, при этом не избавляясь от самого предприятия-монополиста. Тем более постройка новых предприятий подразумевает рост производства товарной продукции в определенной отрасли, а также появление новых рабочих мест и увеличение занятости населения. Все это весьма положительно сказывается на снижении монополизации и на состоянии экономики страны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, монополия представляет собой рыночную структуру, в которой всего одно предприятие является производителем его поставщиком на рынок продукта уникального и не имеющего близких заменителей.

Монополия – одно из непосредственных проявлений несовершенной конкуренции. Иными словами, при наличии монополизированного рынка само наличие конкуренции как таковой может быть лишь с большими оговорками. В связи с тем, при наличии монополии против потребителей выступает один производитель-гигант, хочет он того или нет, потребитель не может не использовать продукт фирмы-монополиста и вынужден соглашаться с его ценовой политикой.

Монополия сопряжена с рядом отрицательных последствий для экономики страны, поэтому государство осознанно занимается проведением антимонопольной политики. В настоящее время в абсолютно каждой развитой стране присутствует специальное антимонопольное законодательство и специальный орган власти для надзора за исполнением законодательства.

Антимонопольное регулирование в России ориентируется на безусловно богатый опыт зарубежных стран в данной области, но при этом имеет ряд важных особенностей. Во-первых, система антимонопольного регулирования формируется в ситуации, ког­да в России рыночные связи располагаются на стадии ста­новления, образованы основы рыночной экономики. Во-вторых, монополистическая деятельность в России включает в себя как работу хозяйствующих субъектов, так и работу госорганов и органов местной власти. В связи с этим ан­тимонопольное регулирование имеет воздействие еще и на дея­тельность данных субъектов.

Главной отличительной чертой монополизации российского рынка является тот факт, что она строится как продолжение государственного монополизма социалистической экономики СССР. Можно обозначить три принципиальных пути снижения монополизации: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция и создание новых предприятий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Нормативные акты:

  1. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О естественных монополиях». : СПС КонсультантПлюс: Версия Проф.
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 06.12.2011).: СПС КонсультантПлюс: Версия Проф.

Учебники,  учебные пособия, монографии:

  1. Борзило Е.Ю. Антимонопольные риски предпринимательской деятельности : науч.-практ. руководство. -М. : Статут, 2014. -335 с.
  2. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. -М.: Магистр, Инфра-М, 2010. –896 с.
  3. Экономическая теория. Экспресс курс / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. -М.: КноРус, 2006.-608 с.
  4. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. -М.: КноРус, 2011. -624 с.
  5. Куликов Л. М.Основы экономической теории: Учебник. -М.: Издательство Юрайт, 2011.-455 с.
  6. Современный экономический словарь /Под ред. Б. А. Райзберга. -М.: Инфра-М,2010. -512 с.

Публикации периодической печати:

  1. Даурова Т.Г. Антимонопольный орган России: создание, эволюция, перспективы // Законодательство и экономика. -2005. -№ 7. -С.48-55.
  2. Кинев А.Ю. Условия формирования конкуренции в Российской Федерации //Административное право и процесс. -2013.-№ 4. -С. 34–36.
  3. Розанова Н.М. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. -2005. -№ 5. -С.117-131.
  4. Татаринова С.С. Современное антимонопольное регулирование: достижения и перспективы // Конкурентное право. -2013. -№ 3. -С. 6–9.
  5. Шайхеев Т.И. Нарушение антимонопольного законодательства путем установления монопольно высоких и монопольно низких цен // Закон. -2014. -№ 5. -С. 153–160.

Ресурсы Интернета:

  1. Сайт Федеральной антимонопольной службы http://fas.gov.ru/

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 56.83K
Скачано: 296
Скачать бесплатно
11.05.15 в 16:13 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе