Studrb.ru банк рефератов

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по микроэкономике »

Курсовая работа: Аналитика: исследование российских товарных рынков

Аналитика: исследование российских товарных рынков [12.01.15]

Тема: Аналитика: исследование российских товарных рынков

Раздел: Бесплатные рефераты по микроэкономике

Тип: Курсовая работа | Размер: 41.78K | Скачано: 27 | Добавлен 12.01.15 в 00:14 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Тула 2014


Содержание:

Введение 3 ст.

I.Товарный рынок 4-10 ст.

1.1 Классификация товарных рынков 5-8 ст.

1.2 Характеристика товарных рынков 8-10 ст.

II.Развитие товарных рынков в России 11-13 ст.

III.Товарный рынок машиностроения 14-18 ст.

3.1 Проблемы развития машиностроительного рынка 16 ст.

3.2 Перспективы развития машиностроения 16-18 ст.

Заключение 19 ст.

Список литературы 20 ст.

 

Введение

Важную роль в современном мире занимает  экономика. Одним из особых разделов данной науки является микроэкономика.

Микроэкономика – это область экономической науки, связанная с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, в основном предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, принятие ими решений в отношении объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. Микроэкономика изучает также рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена, потребления.

В данной курсовой работе будет рассмотрено такое понятие, как товарные рынки России. 

Товарные рынки – это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Цели данной курсовой работы дать подробную характеристику и классификацию товарных рынков, рассмотреть их виды, исследовать рынок машиностроения России.

 

  1. Товарный рынок.

Товарный рынок - согласно ГОСТ Р 51303-99 - рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг. [2]

Данный рынок делится на рынки следующих товаров:

  1. Потребительских и инвестиционных товаров;
  2. сырьевых товаров и готовых изделий.

Рынок потребительских товаров характеризуется прежде всего массовостью производства и сбыта этих товаров. Другой важный момент — рост доли товаров длительного пользования, т.е. тех, которые используются в течение долгого времени, обычно в течение нескольких лет (дома, легковые автомобили и др.).

Рынок инвестиционных товаров характерен тем, что на нем товары покупаются в основном фирмами, а не домашними хозяйствами. При этом нередко количество покупателей и продавцов немногочисленно (например, на рынке магистральных самолетов).

На рынке сырьевых товаров идет торговля прежде всего сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, промышленным сырьем, а также энергоносителями и энергией. Сравнительно небольшое разнообразие этих товаров позволяет организовать биржевую торговлю многими из них в отдельных странах и в мире в целом (например, на Лондонской бирже металлов). Значение торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием в мире постепенно уменьшается, значение торговли энергоносителями и энергией сохраняется.

Рынок готовых изделий в целом растет быстрее сырьевого рынка. Готовые изделия доминируют во внутренней торговле большинства стран, а также в мировой торговле товарами.[6]

 

1.1 Классификация товарных рынков.

Товарные рынки разнообразны. Классифицируются они по нескольким признакам:

  1. По территориальному признаку выделяют:
  1. По организационной структуре выделяют:
  1. Немаловажным признаком классификации является характер рыночной власти (степень конкуренции). Это способность одного участника сферы обмена контролировать, изменять и назначать цену товара независимо от итоговой деятельности, конкуренции, поведения других участников.

Различают рынки:

  1. По товарно-отраслевому признаку.

Такая классификация связана с тем, что статистика международных организаций (в том числе ООН) строится по отраслевому признаку.

  1. По характеру конечного использования продукта:
  1. По срокам использования товара:
  1. По сфере общественного производства:
  1. По степени регулируемости:

 

1.2 Характеристика товарных рынков.

Товарные рынки представляют собой систему экономических связей:

  1. Между производителями и потребителями:
  1. Внутри групп производителей или потребителей:

Структурные элементы рынка:

Для каждого товарного рынка характерно свое сочетание этих элементов, которое характеризуется конъюнктурой.

Конъюнктура - это совокупность признаков, характеризующая текущую ситуацию на рынке, которая определяется сочетанием факторов и условий и выражается определенным соотношением спроса, предложения и динамики цен.

Любой товарный рынок характеризуется показателями, основными из которых являются:

  1. Емкость рынка - определяется объемом товаров, реализованных на рынке в течение определенного промежутка времени (обычно за год);
  2. Потенциальная емкость рынка — это показатель общего объема закупок товара, которые могут быть совершены в течение определенного отрезка времени всеми покупателями данного рынка (можно по каждому сегменту);
  3. Доля рынка — это отношение объема проданных товаров фирмы к потенциальной емкости рынка данного товара. Этот показатель достоверно отражает результаты деятельности предприятия;
  4. Инфраструктура рынка представляет собой обслуживающую часть любой функциональной структуры.

Инфраструктура включает:

В настоящее время действующая инфраструктура товарных рынков характеризуется неразвитостью и деформированностью, что препятствует снижению уровня трансакционных издержек при перемещении товаров на рынке. В Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков отмечается, что для товарных рынков Российской Федерации в настоящее время характерными являются низкий уровень культуры рыночных отношений, недостаточное нормативное обеспечение, склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств, высокая степень монополизации экономики.

