Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »
Тема: Культура Византии и её вклад в мировую культуру
Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 23.16K | Скачано: 333 | Добавлен 30.05.10 в 16:03 | Рейтинг: +27 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Пенза 2010
ПЛАН. 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
I. Историческое развитие Византии. 5
II. Культура Византийской империи. 8
1. АРХИТЕКТУРА. 8
2. ЖИВОПИСЬ. 9
3.ЛИТЕРАТУРА. 11
4. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 13
5. ФИЛОСОФИЯ. 15
6. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. 17
III. Вклад Византии в мировую культуру. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
Библиографический список. 20
Византия - одно из государств, которое внесло большой вклад в развитие мировой культуры. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры.
То государственное образование, которое позднее историки стали называть Византией, возникло в результате раздела Римской империи в 395 г. между сыновьями Феодосия Великого на восточную и западную части. В состав Восточной Римской империи первоначально вошли Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, острова Эгейского моря, Палестина, Египет, Киренаика, Кипр, Крит, части Месопотамии и Армении, некоторые районы Аравии, земли в Крыму и на Кавказе. Такое географическое положение предопределило связь Византийской цивилизации с двумя различными мирами — Востоком и Западом. Здесь пролегали важнейшие торговые пути — сухопутный и морской «шелковый путь» в Китай и «путь благовоний» — через Аравию к портам Красного моря. Персидскому заливу и Индийскому океану. Затем границы неоднократно менялись, были несколько десятилетий существования Латинской империи, восстановление власти православных монархов, потом войны с османами, завершившиеся падением Константинополя в 1453 г.
Обособление восточной части Римской империи вызвано как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные области Римской империи отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь менее острые формы. Нападение варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на Западе угрожали самому существованию Римской империи, что заставило императора Константина перенести политический центр на Восток.
Столицей Византии на протяжении всей её истории был основанный в 324-330 гг. Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. Наибольшие территории империя контролировала при императоре Юстиниане I. С этого времени государство постепенно утрачивало земли под натиском варварских королевств и восточноевропейских племён. После арабских завоеваний империя занимала лишь территорию Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX—XI веках сменилось серьёзными потерями, распадом страны под ударами крестоносцев и гибелью под натиском турок-сельджуков и турок-осман.
Смещение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества.
Территория Византии превышала 750 тыс. кв. км. Это были преимущественно области с высокой земледельческой культурой. Было развито скотоводство. Также Византия была богатой природными ресурсами.
В ранний период этнический состав населения Византийской империи отличался большой пестротой. Наиболее многочисленную часть ее населения составляли греки. Греческий язык стал самым распространенным, а греки - фактически господствующей народностью.
Название «Византийская империя» (по городу Виза́нтий, на месте которого римский император Константин I Великий в начале IV века заложил Константинополь) государство получило в трудах западноевропейских историков уже после своего падения. Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «римской», «ромейской».
Византия отнюдь не была каким-либо историческим феноменом. Она не являла собой пример отклонения от общих закономерностей развития человеческого общества. В течение своей тысячелетней исторической жизни, казалось бы, столь длительной, но вместе с тем столь краткой в общем ходе мировой истории, Византия прошла те же основные стадии общественного прогресса, что и многие другие страны средневекового мира. Ей были знакомы крушение рабовладельческого общества, рождение, расцвет и упадок феодального строя.
Но в Византии общественное развитие принимало специфические формы, имело свой неповторимый колорит. В этом ярком своеобразии, отличавшем Византию от соседних с ней государств Европы и Азии, быть может, и таится та притягательная сила, которая влечет к ней исследователей.
Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало империю как бы средостением между Востоком и Западом. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб, как Востока, так и Запада.
От Римской империи Византия унаследовала монархическую форму правления с императором во главе. Реформы связаны в основном с обороной и преимущественно греческой культурой страны. С X века широко распространяются феодальные принципы управления, этот процесс привёл к утверждению на троне представителей феодальной аристократии. До самого конца империи не прекращаются многочисленные восстания и борьба за императорский трон.
В состав государства входили богатые земли с большим количеством городов. Несмотря на коррумпированную систему управления и очень высокие налоги, экономика Византии длительное время была самой сильной в Европе.
Роль Византии и ее политический престиж, естественно, менялись в течение тысячелетнего существования империи. Византийское государство переживало периоды взлета и падения, расцвета и упадка.
В истории Византийской империи отчетливо вырисовываются три периода в соответствии с ее внутренним развитием и той ролью, которую это государство играло в международной жизни средневековья.
