Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономики »
Тема: Промышленная революция в России
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономики
Тип: Курсовая работа | Размер: 28.03K | Скачано: 291 | Добавлен 30.03.15 в 00:18 | Рейтинг: +1 | Еще Курсовые работы
Введение. 2
Глава 1. Причины промышленного переворота. 4
Глава 2 Промышленная революция в России. 6
Глава 3 Заключительный этап промышленной революции. 12
Заключение. 14
Литература. 16
Промышленная Революция - переход от ручного труда к машинному труду, от мануфактуры к фабрике. Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация ангарного общества в индустриальное общество. Развитие переворота в промышленности происходило по разному, разными темпами, разные средства были затрачены у каждой страны было обособленное течение этого переворота, но можно отметить что в ряде стран он все же протекал более интенсивнее. Конечно же, промышленный переворот это важнейшая часть истории России. Промышленность страны стала развиваться более интенсивнее, и труд перестал быть особо трудоемким на помощь людям, наемным работникам, пришла на помощь техника и машины. Россия смогла вырваться из "средневековья в цивилизацию". Промышленный переворот способствовал поднятию экономики страны, Россия могла уже конкурировать с зарубежными странами и поставлять им свои товары на выгодных для себя условиях. Россия становилась державой. Промышленный переворот обуславливается 18 и концом 19 веков свое начало он взял в Великобритании постепенно "захватывая" все страны мира. Только самые не развитые и экономически не способные не затронул промышленный век. Основной чертой революции служит быстрый рост производственных сил на крупных промышленных предприятиях и учреждениях, промышленный переворот утверждается капитализмом в роле господствующего мирового хозяйства. Революция промышленности характеризуется не только началом применения машин в большем количестве, но и с переменами всего общества, его уклада, структуры. Революция промышленности характеризовалась и сопровождалась быстрым поднятием началом экономического роста, повышением производительности труда, стремительной урбанизацией, поднятием жизненного статуса людей, процветанием и более экономически стабильным обществом. Промышленный скачек в России помогла перейти ей от аграрного общества к индустриальному, и произошло это всего за четыре поколения. В становлении Российского капитализма важное значение сыграла промышленная революция, она вызвала полный переворот производительных сил. Это целый исторический процесс установил фабрично-машинную систему капиталистического производства с огромным объеденным трудом рабочего класса, который в свою очередь стал в ходе классовой борьбы ведущей социальной силой и основным фактором революционно-освободительного движения в стране. Это кардинальный переворот в развитии производительных сил начался с введением рабочих машин и паровой энергетики первоначально в отраслях легкой промышленности, основавшись следом во всех основных сферах материального производства - тяжелой промышленности, транспорта и в последнюю очередь сельском хозяйстве. При этом машинизация происходила в различных формах: как путем замещения обыденных ремесленных или мануфактурных производств, так и в ходе создания основательно новейших отраслей капиталистической индустрии. Завершающая фаза промышленной революции - начало регулярного производства «машин машинами», обусловив доминирующий рост производства средств производства, завершала перевод капиталистической экономики на индустриальную основу. России просто необходим был эта революция. Россия могла с помощью преобразования и новых машин и станков увеличить производительность труда, облегчить труд наемных рабочих. С помощью новых и более мощных кораблей и железной дороги перевозить товары на большие расстояния и войти на зарубежный рынок со своими товарами. Покупать и продавать на международном уровне.
Свое начало промышленная революция взяла в городе Великобритания приблизительно в конце 18 века, а уже в 19 веке промышленная революция захватила многие страны и города в Европе и Америке. Есть некоторые факты, указывающие на то, что благодаря зарубежным капиталовложениям Великобритания и стала лидером промышленного переворота, то есть благодаря инвестиции других стран в развитие машиностроения именно в Великобритании, а не у себя в странах. Тем самым Великобритания вошла в лидеры машиностроения и лидеры промышленной революции в целом и не теряла свой статус долгое время.
Но промышленная революция в других странах не привела к такому резкому подъему экономики как в Великобритании, в остальных странах все происходило гораздо медленней и не в таких масштабах. Но имелись такие страны как Швеция, (Пруссия, США) которая не зависела не от кого и не нуждалась в колонии рабов, но промышленность развивалась лучше, чем в странах с колониями. По мнению некоторых историков, незначительную роль в этом могли сыграть деньги и сам капитал стран. Исследования историков показали, что в подавляющем большинстве промышленные предприятия в период 1700 - 1850 годов основывались представителями среднего класса, которые не прибегали ни к каким внешним источникам финансирования, а развивались за счёт собственных средств или денег, взятых у родственников/знакомых.
