Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »
Тема: Культура Византийской цивилизации
Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии
Тип: Презентация | Размер: 2.69M | Скачано: 300 | Добавлен 28.09.12 в 01:39 | Рейтинг: 0 | Еще Презентации
Описание слайда:
Культура Византийской цивилизации
Описание слайда:
Границы Византийской империи сер. IX – кон.XI вв.
Описание слайда:
Миниатюра
Описание слайда:
Богоматерь Киккотисса в окружении пророков и святых
В IV в. единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Обособление восточной части Римской империи началось еще в III в. и было вызвано как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные области Римской империи отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь менее острые формы. Нападение варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на Западе угрожали самому существованию Римской империи, что заставило императора Константина перенести политический центр на Восток.
В 324-330 гг. Константин основал новую столицу империи, названную по его имени Константинополем. На европейском берегу Босфора, на высоких холмах, где некогда была расположена древняя мегарская колония Византии, с поразительной быстротой вырос огромный город, укрепленный с суши и моря непреступными стенами. Древний Византий позднее дал название всей империи, но сами византийцы называли себя римлянами – по-гречески ромеями, а столица империи долгое время носила гордое название Новый Рим.
Границы Византии менялись в процессе ее более чем тысячелетней истории, но в периоды своего могущества Византия включала территории Балканского полуострова, Малую Азию, Северную Месопотамию, часть Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Крыму, Лазику на Кавказе, некоторые области Аравии.Просуществовала эта империя с IVв. до н.э. – сер.XV в., пока не была разрушена турками-сельджуками. Она наследница греко-римской культуры. Культура противоречива, т.к. пыталась совместить идеалы античности и христианства. Мир воспринимался как прекрасное Божие творение. Выделяли Божественную сущность человеческой души.
Роль городов.В IV-Vвв. крупнейшими городами были: Александрия, Антиохия (Сирия), Эдес (Месопотамия), Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея (Малая Азия), Фессалоники и Коринф (Европейская часть). Особую роль играл Константинополь, уже в IV в. он стал крупнейшим торгово-ремесленным центром, его называли «Мастерской вселенной». В порт прибывали суда из разных стран. Росло также его значение как культурного и религиозного центра. Шло строительство светских зданий, зрелищных сооружений, храмов.
Роль церкви. Византия – это государство-империя. Император имел неограниченную власть. Он считался смертным, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Императоры показывали себя верными сынами церкви, хотя оказывали глубокое влияние. Церковь воздействовала на общество, вела борьбу с ересями (отклонялись от официального учения).ВIX в. Восточная церковь (православная) обособилась от Западной (католической). В 1054 году произошел раскол церкви, они стали независимыми ответвлениями от христианства. Сама Византия отделилась от западного христианства.
Первые столетия существования Византии (сер.IV-первая пол.VII вв.).
Первые столетия существования Византийского государстваможнорассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия. В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и становления феодального общества коренные сдвиги происходят во всех сферах духовной жизни Византии. Рождается новая эстетика, новая система духовных и нравственных ценностей, более соответствующая складу мышления и эмоциональным запросам средневекового человека. Патристическая литература, библейская космография, литургическая поэзия, монашеская повесть, всемирная хроника, христианские жития, пронизанные религиозным миросозерцанием, мало-помалу овладевают умами византийского общества и приходят на смену античной культуре.
Расцвет византийского искусства раннего периода связан с укреплением могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это время воздвигаются великолепные дворцы и храмы. Непревзойденным шедевром византийского творчества стал построенный в 30-х годах VI в. храм св. Софии. Впервые в нем была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного куполом. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота и драгоценной утвари, сияние множества лампад создавали иллюзию беспредельности пространства собора, превращали его в подобие макрокосмоса, символически приближали к образу Вселенной. Недаром он всегда оставался главной святыней Византии. Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в Равенне - поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты.
В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний. В основе его лежит опыт мастеров Востока и Запада, пришедших независимо друг от друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже различные направления и школы. Столичная школа, например, отличалась великолепным качеством исполнения, утонченным артистизмом, живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой школы были мозаики в куполе церкви Успения в Никее. Образы становятся более аскетичными, не только чувственному, но и эмоциональному моменту в таком искусстве уже нет места, зато духовность достигает необычайной силы.
Спадом культурного развития были века не затихающих споров между сторонниками и противниками икон, требовавшими ограничений в живописных изображениях. В период иконоборчества (726-843) была сделана попытка официального запрещения икон. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочиненийИоанн Дамаскин (700-760). По его мнению, икона принципиально отличается от идола. Она является не копией или украшением, а иллюстрацией, отражающей природу и сущность божества.
3."Македонский ренессанс" (867-1057).
В период правления македонской династии отмечался расцвет математики, естественных наук (были составлены энциклопедии по медицине, агротехнике), военного дела. Ученые, богословы, философы, поэты, историки и ораторы создавали шедевры литературы и искусства.
Император Константин VII Багрянородный, занимавший византийский трон с 913 по 959 год, сам занялся титаническим трудом, приводя в порядок всю сумму знаний своей эпохи. Обладая литературным талантом, он написал ряд медицинских, исторических и сельскохозяйственных трактатов. Он также собрал воедино и обработал множество жизнеописаний святых в собственной мастерской. До нас дошли удивительные миниатюры так называемой Парижской Псалтири, видимо, скопированные с александрийской рукописи IV века, проникнутые прелестью античности. В эту же эпоху работал выдающийся историк Лев Диакон.