Первый период охватывает три с половиной столетия — с IV до середины VII в. В эту эпоху Византия, непосредственная преемница Римской империи, сохраняет еще ореол мировой державы. Во внутренней жизни византийского государства это было время изживания рабовладельческих, античных порядков, главным оплотом которых являлся полис. Крушение античного полиса в такой же мере отделяло новый, феодальный период от старого, рабовладельческого, как и арабский, славянский и лангобардский натиск.
VII столетие принесло с собой кардинальные сдвиги в истории Византии: упадок полиса-муниципия, временное ослабление государственной власти, перенесение центра общественной жизни в деревню, а культурного центра — в монастырь. Наступило средневековье. Второй период начинается с середины VII и продолжается до начала XIII в. Византия в это время стала по преимуществу греческим, а в XI—XII вв. — греко-славянским государством. Несмотря на территориальные потери, она оставалась одной из могущественных держав Средиземноморского бассейна. Для социально-экономических отношений этой эпохи характерно преобладание деревни в жизни общества. Доминантой общественных процессов стало вызревание вотчинной (сеньориальной) формы эксплуатации крестьянства и формирование феодальных институтов.
Начало последнего периода истории Византии совпадает с латинским завоеванием и раздроблением империи на отдельные государства.
Временное и неполное воссоединение греческих земель после полустолетних войн с латинянами не привело к возрождению былого могущества Византийской державы. Покинутая союзниками, раздираемая внутренними смутами, Византия была отныне обречена на безнадежную, неравную борьбу с могучей Османской империей — борьбу, трагически завершившуюся в середине XV столетия. Третий и последний период византийской истории характеризуется разложением феодальных порядков; робкие ростки предкапиталистических отношений, пробивавшиеся здесь и там, гибли, однако, в условиях торжества феодальной реакции, итальянского экономического засилья и османской военной угрозы.
Средние века были временем расцвета феодального строя с типичным для него господством класса землевладельцев, внеэкономическими мерами принуждения, преобладанием натурального хозяйства, слабым развитием товарного производства и, как следствие этого, политической раздробленностью. Особенности феодального строя сказались и на его архитектуре. В эту эпоху постоянных войн много внимания уделялось строительству крепостей, и военная архитектура средневековья дала много нового по сравнению с античностью. В это время появились такие детали, как боевые парапеты с зубцами и бойницами, бойницы, простые и навесные, закрытые оборонительные балконы, дозорные вышки и т.п. Были выработаны новые приёмы защиты крепостных ворот при помощи дополнительных укреплений и созданы основные типы крепостей, замок, находящийся в горной или равнинной местности, городская крепостная стена и укреплённый монастырь.
Монастыри, широкое распространение которых также было одной из особенностей средних веков, нуждались в укреплениях и в силу того, что в их стенах нередко хранились большие богатства, и потому, что они строились не только в городах, но и вдали от них, и должны были в военное время служить убежищем для окрестного населения. Кроме того, монастыри, особенно в раннем средневековье, имели значение культурных центров. В них хранились и переписывались книги, велись хроники (летописи), содержались школы. В тех случаях, когда монастыри возникали в слабозаселённых местностях, они содействовали распространению сельского хозяйства, а возведение монастырских зданий, в особенности каменных церквей, способствовало появлению новых строителей и художников.
Живопись той поры на протяжении своего более чем двухвекового существования выработала единый стиль, первоначально более живописный, позднее более графичный. Влияние этого искусства было очень значительным не только во всех уголках византийского мира, но и за его пределами. Если в искусстве более раннего времени господствовал плоскостный принцип композиционного построения, то в памятниках пелеологовского времени явно ощущается тенденция к объемности. Эта тенденция сказывается в многоплановости построения сцен с использованием первого плана как своеобразной сценической площадки, имею щей сложный архитектурный задник с переброшенными от одного здания к другому драпировками. Действующие лица, выдвинутые на передний план, изображаются в порывистом движении. Позы их разнообразны. Одежды с непринужденно падающими складками свободно облекают фигуры и подчеркивают их движения. Диагонально уходящие вглубь причудливые архитектурные сооружения как бы вторят мотивам переднего плана и придают им дополнительную впечатляющую силу. Пространственное построение композиции приобретает в византийской живописи более целостный характер, чем прежде. Вместе с тем гораздо свободнее и объемнее строятся многофигурные сцены, широко используется красочная лепка, усиливающая пластическую выразительность. Краски мягкие, богатые оттенками. Сцены приобретают бол ее свободный и живой характер, значительно расширяется число сюжетов за счет включения наиболее жизненных, заимствованных часто из апокрифической литературы. Отчетливо намечается стремление к жанровости, к передаче ситуаций, способных воздействовать на эмоциональное восприятие зрителя.