Среди особо выделяемыми историками факторов промышленной революции стали также:
1. свобода предпринимательства и война с монополией;
2. не письменное согласование между предпринимателями и обществом было обговорено, что они будут уважать и соблюдать права и обязанности друг друга, не принижать общество бизнесом.
Существует мнение, что главная причина того, что промышленная революция, а впоследствии и научная, инновационная революция, началась именно в Европе, заключалась в поведенческих стереотипах европейского человека, в его отношении к женщине.
К началу ХХ века Россия являлась аграрно-индустриальной страной, по абсолютным размерам промышленного производства она вошла в пятерку крупнейших индустриальных держав мира. Самыми крупными отраслями фабрично-заводской промышленности в это время были пищевая и текстильная – на их долю приходилось более половины всей стоимости промышленной продукции. Благодаря поощрительным мерам царского правительства (охранительные таможенные пошлины, предоставленные заводам крупных заказов и субсидий) постепенно утвердились такие отрасли тяжелой индустрии, как машиностроение, обеспечивавшее российские дороги подвижным составом, и предельная металлургия, производившая для них рельсы.
Начавшийся в 1893 году мощный промышленный подъем, продолжавшийся до конца 90-х годов, сыграл важную роль в складывании отраслевой структуры российской промышленности. Продукция всей крупной промышленности в целом за 1893-1900 года выросла почти вдвое, а отраслей тяжелой промышленности – даже в 3 раза. Характер этого подъема во многом определяется железнодорожным строительством, осуществлявшимся на государственные вложения, - к 1892 году протяженность железнодорожной сети составляла 31 тысячу километров, за 1893-1902 годы было построено 27 тысяч километров. Железнодорожное строительство создавало устойчивый спрос на металл, уголь, лес и другие материалы и было одной из причин промышленного бума. Если во время промышленного подъема производство в стране в целом удвоилось, то производство средств производства увеличилось втрое.
При этом выплавка чугуна увеличилась в 6 раз, стоимость продукции машиностроения – более чем в 4 раза. К началу ХХ века отрасли группы «А» (производство средств производства) давали по стоимости около 40% всей продукции. Развитие отдельных промышленных районов было неравномерным. Исключительно быстро росла горная и горнозаводская промышленность юга России. За 1890-1899 года доля юга в общей добыче железной руды увеличилась с 21,6 до 57,2%, в выплавке чугуна – с 24,3 до 51,8%, в производстве железа и стали – с 17,8 до 44%. Другую картину представляла промышленность Урала: её доля в металлургическом производстве снизилась с шестидесяти семи процентов в 70-х годах до двадцати восьми процентов в 1900 году.
Важной чертой российской промышленности была высокая концентрация производства. Использование выработанных на Западе организационных форм и технологии крупнокапиталистического производства, иностранные инвестиции, правительственные заказы и субсидии – все это способствовало возникновению и росту крупных предприятий. Высокий уровень концентрации производства явился одной из причин начавшегося в 80-90-е годы ХIХ века процессам монополизации, когда возникли сбытовые объединения, действовавшие под видом предпринимательских союзов (Союз рельсовых фабрикантов, Союз фабрикантов рельсовых скреплений, Вагонный союз и прочие).
Во второй половине 90-х годов началось сращивание российских банков мс промышленностью, выразившееся в возникновении «сфер интересов» крупнейших банков в промышленности. К 1900 году Петербургский международный банк оказался заинтересован более чем в 20, а Петербургский учетный и ссудный банк – почти в 30 предприятиях. Бурные темпы промышленного подъема 90-х годов во многом стали возможны благодаря экономической политике министра финансов Сергея Юльевича Витте. Он возглавил в 1892 году министерство финансов, он обещал Александру III, не проводя политических реформ, за двадцать лет сделать Россию одной из ведущих промышленно развитых стран. 50-е годы 19 века занимают значимое место в истории России. Именно тогда окончательно укореняются внутренние и внешние факторы, ускорившие падение крепостного права. В эти же годы промышленный переворот в странах США и Европы ускоряет свой ход. Начало масштабного железнодорожного строительства и парового судостроения в Европе и США увеличивает производство продукции тяжелой индустрии и общий промышленный потенциал. Эти факторы оказывали сильное воздействие на Россию крепостническую.