Наблюдается неравномерность расположения посреднических организаций на территории России. Организации оптовой торговли располагают складскими помещениями общей площадью 63 млн. кв. м, однако загрузка складских площадей не превышает 40-60%. [6]

 

  1. Развитие товарных рынков в России

Товарный рынок в России находится в стадии своего становления. Это рождает ряд проблем в его функционировании. Самыми важными недостатками, которые необходимо устранить, являются:

  1. Отсутствие четкой системы сбыта. Многие производственные предприятия недостаточно продумывают и организуют сбыт произведенного товара, в результате чего произведенный товар остается на предприятии и не доходит до потребителя. Чтобы исправить данную ситуацию, предприятию не следует начинать производство до тех пор, пока не налажен сбыт;
  2. Недостаточная развитость рынка оптовых посреднических организаций, отсутствие их многофункциональности. При развитом торговом рынке оптовые посреднические организации часто играют доминирующую роль в процессе торгового оборота в силу того, что посреднические организации стали самодостаточным звеном, они освободили производителя от необходимости организовывать сбыт своих товаров. В силу этого предприятие передает свой товар посредникам, после чего сбыт товара идет по профессионально налаженной посредниками схеме без участия изготовителя;
  3. Слабое развитие розничных торговых сетей. В современной России мало правовых механизмов контроля над розничными торговыми сетями. В настоящее время продолжается разработка нормативных документов, изменений в законы и иные нормативно правовые акты. Продолжается процесс совершенствования технического регулирования в РФ. Пик принятия основных законов по развитию товарного рынка пришелся на 2002–2004 гг.

Несмотря на то, что рынок развит слабо, Россия оказывает заметное влияние на формирование цен на такие товары как энергоносители и металлы, являясь одним из крупнейших в мире поставщиков этих товаров. В последнее время много говорится о необходимости развития товарного рынка в России, в частности, о создании нефтяной биржи, об организации рынков зерна и т.д. Многие наши крупные металлургические, нефтяные, лесные компании уже торгуют на рынках развитых западных стран. Эти рынки складывались не один десяток лет и их структура, несомненно, окажет сильнейшее влияние на процесс формирования таких рынков в России.

В то же время, например, российской алюминиевой отрасли удалось сохранить свой производственный потенциал и конкурентоспособность, правда, за счет устойчивой олигополии, представленной такими гигантами, как КрАЗ, БрАЗ, СаАЗ, ИркАЗ. Российские алюминиевые фирмы приближаются сегодня к вертикально-интегрированным компаниям западного типа, в составе которых имеются сырьевая база, глиноземный комбинат, перерабатывающий завод, инвестиционная компания. В своей маркетинговой стратегии эти компании отдают предпочтение гарантированному экспорту первичного алюминия, достигающему 80%-92% объемов производства.[7]

Для преодоления несовершенства торгового рынка в России необходимо проведение следующих мер:

 

  1. Товарный рынок машиностроения.

Автомобильный рынок показывает стабильный рост. На сегодняшний день объем российского рынка оценивается в 182 миллиарда долларов. Российский рынок считается самым перспективным бизнесом в мире на этот год. Стабильный рост – 15% в год. На сегодняшний день с подержанными автомобилями емкость рынка составляет не меньше чем 4,5 миллиона машин. На маркетинговом рынке автомобилей можно выделить 3 крупных сегмента.

  1. Грузовые автомобили (включительно и микро грузовые машины) – 42 миллиарда долларов.
  2. Легковые автомобили (включительно и микроавтобусы) – 100 миллиардов долларов.
  3. Автобусы – 40 миллиардов долларов.[5]

Детальный обзор сегментов рынка автомобилей.

Легковые автомобили:

 Объем сегментного рынка на 2012 составляет 100 миллиардов долларов. Направлением рынка оказалось снижение цен на автомобили и выгодные условия кредита. Преобладают в большой степени иномарки, и последующие 5 лет их процент будет расти, что приведет к снижению производства отечественных автомобилей. Снижение цен на европейские и отечественные автомобили еще произошло из-за выхода на рынок китайских моделей автомобилей.

Рынок грузового авто:

Объем денежных средств оценивается в 42 миллиарда долларов. Сегмент грузового авто можно подразделить на 4 подсегмента.

  1. Азиатские грузовики. Спрос у компаний, которые связанные с малыми каждодневными перевозками.
  2. Европейские грузовики. Большой спрос у средних промышленных компаниях.
  3. Российские грузовики. Большой спрос в основном у крупных промышленных компаниях.
  4. Американские грузовики.Большой спрос у тех компаний, которые работают с дальнейшими и тяжелыми грузовыми перевозками.

Автобусный рынок:

Емкость оценивается в 40 миллиардов долларов. Этот сегмент подразделяется на 2 подсегмента:

  1. Автобусы зарубежного производства.
  2. Автобусы отечественного производства.

Больше спрос на зарубежного производителя, это связано с лучшим качеством и приемлемыми ценами. В России за 2011 год было закуплено 385000 автобусов импортного производства и 200000 российского производства.