Столица империи в этот период поражала своей почти сказочной роскошью и великолепием. Полная парадного блеска, роскошных храмов, драгоценных украшений, сверкающих дворцов, она производила неотразимое впечатление на гостей. В обществе усилилась тяга к роскоши и изяществу. Процветали ювелирное дело, прикладные искусства. При украшении произведений прикладного искусства практически всегда использовались античные сюжеты.
Резко увеличилось количество монастырей. Каждый император, видный сановник, полководец возводил свои монастыри, наделяя их богатыми владениями. Крупнейшие монастыри вмешивались в политику, светские же лица в борьбе за власть искали поддержки монашества. Центром духовной, мистической жизни Византии, а потом и всего Востока в этот период стал Афон.
Началось воссоздание мозаик Софийского собора, уничтоженных в период "иконоборчества".
Изобразительное искусство, связанное с церковью, продолжало развиваться в рамках строжайших иконографических канонов, однако, случались и поразительные исключения из правил - мозаика Богоматери в апсиде Софийского собора. Созданная неизвестным автором, эта мозаика не имеет ничего общего с иконографическими канонами. Богоматерь здесь гораздо больше напоминает мадонну эпохи возрождения, чем современных ей мадонн византийского письма. Однако, сидящая в золотом сиянии женщина и ее сын настолько прелестны, что патриарх Фотий вынужден был заметить: "Видимо, искусство живописца вдохновлено было свыше: так верно подражает он природе". Да, каноны существовали, но истинный талант просто сметал их со своего пути, и отцы церкви склонялись перед его творением. В ту эпоху ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске в частности) приобрели столичные школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники.
В это время был создан один из наиболее изысканных образцов крестово-купольного храма, получивший название храма "на четырех колонках". В отличие от огромных просторных храмов ранней Византии, это были небольшие по размеру постройки, производящие впечатление необыкновенной легкости. Подкупольные арки опирались не на столбы, а на изящные, тонкие колонны. Благодаря широким проемам в стенах и окнам в куполе, здание было пронизано светом. Пожалуй, ни в одной другой архитектуре зодчим не удавалось добиться такого полного отражения в материи духовного начала. Пример - северная церковь монастыря Липса.
4."Комниновский ренессанс" (1057-1204 г.).
В этот период наблюдались те же тенденции борьбы между религиозной и светской культурой. В литературе бурно развивались светские жанры (сатира, любовная лирика, куртуазный роман). Завоевали огромную популярность бродячие певцы, мимы и актеры. Усилилась тяга к роскоши и изяществу, процветали все виды декоративно-прикладного искусства (в т.ч. искусство орнамента, перегородчатой эмали). Процветает меценатство, при дворах знати создаются "ученые кружки". Невежество и неграмотность становятся предметом насмешек.
В живописи, несмотря на сохранение канона, усложнилась техника, усилилась индивидуализация образов, видимо, изменился идеал красоты. Приведенные иллюстрации показывают, каких вершин искусства достигла техника мозаики - лица Христа и Богоматери будто написаны светящимися красками, а не выложены из отдельных кусочков стекла. Они кажутся живыми, будто под кожей течет кровь.
К этому же времени относится работа неизвестного столичного мастера, жемчужина мирового искусства и главная святыня России - Богоматерь Владимирская.
В архитектуре, начиная с XI века, наблюдается тяга к внешнему украшению храмов, которая отсутствовала в более ранние периоды. Окна украшают глубокими нишами, из кирпича (плинфы) выкладывают орнаменты - круги, кресты, вводят в кладку глазурованные плитки, сочетают кирпичную кладку со светлым камнем.
5."Палеологовский ренессанс" (1261-1453)
Это последний период существования Византии и время последнего расцвета ее культуры.
Основная тенденция этой эпохи как в живописи, так и в архитектуре - изживание монументальности (храмы более живописны, пропорции более хрупкие – церковь Апостолов в Солуни).
Было создано немало оригинальных произведений как церковной, так и светской архитектуры. В целом, размеры построек стали значительно скромнее. Это было вызвано, с одной стороны, оскудением империи после разграбления ее крестоносцами (1204-1261гг.), с другой стороны, философией нового ощущения контакта с Богом - не путем общей молитвы, а через индивидуальное внутреннее сосредоточение. Новые храмы все более тяготеют к центрическим постройкам.
Вывод.
Влияние Византии на народы разных стран прослеживается во всех сферах культурной деятельности:
1.В области материального производства это влияние связано с тем, что искусные ремесленники, строители, ваятели, грамотные переписчики старинных рукописей, ювелиры, стеклоделы являли завоеванным и торгующим с Византией народам образцы высокого мастерства, которое перенималось.
2.Греческие мастера принимали участие в возведении православных храмов в разных странах, в частности в Киевской Руси (Чернигове, Киеве, Москве и других городах).
3.От византийских мастеров вошло в практику украшение церквей фресками и мозаиками. Внедрена практика иконопочитания и написания икон.
4.Влияние Византии очевидно в области религиозной идеологии. Религиозная философия, богословие, догматика, литургия, обрядность системы этических и эстетических ценностей были переданы в разные страны, в том числе на Русь.
5.С помощью Византийских священников в 988 г. была крещена Русь. Монастыри и пустынножительство пришло также из Византии. У Византии русские идеологи заимствовали обряд венчания на престол, царские одежды, этикет, атрибуты власти, гербы, многие христианизированные научные знания, переводы книг и т.д.
Чтобы полностью ознакомиться с презентацией, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Презентации на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Презентации для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Презентация, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.