В Российской экономической структуре в 50-е годы, сильно втянутой в мировой капиталистический рынок, окончательно закрепляется буржуазный уклад в ведущих хозяйств. Резкое обострение международных противоречий довело до Крымской войны, с 1853 по 1856 годов, окончившейся поражением "царизма" и продемонстрировавшей «гнилость и бессилие крепостной России». Острая экономическая и политическая необходимость введения новых капиталистических форм хозяйства, нарастающая непримиримая антифеодальная борьба народа привела царское правительство к отмену крепостничества. Увеличивающаяся промышленная революция в России повлекла за собой изменение в организации и технике промышленного производства, и вызвала сильные общественные перемены. Массовое введение машинной техники началось с текстильной промышленности, то есть с ведущих отраслей, там происходило большое применение наемного труда с его высокой производительностью в отличие от крепостнических мануфактур.
Главная сфера распространения фабрики стала хлопчатобумажная промышленность, она по темпам роста шла впереди всех других отраслей. На хлопчатобумажных предприятиях мало применялся крепостной труд, это было одно из важнейших факторов таких высоких темпов развития. Благодаря внедрению машинной техники, концентрации производств и применение наемного труда хлопчатобумажная промышленность стала обладать важными преимуществами над другими отраслями. Для прохождения быстрой механизации хлопчатобумажных предприятий огромное значение стало использование российскими предприятиями передового технического прогресса машинной индустрии Англии, где с 1842 года был снят запрет на вывоз машин за границу. Высочайший прогресс в становлении большого фабричного производства был, достигнут в наиболее прибыльной отрасли хлопчатобумажной промышленности - в хлопкопрядении.
За 50-е годы механизация бумагопрядильного производства России приняла особо крупные формы. Множественные внедрения машин и комбинирование машинного производства обеспечили подъем в производительности труда. В конце 1857 года было основано Товарищество Кренгольмской бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры, главным основателем и акционером стал немецкий предприниматель Кноп, его фирма с 40-х годов держала монополию на поставку английского машинного оборудования для текстильных фабрик России. Это огромнейшее в тот период хлопчатобумажное предприятие не только в России, но и в Европе было построено в конце 1859 года около города Нарвы на водопаде реки Нарвы. Там была сооружена система трех мощных водяных колес в полторы тысяч лошадиных сил. Использование в качестве производственной энергетики силы воды обеспечивали низкую затрачиваемую стоимость производства. На данной комбинированной фабрике функционировали 2 отделения: бумагопрядильное и бумаготкацкое. Бумагопрядильное было оснащено 59,8 тысячью механических веретен. На данном предприятии было занято почти одна тысяча прядильщиков, ежегодно выделывавших до 62 тысяч пудов пряжи.
Норма обще годовой выработки кренгольмского прядильщика достигла почти одной тысячи рублей, или на тридцать девять процентов превышала общероссийскую. Бумаготкацкое - было оснащено 790 механическими станками, на них было занято до 600 рабочих, вырабатывавших приблизительно 132 тысячи кусков миткаля, обще годовая норма выработки, которых на двадцать два процента превышала норму выработки на фабриках Московского района. В следующие годы данное предприятие непрерывно разрасталось, повсеместно используя льготы, предоставлявшиеся учредителям царским правительством, в том числе десяти летнее отсрочка от оплаты гильдейских платежей, беспошлинный ввоз оборудования, сырья. В 50-е годы сильный прорыв произошел в формировании фабричного бумагопрядения на хлопчатобумажных предприятиях Московского промышленного района, где происходил ремонт и переоборудование предприятий на базе современной механизации и усиление паровой энергетики фабрик. В 1860 году в бумагопрядильном производстве Московской губернии было занято до тридцати семи процентов рабочих всей хлопчатобумажной промышленности, которые вырабатывали до двадцати четырех процентов всей стоимости годовой продукции российского бумагопрядения. В это время петербургские прядильщики, составлявшие двадцать два процента всех занятых рабочих этой отрасли, давали тридцать девять процентов всей стоимости годовой продукции в связи с большей технической оснащенностью и паровой энерговооруженностью предприятий.
Всего в хлопчатобумажной промышленности России в 1861 году имелось приблизительно до 10 тысяч механических станков. Можно сделать вывод что, на долю промышленности московских предприятий приходилось около двадцати процентов, а Петербургской — до тридцати девяти процентов.
Важными ситценабивными и красильных производств России являлись Московская губерния и Владимирская. В конце 50-х годов там было сосредоточено около пятидесяти четырех процентов всех российских предприятий этой отрасли с восьмидесятою семи процентами всех рабочих, производящих девяноста два процента всей продукции.
В 50-е годы увеличивается процесс производства ситцевой промышленности в России. Прогресс механизации хлопчатобумажной и шерстяной промышленности в 50-х годах 19 века не мог не отразиться на полотняной промышленности, переживавшей длительный кризис. Развивались также и технологии в сельскохозяйственном производстве, появлялись новые машины и станки. Все делалось для упрощения труда работников, но в тот же самый момент шло резкое сокращение работников. Данный фактор актуален и наши дни, где на заводе на несколько тысяч станков десять работников и то тех, которые их обслуживают.