Вместе с тем даже на этом этапе своего развития византийское искусство остается по существу спиритуалистическим. Ощущению нереальности изображения способствует не только некоторая плоскостность и условность построения, но и отсутствие единства точек зрения. Отдельные предметы, здания, части фона, аксессуары показаны каждый по-своему. Художники умело используют множественность точек зрения для композиционных целей.
Все эти черты в полной мере выражены в мозаиках и фресках церкви Хоры. Сцены из жизни Христа и богоматери иллюстрируют темы, почерпнутые в своем большинстве из текста священного писания и апокрифических евангелий. Эти сюжеты дали художникам благодатную возможность для передачи широкой гаммы движений, ситуаций и чувств. Драматизм и мягкий юмор, жестокость и нежность переданы в этих мозаиках с равной мерой совершенства.
Античные традиции были сильны во всех областях идеологии, особенно в поэзии. Поэты того времени пересказывают античные мифы. О народном творчестве судят по церковной литературе того времени. лириком этого периода был Роман Сладкопевец. Появились эпические песни о борьбе с врагами, о героизме защитников. Борьба народа против феодальной эксплуатации находила отражение в устном народном творчестве. Представители богословской литературы: Косма Магомский, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит. Патриарх Фотий (ок.810-890) создает сборник «Мириобиблон», состоящий из аннотаций к 280 античным и ранневизантийским произведениям с комментариями. Народное творчество испытало влияние славянской колонизации.
В период Македонской династии (842-1057) и династии Комнинов (1057-1204) литературная жизнь переживает оживление. Её представители – Константин VII Багрянородный, Симеон Метафраст, приспосабливающие культурное наследие к интересам господствующей элиты. особенностью общественной жизни было развитие городов, что предопределило и большую роль их светской жизни. Виднейший представитель придворной литературы - Михаил Пселл, перу которого принадлежали труды по истории, богословию, математике, он автор стихов, од, эпиграмм. Феодор Продорм (1100-1170) использовал в произведениях разговорный язык того времени. Ему принадлежат роман в стихах «Роданфа и Досикл», поэма «Война мышей и лягушек». Широкое распространение в придворных кругах получили стихотворные романы с обилием цитат и напыщенным стилем.
В этот период появляются произведения, отражающие взгляды и настроения провинциальной феодальной знати и различных групп городского населения. талантливым произведением признана сатира «Тиларгон» о нравах и обычаях Византии.
При династии Палеологов, последней в истории Византийской империи. (1261-1453), византийская литература не потеряла своего своеобразия. Сложившиеся формы византийской культуры полнее и глубже, чем предшествующий период, перерабатывали и ассимилировали внешние влияния. Представители литературы этого времени – Никифор Григора, Лапиф, Акиндин, придворные поэты Мануил Олабол и Мануил Фил. Дошли до нас романы «Илиада» Гермониака, «Ахиллеида» и другие. Мануил Хрисолор, Плифон, Вассарион Никейский являются представителями течения, сходного по типу с отношением к классическому наследию первых итальянских гуманистов.
Культурная жизнь византийского общества приобретает новые очертания: формируется самосознание ромеев как средневековой народности, имеющей единый греческий язык и богатое культурное прошлое. Преемственность античной и средневековой культуры нашла выражение в философии Михаила Пселла, который защищал необходимость изучения античного наследия и отбора из него тех положений, которые согласуются с христианскими догмами, фактически отстаивал необходимость синтеза античного и христианского воззрений.
В Византии в начале Средних веков было больше образованных людей, чем в западной Европе. В городских школах преподавали чтение, письмо, счет, изучали поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла. Обучались в школах дети богачей. В Константинополе была открыта первая в Европе высшая школа. Здесь же было создано высшее медицинское училище
Географы умело чертили карты стран и морей, планы городских кварталов и застроек, что было для Запада еще недостижимым. В IV в. здесь работали крупные математики, исследователи в области астрономии и астрологии. Составленная медицинская энциклопедия включала в себя 70 книг.