Выпуск автомобилей марки "ЗИЛ" за последние годы сократился в 20 раз — с 210 тыс. до приватизации до 10 тыс. — в ее итоге. Производство легковых автомобилей на ЗИЛе составляет всего лишь несколько штук в год.  Только один завод "большой четверки" — ГАЗ — более или менее устоял, вовремя перейдя на производство экономичных и популярных "Газелей". "КамАЗ" разработал грузовик нового поколения и приступил к реализации программы по его освоению.  Oднако и в эту отрасль, как и во многие другие, пущен иностраный капитал: комплектующие будут поставляться из-за рубежа, постепенно захватывая этот рынок.

На глобальном рынке Россия выступает в качестве чистого импортера машиностроительной продукции. Объем отраслевого импорта составляет 15 млрд долл., экспорта – всего 2 млрд долл. Основным торговым партнером России выступают страны Европейского союза, на которые приходится до 90% машиностроительного импорта.

В особенно тяжелом положении находится российское станкостроение. Уровень производства станков упал в России с 70 тыс. штук в 1991 г. до 3 тыс. в 2012 г., то есть более чем в 20 раз. Физическая и моральная изношенность основных фондов, в первую очередь металлообрабатывающего оборудования, достигает 70%.

Резкое сокращение станкостроительной промышленности вынудило некоторые крупнейшие машиностроительные заводы развивать станкостроение на собственной базе. После принятия программы технического перевооружения предприятий ОПК затраты на металлорежущее оборудование в России возросли с 1,2 млрд долл. в 2010 г. до 1,3 млрд долл. в 2011 г. Этих сумм достаточно на поставку примерно 30 тыс. ед. не самого современного оборудования.[5]

 

3.1 Проблемы развития машиностроительного рынка.

Основными проблемами развития машиностроительного комплекса являются:

  1. Технологическая отсталость ряда производств, высокая материало- и энергоёмкость, низкая производительность труда и, как следствие, высокая себестоимость производимой продукции;
  2. устаревшее оборудование и, как следствие, низкое качество продукции, невысокая конкурентоспособность на внутреннем и на внешнем рынке;
  3. невысокая конкурентоспособность, и, как следствие, недостаточный объём заказов, давление импортной продукции, нехватка инвестиционных средств для закупки нового оборудования;
  4. недостаток финансовых ресурсов;
  5. дефицит квалифицированных кадров;
  6. агрессивная ценовая политика крупных транснациональных компаний, выходящих на отечественный рынок.

 

3.2 Перспективы развития машиностроения.

Прогноз выпуска условно-чистой продукции машиностроения, млрд долл.

 

2002 г.

2005г.

2012 г.

2015 г.

2020 г.

2025 г.

Бразилия

11,0

13,2

14,2

 

18,8

22.6

 

27,2

Китай

28,2

58,4

161,4

 

248,0

 

329,4

 

410,1

 

Индия

6,3

8,4

 

12,8

19,3

 

26,0

34,4

 

Япония

89,7

 

96,2

66.2

 

75.4

81.0

86,3

 

Россия

9,8

10,8

12, 1

14,9

17,6

20,8

США

123,7

 

124,5

103,0

 

115,5

129,7

 

144,9

 

ЕС

158,0

160,8

 

157,5

 

178,3

193,2

 

204,7

 

В среднесрочной перспективе, в мировом машиностроении будет происходить усиление позиций развивающихся стран, особенно Китая. Общий объем произведенной машиностроительной продукции возрастет с 530 млрд долл. в 2010 г. до 930 млрд долл. к 2025 г., что соответствует ежегодному приросту в 3,8%. Обращает на себя внимание, что Россия будет продолжать отставать по общим объемам выпуска машиностроительной продукции от всех ведущих стран мира.[7]

 

Заключение

Для повышения спроса в отраслях машиностроения целесообразно ограничить закупки за рубежом техники, аналоги которой выпускаются или могут выпускаться в России. Это позволит повысить загрузку производственных мощностей. Вместе с тем необходима государственная поддержка тех подотраслей машиностроительного комплекса (прежде всего оборонных), чьи производственные мощности позволяют провести техническое перевооружение производственного аппарата страны. Для реализации структурно-инвестиционной политики страны необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях значительные средства.

Таким образом, в перспективе в России имеются предпосылки для стабилизации и последующего подъема товарных рынков на основе государственного протекционизма внутреннего спроса на промышленные товары, загрузки крупных промышленных предприятий, а также стимулирования развития малого и среднего предпринимательства.

 

Список литературы:

  1.  Микроэкономика: учебник для бакалавров/ И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова, Е.В. Иванова и др.; под ред. Г. А. Родиной, С.В. Тарасовой. –М.: Издательство Юрайт, 2012. – 263 ст.;
  2. Энциклопедический словарь экономики и права;

Сколько стоит заказать работу?

Бесплатная оценка

0
Размер: 41.78K
Скачано: 27
Скачать бесплатно
12.01.15 в 00:14 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.