В большинстве отраслей крупной промышленности России к 80-м годам ХIХ века завершился промышленный переворот. Экономическая политика министров финансов Бунге и Вышнеградского способствовала ускоренному развитию промышленного производства в 80-90-е годы. Россия вышла на первое место в мире по темпам роста добычи нефти и угля. 90-е годы отмечены активным строительством промышленных предприятий. В этот период появилось сорок процентов всех предприятий, насчитывавшихся в России к концу века. Число машиностроительных заводов увеличилось в 1860-1896 годах в шесть раз, число рабочих на них – в восемь раз. Они выпускали разнообразную продукцию – паровозы, двигатели, станки, оружие и тому подобное.
В центральном районе и южных губерниях развивалось сельскохозяйственное машиностроение. Несмотря на быстрый рост российской промышленности, ее отставание от развитых стран Запада как по технической оснащенности и энерговооруженности, так и по объемам добычи угля, нефти, производству металла и машин на душу населения оставалось весьма значительным. С 1891 года началась стройка самой крупной Транссибирской магистрали. Эта магистраль, состояла из двенадцати основных и нескольких вспомогательных линий, к 1900 году дала возможность прямому паровому сообщению между Европейской Россией и Дальним Востоком. Индустриальный рост экономики России в заключительный период промышленной революции нашел колоссальное отражение в железнодорожных перевозках. В суммарном, объеме железнодорожного товарного движения за промежуток с 1893 по 1900 годов занимали промышленные грузы, а среди них более половины - топливно-металлургическая продукция. Сельскохозяйственные грузы составляли немногим более трети от всех перевозимых товаров.
В период экономического подъема 90-х годов 19 века произошел огромный скачок в развитии производительных сил российского капитализма. Главная особенность этого периода, заключалась в окончательном создании и становлении индустриально-технической базы, связанной с созданием комплекса крупных предприятий тяжелой индустрии, качественно изменившей экономическую структуру страны.
Российская промышленная революция, начавшись в середине 19 века, стала главным эпизодом в процессе развития и становления исторического, или точнее сказать всемирно - исторического процесса, благодаря которому произошли необратимые положительные позиции в экономической атмосфере производственной составляющей страны. Предшественником промышленной революции стал значительным по своей продолжительности периодом подготовки совершенствования более бес проблемного перехода от мануфактуры производств к фабрикам, связанный как с важнейшими хозяйственными сдвигами в ходе развития капиталистического уклада, так и с мощным давлением мирового капитализма. Возведение внутреннего капиталистического рынка, первоначальное накопление, появление массы экспроприированных людей, широкое развитие мануфактуры с высокой степенью общественного разделения труд эти факторы создавали предпосылки для освоения машинного производства в отраслях промышленной и транспортной промышленности. В те годы началась массовая машинная отрасль, текстильное производство становилось автоматизированной. Прибавляется мощность и укрупнение иностранных вложений, с эго помощью возрастает столичное производство, она в свою очередь становиться главной перестройкой всего фабричного производства. Под напором нарастающей антифеодальной борьбы народных масс царское правительство вынуждено было пойти на отмену крепостного права как основного препятствия на пути промышленного прогресса России. Можно сделать вывод, что промышленная революция дала России право носить звание великой державы. Благодаря революции Россия смогла выйти на международный рынок и поставлять, а также и принимать товары от Европы. Россия значительно увеличила добычу нефти и газа, железной руды. Прогресс был в машинном производстве, что значительно упрощало труд наемных работников. В наше время тоже происходит своего рода технический прогресс, машины совершенствуются и становятся полностью автоматизированными заводы и фабрики, машины практически заменили труд людей, но до европейских стран еще далеко даже смотря на заводы по производству автомобилей там 89% автоматизированная работа, в России 62%. прогресс в машиностроении и создании новой техники упрощающей работу и финансовые затраты не стоит на месте, в современное время создаются и совершенствуются новые технологии и промышленный процеес в какой то мере продолжается, создание роботов, новых станков которые производят более мощные и качественные программы работ нежели человека. Но есть и обратная сторона прогресса это невостребованные рабочие которые не могут найти работу так как их место занимают машины . Да работа упростилась и производство увеличилось но с другой стороны все более становится острым вопрос безработице. К замечанию такие заводы как элитных автомобилей полностью на ручном производстве от начала до конца. но стоимости такой продукции только для единиц, так что же для нас наиболее ценно - роботы и машины или человеческий труд сделанный с частичкой души и любви.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.