После утверждения христианства в качестве государственной религии лучшие представители науки подвергались гонениям, уничтожались научные центры, закрывались школы, монахи-фанатики уничтожили значительную часть Александрийской библиотеки. В то же время для распространения христианства создавались церковные высшие духовные школы. Наука становится богословской. Имелся ряд научных трудов по истории, в которых социальная борьба этого периода отражена с позиций господствующего класса. В IX в. восстановлена высшая школа в Константинополе.
В XI-XII вв. значительный рост переживает светское образование, основанное на античных традициях. В Константинополе возрождается университет – центр образования для всей империи. На юридическом факультете изучали римское право, латынь, готовили судей, нотариусов, чиновников различных рангов. Все новые идеи сурово пресекались государством и церковью. Х в. связан с созданием произведений энциклопедического характера. При императоре Константине VII Багрянородном (913-959) изданы историческая, сельскохозяйственная, медицинская и ветеринарная энциклопедии. Была составлена литературная энциклопедия, содержащая около 30 тыс. статей, расположенных в алфавитном порядке: объяснения античных религий, биографические заметки, цитаты и т.п. материалы. Труды ученого и писателя XI в. Михаила Пселла автор «Хронографии», жизнеописаний императоров, дают богатый материал для изучения истории византийской культуры. Работа М.Пселла «квадриум» - обзор курса светского образования, включающего четыре предмета: арифметику, геометрию, астрономию и музыку, переведена на латинский язык; повлияла на развитие математики в Западной Европе.
В области медицины в этот период развивались исследования по фармакологии, уходу за новорожденными детьми, свойствам пищи. Представлены сочинения о животных и птицах. В области исторических наук произведения носили характер мемуаров и хроник. На XI-XII вв. приходится наибольшая интенсивность философский дискуссий. Ведущие представители М.Пселл и Иоанн Штал пытались отделить философию от богословия, хотя и оставались на позициях идеализма.
В XIIIв. Константинополь был захвачен крестоносцами и с 1204-1261 гг. прекратилось существование Византии. Бывшая империя представляла собой мозаику из небольших государств. Период характеризуется спадом в развитии ее культуры.
Философская мысль поздней Византии отразила всю сложность социально-экономической и политической жизни империи в XIII—XV вв. Интерес к философии в это время был характерен для широких слоев византийской интеллигенции, как светской, так и духовной. Образованные византийцы привыкли гордиться перед «варварами» своей непревзойденной культурой, покоящейся на античном наследии.
Первый этап развития поздневизантийской философии, примерно до 1340 г.,2 характеризуется еще сохранявшимся у образованных византийцев представлением об их превосходстве над латинянами Запада в сфере религии и философской мысли. Наиболее видными философами в это время были Никифор Влеммид, Феодор Метохит, Никифор Хумн. Начинал свою деятельность тогда и Никифор Григора. Эти философы стремились соединить данные. добытые античными науками, в единое целое. Это было время увлечения астрономией, физикой. Научным центром была в этот период более свободная от экономического влияния Запада Фессалоника.
Развитие поздневизантийской философии с 40-х годов XIV в. до начала 20-х годов XV в.3 характеризуется распространением упадочнических настроений, выразившихся в безразличии к окружающему, в стремлении к религиозно-созерцательной жизни и к мистике (исихазм). Передовые мыслящие люди Византии, очевидно, сознавали серьезную опасность распространения таких настроений и вступили в отчаянную полемику с исихазмом. Философы стали богословами по преимуществу. Философско-богословские споры раскололи на два лагеря крупнейших мыслителей поздней Византии. Прогрессивные для того времени тенденции защищали Варлаам, Акиндин, Никифор Григора, братья Димитрий и Прохор Кидонисы; на противоположной стороне находились вождь исихастов Григорий Палама, Николай Кавасила, Феофил. Исихасты стали победителями, поскольку их победе способствовали иноземная интервенция и разгром народного движения 40-х годов XIV в. Передовых людей Византии постигло глубокое разочарование.
С третьего десятилетия XV в. началась последняя стадия развития поздневизантийской философии. Гибель Византии казалась уже неминуемой. Защитники греческой самобытности уже не видели внутри Византийского государства и общества живительных сил и считали единственным спасением обращение к эллинству. Выявилось стремление к полному отрицанию всех византийских традиций. Центром этого движения стала Мистра. Философы стремились к воскрешению «эллинского духа», эллинской доблести, эллинской науки и мировоззрения; в мудрости Платона, который создал учение о «наилучшем обществе», хотели обрести спасение.
Что же понимали в поздней Византии под словом «философия»?
Занятием философией в это время считали вообще любое, даже беспочвенное, умствование по любому поводу, если только рассуждения основывались на цитатах из сочинений античных авторов, а также отцов церкви и библии.
В представлениях людей XIV—XV вв. богословие являлось наукой, более важной, чем точные науки того времени. Если признать, что наличие бога, управляющего миром, является незыблемым фактом, то, разумеется, познание этого начала являлось обязательным и даже решающим для человеческого разума. Церковь учила, что бог непостижим, т. е. его нельзя познать обычными чувствами, но она внушала, что именно разум подтверждает наличие бога и что, напротив, атеизм свидетельствует об отсутствии разума. Однако в то же время церковь провозглашала, что «мудрость мира сего является безумием перед богом».
В IV в. государственной религией в Византии было признано христианство, но она оставалась еще полуязыческой страной.
Утверждение христианства встречало сопротивление, в свою очередь христиане уничтожали языческие памятники, храмы и т.д. Так, в Александрии в конце IV в. был разрушен центр языческого культа и сожжена знаменитая библиотека. Имущество закрываемых языческих храмов отбиралось в пользу казны. Однако постепенно языческое сознание умирало, сменяясь новым, христианским, которое все больше определяло духовную жизнь Византии.
С течением времени возрастали противоречия между западной (католической) и восточной (православной) церквями. Шла борьба между папой римским и константинопольским патриархом за политическое и религиозное первенство. В XI в. произошел раскол следствие которого католическая и православная церковь стали независимыми ответвлениями христианства. От западного христианства отъединилась не только сама Византия, но и ее преемница по религии — Россия.
Итак, в X-XII вв. в искусстве Византии сложилась классически стройная художественная система, устойчивый иконографический канон спиритуалистических образов, стабильная иерархия основных духовных ценностей. Благодаря своей универсальности византийское искусство приобрело некий надэтнический характер, впитав культуру многих народов. Это послужило основой его широкой экспансии в различные страны. Византийское искусство стало непререкаемым эталоном для искусства православного мир. К нему обращались художники латинского Запада и мусульманского Востока.
Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие многих стран средневековой Европы. Византийское искусство не только многократно оживляло западное, на его основе взошло и расцвело искусство Болгарии, Сербии, Древней Руси. Вместе с тем оно оказало значительное влияние на формирование итальянского Ренессанса, внесло крупный вклад в становление культуры реформационной Европы.
После IV крестового похода (1204г.), приведшего к падению Константинополя, Византия фактически превратилась в аграрно-сырьевой придаток итальянских городов. Реальным наследием византийской эпохи стало становление греческого народа и новогреческого языка, культурно-религиозной общности православного мира.
Византия имела духовно-культурное воздействие на Киевскую Русь. Русь приняла православное христианство и крещение в 988 году при князе Владимире. Византийское влияние проникает в древнерусское церковное пение. Славянские страны переняли в изобразительном искусстве традиции соединения небесной и земной власти, сочетание возвышенности и торжественности.
Византийская империя просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, но была таки завоевана в XIV в. турками-сельджуками. Несмотря на свое исчезновение, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы развития и направления культуры перешли к соседним государствам, и характерно то, что средневековая Европа развивалась на основе достижений последней. Византийскую империю, с полным правом можно назвать «вторым Римом», т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира (скажем создание крупнейшей правовой кодификации всех времен – свода законов Юстиниана) ничем не уступает самой Римской империи.
Византия, являясь связующим звеном между западной и восточной цивилизациями, дала миру высокие образцы искусства, которые отличало не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, утонченность эстетического выражения. Византийское искусство стало эталоном для искусства православного мира, а Византийская церковь — мировым центром православной веры. Исключительно важна просветительная роль Византии, которую она сыграла в Средние века.
Византийским переписчикам мы обязаны знаниями произведений Софокла и Эсхила. Греки, бежавшие после турецкого завоевания из Византии в Италию, стали там учителями греческой философии. Византийские мастера построили собор св. Марка, который был школой итальянских зодчих и живописцев. Влияние Византии простиралось до Франции, Германии, господствовало на Балканах. Многим ей обязан Кавказ, хотя и имел свою художественную традицию. Древнерусское искусство имело своей основой Византию, но в процессе эволюции приобрело характер вполне самостоятельной школы. Несмотря на все трагические моменты своей истории, Византия сумела противостоять католичеству задолго до Реформации и утвердить позиции Православия.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.